Научная статья на тему 'Деятельность Меджлиса крымско-татарского народа по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар (2017 год)'

Деятельность Меджлиса крымско-татарского народа по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар (2017 год) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / КРЫМСКО-ТАТАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / КРЫМСКОТАТАРСКАЯ АВТОНОМИЯ / CRIMEAN TATARS / МЕДЖЛИС / MEJLIS / CRIMEAN-TATAR STATEHOOD / CRIMEAN-TATAR AUTONOMY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гросфельд Е.В., Харабуга В.В.

В статье рассматриваются основные тенденции деятельности Меджлиса крымско-татарского народа по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар (2017 год). В рамках реализации данной стратегии в рассматриваемый период была развернута деятельность по правовому обеспечению изменений политико-правового статуса Автономной Республики Крым с целью превращения ее в крымско-татарскую национально-территориальную автономию. При этом отмечается рост международной активности Меджлиса, выраженной в последовательной и системной работе по юридическому признанию на международном уровне права крымско-татарского народа на самоопределение и создание национально-территориальной государственности. В последнее время обозначилась четкая линия по поддержке этих усилий и со стороны украинского руководства. Также можно отметить значительную активизацию пропагандистской работы Меджлиса на внутриполитической арене. Если указанные тенденции, связанные напрямую с Меджлисом, проявляются за пределами Республики Крым, то на самом полуострове все более стабильным становится взаимодействие российского руководства с пророссийскими организациями крымских татар. Прежде всего с теми, которые пользуются наибольшим влиянием в своей национальной среде. В 2017 году продолжается интенсивная политическая и пропагандистская кампания по обвинению Российской Федерации в грубом нарушении политических, экономических, культурных и языковых прав крымских татар и украинцев в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of the Medglis of the Crimean-Tatar People to Create the National Stateholders of the Crimean-Tatar in the Crimea (2017)

The article examines the main trends of the activity of the Mejlis of the Crimean Tatar people on the creation of the Crimean Tatars national statehood in Crimea (2017). As part of the implementation of this strategy, during the period under review, activities were launched to provide legal support for changes in the political and legal status of the Autonomous Republic of Crimea with the aim of turning it into a Crimean-Tatar national-territorial autonomy. At the same time, the international activity of the Mejlis is expressed in consistent and systematic work on the legal recognition of the right of the Crimean Tatar people to selfdetermination and the creation of national-territorial statehood at the international level. Recently, there has been a clear line of support for these efforts by the Ukrainian leadership. Also, we can note a significant increase in the propaganda work of the Mejlis in the domestic political arena. If these tendencies, connected directly with the Mejlis, are manifested outside the Republic of Crimea, then on the peninsula the interaction of the Russian leadership with the pro-Russian organizations of the Crimean Tatars becomes more stable. First of all, with those who enjoy the greatest influence in their national environment. In 2017, an intensive political and propaganda campaign is continuing to accuse the Russian Federation of a flagrant violation of the political, economic, cultural and linguistic rights of the Crimean Tatars and Ukrainians in the Crimea.

Текст научной работы на тему «Деятельность Меджлиса крымско-татарского народа по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар (2017 год)»

ПОЛИТОЛОГИЯ • •

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 55-64.

УДК 329.73

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДЖЛИСА КРЫМСКО-ТАТАРСКОГО НАРОДА ПО СОЗДАНИЮ В КРЫМУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КРЫМСКИХ ТАТАР

(2017 год)1

Гросфельд Е. В., Харабуга В. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация.

E-mail: alegros@mail.ru

В статье рассматриваются основные тенденции деятельности Меджлиса крымско-татарского народа по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар (2017 год). В рамках реализации данной стратегии в рассматриваемый период была развернута деятельность по правовому обеспечению изменений политико-правового статуса Автономной Республики Крым с целью превращения ее в крымско-татарскую национально-территориальную автономию. При этом отмечается рост международной активности Меджлиса, выраженной в последовательной и системной работе по юридическому признанию на международном уровне права крымско-татарского народа на самоопределение и создание национально-территориальной государственности. В последнее время обозначилась четкая линия по поддержке этих усилий и со стороны украинского руководства. Также можно отметить значительную активизацию пропагандистской работы Меджлиса на внутриполитической арене. Если указанные тенденции, связанные напрямую с Меджлисом, проявляются за пределами Республики Крым, то на самом полуострове все более стабильным становится взаимодействие российского руководства с пророссийскими организациями крымских татар. Прежде всего с теми, которые пользуются наибольшим влиянием в своей национальной среде. В 2017 году продолжается интенсивная политическая и пропагандистская кампания по обвинению

1 Статья подготовлена в рамках проекта 28.4501.2017 РНЦ «Мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтничных регионах Российской Федерации на основе модели Распределенного научного центра межнациональных и религиозных проблем, анализ гуманитарного предметно-дисциплинарного цикла в школах и вузах в аспекте формирования общероссийской гражданской идентичности, воспитания гражданской ответственности и солидарности в регионах Южного федерального округа (Республика Крым, город федерального значения Севастополь)»

Российской Федерации в грубом нарушении политических, экономических, культурных и языковых прав крымских татар и украинцев в Крыму.

Ключевые слова: крымские татары, Меджлис, крымско-татарская государственность, крымскотатарская автономия.

Актуальность данной проблематики обусловлена конфликтным потенциалом ситуации, поскольку ключевой в деятельности Меджлиса крымско-татарского народа (в Российской Федерации в 2016 году отнесен к числу экстремистских организаций - прим.) на протяжении 2017 года стала активизация работы по продвижению идеи создания в Крыму крымско-татарской государственности в форме автономной республики в составе Украины.

Объектом данной статьи является Меджлис крымско-татарского народа.

Предметом - деятельность Меджлиса крымско-татарского народа по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар (2017 г.).

Цель данной статьи заключается в рассмотрении основных тенденций деятельности Меджлиса крымско-татарского народа (далее - Меджлис) по созданию в Крыму национальной государственности крымских татар на протяжении 2017 года.

Активизация работы по продвижению идеи создания в Крыму крымскотатарской государственности в форме автономной республики в составе Украины в 2017 году началась с выступления 20 января председателя Меджлиса и депутата Верховной Рады от фракции «Блок Петра Порошенко» Рефата Чубарова в украинском парламенте. В очередной раз он призвал президента и правительство Украины созвать конституционную комиссию для подготовки изменений в Конституцию в части преобразования Крыма в Крымско-татарскую автономную республику. Он также напомнил, как 26 лет назад, именно 20 января состоялся крымский референдум по восстановлению автономии Крыма, ликвидированной в 1945 году в связи с депортацией крымско-татарского народа [1].

Не менее ярко идея создания в Крыму крымско-татарской государственности проявилась в проекте Конституции Крымско-татарской автономной республики Украины, предложенном общественной организацией «Майдан иностранных дел». 1 февраля 2017 года в Киеве организация «Майдан иностранных дел» и Институт стратегических черноморских исследований провели закрытую презентацию своего проекта Конституции Крымско-татарской автономной республики Украины [2]. Участники мероприятия - украинские эксперты, госслужащие и члены Меджлиса -обсудили ключевые проблемы создания крымско-татарской автономии и возможное политико-административное устройство Крыма. Представитель Меджлиса Эскендер Бариев назвал презентацию хорошим шагом к началу экспертного и общественного обсуждения, но отметил, что «до того, как дойти до самой Конституции, важно учесть ряд законодательных актов, в которые нужно внести изменения. В частности, это Закон об Автономной Республике Крым, нужно также продумать изменения в Конституцию Украины. Но в первую очередь нужно принять закон о коренных народах». По его мнению, главный упор необходимо сделать на «гарантии развития крымско-татарского народа», чего нет в представленном проекте. «Мы должны четко прописать, каким образом будут гарантированы права крымских татар и

других народов. На мой взгляд, именно этого в данном тексте недостаточно. Но понятно, что команда "Майдана иностранных дел»" сделала первый шаг и подняла вопрос. Первое впечатление - это текст, который не особо отличается от текста действующей Конституции, за исключением того, что появляется понятие Крымскотатарской автономной республики», - добавил член Меджлиса [3].

Представляется, что предложенный проект конституции, несмотря на общепринятые нормы построения демократического общества в новой республике, последовательно проводит принцип преимущества этнического представительства коренного народа в органах власти создаваемой республики. Уже предлагаемое название государственного образования - Крымско-татарская автономная республика Украины, и наименование его представительного органа - «Курултай», свидетельствуют о том, что на территории Крымского полуострова самоопределяется коренной крымско-татарский народ. Кроме того, в проекте четко выражен квотный принцип формирования представительного органа и других органов власти. Так, из 100 депутатов, избираемых в Курултай, 49 депутатских мест закрепляется за представителями крымско-татарского народа как коренного народа Крыма. Эти места закрепляются за Меджлисом, называемым в проекте конституции добровольным объединением граждан Украины, преимущественно крымскотатарской национальности, созданным для реализации и защиты интересов крымско-татарского народа как коренного народа Украины. Еще по одному месту закрепляется за представителями этноконфессиональных групп караимов и крымчаков по представлению их национальных общин. Соответственно, остальные 49 депутатских мест закрепляются за представителями других национальностей Крыма. Но в предлагаемом проекте конституции не оговаривается принцип избрания депутатов. То ли это будет мажоритарная избирательная система с выдвижением в одномандатных округах. То ли это будет пропорциональная система или же смешанная система. Также неясно, кто будет пользоваться правом выдвижения депутатов, смогут ли местные отделения украинских политических партий выдвигать своих представителей в Курултай, или это будет осуществляться каким-то другим образом. Во многом именно нормы избирательной системы будут определять демократичность прихода в представительные органы власти крымских депутатов.

В проекте конституции сказано, что у формирования руководящих органов Крымско-татарской автономной республики Украины есть ряд особенностей, которые должны сформировать баланс распределения властных полномочий. В случае, если по итогам выборов Председателем Курултая Крымско-татарской автономной республики Украины избран представитель крымско-татарского народа, то Председателем Совета Министров Крымско-татарской автономной республики Украины назначается представитель других национальностей Крыма. Заместители главы Курултая Крымско-татарской автономной республики Украины - представители других национальностей Крыма. Первый заместитель Председателя Совета Министров Крымско-татарской автономной республики Украины - представитель крымско-татарского народа. Еще один заместитель Председателя Совета Министров Крымско-татарской автономной республики

Украины - представитель крымско-татарского народа. Всего у Председателя Совета министров Крымско-татарской автономной республики Украины три заместителя. Соответственно, если по итогам выборов Председателем Курултая Крымскотатарской автономной республики Украины избран представитель других национальностей Крыма (не представитель крымско-татарского народа), то Председателем Совета Министров Крымско-татарской автономной республики Украины назначается представитель крымско-татарского народа. Соответственно, заместители главы Курултая Крымско-татарской автономной республики Украины - представители крымско-татарского народа. Первый заместитель Председателя Совета Министров - представитель других национальностей Крыма. Еще один заместитель Председателя Совета Министров - представитель других национальностей Крыма. При этом для «восстановления на территории Крымскотатарской автономной республики Украины правового поля Украины с момента деоккупации территории в Крыму вводится Переходный период. Во время Переходного периода власть на территории Крымско-татарской автономной республики Украины осуществляют временные органы управления военно-гражданской администрации. Выборы в Курултай Крымско-татарской автономной республики Украины проводятся не ранее, чем по истечении трех лет после факта деоккупации Крыма и возвращения его территории в правовое поле Украины [4].

Тема изменения Конституции Украины получила продолжение 11 мая 2017 года. В этот день состоялось заседание Конституционной комиссии Украины, на котором было принято решение создать рабочую группу по разработке поправок и дополнений в Конституцию Украины в части Автономной Республики Крым. Возглавил рабочую группу заместитель председателя Конституционной комиссии, украинский юрист, профессор Владимир Буткевич. «На нашем сегодняшнем заседании мы должны дать старт этой кропотливой работе, завершение которой обозначится вынесением Конституционной комиссией на рассмотрение Верховной Рады Украины изменений и дополнений в Конституцию Украины относительно Автономной Республики Крым и города Севастополя. Честно говоря, я представляю, с какими трудностями мы можем столкнуться в этой работе, но нет никаких причин, чтобы мы их не преодолели» [5], - заявил в своем выступлении на заседании глава Меджлиса Рефат Чубаров. Он также обратил внимание на предлагаемые изменения в Конституцию Украины. Среди них Рефат Чубаров назвал реализацию крымско-татарским народом права на самоопределение в составе украинского государства, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности Украины, включая Крым и Севастополь, а также обеспечение равных прав всех граждан Украины, проживающих на полуострове.

14 мая 2017 года на пресс-конференции в Киеве Президент Украины Петр Порошенко заявил, что готов внести изменения в Конституцию Украины в части создания крымско-татарской автономии в Крыму. Он также выразил надежду на то, что этот вопрос решится в ближайшее время [6].

19 мая 2017 года в Киеве на встрече «1944/2014: борьба крымских татар за Родину» Мустафа Джемилев пояснил цели создания крымско-татарской автономии. По его словам, название автономии не имеет принципиального значения, главное -

ее содержание, а основными элементами этой автономной республики должно являться функционирование крымско-татарского языка наряду с государственным в качестве рабочего, официального языка на территории Крыма, а также обеспечение представительства во всех структурах, ветвях власти, чтобы оно давало возможность защищать права граждан этого народа на сохранение и развитие.

Глава Меджлиса Рефат Чубаров добавил, что, по его мнению, в процессе принятия вопроса об автономии в скором времени проявятся настроения и истинные намерения украинских политиков. «Уже сейчас мы видим некоторых политиков, которые, возможно, не желая приводить свои истинные причины или мотивации, почему они не хотели бы автономии на основе права крымскотатарского народа на самоопределение, стараются приводить более как бы пристойные мотивации, скажем: "не вовремя", "действительно ли нужны в составе Украины автономии"» - отметил Рефат Чубаров [7].

Следует отметить, что крымские татары, признающие Крым законной и неотъемлемой частью Российской Федерации, выступили с критикой этих заявлений и инициатив. Так, 13 мая 2017 депутат Государственной Думы Руслан Бальбек подчеркнул бессмысленность таких изменений. Он предложил украинским коллегам внести поправки в Конституцию Украины, исключив из нее десятый раздел «Автономная Республика Крым». Он также призвал украинских политиков «не пребывать в несбыточных иллюзиях» и «не обманывать свой народ относительно претензий на Крым». «Все попытки спекуляций вокруг статуса Крыма на Украине не будут иметь никаких правовых последствий», - подчеркнул Руслан Бальбек [8].

7 апреля 2017 года в Верховную Раду Украины поступил проект закона № 315, который должен определить статус крымско-татарского народа. Инициаторами законопроекта закона выступают более 20-ти народных депутатов Украины, в том числе Рефат Чубаров, Георгий Логвинский, Дмитрий Белоцерковец и другие. Как пояснил народный депутат Украины Мустафа Джемилев, такая инициатива должна способствовать сохранению национальной идентичности крымско-татарского народа. «Речь идет о переформатировании Автономной Республики Крым в национально-территориальную автономию. Прямо указывается - Автономная Республика как форма реализации коренного народа Крыма на свое право на самоопределение в рамках украинского государства. Присутствуют доводы о том, что крымские татары являются коренным народом, прописаны меры по сохранению национальной идентичности крымско-татарского народа» [9], - пояснил Мустафа Джемилев.

Нужно подчеркнуть, что вопросы о статусе крымско-татарского народа и его самоопределении неразрывно связаны. Более того, вопрос о статусе должен предшествовать всем остальным изменениям. Именно поэтому главная цель Меджлиса - это самоопределение крымских татар и построение национальной государственности. Достижение этой цели позволит решить основные задачи, стоящие перед крымско-татарскими националистами. Вся остальная деятельность Меджлиса: защита якобы ущемленных прав коренного крымско-татарского народа в условиях «российской оккупации», возвращение Крыма в состав украинского

государства, организация широкой международной поддержки курултаю-меджлису - носят вспомогательный характер. Это - производная главной идеи о том, что создание собственной республики в составе Украины будет означать признание суверенитета коренного крымско-татарского народа. В будущем, в случае внесения данной нормы в конституцию Украины, это может привести к негативным для российской государственности политико-правовым последствиям. Такое решение позволит США и другим странам НАТО, опираясь на международные правовые нормы, активно вмешиваться во внутреннюю политику Российской Федерации по крымскому вопросу.

Исходя из того, что Украина как суверенное государство признает территорию Автономной Республики Крым как территорию, на которой самоопределяется коренной крымско-татарский народ, то в случае политических катаклизмов возможно объявление Крыма суверенным крымско-татарским государством. Таким образом, крымско-татарские политики реализуют право на полное самоопределение. В этом случае возможно их обращение к мировому сообществу для защиты новообразованного государства, возникает повод для военного вмешательства США и других стран НАТО в ситуацию в этом ключевом геостратегическом регионе.

Незаконная организация Меджлис в своей деятельности в текущем году уделяла особое внимание внешнеполитическим инструментам для достижения своих главных политических целей - правового обеспечения будущей национальной государственности и юридического закрепления за крымскими татарами статуса коренного народа и его права на самоопределение. Для этого использовались разнообразные методы воздействия на международные политические институты и международное общественное мнение. Основным лоббистами интересов Меджлиса традиционно выступали США и страны, входящие в НАТО. В частности, использовались структуры ООН и ряд европейских организаций. При этом власти Украины фактически выполняли функции ретрансляторов и усилителей политических установок Меджлиса.

Одним из механизмов реализации идеи крымско-татарской государственности в Крыму является борьба крымско-татарских националистов и украинского государства с якобы существующими здесь дискриминацией и насилием против крымских татар и украинцев. По мнению руководства Украины, в этом виновато правительство РФ, которое установило на полуострове оккупационный режим. С этой целью 16 января Украина подала иск в Международный суд ООН о нарушении Россией международных конвенций по противодействию финансированию терроризма и расовой дискриминации. Одним из пунктов иска является утверждение о том, что Россия нарушает «Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации» 1965 года. «Начиная с незаконного "референдума", проведенного в атмосфере запугивания, российская оккупационная власть проводит политику культурного уничтожения этих общин. Эта дискриминационная политика проявилась в запрете деятельности Меджлиса крымско-татарского народа; волне исчезновений, убийств, самовольных обысков, задержаний; попытках прекратить вещание СМИ, а также в ограничении на преподавание украинского и крымско-

татарского языков», - отмечается в сообщении МИД Украины [10]. При этом Украина попросила суд принять временные меры по предотвращению нарушения прав человека со стороны России в ходе рассмотрения дела по существу.

По мнению председателя Меджлиса Рефата Чубарова, принятие временных мер уменьшит так называемые репрессии на территории Крыма. «Это могло бы минимизировать репрессии по отношению к гражданам Украины и, в первую очередь, крымским татарам. Речь идет об обеспечении работы Меджлиса крымскотатарского народа, о свободе слова, речь идет об элементарных правах человека, как возможности выражать свою волю, право на мирные собрания. Все это - то, без чего нормальное общество не может существовать, но Крым сейчас живет как раз без этих очевидных вещей» [11], - пояснил свою позицию Рефат Чубаров в комментарии интернет-ресурсу «Крым.Реалии». Он высоко оценил шансы Украины при рассмотрении данного иска и добавил, что процесс будет долгим, но это следует делать. Факт данного обращения свидетельствует о том, что уже в начале года стартовала политическая кампания по обоснованию «незаконности и преступности» действий РФ в отношении двух этнических групп в Крыму, которые, по замыслу авторов обращения, в случае положительного судебного решения становятся жертвами, требующими реабилитации.

Для обоснования заявлений о том, что в Крыму установлен режим «российской оккупации» и имеют место вопиющие нарушения прав человека и коренного народа, Меджлисом и его зарубежными партнерами была создана организация Крымская правозащитная группа. Целью работы правозащитной группы является оказание влияния на органы власти, международные организации, неправительственные структуры и организации, СМИ для формирования выгодного для себя общественного мнения о политике РФ в Крыму. За последние три года эта группа выпустила большое количество мониторинговых обзоров ситуации с правами человека в Крыму.

Авторы мониторингов декларируют свою объективность и непредвзятость в изучаемом вопросе, однако анализ самих мониторингов показывает, что это далеко не так. Их содержание позволяет утверждать, что данная работа ведется в соответствии с жесткими установками украинского и западного руководства. Ежемесячные мониторинговые обзоры строятся по определенной схеме. В них представлены такие постоянные рубрики: право на свободу и личную неприкосновенность (аресты и обыски), политически мотивированное уголовное преследование, свобода слова и выражение мнений, препятствование журналистской деятельности, свобода мирных собраний, свобода передвижения и вопросы перемещения через пропускные пункты, нарушения норм международного гуманитарного права и насильственное перемещение населения. Перечисленные рубрики взяты из документов ООН и других организаций, защищающих права перемещенных лиц. Это придает видимость объективности деятельности Крымской правозащитной группы. Однако анализ содержания мониторинга позволяет сделать вывод об их предвзятости и пропагандисткой направленности. К примеру, задержание 19 активистов «Хизб ут-Тахрир» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) рассматривается как нарушение прав человека. Но на самом деле,

целью этой организации является создание всемирного халифата, и ее сторонники в Крыму активно действовали в этом направлении. Таким образом, любое уголовное дело, особенно в отношении крымских татар и украинских радикалов, трактуется как политическое преследование граждан с целью ограничения их свободы.

Результаты исследования, изложенные в рамках данной статьи, позволяют сделать следующие выводы. Как видно из проекта конституции, ее авторы пытаются реализовать этнократический принцип в формировании представительных и исполнительных органов власти, обеспечивая право вето на любое решение для представителей крымских татар. Такой подход нельзя назвать демократическим, а попытка обосновать это необходимостью реабилитации крымских татар как жертв депортации не выдерживает критики. Фактически, указанные политические преимущества будут предоставлены людям, которые никогда не подвергались мерам депортации и не потерпели от нее никакого ущерба. Понятно, что данный проект (при его принятии) блокирует любое волеизъявление нетатарского большинства населения Крыма, а также позволяет как зарубежным политикам, так и международныи организациям обосновывать свое вмешательство в крымский вопрос защитой особых прав коренного народа.

Естественно, что в условиях нахождения Крыма в составе Российской Федерации такие нормы не могут быть реализованы. Авторы проекта в полной мере осознают это и рассчитывают на то, что принятие этих изменений в конституцию Украины и других законов, связанных с ними, создадут в будущем, в случае благоприятных политических изменений, возможности для их реализации. Кроме того, активисты Меджлиса вполне оправданно для себя считают необходимым принятие комплекса законов, в том числе о коренных народах и о признании депортации геноцидом.

Следует отметить, что на протяжении 2017 года продолжается интенсивная политическая и пропагандистская кампания по обвинению Российской Федерации в грубом нарушении политических, экономических, культурных и языковых прав крымских татар и украинцев в Крыму. Однако данные обвинения не являются объективными. Их авторы не приводят конкретные факты, которые доказывают эти обвинения. В частности, в Крыму созданы благоприятные условия для существования и развития крымско-татарского и украинского языков, для реализации языковых прав граждан на основе принципа добровольности, что соответствует самым высоким международным стандартам. В целом в обвинениях, выдвинутых против Российской Федерации, отсутствуют конкретные факты нарушений прав человека и национальных меньшинств.

Список литературы

1. Чубаров призывает ускорить превращение Крыма в Крымско-татарскую республику. URL: https://ru.krymr.eom/a/news/28246453.html (Дата обращения 13.08.2017).

2. Презентация-обсуждение проекта Конституции Крымско-татарской Автономной Республики Украины. URL: https://www.mfaua.org/ru/events/prezentatsyia-obsuzMenye-proekta-konstytutsyy-krymskotatarskoi-avtonomnoi-respublyky-ukrayny (Дата обращения 15.08.2017).

3. Для Конституции Крымско-татарской автономии нужны изменения законов Украины - Бариев. URL: https://ru.krymr.eom/a/news/28275706.html (Дата обращения 15.08.2017).

4. Конституция Крымско-татарской Автономной Республики Украины. URL: https://www.mfaua.org/ru/publications/konstytutsyia-krymskotatarskoi-avtonomnoi-respublyky-ukrayny (Дата обращения 22.08.2017).

5. https://www.facebook.com/dogrujol/posts/1280885502006601 (Дата обращения 13.08.2017).

6. Порошенко: готов внести изменения в Конституцию по крымско-татарской автономии. URL: https://ru.krymr.eom/a/news/28487434.html (Дата обращения 12.08.2017).

7. Джемилев: «Мы не настаиваем, чтобы автономия называлась «крымско-татарской» . URL: https://ru.krymr.eom/a/news/28497543.html (Дата обращения 17.08.2017).

8. В Госдуме предложили Киеву убрать из конституции раздел о Крыме. URL: http://crimea.ria.ru/politics/20170513/1110366132.html (Дата обращения 3.08.2017).

9. В Верховную Раду Украины направили законопроект о статусе крымско-татарского народа. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28416223.html (Дата обращения 13.08.2017).

10. Сайт МИД Украины . URL: http://mfa.gov.ua/ua/news-feeds/foreign-offices-news/53822-vistup-postijnogo-predstavnika-ukrajini-na- 1275-u-zasidanni-komitetu-ministriv-radi-j evropi- 18-sichnya-2017-r (Дата обращения 15.08.2017).

11. Международный суд ООН может вынудить Кремль уменьшить репрессии в Крыму - Чубаров. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28241830.html (Дата обращения 16.08.2017).

12. На Межпарламентском совете Украина-НАТО обсудили нарушения прав человека в Крыму -Ирина Геращенко. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28412541.html (Дата обращения 15.08.2017).

13. Джемилев: решение суда в Гааге по Меджлису - моральная поддержка для крымских татар. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28439298.html (Дата обращения 13.08.2017).

14. Чубаров: вряд ли Россия будет выполнять решение Международного суда в отношении крымских татар. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28440684.html (Дата обращения 25.08.2017).

Grosfeld E. V., Kharabuga V. V. Activity of the Medglis of the Crimean-Tatar People to Create the National Stateholders of the Crimean-Tatar in the Crimea (2017) // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2017. - Vol. 3 (69). - № 2. - P. 5564

The article examines the main trends of the activity of the Mejlis of the Crimean Tatar people on the creation of the Crimean Tatars national statehood in Crimea (2017). As part of the implementation of this strategy, during the period under review, activities were launched to provide legal support for changes in the political and legal status of the Autonomous Republic of Crimea with the aim of turning it into a Crimean-Tatar national-territorial autonomy. At the same time, the international activity of the Mejlis is expressed in consistent and systematic work on the legal recognition of the right of the Crimean Tatar people to self-determination and the creation of national-territorial statehood at the international level. Recently, there has been a clear line of support for these efforts by the Ukrainian leadership. Also, we can note a significant increase in the propaganda work of the Mejlis in the domestic political arena. If these tendencies, connected directly with the Mejlis, are manifested outside the Republic of Crimea, then on the peninsula the interaction of the Russian leadership with the pro-Russian organizations of the Crimean Tatars becomes more stable. First of all, with those who enjoy the greatest influence in their national environment. In 2017, an intensive political and propaganda campaign is continuing to accuse the Russian Federation of a flagrant violation of the political, economic, cultural and linguistic rights of the Crimean Tatars and Ukrainians in the Crimea.

Key words: Crimean Tatars, Mejlis, Crimean-Tatar statehood, Crimean-Tatar autonomy.

References

1. Chubarov prizyvaet uskorit' prevrashchenie Kryma v Krymskotatarskuyu respubliku. URL: https://ru.krymr.eom/a/news/28246453.html (Accessed: 13 August 2017).

2. Prezentatsiya-obsuzhdenie proekta Konstitutsii Krymskotatarskoi Avtonomnoi Respubliki Ukrainy. URL: https://www.mfaua.org/ru/events/prezentatsyia-obsuzhdenye-proekta-konstytutsyy-krymskotatarskoi-avtonomnoi-respublyky-ukrayny (Accessed: 15 August 2017).

3. Dlya Konstitutsii Krymskotatarskoi avtonomii nuzhny izmeneniya zakonov Ukrainy - Bariev. URL: https://ru.krymr.eom/a/news/28275706.html (Accessed: 15 August 2017).

4. Konstitutsiya Krymskotatarskoi Avtonomnoi Respubliki Ukrainy. URL: https://www.mfaua.org/ru/publications/konstytutsyia-krymskotatarskoi-avtonomnoi-respublyky-ukrayny (Accessed: 22 August 2017).

5. https://www.facebook.com/dogrujol/posts/1280885502006601 (Accessed: 13 August 2017)..

6. Poroshenko: gotov vnesti izmeneniya v Konstitutsiyu po krymskotatarskoi avtonomii. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28487434.html (Accessed: 12 August 2017).

7. Dzhemilev: «my ne nastaivaem, chtoby avtonomiya nazyvalas' «krymskotatarskoi». URL: https://ru.krymr.com/a/news/28497543.html (Accessed: 17 August 2017).

8. V Gosdume predlozhili Kievu ubrat' iz konstitutsii razdel o Kryme. URL: http://crimea.ria.ru/politics/20170513/1110366132.htmI (Accessed: 3 August 2017).

9. V Verkhovnuyu Radu Ukrainy napravili zakonoproekt o statuse krymskotatarskogo naroda. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28416223.html (Accessed: 13 August 2017).

10. Sait MID Ukrainy. URL: http://mfa.gov.ua/ua/news-feeds/foreign-offices-news/53822-vistup-postijnogo-predstavnika-ukrajini-na- 1275-u-zasidanni-komitetu-ministriv-radi-j evropi- 18-sichnya-2017-r (Accessed: 15 August 2017).

11. Mezhdunarodnyi sud OON mozhet vynudit' Kreml' umen'shit' repressii v Krymu - Chubarov. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28241830.html (Accessed: 16 August 2017).

12. Na Mezhparlamentskom sovete Ukraina-NATO obsudili narusheniya prav cheloveka v Krymu - Irina Gerashchenko. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28412541.html (Accessed: 15 August 2017).

13. Dzhemilev: reshenie suda v Gaage po Medzhlisu - moral'naya podderzhka dlya krymskikh tatar. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28439298.html (Accessed: 13 August 2017).

14. Chubarov: vryad li Rossiya budet vypolnyat' reshenie Mezhdunarodnogo suda v otnoshenii krymskikh tatar. URL: https://ru.krymr.com/a/news/28440684.html (Accessed: 25 August 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.