Научная статья на тему 'Деятельность Музея Еврейского Историко-Этнографического Общества в 1929 году'

Деятельность Музея Еврейского Историко-Этнографического Общества в 1929 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность Музея Еврейского Историко-Этнографического Общества в 1929 году»

Евгения Певзнер

Деятельность Музея Еврейского Историко-Этнографического Общества в 1929 году

Работа посвящена деятельности Музея Еврейского Исто-рико-Этнографического Общества в 1929 году. Изучением истории Общества ранее занимались: М. Бейзер, Р.Ш. Гане-лин, К. Гассеншмидт, В.Ю. Гессен, А. Гринбаум, Г. Казовский, В. Лукин, И.А. Сергеева, Т.М. Смирнова, И. Трунк, Г.А. Эли-асберг1. Однако деятельность Музея ЕИЭО в 1929 году (последнем году существования Общества) описана недостаточно полно.

Общество было закрыто властями в конце 1929 года, поэтому не был подготовлен отчет Общества за 1929 год. О работе Музея в последние месяцы его существования можно почерпнуть информацию, в основном, из писем Президиума Музея Кружку Друзей Музея, а также отчета И.М. Пульнера об этнографической экспедиции на Кавказ, писем И.Н. Вин-никова А.М. Брамсону и сохранившихся протоколов заседаний Музейной Комиссии. Писем Кружку Друзей Музея было всего 6. От первого письма сохранилось только начало, и оно находится в Центральном государственном архиве литературы и искусства С.-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Второе письмо найти не удалось. Письма с третьего по шестое и отчет И.М. Пульнера хранятся в Архиве Российского этнографического музея (РЭМ). Письма Кружку Друзей Музея были написаны за короткий период с 1 ноября по 16 декабря 1929 года. Отчет И.М. Пульнера и третье, четвертое и пятое письма Президиума Музея Кружку Друзей Музея вводятся в научный оборот впервые2.

В 1929 году, после длительной переписки с руководством Русского Музея и Главнаукой, в Музей ЕИЭО были возвращены около 200 экспонатов, сданных С.А. Ан-ским на хранение

в 1918 году3. Кроме того, коллекция Музея пополнилась за счет предметов, собранных во время этнографических экспедиций в Белоруссию и на Кавказ летом 1929 года.

В белорусской экспедиции участвовали этнограф И.Н. Вин-ников и художник С.Б. Юдовин. Эта экспедиция подробно с описана в статье В.Ю. Гессена «И.Н.Винников в 20-е годы ХХ | века: еврейская тема». Отчета об этой экспедиции нет, имеют- н ся только письма И.Н. Винникова А.М. Брамсону, в которых § он пишет об их работе в этой экспедиции, и ответные письма | от А.М. Брамсона к И.Н. Винникову. В Центральном государ- й ственном историческом архиве Украины имеется денежный ° отчет этой экспедиции. Они посетили Мозырь, Юровичи, ев Наровлю, Калинковичи. В ходе экспедиции было приобрете- ре но и отправлено некоторое количество экспонатов, сделаны фотографии и, возможно, записаны фонограммы4. о

Музей ЕИЭО подготовил также в 1929 году экспедицию на Кавказ, в которой должны были участвовать художник А.В. Каплун (по художественным зарисовкам), врач Е.Г. Полонская (медицинская этнография), студент этнографического отделения ЛГУ И.М. Пульнер (по чистой этнографии), музыковед Л.Л. Штрейхер (по музыкальной этнографии)5. Кроме того, было желательно привлечь к работе местного человека, знающего быт и язык грузинских евреев6. Предполагалось посетить следующие пункты: Цхинвали, Сурале, Кахетия (Восточная Грузия), Они, задержаться в Тифлисе, Кутаиси, Гори, Батуми, а также посетить поселение Ахалцих. Планировалась следующая работа: «1) собирание материалов по истории грузинских евреев, 2) собирание материалов по естественному движению еврейского населения, 3) собирание предметов материального быта и изучение народной техники, 4) собирание материалов по верованиям, экономическому быту, фольклору и народной медицине, 5) антропологическое изучение грузинских евреев, 6) фотографирование. По музыкальной части предполагалось выполнить следующее: 1) собирание песенных материалов по комплексам производственным, культовым, бытовым, 2) изучение истории появления текстов данных песен в данной местности и социальной среде, 3) собирание народных нот, 4) собирание

музыкальных инструментов и их биография, 5) собирание сведений о биографии народных певцов, музыкантов, хоров, оркестров»7. Начальником экспедиции был назначен И.М. Пульнер8.

| По разным причинам, первоначальный план экспедиции

выполнен не был. Е.Г. Полонская и Л.Л. Штрейхер не уча-а, ствовали в экспедиции, художник А.В.Каплун в начале июля ее выехал в Дагестан и его зарисовки были посвящены даге-§ станским евреям9. Музыкальная часть экспедиции не состоя® лась из-за того, что в Ленинграде не было чистых валиков для фонографа. С помощью Берлинского ОЗЕ удалось полу-| чить парлограф и валики, но возникла проблема с уплатой * таможенной пошлины, поэтому от музыкальной части экс-§ педиции пришлось отказаться10.

В составе экспедиции остался один И.М.Пульнер, и его работа приняла чисто этнографический характер. Экспедиция проходила со 2.08. по 16.09. 1929 года. Были обследованы 3 города: Они, Кутаиси, Цхинвали. В ходе экспедиции проводились записи различных поверий, обрядов и примет, связанных с рождением ребенка, свадьбой, смертью. Также были сделаны фотографии и приобретены некоторые экспонаты для музея. Небольшое количество экспонатов, приобретенных для музея, объясняется крайней ограниченностью отпущенных для этого средств. В Они были приобретены коллекция по народной медицине, «сафЬобели» - глиняная посуда для выбивания масла и «кещ» - глиняная сковорода для выпечки мацы. Из Цхинвали привезена детская колыбель с полным оборудованием, постелью, амулетами. Также были приобретены 3 амулета от дурного глаза. Было сделано 547 записей, которые распределяются по группам:

— Материалы по истории грузинских евреев - 7

— Поверья, обряды и приметы, связанные с экономическим бытом - 22

— Поверья, обряды и приметы, связанные с домашним бытом - 92

— Поверья, обряды и приметы, связанные с праздниками - 46

— Поверья, обряды и приметы, связанные с рождением ребенка -119

— Поверья, обряды и приметы, связанные со свадьбой - 119

— Поверья, обряды и приметы, связанные со смертью - 14211.

Результаты Кавказской экспедиции имеются в отчете-дневнике И.М. Пульнера, который хранится в РЭМе в фонде ^ Государственного музея этнографии народов СССР. К сожа- т лению, дневник неполный (сохранились только материалы ч по истории грузинских евреев, поверья, обряды и приметы, | связанные с экономическим бытом и поверья, обряды и при- р меты, связанные с домашним бытом)12. |е

Отчетная выставка по этим экспедициям открылась осе- к нью 1929 года. В ней были следующие материалы: 1) фото- § графии: евреев-рабочих и земледельцев, надмогильных ор- р наментов и плит, кладбищ, виды улиц и синагог, внутренней й обстановки жилищ на Кавказе; 2) зарисовки, рисунки (мас- ! ло, акварель, карандаш, перо, пастель) художников А.В. Ка- о плуна, С.Б. Юдовина, Л.Я. Зевина, Е.С. Минина, И.М. Пэна, А.Я. Быховского, И.М. Чайкова, Маликова, М.Х. Горшмана, Волохонского, С.Я. Кишиневского, Л.А. Альперовича (орнаменты, бытовые картины, виды местечек); 3) предметы быта; 4) предметы производства; 5) предметы культа, 6) народная медицина; 7) квитлах13 с могил цадиков. Всего - 579 предметов14.

Активно работали все секции Музея ЕИЭО, о чем свидетельствуют письма Музея Кружку Друзей Музея. Имеется список членов Кружка в отчете Музея за 1928 год. В него вошли 73 человека, в том числе такие видные ученые и общественные деятели, как А.М. Брамсон, И.Н. Винников, Ш.И. Ганелин, И.Я.Гинцбург, З.А.Киссельгоф, И.И. Равребе. В ЦГАЛИ СПб в фонде Музея ЕИЭО сохранилось приглашение на заседание всех секций Кружка Друзей Музея на 31 марта 1929 года (воскресенье) на час дня.15.

Первое письмо Президиума Музея ЕИЭО было написано 1 ноября 1929 года. В письме говорилось, что Президиум Музея будет регулярно информировать Кружок о работе всех секций Музея16. В сохранившейся части письма описывается деятельность Художественной, Музыкальной, Биологической и Исторической секций Музея17.

Художественная Секция приступила к организации Всесоюзной Выставки еврейских художников. Было разослано 124 приглашения на выставку. Всего откликнулось 60 художников, в основном, молодых. Выставка должна была | быть посвящена изменениям в жизни евреев за последние 10-12 лет. «Впечатления общего сочувствия идее выставки вер получили свое подкрепление в непосредственных перегово-ее рах, которые велись во время объездов А.М. Брамсоном и § С.Б. Юдовиным. Художники Одессы, Москвы, Киева, Минска ® и Витебска подтвердили в своих беседах крайнюю желатель-^ ность выявления путем выставки, как отразилась в художе-| ственном произведении грандиозная перестройка внешней ? и внутренней жизни еврейства за последние 10-12 лет»18. По § специальностям, среди художников преобладали живописцы - 32 человека, скульпторы - 8 человек, графики - 7 человек, декораторы и архитекторы. Откликнулись все наиболее известные еврейские художники. Планировали устроить выставку в марте-апреле 1930 года в Ленинграде. Предлагались следующие разделы выставки: а) живопись (масло, акварель), б) графика, в) скульптура (гипс, дерево, бронза, пластилин), г) плакаты (политико-просветительские, санитарные, производственные для еврейского населения, д) обложки, е) театральные еврейские постановки (макеты, рисунки костюмов и т.д.), ж) кинопостановки и мультипликаты (на темы из еврейской жизни по антисемитизму, по участию евреев в индустриализации и сельском хозяйстве и т.д.), з) еврейские художественные изделия (кустарно-производственные и др.). Обсуждали вопрос об издании альбомов, посвященных еврейскому народному творчеству. 26 ноября 1929 года было получено сообщение от Главнауки, что ею разрешена организация выставки еврейских художников под контролем Ленинградского Отдела Народного Образования. Комиссия по выставке избрала Комитет и обратилась в Отдел народного образования по вопросам организации выставки19.

Музыкальная секция подготовила к печати первую серию музыкальных произведений из 10 опусов еврейских композиторов И.Ю. Ахрона, М.А. Мильнера и Л.Г. Ямпольского. Руководители Секции начали переговоры с композитора-

ми о предоставлении произведений для следующего сборника. Для записи произведений Музею был передан в дар парлограф с 200-ми валиками. Был организован Кабинет для записи народных мелодий. Для финансирования музыкальных записей руководство секции обратилось в Отдел ос национальных меньшинств Главнауки с просьбой оказать о материальную помощь. Заведующий Отделом национальных н меньшинств Главнауки т. Юманкулов дал ему благоприятное в движение. Главнаука включила в смету издание сборника ев- | рейских народных песен в размере 10 листов. Кабинет запи- с сей при Музее приступил к приведению в порядок музыкаль- ко ного имущества Музея и музыкальной библиотеки Музея

и е

библиотеки бывшего Общества Еврейской Народной Музы- е ки. Произведена проверка валиков с имевшимися записями, ст выделены негодные и не представлявшие художественной во ценности записи. Музыкальная секция обсуждала вопрос об организации постоянного ансамбля для художественных выступлений на концертах, в клубах, Домах Просвещения и т.д. с произведениями еврейского музыкального творчества20.

Биологическая секция Музея подготовила к печати и отдала в типографию 3 и 4 выпуски сборника «Вопросы биологии и патологии евреев» и приступила к составлению коллекций диаграмм для биологических отделов еврейских музеев по материалам этого сборника. Был разработан план научной работы при лечебнице ЛЕКОПО (Ленинградского Еврейского Комитета помощи евреям-беженцам, инвалидам, пострадавшим от погромов, голодающим и прочим) на тему: «Кровяные группы и конституция у евреев». 17 ноября 1929 года состоялось заседание Биологической секции Музея, на котором было заслушано сообщение по рукописи д-ра И.Г.Айзикса из Винницы о санитарно-бытовом состоянии еврейского местечка. Эта статья была опубликована в сборнике «Вопросы биологии и патологии евреев». В этом сообщении описывалось удручающее антисанитарное состояние еврейского местечка. Сообщение было иллюстрировано красочными диаграммами, которые были переданы в Музей ЕИЭО. В течение 1929 года на заседаниях Биологической секции было прочитано 8 докладов, посвященных вопросам гигие-

ны и заболеваниям евреев. Секция разработала план сбора материалов по еврейской народной медицине. Было решено собирать средства для образования библиотеки при лечебнице ЛЕКОПО со специальным подбором книг по биологии | и патологии евреев21.

Этнографическая секция разработала план сбора материа-вер лов по участию евреев в индустриализации Предполагалось ее собирать материалы по истории ремесел, кустарных произ-§ водств, а также легенды, суеверия, праздники и поверья, свя-® занные с ремеслами22.

^ Историческая секция приступила к сбору материалов из

| фондов Архива и Музея для экспозиции по революционному * движению среди евреев23.

§ Музей организовывал «отдел аграризации» евреев. В этом

отделе собирались материалы о жизни евреев в сельской местности24.

Руководители Музея задумали реорганизацию Музея. Предполагалось создать следующие отделы:

1) Вводный отдел, 2) Этнографический отдел, 3) Исторический отдел, 4) Отдел искусства, 5) Медико-антропологический отдел и 6) Музыкальный отдел25.

Музеем было выделено для Одесского Музея еврейской культуры 4 рисунка художника И.М. Чайкова26.

И.М. Пульнером и С.Б.Юдовиным была подготовлена схема организации отдела искусств и представлена на обсуждение Художественной секции27.

И.М. Пульнер представил на рассмотрение Этнографической секции проект планировки подотдела верований28.

Последнее письмо, датированное 16 декабря 1929 года, было написано после закрытия ЕИЭО и его Музея. В этом письме сообщалось, что ЕИЭО и Музей были закрыты 9 декабря 1929 года на основании постановления Административного Отдела Леноблисполкома от 6 декабря 1929 года. Постановление ссылалось на выводы Комиссии, проводившей обследование Общества 17 октября 1929 года. Обследование было проведено без участия руководителей Общества. Комиссия отмечала, что Общество ведет идеологически чуждую советской общественности работу, что

подтверждается докладами на общих собраниях Общества и изданием журнала «Еврейская Старина», связью с белоэмигрантом С.М. Дубновым. А Музей Общества, хотя в нем имеются ценные экспонаты с научной точки зрения, которые можно было бы использовать для антирелигиозной ос пропаганды, занимается религиозным шовинизмом. Коми- о тет Общества обратился в Леноблисполком с заявлением, н опровергавшим предъявленные Обществу обвинения. В вв этом заявлении Комитет пояснил, что в журнале «Еврей- о| ская Старина» затрагивались исторические вопросы, отно- й сящиеся к давно прошедшим временам, выпуски журнала ко подвергались цензуре. Сотрудников редколлегии журнала ев можно было бы обвинить разве что в не обслуживании ши- ре роких масс, т.к. журнал предназначался для узких специа- ст листов. «Связь» с историком С.М. Дубновым выразилась в во том, что предложенная им статья по истории евреев в XVII веке после разгрома 1648 года все же не была напечатана в журнале «Еврейская Старина» по инициативе и распоряжению редакционной коллегии. Кроме того, С.М. Дубнов жил в РСФСР до 1922 года и выехал из РСФСР легально, как литовский оптант. О политической деятельности С.М. Дубнова за границей Обществу ничего не было известно, и вряд ли он занимался ею. Экспонаты Музея ЕИЭО использовались для антирелигиозных целей разными учреждениями. Музей собирал и обрабатывал еврейские мелодии, устраивал экспедиции для пополнения музыкального материала, получил средства от Главнауки на издание сборника еврейских мелодий. Этнографическая секция собирала этнографический материал. Решение об организации Всесоюзной Выставки еврейских художников было одобрено Главнаукой. Руководитель Наркомздрава РСФСР Н.А.Семашко горячо приветствовал деятельность Биологической секции по изучению биологии и патологии еврейского организма, как правильную программу научного подхода к особенностям национальных меньшинств, а труды этой секции редактировали специалисты, широко известные за пределами СССР и заслуженные работники медицины. В этом письме Комитет ЕИЭО выражал надежду, что ему удастся добиться отмены

постановления Леноблисполкома о закрытии Общества и продолжать работу29.

Таким образом, Музей ЕИЭО, несмотря на недостаток средств, провел большую работу в 1929 году. Были проведе-| ны 2 этнографические экспедиции, велась подготовка Всесоюзной выставки еврейских художников, был открыт Кабинет вер для записи народных мелодий, подготовлен к печати сбор-ее ник произведений еврейских композиторов, подготовлены к § печати 3 и 4 выпуски сборника «Вопросы биологии и пато-® логии евреев», разрабатывался план реорганизации Музея.

Даже Комиссия, целью работы которой являлось закрытие | Общества, признавала научную ценность экспонатов Му* зея. Главнаука одобрила издание сборника еврейских мело-§ дий и проведение выставки еврейских художников. Труды Биологической секции были высоко оценены известными учеными-медиками.

1 Бейзер М. Евреи в Петербурге // http://jhistory.nfurman.com/russ/russ000_ 01.htm; Он же. Евреи Ленинграда. 1917-1939. Национальная жизнь и советизация. М.-Иерусалим: Гешарим, 1999. С. 308-319; Ганелин Р.Ш., Кельнер

B.Е. Проблемы историографии евреев в России. 2-я половина XIX века -1-я четверть XX века // Евреи в России. Историографические очерки (2-я половина XIX века - XX век). М.-Иерусалим: Еврейский университет в Москве, 1994. С. 185-246; ГессенВ.Ю. Абрам Брамсон: врач и общественный деятель // Из глубины времен. Вып.12. СПб, 2000. С. 170-182; Он же. Григорий Абрамович Гольдберг: юрист, педагог, общественный деятель // Из глубины времен. Вып.10. СПб, 1998. С. 114-140; Он же. И.Н.Винников в 20-е годы ХХ века: еврейская тема // Вестник Еврейского Университета в Москве. №1 (8). М., 1995. С. 186-198; Он же. К истории евреев: 300 лет в Санкт-Петербурге. СПб.: Издательство СПб ИИ РАН, Нестор-История, 2005. С. 102-104, 151-152, 251-257; Казовский Г.И. Еврейское искусство в России 1900-1948 гг. Этапы истории // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991. С. 228-254; Канцедикас А., Сергеева И. Альбом еврейской художественной старины Семена Ан-ского. М.: Мосты культуры , 2001.

C. 31, 37-47, 65-87, 145, 147-177, 181-183, 187; Лукин В. «...Академия, где будут изучать фольклор» (Ан-ский - идеолог еврейского музейного дела) // Еврейский музей. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 57-94; Он же. К столетию образования петербургской научной школы еврейской истории // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии: Сб. научных трудов. СПб., 1993 г. С. 13-26; Он же. От народничества к на-

fco

роду (С.А.Ан-ский - этнограф восточно-европейского еврейства) // Евреи в России. История и культура. Вып.3. СПб., 1995. С. 125-162; Он же. Фонд Еврейского Историко-Этнографического Общества в Центральном Государственном Историческом Архиве Ленинграда // Исторические судьбы евреев в России и СССР. Начало диалога: Сборник статей. М., 1992. С. 245-261; Сергеева И. С.А. Ан-ский. Документы к биографии (1914-1917). http://www.judaica.kiev.ua; Она же. Семен Ан-ский: исследо- g вание жизни и творчества). http://www.klezmer.com.ua; Этнографические 4 экспедиции Семена Ан-ского в документах).: http://www.klezmer.com.ua; о Смирнова Т.М. Национальность - питерские. Национальные меньшин- р ства Петербурга и Ленинградской области в XX веке. СПб.: Сударыня, о 2002. C. 242-243, 270-274, 280; Трунк И. Историки русского еврейства // ® Книга о русском еврействе от 1860-х годов до революции 1917 г. Москва- к Иерусалим: Гешарим, Мн.: ООО Мет, 2002. С.16-40; Элиасберг Г.А. «... е Один из прежнего Петербурга». С.Л. Цинберг - историк еврейской § литературы, критик и публицист. М.: РГГУ, 2005. С. 64, 70, 76, 87, 105, 107, й 109, 111, 113-114, 122-126; Gassenshmidt Ch. Jewish liberal politics in tsarist Russia, 1900-1914: the modernization of Russian Jewry. New York: New York в University Press, 1995. P. 74-75. о

Информационное письмо № 1 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 1 ноября 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 5, л. 5-6 (маш.); Информационное письмо № 3 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 22 ноября 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 1-5 (маш.); Информационное письмо № 4 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 29 ноября 1929 года // Там же, л. 5-9 (маш.); Информационное письмо № 5 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 4 декабря 1929 года // Там же, л. 9-11(маш.); Информационное письмо № 6 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 16 декабря 1929 года // Там же, л. 12-17 (маш.); Письмо И.Н. Винникова А.М. Брамсону от 10 июля 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 1, л. 134 (рук.); Письмо А.М. Брамсона И.Н. Винникову от 14 июля 1929 года // Там же, л. 140 (рук.); Письмо И.Н. Винникова А.М. Брамсону от 20 июля 1929 года // Там же, л. 149 (рук.); Отчет И.Пульнера об экспедиции в Грузию, организованную Ленинградским ЕИЭО в 1929 году // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 6, л. 1-18 (рук.); Протокол заседания художественно-этнографической секции при Музейной Комиссии Общества от 2 мая 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 3, л. 10 (рук.); Протокол заседания этнографической секции при Музейной Комиссии Общества от 14 июня 1929 года // Там же, л. 11 (маш.); Протокол № 1 заседания этнографической секции при Музейной Комиссии Общества от 20 апреля 1929 года // Там же, д. 4, л. 1 (маш.); Протокол № 2 заседания этнографической секции при Музейной Комиссии Общества от 29 мая 1929 года // Там же, л. 2-3 (маш.); Протокол № 3 объединенного заседания музыкальной и этнографической секций при Музейной Комиссии Общества от 10 июня 1929 года // Там же л. 4 (маш.).

Акт от 10 мая 1929 года о передаче экспонатов // Архив РЭМ, оп. 1, д. 107, л. 59-60 (маш.); Протокол заседания № 2 этнографической Секции при

в е

о

н

s*

о cq

Музейной Комиссии Общества от 29 мая 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 4, л. 2 (маш.).

Гессен В.Ю. И.Н.Винников... С. 192-195; Денежный отчет участников этнографической экспедиции в Белоруссию С.Б. Юдовина и И.Н. Виннико-ва летом 1929 года от 1 ноября 1929 года // CAHJP (Central Archives for the History of the Jewish People). HMF/7931-1 (оригинал: ЦГИАУ, Ф. 992, оп. 1, д. 6, л. 10 (маш.)).

Отчет И. Пульнера об экспедиции в Грузию, организованную Ленинградским ЕИЭО в 1929 году // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 6, л. 3 (рук.). Протокол заседания этнографической секции при Музейной Комиссии ЕИЭО от 20 апреля 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1., д. 4., л. 1 (маш.).

Протокол заседания этнографической секции при Музейной Комиссии ЕИЭО от 14 июня 1929 года // Там же, л. 11 (маш.) // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 6, л. 1 (рук.). Там же //Там же.

Отчет И.Пульнера... // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 6, л. 2 (рук.). Письмо А.М. Брамсона Л.Л. Штрейхер от 24 июня 1929 года // ЦГАЛИ СПБ, ф. 311, оп. 1., д. 1., л. 85-86 (рук.); Письмо Л.Л. Штрейхер А.М. Брам-сону от 7 июля 1929 года // Там же, л. 131 (рук.); Письмо Берлинского ОЗЕ А.М. Брамсону (б/д) // Там же, л. 126 (рук.); Письмо А.М. Брамсо-на д-ру Н.Г. Королик (б/д) // Там же, л. 127 (рук.); Письмо Берлинского ОЗЕ А.М. Брамсону от 18 июля 1929 года // Там же, л.148 (маш.); Письмо А.М. Брамсона Л.Л. Штрейхер от 23 июля 1929 года // Там же, л.78 (рук.); Письмо Л. Штрейхер А.М. Брамсону от 24 июля 1929 года // Там же, л. 81-82 (рук.); Письмо Л. Штрейхер А.М. Брамсону от 31 июля 1929 года // Там же, л. 46 (рук.); Письмо А.М. Брамсона Л.Л. Штрейхер от 31 июля 1929 года // Там же, л. 103 (рук.); Письмо д-ра Н.Г. Королик А.М. Брам-сону от 31 июля 1929 года // Там же, л. 98 (маш.); Письмо А.М. Брамсона д-ру Н.Г. Королик от 5 августа 1929 года // Там же; Письмо А.М. Брамсона Л.Л. Штрейхер от 6 августа 1929 года // Там же, л.48 (рук.). Письмо А.М. Брамсона д-ру Н.Г. Королик от 6 августа 1929 года // Там же, л. 98 (маш.); Письмо Комитета ЕИЭО в Управление Ленинградской портовой таможни от 8 сентября 1929 года // Там же, л. 54 (рук.). Отчет И. Пульнера. // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 6, л. 1-10 (рук.). Там же, л. 10-19 (рук.).

Квитлах (идиш) - записки, в которых хасиды обращались к цаддику с га-лахическими вопросами и личными просьбами о заступничестве перед Богом.

Информационное письмо № 5 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 4 декабря 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 9 (маш.). Приглашение на заседание Кружка Друзей Музея (б/д) // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1., д. 1, л. 75 (маш.). Список членов Кружка (б/д) // Там же, д. 3, л. 19-20 (рук.).

Информационное письмо № 1 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 1 ноября 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 5, л. 5 (маш.)

4

10

11

12

13

14

15

16

17 Там же, л. 5-6 (маш.).

18 Там же, л. 5 (маш.)

19 Там же, л. 5-6 (маш.); Информационное письмо № 3 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 22 ноября 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2,

оп. 5, д. 7, л. 4 (маш.); Информационное письмо № 5 Президиума Музея ^ членам Кружка Друзей Музея от 4 декабря 1929 года // Там же, л. 9 (маш.); о Положение о выставке еврейских художников // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, ! оп. 1, д. 5, л. 2 (маш.). ч

20 Информационное письмо № 1 Президиума Музея членам Кружка Друзей о Музея от 1 ноября 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 5, л. 6 (маш.); р Информационное письмо № 3 Президиума Музея членам Кружка Дру- § зей Музея от 22 ноября 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 1-2, 4 ® (маш.); Информационное письмо № 5 Президиума Музея членам Кружка к Друзей Музея от 4 декабря 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 10 е (маш.). в

21 Информационное письмо № 1 Президиума Музея членам Кружка Друзей е Музея от 1 ноября 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 5, л. 6 (маш.); т Информационное письмо № 3 Президиума Музея членам Кружка Друзей в Музея от 22 ноября 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 1 (маш.); ° Информационное письмо № 4 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 29 ноября 1929 года // Там же, л. 8 (маш.).

22 Информационное письмо № 3 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 22 ноября 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 2-4 (маш.); Информационное письмо № 5 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 4 декабря 1929 года.// Там же, л. 9 (маш.).

23 Информационное письмо № 1 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 1 ноября 1929 года // ЦГАЛИ СПб, ф. 311, оп. 1, д. 5, л. 6 (маш.).

24 Информационное письмо № 3 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 22 ноября 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 2 (маш.).

25 Информационное письмо № 4 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 29 ноября 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 5-7 (маш.).

26 Информационное письмо № 5 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 4 декабря 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 9 (маш.).

27 Там же, л. 9-10 (маш.).

28 Там же, л. 10-11 (маш.).

29 Информационное письмо № 6 Президиума Музея членам Кружка Друзей Музея от 16 декабря 1929 года // Архив РЭМ, ф. 2, оп. 5, д. 7, л. 12-16 (маш.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.