Работа областной организации Коммунистической партии Советского Союза по активизации общественно-политической жизни населения Астраханской области в
1965-1985 гг. Викторов А.Г.
Викторов Александр Геннадьевич / Viktorov Alexander Gennadyvitch - магистрант Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Аннотация: в статье поднимается вопрос о роли и деятельности областной организации Коммунистической партии Советского Союза по активизации общественно-политической жизни населения Астраханской области в период 1965-1985 гг.
Abstract: The article raises the question of the role and activities of the regional organization of the Communist Party of the Soviet Union to enhance the socio-political life of the population of the Astrakhan region in the period of 1965-1985 years.
Ключевые слова: Коммунистическая партия, КПСС, Астрахань, общественно-политическая жизнь, политико-агитационные мероприятия.
Keywords: Communist Party, Astrakhan, social and political life, political campaign activities.
Коммунистическая партия советского союза - испытанный и закаленный в борьбе авангард советского народа, строящего коммунизм, партия революционеров, олицетворяющая собой ум, честь и совесть эпохи.
Ее политические задачи и методы борьбы за коренное преобразование общества, идеологические и организационные принципы были разработаны ее основателем В.И. Лениным.
Вся деятельность КПСС озарена ярким светом марксистко-ленинского учения.[2.С.5]
Одним из пунктов массово-политической работы КПСС в Астрахани стало повышение идейного уровня лекционной пропаганды. Так же работа с населением велась через радио и газеты «Волга», «Комсомолец Каспия», «Знамя коммунизма». Целью этой работы было достижение значительного улучшения жизни общества. Общество «Знание» создало для этой работы необходимые условия, выделив команды для укрепления лекторских групп в первичных партийных организациях.
Формами массово-политической и общественно-политической работы в изучаемый период являлись: проведения собраний трудящихся, беседы, доклады, лекции, воздействие через печать, кино, радио, телевиденье и мероприятия культурно-просветительских учреждений.
По сравнению с предыдущим периодом (1953-1964 гг.) стали чаще практиковать проведение вечеров отдыха, диспутов, конференций. Практиковались встречи с работниками передовых сфер (науки, техники), встречи с ветеранами труда и старыми большевиками. Широкое распространение в массах получило движение за коммунистическое отношение к труду. [3. Л. 35]
Однако главной задачей партийных органов оставалось выполнение решений и постановлений ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Главного политуправления Советской Армии и министерства культуры СССР «О проведении Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства, посвященного 50-летию Великой октябрьской социалистической революции».
В течение 1966-1967 годов перед КПСС ставилась задача изучить и обобщить данные и опыт работы идеологической комиссии райкома КПСС.
Изучение опыта и работы райкома КПСС принесло практическую пользу агитационной и общественно-политической работе с населением Астрахани, повысив политическое просвещение жителей города. Было решено проводить совещания по политическому обмену опытом не реже чем 2 раза в год. [4. Л.36-37]
30 января 1967 года Астраханский городской комитет КПСС отчитался о ходе выполнения постановления бюро обкома КПСС «О массово-политической работе среди населения в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся Ленинским райкомом КПСС».
Выполнение постановления бюро обкома КПСС райкомом партии и первичными партийными организациями усилило внимание населения к проведению массово-политической работы среди трудящихся промышленных предприятий, транспортных и строительных организаций, учреждений, учебных заведений и среди населений по месту жительства.
В работе участвовало около 4 тыс. агитаторов, информаторов, активистов, привлеченных к работе в связи с подготовкой к выборам в Верховный Совет РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся.
Райком КПСС провел за 1966-1968 годы 3 инструктивных совещания с секретарями первичных партийных организаций, заведующими агитпунктами и руководителями агитколлективов. В первичных партийных организациях систематически инструктировались агитаторы, оказывавшие практическую помощь. Усилился контроль со стороны райкома КПСС и первичных партийных организаций за деятельностью агитаторов, агитпунктов и агитколлективов. Всего в городе было создано 56 агитпунктов. [5. Л. 4]
Проверкой установлено, что неплохо была организована массово-политическая работа при агитпунктах ДК АстрГРЭС ДК «15 лет Октября», ЖЕК №23, школах №8, 21, 13, кинотеатра «Призыв», мясокомбината, управления Каспрыбхолдфлота, речного порта, педагогического училища и д.р.
В феврале 1967 года на заседании парткома был утвержден состав комиссии по подготовке к празднованию 50-летия Великого Октября. Комиссия состояла из 31 человека.
В начале марта 1967 года состоялось заседание праздничной комиссии, на котором были разработаны мероприятия по подготовке и проведению праздника. Так же были разработаны мероприятия по производственным участкам.
В целях достойной встречи 50-летия Великого Октября проводилась разнообразная массово-политическая работа: состоялось собрание коллектива порта, на котором выступал начальник порта В.Д. Тарыкин. Он говорил в своем докладе о задачах всех рабочих, инженерно-технических работников, плавсостава в юбилейном году; здесь же еще раз говорилось о задачах коллектива в свете постановления ЦК КПСС от 4 января 1967 г.
Постановление ЦК КПСС развертывает перед нами широкую панораму важнейших достижений советского народа за 50-летнию историю, показывает грандиозную перспективу нашего общества. [8. Л. 121]
В постановлении было отмечено, что первоочередной задачей является организация массово-политической и агитационной работы.
Это направление впоследствии переросло в ряд постановлений «О проведениях агитационно-пропагандистских работ» в различных направлениях (в спорте, в военной сфере).
Об этом постановлении (от 4 января 1967 г) пространно высказался Ю.В. Андропов, заявив: «Почему-то агитационно-массовую работу традиционно относят к идеологической или предвыборной. Однако она имеет главным образом организационное значение. Ведь организационная работа имеет два направления -внутреннее и внешнее. Под внутренним понимается не только внутрипартийное, но и вся работа внутри коммунистического движения. Внешняя организационная работа - это работа со всем трудящимся населением. И агитационно-массовая составляет главную ее часть. Каждое публичное массовое мероприятие может считаться полезным, если оно имело хоть какие-нибудь организационные последствия.
На всех массово-политических мероприятиях должны действовать органы, производящие установление контактов с присутствующими представителями организаций и отдельными гражданами, потенциальными членами партии или ее сторонниками. Все раздаваемые на мероприятии материалы должны являться приглашением к совместным действиям по улучшению конкретной ситуации, или решению конкретных проблем необходимых присутствующим людям.
Каждое приглашение к микрофону граждан из участников митинга желательно продолжать принятием соответствующей резолюции и декларированием, а по возможности, и организацией соответствующего комитета.
Проводимые митинги должны предваряться мелкими тематическими встречами в среде заинтересованного контингента. Например:
- проблемы ЖКХ - с мегафоном по дворам,
- производственные проблемы - встречи трудовых коллективов с депутатами муниципалитета,
- проблемы образования - организация встреч преподавателей, родителей и учащихся на местах.
Главная задача - организация сплочения граждан в группы, а затем в более широкие коллективы.
Только коллектив может противопоставить себя чиновнику, а значит выразить волю населения. Объединение коллективов - это уже социальная сила в государстве.
Для проведения массовой работы нужен организационный центр, имеющий своих агентов на предприятиях и в жилых кварталах.
Предлагается следующая структура организации массово-политической работы (рисунок 1):
Рис. 1
По-видимому, дополнительных пояснений не требуется, кроме объяснения нелегальной работы. Под нелегальной работой понимаем работу, проводимую без уведомлений и открытых обсуждений, без соблюдения установленных властью правил, но, не нарушая уголовного кодекса.
Аналогичная структура рекомендуется как для центрального, так и для регионального и местного уровней. [1]
По производственным участкам собрания коллективов так же прошли в феврале-марте.
13 июня 1967 года состоялось партийное собрание парторганизаций управления порта. На собрании присутствовало 46 человек. [9. Л. 2]
На собрании были обсуждены следующие вопросы:
• О выполнении коммунистами уставных требований,
• Информатизация партбюро о выполненных работах.
Всего выступало 8 человек. Все выступившие говорили о мерах, которые следует принять для исправления недостатков и недоработок в организационно-политической работе партийных органов.
По итогам 1967 года были сформулированы задачи для партийных органов:
1. Добиться улучшения явки коммунистов на собрания,
2. Улучшить агитационно-политическую работу печати на производстве,
3. Ускорить окончание оформления территории,
4. Привлечь больший актив к массово-политическим мероприятиям и вовлечь население в социально -политическую работу,
5. Вовлечь в политическую и социально-политическую работу пенсионеров,
6. Принять меры по усилению агитационной работы.[10. Л. 7]
По итогам отчетов за 1967 год П. Колганов сделал вывод о том, что агитационно-политическая и социально-политическая работа с населением проводится недостаточно хорошо. «Наибольшее число агитаторов регулярно бывают у избирателей на квартирах, проводят беседы, отвечают на различные вопросы, дежурят в агитпунктах.
Наибольшую активность проявляют участники массово-политических мероприятий управления Каспрыбхолофдлота и РЭБ флота им. Урицкого. Но этого не достаточно.
Стоит улучшить работу в рамках лекционной пропаганды, например в январе-феврале месяцах по указанной выше тематике было прочитано 489 лекций и докладов, в 27 агитпунктах, требуется добавить к этому демонстрации документальных фильмов в красных уголках и агитпунктах. Для этого следует привлечь к работе ДК «15 лет Октября» АстрГРЭС, кинотеатр «Призыв» и т.д. Однако агитпункты еще не стали подлинными центрами политической работы среди избирателей. К числу таких «недобросовестных» агитпунктов можно отнести: лесоперерабатывающую базу «Грузгидроэнергострой», отделение Приволжской железной дороги п/я УД 249/2. Оформление в них бедное, планы массово-политических и социально-политических работ отсутствуют, деятельность агитаторов ограничивается составлением списка избирателей. Райкому КПСС и первичным партийным организациям следует принять меры по активизации деятельности агитколлективов».[11. Л. 4]
Вопрос «О состоянии массово-политической и социально- политической работы среди избирателей» рассматривался на заседании бюро райкома КПСС, ряд секретарей первичных партийных организаций получили строгое предупреждение.
Работа агитпунктов и агитколлективов перешла под контроль райкома КПСС.
С 1980-1985 гг. местная власть Астрахани взяла курс на поддержание интереса жителей города к политике центральной и местной власти.
Перед городской партийной организацией ставились задачи по совершенствованию системы трудового воспитания в производственных коллективах города, повышению его роли в решении ключевых народнохозяйственных задач в свете требований июльского Пленума ЦК КПСС (1983гг.)[12. Л. 1]
В марте 1984 года местная власть отчиталась о работе секции по совершенствованию нравственного воспитания идеологический комиссии парткома Астраханского судостроительного производственного объединения имени 60-летия образования СССР по формированию коммунистической морали трудящихся в свете требований июньского Пленума ЦК КПСС. [13. Л. 7]
Из отчетов Астраханского отдела пропаганды и агитации понятно, что местной власти требовались дополнительные стимулы населения для активной политически-агитационной работы, так как население начало терять интерес к политике местной и советской власти. [14. Л 9- 10]
Отчет А.И. Лыкова «О готовности летних агитплощадок Советского района к проведению массово-политических мероприятий среди населения»[15. Л. 3] позволяет сделать вывод, о том, что политические и общественно-агитационные надежды советского отдела пропаганды и агитации возлагались на молодежь, которая в тот период так же была низко мотивирована и слабо заинтересована в политике, проводимой центром и на местах. Об этом не раз поднимался вопрос в учебных заведениях, где ставилась задача мотивировать молодежь и привлечь ее к политико-агитационно-просветительской работе с населением.[16. Л 1-7]
По сравнению с 1978 годом работа местной власти в рамках агитацинно-политической, социально-политической, общественно-политической стала давать слабые результаты, так как первостепенными
задачами для власти по прежнему оставались выполнения решений Пленумов ЦК КПСС и вопросы повышения роли руководящего состава в агиттрудовых бригадах.
Руководствуясь решением 25 съезда КПСС местная власть наметила программу по идеологическому обеспечению и выполнению этих решений, отдел пропаганды и агитации ГК КПСС ставил в числе главных задач на период (1976-1986):
1. Обеспечить широкую и углубленную пропаганду материалов 25 съезда КПСС, мобилизацию трудящихся на выполнение задач, поставленных партийным съездом.
2. Всемирно повышать эффективность марксистско-ленинского образования, усилить работу по формированию у всех трудящихся города марксистско-ленинского мировоззрения и политической сознательности.
3. Принять меры к дальнейшему повышению и совершенствованию роли трудового коллектива в коммунистическом воспитании трудящихся.
4. Улучшить работу по нравственному воспитанию личности в трудовых коллективах по месту жительства.
По итогам отчета о выполнении задач ГК КПСС можно сделать вывод о запоздалой реакции центральных и местных властей на сложившееся положение дел. Население стремительно теряло интерес к марксистко-ленинской методологии, снижался идеологический уровень молодежи и ее политическое миропонимание. В условиях предкризисной ситуации 1984 года центральная власть не могла упреждающе или своевременно реагировать на общественно-политический и идеологический кризис системы. Местная же власть сосредоточила свои силы на выполнении решений власти центральной, и не особо заботилась о внутриполитических, общественно-политических, социально-политических и политико-агитационных реалиях. В условиях нарастания экономического и политического кризиса командная система стала давать сбои и попросту себя изживать. Местная власть потеряла политико-пропагандистскую связь с населением, а социальная сфера стала последней в списке стимулирования плановой работы власти. Назревал политико-экономический и социальный кризис (10984-1985 гг.), увеличивался провал между властью верховной и властью местной, а так же между властью местной и простыми жителями.
Литература
1. Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М., 1983
2. Голиков Г.Н., Титов А. И., Борисов Ю.С., Верховцев И.П., Деборин Г. А., Колодезнев М.Г., Мухина Г. З., Титаренко С. Л., Экштейн А.Э. Очерки истории КПСС с .5
3. ГАСД АО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л. 35
4. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 9. Л.36-37
5. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 4
6. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.2
7. ГАСДАО Ф. 9. Оп. 3. Д. 5. Л.1
8. РГАНИ Ф. 107. Оп. 1 Д. 31. Л 1-21 Подлинник Машинопись
9. ГАСДАО Ф 9. Оп 3 Д. 353 Л, 2
10. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 7
11. ГАСДАО Ф.9. Оп.33. Д. 54 Л 4
12. ГАСДАО Ф.9. Оп.31. Д. 66 Л 1
13. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 7
14. ГАСДАО Ф.9. Оп.27. Д. 72 Л 9- 10
15.ГАСДАО Ф.9. Оп.20. Д. 41 Л 3
16.ГАСДАО Ф.9. Оп.17. Д. 36 Л 1-7