— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/3034-3364-2024-3-1 УДК 316.7
Attribution
сс by
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Стеценко В.В.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет
Аннотация. Актуальность темы исследования определяется национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, стратегическими показателями и задачами национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности». Цель статьи состоит в рассмотрении тенденций в деятельности организаций в сфере культуры. Объектом исследования являются организации культуры, методами исследования -статистический метод, анализ и синтез, дедукция и индукция. Получены следующие результаты. В рамках указа Президента РФ об основах государственной культурной политики, федеральных законов в сфере организаций культуры и государственной программы «Развитие культуры», официальных статистических данных показаны тенденции и динамика развития организаций в сфере культуры. Основной вывод состоит в том, что организации в сфере культуры осуществляют значительную культурную деятельность по созданию, сохранению, распространению, освоению культурных ценностей, предоставлению культурных услуг населению. Вместе с тем, многие проблемы остаются нерешенными. Их решение обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной культурной политики, окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития.
Ключевые слова: культура, государственная культурная политика, культурная деятельность, организации в сфере культуры, культурное наследие, креативная индустрия.
ACTIVITIES OF ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF CULTURE
Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Vladimir V. Stetsenko3
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,
2South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics
Abstract. The relevance of the research topic is determined by the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and for the future up to 2036, strategic indicators and objectives of the national goal «Realizing the potential of each person, developing his talents, educating a patriotic and socially responsible personality». The purpose of the article is to consider trends in the activities of organizations in the field of culture. The object of research is the organization of culture, the methods of research are the statistical method, analysis and synthesis, deduction and induction. The following results were obtained. Within the framework of the decree of the President of the Russian Federation on the fundamentals of state cultural policy, federal laws in the field of cultural organizations and the state program «Development of culture», official statistical data, trends and dynamics of development of organizations in the field of culture are shown. The main conclusion is that organizations in the field of culture carry out significant cultural activities for the creation, preservation, dissemination, development of cultural values, and provision of cultural services to the population. However, many problems remain unresolved. Their solution will ensure the development of the cultural sphere in accordance with the priorities and goals of the state cultural policy, and will have a significant impact on the achievement of national development goals.
Keywords: culture, state cultural policy, cultural activities, cultural organizations, cultural heritage, creative industry.
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
Введение.
Целевыми показателями и задачами национальной цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности» являются:
- обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 % проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к 2030 году и не менее 80 % таких проектов к 2036 году;
- повышение к 2030 году удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества [1].
Культура представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей - этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских [2].
Организации в сфере культуры осуществляют культурную деятельность, представляют культурные блага.
Под культурной деятельностью понимается деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
Культурная деятельность многообразна и представляет собой деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, предоставлению культурных благ в области культурного наследия.
Культурными ценностями являются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты [3].
Результаты. Обсуждение.
В 2022 году сфера культуры включала 87,9 тыс. государственных и муниципальных организаций, учреждений культуры, работало свыше 610,5 тыс. человек, посещаемость мероприятий составила 1 млрд 875,9 млн руб., посещений, в расчете на одного человека в среднем - 12,8 посещения [4]. Вместе с тем, существовал недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций, значительное сокращение сети культурно-досуговых учре-
ждений, ухудшение ассортимента и качества предоставляемых услуг, низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений. Здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев.
Динамику развития организаций в сфере культуры отражают следующие официальные статистические данные.
Рассмотрим две тенденции деятельности организаций в период с 2010 по 2022 год.
Первая тенденция означает, что увеличилось количество профессиональных театров с 547 до 666, численность зрителей - с 30,8 млн до 36 млн, в среднем на 1000 человек населения -с 210 до 245, соответственно зоопарков - с 20 до 35; посещений - с 6,4 млн до 13,1 млн; с 44 до 90, музеев - с 2047 до 3036; посещений - с 73,2 млн до 121,4 млн; с 499 до 827 [5].
Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве. В 2022 году было 78 театров оперы и балета, 385 - драмы, комедии и музыкальных, 186 -детских и юного зрителя, 17 - прочих. Осуществлялась поддержка творческой деятельности и техническое оснащение 165 детских и кукольных театров, 176 театров малых городов с населением до 300 тыс. человек [6].
Музей является некоммерческим учреждением культуры, созданным собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации [7]. С 2020 до 2023 года увеличилось количество музейных предметов, зарегистрированных в Государственном каталоге Музейного фонда, с 24,8 млн до 45,6 млн; 65 % от общего объема музейных предметов, подлежащих регистрации. Общее количество музейных предметов, подлежащих регистрации в Государственном каталоге, составляет 70 млн [6]. В 2023 году современным оборудованием оснащено 393 региональных и муниципальных музеев, продано 1,1 млн билетов в подведомственных музеях по Пушкинской карте на сумму более 437 млн рублей. На базе музеев новых регионов было открыто 16 центров для развития детей разных возрастов. Открылся новый Музейный центр Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, в нем имеются 8 экспозиционно-выставочных залов, работают Детский центр, эколаборатория, планетарий, кинозал на 240 мест, сувенирные магазины. Существует платформа ARTEFACT для создания мультимедиа-гидов с использованием технологий дополненной реальности для музеев.
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
Вторая тенденция существует в отношении цирков, их количество незначительно увеличилось с 62 до 68; вместе с тем, численность зрителей уменьшилась с 8,6 млн до 2,8 млн, на 1000 человек населения - с 59 до 18, сократилось количество организаций культурно-досугового типа с 54,8 тыс. до 41,8 тыс., общедоступных библиотек -с 51,2 тыс. до 41,1 тыс., библиотечный фонд: с 1 млрд. 027 млн до 819 млн экземпляров, на 1000 человек населения - с 7017 до 5591 экземпляра [5].
К организациям культурно-досугового типа относятся клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга; национальные культурные центры; центры традиционной культуры; дома ремесел и фольклора; культурно-спортивные и социально-культурные комплексы. В городах и поселках городского типа насчитывалось 5 тыс. организаций культурно-досугового типа, в сельской местности - 36,8 тыс. [6].
Для поддержки домов культуры в сельской местности и малых городах реализуется проект «Местный дом культуры»: выделено 1,1 млрд руб. для текущего ремонта и переоснащения 1645 домов культуры, в том числе более 250 млн руб. - на текущий ремонт, более 1350 млн руб. -на переоснащение. Из федерального бюджета выделено 4,9 млрд руб. для Программы по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности для 271 Дома культуры, в том числе на строительство - 45, реконструкцию - 4, капремонт - 222.
Библиотекой является информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам [8]. В городах и поселках городского типа их насчитывалось 8,5 тыс., сельской местности - 32,6 тыс. общедоступных библиотек, библиотечный фонд -536 млн и 283 млн экземпляров, всего зарегистрировано пользователей 51,7 млн человек: в городах и поселках городского типа - 34,7 млн и сельской местности - 17 млн [6].
Созданы единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций «Культура.РФ» в цифровой форме как информационная площадка общероссийских акций в сфере культуры, Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам [4]. Национальная электронная библиотека является федеральной государственной информационной системой, представляющая собой совокупность отобранных документов и сведений в электронной форме в соответствии с методикой отбора, доступ к которым предоставляется пользователям, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [8]. С 2021 до 2023 года увеличилось количество
объектов национальной электронной библиотеки с 5,36 млн до 5,6 млн, посещений - с 15 млн до 19 млн. Оцифрованы более 5 тыс. фильмовых материалов Госфильмофондом России, 8 тыс. книжных памятников. В 2023 году для комплектования фондов библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библ и отек федеральное финансирование составило 695 млн, закуплены свыше 1,5 млн печатных документов [6].
Кинематография - это область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, научной, технической, образовательной деятельности, направленной на создание и использование произведений кинематографии - художественных игровых, в том числе фильмов для детей и юношества, документальных неигровых, том числе научно-популярных, анимационных фильмов [9]. С 2020 до 2023 года увеличилось количество зрителей кинотеатров с 42,5 млн до 91,4 млн чел., кассовые сборы - с 10,7 млрд до 28,1 млрд руб., с 2019 года переоборудован 1371 кинозал [6].
Креативные (творческие) индустрии относятся к сферам деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и оказывают услуги, имеющие экономическую ценность, способствующие формированию гармонично развитой личности и росту качества жизни российского общества [2]. В рамках федерального проекта «Придумано в России» работают школы креативных индустрий, которые осуществляют дополнительное образование для детей в возрасте от 12 до 17 лет по направлениям - звукорежиссура и звуковой дизайн, электронная музыка, фото- и видеопроизводство, интерактивные цифровые технологии, дизайн, анимация и 30-графика. С начала реализации проекта создано 67 школ с охватом более 9,3 тыс. детей [6].
Существуют объекты культурного наследия, к которым относятся объекты недвижимого имущества, включая объекты археологического наследия, иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники [10].
С 1990 до 2013 года стало больше охраняемых государством недвижимых памятников истории и культуры - 46 тыс. и 180,1 тыс., в том числе памятников: археологии - 12 тыс. и 82,2 тыс., истории - 20,6 тыс. и 30,7 тыс., градостроительства и архитектуры - 11,1 тыс. и 61,4 тыс., искусства -2,3 тыс. и 4,1 тыс.
С 2014 до 2022 года увеличилось количество объектов культурного наследия с 91,7 тыс. до 99,7 тыс., в том числе памятники - с 86,6 тыс. до 87,7 тыс., ансамбли - с 4,3 тыс. до 9,8 тыс., досто-
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
примечательные места - с 0,8 тыс. до 2,2 тыс., сократилось количество объектов археологического наследия с 80,8 тыс. до 55,8 тыс. [5].
Следует отметить, что значительное количество памятников истории и культуры находятся в неудовлетворительном состоянии.
В сфере культуры заняты творческие работники, которые создают, интерпретируют культурные ценности, считают собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признаны или требуют признания в качестве творческого работника, независимо от того, связаны они или нет трудовыми соглашениями, являются или нет членами ассоциации творческих работников [3]. Средняя заработная плата работников учреждений культуры за январь-март 2024 года составила всего 59443 рубля, в том числе по формам собственности: федеральная -88833 руб., региональная - 67980 руб., муниципальная - 48538 руб. [12].
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индиви-
дуальных предпринимателей и физических лиц -61564 руб. Отношение средней заработной платы к оценке среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц равнялось всего - 96,6 %, федеральная собственность - 144,3 %, региональная - 110,4 %; муниципальная - 78,8 %.
Следует отметить, что имеется недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры, специалистов для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек, сократилась численность работников в ор культуры.
Заключение.
Деятельность организаций в сфере культуры имеет множество видов, форм, направлений. Поэтому предложенная в статье тема нуждается в дальнейшем исследовании.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
2. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
3. Закон Российской Федерации от 09 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
5. Российский статистический ежегодник. 2023. Статистический сборник. URL : rosstat.gov.ru
6. Публичная декларация целей и задач на 2024 год // Деятельность - Министерство культуры Российской Федерации. URL : culture.gov.ru
7. Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
8. Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
9. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
10. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
11. Федеральный закон от 06 января 1999 года № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
12. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-март 2024 года // Росстат - Рынок труда, занятость и заработная плата. URL : rosstat.gov.ru
— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
References:
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2024 №309 «On the National Goals of Development of the Russian Federation for the Period up to 2030 and for the Perspective until 2036» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
2. Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 № 808 «On Approval of the Fundamentals of State Cultural Policy» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
3. Law of the Russian Federation of October 09, 1992 № 3612-I «Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Culture» // GARANTEE System. URL : garant.ru
4. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 317 «On Approval of the State Program of the Russian Federation «Development of Culture» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
5. Russian Statistical Yearbook. 2023. Statistical Collection. URL : rosstat.gov.ru
6. Public Declaration of Goals and Objectives for 2024 // Activity - Ministry of Culture of the Russian Federation. URL : culture.gov.ru
7. Federal Law of May 26, 1996 № 54-FZ «On the Museum Fund of the Russian Federation and Museums in the Russian Federation» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
8. Federal Law of December 29, 1994 № 78-FZ «On Librarianship» // GARANTEE System. URL : garant.ru
9. Federal Law of August 22, 1996 № 126-FZ «On State Support for Cinematography of the Russian Federation» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
10. Federal Law of June 25, 2002 № 73-FZ «On Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
11. Federal Law of January 06, 1999 № 7-FZ «On Folk Art Crafts» // Sistema GARANT. URL : garant.ru
12. Results of federal statistical monitoring in the field of remuneration of certain categories of workers in the social sphere and science for January-March 2024 // Rosstat - Labor market, employment and wages. URL : rosstat.gov.ru
Информация об авторах
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Понеделков Александр Васильевич
доктор политических наук, профессор,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Стеценко Владимир Вадимович
старший преподаватель,
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophy, Professor,
Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration
Alexander V. Ponedelkov
Doctor of Political Sciences, Professor,
South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]
Vladimir V. Stetsenko
Senior Lecturer,
Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics [email protected]