Юлия Стерлигова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ БАНКОВ
РАЗВИТИЯ ВО II полугодии
2012 ГОДА
Юлия Михайловна Стерлигова - главный специалист отдела отраслевого анализа и маркетинга Аналитического управления ЕАБР В 2000 году окончила Казахскую государственную академию управления по специальности «Финансы и кредит», присвоена квалификация экономист. Занимается анализом деятельности международных институтов развития на территории стран СНГ Электронная почта: [email protected]
В обзоре представлен анализ информации о деятельности на территории стран СНГ таких международных финансовых организаций, как Азиатский банк развития (АБР), Всемирный банк (ВБ), Евразийский банк развития (ЕАБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Исламский банк развития (ИБР).
При анализе деятельности МБР использованы данные с официальных сайтов перечисленных банков. Следует отметить, что на момент подготовки данного обзора годовые отчеты об итогах работы за 2012 год еще не были опубликованы, поэтому материал основан на информации, размещенной в пресс-релизах банков.
Первая часть обзора содержит информацию о сотрудничестве МБР для повышения эффективности в различных сферах. Во второй части представлены приоритетные направления деятельности банков за рассматриваемый период. В третьей части дается разбивка инвестиционной активности МБР во II полугодии по странам, регионам и секторам.
1. СОТРУДНИЧЕСТВО МБР С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вторая половина 2012 года отмечена расширением сотрудничества МБР в различных сферах. Так, например, в Министерстве экономического развития России состоялось очередное заседание рабочей группы по реализации многостороннего соглашения о взаимодействии институтов развития в сфере обеспечения непрерывного финанси-
рования инновационных проектов. Участники обсудили план мероприятий по повышению доступности средств институтов развития для среднего бизнеса, работающего в сфере производства и инноваций. Одним из важнейших пунктов обсуждения стал вопрос о создании государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» совместно с немецкой банковской группой KfW фонда поддержки предпринимательства, ориентированного преимущественно на финансирование проектов развития средних производственных предприятий.
Важной темой сотрудничества МБР стали взаимоотношения в сфере развития исламского финансирования. За последние три десятилетия глобальные исламские финансовые активы значительно увеличились, превысив $1 трлн в 2010 году и $1.2 трлн в 2011-м, по сравнению с $5 млрд в конце 1980-х. В ближайшие годы исламское финансирование может составить значительную долю финансовых услуг во многих странах мира.
Так, ВБ и ИБР подписали меморандум о взаимопонимании с целью создания основы для сотрудничества между двумя организациями по оказанию поддержки глобальным, региональным и национальным усилиям по развитию исламского финансирования. Помимо этого, Совет по исламским финансовым услугам (IFSB) и АБР подписали меморандум о взаимопонимании в целях содействия международному сотрудничеству, в рамках которого IFSB и АБР намерены способствовать развитию исламского финансирования в развивающихся странах — участницах обеих организаций. Сотрудничество IFSB и АБР в развитии исламского финансирования будет иметь большое значение для решения задач, связанных с расширением финансовой и социальной интеграции в Азии, а также для удовлетворения значительной потребности региона в инновационных финансовых механизмах для развития инфраструктуры.
Во II полугодии МБР также активно сотрудничали по вопросам экспертизы, финансирования, мониторинга и администрирования инвестиционных проектов, управления банковскими рисками, анализа по проектам в области возобновляемых источников энергии, актуальным вопросам банковской практики, представляющим особый интерес для сторон. Наиболее пристальное внимание уделялось обмену опытом и повышению квалификации кадров.
Так, ЕАБР и ВБ подписали 6 июля 2012 года два договора. В соответствии с одним из них МБРР окажет поддержку ЕАБР при выполнении им функций управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ). В частности, специалисты МБРР будут вести консультации по макроэкономическому мониторингу, анализу рисков и перспектив экономического развития в странах — участницах АКФ. Запланированы стажировки сотрудников ЕАБР в региональных офисах МБРР. В соответствии с другим договором ВБ будет консуль-
тировать ЕАБР по вопросам мониторинга реализации и оценки эффективности проектов развития.
2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБР ВО II ПОЛУГОДИИ 2012 ГОДА
В центре внимания МБР, помимо предоставления прямого финансирования, оказались совместные инициативы, направленные на повышение эффективности предоставляемой помощи как в целом, так и по отдельным направлениям. Для отражения целевого характера помощи ряд инициатив завершился созданием специальных фондов. Кроме того, актуальными для МБР остались вопросы помощи в развитии отдельным странам региона.
В сфере внимания МБР традиционно была тема энергоэффективности и энергетики, экологии и изменения климата, развития инфраструктуры, торговли и торгового финансирования, МСБ и микрофинансирования. Эти направления рассматриваются далее в этой главе.
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА
Энергоэффективность имеет ключевое значение для устойчивого развития стран Евразии, экономики которых характеризуются, несмотря на некоторый прогресс, сравнительно высокой энергоемкостью. Устойчивая энергетика стала приоритетной темой для МБР, которые осуществляют сотрудничество с промышленными, коммунальными предприятиями, муниципалитетами и домашними хозяйствами в целях повышения их энергоэффективности. Однако инвестиции в устойчивую энергетику могут быть значительно увеличены. Источники роста заключаются в улучшении политики регулирования и ценообразования, в установлении стандартов, поощряющих использование высокоэффективной техники, оборудования и транспортных средств, а также в стимулировании дальнейших инвестиций в разработку и внедрение высокоэффективных решений.
Например, объем финансовой поддержки, направленный ИБР в энергетический сектор стран — участниц банка, уже превышает четверть от общего объема финансирования, выделенного банком с момента своего основания в 1975 году. Банк стремится к укреплению регионального партнерства в вопросах развития инфраструктуры энергоснабжения в странах-участницах. В ходе июльского заседания Совета исполнительных директоров ИБР одобрил выделение $1.6 млрд на финансирование электроэнергетических проектов, в том числе проекта по модернизации и увеличению мощности гидроэлектростанций в Узбекистане ($100 млн), а также проекта по реабилитации линий электропередачи в северо-западных провинциях Ирана,
Восточном и Западном Азербайджане стоимостью $185 млн. Утверждено выделение дополнительного финансирования в размере $2 млн на строительство малых гидроэлектростанций в сельских районах Таджикистана, что увеличило общий объем финансирования, предоставленного Таджикистану на реализацию этого проекта, с $9.2 млн до $11.2 млн.
ЕБРР объявил, что с момента запуска Инициативы в области устойчивой энергетики (SEI) в 2006 году инвестиции банка в энергоэффективность и возобновляемые источники энергии составили более $13 млрд. Общая стоимость проектов, в которые инвестировал ЕБРР в рамках Инициативы в области устойчивой энергетики с 2006 года, составляет более €55 млрд. В период с 2012 по 2014 год банк намерен дополнительно выделить €5-6 млрд в рамках SEI.
ЕБРР активно способствует использованию возобновляемой энергии на Украине с целью уменьшения зависимости страны от импортируемого топлива и укрепления ее энергетической безопасности. Новая инициатива банка по производству солнечной энергии поможет ослабить вредное воздействие традиционной энергетики на окружающую среду на Украине. ЕБРР привлекает финансовый пакет в размере €5.7 млн для разработки, строительства и эксплуатации в Винницкой области солнечной электростанции мощностью 4.5 МВт. Этот первый проект в сфере солнечной энергетики в регионе предусматривает выделение средств двумя параллельными траншами: 8-летний кредит ЕБРР в сумме €4.1 млн и 15-летний кредит в сумме €1.6 млн от Фонда чистых технологий (ФЧТ).
Проект осуществляется в рамках Программы финансирования альтернативной энергетики на Украине (USELF). Программа представляет собой инвестиционный механизм объемом €70 млн (€50 млн от ЕБРР и €20 млн от ФЧТ) для финансирования частных местных предприятий, желающих инвестировать средства в проекты по возобновляемой энергии на Украине. Техническая помощь в подготовке проектов, разработке нормативной базы и проведении стратегической экологической экспертизы финансируется Глобальным экологическим фондом (ГЭФ).
В Молдове во II полугодии 2012 года ЕБРР запустил новый механизм финансирования в размере €35 млн, цель которого — повышение энергоэффективности в жилом секторе. Доступ к этим средствам будет обеспечен посредством кредитных линий, открытых в местных банках. В течение следующих пяти лет в рамках Программы финансирования энергоэффективности жилого сектора Молдовы (MoREEFF) отобранные ЕБРР банки-партнеры будут финансировать в Молдове частные проекты, к примеру, физических лиц, домашние хозяйства, жилищные кооперативы, управляющие и энергосервисные компании в области повышения энергоэффективности. Речь идет об инвестициях в такие инструменты снижения энергозатрат, как установ-
ка современных окон, термоизоляция стен, крыш, полов, установка котлов, теплонасосов, солнечных панелей, солнечных систем нагрева воды. В случае успешной реализации проекта и его соответствия условиям и требованиям MoREEFF получатель кредита может рассчитывать на грант в размере 20, 30 или 35% от суммы займа. Первая кредитная линия в объеме €5 млн в рамках MoREEFF была открыта в коммерческом банке Moldindconbank. В ближайшем будущем к программе планирует присоединиться ProCredit Bank.
СИБ запустил новый веб-сайт в рамках своей Программы энергоэффективности в России (NIB’s Russia Energy Efficiency Programme, REEP). Он ориентирован на потенциальных клиентов программы — компании, заинтересованные в повышении энергоэффективности в промышленном секторе и централизованном теплоснабжении. На сайте представлен обзор критериев и требований для потенциальных заявителей. СИБ запустил программу REEP в начале 2012 года с целью повышения осведомленности об эффективном использовании энергии в России и снижения объемов выбросов СО2 в атмосферу. REEP поможет потенциальным заемщикам подготовить качественные проекты и предоставит кредитные средства для их реализации. Предоставление кредитов будет осуществляться через СИБ и российские банки-посредники.
ЭКОЛОГИЯ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Особое место в деятельности МБР занимают вопросы экологии и смягчения последствий изменения климата. Согласно исследованию ВБ, чтобы остановить глобальное потепление и помочь развивающимся странам подготовиться и справиться с негативными последствиями изменения климата, необходимы очень объемные инвестиции для разработки и внедрения экологически чистых технологий. Ежегодно требуется около $0.6-$1.5 трлн, чтобы помочь развивающимся странам перейти к низкоуглеродной и климатически устойчивой экономике. Только странам Азиатско-Тихоокеанского региона требуется $40 млрд. На всех этапах, от разработки до внедрения инноваций, необходимо целевое финансирование, которое может быть привлечено путем поощрения дополнительных частных инвестиций, а также за счет преодоления политических, организационных, информационных барьеров и рисков на пути инвестиций. Создание экспериментального Азиатско-Тихоокеанского центра финансирования климатических технологий (СТТС) при АБР — важный шаг в этом направлении. Центр создан в рамках сотрудничества между АБР, Глобальным экологическим фондом и Программой ООН по окружающей среде и работает с инвесторами, поставщиками технологий и другими заинтересованными партнерами по всему региону и за его пределами.
В рамках Программы по расширению доступа к возобновляемым источникам энергии в странах с низким уровнем дохода (SREP) было выделено $50 млн на финансирование проектов с участием частного сектора. Помимо этого принято решение мобилизовать $160 млн на содействие развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона в расширении доступа к возобновляемым источникам энергии, в рациональном использовании лесов для сохранения запасов лесного углерода, а также в повышении устойчивости к неблагоприятным воздействиям изменений климата.
МФК, присоединяясь к другим МБР в содействии экологическим проектам и борьбе с изменением климата, во II полугодии запустила Устойчивую банковскую сеть, чтобы помочь банковским регуляторам в странах с переходной экономикой развивать «зеленые» кредиты, а также принципы управления экологическими и социальными рисками путем обмена знаниями и техническими ресурсами.
Сеть во главе с МФК является неофициальной группой банковских регуляторов и банковских ассоциаций. Она будет оказывать поддержку своим участникам в разработке стандартов, мер политики и распространении руководящих принципов экологического и социального передового опыта в банковских секторах своих стран.
Помимо этого МФК и международная ассоциация операторов GSM (GSMA) подписали соглашение о расширении использования экологически чистых энерготехнологий на узлах связи в районах с ограниченным доступом или отсутствием доступа к сети. Ожидается, что такая мера поможет значительно сократить выбросы парниковых газов и оптимизировать бизнес-модели операторов мобильной связи по всему миру.
Соглашение было подписано в рамках совместной программы МФК и GSMA по использованию экологически чистых источников энергии для мобильной связи, Green Power for Mobile, которая предусматривает применение «зеленой» солнечной и ветряной энергии для обеспечения питания базовых станций в отдаленных сельских районах по всему миру.
Не остался в стороне от вопросов экологии и изменения климата и Северный инвестиционный банк (СИБ). Северный совет предложил укрепить кредитные возможности СИБ в отношении климатических и энергетических проектов, а также увеличить капитал Северного фонда развития (NDF) с целью финансирования климатических инициатив в развивающихся странах. Совет также считает, что Экологическая финансовая корпорация Северной Европы (NEFCO) готова инвестировать больше средств в проекты с особым фокусом на инновации. А работа СИБ с малыми и средними предприятиями через посредников будет способствовать деятельности по смягчению последствий изменения климата.
ВБ в партнерстве с ОЭСР, Программой ООН по окружающей среде и Глобальным институтом зеленого роста запустил ряд информационных ресурсов, включая портал знаний о климате, платформу для обсуждения вариантов климатического финансирования и платформу знаний о зеленом росте. Задача этих порталов — обеспечить заинтересованные стороны последней справочной и аналитической информацией и инструментами в области изменения климата. В 2012 году Группа ВБ одобрила выделение $3.6 млрд на финансирование проектов в области возобновляемых источников энергии, что составляет рекордные 44% от общего объема энергетического финансирования банка ($8.2 млрд).
ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Во II полугодии 2012 года помимо стандартных программ поддержки микрофинансирования малого и среднего бизнеса (МСБ) путем целевого кредитования коммерческих банков и небанковских финансовых организаций МБР ищут новые пути поддержки предпринимательства в развивающихся странах.
Так, АБР запускает программу финансирования цепочки поставок (Supply Chain Finance Program, SCFP), которая привлечет более $1 млрд, чтобы помочь малым и средним предприятиям Азиатско-Тихоокеанского региона получить доступ к капиталу. АБР выделит до $200 млн на финансирование программы SCFP. Сумма будет возобновляться, по крайней мере, два раза в год за счет кратковременных сроков погашения, применяемых в цепях поставок. Кроме того, вложенные АБР средства, по оценкам, могут привлечь дополнительные $300 млн частных инвестиций в SCFP.
SCFP улучшит доступ поставщиков и дистрибьюторов к денежным потокам в цепи поставок, что позволит им расширить свою деятельность и создать дополнительные рабочие места. АБР добился значительного прогресса в поддержке торговли в рамках Программы торгового финансирования (TFP). Новая программа SCFP будет дополнять TFP, принимая на себя небанковские коммерческие риски как по международным, так и по внутренним сделкам в цепочке поставок. Это обеспечит доступное финансирование для многих малых и средних предприятий.
ЕБРР утвердил решение о выделении инвестиций в капитал фонда Elbrus Capital Fund II в размере до $50 млн, МФК — $20 млн. Фонд будет управляться компанией Elbrus Capital. Целевой объем фонда составит $500 млн. Большую часть инвестиций направят в регионы России и другие страны СНГ — с особым упором на финансирование малых и средних предприятий, которые располагают ограниченным доступом к долгосрочному финансированию.
Европейский инвестиционный банк и Сбербанк России подписали
совместное заявление о сотрудничестве. Два финансовых института договорились объединить усилия, в частности, по улучшению доступа к долгосрочному финансированию для предприятий малого и среднего бизнеса и компаний средней капитализации, а также поддержки реализации экологических проектов в Центральной и Восточной Европе, России, Турции, странах Восточного соседства и Центральной Азии.
Международная финансовая корпорация (МФК) запустила новую программу обучения участников микрофинансового сектора в Кыргызстане и Таджикистане. Корпорация обучает заинтересованные стороны стратегиям мобилизации депозитов, начиная с простейшего убеждения потребителей взять сбережения «из кубышки» и положить в микрофинансовую организацию или банк. Программа тренинга также включает вопросы по управлению депозитными операциями и управлению рисками в микрофинансовых организациях. В сотрудничестве с местными ассоциациями микрофинансовых организаций МФК также помогает поставщикам микрофинансовых продуктов и услуг расширить охват клиентов. Данная инициатива является частью проекта по поддержке микрофинансовых организаций в Центральной Азии и поддерживается Глобальной программой МФК по управлению рисками.
ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Изменение рыночных условий снижает доступ к торговому финансированию в тех регионах мира, где в нем нуждаются особо остро. В этой связи МБР предпринимают шаги по смягчению нехватки финансовых ресурсов и стимулированию экономического роста на формирующихся рынках и в развивающихся странах.
АБР и Фонд ОПЕК по международному развитию (OFID) подписали соглашение о распределении рисков, чтобы поддержать торговлю в развивающихся азиатских странах в рамках Программы торгового финансирования АБР (TFP). Как ожидается, соглашение поддержит дополнительный торговый поток в размере $0.8-$1.2 млрд в Бангладеш, Монголии, Пакистане, Шри-Ланке, Узбекистане и других странах, где финансирование из частных финансовых институтов ограничено. Программа TFP заполняет пробелы на рынке частного финансирования торговли путем предоставления гарантий и кредитов при помощи более 200 банков-партнеров для поддержки торговли. TFP поддерживает сотни малых и средних предприятий в 18 развивающихся странах. Программа торгового финансирования расширяет инструменты OFID, необходимые для сокращения бедности и поощрения экономического развития.
МФК провела тренинг по вопросам торгового финансирования для 11 банков Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, чтобы помочь им изучить новые продукты торгового финансирования и расширить
спектр финансовых услуг для своих клиентов, занимающихся экспортом и импортом товаров и услуг. Пятидневная учебная программа, организованная при спонсорской поддержке Швейцарского государственного секретариата по экономическим вопросам (SECO), помогла банкам выявить возможности для подключения местных предприятий к работе с международными клиентами и поставщиками.
Тренинг проводился в рамках консультационной программы МФК по торговому финансированию, которая в свою очередь является частью Глобальной программы торгового финансирования МФК на сумму $3 млрд, нацеленной на поддержку банков в странах с развивающейся экономикой.
ВЫПУСК СОБСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Во II полугодии 2012 года на рынках долговых ценных бумаг для МБР складывалась достаточно благоприятная рыночная конъюнктура, что связано с особым статусом этих организаций и сильными финансовыми показателями, которые нашли позитивный отклик со стороны инвесторов. Это позволило ряду банков привлечь дополнительное финансирование.
ЕБРР разместил новые пятилетние облигации на сумму $1.5 млрд. Оценены они были со спрэдом в 3 базисных пункта к среднерыночным свопам, что представляет собой самый узкий спрэд в истории пятилетних глобальных облигаций ЕБРР. Благодаря значительному интересу со стороны инвесторов, в особенности банков из Азии и региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), книга заявок на облигации была закрыта с переподпиской. Общий спрос со стороны инвесторов составил более $1.5 млрд. В размещении приняли участие около 30 инвесторов. Облигации размещены со ставкой купона 0.75% годовых, наиболее низкой в 2012 году для наднационального эмитента в секторе пятилетних бумаг. В целом, с учетом данной трансакции, в 2012 году ЕБРР выпустил облигации на общую сумму €5.25 млрд.
Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР) выпустил дебютные еврооблигации на сумму 200 млн швейцарских франков ($216 млн) со сроком погашения 4 октября 2016 года и ставкой купона 2.5%. Бумаги были проданы по цене 99.925% от номинала. Организатором размещения выступил Credit Suisse. Выпуск привлек более 50 инвесторов, включая управляющих активами, частные банки и розничных клиентов. Доходы от выпуска помогут ЧБТР выполнить мандат по оказанию финансовой поддержки клиентов в странах — участницах банка.
ЕАБР 28 сентября 2012 года успешно разместил дебютный выпуск еврооблигаций, деноминированных в рублях со сроком погашения пять лет и доходностью до погашения в размере 8%. Ожидается, что облигациям будут присвоены кредитные рейтинги на уровне A3
(прогноз — стабильный), BBB (прогноз — стабильный) агентствами Moody’s, S&P и Fitch Ratings, соответственно. Организаторами выпуска выступили Raiffeisen Bank International AG и «Сбербанк КИБ». Выпуск состоялся на фоне ранних размещений рублевых облигаций ЕАБР на внутреннем рынке, которые в совокупности составляют 20 млрд рублей ($631 млн), а также двух успешных выпусков еврооблигаций в долларах США. По результатам проведенной работы книга заявок на участие в выпуске достигла более 13 млрд рублей.
Помимо этого ЕАБР разместил 28 декабря 2012 года в Казахстане собственные ценные бумаги, деноминированные в тенге (KZP01Y05E384), в объеме 9.9 млрд тенге ($66 млн) с доходностью 6.25% годовых и погашением в 2017 году. Размещение состоялось в ходе проведения специализированных торгов на АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE). Ранее международным рейтинговым агентством Moody’s облигациям ЕАБР был присвоен кредитный рейтинг на уровне А3. Средства от продажи облигаций будут использованы для финансирования инвестиционных проектов банка в Республике Казахстан.
МФК 28 ноября 2012 года завершила размещение первого выпуска облигаций «Волга» и привлекла 13 млрд рублей (эквивалент $410 млн), которые будут направлены на финансирование частного сектора.
Данные пятилетние облигации — первые деноминированные в рублях облигации МФК, размещенные на российском рынке. Это также первые выпущенные в России облигации с фиксированным купонным доходом, привязанным к индексу РЭШ «Российская инфляция» (NES Russian Inflation Target Index), и крупнейшее размещение иностранного эмитента на местном рынке. Выпущенные облигации предназначены для инвесторов, которым необходима стабильная доходность в реальном выражении. Купонный доход по облигациям привязан к индексу, который аппроксимирует поведение индекса потребительских цен в России. Такие привязанные к инфляции индексы откроют дорогу для рыночных инструментов, позволяющих минимизировать влияние инфляции на реальные доходы российских инвесторов. МФК выпускает облигации в рамках своей программы регулярных заимствований для развития частного сектора. Рублевые средства, полученные в результате размещений облигаций «Волга», будут инвестированы в компании частного сектора в России. Часть этих средств может быть свопирована в долларовые фонды с плавающей ставкой и затем инвестирована на развивающихся рынках.
СИБ разместил новые пятилетние глобальные облигации в долларах США на общую сумму $1 млрд. Облигации были оценены со спрэдом в 17 базисных пунктов к казначейским облигациям США (UST), т. е. с самым узким спрэдом, который когда-либо удавалось получить СИБ на свои пятилетние облигации по отношению к UST. Ведущими менеджерами размещения стали BofAML, Deutsche Bank, HSBC и Nomura.
В ходе формирования книги подано порядка 40 заявок от инвесторов. Таким образом, программа финансирования СИБ на 2012 год была увеличена примерно на €4 млрд. Данное размещение облигаций стало последним в рамках этой программы.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ РЕЙТИНГОВ
Во II полугодии 2012 года ведущие международные рейтинговые агентства мира, такие как Fitch Ratings, Standard & Poor’s и Moody’s Investors Service, подтвердили долгосрочные и краткосрочные рейтинги МБР.
Fitch Ratings вновь подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ИБР на уровне AAA и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте F1+ со стабильным прогнозом. В своем отчете Fitch Ratings отметило высокую капитализацию ИБР, поддержку со стороны сильных акционеров, умеренный кредитный риск и лимитированный риск концентрации в качестве основных факторов определения рейтинга ИБР. Исламский банк развития является одним из немногих многосторонних финансовых институтов развития, получившим рейтинг от трех международных агентств — Standard & Poor’s, Fitch Ratings и Moody ‘s — на уровне ААА.
Standard & Poor’s и Moody’s Investors Service подтвердили кредитные рейтинги ЧБТР: долгосрочный кредитный рейтинг на уровне А и краткосрочный кредитный рейтинг А-1 со стабильным прогнозом. В свою очередь Moody’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг A3, прогноз стабильный.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысило краткосрочный рейтинг ЕАБР по обязательствам в иностранной валюте до уровня A-2, а также подтвердило его долгосрочный кредитный рейтинг на уровне BBB.
Кроме того, агентство подтвердило рейтинги ЕАБР по российской шкале — на уровне ruAAA, и по казахстанской шкале — на уровне kzAA+. Прогноз по рейтингам — стабильный. Как отмечает агентство, рейтинги отражают очень высокую капитализацию и достаточный уровень ликвидности ЕАБР. Эти показатели, в свою очередь, свидетельствуют о мощной поддержке банка со стороны его акционеров. С учетом этого Standard & Poor’s повысило краткосрочный рейтинг банка до уровня краткосрочного рейтинга по обязательствам в иностранной валюте крупнейшего акционера ЕАБР — Российской Федерации.
Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service опубликовало годовой рейтинговый отчет по ЕАБР. В нем, в частности, говорится, что его долгосрочный кредитный рейтинг A3 и краткосрочный рейтинг P-2 в иностранной валюте поддерживаются финансовой устойчивостью ЕАБР. Рейтинги также отражают мнение
Moody’s относительно того, что в случае необходимости ЕАБР, скорее всего, получит финансовую поддержку со стороны государств — участников банка, в состав которых входят Россия (Baal) и Казахстан (Baa2). Агентство отмечает, что с точки зрения достаточности капитала основной сильной стороной ЕАБР является то, что его уставный капитал полностью оплачен. В этой связи Moody’s констатирует, что это является большой редкостью для многосторонних финансовых институтов (МФИ).
Агентство ожидает, что ЕАБР в среднесрочной перспективе будет финансировать проекты в основном в государствах с инвестиционными рейтингами, таких как Россия и Казахстан, что также будет способствовать поддержанию качества его кредитного портфеля.
25 сентября 2012 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ЕИБ на уровне ААА и вывело его из списка на пересмотр в сторону понижения, присвоив «негативный» прогноз. Fitch также подтвердило краткосрочный рейтинг дефолта эмитента на уровне F1+. Подтверждение рейтингов отражает ожидания относительно увеличения капитализации и сокращения долговых показателей благодаря предоставленным странами ЕС €10 млрд. Инвестиции позволят ЕИБ увеличить объем кредитования до €60 млрд, параллельно наращивая запасы ликвидности.
Standard and Poor’s, Fitch и Moody’s Investors Service подтвердили наивысшие рейтинги ЕБРР на уровне ААА со стабильным прогнозом. Подтверждение рейтингов агентства объясняют высоким уровнем капитализации финансовой организации, низким уровнем долга и ожиданиями того, что кредитные показатели ЕБРР в ближайшие годы останутся в рамках наивысшей рейтинговой категории AAA. Комментируя подтверждение рейтинга, они также отметили очень устойчивый деловой и крайне устойчивый финансовый профили ЕБРР.
Кроме того, сохранение наивысших рейтингов объясняется сильными финансовыми показателями ЕБРР, достаточно высоким уровнем ликвидности банка, сильной капитальной базой и диверсифицированной структурой акционеров.
СТРАТЕГИИ И ПЛАНЫ
Во II полугодии продолжилась работа МБР в рамках стратегического планирования. Так, 7 декабря 2012 года в Минске Совет ЕАБР одобрил итоги работы банка в 2012-м и планы на 2013 год и избрал министра финансов России Антона Силуанова председателем Совета ЕАБР. Кроме того, Совет банка принял к сведению отчет правления о проектной деятельности в 2012 году, а также утвердил бюджет на 2013-й.
В рассматриваемый период ЕИБ опубликовал новые прогнозы
по финансированию деятельности в рамках ежегодного пересмотра своего Корпоративного оперативного плана (КОП). В 2013 году банк планирует привлечь €70 млрд, что фактически соответствует сумме в €71 млрд в конечном счете привлеченной в 2012-м, куда вошел небольшой объем предварительного финансирования на 2013 год. Новый план на 2013-й был опубликован после утверждения Советом директоров ЕИБ нового КОП на 2013-2015 годы. Программа финансирования на сумму €70 млрд одобрена в контексте планов повышения активности кредитования, основанных на увеличении капитала банка на €10 млрд.
ЕБРР принял новую стратегию для России на период 2013-2015 годов, в которой приоритетное значение будет отдано инвестициям и реформам, направленным на модернизацию российской экономики, развитие инноваций, усиление роли частного сектора и развитие регионов. На региональном уровне банк сфокусируется на проектах, стимулирующих развитие среднего класса, в частности, за счет расширения доступа малого и среднего бизнеса к финансированию, а также за счет поддержки обновления инфраструктуры городов и повышения качества работ и услуг.
ЕБРР готов к поддержке государственно-частного партнерства (ГЧП) и инвестициям при наличии четкого плана приватизации гос-компании, а также планирует вкладываться в муниципальные инфраструктурные проекты, поддержка которых средствами частных инвесторов представляется проблематичной. Также в центре внимания ЕБРР будут проекты в сфере энергоэффективности.
3. КРАТКИЕ ИТОГИ ИНВЕСТИЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБР ВО II ПОЛУГОДИИ 2012 ГОДА
В настоящей главе рассматривается инвестиционная деятельность, а также информация о грантовой помощи, техническом содействии и специальных суверенных займах МБР во II полугодии 2012 года в странах СНГ, а именно в Армении, Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбекистане. Обзор составлен на базе информации, представленной на официальных сайтах рассматриваемых банков.
ОБЪЕМЫ УТВЕРЖДЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ВО II ПОЛУГОДИИ 2012 ГОДА
Инвестиционно-проектные займы
Во II полугодии 2012 года пять МБР (ЕАБР, ЕБРР, ЕИБ, СИБ, МФК)
утвердили 61 инвестиционный проект с общим объемом финансирования $3 млрд 700 млн*, что на 12% (на $449 млн) больше, чем за I полугодие 2012 года (см. рисунок 1).
ИБР и ЧБТР не сообщали об инвестиционных проектах во II полугодии 2012 года. Однако ИБР традиционно выделял суверенные займы и гранты, осуществлял техническую помощь в подготовке предпроектной документации в регионе.
Лидером по объему утвержденного инвестиционного финансирования и количеству проектов в странах СНГ уже традиционно становится ЕБРР с долей почти 37% на сумму свыше $1 млрд 378 млн (31 проект). Стабильно весомую долю по объему утвержденного инвестиционно-проектного финансирования занял ЕАБР, утвердив $920 млн (25%).
Специальные суверенные займы, грантовая помощь и техническое содействие в подготовке предпроектной документации
Во II полугодии 2012 года пять МБР утвердили к финансированию 53 проекта, включающих специальные суверенные займы правительству, грантовую помощь и техническое содействие в подготовке пред-проектной документации с общим объемом финансирования $2 млрд 769 млн, что на 10% ($254 млн) больше, чем за I полугодие 2012 года (см. рисунок 1).
Лидером по объему подобного финансирования традиционно стал АБР с долей 45% на сумму свыше $1 млрд 248 млн (20 проектов). ЧБТР
Инвестиционно-проектное финансирование
Специальные суверенные займы, грантовая помощь и тех. содействие
1400-
1200-
1000-
800-
600-
400
200
0
6
АБР
ЕАБР ЕБРР
00
----1---
МФК МБРР/МАР
Здесь и далее все суммы приведены к USD по курсам ЦБ РФ на 30.12.2012: EUR/USD 1.3245; USD/RUB 30.3727
ЕИБ
СИБ
ИБР
Рисунок 1. Объем утвержденного финансирования во II полугодии 2012 года, $ млн
Рисунок2. Отраслевая принадлежность утвержденного инвестиционнопроектного финансирования
Таблица 1. Инвестиционно-проектное финансирование в разбивке по странам, утвержденное во II полугодии 2012 года
Финансовый сектор 37.1%
Энергетика и энергоэффективность 33.3% Транспорт и ТИ 9%
АПК 8%
Горнодобывающая
и перерабатывающая промышленность 4.1%
Муниципальная и прочая инфраструктура 3.3%
Химия, нефтехимия и минеральные удобрения 2.7%
Прочее 2.5%
и СИБ о таких формах финансирования не сообщали.
ОТРАСЛЕВАЯ И СТРАНОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПРОЕКТОВ, УТВЕРЖДЕННЫХ ВО II ПОЛУГОДИИ 2012 ГОДА
Отраслевая и страновая принадлежность инвестиционно-проектного финансирования
Наибольшую долю в общих инвестициях во II полугодии 2012 года
Страна 3 І ЕБРР Б К Е МФК Б 5 Сумма, $ млн Доля, % т. В о~ со 1 л о К
Армения 15 25 40 1.1 2
Азербайд- жан 10 15 25 0.7 2
Беларусь 67.02 63.25 33.11 163.38 4.4 6
Казахстан 286.2 0 286.2 7.7 6
Кыргыз- стан 0 20 20 0.5 1
Молдова 20.97 13.29 55 89.26 2.4 5
Россия 552.05 905.76 340.47 48.77 1847.04 49.9 22
Узбекистан 6 0 6 0.2 1
Украина 333.01 840.8 50 1223.81 33.1 16
ИТОГО 6 920.27 1377.99 854.09 460.47 81.88 3700.69 100 61
в % 0.2 24.9 37.2 23.1 12.4 2.2
Примечание: выделение цветом означает, что страна не является участником банка развития.
занял финансовый сектор (37.1%). Это, в первую очередь, связано с крупными сделками ЕИБ на Украине в виде целевого финансирования предприятий микро-, малого и среднего бизнеса через финансовые институты (см. приложение «Проекты»).
Традиционно весомую долю в отраслевой структуре инвестиционно-проектных займов МБР занял сектор энергетики и энергоэффективности (33.3%), что связано со сделками ЕБРР, ЕАБР и СИБ.
Во II полугодии 2012 года рассматриваемые финансовые институты не сообщали о новых инвестиционных проектах в Таджикистане и Туркменистане.
На долю Украины и России, как и в предыдущем полугодии, приходится значительная доля инвестиционных проектов как по количеству (38 проектов), так и по объему инвестиций ($3 млрд 71 млн). Лидером стала Россия с объемом инвестиций, превышающим $1 млрд 847 млн (доля 49.9%, 22 проекта).
В Казахстане за анализируемый период такое финансирование предоставлял только ЕАБР ($286 млн); в Узбекистане — АБР, в Кыргызстане — ЕБРР. ИБР и ЧБТР об инвестиционно-проектном финансировании во II полугодии 2012 года не сообщали.
Отраслевая и страновая принадлежность специальных суверенных займов, грантовой помощи и технического содействия
Наибольшую долю в общем финансировании, состоящем из суверенных займов, грантовой помощи и технического содействия, во II полугодии 2012 года занял сектор транспорта и транспортной инфраструктуры (73%) на сумму свыше $2 млрд 22 млн. Это связано с финансированием проекта ЦАРЭС, направленного на развитие шести транспортных коридоров, соединяющих регион с севера Казахстана до морских портов Аравийского моря и с запада Азербайджана до Китайской Народной Республики, связывающих рынки Европы, Российской Федерации с рынками Южной, Юго-Восточной и Восточной
Транспорт и ТИ 73%
Энергетика 9.2%
Муниципальная и пр. инфраструктура 8.5% Гос. управление 4.4%
Экология 3.7%
Образование и здравоохранение 1.1% Прочее 0.1%
Рисунок3. Отраслевая принадлежность утвержденных специальных суверенных займов, грантовой помощи и технического содействия
Таблица 2. Страновая структура по специальным суверенным займам, грантовой помощи и техническому содействию в IV квартале 2012 года
Страна 3 Ь М К ЕБРР Б К Е Р Нц Р Б § Сумма, $ млн Доля, % н в 0~ со 1 л о ¡4
Армения 1.61 20.09 53.95 12 87.64 3.2 9
Азербайджан 251.05 30 281.05 10.1 3
Казахстан 497.3 258.8 0 756.1 27.3 6
Кыргызстан 22.6 16.1 8.13 4.35 51.12 1.8 9
Молдова 30 30 1.1 1
Россия 40 40 1.4 1
Таджикистан 100 2 49 58.4 209.4 7.6 9
Узбекистан 375.78 160 122 657.78 23.8 12
Украина 196.1 460 656.1 23.7 3
ИТОГО 1248.29 178.1 532.11 53.95 756.75 2769.19 100 53
в % 45 6 19 2 27
Примечание: выделение цветом означает, что страна не является участником банка развития.
Азии. Финансированием этого проекта занимались почти все рассматриваемые МБР: АБР, ЕБРР, ИБР и члены Группы ВБ — МБРР/МАР.
Долю 9.2% занял сектор энергетики и энергоэффективности ($255 млн). Сектор муниципальной и прочей инфраструктуры составил 8.5% ($236 млн).
Во II полугодии 2012 года рассматриваемые МБР не сообщали о реализации новых суверенных займов, грантовой помощи и техническом содействии в подготовке предпроектной документации в Беларуси и Туркменистане. Наибольшую долю в данных формах финансирования по объему занял Казахстан (27.3%) с проектами транспортной инфраструктуры, утвержденными АБР и ЕБРР на сумму свыше $756 млн.
В Молдове и России такое финансирование осуществляли только члены группы ВБ МБРР/МАР. СИБ о суверенных займах за анализируемый период не сообщал.
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УТВЕРЖДЕННЫХ ПРОЕКТАХ
ЕБРР
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Азербайджан I
AccessBank 10 финансовый сектор Пятилетний старший кредит AccessBank для кредитования малого бизнеса в Азербайджане в регионах за пределами Баку с особым акцентом на сельскохозяйственные кредиты.
Армения
АО «МЭК». Реконструкция ГЭС 25 энергетика и энер-гоэффек-тивность Общая стоимость проекта $50 млн. Финансирование АО «Международная энергетическая корпорация» (International Energy Corporation (IEC)) для реабилитации своих существующих ГЭС. Проект модернизирует устаревшее оборудование и улучшит способность, надежность и эффективность семи ГЭС, которые включают каскад ГЭС Севан — Раздан.
Беларусь
BelSEFF 13.25 энергетика и энергоэффективность Инвестиции €10 млн будут включать кредитные лимиты местным банкам на предоставление промышленным компаниям и МСП, на проекты возобновляемой энергии и энергоэффективности. Средства будут поддержаны грантом от чешского Целевого фонда ODA для технической помощи.
«Белгазпром банк» (МСБ) 30 финансовый сектор Старшая ссуда до $30 млн для предоставления субкредитов МСБ, которые будут предоставляться в течение пяти лет и использоваться для капиталовложений и оборотного капитала.
«Белгазпром банк» (энер-гоэф. и ТФ) 20 финансовый сектор Старшая ссуда до $10 млн для предоставления кредитов МСБ на проекты энергоэффективности и до $10 млн на расширение операций торгового финансирования.
Кыргызстан
KyrSEFF 20 энергетика и энер-гоэффек-тивность Финансирование до $20 млн для поддержки инвестиции в энергоэффективность Кыргызской Республики. Проект будет состоять из кредитных лимитов к местным банкам и финансовым институтам для предоставления частным фирмам, домашним хозяйствам, жилищно-строительным ассоциациям кредитов для инвестиций в энергоэффективность.
Инвестиционно-проектные займы и инвестиции в капитал
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Balti
Trolleybus
Department
З.97
ProCredit
Bank
Danube Logistics — Джурджулеш-ты Франко-порт
Globaltrans
77.4
ЗАО «Райффайзенбанк»
50
ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»
309.6
Молдова
€3 млн муниципальному предприятию Balti Trolleybus Department, г. Баль-ти. На эти средства будут приобретены транспорт 23 троллейбуса и оборудование для
и ТИ обслуживания транспорта. Проект
будет совместно финансироваться ЕС Neighbourhood Investment Facility через грант в €1.6 млн.
Кредит ProCredit Bank в рамках программы ЕБРР «Устойчивая энергетика Молдовы» (MoSEFF II). Средства будут использованы для последующего кредитования энергетика МСП и предприятий сельского хозяйства
и энер- на цели повышения энергоэффективности
гоэффек- и возобновляемых источников энергии.
тивность MoSEFF II дополнена грантовой поддерж-
кой в размере €6.8 млн, предоставляемых ЕС. Средства гранта будут использоваться для оказания технической помощи и инвестиционных стимулов.
Международный свободный порт Джур-джулешт является единственным портом в Молдове и принадлежит Danube Logistics SRL. Общая стоимость проекта $30.7 млн. Старшая ссуда ЕБРР компании Danube Logistics SRL финансирует завершение инфраструктуры порта, в том числе строительство бетонированной площадки перед терминалом и ската типа «ро-ро».
Россия
Ссуда до 2.5 млрд рублей (экв. €60 млн) Globaltrans для модернизации ж/д перевозок.
ЕБРР передал до $50 млн через структурированный долговой инструмент. Сделка осуществлена для вложения банком капитала в семилетние бонды, косвенно обеспеченные заявлениями текущей и будущей дебиторской задолженности в долларах и евро, известной как «разнообразные платежные права» (DPRs). Финансирование дополнят инвестиции МФК ($75 млн). Финансирование позволит расширить кредитование МСБ и муниципальных программ.
ЕБРР предоставит пятилетний конвертируемый кредит 9.6 млрд рублей (экв. €240 млн) для подготовки энергетического холдинга к потенциальному международному публичному размещению акций.
транспорт и ТИ
транспорт и ТИ
финансовый сектор
энергетика и энер-гоэффек-тивность
5
12
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
CBM 95.5 финансовый сектор ЕБРР приобретет 7.5% простых акций и акций с правом голоса Credit Bank of Moscow (CBM) на 2.9 млрд рублей (€74 млн). Финансирование будет использоваться для усиления капитала банка. Кроме того, МФК приобретает 7.5% акций.
Elbrus Capital Fund II 50 финансовый сектор ЕБРР инвестирует в капитал Elbrus Capital Fund II до $50 млн. Размер нового фонда составит $500 млн. Цель фонда в предоставлении инвестиций в акции в областях России и других странах СНГ для малых и средних компаний, чтобы улучшить их доступ к долгосрочному финансированию.
Russia’s Prognoz Group 30 телеком- муника- ционный сектор Шестилетняя ссуда ЕБРР $30 млн для Russia’s Prognoz Group, ведущего российского разработчика программного обеспечения для приложений бизнес-анализа (BI), поможет этому быстрорастущему игроку выйти на мировой рынок.
Trivon — Equity (Virgin Connect) 30.5 телеком- муника- ционный сектор Стоимость проекта — $131 млн. Инвестиции МФК в акции составят до $25 млн, ЕБРР — $30.5 млн, которые будут использоваться для сетевой оптимизации текущих операций и частичного финансирования ожидаемых приобретений компании (мелких операторов связи России).
Владивосток ТЭС 132.45 энергетика и энергоэффективность ЕБРР финансирует новую 140 мВт теплоэлектростанцию на газе, чтобы заменить существующую угольную во Владивостоке. Ссуда предоставлена АО RAO ES Vostoka (ESV), и часть ее направлена на рефинансирование существующего долга. Старшая ссуда до 4 млрд рублей (€100 млн) предусматривается для проекта. Проект будет совместно финансироваться ЕИБ. Совокупная операционная стоимость оценена в 10.3 млрд рублей (€250 млн).
RSBF — Orient Express Bank- заем III 55.31 финансовый сектор Ссуда для OEB (Orient Express Bank) для предоставления программ для микро-и малых предприятий из собственных средств ЕБРР 1.68 млрд рублей и 0.02 млрд рублей от фонда “Российский специальный фонд инвестиций в малый бизнес” (RSBF). Срок ссуды три года. Стоимость проекта 1.7 млрд рублей.
Синдицированный заем Росбанку 50 финансовый сектор Старшая синдицированная ссуда «Росбанку» до $150 млн со структурой ссуды A/B для предоставления МСБ и общих корпоративных целей (включая торговые финансовые сделки). Структура A/B включает: собственные средства ЕБРР до $50 млн и до $100 млн из средств коммерческих участников мирового рынка.
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Brunswick Rail 25 транспорт и ТИ Участие ЕБРР на сумму $25 млн в дебюте выпуска евробондов Brunswick Rail’s на общую сумму $600 млн. Доходы от бондов будут использоваться для оплаты кредитной задолженности банкам — ЕБРР и МФК и для приобретения дрезин.
Украина
«Агротрейд групп» 23 АПК Финансовый пакет на сумму до $23 млн будет включать в себя кредит $15 млн на оборотный капитал и старший кредит в размере $8 млн — финансировать меры по повышению энергоэффективности и расширения объектов обработки зерна.
ACTI Ukraine 50 АПК ЕБРР предоставляет автоматически возобновляемую кредитную линию $50 млн ТОО Alfred C. Toepfer (ACTI Украина), чтобы финансировать потребности оборотного капитала компании, связанные с производством сельскохозяйственных продуктов на Украине.
Agrofusion 20 АПК $20 млн долгового финансирования с целью финансирования ее капиталовложения, среднесрочного оборотного капитала и реструктурирование баланса.
Строительство биогазо-вой установки на «Астарта» l2 АПК Кредит агропромышленной группе «Астарта» увеличит использование возобновляемой энергии на ее сахарном заводе. Старший кредит на сумму до $12 млн будет предоставлен дочернему предприятию «Астарты» ООО АПО «Цукровик Полтавщины» в рамках программы инвестиций в устойчивое развитие агробизнеса.
Цетральное отопление Тернополя l2.9 энергетика и энер-гоэффек-тивность ЕБРР выделяет кредит в сумме €10 млн компании центрального отопления Тернополя (Западная Украина) в рамках своих усилий по модернизации данного сектора и раскрытия огромного потенциала страны в плане энергоэффективности. Кредит ЕБРР будет дополнен грантом до €5 млн от «Е5 Р» — Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде.
«Нибулон Групп» 30 АПК Синдицированный заем до $130 млн, общая стоимость проекта приблизительно $447.8 млн. В том числе $30 млн выделит ЕБРР, до $100 млн банки: UniCredit Bank, BNP Paribas, Societe Generale, ING Bank, Hambros Bank. В планах «Нибулона» возрождение судоходства по ключевым рекам Украины, а также развитие инфраструктуры зернового рынка.
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Multi Development Forum Lviv 67.21 муниципальная и прочая инфраструктура ЕБРР выделил кредит €46.1 млн нидерландской компании Multi Corporation. Часть кредита будет синдицирована с коммерческими банками, и €6 млн субординированный кредит. Средства направят на строительство ТРЦ во Львове. Заемщик — ЧАО «Мульти Весте Украина 3», подконтрольное Multi Corporation. Общая стоимость проекта оценивается в €90 млн.
ED&F Man (участие в капитале) 15.9 АПК Инвестиции в акции до $15.9 млн в ED&F Man Ukraine Investments BV, чтобы приобрести миноритарный пакет компании и финансировать покупку и установку технологического оборудования для переработки сахарной свеклы. Общая стоимость проекта $69 млн.
IZ 25 АПК Долговое финансирование до $25 млн для Inter Group для модернизации и расширения существующего производственного оборудования, строительства завода премиксов и реструктурирования баланса. Общая стоимость проекта $43 млн.
Coal Energy 70 энергетика и энер-гоэффек-тивность Coal Energy S. A., люксембургский холдинг украинской группы угольной промышленности. Корпоративная ссуда $70 млн финансирует внедрение программ энергоэффективности в шахтах компании.
UNPK Rail Ukraine 7 транспорт и ТИ Участие ЕБРР в финансировании программы приобретения дрезин для украинской Новой Транспортной компании (UNPK), украинского филиала Globaltrans Investment Plc. (GTI Group). Старшая ссуда $7 млн. Стоимость проекта $33 млн.
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Армения I
Ереванское метро 6.45 транспорт и ТИ ЕБРР совместно с ЕИБ предоставляют суверенный кредит в размере €10 млн (по €5 млн каждый), дополненный инвестиционным грантом NIF (Neighbourhood Investment Facility) на ту же сумму. Данный проект является вторым этапом проекта по восстановлению Ереванского метро.
Проект модернизации северного коридора 13.64 транспорт и ТИ Главная ссуда до €10.3 млн. Проект будет совместно финансироваться ЕИБ и NIF и UNDP грантом. Общая стоимость проекта €62.6 млн. Финансирование проекта модернизации транспортной инфраструктуры, включая три пункта пограничного контроля — Bagratashen, Bavra и Gogavan вдоль армянской границы с Грузией.
Суверенные займы и гранты
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Казахстан
Дорожная секция Шым-кент — Ташкент
197
транспорт и ТИ
Алматинская автобусная реформа, фаза 2
39.3 экология
Zhanros
Group
22.5 экология
Кара-Балта
8.13
муниципальная и прочая инфраструктура
Хатлон — проект реабилитации системы водоснабжения
муниципальная и прочая инфраструктура
Суверенный заем $197 млн будет направлен на реконструкцию и модернизацию дорожной секции (62 км), соединяющей город Шымкент с узбекской границей. Остающаяся дорожная секция (37 км) будет финансирована АБР. Проект — часть модернизации Юго-западного коридора ЦАРЭС. Общая стоимость данного проекта составляет $378.2 млн.
Кредит для «Алматыэлектротранс» (муниципальная городская транспортная компания). Финансирование ЕБРР — старшая ссуда до $39.3 млн (€30.2 млн) с 10-летним периодом. Стоимость проекта 8.5 млрд тенге (€43.3 млн). Кредит будет направлен на покупку 200 новых автобусов на природном газе, газовой заправочной станции, а также на развитие договорной структуры, необходимой для подключения частных операторов.
Zhanros Group — группа компаний, предоставляющая услуги для нефтяной отрасли. Долговое финансирование до $22.5 млн будет направлено в том числе для приобретения единицы гидроразрыва (hydraulic fracturing unit) и двух буровых установок для использования в западных областях Казахстана.
Кыргызстан
Общее финансирование проекта составит €6.3 млн, в том числе грантовых средств в размере € 3 млн от Специального фонда акционеров ЕБРР и доп. гранта € 1.3 млн от ЕБРР для поддержки реализации проекта и оказания технической помощи; кредит €2 млн, чтобы улучшить снабжение водой около 40 тыс. человек, проживающих в городе Кара-Балта. При поддержке банка Водная компания Кара-Балта будет осуществлять модернизацию системы водоснабжения и канализационных сетей.
Таджикистан
Улучшение водоснабжения в городах Исаев и Яван в провинции Хатлон. Суверенная гарантируемая ссуда на сумму $7 млн для компании Khojagii Manziliyu-Kommunali (КМК). Общая стоимость проекта $15 млн, включая инвестиции и технические гранты сотрудничества. Проект будет совместно финансироваться инвестиционным грантом от международного донора (IFCA, грант $7 млн).
7
Наименова- Сумма, _
/ Отрасль
ние проекта $ млн
Северный Таджикистан — проект модерниза- 7
ции системы водоснабжения II
Примечание
Программа по модернизации систем водоснабжения в Таджикистане за счет дальнейшего инвестирования в меры по снабжению безопасной питьевой водой северных городов Истаравшан, Пенджи-кент, Шахристан и Зафаробад. Суверенный кредит предоставлен Государственному унитарному предприятию Khojagii Manziliyu Kommunali (“KMK”). ЕБРР предоставит суверенную гарантируемую ссуду KMK в сумме $7 млн. Общая стоимость проекта составит $16 млн, включая связанное техническое сотрудничество. Проект будет совместно финансироваться инвестиционным грантом от международного донора (SECO, $8.5 млн).
муниципальная и прочая инфраструктура
Последняя часть старого шоссе в пределах Таджикистана, которая соединит Европу и Азию, — коридор ЦАРЭС III — получит модернизацию благодаря инвестициям от ЕББР и АБР. ЕБРР обеспечит старшую Коридор транспорт ссуду $35 млн, чтобы финансировать
CAREC III 35 и ТИ городскую часть дороги. АБР обеспечит
финансирование гранта для междугородних частей дороги (всего 62 км). Фонд ЕБРР для стран с переходной экономикой и словацкий фонд также помогают с техническим сотрудничеством для проекта.
Украина
Метрополитен Днепропетровска
196.1
транспорт и ТИ
Старшая ссуда в размере €152 млн для метрополитена Днепропетровска. Проект будет совместно финансироваться на равной основе с ЕИБ и направлен на завершение существующей линии метро, которая свяжет пригород с центром. Грант €900 тыс. будет выделен из средств NIF.
АБР
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Азербайджан
Городская транспортная инфраструктура Баку 1.05 транспорт и ТИ Правительство Азербайджана, Министерство транспорта и Baku Metro Company запросили у АБР помощи для улучшения городской транспортной инфраструктуры в Баку. АБР была выделена техническая помощь в виде гранта на сумму $1.05 млн.
Суверенные займы и гранты
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Вторая инвестиционная программа развития дорожной сети — транш 1 250 транспорт и ТИ Программа для содействия проекту строительства в общей сложности 63 км дорожных секций между Мэсалли и Шорсулу, включая 30 км между городами Мазалли и Джалалабадом и приблизительно 33 км — между городами Джалалабадом и Шорсулу.
Армения
Проект реконструкции электроснабжения 0.7 энергетика Техническая помощь для будущего проекта по улучшению системы эксплуатации, эффективности и надежности электроснабжения в Армении. Проект включает расширение системы контроля и накопления данных (SCADA), а также восстановление восьми подстанций.
Развитие женского предприни- мательства 0.406 государ- ственное управле- ние Программа включает комплексный подход, чтобы позволить женщинам-предприни-мателям и МСБ в Армении играть большую роль в экономическом развитии.
Программа развития инфраструк- туры 0.5 государ- ственное управле- ние Предложенная техническая помощь поддержит правительство в обновлении оценки для дорожных и водных секторов, предложит варианты финансирования и стратегию общественного и частного участия в дорожном секторе.
Казахстан
Проект ЦА-РЭС дорожный коридор 3 (Шымкент — Ташкент) 125 транспорт и ТИ Проект реабилитирует 37 км дорожной секции в Казахстане, соединяющей Ташкент (Узбекистан) и Шымкент (Казахстан). Остающаяся часть будет финансирована ЕБРР параллельно. Проектная дорога начнется в Шымкенте, соединяя ЦАРЭС коридоры 1 и 3.
Проект восстановления сети теплоцентрали в Караганде 1 энергоэф- фектив- ность Техническое содействие для проекта восстановления сети теплоцентрали стремится гарантировать безопасность теплоснабжения, уменьшить технические и коммерческие потери и увеличить эксплуатационную эффективность систем теплоцентрали в Карагандинской области. У проекта есть два главных компонента: восстановление семи насосных станций и замена 127 км трубопроводов.
ЦАРЭС коридор 2 Инвестиционная программа транш 2 371.3 транспорт и ТИ Реконструкция приблизительно 790 км дорожных частей ЦАРЭС коридор-2 в Ман-гистау.
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
ЦАРЭС коридор 3 (Бишкек — Ош). Проект улучшения.
Фаза 4
Система
электронного
правитель-
ства
Инвестиционный климат, субпрограмма 2
ЦАРЭС коридор 6 (Айни — Панджакент)
Проект «Наманган ЛЭП 500 кВ»
Вторая инвестиционная программа «Водоснабжение и санитария»
20.55
0.8
транспорт и ТИ
Кыргызстан
Предварительная техническая помощь от АБР для подготовки следующей ссуды и/или гранта на проект дороги Бишкек — Ош. На $1 млн грантовых средств будет подготовлено ТЭО, подходящее для финансирования АБР. Проект будет служить обоснованием для реконструкции части дороги от Бишкека до Кара-Балты (60 км) и от Маданият в Джалал-Абад (70 км) и некоторые подъездные дороги.
государ-
ственное
управле-
ние
государ-
ственное
управле-
ние
Техническая поддержка проекта создания «системы электронного правительства»: учреждения системы управления, создание правил, системный анализ, создание платформы аппаратного и программного обеспечения, тестирование и установка на поэтапной основе и контроль на начальном периоде использования.
Грант помощи правительству для создания условий, благоприятных для инвестирования.
Таджикистан
транспорт и ТИ
Проект дорожного коридора CAREC-6 направлен на восстановление 113 км дороги между Айни и Панджакентом и укладку дополнительного слоя асфальтобетона на части Сайрон — Карамик (89 км).
150 энергетика
Узбекистан
Строительство 500 кВ ЛЭП протяженностью 175 км между Новоангренской ТЭС и подстанцией «Наманган»; перенаправление 220 кВ ЛЭП между Кузил — Рават — Сардор и Сардор — Кристал и подстанцией «Наманган»; строительство 500 кВ/220 кВ ЛЭП «Наманган» и реконструкция открытого распределительного устройства 500 кВ на подстанции Новоангренской ТЭС; реализация программы операционного улучшения в системе планирования и управления активами электропередачи.
муниципальная и прочая инфраструктура
Техническая помощь поддержит долгосрочную программу водоснабжения и санитарии (WSS), улучшит условия жизни и санитарные условия населения в Намангане, Ташкенте, Джизаке и областях Кашкадарьи.
1
1
100
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Управление водными ресурсами 1.5 АПК Грант предварительной технической помощи будет выделен Специальным фондом АБР, чтобы подготовить проект ссуды, которую направят на улучшение управ-
ления водными ресурсами для сельского хозяйства.
Укрепление управления и улучшение способности местных органов власти 0.68 государ- ственное управле- ние Техническое содействие для подготовки документации к проекту помощи правительству Узбекистана в сокращении различий в жизненном уровне между жителями
в сельских и городских районах.
Дорожная Финансирование 75 км шоссе А373/4Р112 (между 0 и 75-м км) от Пунгана до На-
инвестицион- мангана. Инвестиции модернизируют
ная программа ЦАРЭС 220 транспорт и ТИ существующую секцию с двумя полосами до секции с четырьмя полосами. Стоимость
коридор-2. включает строительные работы и строи-
транш 2 тельные консалтинговые услуги наблюдения.
Техническая помощь для проекта создания
и приведения страховых компаний Узбеки-
Развитие сектора страхования 0.5 финансовый сектор стана к международным стандартам, включая «Страховые принципы ядра» (ICPs) Международной ассоциации страховых наблюдателей ЦАВД, оценочного потенциала рынка, и идентифицирование потребности в укреплении потенциала.
Электронное государ- ственное управле- ние Техническая помощь для осуществления проекта правительства Узбекистана по вне-
правительство для эффективного 1.1 дрению электронных правительственных инициатив в четырех приоритетных областях: имущественная регистрация, деловая
управления регистрация, государственная закупка и открытый доступ к информации.
Электростанция «Тахиа-таш» 1.2 энергетика и энерго-эффективность Техническое содействие для подготовки проектной документации к проекту улучшения эффективности электростанции Тахиаташ.
АБР
Инвестиционно-проектные займы и инвестиции в капитал
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Узбекистан I
Банк «Ипак Йули» 6 финансовый сектор АБР приобретет 15% акций узбекского банка «Ипак Йули». Завершение сделки запланировано на I квартал 2013 года. Это будут первые вложения АБР в акционерный банковский капитал в Узбекистане.
ЕАБР
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Армения I
ЗАО «ВТБ Банк (Армения)» 15 финансовый сектор Кредитование ФИ на цели МСБ.
Беларусь
ОАО «Белгазпромбанк» 20.02 финансовый сектор Кредитование ФИ на цели ТФ, увеличение лимита.
ИЗАО «Моспромстрой-Отель» 47 муниципальная и прочая инфраструктура Кредит ИЗАО «Моспромстрой-Отель» (дочерней структуре ЗАО «Моспромстрой») на строительство российским инвестором гостиничного комплекса в Минске. Строящийся комплекс будет иметь стандарт 4-звездочного сервиса под брендом Renaissance.
Казахстан
ТОО «Корпорация АПК»-Инвест-3 (дог. № 162) 15 АПК Увеличение кредитной линии, которая будет использована для осуществления экспортных операций.
горнодо- бывающая
ТОО «Кара-тау» 50 и пере-рабаты-вающая промышленность Кредит будет использован на финансирование инвестиционной программы.
АО «Евразийский банк» 7 финансовый сектор Кредитование ФИ на цели ТФ для АО «Евразийский банк» (Казахстан) возобновляемой кредитной линии сроком на пять лет. Это первый проект в Казахстане в рамках программы торгового финансирования ЕАБР. Средства предназначены для финансирования внешнеторговых операций клиентов этого коммерческого банка в государствах — участниках ЕАБР. Финансирование может быть предоставлено в рублях, евро, долларах США или в валютах стран СНГ.
ТОО «ЦВС-Ескене» 70 транспорт и ТИ Строительство вагоноремонтного комплекса и промывочно-пропарочной станции в Республике Казахстан.
АО «КазАгро-Финанс» 20 финансовый сектор Гарантия исполнения обязательств АО «КазАгроФинанс» в пользу Deere Credit Inc.
ТОО «Электровоз щрастыру зауыты» 124 транспорт и ТИ Организация производства электровозов в Республике Казахстан.
Инвестиционные кредиты и инвестиции в капитал
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Россия I
ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» 348 энергетика и энерго-эффективность Финансирование инвестиционной программы ОАО «Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)», включая строительство нового блока Абаканской ТЭЦ.
ЗАО «Верхнекамская калийная компания» 99.29 химия, нефтехимия и минеральные удобрения Группа «Акрон» привлекла российских и международных инвесторов для реализации проекта по освоению Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийномагниевых солей в Пермском крае, осуществляемого ЗАО «Верхнекамская калийная компания». Реализация данного проекта включает в себя строительство и ввод в эксплуатацию Талицкого горно-обогатительного комбината. Структура финансирования проекта предусматривает привлечение долевого и долгового финансирования.
ОАО «Полиметалл» 100 горнодобывающая и пере-рабаты-вающая промышленность Кредитное соглашение с ОАО «Полиметалл», предусматривающее открытие невозобновляемой кредитной линии для финансирования развития и создания инфраструктуры горнодобывающих проектов компании.
ОАО КБ «Центр-инвест» 5 финансовый сектор Энергоэффективность. Увеличение суммы лимита.
МФК
Инвестиционные кредиты и инвестиции в капитал
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Азербайджан
AccessBank MSME 15 финансовый сектор Предложенный проект поддержит Accessbank, чтобы финансировать МСБ Азербайджана. Проект состоит из старшей ссуды до $15 млн.
Молдова
Trans-Oil
55 АПК
Общая стоимость проекта составляет $110 млн. МФК предлагает инвестиции до $70 млн синдицированного займа A, B и C кредитов. Инвестиции из собственных средств МФК — $55 млн. Группа компаний Trans-Oil, специализирующаяся на торговле зерном и семенами масличных культур, будет использовать финансирование, чтобы поддержать свою программу капиталовложений в эффективность использования энергии и экологическую модернизацию; приобретение пяти дополнительных элеваторов и 87% доли ведущего производителя масличных культур в Молдове Floarea Soarelui, а также рефинансирование краткосрочного долга для улучшения структуры капитала.
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
I Россия
Credit Bank
Москвы
(CBM)
95.47
финансовый сектор
ATBA+BSME Loan
60
финансовый сектор
Elbrus Capital Fund II
финансовый сектор
OEB
Syndication
90
финансовый сектор
ZAO
Raiffeisenbank
75
финансовый сектор
МФК приобретет 7.5% недавно выпущенных простых акций и акций с правом голоса Credit Bank Москвы (CBM) на €74 млн. Финансирование будет использоваться для усиления капитала банка. Приобретение этих акций осуществляется совместно с ЕБРР (€74 млн).
Предложенный проект состоит из A-ссуды в российских рублях из собственных средств МФК в $30 млн (экв. 882.2 млн рублей) на пять лет и B-параллельного кредита в $30 млн для ATB — крупнейшего регионального банка на Дальнем Востоке и Сибири. Кредиты предназначены для поддержки МСП в федеральных округах Дальнего Востока и Сибири. МФК сотрудничает с банком с 2008 года и является владельцем доли в 7%. Инвестиции в акции — $20 млн в Elbrus Capital Fund II LP — закрытый фонд частных инвестиций, который будет инвестировать в частные российские средние предприятия. Фонд зарегистрирован на Каймановых островах. Управляющим этого фонда является Elbrus Capital Investment Manager Limited. Целевой размер составляет $500 млн.
Проект будет состоять из пятилетней A-ссуды в $35 млн и однолетней B-ссуды до $40 млн и, возможно, параллельной A-ссуды до $15 млн банку Orient Express Bank — одному из крупнейших региональных банков России. Размер B-ссуды и параллельной A-ссуды будет в большой степени зависеть от состояния рынка. Предложенный проект нацелен на обеспечение комбинации долгосрочного и краткосрочного финансирования этому банку и является логическим продолжением инвестиций в акции по более раннему проекту МФК. Инвестиции МФК составят $75 млн.
WestLB выступает как еще один ключевой инвестор по данной транзакции, инвестируя в пятилетний транш. Совместными организаторами сделки выступили WestLB и Raiffeisen Bank International. Финансирование позволит ЗАО «Райффайзенбанк» расширить кредитование малого и среднего бизнеса и муниципальных программ, что будет способствовать диверсификации российской экономики через поддержку частного предпринимательства и развитие инфраструктуры, включая дороги, водоснабжение, транспорт и здравоохранение. Инвестиции дополнит семилетнее финансирование от ЕБРР на сумму $50 млн.
20
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Украина
Astaгta 50 АПК Финансирование МФК поддержит строительство производств для переработки 700 тонн соевых бобов в день, строительство средств сбора биогаза, расширение пахотных земель, покупку оборудования для ферм, а также дальнейшую модернизацию сахарного производства для компании Astaгta. МФК предоставит корпоративное финансирование компании в форме долгосрочной ссуды до $50 млн.
ИБР
Суверенные займы и гранты
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Кыргызстан
Развитие деревень в КР 0.095 социальный сектор Грант технической помощи в размере $95 тыс. для устойчивого развития деревень в Кыргызстане.
Тараз — Талас — Сууса-мыр, фаза 3 10 транспорт и ТИ $10 млн на реконструкцию дороги Тараз — Талас — Суусамыр, фаза-3.
Устойчивое развитие деревень (ISFD) 6 государ- ственное управле- ние $6 млн для программы устойчивого развития деревень в Кыргызстане.
Россия
Программы ИБР для мусульманских
общин в странах, не являющихся членами
Гранты на образовательные программы н/о образова- ние организации, — гранты из ресурсов Фонда Waqf — $425 млн в качестве вклада в финансирование образовательных проектов для мусульманских общин в пяти странах, не являющихся участницами банка (Кения, Россия, Босния, Бурунди и Соединенные Штаты Америки).
Таджикистан
ИБР утвердил выделение дополнитель-
Строитель- ного финансирования в размере $2 млн
ство малых на строительство малых гидроэлектро-
ГЭС в сель- электро- станций в сельских районах Таджикистана,
ских районах энергетика увеличив общий объем финансирова-
Таджики- ния, предоставленного Таджикистану
стана на реализацию этого проекта, с $9.2 млн до $11.2 млн.
Наименование проекта
Модернизация ГЭС
Сумма, $ млн
Отрасль
Примечание
Модернизация оросительной системы
Узбекистан
электро-
энергетика
60
муниципальная и прочая инфраструктура
Совет исполнительных директоров ИБР одобрил финансирование проекта по модернизации и увеличению мощности гидроэлектростанций в Узбекистане на общую сумму $100 млн.
ИБР предоставит правительству Узбекистана $60 млн на модернизацию оросительной системы на северо-западе страны — оросительных каналов Ташса-кинской системы Хорезмской области. Средства будут предоставлены сроком на 20 лет, включая четырехлетний льготный период на условиях «Истисна» (беспроцентный фьючерс, включающий комиссию банка). Проект общей стоимостью $90.3 млн предусматривает бесперебойную подачу воды на земли площадью 26 тыс. га.
100
МБРР/МАР
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Проект модернизации налоговой системы
государ-
ственное
управле-
ние
Сельский инвестиционный проект 2
30
социальный сектор
Армения
Цель проекта — модернизация налогового ведомства Армении для увеличения добровольной уплаты налогов, уменьшения уклонений от налогов, снижения затрат налогового ведомства и увеличения административной эффективности. Общая стоимость проекта составит $15.1 млн. Суверенный заем будет выделен из средств МАР в сумме $12 млн, остальная часть будет финансироваться правительством Армении.
Азербайджан
Цель проекта — улучшить доступ к использованию управляемой сельской инфраструктуры и расширить экономическую деятельность для сельских домашних хозяйств. Общая стоимость проекта $53.6 млн. Пакет финансирования состоит из средств ВБ (суверенный кредит МБРР) на сумму $30 млн; средств местных бенефициаров на сумму $3.6 млн и средств правительства на сумму $20 млн. В том числе средства будут направлены на микропроекты в сельской инфраструктуре.
Суверенные займы и гранты
12
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Кыргызстан
UNCCD NAP 0.15 государ- ственное управле- ние Общая стоимость проекта $0.37 млн, в том числе грантовые средства ВБ $0.15 млн из Gef Secretariat.
Дополнительное финансирование сельского инвестиционного проекта 2 4.2 муниципальная и прочая инфраструктура Дополнительное финансирование $4.2 млн направлено на работы по микропроектам водоснабжения и строительства мостов. Проект поддержан грантом от МАР (IDA) $15 млн и $13.2 млн от DfID. Цель проекта: улучшение системы самоуправления сел; укрепление предоставления и доступа к инфраструктуре; поддержка мелких предпринимателей.
Молдова
Стратегия развития конкуренто- способности 30 государ- ственное управле- ние Цель программы — улучшить конкурентоспособность и таким образом увеличить объем молдавского экспорта, особенно на рынках Европейского союза; улучшить доступ к финансированию.
Россия
RUSSIA FOREST FIRE RESPONSE PROJECT 40 экология Общая стоимость проекта свыше $121 млн. Цель проекта — улучшить предотвращение лесных пожаров путем усиления контроля и менеджмента лесного хозяйства. Сумма кредита МБРР — $40 млн.
Таджикистан
Accounting Reform Project 2.4 государ- ственное управле- ние Грант будет направлен на реформу в секторе бухгалтерского учета в финансовой системе страны.
PDPG6 20 государ- ственное управле- ние Цель программы (PDPG6) для Таджикистана — защитить финансовую структуру и положить начало посткризисному восстановлению и росту.
Реформа налоговой системы 18 государ- ственное управле- ние Средства направят на реформу налоговой системы.
Проект жизнеспособного сельского хозяйства и управления водными ресурсами 2 18 муниципальная и прочая инфраструктура Восстановление ирригации и инфраструктуры дренажа. Общая стоимость проекта $45.9 млн.
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Узбекистан I
Улучшение водоснабжения Алатского и Каракульского района 82 муниципальная и прочая инфраструктура МАР одобрен проект улучшения водоснабжения Алатского и Каракульского районов, целью которого является расширение охвата услугами водоснабжения местного населения и повышение качества и производительности государственных услуг водоснабжения в этих районах.
Второй проект поддержки сельскохозяйственных предприятий (RESP) 40 муниципальная и прочая инфраструктура Цель RESP заключается в повышении продуктивности и финансовой и экологической устойчивости сельского хозяйства и рентабельности агробизнеса в регионе. Дополнительный кредит будет поддерживать увеличение кредитной линии для субпроектов (кредитам и лизингу) сельским предприятиям путем предоставления средств через финансовые институты (банки) для инвестиций и оборотного капитала.
Украина
Дополнительное финансирование ДЕВСТАТ 10 государ- ственное управле- ние Средства будут направлены на создание моделей экономической статистики для статистического агентства Украины.
Второй проект улучшения и безопасности дорог 450 транспорт и ТИ Целями проекта RSIP (Second Roads and Safety Improvement Project) являются улучшение качества дороги М-03 и увеличение безопасности на дорогах на Украине. Проект финансирует восстановление и модернизацию дороги М-03 между Полтавой и Лубнами (108 км) и также часть европейского дорожного коридора Е-40. Физические работы будут включать восстановление существующих дорожных секций с четырьмя полосами и расширение других секций с двух до четырех полос.
ЕИБ
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Молдова I
Городские дороги Кишинева 13.29 транспорт Реконструкция 14.3 км из шести главных дорог в Кишиневе.
Украина
Модернизация ГЭС 258 энергетика Модернизация и восстановление 21 гидроэлектростанции вдоль Днепра (ОАП «Укргидроэнерго»).
Инвестиционные кредиты и инвестиции в капитал
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
ЮниКредит Банк 185.43 финансовый сектор Финансирование проектов малого и среднего масштаба для МСБ через ЮниКредит Банк.
Проминвест- Банк 264.9 финансовый сектор Финансирование проектов малого и среднего масштаба для МСБ через Пром-инвестБанк.
Укрэксим- Банк 132.45 финансовый сектор Финансирование проектов малого и среднего масштаба для МСБ через УкрэксимБанк.
Суверенные займы и гранты
Наименование проекта Сумма, $ млн Отрасль Примечание
Армения
Ереванское
метро
6.45 транспорт
Водоснабже-
ние
Улучшение транспортной связи между Арменией и Грузией
8.39
39.11
муниципальная и прочая инфраструктура
транспорт и ТИ
ЕБРР совместно с ЕИБ предоставляют суверенный кредит в размере €10 млн (по €5 млн каждый), дополненный инвестиционным грантом NIF на ту же сумму. Данный проект является вторым этапом проекта по восстановлению ереванского метро. Фаза I была также профинансирована ЕБРР, ЕИБ и NIF (в общей сложности €15 млн) в 2010 году в целях повышения безопасности, устойчивости и эффективности использования энергии в метро.
Ссуда €6.5 млн финансирует улучшение поставки питьевой воды и реконструкцию системы сточных вод для приблизительно 300 тыс. жителей 17 малых городов Армении.
Ссуда €30.3 млн поддержит развитие пунктов переходов границы в Баграташен, Бавра и Гогаван и улучшение подъездных путей и связанной инфраструктуры, включая новый мост в Баграташен и реконструкцию 7.4 км главной дороги, приводящей к пересечению Гогаван. Проект будет способствовать улучшению транспортной связи между Арменией и Грузией.
СИБ
Инвестиционные кредиты и инвестиции в капитал
Наименование проекта Сумма, $ млн Сектор Описание
Беларусь I
Экологическая инфраструктура Гродно и Бреста 33.11 Ссуда для модернизации очистных установок сточных вод в Гродно и Бресте. экология Проекты для модернизации экологической инфраструктуры были подготовлены в сотрудничестве с ЕБРР.
Наименование проекта Сумма, $ млн Сектор Описание
Россия I
Петрозаводские коммунальные системы 9.03 муниципальная и прочая инфраструктура 10-летняя ссуда 300 млн рублей (€7 млн) для восстановления и улучшения средств для водоснабжения и реконструкции системы сточных вод в Петрозаводске. Инвестиционная программа выполняется петрозаводскими коммунальными сервисными системами. Программа софинансируется группой международных финансовых учреждений во главе с NEFCO.
Территориальная генерирующая компания № 1 39.74 электро- энергетика Ссуда для финансирования инвестиционной программы, включающей реконструкцию ГЭС «Светогорская» и «Лесогорская», расположенных вдоль реки Вуоксы в Ленинградской области.