11.2. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Стукалов Алексей Сергеевич, аспирант. Место учебы: Московский государственный юридический университет им.О.Е.Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра правовой информатики. E-mail: [email protected]
Аннотация: Теоретические, доктринальные и международно-правовые основы построения принципов регулирования информационных отношений в сети Интернет начали формироваться с начала XX века в документах международных организаций: Лиги Наций, ООН, ЮНЕСКО. Современные принципы регулирование информационных отношений в сети Интернет базируются на положениях резолюций Генеральной ассамблеи ООН о свободе информации, как актах «мягкого права». ООН и ЮНЕСКО закрепили базовые принципы свободы информации, как основного права человека, главного критерия всех видов свободы (право повсеместно и беспрепятственно собирать, передавать и публиковать информацию в виде объективных фактов без злостных и провокационных намерений с учетом прав и интересов субъектов информационных отношений). Выделены принципы регулирования информационных отношений в сети Интернет.
Ключевые слова: Интернет, информационные отношения, «мягкое право».
THE PRINCIPLES OF REGULATION OF INFORMATION RELATIONS ON THE INTERNET
Stukalov Alexey Sergeevich, postgraduate student. Place of study: Moscow State Law University named after O.E.Kutafin (MSLA). Department: Legal Informatics chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Theoretical, doctrinal, and international legal fundamentals of the principles of regulation of information relations in the Internet began to take shape in the beginning of XX century in the documents of international organizations: the League of Nations, UN, UNESCO. Modern principles of regulation of information relations in the Internet are based on the provisions of the resolutions of the UN General Assembly on freedom of information, as the acts of "soft law". UN and UNESCO have consolidated the basic principles of freedom of information as a fundamental human right, the main criterion of all kinds of freedom (the right everywhere and is free to collect, transfer and publish information in the form of objective facts without willful and provocative intentions with regard to the rights and interests of subjects of information relations). The principles of regulation of information relations in the Internet.
Keywords: Internet, information relations, "soft law".
Резкая эскалация в 2014-2016 годах информационного противоборства в Интернете, выражающегося в информационных войнах, обвинения России в государственном хакерстве (state-sponsored hackers in Russia)1 актуализировали вопрос о международно-
1 The Russian Hacking in 200 Words// New-York times. 2016. 29 December https://www.nytimes.com/interactive/2016/12/29/us/poli-tics/russian-hack-in-200-words.html? r=0
правовых принципах регулирования информационных отношений в Интернете.
Общие доктринальные подходы к данной проблеме (системообразующие принципы международного информационного обмена) фундаментально обоснованы российскими исследователями2. Конкретизируя указанные подходы, следует отметить, что теоретическая основа построения принципов регулирования информационных отношений начала формироваться задолго до появления самой сети. Впервые в международном масштабе полномочия по международным соглашениям в сфере информации были ещё у Лиги Наций, принявшей ряд принципиально важных и для современного информационного обмена конвенций3.
Ключевое значение для разработки концептуальных оснований принципов регулирования информационных отношений в сети Интернет XXI века имеют основополагающие документы в сфере прав человека: Всемирная декларация прав человека 1948 г. (ст. 19); Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 19 и 20). Здесь закреплены права человека свободно искать, получать и распространять информацию всеми способами, независимо от государственных границ, в любой форме выражения: устно, письменно, художественным выражением либо иным доступным способом. Именно для решения этих задачи и создавалась сеть Интернет.
Основой действующего международно-правового регулирования информационных отношений в сети Интернет остаются положения резолюции Генеральной ассамблеи ООН (далее - ГА ООН) №59 о свободе информации4 (1946 г.). Документ, являясь актом «мягкого права», заложил базовые принципы свободы информации, как основного права человека, главного критерия всех видов свободы, защите которых себя посвятили Объединенные Нации, как базовой предпосылки любой попытки способствовать достижению мира и мирового прогресса.
Свобода информации в Резолюции понимается как право повсеместно и беспрепятственно собирать, передавать и публиковать информацию. Базовым принципом свободы информации была названа моральная обязанность стремиться к выявлению объективных фактов и к распространению информации без злостных намерений. Таким образом, ГА ООН, признав свободу информации основой формирования здорового и бдительного мирового общественного мнения, фактором влияния (в части международной информации) на международные отношения, указала на то, что взаимопонимание и сотрудничество между народами невозможно без свободы информации. Приведенные положения, базируясь на предложенной членами ООН концепции «свободы информации», определили главные направления развития международных информационных отношений в XX веке.
2 Информационные правоотношения. Теоретические аспекты. Под. ред. И.М. Рассолова. М.: Проспект, 2017. С. 93.
3 Конвенция о пресечении распространения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. (продлена как документ ООН, резолюция ЭКОСОС № 81^) от 14.08.1947); Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. (продлена как документ ООН, резолюция ЭКОСОС № 841 (IX) от 17.12.1954).
4 Резолюция Генеральной ассамблеи ООН №59 (I) «Созыв международной конференции по вопросу о свободе информации». Принята 14 декабря 1946 г. на II стадии I сессии ГА ООН// ООН Официальный портал https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESO-LUTION/GEN/NR0/035/16/IMG/NR003516.pdf?OpenElement
Концепция свободы и ответственности в распространении информации была развита на II сессии ГА ООН в двух резолюциях: №110 (II) от 3 ноября 1947 г. «Меры, которые должны быть приняты против пропаганды и поджигателей новой войны» и №127 (II) от 15 ноября 1947 г. «Ложная и извращенная информация». ГА ООН осудив пропаганду агрессии и войны, подчеркнула, что распространение ложных и извращенных сообщений несовместимо с развитием межгосударственного сотрудничества. На Конференции ООН по свободе информации (1948 г.) рассматривались три проекта конвенций и 43 резолюции. В итоге Конференция одобрила проекты:
- Конвенции о свободе информации (предложена Великобританией)5;
- Конвенции о сборе и международной передаче новостей (предложена США)6;
- Конвенции о международном праве опровержения (предложена Францией)7.
Итоговый документ Конференции 1948 г. отражал позицию стран Запада по вопросам концепции свободы информации. СССР, по понятным причинам не поддерживал эти инициативы. Имея большинство голосов в ООН, страны Запада определяли политику ООН и, соответственно международно-правовое регулирование в сфере информации и коммуникации до середины 1960 годов. Таким образом, в ходе постепенно складывающихся предпосылок глобализации, начала формирования Европейского союза, постепенно формулировались принципы глобального использования информации, которые затем легли в основу принципов регулирования информационных отношений в сети Интернет.
Первой резолюцией ГА ООН, разрешавшей вопросы глобального обмена информацией и предотвращения информационных войн, стала в 1950 г. резолюция №424 (V) «Свобода информации: помехи радиосигналам», где, осудив глушение радиопередач, ГА ООН призвала государства воздерживаться в эфире от клеветы и провокаций.
В 1968 г. ГА ООН в резолюции 2448 (XXIII) «Свобода информации», подчеркнула необходимость поощрения свободы информации при использовании её для разоблачения расизма, нацизма и колониализма.
В 1973 г. Третий комитет ГА ООН одобрил четыре статьи и преамбулу проекта конвенции о свободе информации, разработка которого была начата ещё на Конференции 1948 года. Документ содержал обязанности государств обеспечивать права человека на информацию и плюрализм её источников. Здесь же подчеркивалась недопустимость дискриминации при реализации права на информацию, предусматривались ограничения данного права в обусловленные нормальным развитием международных отношений, предупреждением дискриминации, поддержанием обще-
5 Был в основном поддержан странами Запада и стал основой обсуждения вопросов международного обмена информацией, лег в основу проекта конвенции о свободе информации, часть статей из которого позже была принята Третьим комитетом ГА ООН.
6 Касался в основном защиты иностранных журналистов и свободного доступа к источникам информации. В 1948 г. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) ООН доработав проект принял несколько резолюций по нему, затем одобрив проект конвенции о сборе и международной передаче новостей. Документ предлагал применять для журналистов режим наибольшего благоприятствования, ограничивая их деятельность лишь в связи с защитой национальной безопасности и поддержанием общественного порядка.
7 Принята ГА ООН в 1952 г.
ственного порядка, обеспечением прав граждан. Предусматривалось, что ограничения не могут применяться для цензуры или при выражении политических мнений, ограничения критики власти. При этом право ответа включалось проект как способ защиты права на информацию.
Набирающие силу глобализационные процессы, вхождение в орбиту международного обмена информацией новых развивающихся стран потребовало подготовки новых международных документов в сфере информационного регулирования. Центральное место здесь по-прежнему занимала ООН, новой задачей которой стало искоренение, как наследия колониализма, неравноправия в международном обмене информацией.
На XXXIV сессии ГА ООН путем постановки основных задач Комитету ООН по информации (создан на предыдущей сессии на базе Комитета по обзору политики и деятельности ООН в сфере общественной информации) была сформулирована цель ООН - стремиться к становлению нового справедливого и эффективного международного информационного порядка, основанного на широком, свободном и сбалансированном (равноправном) обмене информацией.
Именно на этой сессии ГА ООН была впервые поставлена задача установления «мирового порядка в области информации и коммуникации». На XXXVII сессии ГА ООН была принята резолюция по проблемам информации, где наряду со свободой и равноправием подчеркивалось (п. 3) значимость принципа суверенного равенства государств в сфере информационного обмена.
Таким образом, на первом этапе формирования международных принципов глобального информационного взаимодействия ГА ООН и ЭКОСОС ставили и закрепляли резолюциями следующие принципы:
Свободы доступа и распространения информации: резолюции ГА ООН:
- № 424 (V) от 14.12.1950 «Свобода информации: помехи радиопередачам»;
- № 425 (V) от 14.12.1950 «Вопрос о свободе информации и печати при чрезвычайных обстоятельствах»;
- № 631 (VII) от 16.12.1952 «Будущая работа ООН в области свободы информации»;
- № 819 (IX) от 11.12.1954 «Укрепление мира путем устранения преград к свободному обмену информацией и идеями»;
- № 839 (IX) от 17.12.1954 «Техническая помощь в области свободы информации».
2. Объективности, ненасильственного и позитивного для дела мира и международного сотрудничества содержания распространяемой информации: резолюции ГА ООН:
- № 381 (V) от 17.11.1950 «Осуждение пропаганды против мира»;
- № 634 (VII) от 16.12.1952 «Вопрос о ложной или извращенной информации»;
- 1149 (XII) от 14.11.1957 «Коллективные действия в области информации, имеющие своей целью ознакомить народы с опасностями гонки вооружений и, в особенности, с разрушительным действием современных видов оружия»;
- № 1842 (XVII) от 19.12.1962 «Меры, направленные на содействие распространению среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»;
- № 3023 (XXVII) от 18.12.1972 «Осуществление Декларации о распространении среди молодежи идеалов
мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами»).
3. Свободы деятельности средств массовой информации: резолюции ГА ООН:
- №633 (VII) от 16.12.1952 «Средства информации в малоразвитых районах мира»;
- №1778 (XVII) от 07.12.1962 «Международное сотрудничество по оказанию помощи в деле усовершенствования средств информации в менее развитых странах»).
4. Развития глобального информационного взаимодействия: резолюции ГА ООН о подготовке конвенций в сфере информации:
- о свободе информации (рез. ГА ООН № 1840 (XVII) 19.12.1962);
- о международном праве опровержения (рез. ГА ООН № 630 (VII) от 16.12.1952);
- о Международном кодексе профессиональной этики для работников информации (рез. ГА ООН № 838 (IX) от 17.12.1954).
Быстрое развитие электронно-вычислительных устройств в 1970-1980 годы стимулировало развитие нового этапа международно-правового регулирования. ГА ООН приняла важную в плане информационной глобализации специальную резолюцию8. Документ предусматривал свободный доступ в информационную систему ООН (запущена в 1978 г., одна из первых в мире информационных систем широкого доступа) к документам не только агрегируемым в системе в порядке статьи 102 Устава ООН (регистрация международных договоров), но и «любых данных о международных соглашениях и договорах, из какого бы источника они не исходили». Так впервые был закреплен принцип доступности данных, хранящихся в электронном виде на удаленном носителе.
В дальнейшем в документах ООН нашли дальнейшее закрепление все перечисленные выше принципы,
особенно расширения свободы информации9 и её об-
10
щественной значимости .
Глобальные изменения в международных отношениях, деколонизация и разрядка существенно сказавшись на развитии международных информационных отношений принципиально не меняли их принципы.
Концепция Нового международного информационного порядка (НМИП) была разработана для преодоления неравенства в информационном обмене между развивающимися и развитыми государствами.
НМИП был призван обеспечить в системе международных информационных отношений равноправие развивающихся государств, превратить их в равных участников международного обмена информацией, а не получателей информации развитых стран. В международно-правовом плане концепция НМИП стала сегментом концепции «права на развитие» для развивающихся стран
Концепция НМИП была поддержана мировым сообществом в 1970-1980 годы, что выразилось в серии резолюций ГА ООН, заложивших основы международного информационного взаимодействия сетевого ти-
8 Резолюция ГА ООН № 32/144 от 16.12.1977 «Использование электронно-вычислительной техники в области информации по договорам и регистрация и опубликование договоров и международных соглашений в соответствии со ст. 102 Устава ООН».
9 Резолюция ГА ООН № 2844 (XXVI) от 18.12.1971 «Свобода информации; права человека и научно-технический прогресс; ликвидация всех форм религиозной нетерпимости».
10 Резолюция ГА ООН № 40/125 от 13.12.1985 «Развитие деятельности по общественной информации в области прав человека».
па11. Международно-правовое регулирование в данном случае оказалось не эффективным и принцип равенства не работал. Развитые страны и прежде всего США, не стремились к информационному равенству.
Базовый принцип обеспечения каждому физическому лицу, независимо от его гражданства или местожительства, уважения его прав и основных свобод, и в частности его права на неприкосновенность частной жизни, в отношении автоматизированной обработки касающихся его персональных данных был подтвержден в Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург 28.01.1981 )12.
В 1970-1980 годы активную роль в выработке и закреплении принципов свободного международного обмена информацией играла ЮНЕСКО, в Преамбуле Устава которой была прописана необходимость обеспечить «возможность свободного поиска объективной истины и свободный обмен идей и знаний». Согласно Уставу (ст. 1) ЮНЕСКО была создана для сближения и налаживания взаимопонимания народов посредством «надлежащего использования аппарата коллективного осведомления», которым впоследствии стала сеть Интернет. ЮНЕСКО рекомендовала формировать международно-правовую базу, способствующую «свободному распространению идей устным и изобразительным путем»13.
В 1978 г. в ЮНЕСКО был подготовлен проект Декларации о средствах массовой информации, ставшей первым международным документом, отражающим новейшие тенденции развитии международных информационных отношений.
Декларация 1978 г., базировалась на Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО 1966 г. и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (ГА ООН 24 октября 1970 г.), где признавалось право государств на сохранение культурной самобытности, независимой культуры. Концептуально в основу информационных отношений были положены принципы Декларации 1966 г., где культурное сотрудничество было направлено на углубление взаимопонимания между народами, поддержание мира и соблюдения принципов суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела.
Декларация 1978 г. конкретизировала цели международного информационного обмена (ст. 1): укрепление мира и международного взаимопонимания, развитие прав человека, борьба с расизмом и апартеидом, пропагандой войны. Эти направления нуждались в
11 Резолюции ГА ООН:
- № 33/115В от 18.12.1978 «Международные отношения в области информации и массовых средств связи»;
- № 31/139 от 16.12.1976, № 33/115А от 18.12.1978, № 34/181 от 18.12.1979 «Сотрудничество и помощь в применении и улучшении национальных средств массовой информации и связи в целях социального прогресса и развития»:
- № 2775G (XXVI) от 29.11.1971 и № 2909 (XXVII) от 02.11.1972 о распространении информации об апартеиде и деколонизации».
- №2821 (XXVI) от 16 декабря 1971 г. «Передача технических знаний, включая производственный опыт и патенты»,
- № 31/183 от 21 декабря 1976 г. «Создание сети для обмена технической информацией»;
- № 32/178 от 19 декабря 1977 г. «Сеть для обмена технической информацией и банк промышленно-технической информации».
12 Собрание законодательства РФ. 2014. N 5. Ст. 419.
13 Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)// ЮНЕСКО. Официальный портал http://en.unesco.org/
«свободном, максимально широком и сбалансированном распространении информации». При этом (ст.2) свобода выражения мнений, сбора и распространения информации признавалась составной частью прав человека и народов. Декларация призывала СМИ действовать во имя мира и международного взаимопонимания (ст. 3), отражая плюрализм мнений (ст. 5). ЮНЕСКО считала необходимым (ст. 6) ликвидировать неравномерность в распространении информации. В целом (ст. 7 и 9) принципы деятельности ООН и ЮНЕСКО в деле укрепления мира и взаимопонимания были распространены на информационные отношения. Декларация (ст. 10 и 11) раскрывали роль государств в обеспечении прав человека на свободу информации и сбалансированном международном обмене информацией.
В Декларации впервые была предпринята попытка формулировки принципов не только деятельности СМИ, но и сбалансированного международного потока информации. Декларация строилась так, что международная информация признавалась частью международных отношений, а соответственно её оборот, возникающие в сявзи с ней отношения, должны были регулироваться на базе общепринятых принципов, так же как и международные отношения в целом.
На XXI сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО были закреплены следующие основные принципы НМИП (резолюция №21 С/4/19 от 27 октября 1980 г.): устранение внутренних и внешних барьеров, препятствующих свободному обмену сбалансированному распространению информации и точек зрения; обеспечение плюрализма источников информации и доступа к ним; свобода печати и информации; свобода и ответственность журналистов, а также специалистов в сфере коммуникации; способность развивающихся стран улучшать свои позиции в информационных отношениях. Принципы НМИП строились на уважении культурной самобытности, права народа информировать мировую общественность о своих интересах, устремлениях, социальных и культурных ценностях; права народов участвовать в международном обмене информацией на основе равенства, справедливости и взаимной заинтересованности; права этнических и социальных групп и индивидов на доступ к источникам информации и активное участие в коммуникациях.
В 1980 годы началось масштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий, начался переход к глобальному цифровому информационному обществу. На этом этапе принципы регулирования информационных отношений стали адаптироваться к формирующейся сети Интернет, как и участники Сети адаптировалась к работе в соответствии с Принципами. В данном случае ООН стремилась урегулировать технологические и социальные параметры глобальной компьютеризации и информатизации, определить перспективы международно-правового регулирования информационных отношений при переходе к информационному обществу.
Принимая во внимание роль информации и информационно-коммуникационных технологий и глобальных сетей, ООН стала координатором международно-правового регулирования в этой сфере, приняв ряд резолюций ГА ООН, имеющих концептуальный характер:
1) № 56/183 от 21.12.2001, № 59/220 от 22.12.2004, № 60/252 от 27.03.2006 о развитии информационного общества;
2) № 57/304 от 16 мая 2003 г., № 62/182, № 65/141 от 20 декабря 2010 г., № 66/184 от 22 декабря 2011 г. об использовании информационно-коммуникационных технологий в целях развития;
3) № 55/63 от 4 декабря 2000 г., № 56/121 от 19 декабря 2001 г. о противодействии преступному использованию информационных технологий;
4) № 66/24 от 13 декабря 2011 г. «Достижения в сфере информации и коммуникации в контексте международной безопасности»;
5) № 57/239 от 20 декабря 2002 г., № 58/199 от 23 декабря 2003 г., № 64/211 от 21 декабря 2009 г. о формировании глобальной культуры кибербезопасно-сти и защите ключевых информационных структур.
Принципы регулирования информационных отношений в сети Интернет обсуждались на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) (Женева, 2003 г., Тунис, 2005 г.).
Международно-признанные принципы регулирования информационных отношений в сети Интернет складывались в течение XX и XXI столетий сначала как принципы информационного взаимодействия, затем сетевого глобального взаимодействия. Учитывая международно-правового регулирования глобальных вопросов, ключевую роль в выработке и принятии международных принципов Интернета имеют резолюции ГА оОн и ЭКОСОС как нормы «мягкого права».
Таким образом, теоретические, доктринальные и международно-правовые основы построения принципов регулирования информационных отношений в сети Интернет начали формироваться задолго до появления самой сети в документах международных организаций: Лиги Наций, ООН, ЮНЕСКО. Современные принципы регулирование информационных отношений в сети Интернет базируются на положениях резолюций Генеральной ассамблеи ООН о свободе информации, как актах «мягкого права». В документах ООН и ЮНЕСКО ещё до формирования сети Интернет сформировались базовые принципы свободы информации, как основного права человека, главного критерия всех видов свободы. Содержание свободы информации включает право повсеместно и беспрепятственно собирать, передавать и публиковать информацию, имея ввиду моральную обязанность стремиться к выявлению и распространению объективных фактов и к распространению информации без злостных и провокационных намерений с учетом прав и интересов субъектов информационных отношений (авторское право и т.п.). Эволюция теоретических взглядов, доктриналь-ных подходов и международного права имела результатом формализацию принципов регулирования информационных отношений в сети Интернет в рамках общих принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в том числе и в российском за-
14 I г
конодательстве . К таким принципам, в целом соответствующим действующему российскому законодательству, могут быть отнесены:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- ограничение доступа к информации исключительно на основе закона;
14 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; 2016. N 28. Ст. 4558.
- открытость информации о деятельности органов власти и управления всех уровней, означающая свободный доступ к такой информации;
- равноправие и недискриминация при создании информационных систем и их эксплуатации, недопустимость нормативного закрепления необоснованных преимуществ в сфере использования информационных технологий;
- обеспечение интересов национальной безопасности при создании информационных систем, их эксплуатации и защите, содержащейся в них информации;
- стремление субъектов информационных отношений к объективности и достоверности информации, собираемой распространяемой без злостных намерений;
- недопустимость использования информационных отношений в сети Интернет для целей экстремизма, терроризма, пропаганды войны, расовой ненависти, отмывания преступных доходов, а также всякого противоправного поведения;
- неприкосновенность частной жизни, недопустимость несанкционированного сбора, хранения, использования и распространения приватной информации.
Список литературы:
1. The Russian Hacking in 200 Words// New-York times.
2016. 29 December https://www.nytimes.com/interactive/ 2016/12/29/us/poli-tics/russian-hack-in-200-words.?_r=0
2. Информационные правоотношения. Теоретические аспекты. Под. ред. И.М. Рассолова. М.: Проспект,
2017. С. 93.
3. Конвенция о пресечении распространения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. (продлена как документ ООН, резолюция ЭКОСОС № 81 (V) от 14.08.l947); Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г. (продлена как документ ООН, резолюция ЭКОСОС № 841 (IX) от 17.12.1954).
4. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН №59 (I) «Созыв международной конференции по вопросу о свободе информа-ции». Принята 14 декабря 1946 г. на II стадии I сессии ГА ООН// ООН Официальный портал https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESO-LUTION/GEN/NR0/035/16/IMG/NR003516.pdf?OpenElem ent
5. Резолюция ГА ООН № 32/144 от 16.12.1977 «Использование электронно-вычислительной техники в области информации по договорам и регистрация и опубликование договоров и международных соглашений в соответствии со ст. 102 Устава ООН».
6. Резолюция ГА ООН № 2844 (XXVI) от 18.12.1971 «Свобода информации; права человека и научно-технический прогресс; ликвидация всех форм религиозной нетерпимости».
7. Резолюция ГА ООН № 40/125 от 13.12.1985 «Развитие деятельности по общественной информации в области прав человека».
8. Резолюция ГА ООН № 33/115В от 18.12.1978 «Международные отношения в области информации и массовых средств связи»;
9. Резолюция ГА ООН № 31/139 от 16.12.1976, № 33/115А от 18.12.1978, № 34/181 от 18.12.1979 «Сотрудничество и помощь в применении и улучшении национальных средств массовой информации и связи в целях социального прогресса и развития»:
10. Резолюция ГА ООН № 2775G (XXVI) от 29.11.1971 и № 2909 (XXVII) от 02.11.1972 о распро-
странении информации об апартеиде и деколонизации».
11. Резолюция ГА ООН №2821 (XXVI) от 16 декабря 1971 г. «Передача технических знаний, включая производственный опыт и патенты»,
12. Резолюция ГА ООН № 31/183 от 21 декабря 1976 г. «Создание сети для обмена технической информацией»;
13. Резолюция ГА ООН № 32/178 от 19 декабря 1977 г. «Сеть для обмена технической информацией и банк промышленно-технической информации».
14. Собрание законодательства РФ. 2014. N 5. Ст. 419.
15. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)// ЮНЕСКО. Официальный портал http://en.unesco.org/
16. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»// Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; 2016. N 28. Ст. 4558.
17. Айрапетян Н.А., Кузнецов А.А., Пасько А.О., (2016), Гражданско-правовое регулирование товаров и услуг в Интернете. Социально-политические науки, 4: 157-160.
18. Билык В.И., Билык П.В., (2016), Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет. Пробелы в российском законодательстве, 4: 270-273.
19. Радайкин М.Ф., (2013), Кратко о проблеме анонимности в сети Интернет. Пробелы в российском законодательстве, 2: 25-28.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат».
Итоговая оценка оригинальности 86,78 %