Научная статья на тему 'Акмолинское областное правление в начале ХХ века: структура, компетенция, основные направления деятельности'

Акмолинское областное правление в начале ХХ века: структура, компетенция, основные направления деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOVERNOR / MANAGEMENT / AKMOLA REGION / STEPPE GOVERNOR-GENERAL / ADMINISTRATION / ГУБЕРНАТОР / УПРАВЛЕНИЕ / АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / СТЕПНОЕ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВО / АДМИНИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гермизеева Виктория Викторовна

В статье рассмотрены структура и компетенция областного правления, являвшегося высшим административным учреждение в Акмолинской области. Показаны изменения, произошедшие в составе общего присутствия, в организации деятельности канцелярии и распределении функций между отделениями правления. Обращено внимание на проблемы, возникавшие в ходе работы учреждения и попытки их решения местными губернаторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Akmola regional government in early XX century: structure, competence, main lines of activity

The structure and competence of the Akmola regional administration, which was the highest administrative institution of the region, is considered in the article. The changes that occurred in the composition of the general presence are shown in the organization of the activities of the office and the distribution of functions between the offices of management. Attention is drawn to the problems that arose during the work of the institution and attempts to resolve them by local governors.

Текст научной работы на тему «Акмолинское областное правление в начале ХХ века: структура, компетенция, основные направления деятельности»

УДК 94(571)

в. в. гермизеева

Омский государственный технический университет, г. Омск

акмолинское областное

правление в начале хх века: структура, компетенция,

основные направления деятельности

В статье рассмотрены структура и компетенция областного правления, являвшегося высшим административным учреждение в Акмолинской области. Показаны изменения, произошедшие в составе общего присутствия, в организации деятельности канцелярии и распределении функций между отделениями правления. Обращено внимание на проблемы, возникавшие в ходе работы учреждения и попытки их решения местными губернаторами. Ключевые слова: губернатор, управление, Акмолинская область, Степное генерал-губернаторство, администрация.

В последнее десятилетие отмечается повышение интереса исследователей к проблемам организации местного управления XIX —начала XX вв. Появилось большое количество работ, в которых объектом изучения является структура и деятельность административных учреждений в лице губернаторов и губернских правлений (А. В. Палин, С. В. Лю-бичанковский, А. С. Минаков и др.). В монографии

A. В. Палина анализируются структура, компетенция, состав Томского губернского управления за весь период существования с 1895 по 1917 гг. [1]. На примере деятельности администраций Вятской, Пермской, Уфимской и Оренбургской губерний в период 1892—1914 гг. С. В. Любичанковский делает вывод о существовании кризиса власти в Российской империи в целом [2]. Кроме того, ряд диссертационных исследований последних 10 — 15 лет посвящен тем или иным аспектам работы губернских правлений второй половины XIX —начала XX вв. (работы Е. А. Труниной, Г. В. Павловой,

B. А. Тюрина и др.).

Цель данной статьи — рассмотреть структуру, компетенцию и основные направления деятельности Акмолинского областного правления.

В начале ХХ в. административное управление Акмолинской областью устанавливалось «Степным положением» 1891 г. и состояло из губернатора, а также областного правления, включавшего общее присутствие и канцелярию. Губернаторы являлись председателями различных совещательных учреждений: присутствий, комитетов и комиссий, дополнявших деятельность областного правления при решении важнейших вопросов.

Общее присутствие действовало в составе губернатора, вице-губернатора, советников и начальников отделений. До 1909 г. в него не входили: управляющий государственными имуществами, управляющий казенной палатой (или заменяющие их лица), председатель окружного суда и прокурор. В связи с важностью переселенческого вопроса в 1909 г. в состав общего присутствия были введе-

ны заведующие переселенческим делом, с предоставлением им решающего голоса при обсуждении подведомственных им дел и совещательного — по прочим административным вопросам. В общих присутствиях были сосредоточены дела по составлению различных отчетов, открытии ярмарок, по рассмотрению жалоб, по хозяйственному управлению (рассмотрение и утверждение контрактов, разного рода торги, решение вопросов о несостоятельности), по устройству полицейских учреждений в городах и уездах и т.п.

Канцелярия Акмолинского областного правления состояла из семи отделений во главе с советниками или начальниками отделений (два распорядительных, крестьянское, врачебное, ветеринарное, строительное, межевое (с 1906 г.). В каждом отделении общие вопросы объединялись в специальные делопроизводства (или столы). По штатам 1891 г. в учреждении было предусмотрено всего восемь делопроизводителей и их помощников, в то время как в Тобольском губернском управлении их было 16. Подобное обстоятельство вело к увеличению нагрузки на каждого отдельно взятого служащего и часто было причиной медленного разрешения дел.

В первом отделении Акмолинского областного правления среди общих вопросов велись тюремные дела (в Тобольской и Томской губерниях они рассматривались особым штатом служащих во главе с тюремным инспектором). Например, в июле 1902 г. под руководством губернатора Н. И. Сан-никова было проведено заседание по вопросу содержания под стражей политических арестантов [3]. После 1905 г. в отделении были сосредоточены документы по образованию сектантских и старообрядческих общин, по регистрации обществ и союзов. Кроме того, среди материалов этого структурного подразделения можно встретить журнальные постановления о незаконных действиях чинов омской городской полиции [4].

В ведении второго отделения находились дела о преступлениях и проступках должностных лиц,

составлялись отчеты о расходах и доходах областных учреждений по ведомству МВД, собирались сведения о ценах на различные товары.

Во врачебном отделении сосредотачивалась переписка о состоянии народного здравия, о борьбе с эпидемиями, по снабжению медикаментами и пособиями сельских лечебниц и врачебных пунктов. Это отделение вместе с губернатором отвечало за обеспечение населения области квалифицированной медицинской помощью.

В ветеринарном отделении был сосредоточен весь надзор по ветеринарной части, осуществлялось руководство мероприятиями, направленными на предотвращение эпизоотий. Доклад по этим вопросам в общем присутствии был возложен на ветеринарного инспектора.

Дела о продовольственном обеспечении крестьянского населения, об открытии сельских ярмарок, переписка по ревизиям делопроизводства крестьянских начальников и по жалобам на проступки по их службе находились в ведении крестьянского отделения. В отчете акмолинского губернатора А. Н. Неверова за 1910, 1911 гг. отмечалось, что при областном правлении по штатам только один непременный член, который должен не только заведовать канцелярией крестьянского отделения, но и делать доклады, проводить ревизии, что существенно снижало качество работы и формировало у чиновников формальный подход к обязанностям [5]. Для решения проблемы губернатор ходатайствовал об учреждении в области еще двух подобных должностей. В итоге в 1912 г. была введена должность второго непременного члена по крестьянским делам Акмолинского областного правления.

Строительное отделение заведовало казенными зданиями, в нем составлялись и утверждались сметы на ремонтные и строительные работы и прочее. Дела по межевой части находились в ведении межевого отделения во главе с областным землемером.

Все документы после принятия по ним решения, а также в случае отсутствия в них необходимости в ходе текущей работы, сдавались в архив. Там же хранились дела, связанные с деятельностью различных комитетов, комиссий с участием чиновников областного правления. За работу этого структурного подразделения отвечал архивариус.

Помещение областного правления, мебель и все казенные вещи находились в ведении чиновника по экзекуторской и счетной части. Он наблюдал за состоянием комнат, отоплением и освещением.

В отделениях Акмолинского областного правления решались важнейшие вопросы, связанные со всеми сторонами жизни края. Это обеспечение продовольствием населения, организация медицинского обслуживания, борьба с эпизоотиями, надзор за работой уездных и полицейских учреждений, обеспечение общего благоустройства и многое другое. Согласно «Степному положению» 1891 г. областное правление пользовалось всеми правами и исполняло обязанности губернского правления, ведало делами по области, для которых не существовало особых учреждений [6, с. 33]. Ежегодно чиновники областного правления рассматривали десятки тысяч бумаг и разрешали тысячи дел. Так, за 1904 г. в отделениях областного правления было рассмотрено 2023 дела, 63370 входящих и исходящих документов. При этом основная нагрузка приходилась на первое и второе отделения, где были сосредоточены важнейшие вопросы управления. Акмолинские губернаторы осуществляли надзор

не только за деятельностью служащих, но и за состоянием делопроизводства в учреждении.

В качестве примера подобных мероприятий можно привести результаты ревизии Акмолинского областного правления, проведенной губернатором М. И. Романовым с декабря 1904 г. по январь 1905 г. По итогам проверки был сделан общий вывод об удовлетворительном состоянии делопроизводства в целом и высказаны замечания, выявленные в деятельности каждого структурного подразделения. Организация работы в областном правлении была четко регламентирована, что в теории должно было способствовать последовательному разрешению различных управленческих вопросов. Но на практике рассмотрение многих документов могло затянуться на месяцы и даже годы. Например, в ходе ревизии было установлено, что во втором отделении Акмолинского областного правления имелись дела, заведенные еще в 1893 г., но решения по ним так и не были вынесены. Кроме этого, в бухгалтерских книгах встречалось много исправлений, записи не всегда велись в хронологическом порядке, что создавало трудности при подготовке справок и других документов.

Не обошлось без замечаний при проверке делопроизводства строительного и врачебного отделений, наиболее распространенными были следующие: отсутствуют описи, не подшиты бумаги, нет отметок об окончании дел. Так, о состоянии делопроизводства врачебного отделения Акмолинского областного правления был сделан следующий вывод: «Дела с 1903 г. только стоят аккуратно сложенными в обложки, но что в обложках — лучше не трогать». Документы за 1904 г. имели «более приличный вид», но по-прежнему имелось много неисполненных бумаг [7, с. 1].

В то же время в отношении первого, а также ветеринарного, межевого, крестьянского отделений был сделан вывод об удовлетворительном состоянии делопроизводства. Но губернатор советовал служащим в дальнейшем так организовать работу, чтобы «журналы и бумаги составлялись более сжато, что сократит и труд, и время» [7, с. 1]. По окончании ревизии М. И. Романов высказал пожелания по поводу повышения эффективности работы учреждения и рекомендовал внести изменения в предметы ведения некоторых отделений областного правления: «в видах правильного распределения работы предлагаю розыски передать в первое отделение, а о справочных ценах на материалы во второе отделение, дела по выборам и утверждению управителей, брачные и разные жалобы киргиз из первого отделения передать в крестьянское» [7 с. 2]. Таким образом, в ходе подобных ревизий не только выявлялись злоупотребления и недостатки в работе отделений областного правления, но и предпринимались попытки по совершенствованию работы учреждения.

Часто работа «специальных» отделений — строительного, ветеринарного, врачебного осложнялась отсутствием лиц, имеющих необходимое образование. В Акмолинской области существовала серьезная нехватка врачей и фельдшеров, а также специалистов технического профиля.

Степные генерал-губернаторы и акмолинские губернаторы неоднократно обращали внимание на необходимость расширения штатов главного областного учреждения и более тщательного отбора чиновников. Так, губернатор В. С. Лосевский указывал на неудовлетворительный кадровый состав

Акмолинского областного правления, отмечая, что некоторые чиновники «не проявляют в своей служебной деятельности работоспособности, знания дела и умения руководить» [8]. Степной генерал-губернатор Е. О. Шмит во всеподданнейшем докладе за 1909 г. обращал внимание на недостаточность штатов большинства местных учреждений, в том числе и областного правления. Он указывал, что в связи с политикой переселения численность населения имела тенденцию к росту, а это, в свою очередь, увеличивало нагрузку на управленческий аппарат [9, с. 21, 22]. В отчете за 1912 г. Е. О. Шмит вновь акцентировал внимание на состоянии Акмолинского областного правления, отмечая, что темп его работы «едва успевает за быстрым ходом развивающейся в крае жизни» [10, с. 17]. Таким образом, для оптимизации деятельности учреждения местные администраторы просили центральные власти увеличить жалованье чиновников, расширить существующие штаты, с учетом изменений, произошедших в крае с конца XIX в. Но подобный подход даже при условии реализации мог только незначительно решить существующие проблемы.

В целом, изменения в структуре и компетенции Акмолинского областного правления в начале ХХ в. были минимальны и сводились к перераспределению функций между отдельными отделениями и введению новых членов в состав общих присутствий. Деятельность областного правления усложнялась по мере роста населения, одной из причин которого была политика переселения крестьян в Сибирь и Степной край. В этих условиях необходим был более радикальный пересмотр существующей управленческой модели с целью предоставления местной власти более широких полномочий для принятия самостоятельных решений по вопросам регионального значения. В случае введения земских учреждений появилась бы возможность освободить

областное правление от целого ряда хозяйственных проблем. Но в рассматриваемый период решение этих вопросов зашло в тупик и так и не было реализовано.

Библиографический список

1. Палин А. В. Томское губернское управление (1895 — 1917 гг.): структура, компетенция, администрация. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 187 с. ISBN 5-202-00639-Х.

2. Любичанковский С. В. Губернская администрация и проблема кризиса власти в позднеимперской России (на материалах Урала, 1892—1914 гг.). Самара; Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. 750 с.

3. Исторический архив Омской области (далее — ГИА-ОО). Ф. 190. Оп. 1. Д. 34. Л. 66.

4. ГИАОО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 93. Л. 81-139.

5. Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 1284. Оп. 194. Д. 115. Л. 78.

6. Степное положение 25 марта 1891 г. СПб.: Типография МВД, 1891. 208 с.

7. Приказ военного губернатора Акмолинской области. Омск, 1905. 50 с.

8. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 22. Л. 3.

9. Всеподданнейший доклад Степного генерал-губернатора генерала от кавалерии Шмита о состоянии и нуждах колонизационного дела в Степном крае за 1909 г. Омск, 1910. 24 с.

10. Всеподданнейший отчет Степного генерал-губернатора генерала от кавалерии Шмита о состоянии и нуждах Степного края за 1912 г. Омск, 1913. 24 с.

ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Отечественная история». Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.06.2017 г. © В. В. Гермизеева

Книжная полка

Мунчаев, Ш. М. История Советского государства / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2017. - 720 с. - ISBN 978-5-468-00149-3.

В начале 90-х гг. XX в. советское многонациональное государство, просуществовавшее более 70 лет и, бесспорно, оказавшее огромное влияние на ход мировой истории, сошло с международной политической арены. В результате образовался ряд новых государств, изменивших геополитическую карту мира. Один из важнейших вопросов современной истории: почему столь неожиданно распался СССР? Для того чтобы обоснованно ответить на этот вопрос, следует знать не только современную историю России, но и ее прошлое, и прежде всего историю СССР.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для читателей, интересующихся отечественной историей.

Федоров, В. А. История России 1861-1917 гг. (с картами) : учеб. / В. А. Федоров. - 5-е изд., исправ. -М. : Юрайт, 2017. - 373 с. - ISBN 978-5-9916-8431-6.

Книга является продолжением учебников под редакцией Н. И. Павленко «История России с древнейших времен до конца XVII века» и «История России 1700-1861 гг.» и охватывает период с отмены кре- Т постного права до Февральской революции 1917 г. Подробно освещаются проблемы социально-экономического развития страны, внутренняя и внешняя политика, освободительное движение. Отдельные главы посвящены истории культуры и Русской Православной церкви. Издание снабжено историко-географиче-скими картами. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется историей России.

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.