АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ
И.Н. Забара
Кафедра международного права Институт международных отношений Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко ул. Мельникова, 36/1, Киев, Украина, 04119
В статье рассматриваются деятельность ООН в развитии международно-правового регулирования информационных отношений и влияние на нее концепций развития международных информационных отношений.
Ключевые слова: международные информационные отношения, свобода информации, новый международный информационный порядок, глобальное информационное общество.
Исследование проблемных аспектов широкого использования информационно-коммуникационных технологий, построения глобального информационного общества, обеспечения международной информационной безопасности и других актуальных проблем в сфере информации и коммуникации предполагает изучение их международно-правовой проблематики, в том числе и вопросов межгосударственного сотрудничества на многосторонней основе — в рамках международных организаций.
Особое место в этом плане занимает ООН, ставящая комплекс вопросов развития международных информационных отношений в число важных и перспективных задач своей деятельности.
Необходимо отметить, что доктринальные исследования, проводившиеся в разное время, несмотря на свою немногочисленность, в значительной мере охватили основные направления деятельности ООН в сфере информации и коммуникации. Немалое внимание им было посвящено в работах Ю.М. Колосова, Е.В. Собакиной, Т.Б. Бекназар-Юзбашева, С.М. Грохальски, А.Г.Днепровского, Е.В. Ермишиной, Н.И. Ермошкиной, А.М. Овсюка, И.И. Мысыка, С.В. Черни-ченко, Г.П. Талимончик и других авторов. Были исследованы вопросы, связанные с деятельностью и ролью ООН в формировании международно-правовых
норм международного обмена информацией, реализацией в рамках ООН концепции свободы информации, влиянием концепции нового международного информационного порядка на проблемы поддержания мира, проблемными аспектами содержания распространяемой информации, сотрудничества в сфере коммуникаций.
В настоящее время интерес вызывают вопросы, связанные с динамикой развития международно-правового регулирования информационных отношений в условиях последовательно сменяющих друг друга концепций развития международных информационных отношений.
Целью настоящей статьи является исследование деятельности ООН в развитии международно-правового регулирования информационных отношений и влияние на нее различных концепций развития международных информационных отношений. Представляется, что это даст возможность рассмотреть весь спектр международных отношений в области информации и коммуникации в контексте формирования современного международного правопорядка.
В настоящий момент о координирующей роли ООН в области правового регулирования современных международных информационных отношений принято говорить в контексте развития информационно-коммуникационных технологий. Однако следует отметить, что такая роль — по согласованию и выработке совместных позиций государств в сфере информации, была возложена на ООН практически с самого начала ее деятельности. При этом особая роль, которая отводилась ООН в решении информационных проблем, была вызвана сложностью и специфичностью объекта правового регулирования международных информационных отношений.
Главенство в нормативном обеспечении информационной деятельности продолжает принадлежать Генеральной Ассамблее ООН, резолюции которой начинают процесс подготовки и заключения международных договоров в этой сфере межгосударственного сотрудничества. Экономический и Социальный Совет обеспечивает исследование различных направлений информационной деятельности, подготовку докладов, дает рекомендации Генеральной Ассамблее и другим органам ООН. Основные задания в этой сфере возлагаются на создаваемые комитеты, группы и комиссии.
В целом можно выделить несколько этапов в становлении и развитии международного информационного сотрудничества в рамках ООН.
Первый этап (1946-1970 гг.) связан с определением в рамках ООН важнейших концептуальных направлений и условий развития будущих международных информационных отношений.
Начало этому этапу развития международного сотрудничества в сфере информации положила резолюция ГА ООН 59 (I) «Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации». Принятая 14 декабря 1946 г. на второй стадии I сессии ГА ООН резолюция, хотя и была актом «мягкого права», содержала в себе ряд принципиальных положений, связанных со свободой информации:
- было отмечено, что свобода информации является основным правом человека и представляет собой критерий всех видов свободы, защите которых Объединенные Нации себя посвятили;
- резолюцией было определено содержание свободы информации как права повсеместно и беспрепятственно собирать, передавать и опубликовывать информационные сведения;
- подчеркивалось, что свобода информации является основной предпосылкой для всякой серьезной попытки способствовать достижению мира и мировому прогрессу;
- было установлено, что основным принципом свободы информации является моральная обязанность стремиться к выявлению объективных фактов и к распространению информации без злостных намерений;
- указывалось, признавая влияние международной информации на международные отношения, что взаимопонимание и сотрудничество между народами невозможно при отсутствии бдительного и здорового мирового общественного мнения, которое, в свою очередь, всецело зависит от свободы информации.
Фактически эти положения, основывающиеся на предложенной рядом государств концепции «свободы информации», определили основные направления развития международных информационных отношений на последующие десятилетия.
Учитывая актуальность вопросов о распространении информации и использовании средств массовой информации в межгосударственных отношениях, на второй сессии ГА ООН были приняты резолюции 110 (II) от 3 ноября 1947 г. «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны» и 127 (II) от 15 ноября 1947 г. «Ложная и извращенная информация». В резолюциях ГА ООН осудила все виды пропаганды агрессии и войны, а также отметила, что распространение ложных и извращенных сообщений является несовместимым с развитием дружеских отношений между государствами.
В 1948 г. состоялась Конференция ООН по вопросу о свободе информации. Заключительный документ конференции содержал три проекта конвенций и 43 резолюции. Конференция одобрила проекты следующих конвенций: о свободе информации, о сборе и международной передаче новостей и о международном праве опровержения.
В этот начальный период актуальными в работе ГА ООН и ЭКОСОС становятся следующие вопросы:
1) вопросы, связанные с различными аспектами темы свободы информации (рез. ГА ООН № 424 (V) от 14.12.1950 «Свобода информации: помехи радиопередачам», № 425 (V) от 14.12.1950 «Вопрос о свободе информации и печати при чрезвычайных обстоятельствах», № 631 (VII) от 16.12.1952 «Будущая работа ООН в области свободы информации», № 819 (IX) от 11.12.1954 «Укрепление мира путем устранения преград к свободному обмену информацией и идеями», № 839 (IX) от 17.12.1954 «Техническая помощь в области свободы информации»);
2) вопросы, связанные с содержанием распространяемой информации (рез. ГА ООН № 381 (V) от 17.11.1950 «Осуждение пропаганды против мира», № 634 (VII) от 16.12.1952 «Вопрос о ложной или извращенной информации», 1149 (XII) от 14.11.1957 «Коллективные действия в области информации, имеющие своей целью ознакомить народы с опасностями гонки вооружений и, в особенности, с разрушительным действием современных видов оружия», № 1842 (XVII) от 19.12.1962 «Меры, направленные на содействие распространению среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», № 3023 (XXVII) от 18.12.1972 «Осуществление Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»);
3) вопросы, связанные с деятельностью средств массовой информации (рез. ГА ООН №633 (VII) от 16.12.1952 «Средства информации в малоразвитых районах мира»; №1778 (XVII) от 07.12.1962 «Международное сотрудничество по оказанию помощи в деле усовершенствования средств информации в менее развитых странах»);
4) вопросы, связанные с дальнейшей подготовкой конвенций в сфере информации: о свободе информации (рез. ГА ООН № 1840 (XVII) 19.12.1962), о международном праве опровержения (рез. ГА ООН № 630 (VII) от 16.12.1952), о Международном кодексе профессиональной этики для работников информации (рез. ГА ООН № 838 (IX) от 17.12.1954).
Учитывая авторитет ООН, в этот период ей были переданы функции и полномочия по международным соглашениям в сфере информации, исполнявшимися Лигой Наций согласно Конвенции о пресечении распространения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. (рез. ЭКОСОС № 81(V) от 14.08.1947) и Международной конвенции об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. (рез. ЭКОСОС № 841 (IX) от 17.12.1954).
В 1952 г. ООН была принята Конвенция о международном праве опровержения. Большое значение для развития концептуальных положений о свободе информации имели принятые ООН Всемирная декларация прав человека 1948 г. (ст. 19) и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 19 и 20). Их положения закрепили свободу искать, получать и распространять информацию любыми способами и независимо от государственных границ, устно, письменно или с помощью художественных форм выражения или другими способами [1].
Продолжая уделять значительное внимание темам свободы информации (например, рез. ГА ООН № 2844 (XXVI) от 18.12.1971 «Свобода информации; права человека и научно-технический прогресс; ликвидация всех форм религиозной нетерпимости») и деятельности в области общественной информации (например, рез. ГА ООН № 40/125 от 13.12.1985 «Развитие деятельности по общественной информации в области прав человека»), ООН обращается в это время к новым, важным и перспективным направлениям в сфере информации.
В частности, Генеральной Ассамблеей ООН был принят ряд резолюций по международному сотрудничеству в деле применения электронных вычислительных машин и техники в целях развития (например, рез. ГА ООН № 32/144 от 16.12.1977 «Использование электронно-вычислительной техники в области информации по договорам и регистрация и опубликование договоров и международных соглашений в соответствии со ст. 102 Устава ООН»).
Отдельно рассматривались вопросы сотрудничества в деле защиты журналистов, находящихся в опасных командировках в районах вооруженных конфликтов. Ряд вопросов касался оказания помощи и сотрудничества в области представления информации о лицах, пропавших без вести или погибших во время вооруженных конфликтов (например, рез. ГА ООН № 3220 (XXIX) от 06.11.1974 «Помощь и сотрудничество в области представления информации о лицах, пропавших без вести или погибших во время вооруженных конфликтов»).
Начавшиеся к концу этого этапа глобальные изменения в международных отношениях, связанные с процессом деколонизации и появлением новых государств, сказались и на развитии международных информационных отношений.
Второй этап (1970-1990 гг.) в развитии международного информационного сотрудничества в рамках ООН был связан с появлением концепции Нового международного информационного порядка (НМИП). Ее возникновение и развитие было вызвано увеличивающимся неравенством в информационном обмене между развивающимися и развитыми государствами, что повлекло за собой изменения в подходах к информационной деятельности государств и, как следствие, отразилось на деятельности ООН. Целью концепции НМИП было изменение системы международных информационных отношений таким образом, чтобы дать возможность развивающимся государствам равноправно участвовать в международном обмене информацией и не выступать в роли пассивных получателей информации из развитых стран. «В международно-правовом отношении концепция НМИП являлась составной частью более широкой концепции развивающихся стран, получивших название "право на развитие" — комплекса международных политико-правовых принципов и норм, сочетающих в себе основные требования развивающихся государств по перестройке всей системы международных отношений и создание с этой целью соответствующих международно-правовых норм» [2. С. 48].
Концепция НМИП получил широкую поддержку мирового сообщества. Пик ее развития пришелся на рубеж 70-80-х гг. XX столетия. В это время ООН, ЮНЕСКО и МСЕ был принят ряд резолюций по вопросам НМИП, разработаны основы деятельности ряда механизмов помощи в информационном развитии освободившимся странам и внесены изменения в международные документы. Усилия ООН были сосредоточены на координации сотрудничества с развивающимися странами по техническим аспектам использования средств массовой информации и коммуникации, а также по вопросам содержания распространяе-
мой информации. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты ряд резолюции о международных отношениях в области:
- информации и массовых средств связи, а также о сотрудничестве и помощи в применении и улучшении национальных средств массовой информации и систем связи в целях социального прогресса и развития (рез. ГА ООН № 33/115В от 18.12.1978 «Международные отношения в области информации и массовых средств связи»; рез. ГА ООН «Сотрудничество и помощь в применении и улучшении национальных средств массовой информации и связи в целях социального прогресса и развития»: № 31/139 от 16.12.1976, № 33/115А от 18.12.1978, № 34/181 от 18.12.1979);
- распространения информации об апартеиде и деколонизации (рез. ГА ООН № 2775G (XXVI) от 29.11.1971 и рез. ГА ООН № 2909 (XXVII) от 02.11.1972 соответственно);
- передачи развивающимся странам технических знаний, включая производственный опыт и патенты (рез. ГА ООН №2821 (XXVI) от 16 декабря 1971 г. «Передача технических знаний, включая производственный опыт и патенты»),
- о международном сотрудничестве в создании сети для обмена технической информацией и создании банка промышленной информации (рез. ГА ООН № 31/183 от 21 декабря 1976 г. «Создание сети для обмена технической информацией»; рез. ГА ООН № 32/178 от 19 декабря 1977 г. «Сеть для обмена технической информацией и банк промышленно-технической информации»).
Однако характер противоречий и острая реакция развитых государств на политику, направленную на реализацию НМИП, не привели к реальным изменениям в области международного обмена информацией с развивающимися странами. Вместе с причинами экономического, идеологического и социального характера, значительное влияние на изменения в международных информационных отношениях оказал научно-технический прогресс. Началось широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий. Зарождалась эпоха глобального информационного общества. Появилось новое концептуальное видение будущих международных информационных отношений, возникли новые приоритетные направления, координационная деятельность в которых вновь осталась за ООН.
Третий этап (с 1990 г. — по настоящее время) в развитии международного информационного сотрудничества в рамках ООН связан с развитием концепции информационного общества.
Этот этап деятельности ООН связан с ее стремлением урегулировать технологические и социальные результаты широкомасштабной компьютеризации и информатизации всех сфер экономической деятельности и общественной жизни и определить перспективные направления международно-правового регулирования информационных отношений в условиях развития информационного общества.
Учитывая увеличение роли и значения информации, развитие информационно-коммуникационных технологий, создание мировых баз данных, глобаль-
ных информационных сетей и систем, ООН взяла на себя координирующую роль в правовом регулировании ряда вопросов, важнейшими среди которых являются:
1) формирование информационного общества (рез. ГА ООН № 56/183 от 21.12.2001, № 59/220 от 22.12.2004, № 60/252 от 27.03.2006);
2) использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития (рез. ГА ООН «Использование информационно-коммуникационных технологий в целях развития» № 57/304 от 16 мая 2003 г., № 62/182, № 65/141 от 20 декабря 2010 г., № 66/184 от 22 декабря 2011 г.);
3) борьба с преступным использованием информационных технологий (рез. ГА ООН «Борьба с преступным использованием информационных технологий» № 55/63 от 4 декабря 2000 г., № 56/121 от 19 декабря 2001 г.);
4) международная информационная безопасность (например, рез. ГА ООН «Достижения в сфере информации и коммуникации в контексте международной безопасности» № 66/24 от 13 декабря 2011 г.);
5) создание глобальной культуры кибербезопасности и защита важнейших информационных структур (рез. ГА ООН «Создание глобальной культуры ки-бербезопасности и защита важнейших информационных структур» № 57/239 от 20 декабря 2002 г., № 58/199 от 23 декабря 2003 г., № 64/211 от 21 декабря 2009 г.).
Начало комплексного решения этих актуальных вопросов связано с проведением Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), прошедшей в два этапа — в Женеве в 2003 г. и в Тунисе в
2005 г., где вместе с ООН очень важную роль взяли на себя и специализированные учреждения.
В 2005 г. ООН приняла Конвенцию об использовании электронных сообщений в международных договорах. Конвенция была открыта для подписания в
2006 г.
Подводя итог, можно подчеркнуть следующее:
- в деятельности ООН выделяется три этапа развития международно-правового регулирования информационных отношений, значительное влияние на которое было оказано различными концепциями;
- учитывая сложность проблем правового регулирования международных информационных отношений и, как следствие, значительное отставание в разработке и принятии международных договоров, большое значение для их регулировании имеют резолюции ГА ООН и ЭКОСОС (нормы «мягкого права» (soft law)). Эти нормы выполняют чрезвычайно важную вспомогательную роль в подготовке и разработке договорных международно-правовых норм в области международных информационных отношений;
- в настоящее время масштабность вопросов в сфере информации и коммуникации вовлекает в их решение целый ряд межправительственных и неправительственных международных организаций, оставляя при этом координирующую роль за ООН.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абашидзе А.Х. Юридический характер обязательств государств — участников Международных пактов о правах человека // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». — 2009. — № 5. — С. 209-222 .
[2] Ермишина Е.В. Международный обмен информацией: Правовые аспекты. — М.: Меж-дунар. отношения, 1988.
UN ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF INFORMATION RELATIONS
I.M. Zabara
The Department of International Law Institute of International Relations Taras Shevchenko National University of Kyiv
36/1, Melnikova st., Kiev, Ukraine, 04119
The article deals with the activities of the UN in the development of international legal regulation of information relationships and the influence of the concepts of international information relations.
Key words: international information relations, freedom of information, new international information order, global information society.