Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Экономика
УДК 33(339)
Деятельность международных финансовых институтов в условиях глобализации
Гюльалиев М.Г.
Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Академии наук Азербайджана
В статье исследуется деятельность Международных Финансовых Институтов в Азербайджане в условиях глобализации, отличая «сущность» глобализации от ее «проявления» и «воздействия», а также изучается механизм воздействия Международных Финансовых Институтов как «инструмента глобализации» на местную экономику. Автор выделяет несколько этапов «механизма финансового колониализма» и пытается исследовать первый его этап - «этап подготовки». Также, в статье показываются основные свойства и временные позитивные воздействия «подготовительного этапа» на местную экономику и социальную сферу.
Ключевые слова: глобализация, международные финансовые институты, транснациональные корпорации, инвестиция, страна-заемщик.
За последние двадцать лет понятие «глобализация» все чаще встречается в экономических статьях и исследованиях. Но это понятие используется для характеристики нового качества международных связей, в том числе мировой хозяйственной системы, политических и гуманитарных связей. Именно из-за различной трактовки понятия «глобализация» со стороны разных исследователей «сущность», «проявление» и «влияние» её по-разному оцениваются. Это является результатом того, что глобализация, как процесс, изучается как «объективное» с одной стороны, и как «субъективное» явление с другой. Возможно, в экономической и политической литературе нет другого такого неопределенного понятия как «глобализация». К тому же глобализация исследуется и как «положительный» и как «отрицательный» процесс, и как «дающий толчок к развитию», и как «препятствующий развитию» и т.д. Это ещё раз свидетельствует о том, что неопределенность этого понятия серьёзно препятствует проведению с ним «научных операций».
Нет сомнения, что понятие «глобализация» в какой-то степени взаимосвязано с тем, что некоторые характерные черты отдельных стран начинают приобретать «глобальный» характер, или с тем, что какое-либо событие, выходя за пределы одного
государства, охватывает и другие страны. В связи с этим во многих случаях понятие «глобальный» ассоциируется с понятием «международный» [1]. Но характеризовать понятие «глобализация» только как расширение масштаба взаимоотношений между государствами, рынками, компаниями (например формирование «глобального бизнеса», «глобальной компании», «глобальной конкуренции) - это значит скрыть основную её сущность, так же как и характеризовать какое-либо глобальное событие или процесс как «глобализация» тоже неверно. К примеру, неправильно напрямую связывать с «глобализацией» климатические изменения. «Глобализация» не есть выход какого-либо события за пределы местного масштаба и приобретение его глобального характера. Это может быть лишь проявлением, а не сущностью глобализации. Порой «глобализацию» пытаются объяснить «в широком» и «узком» смысле. Как будто «в широком» смысле глобализация охватывает всю систему международных связей, а «в узком» - мировую хозяйственную систему [2, с. 74-75].
Американский исследователь Т Левитт, в 1983 г. впервые используя понятие «глобализация», подразумевал объединение рынков сбыта отдельных товаров со стороны транснациональных компаний [3]. В 1990 г. японский ученый К. Охмае в своей книге
49
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Экономика
«Безграничный мир» указал на то, из чего состоит сущность «глобализации» [4]. Он признал, что говорить о национальной экономике отдельных стран бессмысленно, и мировая экономика определяется взаимосвязью трех центров: США, Евросоюз и Япония. Он заявлял, что отныне не национальные государства, а «глобальные фирмы» являются основными «игроками» на экономической арене.
Объяснение «глобализации», данное Дж. Соросом, более конкретно показывает её сущность: «Я понимаю глобализацию как развитие глобального финансового рынка, увеличение силы транснациональных корпораций и расширение их влияния на национальную экономику» [5, с. 15]. Дж. Сорос отмечал, что это новое событие не могло произойти 50 лет, даже 30 лет тому назад. Так, до второй мировой войны и немного позже большинство мировых стран не могли контролировать поток международного капитала. Только после второй мировой войны усиление политической, экономической и военной мощи США и их прямой контроль над созданием Бреттон-Вудской конференции, Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка должны были обеспечить расширение торговли и потока инвестиций.
Таким образом, основы глобализации были заложены созданием этих институтов. Иначе говоря, глобализация не является объективным процессом. Наоборот глобализация является субъективным и контролируемым процессом и служит интересам развитых, в экономическом и военном смысле, государств, и контролируется посредством созданных ими институтов. В связи с этим, основная черта глобализации - обеспечение свободного передвижения финансового капитала, но этот процесс серьёзно контролирует передвижение человеческого капитала [5, с. 17].
Таким образом, «глобализация» должна рассматриваться не как спонтанный процесс, а как имеющий конкретную цель, реализуемый и управляемый процесс, с серьезно организованными институтами. Чтобы оценить, измерить или изучить влияние глобализации на конкретную страну или регион необходимо исследовать ее субъектный состав и механизмы реализации, в том числе один из ее инструментов - деятельности Международных Финансовых Институтов.
Механизмы Международных Финансовых Институтов (МФИ).
Понятие глобализации как «обеспечение свободного передвижения финансовых ресурсов между государствами» порождает несколько вопросов:
Во-первых, каким механизмом будет претворяться в жизнь такое «обеспечение»? Во-вторых, кто является его «гарантом»? В-третьих, такой «гарант» в интересах каких государств служит? В-четвёртых, есть ли международный механизм или институт, который будет защищать интересы местных государств?
Финансовые отношения между международными финансовыми институтами, например, с Международным Банком Развития и Реконструкции (МБРР), и государствами были сформированы более серьёзными структурами. Официально объявленная цель МБРР - помощь государствам, нуждающимся в иностранных финансовых источниках [6]. Несмотря на неофициальное непризнание, в первую очередь, МБРР подразумевает создание благоприятных условий для деятельности транснациональных корпораций (ТНК) так называемых «стран-хозяев».
Первым шагом установления взаимоотношений МБРР с государствами, являются финансовые потребности этих государств или «формирование» этих потребностей искусственным образом. Второй шаг - это определение юридической ответственности данных стран. Созданные «механизмы» МБРР подразумевают, что «страны-заемщики» не могут самостоятельно использовать полученные со стороны МБРР кредиты или же они должны приобретать у «стран-хозяев» необходимые товары и услуги. Обычно сумма кредита, необходимая государству (заемщику), превышает сумму годового членства в банке. Поэтому для финансирования какого-либо проекта Банк привлекает к процессу кредитования с получением наибольшей прибыли «специальные банки» развитых капиталистических стран. Таким образом, «специальные банки» развитых стран становятся «образцами» для стран-должников, и выполняется важная функция «глобализации» - «открытая дверь».
Механизмом, применяемым в третьих странах в 90-е гг. МФИ, воспользовались бывшие советские республики, в том числе и Азербайджан. Так, после распада СССР, в октябре 1991 г., приобретя независимость, экономика Азербайджана оказалась в серьёзном упадке.
С 1990 по 1995 гг. ВВП страны упал на 60 % [7]. Расширение добычи нефти Россией и разрыв экономических отношений между бывшими советскими республиками стали причиной того, что в 1993 г. по сравнению с 1970 г. добыча нефти Азербайджана уменьшилась с 20 млн. тонн до 10 млн. тонн.
Экономические трудности, связанные с нехваткой финансовых средств, и разрушение существующих экономических структур привели к резкому увеличению уровеня бедности. В 1999 г. уровень бедности соответствовал 60 %, а 2002 г. - 46,7 % [8]. Конечно, Нагорно-Карабахский конфликт повлиял на резкое повышение уровня бедности, поскольку хозяйственная система в зоне конфликта развалилась, а тысячи людей оказались беженцами.
В этот период, учитывая серьёзные экономические проблемы и высокий уровень бедности, правительство Азербайджана признало необходимость в помощи Международных Финансовых Институтов (МФИ). Первая помощь поступила в 1994 г. со сто-
50
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Экономика
роны Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), затем в 1995 г. со стороны Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда. С 1994 по 2005 гг. Азербайджану и функционирующим здесь частным компаниям было выделено со стороны МФИ, в том числе со стороны Всемирного Банка и Международной Финансовой Корпорации (МФК)
[9], совместно с ЕБРР [10] более 3,4 млрд. долларов, до 2013 г. было выделено более 9,7 млрд. долл.
До 2013 г. со стороны ЕБРР Азербайджану было выделено более 6,6 млрд. долл., со стороны Всемирного Банка и МФК более 3,1 млрд. долл. [11]. Политика развития МФИ заключалась в преобладании структурного реформирования, на что были выделены первичные кредиты, в том числе со стороны Всемирного Банка 219 млн. и МВФ 500 млн. долл. [11]. Эти программы направлены на соответствие Всемирной Торговой Организации (ВТО), приватизацию выбранных секторов, реформирование банковского сектора, развитие инвестиционной сферы, в том числе на целенаправленную политику принятия соответствующих законов и поддержку институционального реформирования, в основном путём бюджетных процессов, либерализации торговли, в особенности таможенной системы, посредством упрощения тарифной и налоговой системы.
Следующая цель одного из очень авторитетных Международных Финансовых Институтов - Международного Валютного Фонда, состоит в регулировании валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
МВФ был сформирован после второй мировой войны с целью восстановления экономики Европы, а также ликвидации последствий влияния экономического кризиса 1930 г. МВФ должен был оказать финансовую помощь европейским странам, не дав возможность разгореться новому глобальному кризису, а также оказать помощь в сокращении безработицы.
Несмотря на то, что МВФ как институциональная основа международной валютной системы является важным институтом ООН, здесь «страны-хозяева» (в особенности, США) имеют возможность глобальными финансовыми средствами угрожать экономике национальных государств.
В 1980-е гг. цели МВФ намного изменились. Вместо оказания помощи странам, претерпевающим экономические трудности, МВФ для открытия новых рынков, точнее, для обеспечения новых притоков свободных финансов, превратился в агрессивный инструмент. Начиная с этого периода, не Европа, а страны третьего мира были привлечены в круг интересов МВФ.
После второй мировой войны в мире появилось множество новых независимых государств. У этих государств были финансовые потребности. Таким образом стала реализовываться «новая колониальная философия» МВФ: он стал предоставлять только что приобретшим независимость странам, а также странам со слабо развитой экономикой финансовую помощь при условии, что они сделают свою экономику открытой для компаний и финансовых потоков развитых государств. Таким образом, развитые страны завладели внутренним рынком этих стран, защитив свой рынок от дешевого импорта.
Новый «механизм финансовой колонизации» очень прост и эффективен, но в то же время обладает сложной сущностью. Работу данного механизма можно представить так: первый этап - вложение инвестиций МФИ в использование подземных и наземных ресурсов и их транспортировку (то есть размещение доллара США). Вложение инвестиций также проходит несколько подготовительных этапов, в частности, изменяется законодательство в соответствии с требованиями МФИ с целью обеспечения большой прибыли и защиты вложенных инвестиций. Начало и реализация этого этапа хоть и является первым шагом сотрудничества между государством и МФИ, но внешне воспринимается как возрождение экономики страны. В Азербайджане этот этап длился 10 лет, с 1994 по 2004 гг. В Азербайджане осуществляют свою деятельность следующие МФИ - Всемирный Банк (ВБ), Европейский Банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная Финансовая Корпорация (МФК), Международный Валютный Фонд (МВФ). Согласно всеобщей стратегии МФИ в Азербайджане основная цель кредитования со стороны этих банков состоит в обеспечении необходимых условий для продолжительного развития не-нефтяного сектора [12]. Но в реальности основная часть выделенных финансовых ресурсов (примерно 60 %) направлена на добычу и транспортировку углеводородных запасов.
Превращение Азербайджана в «глобализированную» страну в стратегических документах МФИ по Азербайджану хоть и не ставится основной целью, сотрудничество Азербайджанского государства с МФИ обусловлено проведением политических и экономических реформ. Но такие реформы предусматривают изменения не только банковской и финансовой сфер, но и реформирование государственного управления, демократизацию, сфер образования и здравоохранения, а также «структурные изменения».
Прошло примерно 20 лет со дня установления связей Азербайджана с международными финансовыми структурами. В связи с этим возникает необходимость:
1) в исследовании положительных и отрицательных сторон сотрудничества Азербайджана и МФИ;
51
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Экономика
2) оценить присоединение Азербайджана к «глобальной финансовой системе» и влияние увеличения уровня безработицы и распространения бедности в 90-е гг.;
3) изучения динамики зависимости экономики Азербайджана от нефтяных доходов;
4) оценить влияние «голландской болезни», ожидаемой в экономике Азербайджана.
Такие оценки могут серьёзно повлиять на взаимовыгодность будущего сотрудничества Азербайджана с МФИ. Значительная часть финансового потока МФИ в Азербайджан была направлена на «реализацию нефтяных и газовых возможностей». Основная цель указанных мероприятий, совместно с вышеупомянутыми мероприятиями Всемирного Банка, - сохранение контроля над источниками нефти и газа.
Первый проект, претворённый в жизнь Всемирным Банком, «Техническая помощь в нефтяной сфере» (апрель, 1995 г.). Этот проект и проект Службы Консультации по Иностранным Инвестициям Всемирного Банка (СКИИ), основываясь на Соглашение о Распределении Добычи (СРД) и на Соглашении с Местными Властями (СМВ), привлекая новые модели, оказал помощь, и поддержал разработку и подготовку стратегии развития нефтяной промышленности Азербайджана. Точнее, ЕБРР и МФК, до финансирования нескольких важных нефтегазовых проектов совместно с СРД и СМВ и, основываясь на них, финансировали также несколько «подготовительных проектов».
Особенность первого этапа, точнее «подготовительного этапа», состоит в том, что: 1) законодательство страны должно полностью соответствовать интересам МФИ; 2) вокруг МФИ формируется «выгодная общественная атмосфера», поддерживающая их политику; 3) в противовес этим финансам инфраструктура страны, ресурсы, инвестиции и рабочая сила концентрируются в привлеченных сферах (фактически, этими финансами ТНК постепенно «приобретает» человеческий капитал, необходимые товары и услуги). Характерная черта «подготовительного этапа» сотрудничества «МФИ - страны-кредиторы» со странами, в которые вкладываются инвестиции, состоит в том, что поступающие в экономику страны инвестиции создают первичную «имитацию возрождения экономики».
Имитация «возрождения» характеризуется тем, что 1) вливание иностранной валюты на территорию страны, сокращает инфляцию «национальной валюты», временно приостанавливает изменение цен на рынке товаров и услуг; 2) проекты, претворяемые в жизнь на этом этапе, например, проект «структурного реформирования, или политика развития кредитования», проект «Оказание Технической Помощи в нефтяной сфере», «Техническая Помощь Институциональных структур», проект
«Кредиты Структурных Реформ», проект «Приватизация фирм», кредит «Поддержания сокращения бедности» и другие, стали причиной сокращения бедности и привлечения к работе большого количества профессиональных кадров.
Привлеченные к этим проектам многочисленные кадры, повышая знания и умения, приобрели навыки работы в новых экономических условиях. На этом этапе благодаря грантам, выделяемым Всемирным Банком, в обществе сформировалось большое количество неправительственных организаций (НПО). НПО и привлечены к проектам «окольными путями» средств массовой информации способствовали созданию вокруг МФТ «выгодной общественной атмосферы». В течение 1994-2012 гг. в Азербайджане сформировалось более 3600 НПО [13]. Скоростная инфляция маната - «национальной валюты» до 1994 г. (в некоторые годы инфляция достигала 1000 %), можно сказать была приостановлена. Кроме таких социальных влияний, как создание новых рабочих мест, принятие определенных шагов по сокращению бедности, повышение знаний и умений кадров, «подготовительный этап» также подвергается и другим политическими влияниям. Именно этот этап между МФИ и властью страны может считаться серьёзным испытательным этапом. Политические реформы, проводимые на протяжении 1994-2004 гг., создали политические основы продолжительной и устойчивой деятельности МФИ в Азербайджане. Именно в этот период МФИ были заинтересованы в укреплении государственной власти и режима одной политической партии с целью достижения устойчивой, безопасной и высокоприбыльной деятельности в стране.
Как и в других развивающихся странах, в Азербайджане сочли необходимым в результате такой «политики поддержки» ограничить процесс демократизации прав и свобод человека.
Подведем итоги из сказанного:
1. «Глобализация» вовсе не означает выход за рамки местного масштаба какого-либо события и приобретение им глобального характера. Это может быть не «сущностью», а только проявлением глобализации.
2. Глобализация не является объективным процессом, а наоборот, она является контролируемым процессом и служит экономическим и военным интересам развитых государств посредством созданных ими институтов.
3. Основная сущность глобализации - обеспечение свободного передвижения финансового капитала в интересах развитых государств.
4. Международные Финансовые Институты на первом этапе деятельности в «стране-заемщике» вкладывают инвестиции в разработку подземных и наземных ресурсов этой страны и их транспортировку.
52
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2
Экономика
5. Особенность первого этапа («подготовительного») состоит в том, что: 1) законодательство страны должно полностью соответствовать интересам МФИ; 2) вокруг МФИ формируется «выгодная общественная атмосфера», поддерживающая их политику; 3) инфраструктура страны, ресурсы и инвестиции, а также рабочая сила концентрируются в сырьевом секторе.
6. «Подготовительный этап» сотрудничества «МФИ - страны-заемщики» для стран, в которые вкладываются инвестиции, состоит в том, что поступающие в экономику страны инвестиции создают первичную «имитацию возрождения экономики».
7. «Имитация возрождения», сокращая инфляцию «национальной валюты», временно приостанавливает серьезное изменение цен на рынке товаров и услуг и становится причиной определенного сокращения уровня бедности и привлечения профессиональных кадров.
Литература:
1. International Business: Environments and Operations / John D. Daniels, Lee H. Radebaugh. - Addison-Wesley Publishing Company, 1995. - 788 с.
2. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: учеб. для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос»,
1998. - 544 с.
3. Levitt Th. The Globalization of Market // the McKINSEY Quarterly, summer 1983. - 20 с.
4. Ohmae K. Managing in a Borderless World. Harvard Business Review, May-June, 1989. - 10 с.
5. Джордж Сорос. О глобализации. Москва, «ЭКС-МО», 2004. - 224 c.
6. http://www.brettonwoodsproject.org/institution/ ibrd/index.shtml
7. http://be5.biz/makroekonomika/gdp/gdp_ azerbaijan.html#t1
8. http://www.indexmundi.com/g/g.aspx?c=aj&v=69
9. https://finances.worldbank.org/countries/ Azerbaijan;
10. http://www.ebrd.com/russian/pages/country/ azerbaijan.shtml
11. https://finances.worldbank.org/facet/countries/ Azerbaijan
12. Azerbaijan Country Assistance Strategy (1996,
1999, 2003) and Azerbaijan Country Partnership Strategy (FY 07-10 and FY 11-14). - URL: http:// www.worldbank.org/en/country/azerbaij an/ projects/operational-documents?qterm=&docty_ex act=Country+Assistance+Strategy+Document)
13. NGO Law Monitor: Azerbaijan (Report of the International Center for Not-for Profit law. - URL: http://www.icnl.org/research/monitor/azerbaijan. html
Activity of the International Financial Institutions in the Conditions of Globalization
M.G. Gulaliyev
Academy of Sciences of Azerbaijan
The article investigates role of the International Financial Institutions (IFIs) to realize globalization by making distinguish between its essence, appearance and impacts. As well as the article investigates of the “impact mechanism ” of the IFIs as “instrument for globalization ” to local economy. The author defines several phases of the “financial colonization” and attempts to analyze first phase, i.e. “preparation phase”. As well as the article investigates some features and temporarily positive impacts of the “preparation phase” to local economy.
Key words: globalization, international financial institutions, transnational corporations, investment, state-borrower
53