Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников С. А., Третьяков А. В.

В статье рассмотрена воспитательно-профилактическая работа общественности по снижению противоправного потенциала детско-подростковой среды в период становления в Российской Федерации системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Исследование проведено на общегосударственном уровне с привлечением разноплановых источников, объективно отражающих вклад негосударственных субъектов в стабилизацию состояния правонарушительства несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях с конца 1991 по 1999 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников С. А., Третьяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ACTIVITY ON PREVENTION OF ILLEGAL BEHAVIOR OF MINORS IN RUSSIA IN THE 90S OF THE XX CENTURY

The article considers the educational and preventive work of the public to reduce the illegal potential of the child and adolescent environment during the formation of the juvenile delinquency prevention system in the Russian Federation. The study was conducted at the national level with the involvement of diverse sources objectively reflecting the contribution of non-State actors to the stabilization of juvenile delinquency in specific historical conditions from the end of 1991 to 1999.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА»

УДК 930.1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

© 2023 С. А. Бражников1, А. В. Третьяков2

1 кандидат исторических наук, соискатель кафедры истории России e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru 2доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрена воспитательно-профилактическая работа общественности по снижению противоправного потенциала детско-подростковой среды в период становления в Российской Федерации системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Исследование проведено на общегосударственном уровне с привлечением разноплановых источников, объективно отражающих вклад негосударственных субъектов в стабилизацию состояния правонарушительства несовершеннолетних в конкретно-исторических условиях с конца 1991 по 1999 г.

Ключевые слова: Российская Федерация, общественность, профилактика, противоправное поведение, несовершеннолетние.

PUBLIC ACTIVITY ON PREVENTION OF ILLEGAL BEHAVIOR OF MINORS IN RUSSIA IN THE 90S OF THE XX CENTURY

© 2023 S. A. Brazhnikov1, A.V. Tretyakov2

1Candidate of Historical Sciences, Candidate of the Department of Russian History

e-mail: s. a. brazhnikov @ mail. ru 2Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Russian History, Professor

e-mail: dr_tretiyakov @ mail. ru

Kursk State University

The article considers the educational and preventive work of the public to reduce the illegal potential of the child and adolescent environment during the formation of the juvenile delinquency prevention system in the Russian Federation. The study was conducted at the national level with the involvement of diverse sources objectively reflecting the contribution of non-State actors to the stabilization of juvenile delinquency in specific historical conditions from the end of 1991 to 1999.

Keywords: Russian Federation, public, prevention, illegal behavior, minors.

В настоящее время одной из важнейших задач, решаемых в Российской Федерации на государственном уровне, является обеспечение благополучного и безопасного детства. Период с 2018 по 2027 г. объявлен указом Президента Российской Федерации Десятилетием детства [1]. Плановые мероприятия, предусмотренные для реализации в этот временной промежуток, предполагают

разработку и осуществление мер по совершенствованию механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по противодействию криминализации подростковой среды.

В этих условиях разноформатное исследование опыта работы различных субъектов профилактики отклонений в поведении детей и подростков представляется достаточно актуальным, поскольку дает возможность всесторонне оценить его с научных позиций и использовать полученные результаты в рамках совершенствования воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Ознакомление с правовой базой работы общественности в исследуемый период показывает, что до начала действия федеральных законов от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» и от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» работу общественных структур и частных лиц по профилактике различных противоправных проявлений среди детей и подростков регулировали в основном нормативные документы, изданные соответствующими органами СССР и РСФСР (Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних от 13 декабря 1967 г., Примерное положение о педагоге-организаторе по проведению воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства от 13 мая 1970 г., Типовое положение о родительском комитете общеобразовательной школы от 16 декабря 1970 г., Положение об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в населенных пунктах РСФСР от 3 сентября 1985 г. и др.).

Данные нормативные документы морально устарели и не соответствовали требованиям времени. Они в основном предполагали осуществление воспитательно-профилактических мероприятий представителями различных общественных структур по месту жительства детей, подростков, юношей. Однако в период с 1990 по 1999 г. практически во всех регионах страны разрушалась система детской социальной инфраструктуры, обеспечивавшей продуктивное провождение свободного времени детьми, подростками, юношами по месту жительства. Это снижало возможности использования в воспитательно-педагогической практике занятий в игровых формах с несовершеннолетними различных возрастных групп. Происходила деградация двора, микрорайона в жилищном массиве города как инфраструктурных единиц, обеспечивавших возможности социализации детей. Не производились предусматривавшиеся нормативными актами отчисления из квартирной платы в целях обеспечения воспитательной, социальной, культурно-просветительской и другой работы с детско-подростковым контингентом по месту жительства. В сельской местности досуг детей и подростков во внеучебное время обеспечивался в основном дискотеками и отдельными праздничными мероприятиями. Отсутствие необходимых условий для осуществления воспитательной работы в детско-подростковой среде по месту жительства являлось одним из основных факторов широкого распространения безнадзорности, способствовало росту числа детей с девиантным поведением, а также увеличению количества групп несовершеннолетних антиобщественной направленности [2].

Вместе с тем органами государственной власти предпринимались определенные меры по стимулированию воспитательной работы общественности с детьми и подростками. Так, 9 октября 1992 г. были в установленном порядке утверждены «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Данный документ установил обязанности органов публичной власти на всех уровнях по всемерному поощрению работы граждан, направленной на обеспечение культурного и творческого развития детей и подростков, приобщению их к занятиям искусством, ремеслами и

самообразованием. В этих целях предлагалось задействовать возможности применения льготного налогообложения, а также регулирования ценообразования [3].

В 1992 г. в Российской Федерации функционировало около 3 тыс. центров внешкольной работы и дворцов творчества, свыше 500 станций юных натуралистов, более 1 тыс. центров и клубов юных техников, моряков, авиаторов, космонавтов, пожарных, автомобилистов [4]. Однако повсеместно происходило расширение коммерциализации услуг в детско-подростковых досуговых учреждениях, а также их закрытие и переориентация на иные виды деятельности. Обусловленная значительным уровнем цен недоступность большинства форм детско-подросткового досуга выступала в качестве одного из значимых факторов криминализации среды несовершеннолетних [5].

В 1993 г. руководство Министерства образования Российской Федерации отмечало, что обновление социально-экономической и общественно-политической обстановки в стране способствовало демонополизации и дифференциации детского движения. В частности, Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина трансформировалась в Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций». Приобретали организационную самостоятельность и самоопределялись религиозные, экологические, патриотические и иные детско-подростковые общественные организации, в основе которых находилась общность интересов. Возрастало значение спонтанно образовавшихся детско-подростковых организаций, целями которых являлись самоутверждение, продвижение своих интересов и запросов. За ними практически полностью отсутствовал надлежащий контроль, и в результате они широко культивировали среди несовершеннолетних как созидательные, так и различные деструктивные устремления. В то же время в стране отсутствовали условия для развития и расширения детского движения. Это было вызвано недостаточным материально-техническим, кадровым, финансовым обеспечением. В отдельных субъектах Российской Федерации (города Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Волгоградская, Нижегородская, Ростовская, Ярославская области) производилось частичное финансирование детских организаций из различных источников. Кроме того, довольно часто законные права и интересы детско-подростковых объединений просто игнорировались. Имели место факты отказа в предоставлении им помещений школами, внешкольными учреждениями. Закрывались пионерские комнаты. Уменьшалось число старших вожатых, работа которых финансировалась органами образования. Прекращалось развитие научно-исследовательской деятельности в области детского движения. Детские организации покидали квалифицированные, опытные кадры. Значительное распространение получили случаи отказа представителей общественности и педагогов от работы с детьми, что приводило в ряде субъектов Российской Федерации к необходимости ликвидации многих детских организаций. В частности, такие факты были зафиксированы в Республике Бурятия, Архангельской и Псковской областях. Трансформация традиционной организации отечественного детского движения дополнялась выходом из него многих подростков и вступлением их в различные неформальные объединения. Все это обусловливало осложнение криминогенной обстановки в детско-подростковой среде на всей территории страны. В различных группах антиобщественной направленности, на которые оказывала активное влияние криминальная среда, состояло подавляющее число несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений [6].

Необходимо отметить то, что в рассматриваемый период в Российской Федерации начала проводиться системная работа по созданию детских домов

семейного типа на базе крестьянских и фермерских хозяйств, которые, принимая на воспитание детей и подростков, находившихся в трудной жизненной ситуации, оставшихся без родительского попечения, вносили значимый вклад в профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

В 1994 г. Правительством Российской Федерации были определены и получили правовое закрепление следующие основные меры материального и финансового стимулирования семей, создававших такие детские дома:

1) безвозмездная передача в собственность земельных участков соответствующей площади;

2) предоставление преимущественного права на получение дополнительной площади земельных участков при росте числа членов семьи;

3) выделение беспроцентных ссуд для строительства жилья;

4) предоставление налоговых льгот в первые два года после создания детского

дома;

5) оформление в первоочередном порядке долгосрочных кредитов для обеспечения надлежащего осуществления сельскохозяйственного производства;

6) оказание финансовой помощи в решении вопросов, связанных со строительством дорог, увеличением плодородия почв, монтажом сетей снабжения электричеством, водой, газом, теплом, связью;

7) первоочередное финансирование в рамках средств гуманитарной и технической помощи в организации и ведении малого бизнеса [7].

Методическое обеспечение, а также консультативная помощь родителям-воспитателям оказывалась в установленном порядке педагогическими коллективами учебных заведений, в которых проходили обучение воспитанники детских домов семейного типа, образованных на базе крестьянских и фермерских хозяйств. Работа таких детских домов контролировалась соответствующими региональными органами управления образованием [8].

Деятельность по устройству детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, в детские дома семейного типа наиболее продуктивно осуществлялась в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Кемеровской и Омской областях, где были созданы и успешно осуществляли свою деятельность от 10 до 20 таких детских домов. Результаты их работы показывали, что приемная семья позитивно влияла на психическое состояние проживавших в ней детей, способствовала улучшению их здоровья, позволяла получить им необходимые навыки ведения семейного хозяйства, решения разнообразных бытовых проблем. Несовершеннолетние, воспитывавшиеся в детских домах семейного типа, функционировавших на базе крестьянских и фермерских хозяйств, принимали участие в земельных работах, осваивали различные виды сельскохозяйственного труда, что способствовало их профессиональной ориентации и обеспечивало возможность получения ими в дальнейшем соответствующих рабочих мест. Однако, несмотря на предоставлявшуюся помощь со стороны государства, родителям-воспитателям приходилось постоянно преодолевать значительные трудности. Неустроенность быта, нерегулярное выделение денежных средств, трудности в оформлении ссуд и кредитов в целях создания и обеспечения развития крестьянских и фермерских хозяйств, ненадлежащая методическая и практическая помощь в организации учебной, воспитательной, оздоровительной работы с детьми способствовали отвлечению родителей-воспитателей от семьи и сосредоточению их на решении данных проблем в разнообразных учреждениях и организациях. В связи с этим Министерство образования Российской Федерации совместно с Российским детским фондом

16 ноября 1994 г. направило в установленном порядке в регионы письмо об оказании помощи детским домам семейного типа:

1) в получении в необходимых случаях дополнительного государственного

жилья;

2) в выделении средств на постройку индивидуальных жилых домов;

3) в выдаче льготных ссуд и кредитов для устройства быта, закупки автомобильной и сельскохозяйственной техники;

4) в психологической, медицинской, педагогической реабилитации детей и их обучении;

5) в консультативном и методическом сопровождении воспитания детей [9].

Согласно информации, опубликованной в средствах массовой информации

Научно-исследовательским институтом детства Российского детского фонда, по состоянию на май 1995 г. в Российской Федерации функционировало 363 семейных детских дома, в которых воспитывалось около 2,4 тыс. детей. Положение детских домов семейного типа претерпело заметные позитивные изменения, которые заключались в повышении уровня материальной обеспеченности, решении проблем в обеспечении жильем, совершенствовании норм, определявших их правовой статус. Шло развитие системы всесторонней помощи родителям-воспитателям, возрос уровень их психолого-педагогической компетенции. В Республике Коми, городах Волгограде, Иркутске, Калуге, Краснодаре проводилась целенаправленная работа по повышению эффективности системы определения родителей-воспитателей и отбора воспитанников. Были созданы специализированные консультативные и реабилитационные центры, обслуживавшие приемные семьи [10].

С 22 мая 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», который определил общественное объединение как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование (орган общественной самодеятельности, общественное учреждение, общественный фонд, общественное движение, общественная организация), созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе.

По итогам анализа правоохранительной практики за 1995 г. Министерство внутренних дел Российской Федерации отметило отсутствие широкого проявления инициативы в проведении работы, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушительства в подростковой среде, со стороны общественности. Среди общественных структур, задействованных в воспитательно-профилактической работе с детско-подростковым контингентом, была выделена войсковая часть, дислоцировавшаяся в Лужском районе Ленинградской области, командование которой изыскало возможность для создания подросткового военно-патриотического лагеря. В работе с подростками был задействован личный состав войсковой части. Комплексные учебно-воспитательные мероприятия, проводившиеся с подростками, включали отдельные элементы программы военного обучения в рамках подготовки к призыву на военную службу. Многие подростки до прибытия в военно-патриотический лагерь не учились и не работали, а после пребывания в нем вернулись в учебные заведения или трудоустроились. Работа военно-патриотического лагеря получила одобрение губернатора Ленинградской области В. А. Густова [11].

В марте 1996 г. в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поступило информационное письмо «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан», подготовленное Комитетом Российской Федерации по делам молодежи, Министерством образования Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по физической

культуре и туризму, в котором отмечено, что ухудшению криминогенной ситуации в подростково-молодежной среде во многом способствовало свертывание воспитательной работы с несовершеннолетними, в том числе по месту их проживания. В процессе реализации реформ в социально-экономической сфере разрушительное воздействие на воспитание и социализацию детей оказывали следующие основные факторы:

1) ликвидация и передача коммерческим и иным структурам комнат школьника;

2) прекращение строительства новых специализированных помещений для проведения воспитательной работы с детьми и подростками;

3) резкое падение количества мероприятий, направленных на пропаганду в детско-подростковой среде здорового образа жизни, занятий различными видами спорта.

Все это приводило к снижению уровня культуры несовершеннолетних, их незанятости и, соответственно, росту подростковой преступности [12].

В 1996 г. на общегосударственном уровне было продолжено проведение политики в отношении детей, оставшихся без родительского попечения, предполагавшей их передачу в установленном порядке в семьи с использованием правовых институтов усыновления, опеки и попечительства. Практика показала эффективность и жизнеспособность такой формы устройства несовершеннолетних. За период с 1991 по 1996 г. в Российской Федерации свыше 2,3 тыс. детей и подростков были переданы на воспитание в приемные семьи [13].

17 июля 1996 г. Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 829, которое утвердило «Положение о приемной семье». Этот документ регламентировал создание приемных семей путем заключения соответствующих срочных договоров между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче детей для воспитания в приемные семьи. Права и обязанности приемных родителей применительно к приемным детям соответствовали правам и обязанностям опекунов и попечителей. Дети, проживавшие в приемных семьях, не утрачивали право на ранее назначенные в установленном порядке социальные выплаты всех видов, право собственности на жилье, право на пользование жильем. Финансирование приемных семей осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации. В приемных семьях воспитывались следующие категории лиц:

1) дети, имевшие статус сирот;

2) дети, родители которых не были известны;

3) дети, родители которых были признаны судом безвестно отсутствующими;

4) дети, родители которых были лишены родительских прав;

5) дети, родители которых были признаны судом недееспособными;

6) дети, родители которых были ограничены в родительских правах;

7) дети, родители которых были осуждены;

8) дети, родители которых по состоянию здоровья не могли осуществлять их содержание и воспитание;

9) дети, оставшиеся без попечения родителей, находившиеся в учреждениях социальной защиты населения, лечебно-профилактических учреждениях, воспитательных учреждениях или других подобных учреждениях [14].

В 1997 г. в Российской Федерации было официально зарегистрировано 96 различных общественных объединений, ассоциаций, групп в составе детского движения, осуществлявших свою деятельность на общегосударственном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации их действовало свыше 500. Детское движение развивалось в следующих основных направлениях:

1) обеспечение условий для осуществления законных прав и интересов детей;

2) внедрение передовых подходов и методов в работу по подготовке кадров для работы с детьми;

3) создание неправительственных структур для координации работы детских общественных объединений, ассоциаций, групп и участия в выработке государственной молодежной политики;

4) поддержка образования новых детских объединений, ассоциаций на всех уровнях [15].

Важнейшее значение в развитии работы общественности по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних имело формирование ее законодательной базы. Так, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определил правовое положение негосударственных субъектов в системе профилактики противоправного поведения детей и подростков. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепил положение о том, что правовой основой деятельности общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций по защите прав детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и ее субъектов.

В дальнейшем нормы законодательства получили детализацию в подзаконных нормативных правовых актах.

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным аргументированно утверждать следующее.

1. В период с конца 1991 по 1999 г. в Российской Федерации общественность была задействована в профилактике антиобщественных проявлений в среде несовершеннолетних. Воспитательная работа с детьми-подростками, юношами осуществлялась различными общественными структурами, а также отдельными представителями общественности. Формы и содержание такой работы были достаточно разнообразны и определялись прежде всего целями и задачами, которые ставили перед собой конкретные коллективные или индивидуальные субъекты воспитания.

2. Воспитательно-профилактическое воздействие со стороны общественных структур и частных лиц на несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях характеризовалось в целом невысокой эффективностью и фрагментарностью осуществления, поскольку не имело соответствовавшего требованиям времени нормативно-правового, организационного, ресурсного обеспечения.

3. Определяющее значение для развития института участия общественности в профилактике противоправного поведения детско-подросткового контингента имели соответствующие положения федеральных законов от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. В 1991-1999 гг. общественность внесла значительный вклад в становление системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.

Библиографический список

1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 // Российская газета. -2017. - 30 мая.

2. О Рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях: письмо Министерства образования Российской Федерации от 13 ноября 2000 года № 813/28-16 // КонсультантПлюс: [Сайт]. - иЯЬ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=796240536A5C3962B76FA С37Е0ВРС200&80КТТУРЕ=0&ВЛ8ЕШВЕ=50^=17150968108379564235822643&Ьа se=EXP&n=295830&md=F801D2B835C2403C6F95556381D9E246#009274198321142402 (дата обращения: 05.02.2023).

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утверждены Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 года № 3612-1 // Российская газета. - 1992. - 17 ноября.

4. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / редактор-составитель И.В. Калиш; научный редактор А.К. Бруднов. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - С. 20.

5. Социально-экономическое положение детей в России: информационно-аналитический обзор департамента проблем семьи, женщин и детей Министерства социальной защиты населения Российской Федерации // Народное образование. - 1993. - № 5. - С. 12.

6. О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации: решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 14 апреля 1993 года № 6/12 // Вестник образования. - 1993. - № 10. - С. 2-77.

7. О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 года № 786 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 11. - Ст. 1302.

8. О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ заместителя Министра образования Российской Федерации от 25 июля 1994 года № 285 // Вестник образования. - 1994. - № 12. - С. 32-35.

9. Об оказании помощи детским домам семейного типа территориальными органами управления образованием: письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 ноября 1994 года № 127-М, Российского детского фонда от 14 ноября 1994 года № 01-14/631 // Вестник образования. - 1995. - № 1. - С. 74-75.

10. Рыбинский, Е. М. Родные чужие мать и отец / Е. М. Рыбинский // Народное образование. - 1995. - № 5. - С. 92.

11. Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в 1995 году (отчет перед гражданами Российской Федерации) // Милиция. - 1996. - № 4. - С. 19-20.

12. О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан: письмо Комитета Российской Федерации по делам молодежи, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму № КШ 21/294-04/53 от 12 марта 1996 года // От внешкольной работы — к дополнительному образованию детей: сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей /

редактор-составитель И.В. Калиш; научный редактор А.К. Бруднов. -Москва: ВЛАДОС, 1999. - С. 348-350.

13. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации в 1995 году // Вестник образования. - 1996. - № 4. - С. 53-54.

14. О приемной семье: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 года № 829 // Российская газета. - 1996. - 15 августа.

15. Второй периодический доклад, представленный 12 января 1998 года Российской Федерацией Комитету по правам ребенка Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (CRC/C/65/ADD.5) // Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека: [Сайт]. - URL: https://tbinternet. ohchr. org/_layouts/15/treatybodyexternal/Download. aspx?symbolno=CRC %2f C%2f65%2fAdd.5&Lang=en (дата обращения: 07.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.