Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ В СФЕРЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1990-2000-Е ГГ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ В СФЕРЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1990-2000-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОВОЛЖЬЕ / ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сызранов Андрей Вячеславович

Статья посвящена анализу деятельности мусульманских организаций Поволжья в сфере конфессионального образования в 1990-2000-х гг. (на примере Нижегородской, Саратовской, Самарской, Астраханской областей, республик Мордовия и Чувашия). Начавшееся во второй половине 1980-х гг. так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама, и последующий в 1990-е гг. период институализации религии сопровождались разнообразными видами деятельности мусульман в регионах Поволжья. Был возрожден институт мусульманского духовенства и созданы учреждения конфессионального образования и просвещения. Первостепенной задачей в этом направлении стало воссоздание системы исламского образования, мусульманских учебных заведений и программ исламского обучения. В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция повышения образовательного уровня мусульманского духовенства поволжского региона. Это обусловлено активной государственной поддержкой исламского образования и плодотворной работой религиозных учебных заведений. Однако, несмотря на эти положительные изменения, можно говорить все еще о невысоком уровне образования духовенства в целом. Выходом из сложившейся ситуации видится комплекс мер по улучшению системы российского мусульманского образования, способной стать более конкурентноспособобной по сравнению с зарубежными исламскими учебными заведениями и привлекательной для российских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY MUSLIM ORGANIZATIONS OF THE VOLGA REGION IN CONFESSIONAL EDUCATION IN THE 1990-2000TH

Article is devoted to the analysis of activity of the Muslim organizations of the Volga region in the sphere of confessional education in the 1990-2000th (on the example of the Nizhny Novgorod, Saratov, Samara, Astrakhan areas, the Republics of Mordovia and Chuvashia). Begun in the second half of the 1980th so-called «religious revival» including Islam, and the period of an institutionalization of religion subsequent in the 1990th were accompanied by various kinds of activity of Muslims in regions of the Volga region. It was revived the institute of Muslim clergy and were created the establishments of confessional education and education. The reconstruction of system Islamic an obrazovakniya, Muslim educational institutions and programs of Islamic training became a paramount task in this direction. Now the steady tendency of increase of educational level of Muslim clergy of the Volga region that is caused by active state support of Islamic education and fruitful work of religious educational institutions is traced. However, despite these positive changes, it is possible to speak still about a low education level of clergy as a whole. Exit from current situation the package of measures on improvement of system of the Russian Muslim education, capable to become more effective in comparison with foreign Islamic educational institutions and attractive to the Russian students seems.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ В СФЕРЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1990-2000-Е ГГ»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОВОЛЖЬЯ

В СФЕРЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1990-2000-Е ГГ.

Сызранов Андрей Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: A_Sizranov@mail.ru

Статья посвящена анализу деятельности мусульманских организаций Поволжья в сфере конфессионального образования в 1990-2000-х гг. (на примере Нижегородской, Саратовской, Самарской, Астраханской областей, республик Мордовия и Чувашия). Начавшееся во второй половине 1980-х гг. так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама, и последующий в 1990-е гг. период институализации религии сопровождались разнообразными видами деятельности мусульман в регионах Поволжья. Был возрожден институт мусульманского духовенства и созданы учреждения конфессионального образования и просвещения. Первостепенной задачей в этом направлении стало воссоздание системы исламского образования, мусульманских учебных заведений и программ исламского обучения.

В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция повышения образовательного уровня мусульманского духовенства поволжского региона. Это обусловлено активной государственной поддержкой исламского образования и плодотворной работой религиозных учебных заведений. Однако, несмотря на эти положительные изменения, можно говорить все еще о невысоком уровне образования духовенства в целом. Выходом из сложившейся ситуации видится комплекс мер по улучшению системы российского мусульманского образования, способной стать более конкурентноспособобной по сравнению с зарубежными исламскими учебными заведениями и привлекательной для российских студентов.

Ключевые слова: духовное управление, ислам, мусульманские организации, Поволжье, политика, образование, Российское государство, учебные заведения

ACTIVITY MUSLIM ORGANIZATIONS OF THE VOLGA REGION IN CONFESSIONAL EDUCATION IN THE 1990-2000 TH.

Syzranov Andrey V., Ph.D. (History), Associate Professor

Astrakhan State University

20а Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: A_Sizranov@mail.ru

Article is devoted to the analysis of activity of the Muslim organizations of the Volga region in the sphere of confessional education in the 1990-2000th (on the example of the Nizhny Novgorod, Saratov, Samara, Astrakhan areas, the Republics of Mordovia and Chuvashia). Begun in the second half of the 1980th so-called «religious revival» including Islam, and the period of an institutionalization of religion subsequent in the 1990th were accompanied by various kinds of activity of Muslims in regions of the Volga region. It was revived the institute of Muslim clergy and were created the establishments of confessional education and education. The reconstruction of system Islamic an obrazovakniya, Muslim educational institutions and programs of Islamic training became a paramount task in this direction.

Now the steady tendency of increase of educational level of Muslim clergy of the Volga region that is caused by active state support of Islamic education and fruitful work of religious educational institutions is traced. However, despite these positive changes, it is possible to speak still about a low education level of clergy as a whole. Exit from current situation the package of measures on improvement of system of the Russian Muslim education, capable to become more effective in comparison with foreign Islamic educational institutions and attractive to the Russian students seems.

Keywords: spiritual management, Islam, Muslim organizations, Volga region, education, policy, Russian state, educational institutions

Мусульманское сообщество1 Поволжья в конце XX - начале XXI в. являлось наиболее многочисленным и организованным среди других «мусульманских» регионов России. В нем проживали (по переписи 2002 г.) 6 115 тыс. этнических мусульман (около 20 % всего населения), что составляло 40,4 % от числа всех российских приверженцев ислама [12]. Исламские религиозные организации Поволжья были объединены в Духовные управления мусульман (ДУМы).

Начавшееся в СССР во второй половине 1980-х гг. так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама, и последующий в 1990-е гг. период институали-зации религии сопровождались следующими направлениями деятельности мусульман в регионах Поволжья: становлением мусульманских общин, организацией духовных структур (руководящих учреждений - муфтиятов, а также местных общин -мухтасибатов и махалля), строительством новых мечетей, возрождением института мусульманского духовенства, созданием учреждений конфессионального образования и просвещения.

Мусульманское духовенство формировалось как особая социальная прослойка без особых мировоззренческих установок и поведенческих стереотипов. В основном этот процесс шел по пути превращения неофициальных и необразованных сельских мулл в официально зарегистрированное духовенство [14]. Для полноценного восстановления «духовного сословия» необходимо было воссоздать систему исламского образования, начиная с мусульманских учебных заведений от начального уровня (араб. мактаб / мектеб) до повышенного (араб. мадраса / медресе) и исламских институтов и университетов и разработать типовые программы исламского обучения для всех ступеней и форм исламской образовательной системы с указанием объема знаний.

В Нижегородской области начало «возрождения» ислама было положено событиями 1988 г., когда горьковская Соборная мечеть была возвращена мусульманам. Торжественное открытие мечети после реконструкции 30 июня 1991 г. С самого открытия возрожденной Соборной мечети при ней начала функционировать воскресная школа (впоследствии мектебе «Ихсан») [9]. 28 августа 1992 г. в селе Медяны Крас-нооктябрьского района области состоялось открытие религиозно-просветительского комплекса. Он состоял из Соборной мечети «Рашида» и мемориала памяти имамов, погибших в годы сталинских репрессий. Впоследствии при комплексе было создано также среднее медресе «Медина» [10].

29 октября 1994 г. при Соборной мечети Нижнего Новгорода открылось среднее медресе «Махинур» (перс. «Свет луны»), призванное готовить имамов для нужд Нижегородского муфтията. Медресе - негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования. Оно было учреждено ДУМ Нижегородской области (ДУМНО) по инициативе муфтия У. Идрисова. Согласно программе обучения, студенты («шакирды»), которым предстояло работать имамами, проповедниками и преподавателями исламских дисциплин, должны были иметь базовые знания как собственно в области религии, так и в светских науках. В медресе велось преподавание по следующим дисциплинам: исламское воспитание, исламское вероучение, толкование Корана, основы проповеди, жизнеописание пророка Мухаммада («сира»), история пророков, история ислама, история халифата, история российского ислама, русский язык, родной (татарский) язык, иностранный (английский) язык, мировая художественная литература, педагогика, психология, основы экономики, основы информатики и физическая культура. Помимо татарского языка огромное внима-

1 Под «мусульманским сообществом» понимается совокупность всех людей, идентифицирующих себя с исламом как религиозно-культурной традицией и проживающих в рамках единого культурно-исторического пространства. В «мусульманское сообщество» Поволжья включаются как практикующие (выполняющие все предписания ислама), так и этнические мусульмане (по рождению) - представители тех народов, которые исторически связаны и ассоциируются с исламской традицией.

ние в процессе преподавания в медресе изначально уделялось русскому языку. Постепенно русский язык стал превалировать в учебной программе над татарским. В преподавании шариатских наук учителя максимально придерживались традиций ха-нафитской школы [15, 16].

Медресе «Махинур» координировало деятельность многих учреждений духовного образования Нижегородской области: мектебе, летних исламских школ и др. В медресе регулярно проводились курсы повышения квалификации имамов, курсы на татарском и арабском языках. Обучение велось по двум программам: по специальностям «имам-хатиб» и «преподаватель основ ислама». Существовала также вечерняя форма обучения. В 2006 г. открылось отделение заочного обучения [8].

Медресе активно сотрудничало с ведущими вузами и школами города и области, развивая научно-просветительскую деятельность. В рамках сотрудничества с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского, с 1999 г. стала функционировать программа «Исламские исследования». В соответствии с этой программой преподаватели медресе знакомили студентов факультета международных отношений ННГУ с основами ислама.

Медресе обеспечивало школы татарских сел области материалами, необходимыми для проведения уроков, посвященных истории ислама, традициям нижегородских татар. Оно выступало инициатором проведения научно-практических конференций и семинаров, посвященных изучению богатого духовного наследия ислама, по результатам которых составлены многие сборники статей. При медресе существует издательство, выпускающее книги богословского, исторического, краеведческого характера, газеты, журналы и альманахи [8].

В 1995 г. при Соборной мечети г. Дзержинска Нижегородской области было открыто мектебе «Арафат». С 1999 г. в программу обучения был введен татарский язык. Учебная программа была приведена в соответствие с единым для всех нижегородских мектебе планом: арабский язык, чтение Корана, «фикх» (мусульманское право), история пророков, история ислама, хадисоведение, татарский язык. С 2004 учебного года при мектебе стал функционировать театр кукол [8].

В 2001 г. в селе Медяны на территории исламского комплекса начал работать филиал медресе «Махинур» - медресе «Медина». С того же года на базе этого филиала начали действовать специальные курсы повышения квалификации имамов, учителей воскресных и общеобразовательных школ. Открытию медресе в областном центре предшествовала кропотливая работа по организации строительства исламского комплекса и подготовке учебного процесса. Основные средства возведения комплекса составили частные пожертвования мусульман Нижегородчины и финансовая помощь со стороны городской и областной администраций. Этот комплекс является образцом сельской махалли для российских мусульман. В 2005 г. медресе «Медина» было преобразовано в самостоятельное учебное заведение [15].

В 2005 г. при ДУМНО был открыт Нижегородский исламский институт (НИИ) им. Хусаина Фаизханова. Это негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, призванное совместить религиозное и светское образование. В 2007 г. руководством муфтията было решено создать в НИИ систему непрерывного мусульманского образования и инфраструктуры и превратить его в полноценный центр высшего образования для мусульман Поволжья. В НИИ начала реализовываться многоуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. НИИ функционировал, прежде всего, как научно-исследовательский центр. Усилиями его сотрудников были подготовлены и изданы учебные пособия, посвященные роли ислама в современном мире, татарской философской мысли, истории ислама в Волго-Уральском регионе и суфизму. Учёные-исламоведы из Москвы (в первую очередь из Института востоковедения РАН, МГУ и РГГУ), Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Махачкалы, Екатеринбурга, Оренбурга, Ульяновска активно сотрудничают с ДУМНО и НИИ им. Х. Фаизханова С

2005 г. ДУМНО совместно с ННГУ начал издавать ежеквартальный альманах «Ислам в современном мире» [5; 15].

В Самарской области уже в 1992 г. в селе Алькино Похвистневского района области было открыто среднее медресе «Гали», вскоре получившее статус филиала уфимского Исламского университета им. Р. Фахреддина [12]. В 2000 г. в селе Кинель-Черкассы начало свою работу медресе «Шарафутдин». А в 2002 г. при самарской Соборной мечети открылось медресе «Нур» («Свет») [3]. В 2007 г. о своем намерении создать филиал в Самарской области заявил также Российский исламский университет.

Строительство новой мечети на историческом месте - на улице Татарской г. Саратова - было одним из главных дел мусульманской общины Саратовской области в течение длительного времени. В конце 2003 г. в Саратове завершилось строительство новой Соборной мечети и прилегающего к ней комплекса административных зданий. Но ее официальное открытие состоялось только в 2005 г. после возведения минарета. В ноябре того же 2005 г. при мечети стало функционировать медресе. Первоначально проект финансировал саудовский шейх Абдул Мухсин ибн Сайд. Однако в 1996 г. строительные работы были приостановлены. В 2000 г. по ходатайству министра финансов королевства Саудовская Аравия шейха Сайда ибн Сайда ДУМП получило на строительство комплекса грант Исламского банка развития. В знак признания его заслуг пленум ДУМП принял решение назвать медресе «Шейх Сайд» [11].

В Астраханской области летом 1997 г., при городской Белой мечети было открыто медресе «Хаджи-Тархан», с 2000 г. - «Исламский институт "Хаджи-Тархан"» (ныне - Исламский колледж) [1, 2, 13].С началом реставрационных работ по Белой мечети медресе было переведено в здание рядом с восстанавливающейся Чёрной мечетью (до революции в этом здании располагалось медресе Чёрной мечети, а в советское время - психиатрический диспансер). «Хаджи-Тархан» даёт высшее мусульманское образование: мужчины по окончании получают специальность «имам-хатиб», женщины - «теолог, преподаватель основ ислама». Обучение в институте проходит по двум формам: очно-заочное и очное. На первом шакирды обучаются 5 лет по субботам и воскресеньям, по 20 часов в неделю. На очном отделении - 4 года, пять дней в неделю с понедельника по пятницу. Основные учебные религиозные дисциплины: правила чтения Корана («таджвид»), история ислама, основы вероучения, «фикх», «сира», арабский язык и др., а также светские предметы: отечественная история, философия, психология, педагогика и др. [1].

В ряде городских и сельских мечетей Астраханского региона открылись мекте-бы и курсы по изучению ислама. Например, в 2000 г. при мечети села Красный Яр Красноярского района была открыта воскресная школа по изучению Корана для детей и взрослых [6, с. 18]. В течение 1990-2000-х г. усилиями верующих в религиозных общинах возрождались традиции мусульманской благотворительности.

С начала 1990-х гг. в мусульманских приходах Республики Чувашия остро ощущалась проблема кадров, как в возрастном, так в духовном и светском образовательном отношении. Большинство мулл было старше 60 лет, духовное образование из них имели лишь единицы. В связи с этим Региональное ДУМ Чувашской Республики с 1996 г. стало направлять в Уфу юношей для получения соответствующего богословского образования. В августе 1999 г. председатель Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) муфтий Т. Тад-жуддин посетил Чувашию, прибыв на церемонию закладки чебоксарской Соборной мечети и открытия медресе в селе Каенлык Комсомольского района республики. В 2000-х гг. мечети функционировали почти во всех татарских селах республики (24 села в Батыревском, Козловском, Комсомольском, Шемуршинском, Яльчикском районах). При многих из этих мечетей действовали мектебы [7].

Восстановление в республике системы конфессионального исламского образования, ликвидированного советской властью еще в 1920-1930-е гг. стало одной из приоритетных задач мусульманской общины Мордовии 1990-х - начала 2000-х гг.

Тем не менее, все проекты создания в Мордовии медресе так и не были реализованы из-за несогласованности между двумя республиканскими муфтиятами и Министерством образования республики. Поэтому ДУМ РМ и РДУМ РМ изначально сделали ставку на исламское просвещение в форме разнообразных подготовительных курсов, конкурсов на знание основ ислама и др. [4]. Проблема недостатка квалифицированных имамов решалась посылкой татарской молодежи Мордовии в центры мусульманского образования России (Казань, Набережные Челны, Уфа и др.) и других государств (Египет, Турция, Иордания, Саудовская Аравия).

В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция повышения образовательного уровня мусульманского духовенства поволжского региона. Это обусловлено активной государственной поддержкой исламского образования и плодотворной работой религиозных учебных заведений. Несмотря на эти положительные изменения, можно говорить все еще о невысоком уровне образования духовенства в целом. Несовершенство российской системы мусульманского образования приводит к тому, что все больше мусульман желает получить образование в престижных зарубежных религиозных учебных заведениях. Большое количество студентов из России направляется на обучение в Саудовскую Аравию, Египет, Турцию, Сирию, Иран, Иорданию, Кувейт и другие страны. Неподконтрольный выезд российских мусульман за границу с целью получения религиозного образования часто приводит к тому, что многие из них подпадают под влияние различных исламистских группировок.

Выходом из сложившейся ситуации видится комплекс мер по улучшению системы российского мусульманского образования, способной стать более конкурентно-способобной по сравнению с зарубежными исламскими учебными заведениями и привлекательной для российских студентов. В мусульманских учебных заведениях поволжского региона должна вестись подготовка религиозных деятелей, адаптированных к местным условиям. Религиозные деятели обязаны знать многовековые традиции мусульман Урало-Поволжья и быть в состоянии организовать работу на местах в рамках традиционного для мусульман региона ханафитского мазхаба.

Список литературы

1. Астраханский исламский институт «Хаджи-Тархан» // Мир Вашему дому. - Астрахань, 2007. - № 1. - С. 18-19.

2. Булатов Г. Ш. Ислам в Астраханском крае / Г. Ш. Булатов // Идель. - 1998. - № 48 (335). - С. 2.

3. В Нижнем Новгороде появился Нижегородский Исламский институт // Материалы официального сайта Духовного управления мусульман Нижегородской области. - Режим доступа: http://www.islamnn.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения 13.19.2005).

4. Гусева Ю. Н. Ислам в Самарской области / Ю. Н. Гусева. - Москва : Логос, 2007. - С. 84.

5. Девятаев А. С. Ислам в Республике Мордовия в 1990-е гг. - начале 2000-х гг. (социокультурный и этнополитический аспекты развития) : дис. ... канд. ист. наук / А. С. Девятаев. -Саранск : Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, 2010. - С. 124.

6. Информационно-аналитический бюллетень (общественно-политическая ситуация в Астраханской области). - 2000. - Вып. 1 (9). - 24 с.

7. Макаров Д. В. Мусульманская община Чувашской республики / Д. В. Макаров // Ислам в Поволжье : энциклопедический словарь. - Москва : Медина, 2013. - С. 215-216.

8. Материалы официального сайта Духовного управления мусульман Нижегородской области. - Режим доступа: http://www.islamnn.ru/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

9. Мухетдинов Д. В. Нижегородская Соборная мечеть и ее имамы / Д. В. Мухетдинов, О. Н. Сенюткина // Ислам на Нижегородчине : энциклопедический словарь. - Нижний Новгород : Медина, 2007. - 210 с.

10. Наша Медина // Религиозно-просветительский центр «Медина» - Режим доступа: http://www.medina.su/htm/public/11_02_2005_2.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

11. Семенов В. В. Мусульмане в общественной жизни Саратовской области / В. В. Семенов // Ислам на Юге России : сборник статей. - Астрахань : Астраханский филиал Волгоградской академии государственной службы, 2007. - С. 67-76.

12. Силантьев Р. А. Ислам в современной России : энциклопедия / Р. А. Силантьев. -Москва : Алгоритм, 2008. - С. 191-256.

13. Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества России / Р. А. Силантьев. -Москва : ИХТИОС, 2006. - С. 308.

14. Хабибуллина З. Р. Раскол ДУМЕС: обновление состава мусульманского духовенства Башкортостана / З. Р. Хабибуллина // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Уфа : Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН, 2010. - С. 206-207.

15. Хабутдинов А. Ю. Ислам в Нижнем Новгороде / А. Ю. Хабутдинов // Информационно-аналитический федеральный портал «Islam today». - Режим доступа: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/islam_v_nizhnem_novgorode/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

16. Хайретдинов Д. З. Ислам в Нижегородской области / Д. З. Хайретдинов. - Москва : Логос, 2007. - С. 44-45.

References

1. Astrakhanskiy islamskiy institut «Khadzhi-Tarkhan» [Astrakhan Islamic Institute "Haji-Tarkhan"]. Mir Vashemu domu [Peace to Your Home], 2007, no. 1, pp. 18-19.

2. Bulatov G. Sh. Islam v Astrakhanskom krae [Islam in the Astrakhan region]. Idel [Idel], 1998, no. 48 (335), pp. 2.

3. V Nizhnem Novgorode poyavilsya Nizhegorodskiy Islamskiy institut [Nizhny Novgorod Islamic Institute has appeared in Nizhny Novgorod]. Materialy ofitsialnogo sayta Dukhovnogo upravleniya musulman Nizhegorodskoy oblasti [The official site of the Spiritual Administration of Muslims of the Nizhny Novgorod region]. Available at: http://www.islamnn.ru/.

4. Guseva Ju. N. Islam v Samarskoy oblasti [Islam in the Samara region], Moscow, Logos Publ., 2007, pp. 84.

5. Devyataev A. S. Islam v Respublike Mordoviya v 1990-e gg. - nachale 2000-kh gg. (sotsiokulturnyy i etnopoliticheskiy aspekty razvitiya) [Islam in the Republic of Mordovia in the 1990s. - early 2000s. (ethno-political and socio-cultural aspects of development)], Saransk, Evsevev Mordovia State Pedagogical Institute Publ. House, 2010, pp. 124.

6. Informatsionno-analiticheskiy byulleten (obshchestvenno-politicheskaya situatsiya v Astrakhanskoy oblasti) [Informational and analytical bulletin (social and political situation in the Astrakhan region)], 2000, issue 1 (9). 24 p.

7. Makarov D. V. Musulmanskaya obshchina Chuvashskoy respubliki [The Muslim community in the Chuvash Republic]. Islam v Povolzhe [Islam in the Volga region], Moscow, Medina Publ. House, 2013, pp.215-216.

8. Materialy ofitsialnogo sayta Dukhovnogo upravleniya musulman Nizhegorodskoy oblasti [The official site of the Spiritual Administration of Muslims of the Nizhny Novgorod region]. Available at: http://www.islamnn.ru/.

9. Mukhetdinov D. V., Senyutkina O. N. Nizhegorodskaya Sobornaya mechet i ee imamy [Nizhny Novgorod Mosque and Imams]. Islam na Nizhegorodchine [Islam in the Nizhny Novgorod region], Nizhny Novgorod, Medina Publ. House, 2007. 210 p.

10. Nasha Medina [Our Medina]. Religiozno-prosvetitelskiy tsentr «Medina» [Religious and educational center "Medina"]. Available at: http://www.medina.su/htm/public/11_02_2005_2.htm.

11. Semenov V. V. Musulmane v obshchestvennoy zhizni Saratovskoy oblasti [Muslims in the public life of the Saratov region]. Islam na Yuge Rossii [Islam in the South of Russia], Astrakhan, Astrakhan branch of the Volgograd Academy of Public Administration Publ. House, 2007, pp. 67-76.

12. Silantev R. A. Islam v sovremennoy Rossii : entsiklopediya [Islam in modern Russia], Moscow, Algoritm Publ., 2008, pp. 191-256.

13. Silantev R. A. Noveyshaya istoriya islamskogo soobshchestva Rossii [The recent history of the Islamic community in Russia], Moscow, IKhTIOS Publ., 2006, pp. 308.

14. Khabibullina Z. R. Raskol DUMYeS: obnovlenie sostava musulmanskogo dukhovenstva Bashkortostana [Split of DUMES: renewal of the Muslim clergy of Bashkortostan]. Etnosy i kultury Uralo-Povolzhya: istoriya i sovremennost : materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh [Ethnic Groups and Cultures of Volga-Urals: History and Modernity. Proceedings of IV All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists], Ufa, Kuzeev Institute for Ethnological Studies of Ufa Science Centre Publ. House, 2010, pp. 206-207.

15. Habutdinov A. Ju. Islam v Nizhnem Novgorode [Islam in Nizhny Novgorod]. Informatsionno-analiticheskiy federalnyy portal «Islam today» [Informational and analytical portal federal «Islam today»]. Available at: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/islam_v_nizhnem_novgorode/.

16. Hayretdinov D. Z. Islam v Nizhegorodskoy oblasti [Islam in the Nizhny Novgorod region], Moscow : Logos Publ., 2007, pp. 44-45.

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АБХАЗСКОЙ ДИАСПОРЫ В АРАБСКИХ СТРАНАХ

Гургулия Эсма Аполлоновна, соискатель, младший научный сотрудник

Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья

Института востоковедения Российской академии наук

103031, Российская Федерация, г. Москва, ул. Рождественка, 12

E-mail: esma_gurgulya@mail.ru

Цель исследования - показать этнокультурное развитие абхазской диаспоры в арабских странах. В статье говорится о численности абхазов и их расселении, о системе жизнеобеспечения, о социально-профессиональной структуре и о духовной культуре.

Ключевые слова: Абаза, абхазы, арабы, абхазский язык, диаспора, махаджиры, Абхазия, Сирия, Иордания, Египет, расселение, численность, хозяйство, пиша, жилище, одежда, семейная жизнь

ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE ABKHAZ DIASPORA IN THE ARAB COUNTRIES

Gurguliya Esma A., Applicant, Junior Researcher

Center for Central Asian, Caucasian and Volga-Urals Studies

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Science

12 Rozhdestvenka st., Moscow, 103031, Russian Federation

E-mail: esma_gurgulya@mail.ru

The goal of the investigation is to show Ethno-cultural development of the Abkhaz diaspora in the Arab countries. The article deals with the number of Abkhazians and their resettlement, their life support system, socio-professional structure and spiritual culture.

Keywords: Abaza, Abkhazians, arabs, Abkhazian language, diaspora, mahagjirs, Abkhazia, Syria, Jordan, Egypt, resettlement, the number, household, food, home, clothing, family life of Abkhazians

Арабский мир - понятие, не раз менявшееся на протяжении почти полутора тысяч лет его существования. Когда-то этот мир выходил далеко за свои нынешние пределы: на западе доходя до юга Франции, а на востоке - до Средней Азии и Синь-цзяна. Но и сегодня арабские страны занимают довольно значительную территорию (до 14 млн. кв. км), простираясь от Атлантики до Индийского океана.

Обретя пристанище в диаспоре, абхазы оказались в новом природном и социокультурном окружении. Это был Арабский мир. Из первоначального места своего поселения в Османской империи абхазские махаджиры стали перемещаться в другие ее регионы. По мнению Ш.Д. Инал-ипа, основной причиной их миграций стали тяжелые условия жизни в Анатолии. Вследствие этого абхазы появились на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Одной из первых стран, куда устремились жители Абхазии, была Сирия. Как сообщает военный врач, трижды депутат Сирийского парламента репатриант Шараф Маршан (Абаза), первая волна переселенцев прибыла в страну в 1888 г., вторая - в 1896 г. Переселенцы устроились в местности, которая граничила с Палестиной. Про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.