Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН И АФРИКАНСКОГО СОЮЗА ПО ЛИКВИДАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ РАБСТВА В МАВРИТАНИИ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН И АФРИКАНСКОГО СОЮЗА ПО ЛИКВИДАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ РАБСТВА В МАВРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РАБСТВО В МАВРИТАНИИ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ООН / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АФРИКАНСКОМ СОЮЗЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косюк Е.А.

В статье анализируется эффективность деятельности международных организаций по ликвидации проявлений рабства в Мавритании. Для проведения исследования и формирования выводов был задействован метод сравнительного анализа, историкоправовой метод, а также применены элементы системного метода исследования. Цель написания статьи — поиск причин, затрудняющих воплощение в жизнь закона об отмене рабства в Мавритании 1981 г., и анализ деятельности международных организаций в вопросах содействия ликвидации проявлений рабства в Мавритании. Объектом является институт международной защиты прав человека. В качестве предмета исследования рассматривается механизм и методы международных организаций по защите прав человека в Мавритании. В ходе исследования были проанализированы правовые документы, отменяющие рабство в Мавритании, и их правоприменительная практика. Реальное положение дел показывает, что примеры рабства существуют. Отмечена сложность и важность деятельности ООН и Африканского Союза — двух международных организаций, добившихся некоторых успехов на пути к ликвидации проявлений рабства в Мавритании, например, ратификации Мавританией всех основных правозащитных документов ООН, принятия дорожной карты для борьбы с современными формами рабства, признания Мавританией рабства в качестве преступления против человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UN AND THE AFRICAN UNION ACTIVITIES ON THE ELIMINATION OF SLAVERY MANIFESTATIONS IN MAURITANIA

The article analyzes the effectiveness of the international organizations activities on the elimination of slavery manifestations in Mauritania. In order to conduct the research and draw up conclusions, few research methods were applied, namely a comparative analysis method, historical and legal methods, as well as some elements of systematic research methods were used. The purpose of the article is to fi nd the reasons which impede the implementation of the 1981 law abolishing slavery in Mauritania and at the same time to analyze the activities of international organizations in promoting the elimination of slavery manifestations in Mauritania. The object of the research is international protection of human rights. The research subject is the mechanism and methods which used by international organizations for the protection of human rights in Mauritania.During the research some national legal documents abolishing slavery in Mauritania and their law enforcement practice were analyzed. The reality is that some examples of slavery can be found in Mauritania nowadays. The UN and the African Union are two international organizations that have made some progress towards the elimination of slavery manifestations in Mauritania. For instance, Mauritania ratifi ed all core UN human rights treaties, adopted a Roadmap to Combat the Consequences of Slavery and recognized slavery as a crime against humanity.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН И АФРИКАНСКОГО СОЮЗА ПО ЛИКВИДАЦИИ ПРОЯВЛЕНИЙ РАБСТВА В МАВРИТАНИИ»

Деятельность ООН и Африканского Союза по ликвидации проявлений рабства в Мавритании

Косюк Екатерина Анатольевна, магистр факультета международных отношений и политических исследований СЗИУ РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация); motik33@mail.ru

Научный руководитель:

Торопыгин Андрей Владимирович, профессор кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС (Санкт-Петербург, Российская Федерация), доктор политических наук; t oropygin-av@ranepa.ru

Аннотация

В статье анализируется эффективность деятельности международных организаций по ликвидации проявлений рабства в Мавритании. Для проведения исследования и формирования выводов был задействован метод сравнительного анализа, историко-правовой метод, а также применены элементы системного метода исследования. Цель написания статьи — поиск причин, затрудняющих воплощение в жизнь закона об отмене рабства в Мавритании 1981 г., и анализ деятельности международных организаций в вопросах содействия ликвидации проявлений рабства в Мавритании. Объектом является институт международной защиты прав человека. В качестве предмета исследования рассматривается механизм и методы международных организаций по защите прав человека в Мавритании. В ходе исследования были проанализированы правовые документы, отменяющие рабство в Мавритании, и их правоприменительная практика. Реальное положение дел показывает, что примеры рабства существуют. Отмечена сложность и важность деятельности ООН и Африканского Союза — двух международных организаций, добившихся некоторых успехов на пути к ликвидации проявлений рабства в Мавритании, например, ратификации Мавританией всех основных правозащитных документов ООН, принятия дорожной карты для борьбы с современными формами рабства, признания Мавританией рабства в качестве преступления против человечества.

Ключевые слова: права человека, рабство в Мавритании, защита прав человека в ООН, защита прав человека в Африканском Союзе

The UN and the African Union Activities on the Elimination of Slavery Manifestations in Mauritania

Ekaterina A. Kosyuk, Master of Science of the North-West Institute of Management, branch of RANEPA (Saint Petersburg, Russian Federation), Faculty of International Relations and Political Studies; motik33@mail.ru

Scientific Adviser:

Andrey V. Toropygin, Professor of the Department of International Relations of the NorthWest Institute of Management, branch of RANEPA (Saint Petersburg, Russian Federation), Doctor of Political Sciences; toropygin-av@ranepa.ru

Abstract

The article analyzes the effectiveness of the international organizations activities on the elimination of slavery manifestations in Mauritania. In order to conduct the research and draw up conclusions, few research methods were applied, namely a comparative analysis method, historical and legal methods, as well as some elements of systematic research methods were used. The purpose of the article is to find the reasons which impede the implementation of the 1981 law abolishing slavery in Mauritania and at the same time to analyze the activities of international organizations in promoting the elimination of slavery manifestations in Mauritania. The object of the research is international protection of human rights. The research subject is the mechanism and methods which used by international organizations for the protection of human rights in Mauritania. During the research some national legal documents abolishing slavery in Mauritania and their law enforcement practice were analyzed. The reality is that some examples of slavery can be found in Mauritania nowadays. The UN and the African Union are two international organizations that have made some progress towards the elimination of slavery manifestations in Mauritania. For instance, Mauritania ratified all core UN human rights treaties, adopted a Roadmap to Combat the Consequences of Slavery and recognized slavery as a crime against humanity.

Keywords: Human rights, slavery in Mauritania, the UN system of human rights protection, the African system of human rights protection

В развитых странах устоялось мнение, что рабства в обывательско-историческом понимании этого слова уже давно не существует и его можно встретить только на страницах книг или учебников1. Однако на самом деле существует страна, в которой на законодательном уровне рабство было отменено всего лишь тридцать восемь лет назад. Цифра сравнительно небольшая в контексте мировой истории. К тому же после отмены рабства стране требуется некий переходный период, чтобы нововведение было закреплено не только документально, но и прижилось на практике. В стране должна быть проведена широкая социальная политика, а также экономическая, чтобы дать возможность бывшим рабам найти свое место в обществе, имея уже другой социальный статус. Транзитный период перехода от модели общества с признанным рабством к свободному обществу может затянуться на несколько лет, а результаты такой трансформации напрямую зависят от грамотной и продуманной политики руководства страны.

То самое государство, которое отменило рабство позже всех других стран, — это Мавритания. Рабство в Мавритании было отменено только в 1981 г. (закон об отмене рабства в Мавритании № 081-234 от 09.11.1981)2. Таким образом, Мавритания является последней страной в мире, отменившей рабство. После отмены рабства прошло уже более тридцати лет, однако международные органы по правам человека в своих отчетах отмечают отдельные случаи проявления традиционного рабства в этой стране. В свою очередь, официальные власти Мавритании заявляют, что в их стране рабство искоренено. Налицо явное противоречие позиции национальных властей Мавритании мнению международных

1 В ООН сегодня под словом «рабство» понимается также торговля детьми, детская проституция, детская порнография, эксплуатация детского труда, нанесение половых увечий девочкам, использование детей в вооруженных конфликтах, долговая кабала, торговля людьми и человеческими органами, эксплуатация проституции и определенные виды практики, применявшиеся в условиях апартеида и колониальных режимов.

2 Mauritania: a Future Free from Slavery [Электронный ресурс]. URL: https://www.amnesty.org/en/ documents/afr38/003/2002/en/ (дата обращения: 17.11.19).

организаций. Более того, интересен сам факт того, что на протяжении более тридцати лет после официальной отмены рабства оно продолжает существовать в той или иной степени. Что мешает реализовать закон об отмене рабства на практике? Может ли это быть

^ о о о о О

слабой социальной политикой властей или вовсе их желание сохранить такую практику? В вопросах защиты прав человека зарекомендовали свою эффективность международные организации, так как они имеют возможность относительно беспристрастно оценить ситуацию с правами человека в конкретном регионе.

В поисках ответа на вопрос о причинах существования рабства в мавританском обществе была изучена история развития страны и основные этапы формирования рабства в Мавритании. Для написания этой части статьи крайне полезны были труды отечественных авторов, например, монография Н. П. Подгорновой «Мавритания между прошлым и будущим» [2], а также монография «История Мавритании в новое и новейшее время» Ю. В. Луконина и Н. П. Подгорновой [1]. Крайне полезными для анализа фактического положения прав человека в Мавритании являются отчеты органов международных организаций. В них содержится количественная и качественная информация, собираемая экспертами органов. Стоит отметить универсальные периодические обзоры ООН, доклады УВКПЧ ООН, а также доклады Специального докладчика по вопросу о современных формах рабства, в которых содержится актуальная информация на тему исследования. Однако стоит отметить, что не все отчеты и доклады в одинаковой степени можно назвать беспристрастными и непредвзятыми, в частности, некоторые обзоры неправительственных организаций создают такое впечатление. Также существует крайне мало информации, по которой можно было бы сделать выводы об официальной позиции мавританских властей по вопросам проявлений рабства.

Стоит отметить, что поздняя дата отмены рабства не помешала Мавритании вступить в Организацию Объединенных Наций. В 1961 г. страна стала членом ООН, взяв на себя обязательства, содержащиеся в уставе организации. Таким образом, сложилось некое противоречие — устав ООН предполагает развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии1, а в Мавритании, подписавшей этот устав, рабство было легальным. Однако не стоит считать такой инцидент уникальным. Многие страны — члены ООН не следовали предписаниям документов организации о соблюдении прав человека. Например, в Саудовской Аравии, Йемене и Омане рабство было отменено также после вступления страны в ООН. Но со временем институт защиты прав человека намного усовершенствовался, и в данный момент практика крайней формы нарушения прав человека, то есть рабства, считается из ряда вон выходящей.

Несмотря на развитую систему защиты прав человека как на глобальном уровне, так и на региональном, существуют страны, в которых рабство при учете официальной его отмены в той или иной степени продолжает существовать. Согласно глобальному индексу рабства (по данным на 2018 г.), Мавритания находится на шестом месте списка стран, где распространенно современное рабство2. В различных источниках в Мавритании количество людей, живущих в рабстве, колеблется от 10% до 20%3 4. В контексте этих цифр

1 Устав Организации Объединенных Наций, 26.06.1945 [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения: 13.11.19).

2 Global Slavery Index [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalslaveryindex.org/2018/data/ maps/#vulnerability (дата обращения: 13.11.19).

3 Human Rights Watch Report on Mauritania [Электронный ресурс]. URL: https://www.hrw.org/world-report/2019/country-chapters/mauritania (дата обращения: 14.11.19).

4 Report of the Special Rapporteur on Extreme Poverty and Human Rights on His Mission to Mauritania (A/ HRC/35/26/Add.1) [Электронный ресурс]. URL: https://reliefweb.int/report/mauritania/report-special-rapporteur-extreme-poverty-and-human-rights-his-mission-mauritania (дата обращения: 13.11.19).

интересно рассмотреть не только деятельность международных организаций как основного источника прав человека в международном праве, но и внутренние причины де-факто существования института рабства в Мавритании.

Можно выделить две основные причины фактического существования рабства в Мавритании: это исламский фактор, в первую очередь неверное понимание Корана, и исторический фактор, согласно которому рабство было пронесено сквозь всю историю развития страны и крепко утвердилось в подсознании людей.

Так, например, впервые коренное темнокожее население попало в зависимость от пришедших из других земель чужаков еще в первом веке до нашей эры. Этими чужаками были древнеберберские племена светлокожих кочевников, которые, в свою очередь, были вытеснены с Ближнего Востока в связи с арабскими завоеваниями. Древнеберберские племена принесли на новые для них территории арабский язык, догмы исламской религии, а также практику агрессивного завоевания территорий и порабощения несогласных. Они стали осваивать территорию современной Мавритании, оттесняя негроидов из традиционных мест их оседлости к югу. Для упрочения своих позиций берберы создали первое государственное образование на территории современной Мавритании. Крупным политическим и экономическим центром этого образования стал Аудагост. Укрепление позиций берберов в регионе стало причиной обострения их конфликта с негроидами. В таком конфликте негроиды явно уступали берберам, и это способствовало еще более напористому оттеснению их в южные районы нынешней Мавритании и порабощению части местного населения.

В Х—Х1 в. в регионе появляются арабские племена, пришедшие из Аравии. Берберские племена, не желая мириться с утратой прежних привилегий и с установлением арабского господства, оказывали им сопротивление. В 1644 г. такое сопротивление вылилось в тридцатилетнюю войну, завершившуюся полным разгромом берберов. С укреплением арабского господства все большее распространение приобретал ислам, оказавший впоследствии немаловажную роль в укреплении рабства. Однако в процессе последовавшего многолетнего общения и взаимодействия представителей арабских племен и берберских они начали мирно соседствовать, образовав при этом арабо-берберскую общность — мавров, что также сыграло важную роль для закрепления рабства в обществе.

В процессе этого взаимодействия начала формироваться сложная этно-расовая, со-словно-кастовая социальная структура мавританского общества, ставящая светлокожее население над негроидными коренными жителями этих земель. Таким образом, «истинные мусульмане» — арабы, берберы и ассимилированные арабо-берберы стали господствующими социальными группами. Далее в кастовой иерархии расположились ха-ратины, то есть вольноотпущенные рабы, они уже считались эксплуатируемой частью населения. На дне социальной лестницы находились рабы, как правило, ими были порабощенные негроиды.

Рабство в Мавритании имело домашний, патриархальный характер: хозяева могли продать раба, подарить его или даже убить. Но при этом хозяева не злоупотребляли своей властью и ценили рабов как рабочую силу. Бывало так, что положение раба мало чем отличалось от положения хозяина. Такая этно-расовая социальная структура просуществовала вплоть до конца XIX в., сформировав менталитет у населения Мавритании, который крепко засел в подсознание людей на столетия, делая рабство нормой [2, с. 20].

В 1904 г. Мавритания была колонизирована французами. Ее, а также некоторые другие государства Африки французы отнесли к категории рабовладельческих обществ, так как рабство там было многовековой устоявшейся традицией. Французам предстояло либо смириться с таким положением дел, либо пытаться проводить коренные реформы. Колонизаторы выбрали первый вариант, самый легкий и доступный. Французские колони-

заторы использовали тактику, характерную для традиционной политики завоевателей: разделяй и властвуй. Таким образом, вместо того чтобы уровнять в правах все население Мавритании, колонизаторы, наоборот, сталкивали различные этносы лбами [2, с. 22].

Независимость Мавритания получила в 1960 г., в так называемый год Африки, когда статус независимости обрели семнадцать африканских государств. Первые годы существования независимой Мавритании в период президентства Моктара ульд Дадды, выходца из знатной марабутской семьи, ознаменовались рядом положительных, хоть и не всегда удачных, реформ. В практически независимой Мавритании жизнь рабов не стала лучше, поскольку сложившееся мавританское общество мало чем отличалось от сформировавшейся ранее этно-расовой социальной структуры. Ведущие государственные посты заняли представители господствующего класса, которые имели своих личных рабов. Несмотря на то, что Моктар ульд Дадда взял курс на построение гражданского общества, рабство в период его президентства так и не было отменено. Его отменил уже следующий президент Мохаммед Хуна ульд Хейдалла в 1981 г. Его сподвижники, военные, как и он сам, сочли приоритетным направлением деятельности решение политических проблем. Для этого была введена новая конституция, гарантирующая всем мавританцам личные права и свободы, а также основные гражданские права (проведение президентских и парламентских выборов) [Там же, с. 108].

На момент отмены рабства в Мавритании несвободными была практически четверть населения — 100 тыс. рабов и около 300 тыс. бывших рабов1. Для полного искоренения веками устоявшегося в Мавритании института рабства требовалось не только законодательно отменить рабство, но и обеспечить все условия выполнения этого закона на практике. Требовалось повысить экономический потенциал страны, принять ряд законов, обеспечивающих освобожденных рабов рабочими местами, чтобы они могли хотя бы прокормить себя и свою семью. Требовалось также провести широкую социальную реформу, дабы смягчить грани устоявшейся этно-расовой структуры общества, тем самым помогая бывшим рабам приспособиться к новой жизни. Практически ничего из этого не было сделано. Правда, был принят один закон: в школьную систему образования была введена возможность учиться на языках негроидного населения юга страны (сонинке, волоф и пулаар) [3, с. 108].

Существенные затруднения для обретения независимости рабов оказала и неблагоприятная обстановка в стране, а именно политическая нестабильность в период с 1978 по 1984 гг. — в стране сменилось четыре правительства и произошло три военных переворота, к тому же в 1975 г. Мавритания вступила в войну в Западной Сахаре. Существенное влияние оказал и тот факт, что вследствие многолетней засухи в начале 1980-х гг. Мавритания превратилась практически в зону бедствия. Большинство военных руководителей, правивших в Мавритании многие годы, не имели ни фактического опыта на политических руководящих постах, ни специального образования, то есть того, что требуется для проведения реформ и выведения страны из долголетнего застоя [2, с. 137].

Все эти факторы повлияли на то, что отмена рабства фактически не была осуществлена. Не был решен ряд вопросов. Какую работу освобожденные рабы могли найти на свободе? В стране был высокий уровень безработицы, к тому же у рабов, как правило, не было никакого образования. И самое главное, не была решена ключевая проблема — подкрепление отмены рабства сколько-нибудь серьезными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

1 Report of the Special Rapporteur on Extreme Poverty and Human Rights on His Mission to Mauritania (A/ HRC/35/26/Add.1) [Электронный ресурс]. URL: https://reliefweb.int/report/mauritania/report-special-rapporteur-extreme-poverty-and-human-rights-his-mission-mauritania (дата обращения: 13.11.19).

Только в 2007 г. было введено уголовное преследование за содержание рабов (закон №2007-048 от 03.09.2007)1. Но прошло уже больше десяти лет, а рабство в Мавритании продолжает процветать, хотя и негласно. По данным ООН, в Мавритании все еще сохраняется традиционное рабство, а рабы находятся в тяжелом и совершенно бесправном положении2. В связи с этим международное сообщество выражает глубокую обеспокоенность систематическими нарушениями прав человека в Мавритании, применяются различные методы международной защиты прав человека как на региональном уровне, так и на глобальном.

Мавритания входит в несколько региональных организаций, так или иначе связанных с правами человека. Это в первую очередь Африканский Союз, Лига Арабских Государств, а также Организация Исламского Сотрудничества. Эти организации различаются по своему составу, способам сотрудничества и уровню взаимодействия, но объединяет их главное — развитие уважения к правам человека и основным свободам как одна из целей каждой организации.

Так, например, в учредительном акте Африканского Союза поддержание и защита прав человека и народов выделяется как одна из главенствующих целей. Для реализации этой цели в рамках Африканского Союза задействованы следующие инструменты: Африканская культурная хартия (1976); Африканская Хартия прав человека и народов (1981); Африканская хартия прав и благополучия ребенка (1990); Протокол о правах женщин в Африке (2003); Африканской хартия о демократии, выборах и управлении (2007)3. Безусловно, наиболее важным документом является Африканская Хартия прав человека и народов или, как ее еще называют, Банжульская хартия (название происходит от места, где велась работа над документом — город Банжул). Интересной и отличительной особенностью этого документа является то, что в Хартии выделяются не только права человека, которые государство должно соблюдать и защищать, но также выделяются и обязанности каждого человека. К примеру, недискриминация и толерантность — это обязанность не государства, а людей, живущих в этой стране4. В качестве контролирующих органов за соблюдением Хартии действует Африканская Комиссия по правам человека (1987), а также Африканский суд (1998). Африканская Комиссия осуществляет каждые два года обзор по соблюдению прав человека в конкретной стране. Этот инструмент проводится по аналогии с Универсальным Периодическим Обзором ООН. За всю историю существования Африканской Комиссии ею было сделано четырнадцать таких обзоров по Мавритании. В последнем отчете, датируемом 2018 г., отмечен ряд положительных результатов по искоренению последствий рабства5. В качестве совета Комиссия рекомендовала Мавритании установить определенную квоту в правительстве для бывших рабов. Интересно, что Комиссия во всех своих отчетах при упоминании рабства в Мавритании употребляет

1 Report of the Special Rapporteur on Contemporary Forms of Slavery, Including Its Causes and Consequences, Gulnara Shahinian. (A/HRC/15/20) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/Documents/ Issues/Slavery/SR/A.HRC.15.20_en.pdf (дата обращения: 17.11.19).

2 Report of the Special Rapporteur on Extreme Poverty and Human Rights on His Mission to Mauritania (A/ HRC/35/26/Add.1) [Электронный ресурс]. URL: https://reliefweb.int/report/mauritania/report-special-rapporteur-extreme-poverty-and-human-rights-his-mission-mauritania (дата обращения: 13.11.19).

3 African Commission on Human and Peoples' Rights [Электронный ресурс]. URL: https://www.achpr.org/ (дата обращения: 12.11.19).

4 Учредительный акт Африканского Союза [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901880996 (дата обращения: 12.11.19).

5 Concluding Observations and Recommendations on the Periodic and Combined Report of the Islamic Republic of Mauritania on the Implementation of the African Charter on Human and Peoples' Rights [Электронный ресурс]. URL: https://www.achpr.org/public/Document/file/English/Concluding%20Observations%20 Mauritania%202006-2014_ENG.pdf (дата обращения: 10.11.19).

термин «последствия рабства», тем самым отрицая существование рабства в Мавритании сейчас, что полностью совпадает с позицией руководства самой Мавритании.

Другой механизм Африканского Союза, Африканский суд, показывает менее эффективные результаты по борьбе с рабством в Мавритании. С жалобой в суд о нарушениях прав человека могут обратиться как неправительственные организации, так и сами люди, чьи права нарушены. Однако на данный момент только восемь государств Африки признают юрисдикцию суда, среди которых Мавритании нет.

Как правило, при обращении в международный орган по защите прав человека сначала должны быть исчерпаны все национальные средства. Это существенно затрудняет возможность мавританцев обратиться в вышестоящий орган, так как прохождение всех инстанций по делам о рабстве занимает длительное время. Наибольшую огласку получило дело Саида и Ярга Салемов, которое впоследствии было передано для рассмотрения в Африканский комитет экспертов по правам и благосостоянию ребенка. Саид Салем (2000 г. рождения) и его младший брат Ярг Салем (2003 г. рождения) родились в семье рабов. Их «хозяин» начал принуждать братьев к труду в раннем возрасте и лишил их школьного образования. В 2011 г. Саиду и Яргу удалось сбежать при помощи двух неправительственных правозащитных организаций, с их же помощью два брата подали иск против рабовладельца. В первом судебном разбирательстве, в соответствии с законом о борьбе с рабством 2007 г., он был приговорен к двум годам тюремного заключения и обязательству выплатить компенсацию в размере 4700 долл. США. Но интересен тот факт, что приговор и сумма присужденного ущерба были намного ниже предусмотренного законодательством. Обжалование этого постановления затянулось на годы, а в это время Ахмед ульд эль-Хасин, тот самый человек, который держал мальчиков в рабстве, был освобожден под залог 680 долл. США. Денежную компенсацию мальчикам он так и не выплатил1. В 2016 г. дело «Саид и Ярг Салем против Мавритании» было передано в Африканский комитет экспертов по правам и благосостоянию ребенка. Комитет постановил, что Мавритания, несмотря на закон о преследовании рабовладельцев, не обеспечивает надлежащую защиту от рабства и его проявлений на практике. Также было установлено, что государство нарушает взятые на себя обязательства по защите прав детей в соответствии с Африканской хартией прав и благополучия ребенка2. Мавритания не приняла это решение во внимание. Более того, согласно информации неправительственной правозащитной организации Minority Rights Group, большинство судебных исков о незаконном содержании рабов находятся в застое в мавританских судах, многие жалобы не продвигаются дальше этапа расследования и лишь немногие попадают на стадию судебного разбирательства. Также многие обвиняемые получают оправдательный приговор3.

Неэффективность африканской системы защиты прав человека можно объяснить тем, что, несмотря на ратификацию рядом стран международных документов по защите прав человека, лишь некоторые страны воплощают в жизнь эти стандарты. Многие государства объясняют такое положение дел тем фактом, что на данный момент в Африке существуют более насущные проблемы, такие как голод, массовая нищета, а также распространение ВИЧ-заболеваний [4, с. 144].

1 One Year Later: The Landmark Judgement in the Case of Said and Yarg against Mauritania [Электронный ресурс]. URL: https://minorityrights.org/2018/12/17/one-year-later-the-landmark-judgement-in-the-case-of-said-and-yarg-against-mauritania/ (дата обращения: 11.11.19).

2 Mauritanian Slavery Case Accepted by African Court [Электронный ресурс]. URL: https://www. antislavery.org/slavery-case-afican-court/ (дата обращения: 10.11.19).

3 One Year Later: The Landmark Judgement in the Case of Said and Yarg against Mauritania [Электронный ресурс]. URL: https://minorityrights.org/2018/12/17/one-year-later-the-landmark-judgement-in-the-case-of-said-and-yarg-against-mauritania/ (дата обращения: 11.11.19).

Тем не менее африканская система защиты прав человека с ее контролирующими органами и наличием механизма подачи индивидуальных жалоб является более эффективной в вопросах защиты прав человека, чем такие региональные организации, как Лига Арабских Государств (ЛАГ) и Организация Исламского Сотрудничества.

В Лиге Арабских Государств первая попытка введения Арабской хартии по правам человека была еще в 1994 г., но из-за явно политического характера документа ни одно из государств — членов организации не ратифицировало эту хартию. Более удачная попытка разработки хартии по правам человека была осуществлена в 2004 г., документ вступил в силу в 2008 г., а на момент 2019 г. документ подписали 17 государств, Мавритания не входит в это число.

Но Мавритания поддержала Каирскую декларацию о правах человека в исламе, участниками которой являются все государства — члены Организации Исламского Сотрудни-чества1. Орган, который следит за соблюдением декларации, — это постоянная независимая комиссия по правам человека (2008), она имеет консультативную функцию и состоит из 18 экспертов.

Широкая дискуссия существует в международном сообществе в отношении Каирской декларации о правах человека — некоторые эксперты считают, что в декларации из-за ее чересчур религиозного характера многие права напрямую противоречат правам человека, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека. Например, Ассоциация всемирного просвещения и Ассоциация граждан мира утверждает, что Каирская декларация ограничивает права человека, свободу вероисповедания и свободу слова2.

Универсальные гарантии соблюдения прав человека граждане Мавритании получают согласно глобальному инструменту защиты прав человека — Организации Объединенных Наций. Мавритания участвует в Конвенции об отмене рабства, созданной еще в 1926 г. под эгидой Лиги Наций. Организация Объединенных Наций внесла поправки в Конвенцию в соответствии с Протоколом от 7 июля 1955 г., а в 1956 г. была принята дополнительная конвенция, в которой было уточнено и дополнено определение рабства3. Однако Конвенцию о рабстве и дополнительные конвенции к ней можно считать малоэффективными инструментами в борьбе с рабством, так как они не способны оказывать практически никакого влияния на характер выполнения государством принятых на себя обязательств. Вышеупомянутые документы не предусматривают создания договорного органа, который был бы уполномочен получать доклады и составлять по ним свои замечания. Согласно Конвенции о рабстве и Дополнительной конвенции к ней, государства-участники соглашаются (но не обязываются) направлять информацию о мерах, принятых в соответствии с конвенциями о рабстве, Генеральному секретарю, который, в свою очередь, сообщает такую информацию Экономическому и Социальному Совету (ЭКОСОС) в целях ее обсуждения. ЭКОСОС не проявил особой активности в выполнении этой роли, создав Рабочую группу по проблемам рабства и переложив впоследствии на нее свои обязательства4. Последняя сессия Рабочей группы состоялась в августе 2006 г., в 2007 г.

1 Statute of the OIC Independent Permanent Human Rights Commission [Электронный ресурс]. URL: https://www.oic-iphrc.org/en/data/docs/legal_instruments/0IC_HRRIT/802078.pdf (дата обращения: 14.11.19).

2 CFI Defends Freedom of Expression at the U.N. Human Rights [Электронный ресурс]. URL: council. https://centerforinquiry.org/press_releases/cfi_defends_freedom_of_expression_at_the_un_human_ rights_council/ (дата обращения: 14.11.19).

3 Protocol Amending the Slavery Convention Signed at Geneva on 25 September 1926, 7 December 1953 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/Documents/ProfessionalInterest/protocolslavery.pdf (дата обращения: 14.11.19).

4 Доклад УВКПЧ ООН. (HR/PUB/02/4) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/Documents/ Publications/slaveryru.pdf (дата обращения: 20.11.19).

этот орган был упразднен, и его заменил мандат Специального докладчика по вопросу

0 современных формах рабства.

Мавритания участвует во всех основных международных документах по защите прав человека1. Следовательно, на Мавританию распространяется деятельность всех договорных органов ООН, учрежденных по каждому из договоров, однако Мавритания признала не все процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб и процедуры расследования на-рушений2. Один из основных договоров ООН, непосредственно связанный с искоренением проявлений рабства, это Пакт об экономических и политических правах, в ст. 8 которого говорится: «Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах; никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду»3. В соответствии с Пактом об экономических и политических правах действует Комитет по правам человека, который уполномочен рассматривать индивидуальные сообщения о предполагаемых нарушениях прав в отношении государств — участников пакта. Однако такой механизм может быть задействован только в отношении государств, которые, помимо подписания и ратификации Пакта об экономических и политических правах, подписали первый Факультативный протокол к нему, а Мавритания не входит в число стран, подписавших этот протокол4.

Из всех органов ООН, наделенных наблюдательной функцией, а также консультативной в сфере защиты прав человека, наибольший интерес представляет уставной орган ООН — Совет по правам человека. В его функции входит проведение специальных процедур по ликвидации нарушений прав человека. Совет может рассматривать индивидуальные жалобы и давать рекомендации государствам по их исправлению. Также Комиссия взаимодействует с международными неправительственными организациями. Один из самых эффективных инструментов Совета по правам человека — это проведение Универсального Периодического обзора по каждому из государств — членов ООН. Мавритания входит во второй цикл рассмотрения страны в рамках обзора, это значит, что последний обзор рассматривался в ноябре 2015 г., а следующий будет рассмотрен в ноябре 2020-го. В докладе рабочей группы по универсальному периодическому обзору в декабре 2015 г. одной из главных тем было обсуждение рабства в Мавритании. В обзоре было отмечено, что Мавритания прилагает усилия в борьбе с рабством, в частности, было создано агентство «Тадамун», в задачи которого входит искоренение рабства, а также были ратифицированы международные правозащитные договоры и был принят план действий по борьбе с пережитками рабства. При этом в обзоре отмечено, что, несмотря на положительные сдвиги, искоренение рабства не является приоритетным направлением в работе правительства, поскольку официальные представители отрицают существование рабства5.

1 The Core International Human Rights Instruments and Their Monitoring Bodies [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/CoreInstruments.aspx/ (дата обращения: 14.11.19).

2 База данных договорных органов ООН [Электронный ресурс]. URL: https://tbinternet.ohchr. org/_layouts/15/TreatyBodyExternal/Countries. aspx?CountryCode=MRT&Lang=RU (дата обращения: 20.11.19).

3 Международный пакт о гражданских и политических правах с дополнениями [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/RU/ProfessionalInterest/Pages/CCPR.aspx (дата обращения: 21.11.19).

4 База данных договорных органов ООН [Электронный ресурс]. URL: https://tbinternet.ohchr. org/_layouts/15/TreatyBodyExternal/Countries. aspx?CountryCode=MRT&Lang=RU (дата обращения: 20.11.19).

5 Доклад Рабочей группы по универсальному периодическому обзору, Мавритания. (A/HRC/31/6) [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/G15/289/97/PDF/G1528997. pdf?0penElement (дата обращения: 15.11.19).

На наш взгляд, такая позиция властей противоречит отчетам специального докладчика по вопросу о современных формах рабства. Мандат Специального докладчика по вопросу рабства был создан Советом по правам человека ООН в 2007 г., и за время своего существования он опубликовал три доклада по Мавритании (2009, 2010, 2014). В рамках своей последней миссии в январе 2014 г. Специальный докладчик отметил, что сохраняется социальное расслоение по этническому признаку, а также практикуется неверное толкование религии в качестве оправдания рабства и сходных с рабством практик. Специальный докладчик выразил свою обеспокоенность в связи с очень низким числом судебных разбирательств согласно закону о преследовании рабовладельцев, а также в связи с тем, что большинство дел закрывается без какого-либо надлежащего расследования. Также было отмечено, что неэффективность этого закона связана и с тем, что жертвы рабства часто не сообщают о преступлениях, совершенных против них, из-за страха возмездия или отсутствия осведомленности, к тому же бремя доказывания в соответствии с законом лежит на жертве. Специальный докладчик подчеркнул необходимость принятия правительством специальных законов, направленных на помощь в адаптации бывших рабов, и оказания непосредственной помощи бывшим рабам в получении юридической консультации и временного убежища1.

Несмотря на то, что эти рекомендации были даны еще в 2014 г., на данный момент ситуация с искоренением рабства мало продвинулась вперед. В августе 2019 г. в рамках доклада по второму периодическому обзору Совет по правам человека вынес те же замечания, что и пять лет назад, отметив, что случаи рабства все еще существуют2.

Таким образом, в Мавритании рабство по-прежнему не является пережитком прошлого, хотя отменено оно было больше тридцати лет назад. Рабство напрямую связано со спецификой социального расслоения в мавританском обществе, сложившегося за долгие века. Поэтому в качестве одного из важных шагов для Мавритании на пути к полному искоренению практики рабства должна быть предпринята попытка создания атмосферы нетерпимости к этому явлению в обществе. Но на данный момент это противоречит менталитету населения. Однако сдвиги в правильном направлении есть. Положительным является то, что Мавритания ратифицировала все основные международные правозащитные документы, она открыта для критики и рекомендаций международных организаций в вопросах защиты прав человека. Так, например, в соответствии с дорожной картой, предложенной Специальным докладчиком по вопросу рабства и Советом по правам человека ООН, в 2012 г. в конституцию страны были внесены поправки, утвердившие культурное и языковое разнообразие страны и приравнявшие практику рабства и применения пыток к преступлениям против человечности. Тем не менее существует большой разрыв между подписанными документами и практикой. Существенная критика поступает в адрес закона об уголовном преследовании рабовладельцев 2007 г., так как на деле этот документ малоэффективен и требует усовершенствования механизмов как судебной практики, так и осведомленности населения об его праве осудить своего «хозяина».

Также стоит отметить, что система международной защиты прав человека с ее разнообразием методов и функций показывает положительные результаты в вопросах борьбы с рабством в Мавритании. Страна является членом нескольких региональных международных организаций, к ведению которых относится поощрение и защита прав чело-

1 Report of the Special Rapporteur on Contemporary Forms of Slavery, Including Its Causes and Consequences, Gulnara Shahinian. (A/HRC/27/53/Add.1) [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/RU/Issues/ Slavery/SRSlavery/Pages/SRSlaverylndex.aspx (дата обращения: 15.11.2019).

2 Concluding Observations on the Second Periodic Report of Mauritania (CCPR/C/MRT/CO/2) [Электронный ресурс]. URL: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download. aspx?symbolno=CCPR/C/MRT/CO/2&Lang=En (дата обращения: 15.11.19).

века. Каждая из этих организаций могла бы добиться лучших результатов в своей деятельности, если бы представители правительства более внимательно и исполнительно относились к рекомендациям компетентных органов, а также признали бы проблему рабства, то есть его существования в Мавритании. Пока этого в полной мере не происходит. Но Мавритания не игнорирует предложения наиболее авторитетных международных институтов, к которым относит Организацию Объединенных Наций и Африканский Союз. Эти организации и могут разделить некоторые имеющиеся положительные результаты на пути к полной ликвидации рабства в Мавритании.

Литература

1. Луконин Ю. В. История Мавритании в новое и новейшее время / Ю. В. Луконин, Н. П. Подгорнова. М. : Наука, 1991. 196 с.

2. ПодгорноваН. П. Мавритания между прошлым и будущим : монография / Н. П. Подгорнова. М. : Институт Ближнего Востока, 2014. 183 с.

3. Handloff Robert E. Mauritania a Country Study / Robert E. Handloff. Library of Congress, 1987. 218 p.

4. Smith Rhona K. M. International Human Rights Law / Rhona K. M. Smith. Oxford University Press, eight edition, 2018. 436 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.