Научная статья на тему 'Деятельность «Организации мусульманок-солдаток» в г. Казани (1917-1918 гг. )'

Деятельность «Организации мусульманок-солдаток» в г. Казани (1917-1918 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКИЕ ЖЕНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФЕМИНИЗМ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миннуллин Завдат Салимович

В статье рассматриваются история возникновения «Организации солдаток-мусульманок» в городе Казани и ее деятельность в 1917-1918 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность «Организации мусульманок-солдаток» в г. Казани (1917-1918 гг. )»

УДК 374.156:28(470.41-25)"19"

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОРГАНИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНОК-СОЛДАТОК» В Г. КАЗАНИ (1917-1918 гг.)

ACTIVITIES OF ORGANIZATION OF MOSLEM SOLDIERS WIVES

IN KAZAN (1917-1918)

З. С. Миннуллин Z. S. IYlinniillin

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань

Аннотация. В статье рассматриваются история возникновения «Организации солдаток-мусульманок» в городе Казани и ее деятельность в 1917-1918 гг.

Abstract. This article analyses the history of the origin and activities of «The Organization of Moslim Soldiers wives» in the city of Kazan in 1917-1918.

Ключевые слова: мусульманские женские организации, феминизм, благотворительность.

Keywords: Moslim female organizations, feminism, charity.

Актуальность исследуемой проблемы. Начало ХХ в. характеризуется формированием в России массового женского движения. Правда, следует признать, что «феминистическое движение в России никогда не достигало масштабов, сопоставимых, например, с суфражистским движением в англосаксонских странах» [9, 87]. Первая мировая война вырвала массы женщин из привычного уклада жизни. Особенно в тяжелом положении оказались татарки-солдатки, жизнь подавляющего большинства которых ранее ограничивалась домашним хозяйством. Им выдавали крохотные пособия, чтобы они могли покупать продукты членам своих семей. Но, несмотря на это, с каждым днем обнищание масс, особенно семей солдаток, все более усиливалось.

Невзирая на то, что социальный порядок в традиционном татарском обществе регулировался шариатом, нормами ислама, которые содержат множество ограничительных положений, война, сокрушая вековые традиции и нормы поведения, способствовала развертыванию женского движения и среди татарок. Различные политические силы стремились подчинить и возглавить женское движение.

Первые татарские женские организации возникли еще в 1907 г. [11], однако в советской историографии движению женщин посвящены преимущественно партийно-пропагандистские и научно-популярные публикации. В них авторы рассматривали проблему женской эмансипации как элемент освободительного движения в России, а женское движение - как составную часть общенационального революционно-демократического процесса [2], [12].

Лишь в постсоветский период как в России, так и за рубежом появились исследования А. Х. Махмутовой [7], С. Фаизова, Т. Биктимировой, Ш. и Н. Хаблемитоглу и др., в которых на основе изучения широкого круга источников исследуются различные проблемы движения мусульманок на рубеже Х1Х-ХХ вв. Тем не менее ряд сюжетов многопланового движения мусульманок еще требует специального изучения.

Материал и методика исследований. При исследовании избранной темы автор опирался на различные группы исторических источников. Основными источниками являлись уставы и другие документы женских организаций на русском и татарском языках, а также воспоминания участников женского движения 1917-1918 гг. В работе использовались аналитический, проблемно-хронологический, описательный методы исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в систематизации и обобщении исследуемого материала.

Результаты исследований и их обсуждение. Одной из проблем в исследуемой области является изучение истории возникновения и деятельности отдельных организаций мусульманок. К таким малоизвестным даже в специальной литературе организациям относится «Организация мусульманок-солдаток» города Казани, возникшая 12 мая 1917 г. Требует уточнения название этой организации, так как и в специальной литературе, и в источниках фигурируют различные названия: «Бюро солдаток-мусульманок», «Союз солдаток-мусульманок», «Организация мусульманок-солдаток». Основными источниками при определении названия всякой организации, как правило, являются ее нормативные документы: устав, программа, а также и отчеты. Сохранился устав этой организации на татарском языке, где она названа «Меселман солдаткалар оешмасы», что в переводе на русский язык означает «Организация мусульманок-солдаток» [15], хотя в газетных публикациях 1917 г. чаще всего фигурирует название «Бюро мусульманок-солдаток».

Требует выяснения и вопрос о возникновении этой организации, вернее, конкретно под влиянием, под «крылом» каких общественно-политических организаций возникла «Организация мусульманок-солдаток»? Еще в 1927 г., в год десятилетнего юбилея октябрьских событий, в прессе развернулась полемика среди бывших функционеров этой организации. Удивительно, что, несмотря на небольшой отрезок времени, прошедший после возникновения этой организации, бывшие ее члены высказали диаметрально противоположные точки зрения по данному вопросу. Первой выступила Хадича Рахматуллина, являвшаяся секретарем правления этой организации. В своих воспоминаниях она писала, что «Организация мусульманок-солдаток» возникла при Харби шу-ро [10, 14]. Против этого утверждения резко выступила другая функционерка этой организации, член бюро Г. Таджетдинова, утверждавшая, что «Организация мусульманок-солдаток» возникла при Военном комитете и что эти организации - Харби шуро и Военный комитет - противоположные организации [14, 6-7].

Другая известная деятельница этого периода А. Мухутдинова в том же 1927 г. в статье, посвященной татарским женщинам, по сути дела, обошла стороной этот вопрос, довольствуясь общими словами. Впрочем, она сделала также голословную попытку преувеличения роли Мусульманского социалистического комитета в деле организации женского движения у татар [8, 46-48].

А. Сайфи, председательница этой организации с 24 июля 1917 г., в специальной работе, посвященной истории движения женщин-татарок, отмечала, что из-за внеклассового характера названия организации Мусульманский социалистический

комитет не принимал прямого участия в возникновении «Организации мусульманок-солдаток», а лишь «временами производил политическое руководство им» [1, 33]. Следует отметить, что публикация от 12 августа 1917 г., подписанная председателем А. Сайфи и секретарем организации Ф. Еникеевой, совершенно свободна от каких-либо намеков на Мусульманский социалистический комитет и полна национально-патриотической риторики, рассчитанной на жалость соплеменников. Это и понятно, так как заметка-обращение была посвящена сбору пожертвований в пользу этой организации.

З. Бурнашева, автор специальной работы по истории женского движения татар, утверждала, что Союзом солдаток и Бюро солдаток-мусульманок руководили Казанский комитет большевиков и М. Вахитов, А. Мухутдинова из Мусульманского социалистического комитета [2, 98]. В то же время в наиболее авторитетных работах о жизни и деятельности М. Вахитова и Мусульманского социалистического комитета отсутствуют вышеприведенные факты.

Изучение источников показывает, что «Организация мусульманок-солдаток» своим организационным оформлением связана с Союзом солдаток города Казани. 22 апреля 1917 г. в городском цирке Казани состоялся большой митинг солдаток, который принял решение о создании Союза солдаток города Казани. Было избрано правление из 15 человек во главе с М. А. Панфиловой. Организация мусульманок-солдаток, как было сказано выше, возникла 12 мая 1917 г. Примечательно, что уставы обеих организаций почти как две капли воды похожи друг на друга, вернее, татарский вариант является переводом с русского. Есть основание полагать, что первоначально планировалось создать одну общую организацию для всех солдаток Казани. Например, в уставе Союза солдаток есть примечание, где сказано, что «членами Союза могут быть все без различия вероисповедания и национальности» [16, 3]. Однако незнание русского языка мусульманками сводило совместную работу на нет, общение через переводчиков также не давало ощутимых результатов.

После возникновения Союза солдаток Казани татарки-мусульманки также попытались провести свое организационное собрание в городском цирке. Поскольку цирк уже был закрыт на ремонт, то собрание было проведено 12 мая на Юнусовской площади, где собралось более 1 тысячи солдаток и было избрано бюро из 11 членов. В тот же день после собрания в здании Казанской татарской учительской школы состоялось совещание членов бюро, были избраны председатель и секретарь возникшей организации. Были избраны также по два представителя от новой организации в Союз солдаток Казани и в Общество мусульманок города. Бюро постановило просить комнату у Мусульманского комитета, штаб-квартира которого тоже находилась здесь [13].

Итак, «Организация мусульманок-солдаток» возникает при Казанском мусульманском военном комитете, представитель которого по фамилии Мутигуллин принимал активное участие в возникновении этой организации. Первой председательницей организации стала Фахриджихан Еникеева. Кроме нее, в состав комитета входили Га-зиза Баирова, Фатима Сагдеева, Хадича Хакимуллина, Хабибджамал Уриева, Вафия Садыкова, Васфиджамал Садыкова. Вновь возникшая организация попыталась установить связи с различными организациями города: Бюро солдаток, Обществом му-

сульманок. Однако из-за отсутствия опыта общественной деятельности и материальных средств к концу июля 1917 г. эта организация почти распалась.

Ко второму большому собранию, состоявшемуся 24 июля, в организации остались лишь двое - председательница и один из членов комитета. На этом собрании, которое начало свою работу под председательством члена Казанского Мусульманского военного комитета Г. Исмагилова и в присутствии председателя Союза солдаток города Казани М. А. Панфиловой, были рассмотрены различные вопросы, в том числе и организационный. Новой председательницей стала Абруй Сайфи, секретарем -Фахриджихан Еникеева, а членами комитета стали Хадича Амирова, Асма Аитова, Хамдуниса Файзуллина, Джамиля Бикташева, Магиашраф Хисамутдинова. Из солдат в новый состав комитета вошли Габдулла Исмагилов, Шакир Биккинин, кандидатами стали Гильман Вильданов и Исмагиль Исхаков и вольноопределяющийся Галимджан Амирханов [6].

Новое руководство энергично взялось за работу. Были рассмотрены вопросы обеспечения солдаток топливом, упорядочена уплата членских взносов, открыт специальный магазин для солдаток и т. д. Однако как показывают источники, в деятельности организации не хватало стабильности. Уже в начале октября, точнее, на общем собрании от 3 октября, был рассмотрен вопрос об избрании вместо А. Сайфи постоянного председателя, которым стал тот же представитель Казанского мусульманского военного комитета - Г. Исмагилов [4, 207]. Почему сложилась такая ситуация? Видимо, здесь сыграло свою роль семейное положение А. Сайфи. Как известно, она приехала в Казань в июне 1917 г., а ее супруг - журналист, писатель и общественный деятель Ф. Сайфи-Казанлы, состоявший в то время членом партии социалистов-революционеров (эсеров), преподавал в уфимском медресе «Галия» и там же совместно с Г. Ибрагимовым издавал газету татарских социалистов-революционеров «Ирек» («Воля»).

Следует также сказать, что А. Сайфи, известная в то время певица, как видно из источников, не совсем отошла и от концертной деятельности. Например, в сентябре 1917 г. она, забросив все свои дела в Казани, поехала в Чистополь, где участвовала в спектакле, устроенном в пользу Казанского мусульманского военного комитета. Она также участвовала в работе Миллэт Меджлиси (Национальное собрание тюрко-татар Внутренней России и Сибири), которое функционировало в Уфе с 20 ноября 1917 г. по 11 января 1918 г. Вышесказанное, по нашему мнению, сыграло свою роль в том, что она во второй половине 1917 г. и в начале 1918 г. не могла постоянно работать в этой организации. Член Казанского мусульманского военного комитета и председатель «Организации мусульманок-солдаток» Г. Исмагилов также, видимо, тяготился работой в разных организациях и на собрании Военного комитета от 14-18 октября просил освободить его от работы в женской организации. Однако комитет, учитывая его плодотворную работу на этом посту и поблагодарив за это, все же просил продолжить работу [3]. То же самое и с тем же результатом повторялось и на собрании Военного комитета от 28 ноября - 10 декабря 1917 г.

Октябрьские события 1917 г., естественно, оказали влияние и на «Организацию мусульманок-солдаток». Изменилось название организации: «Союз мусульманок-работниц и жен инвалидов-солдат» [7, 33]. В источниках встречаются и другие варианты названия, например, «Центральное бюро мусульманок-солдаток и вдов в Казани», «Бюро мусульманок-солдаток и вдов и сирот г. Казани и Казанской губернии».

Определение характера этой организации не представляет особого труда. «Организация мусульманок-солдаток» - это, прежде всего, организация благотворительного характера, построенная на принципах взаимопомощи, что подтверждается всей деятельностью. В первую очередь, организация с помощью Казанского мусульманского военного комитета наладила поставку топлива для семей солдаток-мусульманок, а также был открыт специальный магазин для обеспечения их дефицитными в то время товарами, как-то: мука, сахар, масло и промтовары. Не без активного участия этой организации происходило урегулирование размеров и условий внесения квартплаты с домохозяевами. К октябрю 1917 г. «Организация мусульманок-солдаток» уже открывает приют для детей и дом престарелых. К апрелю 1918 г. в двухэтажном деревянном здании на Плетенях призревалось более 80 старушек и детей. Дом был разделен на три части, размещение подопечных в которых было осуществлено по нижеприведенному принципу:

1) вдовы до 50 лет с малолетними детьми;

2) безработные, больные старухи старше 60 лет;

3) дети-сироты от трех до одиннадцати лет, старшие из которых за счет организации получали также и образование.

«Организация мусульманок-солдаток» пыталась также вести культурно-просветительскую работу среди своих членов. С этой целью 15 октября для мусульманок-солдаток открывается библиотека-читальня. Было запланировано также чтение бесплатных лекций на различные темы. Ставились спектакли в пользу солдаток и неимущих вдов-старушек.

Конечно, в бурном 1917 г. эта организация не могла стоять в стороне от политической борьбы различных сил в татарском обществе, хотя это и не входило в их уставные задачи. По обыкновению того времени, организация посылала своих представителей в другие общественные организации, представительные органы города Казани. Например, на собрании от 31 августа 1917 г. было решено назначить двух представителей для участия в выборах в Городскую думу и присоединиться в этом вопросе к блоку социалистов [5].

«Организация мусульманок-солдаток» действовала до взятия Казани белочехами, т. е. до 6 августа 1918 г. Когда на улицах Казани начали разрываться снаряды, члены организации, не верившие в сдачу города белочехам, в это время проводили свое очередное заседание. Поэтому они не успели собрать и спрятать документы и спешно разошлись по домам. После этого дом, где находилась штаб-квартира организации, тотчас же был заперт хозяином К. Юнусовым. Белочехи сразу после захвата города закрыли организацию, конфисковав все имущество и документы. По мнению А. Сайфи, управление детским домом и домом престарелых старушек было передано в руки Г. Юнусовой. После освобождения города 10 сентября 1918 г. организация свою деятельность не возобновила.

Резюме. В начале 20-х гг. ХХ столетия в соответствии с указаниями В. И. Ленина были запрещены все независимые женские организации России. Этой участи не избежали и татарские женские организации. Среди них были и те, которые хотя хронологически и не дожили до этих жестких партийных запретов, но в партийно-советской печати их пытались причислить в разряд тех организаций, которые якобы действовали под

руководством партии большевиков и татарских организаций социалистической ориентации. С 1918 г. при партийных комитетах начали функционировать женотделы, что явилось началом нового этапа в развитии женского движения в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абруй, С. Татарские женщины на пути к свободе / С. Абруй. - Казань,1927. - На тат. яз.

2. Бурнашева, З. Из истории женского движения у татар / З. Бурнашева. - Казань, 1971.

3. В Казанском мусульманском военном комитете // Эхо(Аваз). - 1917. - 22 сентября.

4. Воронина, О. Женщина и социализм: опыт феминистического анализа / О. Воронина // Феминизм: Восток. Запад. Россия. - М. : Наука, 1993. - С.205-225.

5. Г. Собрание солдаток / Г. // Звезда (Йолдыз). - 1917. - 4 сентября.

6. Г. Общее собрание солдаток - мусульманок / Г. // Звезда (Йолдыз). - 1917. - 28 июля.

7. Махмутова, А. Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женское движение) / А. Х. Махмутова. - Казань : Тат. книж. изд., 2006. - 254 с.

8. Мухутдинова, А. Рабочая татарка накануне Великого Октября / А. Мухутдинова // Руководитель. -1927. - № 16. - На тат. яз.

9. Новикова, Н. Всероссийский союз равноправия женщин (1905-1914 гг.): к вопросу о характере русского феминизма / Н. Новикова // Гендерные истории Восточной Европы : сб. науч. статей / под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Пето. - Минск : Европейский государственный университет, 2002.

10. Рахматуллина, Х. Пройденный путь / Х. Рахматуллина // Освобождённая женщина (Азат хатын). -1927. - № 14.

11. Российский гсударственный исторический архив. - Ф. 821. - Оп. 8. - Д. 1204. - Л. 80.

12. Смирнова, В. Н. Женщины Татарии в борьбе за власть советов. Вып. 1. Организация работы среди женщин в годы революции и гражданской войны / В. Н. Смирнова. - Казань : Изд-во КГУ, 1963.

13. Собрание женщин - солдаток // Солнце (Кояш). - 1917. - 14 мая.

14. Таджутдинова, Г. Бюро солдаток и «Военное Шуро» / Г. Таджутдинова // Освобождённая женщина (Азат хатын). - 1927. - № 15.

15. Устав Организации мусульманок-солдаток в Казани. - Казань, 1917. - На тат. яз.

16. Устав Союза солдаток города Казани. - Казань, 1917.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.