Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННОГО СИБИРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВСЕРОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ТОМСКЕ И ОМСКЕ (ИЮНЬ 1918 г. НОЯБРЬ 1919 г.)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННОГО СИБИРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВСЕРОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ТОМСКЕ И ОМСКЕ (ИЮНЬ 1918 г. НОЯБРЬ 1919 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
291
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ВРЕМЕННОЕ СИБИРСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / МИНИ СТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / МИНИСТР ПРОФЕССОР В. В. САПОЖНИКОВ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / THE MINISTER AND THE PROFESSOR V. V. SAPOZHNIKOV / THE CIVIL WAR / THE TEMPORARY SIBERIAN GOVERNMENT / THE MINISTRY OF PUBLIC ENLIGHTENMENT / AN EDUCATIONAL REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Найбороденко Любовь Максимовна

В статье впервые исследуется деятельность Министерства народного просвещения Временного Сибирского правительства и Всероссийского правительства в Омске и Томске в острейший период Гражданской войны; освещается персональный состав министерства; раскрываются его меры по подготовке реформы школы, обновлению структуры педагогических учебных заведений, улучшению материального положения учительства; показаны крупные акции министерства по развитию науки и высшего образования в Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Найбороденко Любовь Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORK OF THE MINISTRY OF PUBLIC ENLIGHTENMENT OF THE TEMPORARY SIBERIAN GOVERNMENT AND OF THE RUSSIAN NATIONAL GOVERNMENT IN OMSK AND TOMSK (JUNE 1918 NOVEMBER 1919)

The article contains the first investigation of the work of the Ministry of public enlightenment of the Temporary Government and of the Russian national government of Siberia in Omsk and Tomsk in the most severe time of the Civil War; the light is thrown upon the personnel of the Ministry; the measures of preparation of the school reform; renovation of pedagogical educational institutions and of improvement of the material standing of teachers; the article also shows the prominent actions of the Ministry of the science development and higher education in Siberia.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННОГО СИБИРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВСЕРОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ТОМСКЕ И ОМСКЕ (ИЮНЬ 1918 г. НОЯБРЬ 1919 г.)»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01.(092)

Л. М. Найбороденко

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ВРЕМЕННОГО СИБИРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ВСЕРОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ТОМСКЕ И ОМСКЕ

(ИЮНЬ 1918 г. - НОЯБРЬ 1919 г.)

В статье впервые исследуется деятельность Министерства народного просвещения Временного Сибирского правительства и Всероссийского правительства в Омске и Томске в острейший период Гражданской войны; освещается персональный состав министерства; раскрываются его меры по подготовке реформы школы, обновлению структуры педагогических учебных заведений, улучшению материального положения учительства; показаны крупные акции министерства по развитию науки и высшего образования в Сибири.

Ключевые слова: Гражданская война, Временное Сибирское правительство, Министерство народного просвещения, министр профессор В. В. Сапожников, реформа образования.

Темы деятельности Министерства народного просвещения в составе Временного Сибирского и Всероссийского правительств касались томские историки в связи с освещением событий революции и Гражданской войны в Томске, Сибири, истории Том -ского государственного университета (ТГУ) [1-3]. Однако ряд вопросов не раскрыт, в частности вопрос о персональном составе министерства, о его деятельности по развитию школьного просвещения, учреждений среднего и высшего образования, подготовке педагогического персонала. Автор, располагая документами по указанным вопросам, освещает некоторые аспекты темы в данной статье.

Временное Сибирское правительство осуществляло свою деятельность в Томске в период с конца июня 1918 г. и по конец апреля 1919 г. В составе правительства действовало Министерство народного просвещения. В. В. Сапожников, заслуженный ординарный профессор Томского государственного университета, заведовал отделом народного образования в Западно-Сибирском комиссариате в июне 1918 г., состоял в Министерстве народного просвещения Временного Сибирского правительства с 1 июня 1918 г. в должности управляющего им, а 4 ноября 1918 г. указом Временного Всероссийского правительства был назначен министром. Этим же указом управляющий делами Совета министров правительства исправляющий должность экстраординарного профессора Омского политехнического института Г. К. Гинс был назначен товарищем министра народного просвещения «с оставлением его в должности профессора и с возложением на него обязанности заменять министра в заседаниях Совета министров». Несколько ранее в соответствии с указом Совета министров Временного Сибирского правительства от 7 сентября

1918 г. помощником управляющего Министерством народного просвещения стал ординарный профессор Томского университета В. Н. Саввин; 24 октября 1918 г. указом отмеченного выше правительства директором отдела общих дел Министерства народного просвещения был назначен И. С. Клюжев. После военного переворота 18 ноября 1918 г. буквально на другой день в соответствии с указом № 1 верховного правителя адмирала А. В. Колчака П. И. Преображенский занял пост товарища министра народного просвещения [3, 4]. Эти сведения о составе министерства в 1918 г. неполные, автор дополняет их информацией о его составе в

1919 г., извлеченной из справочника «Весь Томск. 1919». В документе отражена структура министерства. В нем работали три департамента: народного просвещения с отделениями высших и средних учебных заведений, начальных и высших начальных училищ, внешкольного и дошкольного образования; департамент профессионального образования и общих дел. Персональный состав руководителей и сотрудников министерства был следующим: министр народного просвещения заслуженный ординарный профессор В. В. Сапожников, товарищ министра П. И. Преображенский; в департаменте народного просвещения: директор - вакансия, вице-директор М. А. Слободский; в отделении высших учебных заведений: начальник отделения В. Ю. Ульянинский, делопроизводитель В. Ф. Смелин, помощник делопроизводителя Ю. А. Потебня; в отделении средних учебных заведений: начальник отделения - вакансия, делопроизводители: М. А. Морозов и О. В. Миркович, помощники делопроизводителей: Е. М. Скалерова и

О. А. Мирославская; в отделении высших начальных училищ: исполняющий должность начальника

отделения Д. П. Белый, временно исполняющий обязанности делопроизводителя В. С. Богоявленский, помощник делопроизводителя Г. Т. Машков; в отделении начальных училищ: начальник отделения П. Л. Клоков, временно исполняющий обязанности делопроизводителя И. К. Васильков, помощник делопроизводителя Е. М. Молчанова; в отделении внешкольного и дошкольного образования: начальник отделения Н. А. Зиневич, делопроизводитель Е. В. Сухова-Заславская; в департаменте профессионального образования: директор департамента А. А. Левченко; в департаменте общих дел: директор департамента И. С. Клюжев [5].

Профессиональный уровень сотрудников министерства был высок, во главе него стоял В. В. Сапожников, талантливый ученый, исследователь Сибири, педагог, в 1902 г. читавший лекции по естествоведению в Томском учительском институте, являвшийся одним из активных членов общества попечения о начальном образовании, входивший в Томское педагогическое общество [6]. В числе сотрудников были и известные томские педагоги, такие как М. А. Слободский, участвовавший с товариществом томских педагогов в создании частной мужской гимназии (1905-1912 гг.), в 1916 г. получившей права казенной, О. В. Миркович, основательница и директор частной женской гимназии [7-8], И. С. Клюжев, бывший учитель Самарской третьей женской гимназии, который, будучи депутатом III Государственной думы России, в составе ко -миссии при министре просвещения графе П. Н. Игнатьеве участвовал в разработке реформы школы. И. С. Клюжев вместе с тем был и в составе Госу -дарственного комитета по народному образованию, созданного после свержения самодержавия во Временном правительстве. Автору довелось читать в «Журнале Министерства народного просвещения» за 1910 г. статьи Ивана Семёновича о реформе школьного образования, впечатления очень сильные, это был человек государственного ума, отлично знавший проблемы российской школы, видевший пути их решения. В составе министерства и другие сотрудники были знатоками школьного дела, всего образования.

Деятельность Министерства народного просвещения Временного Сибирского правительства, а затем министерства в правительстве адмирала Колчака осуществлялась в сложнейший период революции и Гражданской войны, тягчайшего события, которое отразилось и на состоянии просвещения. Так, в Томске, крупном научно-образовательном центре Сибири, действовало более 80 учебных заведений, из них 60 начальных и повышенных начальных училищ, три мужских и пять женских гимназий. В указанных учебных заведениях трудилось свыше 300 педагогов. Проблемы их были об-

щими для всех томичей, недоставало продуктов питания, одежды, обуви; школьные здания были заняты под госпитали, под воинский постой, дети занимались в приспособленных помещениях и т. д. [9]. Декреты советской власти, Совнаркома, А. В. Луначарского в короткий период власти большевиков в Томске с конца 1917 г. и до начала июня 1918 г.

В. М. Бахметьев, его губернский отдел народного образования только начали реализовывать. В Томске 30 марта 1918 г. были упразднены ведомства Западно-Сибирского учебного округа и дирекции народных училищ Томской губернии. В томских школах с 1 марта 1918 г. было прекращено преподавание Закона Божия. 12 апреля 1918 г. была открыта первая Сибирская окружная еврейская гимназия в составе приготовительного класса. В январе 1919 г. из состава Мариинской женской гимназии выделилась самостоятельная женская гимназия № 6 [10]. Восстановившие свою власть белые, в частности Временное Сибирское правительство, упразднили органы Советов и их структуры школьного управления, отменили все декреты Советов по всем вопросам, в том числе и по школам. Поэтому школы Томска, Сибири работали в основном по старым программам, по старым уставам и положениям.

В целом, несмотря на трудности военного времени, российская школьная система была в движении, в развитии, однако в ней накопились проблемы, она нуждалась в реформе. Реформа готовилась Министерством народного просвещения России еще до Первой мировой войны. На первый план выступала потребность установить единую школу, т. е. утвердить преемственность ее звеньев от начальных народных училищ до университетов. Министерство народного просвещения, чтобы «выявить таящиеся в народе духовные силы», продолжило разработку вопроса о единой школе, и в мае 1919 г. он почти был закончен. Министерство выдвинуло наряду с идеей единой школы и важнейшие ее принципы: всеобщность, бессословность, бесплатность.

Вопрос о всеобщности начального обучения стал решаться в министерстве с 1909 г., но решение его было задержано войной и революцией. Нужен был закон о финансировании всеобуча. Комиссия по народному образованию в III Государственной думе, в составе которой был и И. С. Клюжев, подсчитала, что на введение начального всеобуча потребуется 605 млн рублей, из них большая сумма планировалась на строительство школ. Основа успеха всеобуча заключалась в подготовке учителей, проект на это закладывал 5 млн рублей. И. С. Клюжев считал, что «обновление не удовлетворяющей всех школьной системы» возможно при «прочном объединении всех соприкасающихся с ней земских и городских самоуправлений,

ведомств, общественных и частных, правительственных организаций». Автору представляется, что Иван Семёнович был педагогом-словесником по профессии, оптимистом по натуре, поэтом в душе. Его статья «О задачах Министерства. Общий очерк деятельности Министерства» заканчивается проникновенными строками о родине, которую надо «спасать, а это спасение прежде всего в нас самих. Наш природный ум, наш русский гений... служат достаточной гарантией того, что мы сможем с этой задачей. справиться самостоятельно. Вера в наш народ, надежда на его светлое будущее и беспредельная любовь к родине - вот те устои, на которых должна быть построена вся школьная деятельность этого направления». И. С. Клюжев был уверен, что благодаря широкому проведению в жизнь этих идей «мы не только восстановим нашу расшатанную государственность, но сумеем поставить себя снова на подобающее место среди всех великих и малых стран Старого и Нового света». Эти строки были написаны И. С. Клюжевым 29 мая

1919 г. в Омске, в трагические дни Гражданской войны. Перед нами - мужественный человек, мудрый, все понимающий, он связывал с обновлением просвещения восстановление российской государственности [11].

В соответствии с необходимостью обновить систему просвещения и строилась деятельность министерства, причем, как отмечено, оно продолжило решение проблем предыдущего периода, а вместе с тем и новых, возникших в условиях Гражданской войны. В связи с сильной инфляцией финансов (1:10) на первое место выступал вопрос о повышении зарплаты педагогам. Согласно закону Временного Сибирского правительства от 6 декабря 1918 г. «оклад жалованья учителя составлял 4 200 рублей в год», для сравнения: в 1915 г. оклад равнялся 420 рублям в год. Законодательным актом, опубликованным «Правительственным вестником» № 111 от 9 апреля 1919 г., были изменены действующие постановления о добавочном содержании служащих правительственных учреждений, они были распространены и на учителей начальных училищ, которые получили 35 % прибавки. Также были выработаны новые оклады для оплаты труда преподавательского персонала средних учебных заведений и высших начальных училищ. В составе министерства наиболее активно действовало отделение начальных училищ. В его ведении на 1 января 1919 г. числилось 15 844 одноклассных и 952 двухклассных училища с 28 252 комплектами. 1 июля 1919 г. предполагалось открыть новых училищ: в Сибири 1 000 одноклассных с 1 500 комплектами, в Приуральском крае - 1 102 одноклассных с 1 727 комплектами. Летом 1919 г. в 12 пунктах Сибири и двух пунктах Оренбургской губер-

нии планировалось устроить краткосрочные педагогические курсы. На общие нужды начального народного образования было ассигновано 1 млн рублей, в том числе 400 тыс. - на издание учебников. На ремесленные отделения и классы ручного труда при начальных училищах было назначено 600 тыс. рублей. Был внесен особый кредит на начальные училища освобождающихся от советской власти Прикамского и Приволжского краев до 52 млн рублей. На строительные нужды и оборудование начальных училищ было внесено в смету 10 млн рублей. Всего на содержание начальных училищ назначалось свыше 315 млн рублей. Была возобновлена деятельность школьно-строительного фонда Министерства народного просвещения им. Петра Великого, переработаны положения о фонде и инструкция ведения отчетности. Отделение осуществляло разработку школьной сети по введению всеобщего обучения. Отделение средних учебных заведений также осуществило значительные преобразования. Был зарегистрирован к открытию в 1919 г. ряд новых женских гимназий, испрошен отпуск кредитов в усиленном размере на содержание параллельных классов при женских гимназиях; разрабатывался тип единой средней школы, в связи с этим велся пересмотр программ и учебных планов мужских и женских гимназий в целях установления единой школы. Было запланировано открыть 20 новых средних учебных заведений в составе старших классов, соответствующий кредит был получен министерством [12].

Отделение высших начальных училищ предоставило право окончившим курс этих училищ поступать в 5-й класс средних учебных заведений без экзамена. Экзамен же по древнему и иностранному языкам был установлен в продолжение первого года пребывания учеников в средних учебных заведениях. Были организованы комиссии, в которых обсуждался вопрос о реформе учебных планов, программ высших начальных училищ. Были введены должности классных наставников, введены в штат должности учителя ручного труда, письмоводителя, секретаря педагогического совета, врача, библиотекаря, преподавателей пения и физических упражнений, учителей новых языков. Были изданы в законодательном порядке временные правила об управлении учебными заведениями и установлении выборного начала на учебно-воспитательные должности. В смету 1918 г. было включено 846 высших начальных училищ со 146 параллелями и испрашивался кредит на открытие 165 новых училищ; был установлен порядок передачи высших начальных училищ земствам и городским самоуправлениям. Значительное внимание министерство уделяло педагогическим учебным заведениям, в частности, разрабатывался проект преобразования

учительских семинарий и институтов; испрашивался кредит на учреждение 15 новых учительских семинарий. Шло преобразование бывших церковно-учительских и второклассных церковно-приходских школ в три учительские семинарии, две инородческие учительские семинарии принимались на средства министерства (в Томске - татарская, в Никольске Уссурийском - корейская). Был внесен в смету 1919 г. кредит на содержание вновь запланированных 12 педагогических долгосрочных курсов при высших начальных училищах [12].

В указанной выше информации о деятельности Министерства народного просвещения в течение марта, апреля и мая 1919 г., в период власти адмирала А. В. Колчака, обращает на себя внимание возможность министерства распоряжаться большими финансовыми средствами. Это было связано с тем, что в руках Колчака оказался золотой запас России. В мае 1919 г. по его распоряжению проверкой была установлена общая номинальная стоимость его ценностей - 651 352 117 рублей 86 коп. Около 242 млн золотых рублей адмиралом, его правительством было потрачено на закупку оружия и военного снаряжения у иностранных держав, на содержание аппарата и, что подтверждает наш документ «Хроника. Из деятельности Министерства народного просвещения за последние три месяца» (март, апрель, май 1919 г.), в том числе на развитие образования в Сибири, на деятельность Института исследования Сибири [3, 13]. К сожалению, не всем планам министерства суждено было сбыться. Коллизии Гражданской войны были тому причиной, и тем не менее Министерству народного просвещения во главе с В. В. Сапожниковым удалось осуществить важные акции. Был открыт Институт исследования Сибири 15 января 1919 г. Было утверждено постановление Совета министров об учреждении Иркутского университета. Был открыт с 1 июля физико-математический факультет с медицинским отделением в Иркутском университете; было открыто Восточное отделение при историко-филологическом факультете Иркутского университета; были проведены новые ставки служащих Екатеринбургской, Иркутской, Владимирской, Магнитогорской метеорологических обсерваторий; разрабатывался проект об охране памятников истории старины и искусства и об учреждении трех центральных архивов (Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского, Степного), краевого и историкоархеологического комитетов при Министерстве народного просвещения; был введен новый порядок получения звания приват-доцента путем защиты диссертации; были разрешены педагогические курсы при Иркутском университете [4].

Следует добавить, что летом 1918 г. в Томске состоялись педагогические курсы для учительства

Сибири, организованные структурами образования совместно с преподавателями учительского института, профессурой технологического института и ТГУ во главе с С. И. Гессеном. Профессор Гессен, тесно сотрудничавший с учительством, с Томским учительским институтом, видел насущную необходимость организовать в Томске педагогический институт. Решение этого вопроса было в ведении Министерства народного просвещения. Проект

С. И. Гессена об открытии высшего педагогического заведения в структуре ТГУ в 1918 г. был отклонен ректором университета и соответствующей комиссией. Повторная постановка данного вопроса имела место в апреле 1919 г. Комиссия во главе с министром народного просвещения профессором В. В. Сапожниковым, имевшая в составе ректора ТГУ профессора А. П. Поспелова и шесть ведущих профессоров ТГУ, сочла нецелесообразным учреждение педагогического института в составе университета, хотя аргументы С. И. Гессена были весомыми. Видимо, ученые принимали во внимание последствия в нарушении учебного процесса, учебных планов и программ, видели различия целей в подготовке выпускников университета и педагогического вуза. Мнение комиссии было в пользу открытия пединститута «вне университета» [6].

В мае 1919 г. Сапожников вышел из состава министерства, сложил с себя полномочия министра, он был не согласен с политикой верховного правителя России адмирала Колчака. Важно отметить даты и места пребывания министерства. В сентябре 1918 г. министерство во главе с профессором В. В. Сапожниковым прибыло в Томск и разместилось в главном корпусе технологического института; 26 апреля 1919 г. министерство выехало в Омск. Глубокой осенью, 10 ноября, 1919 г. министерство народного просвещения вернулось из Омска в Томск и разместилось в химическом корпусе технологического института [7]. Эти перемещения определялись принадлежностью министерства сначала к Временному Сибирскому правительству, а оно было в Томске, а затем принадлежностью к правительству адмирала Колчака, находившемуся в Омске.

Таким образом, деятельность Министерства народного просвещения в составе Временного Сибирского правительства и Всероссийского правительства в Томске и Омске в период с июля 1918 г. по ноябрь 1919 г. была направлена на сохранение стабильности сложившейся системы народного просвещения; вместе с тем министерство разрабатывало новую политику в отношении народного образования, адекватную революционным изменениям в российском обществе, оно подготовило реформу школы; разработало программу введения единой школы, внесло новации в подготовку учи-

тельского персонала, осуществило меры по улуч- ством были реализованы крупные акции по разви-

шению его материального положения. Министер- тию науки и высшего образования в Сибири.

Список литературы

1. Томск. История города от основания до наших дней / под ред. Н. М. Дмитриенко. Томск, 2004. С. 224-228.

2. Дмитриенко Н. М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска. Томск, 2003. С. 164-169.

3. Фоминых С. Ф. Сапожников Василий Васильевич. Томск от А до Я: краткая энциклопедия города. Томск, 2004. С. 133; 304-305.

4. Журнал Министерства народного просвещения. 1919. № 1. С. 2-3; 297.

5. Весь Томск. 1919: справочник. Томск, 1919. С. 15.

6. Войтеховская М. П., Кочурина С. А. Томский учительский институт: возвращенная история. Томск, 2002. С. 26; 122-123.

7. Дмитриенко Н. М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска. Томск, 2003. С. 109-174.

8. Слободский М. А. Среднее образование в Томске // Город Томск. Томск, 1912. Отд. 2. С. 24.

9. Томск. История города от основания до наших дней / под ред. Н. М. Дмитриенко. Томск, 2004. С. 225.

10. Дмитриенко Н. М. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска. Томск, 2003. С. 159-176.

11. Клюжев И. С. О задачах Министерства. Общий очерк деятельности Министерства // Журнал Министерства народного просвещения. 1919. № 1. С. 26-47.

12. Хроника. Из деятельности Министерства народного просвещения за последние три месяца // Журнал Министерства народного просвещения. С. 78, 296-299.

13. Гражданская война и военная интервенция в СССР // Энциклопедия. М., 1983. С. 221.

Найбороденко Л. М., кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник.

Институт развития образовательных систем.

Пр. Комсомольский, 75, г. Томск, Томская область, Россия, 634041.

Материал поступил в редакцию 18.02.2010.

L. M. Naiborodenko

THE WORK OF THE MINISTRY OF PUBLIC ENLIGHTENMENT OF THE TEMPORARY SIBERIAN GOVERNMENT AND OF THE RUSSIAN NATIONAL GOVERNMENT IN OMSK AND TOMSK (JUNE 1918 - NOVEMBER 1919)

The article contains the first investigation of the work of the Ministry of public enlightenment of the Temporary Government and of the Russian national government of Siberia in Omsk and Tomsk in the most severe time of the Civil War; the light is thrown upon the personnel of the Ministry; the measures of preparation of the school reform; renovation of pedagogical educational institutions and of improvement of the material standing of teachers; the article also shows the prominent actions of the Ministry of the science development and higher education in Siberia.

Key words: The Civil War, the Temporary Siberian government, the Ministry of Public Enlightenment, the minister and the professor V V Sapozhnikov, an educational reform.

The Institute of Development of Educational Systems.

Komsomolsky Avenue, 75, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634041.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.