строительное бревно. Учёт деревьев дуба и ясеня зелёного начинали со ступени 9 см, так как на учётных площадях меньшего диаметра деревьев не было. Наибольший процент выхода сортиментов у дуба - это строительное бревно (начиная со ступени 16 см), подтоварник и жерди. Больший процент дров даёт ясень зелёный. Древесное сырьё горельников в течении 2-3 лет, как правило, сохраняет свои физико-технические свойства, и может быть использовано для получения различных видов лесоматериалов ( I ). Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что древесину дуба, клёна остролистного и ясеня зелёного, подвергавшегося низовому пожару, можно использовать в хозяйстве более практично, если вырубку производить в течении 1 - 2-х лет после пожара. Вырубка горевших деревьев после этих сроков даст только дрова. Кроме того, своевременное освоение повреждённых насаждений способствует снижению появления очагов возможного распространения вредных насекомых и болезней.
Таблица 1 - Выход сортиментов из деревьев повреждённых низовым пожаром средней интенсивности (в среднем по ________________________________________модельным деревьям).___________________________________________
Ступень толщины, см Поро-да Объём ствола, м3 Вес дерева, кг В % от веса модельного дерева
Строй- бревно Под- товарник Жер-ди Дрова Хво- рост Древ. зелень.
Ко 0,0071 9,6 - - 47 46 7 -
5 Яз - - - - - - - -
Д - - - - - - - -
Ко 0,0174 17,0 - - 85 10 5 -
7 Яз - - - - - - - -
Д - - - - - - - -
Ко 0,0355 35,1 - - 76 16 8 -
9 Яз 0,0397 43,7 - 32 37 15 16 -
Д 0,0390 50,3 - 54 27 9 10 -
Ко 0,1050 88,1 - 51 27 7 5 10
12 Яз 0,0828 87,2 - 54 19 13 14 -
Д 0,0853 97,9 - 71 17 5 7 -
Ко 0,1530 146,7 32 41 6 7 7 7
16 Яз 0,1419 124,9 - 47 13 27 13 -
Д 0,1450 149,5 43 32 10 7 8 -
Ко 0,292 197,5 39 40 7 5 4 5
20 Яз 0,254 196,7 35 34 11 10 6 4
Д 0,265 241,3 40 32 16 6 6 -
Примечание: Ко - Клён остролистный;
Яз - Ясень зелёный;
Д - Дуб черешчатый.
Литература
1. Громыко С.А. Об использовании елово - пихтовых древостоев Дальнего Востока, повреждённых пожарами. «Лесное хозяйство», № 4, 2009, с 14 - 17.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / HISTORY Викторов А.Г.
Магистрант, астраханский государственный университет, г. Астрахань.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЛАСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПО АКТИВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 1965-1985
Аннотация
В статье поднимается вопрос о роли и деятельности областной организации Коммунистической партии Советского Союза по активизации общественно-политической жизни населения Астраханской области в период 1965-1985 гг.
Ключевые слова: Коммунистическая партия, КПСС, Астрахань, общественно-политическая жизнь, политико-агитационные мероприятия.
Viktorov A.G.
MA student, Astrachan State University
THE ACTIVITIES OF THE REGIONAL ORGANIZATION OF THE COMMUNIST PARTY OF THE SOVIET UNION TO INTENSIFY PUBLIC-POLITICAL LIFE OF THE POPULATION OF THE ASTRAKHAN REGION IN 1965-1985
Abstract
The article raises the question of the role and activities of the regional organization of the Communist Party of the Soviet Union to enhance the socio-political life of the population of the Astrakhan region in the period of1965-1985 years.
Keywords: Communist Party, Astrakhan, social and political life, political campaign activities.
Коммунистическая партия советского союза - испытанный и закаленный в борьбе авангард советского народа, строящего коммунизм, партия революционеров, олицетворяющая собой ум, честь и совесть эпохи.
Ее политические задачи и методы борьбы за коренное преобразование общества, идеологические и организационные принципы были разработаны ее основателем В.И. Лениным.
Вся деятельность КПСС озарена ярким светом марксистко-ленинского учения.[2.С.5]
Одним из пунктов массово-политической работы КПСС в Астрахани стало повышение идейного уровня лекционной пропаганды. Так же работа с населением велась через радио и газеты “Волга”, “Комсомолец Каспия”, “Знамя коммунизма”. Целью этой работы было достижение значительного улучшения жизни общества. Общество “Знание” создало для этой работы необходимые условия, выделив команды для укрепления лекторских групп в первичных партийных организациях.
Формами массово-политической и общественно-политической работы в изучаемый период являлись: проведения собраний трудящихся, беседы, доклады, лекции, воздействие через печать, кино, радио, телевиденье и мероприятия культурнопросветительских учреждений.
По сравнению с предыдущим периодом (1953-1964 гг.) стали чаще практиковать проведение вечеров отдыха, диспутов, конференций. Практиковались встречи с работниками передовых сфер (науки, техники), встречи с ветеранами труда и старыми большевиками. Широкое распространение в массах получило движение за коммунистическое отношение к труду. [3. Л. 35]
65
Однако главной задачей партийных органов оставалось выполнение решений и постановлений ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Главного политуправления Советской Армии и министерства культуры СССР “ О проведении Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Великой октябрьской социалистической революции ”.
В течение 1966-1967 года перед КПСС ставилась задача изучить и обобщить данные и опыт работы идеологической комиссии райкома КПСС.
Изучение опыта и работы райкома КПСС принесло практическую пользу агитационной и общественно-политической работе с населением Астрахани, повысив политическое просвещение жителей города. Было решено проводить совещания по политическому обмену опытом не реже чем 2 раза в год.[4. Л.36-37]
30 января 1967 года Астраханский городской комитет КПСС отчитался о ходе выполнения бюро обкома КПСС “О массовополитической работе среди населения в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся Ленинским райкомом КПСС”.
Выполнение постановления бюро обкома КПСС райкомом партии и первичными партийными организациями усилило внимание населения к проведению массово-политической работы среди трудящихся промышленных предприятий, транспортных и строительных организаций, учреждений, учебных заведений и среди населений по месту жительства.
В работе участвовало около 4 тыс. агитаторов, информаторов, активистов, привлеченных к работе в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся.
Райком КПСС провел за 1966-1968 год 3 инструктивных совещания с секретарями первичных партийных организаций, заведующими агитпунктами и руководителями агитколлективов. В первичных партийных организациях систематически инструктировались агитаторы, оказывавшие практическую помощь. Усилился контроль со стороны райкома КПСС и первичных партийных организаций за деятельностью агитаторов, агитпунктов и агитколлективов. Всего в городе было создано 56 агитпунктов. [5. Л. 4]
Проверкой установлено, что неплохо организована массово-политическая работа при агитпунктах ДК АстрГРЭС, ДК “15 лет Октября” ЖЕК № 23 школах № 8, 21, 13 кинотеатра “Призыв” мясокомбината управления каспрыбхолдфлота, речного порта, педагогического училища и д.р.
В феврале 1967 года на заседании парткома был утвержден состав комиссии по подготовке к празднованию 50-летия Великого Октября. Комиссия состояла из 31 человека.
В начале марта 1967 года состоялось заседание праздничной комиссии, на котором были разработаны мероприятия по подготовке и проведению праздника. Так же были разработаны мероприятия по производственным участкам.
В целях достойной встречи 50-летия Великого Октября проводилась разнообразная массово-политическая работа: состоялось собрание коллектива порта, на котором выступал начальник порта В.Д. Тарыкин. Он говорил, в своем докладе, о задачах всех рабочих, инженерно-технических работников, плавсостава в юбилейном году; здесь же еще раз говорилось о задачах коллектива в свете постановления ЦК КПСС от 4 января 1967 г.
Постановление ЦК КПСС развертывает перед нами широкую панораму важнейших достижений советского народа за 50-летнию, показывает грандиозную перспективу нашего общества. [8. Л. 1-21]
В постановлении было отмечено, что первоочередной задачей является организация массово-политической и агитационной работы.
Это направление впоследствии переросло в ряд постановлений “О проведениях агитационно-пропагандистских работ” в различных направлениях (в спорте, в военной сфере).
Об этом постановлении (от 4 января 1967 г) пространно высказался Ю.В. Андропов, заявив: “Почему-то агитационномассовую работу традиционно относят к идеологической или предвыборной. Однако она имеет главным образом организационное значение. Ведь организационная работа имеет два направления внутреннее и внешнее. Под внутренним понимается не только внутрипартийное, но и вся работа внутри коммунистического движения. Внешняя организационная работа это работа со всем трудящимся населением. И агитационно-массовая составляет главную её часть. Каждое публичное массовое мероприятие может считаться полезным, если оно имело хоть какие-нибудь организационные последствия.
На всех массово-политических мероприятиях должны действовать органы , производящие установление контактов с присутствующими представителями организаций, и отдельными гражданами, потенциальными членами партии или её сторонниками. Все раздаваемые на мероприятии материалы должны являться приглашением к совместным действиям по улучшению конкретной ситуации, или решению конкретных проблем необходимых присутствующим людям.
Каждое приглашение к микрофону граждан из участников митинга желательно продолжать принятием соответствующей резолюции и декларированием, а по возможности и организацией соответствующего комитета.
Проводимые митинги должны предваряться мелкими тематическими встречами в среде заинтересованного контингента. Например:
проблемы ЖКХ - с мегафоном по дворам,
производственные проблемы - встречи трудовых коллективов с депутатами муниципалитета
проблемы образования - организация встреч преподавателей родителей и учащихся на местах
Главная задача организация сплочения граждан в группы, а затем в более широкие коллективы. Только коллектив может противопоставить себя чиновнику, а значит выразить волю населения. Объединение коллективов это уже социальная сила в государстве.
Для проведения массовой работы нужен организационный центр, имеющий своих агентов на предприятиях и в жилых кварталах.
Предлагается следующая структура организации массово-политической работы
66
Рис. 1
По-видимому, дополнительных пояснений не требуется, кроме объяснения нелегальной работы. Под нелегальной работой понимаем работу, проводимую без уведомлений и открытых обсуждений, без соблюдения установленных властью правил, но, не нарушая уголовного кодекса.
Аналогичная структура рекомендуется как для центрального, так и для регионального и местного уровней”. [1]
По производственным участкам собрания коллективов так же прошли в феврале - марте.
13 июня 1967 года состоялось партийное собрание парторганизаций управления порта. На собрании присутствовало 46 человек. [9. Л. 2]
На собрании были обсуждены следующие вопросы:
• О выполнении коммунистами уставных требований
• Информатизация партбюро о выполненных работах.
Всего выступало 8 человек. Все выступившие говорили о мерах, которые следует принять для исправления недостатков и недоработок в организационно-политической работе партийных органов.
По итогам 1967 года были сформулированы задачи для партийных органов:
1. Добиться улучшения явки коммунистов на собрания.
2. Улучшить агитационно-политическую работу печати на производстве
3. Ускорить окончание оформления территории.
4. Привлечь больший актив к массово-политическим мероприятиям и вовлечь население в социально- политическую работу
5. Вовлечь в политическую и социально-политическую работу пенсионеров
6. Принять меры по усилению агитационной работы.[10. Л. 7]
По итогам отчетов за 1967 год П. Колганов сделал вывод о том, что агитационно-политическая и социально- политическая работа с населением проводится недостаточно хорошо. “Наибольшее число агитаторов регулярно бывают у избирателей на квартирах, проводят беседы, отвечают на различные вопросы, дежурят в агитпунктах.
Наибольшую активность проявляют участники массово-политических мероприятий управления Каспрыбхолофдлота и РЭБ флота им. Урицкого. Но этого не достаточно.
Стоит улучшить работу в рамках лекционной пропаганды, например в январе-феврале месяцах по указанной фише тематике было прочитано 489 лекций и докладов, в 27 агитпунктах, требуется добавить к этому демонстрации документальных фильмов в красных уголках и агитпунктах Для этого следует привлечь к работе ДК “15 лет Октября” АстрГРЭС, кинотеатр “Призыв” и т.д. Однако агитпункты еще не стали подлинными центрами политической работы среди избирателей. К числу таких “недобросовестных” агитпунктов можно отнести : лесоперерабатывающую базу “Грузгидроэнергострой”, отделение Приволжской железной дороги п/я УД 249/2. Оформление в них бедное, планы массово-политических и социально-политических работ отсутствуют, деятельность агитаторов ограничивается составлением списка избирателей. Райкому КПСС и первичным партийным организациям следует принять меры по активизации деятельности агитколлективов”.[11. Л. 4]
Вопрос “О состоянии массово-политической и социально- политической работы среди избирателей” рассматривался на заседании бюро райкома КПСС, ряд секретарей первичных партийных организаций получили строгое предупреждение.
Работа агитпунктов и агитколлективов перешла под контроль райкома КПСС.
С 1980-1985 гг. местная власть Астрахани взяла курс на поддержание интереса жителей города к политике центральной и местной власти.
Перед городской партийной организацией ставились задачи по совершенствованию системы трудового воспитания в производственных коллективах города, повышению его роли в решении ключевых народнохозяйственных задач в свете требований июльского Пленума ЦК КПСС (1983гг.)[12. Л. 1]
В марте 1984 года местная власть отчиталась о работе секции по совершенствованию нравственного воспитания идеологический комиссии парткома Астраханского судостроительного производственного объединения имени 60-летия образования СССР по формированию коммунистической морали трудящихся в свете требований июньского Пленума ЦК КПСС. [13. Л. 7]
67
Из отчетов Астраханского отдела пропаганды и агитации понятно, что местной власти требовались дополнительные стимулы населения для активной политически-агитационной работы, так как население начало терять интерес к политике местной и советской власти. [14. Л 9- 10]
Отчет А.И. Лыкова ”О готовности летних агитплощадок Советского района к проведению массово-политических мероприятий среди населения”[15. Л. 3] позволяет сделать вывод, о том что политические и общественно-агитационные надежды советского отдела пропаганды и агитации возлагались на молодежь, которая в тот период так же была низко мотивирована и слабо заинтересована в политике проводимой центром и на местах. Об этом не раз поднимался вопрос в учебных заведениях, где ставилась задача мотивировать молодежь и привлечь ее к политико-агитационно-просветительской работе с населением.[16. Л 1-7]
По сравнению с 1978 годом работа местной власти в рамках агитацинно-политической, социально- политической, общественно-политической стала давать слабые результаты, так как первостепенными задачами для власти по прежнему оставались выполнения решений Пленумов ЦК КПСС и вопросы повышения роли руководящего состава в агиттрудовых бригадах.
Руководствуясь решением 25 съезда КПСС местная власть наметила программу по идеологическому обеспечению и выполнению этих решений, отдел пропаганды и агитации ГК КПСС ставил в числе главных задач на период (1976-1986):
1. Обеспечить широкую и углубленную пропаганду материалов 25 съезда КПСС, мобилизацию трудящихся на выполнение задач, поставленных партийным съездом. (вставить статистику Астрахань в 10 и 11 пятилетках)
2. Всемирно повышать эффективность маркситско-ленинского образовании я, усилить работу по формированию у всех трудящихся города марксистско- ленинского мировоззрения и политической сознательности.
3. Принять меры к дольнейшему повышению и совершенствованию роли трудового коллектива в коммунистическом воспитании трудящихся.
4. Улучшить работу по нравственному воспитанию личности в трудовых коллективах по месту жительства.
По итогам отчета о выполнении задач ГК КПСС можно сделать о запоздалой реакции центральных и местных властей на сложившееся положение дел. Население стремительно теряло интерес к марксистко-ленинской методологии, снижался идеологический уровень молодежи и ее политическое миропонимание. В условиях предкризисной ситуации 1984 года центральная власть не могла упреждающе или своевременно реагировать на общественно-политический и идеологический кризис системы. Местная же власть сосредоточила свои силы на выполнении решений власти центральной и не особо заботилась о внутриполитических, общественно-политических, социально-политических и политико-агитационных реалиях. В условиях нарастания экономического и политического кризиса командная система стала давать сбои и попросту себя изживать. Местная власть потеряла политико-пропогандастскую связь с населением, а социальная сфера стала последней в списке стимулирования плановой работы власти. Назревал политико-экономический и социальный кризис (10984-1985 гг.), увеличивался провал между властью верховной и властью местной, а так же между властью местной и простыми жителями.
Литература
1. Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983
2. Г.Н Голиков, А. И. Титов, Ю.С. Борисов, И.П. Верховцев, Г. А. Деборин, М.Г. Колодезнев, Мухина Г. З., С. Л. Титаренко А.Э. Экштейн. Очерки истории КПСС с .5
3. ГАСД АО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л. 35
4. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л.36-37
5. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 4
6. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.2
7. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.1
8. РГАНИ Ф. 107. Оп. 1 Д. 31. Л 1-21 Подлинник Машинопись
9. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 2
10. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 7
11. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 4
12. ГАСДАО Ф.9. Оп.31. Д. 66 Л 1
13. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 7
14. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 9- 10
15. ГАСДАО Ф.9. Оп.20. Д. 41 Л 3
16. ГАСДАО Ф.9. Оп.17. Д. 36 Л 1-7
Викторов А.Г.
Магистрант, Астраханский Государственный Университет г. Астрахань УЧАСТИЕ ОБЛАСТНОЙ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАЗВИТИИ
РЕГИОНА
Аннотация
В статье поднимается вопрос о роли и деятельности областной организации Комсомола Советского Союза по активизации общественно-политической жизни населения Астраханской области в период 1965-1985 гг.
Ключевые слова: Комсомол, Астрахань, общественно-политическая жизнь, политико-агитационные мероприятия.
Viktorov A.G.
MA student, Astrachan State University
PART OF THE REGIONAL KOMSOMOL ORGANIZATION OF THE ASTRAKHAN REGION IN THE DEVELOPMENT
OF THE REGION
Abstract
The article raises the question of the role and activities of the regional organization of the KOMSOMOL of the Soviet Union to enhance the socio-political life of the population of the Astrakhan region in the period of1965-1985 years.
Keywords: KOMSOMOL, Astrakhan, social and political life, political campaign activities.
Комсомол-это коммунистическое молодежное движение, созданное в 1918 году, Всесоюзный Ленинский коммунистический союза молодежи (ВЛКСМ) был создан как массовая политическая организация советской молодежи. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи, был частью политической системы Советского Союза. Его судьба была тесно связана с судьбой страны, и его исчезновения с политической арены было закономерным итогом процесса перестройки.[1] Астраханский городской комитет ВЛКСМ был создан 5 августа 1930 г. Основным направления деятельности Астраханского городского комитета ВЛКСМ были подбор и расстановка руководящих комсомольских кадров, их обучение, проведение отчетно-выборных компаний комсомольских органов, развертывание стахановского движения и соцсоревнования среди молодежи, политическая и культурномассовая работа на предприятиях, в мероприятиях по ликвидации неграмотности, руководство пионерскими организациями, организации трудящихся вокруг профсоюзов; борьба с уклонами от генеральной линией партии. Основными задачами комитета были: сплочение, организация, коммунистическое воспитание масс рабочей и крестьянской молодежи, вовлечение ее в социалистическое строительство, ликвидация неграмотности, работа среди нацменьшинств, вовлечение членов РКСМ в ряды РКП(б). [2. Л. 135]
68