УДК 94(4+7)
Инвияева В.В., аспирантка, младший научный сотрудник, МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЙЛЗА ШЕРОВЕРА КАК ТОРГОВОГО АГЕНТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИСПАНИИ В США В 1937-1938 ГГ.
В статье описывается деятельность Майлза Шеровера, американского предпринимателя, президента компании «Гановер Сейлз Корпорэйшн», выполнявшего функции торгового агента Испанской Республики в США в 1937-1938 гг. В исследуемый период М. Шеровер участвовал в ряде инициатив руководства Испанской Республики: испано-американские переговоры по вопросу о сохранности финансов и имущества американских компаний на территории Испании и продажа серебряных запасов Банка Испании Соединённым Штатам с целью оплаты военной техники, товаров гражданского назначения и сырья на вырученные средства. Помимо выполнения посреднических функций между Второй республикой и США в сфере торговли М. Шеровер с целью оказания помощи Республике активно занимался политической деятельностью, последствия которой дискредитировали посольство Испании в Вашингтоне, о чём испанский посол Фернандо де лос Риос, относившийся настороженно к предпринимателю, регулярно докладывал премьер-министру Испанской Республики Хуану Негрину и её министру иностранных дел Хулио Альваресу дель Вайо. В целом деятельность Майлза Шеровера не всегда была последовательной: преследуя цель помочь Второй республике, он занимался не только вопросами испано-американской торговли в годы войны, но и вёл активную политическую деятельность, выходившую за рамки его официальных полномочий и ставившую в трудное положение дипломатию Второй республики в США.
Ключевые слова: Гражданская война в Испании, Вторая республика, Майлз Шеровер, Фернандо де лос Риос, Банк Испании, Национальный совет по внешней торговле, политика нейтралитета, испано-американские отношения. DOI: 10.22281/2413 -9912-2021 -05-03-58-69
В условиях напряженной международной ситуации второй половины 1930-х годов Гражданская война в Испании, начавшаяся 18 июля 1936 года как внутренний конфликт, очень быстро «интернационализировалась», став первой битвой против фашизма в Европе, в ходе которой столкнулись интересы почти всех великих держав. На протяжении всей войны, начиная с 27 июля, мятежники во главе с Франсиско Франко получали помощь от Италии и Германии, в то время как Франция и
Великобритания объявили о невмешательстве во внутренние дела Испании. СССР с сентября 1936 года оказывал военную и продовольственную помощь Второй республике, однако, объемы поставок фашистских государств франкистам превышали советскую помощь Республике [1, с. 146]. Соединённые Штаты Америки после начала Гражданской войны в Испании не отступили от своей внешнеполитической линии, проводя политику нейтралитета: 1 сентября 1936 года государственный секретарь
© Инвияева В.В. © Inviyaeva У.У.
США Кордэлл Хэлл уведомил американского посла в Испании Клода Бау-эрса о том, что Соединённые Штаты никак не могут отклониться от политики невмешательства в «печальный испанский конфликт» [19, p. 249], а 6 января 1937 года Конгресс США принял резолюцию, объявившую незаконным экспорт оружия, боеприпасов и средств войны из любого места Соединённых Штатов и их владений в Испанию [29, p. 97]. Тем не менее на протяжении всей войны все усилия испанской республиканской дипломатии в США, ключевой фигурой которой являлся Фернандо де лос Риос, посол Испанской Республики в Вашингтоне, были направлены на то, чтобы добиться помощи законному испанскому правительству. В этой связи после принятия данной резолюции Фернандо де лос Риос по поручению министра иностранных дел Испанской Республики Хулио Альвареса дель Вайо приступил к налаживанию контактов с американской компанией «Гановер Сейлз Корпорэйшн» и с её президентом, американским предпринимателем Майлзом Шеровером [25, p. 3]. В настоящем исследовании будут рассмотрены основные направления деятельности М. Шеровера на данном посту и его взаимодействие с политическими деятелями Второй республики и Соединённых Штатов.
Как правило, деятельность Майлза Шеровера как торгового агента республиканской Испании в США исследуется в рамках дипломатии Второй республики в Соединённых Штатах в годы Гражданской войны в Испании, преимущественно в контексте деятельности посла Республики в Вашингтоне в 1936-1939 гг. Фернандо де лос Риоса
и его взаимодействия с М. Шеровером [25, 26, 28]. Центральным источником для исследования заявленной темы является документация испанского посольства в Вашингтоне из личного архива посла де лос Риоса (г. Мадрид), в которой содержится переписка М. Ше-ровера с послом Республики в Вашингтоне, с представителями Национального совета по внешней торговле США и с заместителем министра финансов Второй республики Деметрио Дель-гадо Торресом [2-17].
Испанское посольство в США обратило внимание на предпринимателя М. Шеровера, гражданина США, президента и казначея компании «Гановер Сейлз Корпорейшн», основанной 18 августа 1936 года и занимавшейся сделками с ценными бумагами [3], по рекомендации К.А. Уманского, советника Полномочного представительства СССР в США в 1936-1939 гг., с которым посол де лос Риос поддерживал «близкие и сердечные отношения» [2]. Тем не менее сам К. Уманский неоднократно предупреждал Ф. де лос Риоса о том, что Шеровера «необходимо контролировать, сводя его обязанности к выполнению чётко поставленных задач» [2]. В соответствии с указанием министра иностранных дел Х. Альвареса дель Вайо, 30 августа 1937 года испанское посольство в Вашингтоне официально сообщило о назначении нью-йоркской фирмы «Гановер Сейлз Корпорэйшн» эксклюзивным агентом правительства Республики по закупкам американского оборудования, а также сырья и материалов, производимых в США, отметив тот факт, что весь экспорт в Испанию ограничивается товарами, не запрещёнными законодательством о нейтралитете [17].
В тот же день американская газета «Вашингтон Пост» опубликовала краткую заметку, посвящённую данному событию, под названием «Нью-йоркская фирма стала испанским агентом» [30, р. 9]. Правительство Второй республики полагало, что данная процедура облегчит и упорядочит процедуру осуществления испанских закупок в США [9]. Обращаясь к данным общего объема двусторонней торговли в период с 1936 по 1938 годы, с одной стороны, представляется уместным говорить о сокращении доли Соединённых Штатов в общем обороте внешней торговли республиканской Испании после начала войны: в 1936 году она составила 22,2%, в 1937 - 15,1%, в 1938 - 18,7% [24, р. 19]. С другой стороны, показатели 19371938 годов свидетельствуют о постепенном росте доли США в общем обороте внешней торговли Испанской Республики.
Одной из самых важных и первых инициатив правительства Второй республики, в осуществлении которой Майлз Шеровер принял самое активное участие в качестве торгового агента республиканской Испании в США, стала попытка приобретения правительством Республики в Соединённых Штатах лимузина с пуленепробиваемым стеклом и кузовом для премьер-министра Хуана Негрина [16]. 7 сентября 1937 года посол Ф. де лос Риос обратился к государственному секретарю Корделлу Хэллу с соответствующей просьбой: «Имею честь обратиться к Вам с просьбой о том, чтобы соответствующий департамент правительства США дал своё согласие на экспорт в Испанию одного бронированного лимузина для Х. Негрина» [8]. 13
сентября 1937 года посол де лос Риос получил ответ от Роберта Уолтона Мура, одного из советников Кордела Хэлла. Сославшись на пункт 6 части I действовавшей прокламации президента США Франклина Делано Рузвельта от 1 мая 1937 года (см. рис. 1), он отметил, что запрашиваемый бронированный лимузин, в соответствии с данным пунктом, относится к категории «военная бронированная машина», и именно по этой причине Р. Мур счёл необходимым распорядиться насчёт невыдачи лицензий на экспорт в Испанию данного типа машин [10].
Несмотря на полученный из государственного департамента США отказ на экспорт в Испанию бронированного лимузина для Негрина Майлз Шеровер обратился к нью-йоркской компании «Либман Роббинс Прессман & Лейдер» с запросом об отправке Фернандо де лос Риосу телеграммы с размышлениями о том, является ли запрашиваемый лимузин «военной бронированной машиной». В официальном ответе от данной компании, полученным послом Испании в Вашингтоне 16 ноября 1937 года, содержалась информация о том, что вышеуказанная модель автомобиля «используется в США уже довольно много лет только в гражданских целях, имеет хорошую репутацию среди американских высокопоставленных чиновников, в связи с чем его аналогичное использование предполагается высокопоставленным чиновником Испанской Республики» [11]. Три дня спустя Ф. де лос Риос вновь обратился к К. Хэллу с вопросом о том, стоит ли считать данный пуленепробиваемый автомобиль «военной бронированной машиной», прибегнув к той же аргументации, что и
представители компании «Либман Роб-бинс Прессман & Лейдер», указав на факт обращения фирмы «Гановер Сэйлз Корпорэйшн» в государственный департамент США с просьбой предоставить два лимузина для президента Второй республики Мануэля Асаньи и для её премьер-министра Хуана Негрина [6]. Однако несмотря на совместные усилия Фернандо де лос Риоса и Майлза Шеровера, 26 ноября 1937 года испанский посол получил отказ от Кор-делла Хэлла. Сославшись на действовавшую президентскую прокламацию от 1 мая 1937 года и на то, что данные автомобили предназначены для отправки в страну, «в которой ведутся военные действия», государственный секретарь отметил, что в настоящее время обязан отказать в разрешении на вывоз любой техники в «подобные страны» [20, р.602-603].
В то время как посольство Испании в Вашингтоне проявляло осторожность в своих действиях с целью не вызвать недовольство первых лиц США, дипломатия Второй республики в Соединённых Штатах столкнулась с проблемой последствий чрезвычайно активной политической деятельности Майлза Шеровера в связи с тем, что ряд его действий вызывал непонимание со стороны государственного департамента США, создавая трудности испанскому посольству в Вашингтоне. В качестве примера такого поступка М. Шеро-вера Ф. де лос Риос привёл следующую ситуацию: «Журналист Пирсон оперативно опубликовал содержание одного из наших разговоров с господином Хэл-лом касательно возможного приобретения одной или двух бронированных машин для президента М. Асаньи и
премьер-министра Х. Негрина. После того, как произошёл разговор, я должен был передать его содержание в конфиденциальном порядке М. Шероверу как агенту по закупкам» [15]. Сложность ситуации заключалась в том, что данный конфиденциальный разговор был опубликован журналистом, который, по словам де лос Риоса, являлся «страшным врагом Хэлла», и что послу потребовалось несколько месяцев для её разрешения [12].
Испанский историк Октавио Руис-Манхон пишет, что в то время как двери американской администрации казались абсолютно закрытыми для дипломатии Республики, открыть их не представлялось возможным даже её неофициальным посредникам, обращаясь к телеграмме Фернандо де лос Риоса Хуану Негрину от 13 января 1938 года [28, р. 435]. Данная телеграмма содержала жалобу на поведение главы «Га-новер Сейлз Корпорэйшн», который, по словам посла, «присвоил себе право считаться представителем испанского правительства». В телеграмме от 30 мая 1938 года посол Испании охарактеризовал М. Шеровера как человека, «полезного в осуществлении торговых инициатив, порученных ему Испанской Республикой, но лишённого политического такта, создающего сложные ситуации», сославшись на то, что обладает информацией о причастности Шеро-вера к «желчной кампании ряда журналистов против государственного секретаря Кордела Хэлла» [2].
Историк Хуан Карлос Мерино Мо-ралес отмечает, что по мере развития Гражданской войны в Испании задачи миссии Фернандо де лос Риоса в США претерпевали изменения. Если
поначалу его целью являлось приобретение оружия и военных самолётов для Испанской Республики, то после 6 января 1937 года он сосредоточился на других направлениях дипломатии, в то же время продолжая работать в данном направлении [25, р. 1]. На аудиенции Ф. де лос Риоса у президента США Франклина Рузвельта 25 февраля 1938 года американский президент произнёс важную для дипломатии Второй республики фразу: «Если Франция или любая другая европейская или восточная страна приобретёт здесь [в США -В.И.] то, в чём нуждается испанское правительство, то мы не будем создавать трудности» [4]. Впоследствии, описывая данное обещание Ф. Рузвельта, де лос Риос указал на то, что Майлз Шеровер попытался рассказать о нём советнику Полномочного представительства СССР в США К.А. Уманскому, однако, тот пресёк его, посчитав намерение начать подобный разговор «неосторожным и безрассудным шагом» [12]. Также глава «Гановер Сейлз Корпорэйшн» обратился по данному вопросу к Ли Прессману, юридическому консультанту Конгресса производственных профсоюзов США, о чём последний доложил де лос Риосу [12]. В качестве одной из причин невозможности выполнения данного президентом США обещания Фернандо де лос Риос выделил его огласку и распространение при том, что информация об аудиенции посла Испании у Ф. Рузвельта держалась в строжайшей секретности [4].
Тем не менее активная деятельность Майлза Шеровера не всегда наносила удар по репутации Второй республики. Одним из направлений
деятельности М. Шеровера в качестве торгового агента Республики в США стало участие в переговорах по поводу сохранности американских финансов и имущества американских компаний на территории Испании. 14 августа 1937 года Национальный совет по внешней торговле объявил, что с этого момента обязуется представлять американские фирмы, имеющие «заблокированные кредиты в Испании», и прикладывать все усилия для получения гарантий их сохранности от испанского правительства [20, р. 537]. Телеграммой от 2 сентября 1937 года посол США в Мадриде К. Бауэрс проинформировал государственный департамент о готовности премьер-министра Испании Хуана Негрина предоставить точные гарантии относительно американских заблокированных денежных средств [20, р. 537]. Две недели спустя американская пресса распространила сообщение о начале переговоров между правительством Второй республики и американской администрацией о выплате 30 миллионов долларов частных американских кредитов, заблокированных в Испании. 16 сентября 1937 года в газете «Нью-Йорк Таймс» появилась статья следующего содержания: «Премьер-министр Хуан Негрин поручил Майлзу Шероверу немедленно вступить в переговоры с заинтересованными сторонами» [27, р. 1].
В статье было опубликовано письмо премьер-министра Республики Х. Негрина, в котором он отметил, что испанское правительство считает справедливым ходатайство американских предпринимателей и готово достичь с ними соглашения относительно порядка выплат: «Одна часть может быть
выплачена наличными деньгами, а остаткок - в рассрочку в течение нескольких лет с посильными процентами» [21, р. 549]. Также Негрин подчеркнул, что именно таким образом две демократические страны могут прийти «к важному и полезному соглашению для обеих» [23, р. 1]. Обсуждая данный вопрос с государственным секретарём К. Хэллом, М. Шеровер повторил данную мысль, заявив, что урегулирование «частных американских претензий к Испании благоприятно отобразится на торговых отношениях между Соединёнными Штатами и Испанской Республикой» [27, р. 1].
К. Хэлл в телеграмме от 18 сентября 1937 года проинформировал посла Ф. де лос Риоса о своём разговоре с М. Шеровером 15 сентября 1937 года: «Я проинформировал Ше-ровера о том, что мы признаём наличие у Испании финансовых трудностей, особенно в сфере внешней торговли; мы надеемся и уверены, что Испания будет работать над урегулированием данных претензий» [13]. 20 сентября 1937 года посол де лос Риос обратился с письмом к президенту Национального совета по внешней торговле Э. Томасу, в котором подтвердил позицию правительства Республики относительно частных американских кредитов и тот факт, что Майлз Шеровер уполномочен вести переговоры по данному вопросу [5]. В телеграмме 25 января 1938 года, адресованной Деметрио Дельгадо Торресу, заместителю министра экономики Второй республики, М. Шеро-вер высказал уверенность в том, что очень многие крупные кредиторы в основном или в меньшей степени
поддерживают Ф. Франко и даже подвергались угрозам с его стороны: «... если они [американские кредиторы -В.И.] примут какое-либо соглашение или заключат какие-либо условия с законным испанским правительством, то они будут подвергнуты возмездию со стороны франкистов, когда они завоюют всю Испанию. Многие из них также имеют свои интересы или заводы в той части Испании, которую удерживают мятежники, и эти угрозы неизбежно оказывают определенное влияние на их точку зрения» [14]. 5 мая 1938 года испанский поверенный в делах Энрике де ла Каса обратился к государственному секретарю К. Хэллу, сославшись на заявление руководства Испанской Республики, в соответствии с которым «законные интересы иностранцев, не участвующих в мятеже, будут соблюдены, и правительство рассмотрит вопрос о возмещении ущерба, причинённого в ходе войны» [21, р. 182].
16 июля 1938 года советник посольства США в Испании У. Терстон в телеграмме государственному секретарю отметил неспособность испанского республиканского правительства удовлетворить американские претензии в настоящий момент: более того, по мнению дипломата, даже если республиканская Испания одержит победу (что представлялось ему крайне маловероятным), она не будет иметь возможности возместить убытки американским бизнесменам [21, р. 310-311]. Также посольство США в Испании уведомило К. Хэлла о том, что все американские претензии уже доведены до сведения испанских властей, и это обстоятельство заложило основу для
более поздних переговоров по данному вопросу [21, р. 311]. Несмотря на то, что двусторонние переговоры по вопросу возмещения Испанской Республикой американских убытков, понесённых в годы Гражданской войны, велись непрерывно, и законное испанское правительство официально заявило о справедливости американских финансовых претензий и готовности их удовлетворить, республиканская Испания ввиду своего тяжёлого положения не смогла произвести выплаты. В итоге обсуждение данной проблемы было возобновлено уже с франкистским правительством [22, р. 805-833].
В годы Гражданской войны в Испании правительство Второй республики было вынуждено продавать золотые и серебряные запасы Банка Испании, чтобы оплачивать покупку военной техники, товаров гражданского назначения и сырья. Серебро продавалось в меньших количествах и по более низкой цене, чем золото: Испанская Республика прибегла к экспорту серебряных резервов только после того, как были исчерпаны её золотые запасы [23, р. 366]. 17 января 1938 года министр иностранных Республики дел Хосе Хи-раль передал послу Фернандо де лос Риосу поручение министра финансов Хуана Негрина (занимал данный пост с сентября 1936 года по апрель 1938 года) уполномочить М. Шеровера вести дела по продаже испанского серебра Соединённым Штатам, подчеркнув, что «никакая операция не может быть проведена без согласия министра финансов» [7]. В общей сложности казначейство Второй республики продало США 1225 тонн серебра на сумму около 16 млн. американских долларов:
из них посольство Испании в Вашингтоне получило около 15 млн. долларов, 1 млн. долларов оставила за собой Федеральная резервная система США для оплаты комиссионных и расходов на переработку серебра [23, р. 369]. Несмотря на то, что эмбарго на поставку оружия и военных материалов в Испанию было отменено уже после завершения Гражданской войны, историк А. Эспаса справедливо характеризует приобретение испанского серебра Соединёнными Штатами как жест, направленный на оказание финансовой помощи Испанской Республике [18].
Таким образом, деятельность американского предпринимателя Майлза Шеровера, президента нью-йоркской компании «Гановер Сейлз Корпорейшн», выполнявшего функции торгового агента Второй республики в США в годы Гражданской войны в Испании с целью упорядочивания испано-американских торговых операций, носила противоречивый характер, так как порой его действия выходили за рамки его юридически оформленных полномочий. Пытаясь помочь республиканской Испании приобрести оружие и технику в США в условиях действовавшего американского законодательства о нейтралитете, М. Ше-ровер за спиной посла Республики в Вашингтоне Фернандо де лос Риоса предпринимал попытки привлечь к этой инициативе журналистов и политических деятелей, предавая огласке детали конфиденциальных испано-американских переговоров и участвуя в журналистских кампаниях, дискредитировавших высокопоставленных американских политических деятелей. Данные действия Шеровера
затрудняли работу испанского посольства в Вашингтоне.
Тем не менее выполняя свои прямые обязанности торгового агента Второй республики в США, Майлз Шеровер принял участие в покупке испанского серебра американской администрацией, что уместно оценить как шаг, направленный на оказание финансовой помощи Испанской Республике, так как в годы войны она была вынуждена продавать золотые и серебряные запасы Банка Испании, чтобы приобрести на вырученные средства военную технику, товары гражданского назначения и сырьё. Также М. Шеро-вер участвовал в испано-американских переговорах по вопросу об убытках, понесённых американскими компаниями в Испании в годы Гражданской войны. На данном направлении уместно отметить осторожность дипломатии республиканской Испании:
чтобы не вызвать недовольство первых лиц США и американских бизнесменов руководство Республики активно участвовало в переговорах, неоднократно на официальном уровне заявляло о справедливости американских претензий и готовности их удовлетворить. Однако ввиду тяжёлого положения Испанской Республики компенсации американцам не были выплачены, а переговоры были отложены и возобновлены уже с франкистской Испанией.
Несмотря на противоречивый характер действий Майлза Шеровера в качестве торгового агента Испанской Республики в США в годы Гражданской войны в Испании, представляется возможным оценить его деятельность как показатель поддержки Второй республики со стороны определённой части американских бизнесменов и американской общественности.
Список литературы
1. Шубин А.В. Мир на краю бездны. От глобального кризиса к мировой войне. 1929-1941 годы. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B 8%D1%8F/Downloads/283779-ww.Hbfox.ru.pdf (дата обращения: 13.08.2021)
2. Archivo de la Residencia de Estudiantes. Fondo Fernando de los Ríos. Embajada de España en Washington. Telegrama sin número, 30 de mayo de 1938. Caja 25, carpeta 3. (далее - ARE.FFR.).
3. ARE.FFR. Informe sobre la Hanover Sales Co. y Miles Sherover, Nueva York, 4 de febrero de 1937. Caja 26, carpeta 12.
4. ARE.FFR. Telegrama 42, 26 de febrero de 1938. Caja 25, carpeta 3.
5. ARE.FFR. Telegrama sin número, 20 de septiembre de 1937. Caja 26, carpeta 26.
6. ARE.FFR.Memorandum 137/13, 19 de noviembre de 1937. Caja 26, carpeta 26.
7. ARE.FFR.Telegrama 10, 17 de enero de 1938. Caja 25, carpeta 18.
8. ARE.FFR.Telegrama 136/15, 7 de septiembre de 1937. Caja 26, carpeta 26.
9. ARE.FFR.Telegrama 193, 14 de agosto de 1937. Caja 26, carpeta 24.
10. ARE.FFR.Telegrama sin número, 13 de septiembre de 1937. Caja 26, carpeta 26.
11. ARE.FFR.Telegrama sin número, 16 de noviembre de 1937. Caja 26, carpeta 26.
12. ARE.FFR.Telegrama sin número, 16 de noviembre de 1938. Caja 25, carpeta 3.
13. ARE.FFR.Telegrama sin número, 18 de septiembre de 1937. Caja 26, carpeta 26.
14. ARE.FFR.Telegrama sin número, 25 de enero de 1938. Caja 26, carpeta 26.
15. ARE.FFR.Telegrama sin número, 25 de noviembre de 1938. Caja 25, carpeta 3.
16. ARE.FFR.Telegrama sin número, 3 de septiembre de 1937. Caja 26, carpeta 26.
17. ARE.FFR.Telegrama sin número, 30 de agosto de 1937. Caja 26, carpeta 28.
18. Espasa A. La política de embargo de EE.UU. contribuyó decisivamente a la victoria de Franco. [Электронный ресурс]. URL: https://ctxt.es/es/20190619/Politica/ 26608/estados-unidos-roosevelt-guerra-civil-espanola-andreu-espasa-alexandre-anfruns.htm (дата обращения: 13.08.2021)
19. Foreign Relations of the United States. 1936. Volume 2. Washington D.C., 1954. (далее - FRUS).
20. FRUS. 1937. Volume 1. Washington D.C., 1954.
21. FRUS. 1938. Volume 1. Washington D.C., 1955.
22. FRUS. 1939. Volume 2. Washington D.C., 1956.
23. Martín Aceña P., Martínez Ruiz E. La Economía De La Guerra Civil. Madrid: Marcial Pons, 2006. 519 p.
24. Martínez Ruiz E. Guerra civil, comercio y capital extranjero: El sector exterior de la economía española (1936-1939)//Estudios de historia económica/Banco de España 2006. №49. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bde.esf/webbde/ SES/Secciones/Publicaciones/PublicacionesSeriadas/EstudiosHistoriaEconomica/Fic/ roja49.pdf (дата обращения:19.09.2021)
25. Merino Morales J.C. Exilio en guerra. Fernando de los Ríos y el exilio estadounidense.// [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/24732850/ El_embaj ador_Fernando_de_los_R%C3 %ADos_hasta_el_d%C3%ADa_de_hoy (дата обращения: 24.12.2020)
26. Merino Morales J.C. Fernando de los Ríos. Un intelectual en Washington. // [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/4987655/Fernando_ de_los_R%C3%ADos._Un_intelectual_en_Washington._Fernando_de_los_R%C3% ADos._An_intellectual_in_Washington (дата обращения: 13.08.2021)
27. New York Times. 16.09.1937.
28. Ruiz-Manjón O. Fernando de los Ríos: un intelectual en el PSOE. Madrid: Editorial Síntesis, 2007. 511 p.
29. US Congress. Congressional Record. Proceedings and Debates. 1937. Volume 81. Washington D.C.
30. Washington Post. 30.08.1937.
MILES SHEROVER AS A SALES AGENT OF REPUBLICAN SPAIN IN THE UNITED STATES IN 1937-1938
The article describes the activities of Miles Sherover, an American entrepreneur, president of the Hanover Sales Corporation, who served as a sales agent of the Spanish Republic in the United States in 1937-1938. During the study period, M. Sherover, being authorized by the Government of the Second Republic, participated in a number of initiatives of the leadership of the Spanish Republic, such as Spanish-American negotiations on the security of the finances and property of American companies in
Spain and the sale of silver reserves of the Bank of Spain to the United States in order to pay for the purchase of military equipment, civilian goods and raw materials with the proceeds. In addition to being as a middleman between the Spanish Republic and the United States in the trade, M. Sherover was actively engaged in political activities, the consequences of which discredited the Embassy of the Republic in Washington, as the Spanish Ambassador Fernando de los Rios, who was wary of the entrepreneur, regularly reported to the Prime Minister of the Spanish Republic Juan Negrin and Foreign Minister Julio Alvarez del Vayo. In general, the activities of Miles Sherover were contradictory: in order to help the Second Republic, he was engaged not only in issues of Spanish-American trade during the war, but also was carried out active political activities that went beyond his official powers and put the diplomacy of the Second Republic in the United States in a difficult position.
Keywords: Spanish Civil War, Second Spanish Republic, Miles Sherover, Fernando de los Rios, Bank of Spain, National Council on Foreign Trade, policy of neutrality, Spanish-American relations
References
1. Shubin, A. V. Mir na krayu bezdny. Ot global'nogo krizisa k mirovoj vojne. 1929-1941 gody. [The world is on the edge of the abyss. From the global crisis to the world war. 1929-1941] Retrieved 13 August, 2021 from file:///C:/Us-ers/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/ Downloads/283779-www.libfox.ru.pdf
2. Archive of the Student Residence. Fernando de los Rios Fund. Embassy of Spain in Washington. Telegram without number, 30 May 1938. Box 25, folder 3. (hereinafter - ARE.FFR.)
3. ARE.FFR. Report on Hanover Sales Co. and Miles Sherover, New York, February 4, 1937. Box 26, folder 12.
4. ARE.FFR. Memorandum 137/13, 19 November 1937. Box 26, folder 26.
5. ARE.FFR. Telegram 10, January 17, 1938. Box 25, folder 18.
6. ARE.FFR. Telegram 136/15, September 7, 1937. Box 26, folder 26.
7. ARE.FFR. Telegram 193, August 14, 1937. Box 26, folder 24.
8. ARE.FFR. Telegram 42, February 26, 1938. Box 25, folder 3.
9. ARE.FFR. Telegram without number, August 30, 1937. Box 26, folder 28.
10. ARE.FFR. Telegram without number, January 25, 1938. Box 26, folder 26.
11. ARE.FFR. Telegram without number, November 16, 1937. Box 26, folder 26.
12. ARE.FFR. Telegram without number, November 16, 1938. Box 25, folder 3.
13. ARE.FFR. Telegram without number, November 25, 1938. Box 25, folder 3.
14. ARE.FFR. Telegram without number, September 13, 1937. Box 26, folder 26.
15. ARE.FFR. Telegram without number, September 18, 1937. Box 26, folder 26.
16. ARE.FFR. Telegram without number, September 20, 1937. Box 26, folder 26.
17. ARE.FFR. Telegram without number, September 3, 1937. Box 26, folder 26.
18. Espasa, A. U.S. embargo policy contributed decisively to Franco's victory. Retrieved 13 August, 2021 from https://ctxt.es/es/20190619/Politica/26608/estados-unidos-roosevelt-guerra-civil-espanola-andreu-espasa-alexandre-anfruns.htm
19. Foreign Relations of the United States. 1936. Volume 2. Washington D.C., 1954. (hereinafter -FRUS)
20. FRUS. 1937. Volume 1. Washington D.C., 1954.
21. FRUS. 1938. Volume 1. Washington D.C., 1955.
22. FRUS. 1939. Volume 2. Washington D.C., 1956.
23. Martín Aceña P., Martínez Ruiz E. The economy of the Civil War. Madrid: Marcial Pons, 2006. 519 p.
24. Martinez Ruiz, E. (2006). Civil War, trade and foreign capital: The foreign sector of the Spanish economy (1936-1939). Economic history studies/Bank of Spain, 49. Retrieved 19 September, 2021 from https://www.bde.es/fZwebbde/SES/Sec-ciones/Publicaciones/PublicacionesSeriadas/EstudiosHistoriaEconom-ica/Fic/roja49.pdf
25. Merino Morales, J.C. Exile in war. Fernando de los Ríos and the American exile. Retrieved 13 August, 2021 from https://www.academia.edu/24732850/El_emba-jador_Fernando_de_los_R%C3%ADos_hasta_el_d%C3%ADa_de_hoy
26. Merino Morales, J.C. Fernando de los Ríos. An intellectual in Washington. Retrieved 13 August, 2021 from https://www.academia.edu/4987655/Fer-nando_de_los_R%C3%ADos._Un_intelectual_en_Washington._Fer-nando_de_los_R%C3%ADos._An_intellectual_in_Washington
27. New York Times. 16.09.1937.
28. Ruiz-Manjón, O. (2007). Fernando de los Ríos: an intellectual in the PSOE. Madrid: Editorial Síntesis, 511 p.
29. US Congress. Congressional Record. Proceedings and Debates. 1937. Volume 81. Washington D.C.
30. Washington Post. 30.08.1937.
Об авторе
Инвияева Виктория Владимировна - аспирантка кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия); младший научный сотрудник лаборатории новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), E-mail: victoria.inviyaeva@mail.ru
Inviyaeva Victoria Vladimirovna - PhD Student, Department of Modern and Contemporary History, Faculty of History, Moscow Lomonosov State University (Russia); Junior Research Associate, Laboratory of Modern and Contemporary History of European and American Countries, Faculty of History, Moscow Lomonosov State University (Russia), E-mail: victoria.inviyaeva@mail.ru
Part II
THE PrtKSTDEirr's PROCLAMATION OF MAY 1,1037
The President's proclamation of May 1, 1937, issued pursuant to section 5 о Г the joint resolution of May 1, 3 937, amending the joint resolution of August 31, 1035, reads as follows:
11y the President о у the United States of Аьгецтса A PROCLAMATION
ЛУпепелй section fi of tbo joint, resolution of Oongrc&s approved May 1. 1037, amending the join! resolution entitled "Joint resolution providing for tUt! prohibition of the export of arms, ammunition, and implements of war to belligerent conn tries; the prohibition of the transportation nf arms, am munition, and implements of war by vessels of the United HI a tea for (lie пае of belligerent states; for the registration and licensing of persons engaged in the business of manufacturing, exporting, or importing arms, ammunition, or implements of war; and rest lie ting travel by American citizens on belligerent ships during wnr,h' approved August 31, L93fj, as amended February 29, 1936, provides in part cs follows:
"The President is hereby Authorized to proclaim upon recommendation of the Board from time to time a list of articles which shall be considered arms, ammunition, and implements of war for the purposes of this section,"
Now, therefore, I, Franklin D. Roosevelt, President of the United States of America, acting under and by virtue of the authority conferred upon me by the said joint resolution of Congress, and pursuant to the recommendation of the National Munitions Control Bonrd, declare and proclaim that the articles listed below shall, on and after Juno 1. Ш?, he considered arms, ammunition, and inclement й of war lor the purposes of section о of the said joint resolution of Congress:
Category I
(1) Rifles and carbines using ammunition in excess of caliber .22, and biirrels for those weapons;
(2) Machine guns, automatic or autoloading rifles, and maeliirio pistols lifting ammunition in excess of caliber .22, and barrels for those weapons;
(3) Gnns, howitzers, and mortars of all calibers, their mountings and barrels;
(4) Ammunition in excess of caliber ,29 for the (inns enumerated under 0) and (2) above, and cartridge cases or bullets for such ammunition; filled and unfilled projectiles for the arms enu m e ra t ed u n der (3) a bo ve;
(5) Grenades, bombs, torpedoes, mines and depth charges, filled or unfilled, and apparatus for their use or discharge;
(0) Tanks, military armored vehicles, and armored trains.
Рис.1. Фрагмент президентской прокламации 1 мая 1937 года.