Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКОГО АГЕНТА С ПОЗИЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАБОТКИ СУДОЗАХОДА'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКОГО АГЕНТА С ПОЗИЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАБОТКИ СУДОЗАХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АГЕНТСКАЯ КОМПАНИЯ / СУДОЗАХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКОГО АГЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сватко В.В.

В рамках данной статьи исследованы деловые отношения, которые возникают при обслуживании судозахода. Рассмотрены этапы обработки судна в порту в контексте практической деятельности морского агента. Установлено, что с целью защиты интересов судна морской агент вступает в отношения с различными компаниями и службами, состав которых обусловлен особенностями правил порта и судозахода. На основании вышеизложенного, автор считает, что результативность работы агента зависит от взаимовыгодного сотрудничества с деловыми партнёрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE SEA AGENT IN THE CONTEXT OF PARTICIPANTS OF PROCESSING OF VESSEL CALL RELATIONSHIPS

Within this article business relations which arise when servicing vessel call are researched. Stages of handling of the vessel in port in the context of practical activities of the marine agent are considered. It is established that for the purpose of protection of interests of the vessel, the marine agent enters the relations with various companies and services. Their structure is caused by features of rules of port and vessel call. Based on the above, the author considers that productivity of work of the agent depends on mutually beneficial cooperation with business partners.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКОГО АГЕНТА С ПОЗИЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАБОТКИ СУДОЗАХОДА»

II. ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА.

ЛОГИСТИКА

УДК: 656.615

V.V. Svatko

ACTIVITY OF THE SEA AGENT IN THE CONTEXT OF PARTICIPANTS OF PROCESSING OF VESSEL CALL RELATIONSHIPS

Within this article business relations which arise when servicing vessel call are researched. Stages of handling of the vessel in port in the context of practical activities of the marine agent are considered. It is established that for the purpose of protection of interests of the vessel, the marine agent enters the relations with various companies and services. Their structure is caused by features of rules of port and vessel call. Based on the above, the author considers that productivity of work of the agent depends on mutually beneficial cooperation with business partners.

Keywords: agency company, vessel call, activities of the marine agent, partner relations.

В.В. Сватко1

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКОГО АГЕНТА С ПОЗИЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАБОТКИ СУДОЗАХОДА

В рамках данной статьи исследованы деловые отношения, которые возникают при обслуживании судозахода. Рассмотрены этапы обработки судна в порту в контексте практической деятельности морского агента.

Установлено, что с целью защиты интересов судна морской агент вступает в отношения с различными компаниями и службами, состав которых обусловлен особенностями правил порта и судозахода. На основании вышеизложенного, автор считает, что результативность работы агента зависит от взаимовыгодного сотрудничества с деловыми партнёрами.

Ключевые слова: агентская компания, су-дозаход, деятельность морского агента, партнёрские взаимоотношения.

Деятельность морского агента достаточно многогранна, так как он решает огромное количество вопросов и проблем, связанных с обслуживанием судна. Исследование практических аспектов обслуживания судна, зашедшего в порт под погрузочно-разгрузочные операции (в рамках данной статьи рассматривается опыт работы морского агента в порту Новороссийск [1, 2]) показало, что агент, представляющий интересы судна [3], контактирует с различными компаниями и организациями. Данный вывод сделан на основании обработки практического материала, полученного в ходе глубинного интервью с агентами - практиками компании ООО "Глобал Оушен Эйдженси".

В результате было установлено, что агент начинает свою деятельность до захода судна в порт и заканчивает после того, как судно уже вышло из порта [4]. Например, до постановки судна к причалу агент выполняет следующие работы.

Во-первых, он делает расчёт времени постановки судна к причалу, который базируется на данных, предоставляемых капитаном судна. Однако здесь необходимо подчеркнуть, что капитан может совершить ошибку при расчёте местного времени, поэтому агент должен сделать собственную проверку. С этой целью он может отследить движение судна по программе "SHIPPING EXPLORER" и лично определить местоположение судна в конкретный момент времени. Также агент должен выяснить скорость судна и дистанцию, которую осталось пройти судну до причала, что и позволит ему определить точное время.

Во-вторых, он должен оформить заявку на лоцмана и на буксиры.

В-третьих, агент оформляет заявку на организацию комиссии на приход. При выполнении данного вида работы требуется учитывать, что в состав приходной комиссии могут входить представители пяти служб [5]: пограничники, таможенная служба (входят в состав комиссия в обязательном порядке), СЭС (Роспотребнадзор), карантин растений, ветинспекция. Также должны соблюдаться следующие моменты. Для СЭС обязательным является присутствие на приходной комиссии судов, прибывших с грузом, или из Турции. Для карантина растений - при условии, что судно перевозит продовольственные грузы

1 Сватко В.В., магистрант; ФГБОУ ВО "ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова", г. Новороссийск Svatko V.V., Undergraduate; Admiral Ushakov State Maritime University, Novorossiysk E-mail: Svatko.V@inbox.ru

или встало у причала для погрузки зерна. Однако представители СЭС могут не входить в состав приходной комиссии, и тогда судовой агент обязан представить им следующие документы:

- maritime déclaration of health (декларацию о здоровье);

- général déclaration (генеральную декларацию);

- судовую роль;

- vaccination list (список вакцинации, не является обязательным);

- список последних 10 портов захода.

Для карантина растений и ветинспекции, если судно пришло под погрузку/выгрузку зерна, агенту необходимо представить такие документы, как:

- гарантийное письмо о том, что трюмы готовы под погрузочно-разгрузочные операции;

- général déclaration (генеральную декларацию);

- provision list (лист, представляющий описание провизии, которая в момент осмотра находится на судне);

- cargo plan (грузовой план).

При этом важно отметить, что до момента захода судна на акваторию порта оно должно быть заявлено в администрацию морского порта и на SPARDECK (информационный сайт порта Новороссийск, которым пользуются все заинтересованные участники обработки судозахода [6]). Также требуется направить в портнадзор информацию о грузе с целью включения судна в план швартовых работ.

В дополнение, на этом этапе агент выполняет работы, обусловленные особенностями груза. Так, на судах, которые зашли для погрузки/выгрузки зерна, как правило, граница открывается на рейде, поскольку это вызвано необходимостью инспекции трюмов, выполняемой перед погрузкой. В этом случае судовой агент оформляет письма для проведения комиссии на приход на рейде (в пяти экземплярах: для пограничников, таможни, отдела пропускного контроля, портнадзора, пароходного дела). После того как эти действия выполнены, агент заказывает комиссию на приход. Если граница открывается на рейде, то агент заказывает катер, для чего обращается в лоцманскую службу. Также оформляется письмо, которое касается разрешения проведения инспекции трюмов на рейде, с указанием конкретных данных сюрвейеров (таким образом, судовой агент вступает в деловые отношения с сюрвейерской компанией [7]).

При постановке судна с рейда, необходимо согласовывать время и детали с портовыми властями. С этой целью агент судна делает заявку на буксиры и лоцманскую проводку. Также он предоставляет в таможню письмо-уведомление о том, что судно подлежит перешвартовке и уведомляет пограничную службу (возникают и развиваются деловые отношения с таможней, пограничной службой, буксирной и лоцманской компаниями). После того как время начала работы приходной комиссии определено, агент оповещает следующие службы: фумигационную, сюрвейерскую, государственную хлебную инспекцию (это также предполагает построение и развитие деловых связей).

При этом важным считаем подчеркнуть, что разрешение на проведение погрузоч-но-разгрузочных работ выдаёт инспектор портнадзора. Перед погрузкой ячменя, по сравнению с пшеницей, производится дезинфекция трюмов, вопрос о месте и времени проведения которой должен быть согласован с экспедиторами (появляются новые деловые партнёры - портнадзор и экспедиторская компания). При погрузочно-разгрузочных операциях с наливными грузами до начала погрузки, во время процесса погрузки/выгрузки, как и по окончании работ представители сюрвейерской или иной компании осуществляют отбор проб груза.

После того как судно пришвартовано к причалу, судовой агент также контактирует с множеством компаний и служб, что обусловлено спецификой обработки судозахода. Так, например, согласно правилам новороссийского морского порта, во время стоянки судно обязано сдавать мусор минимум через каждые два дня. Для выполнения этой операции морской агент обращается с заявкой в компанию, которая выполняет подобные работы.

По окончании погрузочно-разгрузочных операций агент занимается оформлением грузовых документов: штурманских расписок, коносаментов, грузовых планов и т.д. Для их оформления ему необходимо вступать в деловые отношения со стивидорной компанией (оказывает услуги по грузовым работам), с экспедитором, который оказывает услуги по транспортно-экспедиторскому обслуживанию.

Также судно через своего агента обращается в шипчандлерскую компанию, которая занимается снабжением судна провизией. По мере необходимости агент также может

обратиться в охранную фирму (с целью организации пропускного режима), в компанию по ремонту и техническому обслуживанию судов.

Комиссия на отход судна работает в том же составе, как и на приход, за исключением представителей государственной хлебной инспекции и иных лиц, присутствие которых не требуется вследствие специфики груза, предъявляемого к погрузочно-разгрузочным операциям. Для оформления отхода судна агент делает заявки в лоцманскую и буксирную компании. После того как судно вышло из порта, агент составляет окончательный дисбурсментский счёт, контактируя со всеми компаниями, которые оказывали услуги судну в течение всего рейса.

Таким образом, на основании вышеизложенного, приходим к заключению, что в период обработки судозахода, морской агент вступает в партнёрские отношения с различными компаниями и службами, состав которых зависит от правил и обычаев порта и обусловлен спецификой погрузочно-разгрузочных работ. Поэтому результативность его работы во многом зависит от плодотворного сотрудничества вышеуказанных компаний. В этой связи также хотелось бы подчеркнуть, что эффективность работы судового агента повышается, если он является участником логистического центра, который ориентирован на реализацию смешанных перевозок.

Список использованных источников

1. Приказ Минтранса России от 12.08.2014 № 223 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Новороссийск" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168907/841a3f6dd0a38682c1160a45c096f 5db48b65dba/ (дата обращения: 28.07.2016).

2. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2016 г. № 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/ (дата обращения: 28.07.2016).

3. К проблеме взаимоотношений морского агента и капитана судна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://transportinform.com/shipping/66-morskoy-agent-kapitan.html (дата обращения: 28.07.2016).

4. Ботнарюк М.В. Достижение устойчивого конкурентного преимущества морского транспортного узла: институциональный аспект / М.В. Ботнарюк // Вестник ИНЖЭКОНА. - Серия Экономика. - 2010. - Вып. 5(40). - С. 17-177.

5. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 23 г. Москва "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

6. https://rg.ru/2014/08/22/a1010276-dok.html (дата обращения: 28.07.2016).

7. http://www.rmpnovo.ru/spardeck/ (дата обращения: 28.07.2016).

8. Ботнарюк М.В. Особенности формирования межфирменных отношений участниками морских транспортных узлов / М.В. Ботнарюк // Журнал университета водных коммуникаций. - 2010. - Вып. 4^Ш). - С. 154-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.