Научная статья на тему 'Деятельность Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря как форпоста православия на северо-западной окраине Российской империи в конце XIX — начале XX вв.'

Деятельность Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря как форпоста православия на северо-западной окраине Российской империи в конце XIX — начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Леснинский монастырь / игумения Екатерина (Ефимовская) / митрополит Евлогий (Георгиевский) / Холмский край / Российская империя / Холмско-Варшавская епархия / православно католическо-униатские взаимоотношения / диакониссы / новое монашество / Lesninsky Monastery / Abbess Ekaterina (Efimovskaya) / Metropolitan Evlogy (Georgievsky) / Kholmsk region / Russian Empire / Kholmsk-Warsaw diocese / Orthodox Catholic-Uniate relations / deaconesses / new monasticism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евгения Георгиевна Парфенова

Статья рассматривает деятельность Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря, созданного в Холмском крае с целью укрепления российской государственности и православных оснований жизни местного населения. Прослеживается специфика национально-конфессиональной политики властей Российской империи и Русской Православной Церкви в Северо-Западном крае в контексте противоборства с польским влиянием. Миссионерская деятельность монастыря представлена в контексте усилий игумении Екатерины (Ефимовской) по возрождению древнего служения диаконисс и социальной направленности внутреннего уклада его жизни. Проанализированы новаторские подходы и принципы устроения системы образования и воспитания детей, имевшие продолжение и преемство в пяти вновь созданных монастырях Холмщины. Это имело существенное влияние на общественно-политическую ситуацию в Холмском крае и позволило обрести доверие и расположение местного населения в условиях негативных последствий Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в Холмщине в 1905 г., преодолению которых способствовала игумения Екатерина и сестры Леснинского монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Activities of the Lesninsky Holy Mother of God Convent as an Outpost of Orthodoxy in the North-Western Outskirts of the Russian Empire at the end of the 19th – beginning of the 20th centuries

The article examines the activities of the Lesninsky Holy Mother of God convent, created in the Kholmsky region in order to strengthen the Russian statehood and the Orthodox foundations of the life of the local population. The specificity of the national-confessional policy of the authorities of the Russian Empire and the Russian Orthodox Church in the North-Western Territory is traced in the context of the confrontation with Polish influence. The missionary activity of the monastery is presented in the context of the efforts of the abbess Catherine (Efimovskaya) on the revival of the ancient ministry of deaconesses and the social orientation of the inner way of its life. The innovative approaches and principles of organizing the system of education and upbringing of children, which had continuation and succession in the five newly created monasteries of the Kholm region, have been analyzed. This had a significant impact on the socio-political situation in the Kholm region and made it possible to gain the trust and disposition of the local population in the face of the negative consequences of the Decree “On Strengthening the Principles of Religious Tolerance” in the Kholm region in 1905, which the abbess. Catherine and the sisters of the Lesninsky monastery helped to overcome.

Текст научной работы на тему «Деятельность Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря как форпоста православия на северо-западной окраине Российской империи в конце XIX — начале XX вв.»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (15) 2023

Е. Г. Парфенова

Деятельность Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря как форпоста православия на северо-западной окраине Российской империи в конце XIX — начале XX вв.

DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_36 EDN AZMUPO

Аннотация: Статья рассматривает деятельность Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря, созданного в Холмском крае с целью укрепления российской государственности и православных оснований жизни местного населения. Прослеживается специфика национально-конфессиональной политики властей Российской империи и Русской Православной Церкви в Северо-Западном крае в контексте противоборства с польским влиянием. Миссионерская деятельность монастыря представлена в контексте усилий игумении Екатерины (Ефимовской) по возрождению древнего служения диаконисс и социальной направленности внутреннего уклада его жизни. Проанализированы новаторские подходы и принципы устроения системы образования и воспитания детей, имевшие продолжение и преемство в пяти вновь созданных монастырях Холмщины. Это имело существенное влияние на общественно-политическую ситуацию в Холмском крае и позволило обрести доверие и расположение местного населения в условиях негативных последствий Указа «Об укреплении начал веротерпимости» в Холмщине в 1905 г., преодолению которых способствовала игумения Екатерина и сестры Леснинского монастыря.

Ключевые слова: Леснинский монастырь, игумения Екатерина (Ефимовская), митрополит Евлогий (Георгиевский), Холмский край, Российская империя, Холмско-Варшавская епархия, православно католическо-униатские взаимоотношения, ди-акониссы, новое монашество.

Об авторе: Евгения Георгиевна Парфенова

Независимый исследователь, г. Екатеринбург, выпускница Свято-Филаретовского института. E-mail: parfenos5@gmail.com

Для цитирования: Парфенова Е.Г. Деятельность Леснинского Свято-Богородицкого женского монастыря как форпоста православия на северо-западной окраине Российской империи в конце XIX — начале XX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №3 (15). С. 36-47.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal No. 3 (15) 2023

Eugenia G. Parfenova

The Activities of the Lesninsky Holy Mother of God Convent as an Outpost of Orthodoxy in the North-Western Outskirts of the Russian Empire at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries

DOI 10.47132/2587-8425_2023_3_36 EDN AZMUPO

Abstract: The article examines the activities of the Lesninsky Holy Mother of God convent, created in the Kholmsky region in order to strengthen the Russian statehood and the Orthodox foundations of the life of the local population. The specificity of the national-confessional policy of the authorities of the Russian Empire and the Russian Orthodox Church in the North-Western Territory is traced in the context of the confrontation with Polish influence. The missionary activity of the monastery is presented in the context of the efforts of the abbess Catherine (Efimovskaya) on the revival of the ancient ministry of deaconesses and the social orientation of the inner way of its life. The innovative approaches and principles of organizing the system of education and upbringing of children, which had continuation and succession in the five newly created monasteries of the Kholm region, have been analyzed. This had a significant impact on the socio-political situation in the Kholm region and made it possible to gain the trust and disposition of the local population in the face of the negative consequences of the Decree "On Strengthening the Principles of Religious Tolerance" in the Kholm region in 1905, which the abbess. Catherine and the sisters of the Lesninsky monastery helped to overcome.

Keywords: Lesninsky Monastery, Abbess Ekaterina (Efimovskaya), Metropolitan Evlogy (Georgievsky), Kholmsk region, Russian Empire, Kholmsk-Warsaw diocese, Orthodox Catholic-Uniate relations, deaconesses, new monasticism.

About the author: Eugenia Georgiyevna Parfyonova

An employee of the St. Philaret Institute (SFI), Independent researcher, Ekaterinburg, Russia. E-mail: parfenos5@gmail.com

For citation: Parfenova E. G. The Activities of the Lesninsky Holy Mother of God Convent as an Outpost of Orthodoxy in the North-Western Outskirts of the Russian Empire at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 3 (15), pp. 36-47.

* Photos are taken from open sources. История монастырей и монашества

Леснинский Свято-Богородицкий женский монастырь был основан в 1889 г. с целью укрепления российской государственности и православия на северо-западной окраине Российской империи и располагался в землях Холмщины. Эта историческая область на левобережье Западного Буга занимала особое место в царской политике русификации Польши в XIII — начале XX вв. и затрагивала как государственно-управленческие вопросы, так и этнокультурные, в том числе религиозные. Особенностью повседневной жизни холмского населения, прежде всего крестьянства, была тесная связь конфессионального выбора веры с экономическим и семейным укладом, что осложняло проведение русификации в этом крае и требовало особой осторожности.

Леснинский женский монастырь

Особенности церковно-общественной ситуации в Холмщине

Для Холмско-Подляшского края было характерно смешанное польское и восточнославянское (русинское, а также частично белорусское, то есть, «русское», по терминологии имперского периода) население. Влияние было двусторонним. Уния, заключенная в 1596 г., способствовала формированию смешанного по многим параметрам населения, при этом «этнокультурное и языковое разделение между поляками и восточнославянским населением в регионе поддерживалось конфессиональными (поляки — католики, "русские" — униаты) и сословными (поляки-католики — землевладельцы, горожане, чиновники; "русские"-униаты — крестьяне) границами»1.

С 1815 г. Холмщина и соседнее Подляшье (область на белорусско-польском погра-ничье между Холмщиной и р. Нарев) входили в состав Царства Польского. На этих территориях действовала польская администрация. Государственным языком был тоже польский, кроме того, он часто использовался и в богослужении, что оказывало сильное влияние на местное население со стороны духовенства.

1 Верняев И.И. Решение холмского вопроса: дискурсивные практики в Российской империи начала ХХ в. С. 100. / URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/resheme-holmskogo-voprosa-diskursrvnye-praktiki-v-rossiyskoy-imperii-nachala-hh-v?ysdid=U0w3dhcs60837352 (дата обращения 21.07.2023).

Российское присутствие в регионе значительно усилилось после поражения польских повстанцев в Январском восстании 1863 г.2 В частности, на Холмщи-не и Подляшье русский язык стал обязательным в государственном управлении и образовании. 6 апреля 1875 г. император Александр II провозгласил инкорпорацию этих земель в Варшавскую Православную епархию, которую переименовали в Холмско-Варшавскую, а в Холм был поставлен викарный Холмско-Подляшский епископ. Тем самым, царское правительство, рассчитывало укрепить конфессиональную границу. Уния была ликвидирована, униатское население присоединено к православию. Из-за отказа многих крестьян переходить в православие власти применяли насильственные меры. Значительное количество бывших униатов отказывались посещать православные храмы и были определены как «упорствующие»3. Только часть униатов Холмщины и Подляшья согласилась перейти в Православие. Из 214 униатских священников в Православие перешло только 59, а почти половина осталась верной унии4. Остальные были частично арестованы или высланы, кое-кто эмигрировал в Галицию.

Для укрепления православия в этом регионе были испробованы всевозможные и самые противоположные способы действия, чаще всего политические, начиная с обращения целых католических приходов и кончая постройкой множества лишних костелов. Храмы и монастыри стали символами многовекового конфессионального конфликта, переходя в разные периоды от одной церкви к другой5.

Часто прихожане, оставшиеся при «воссоединенных» церквах, числились по бумагам православными, а на самом деле были тайными католиками, требы для них совершали ксендзы, и на богослужение они ходили в костелы. Зачастую политизировалось и само духовенство, пытаясь подчинять прихожан посредством дисциплины и разжиганием в них политической ненависти к своим противникам6, кроме того, наблюдался большой дефицит в образованных кадрах.

При этом был и положительный опыт распространения православия и русской жизни в крае, особое значение в этом деле имели женские миссионерские общины и церковно-приходские братства, занимавшиеся вопросами благотворительности и просвещения. Одним из центров русской жизни и «рассадником православия» стала деятельность Леснинского женского Свято-Богородицкого монастыря.

2 Январское восстание или Польское восстание 1863-1864гг. — восстание против власти Российской империи на территории Царства Польского и Западного края. Было направлено на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Попытки русских императоров проводить политику соединения и даже единства поляков с русским государством наталкивались на неприятие. Всякий кризис русской государственности был поводом к попыткам поляков развязать войну. В 1863 г. таким поводом стал военный набор 10000 поляков в русскую армию. Долго подготавливаемый подпольными польскими организациями мятеж вспыхнул сразу в десятке мест. Русские войска повсеместно были атакованы вооруженными бандами. Окончилось поражением повстанцев и привело к активизации антипольской политики российских властей.

3 Верняев И.И. Решение холмского вопроса... С. 101.

4 Мельков А. С. Влияние русского Православия на политику русификации Холмщины в XIX — начале XX вв. / URL: https://cyberlenmka.m/article/n/vliyame-msskogo-pravoslaviya-na-politiku-msifikatsii-holmschmy-v-xix-nachale-xx-w?ysdid=lkxtm9fscg424197775 (дата обращения 21.07.2023).

5 Циунчук Р. А. Мемуары митрополита Евлогия (Георгиевского) как источник изучения этноконфессиональных отношений на польско-украинском пограничье на рубеже XIX-XX веков (Холмский вопрос) // Таврические чтения. 2015. Актуальные проблемы парламентаризма: История и современность. Сб. научных статей. СПб.: ЭлекСис, 2016. С. 52. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/memuary-mitropolita-evlogiya-georgievskogo-kak-istochnik-izucheniya-etnokonfessionalnyh-otnosheniy-na-polsko-ukrainskom-pogranichie/viewer (дата обращения 21.07.2023).

6 Владимиров А.П. О положении православия в Северо-Западном крае. М.: Рус. обозрение, 1893. С. 7.

История создания Леснинского монастыря и основные направления его деятельности

Созданию монастыря предшествовала жизнь маленькой общины, которая собралась в месте чудесного явления в 1683 г. на грушевом дереве иконы Божией Матери. В 1686 г. католики отняли у православных святую икону и на месте ее явления в Лесне основали монастырь паулинов. В 1863 г. монастырь был закрыт, а в 1875 г., после воссоединения униатов, костел был передан православным.

Общиной руководила графиня Евгения Борисовна Ефимовская, которая приехала в Лесну в 1885 г. по приглашению правящего архиерея — епископа Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского) с пятью помощницами и двумя девочками-сиротками. Этому предшествовала ее тринадцатилетняя педагогическая практика в казенных светских и церковных учреждениях, также у ней был опыт создания частного пансиона на 12 мест для подготовки девочек в гимназию. Образование Е. Б. Ефимовская получала дома, но сдав экстерном экзамен, получила диплом Московского университета по русской словесности7.

На свой замысел создания монастыря деятельного типа она получила благословение старца Оптиной пустыни Амвросия (Гренкова), а также поддержку правящего архиерея. Летом 1889 г. Евгения Борисовна Ефимовская (в возрасте 39 лет) приняла монашеский постриг с именем Екатерины, а 4 сентября 1889 г. по указу Св. Синода была назначена настоятельницей Леснинского монастыря с возведением в сан игуменьи. Монастырь пользовался личной поддержкой царской семьи8, визит которой состоялся в августе 1900 г.9, после чего Леснинские школы получили высокую оценку императрицы Александры Федоровны. Монастырь также имел регулярное финансирование со стороны св. прав. Иоанна Кронштадтского.

На момент приезда в Лесну инфраструктура будущего монастыря представляла собой полуразрушенное здание, в котором прежде были келии отцов паулинов и недавно отремонтированные часовня и собор, в котором находилась чудотворная икона Божией Матери. За пятнадцать лет своей деятельности монастырь стал не только обширным экономико-хозяйственным комплексом с разветвленной социальной сферой, но и культурно-просветительским центром края. В воспитательных и образовательных учреждениях монастыря находилось в разные годы до 700 воспитанников и учащихся10.

В монастыре была целая система школ, включая сельскохозяйственную и церковно-учительскую, мужское училище средне-профессионального образования, развитая система медицинского обслуживания, построены здания приюта, школ, больницы, лазарета, аптеки, различные хозяйственные постройки (хлебная, прачечная, молочная), также имелись свечное и цементно-черепичное производства. На месте болота стараниями соратницы игумении Екатерины матушки Нины11 при участии местных

7 Преподобная Екатерина Леснинская, наставница современного женского монашества. Про-вемон: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь, 2010. С. 185.

8 Игумения Екатерина была в близких отношениях с царской четой, об этом свидетельствует переписка священника Константина Аггеева и П. П. Кудрявцева из круга 32-х петербургских священников. Через нее передавались записки императору и императрице по вопросам церковной реформы. См.: Балакшина Ю. В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903-1907: Документальная история и культурный контекст. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский ин-т, 2014. С. 258, 320, 322.

9 Этот «высокий и в высшей степени лестный» отзыв передал митрополит Евлогий детям в 1905 г. См.: Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. № 40. С. 480.

10 Зернова М. М. Монахини Хоповского монастыря // За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд. (Хроника семьи Зерновых, 1921-1972). / Под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Paris: YMCA-press, 1973. С. 80.

11 Матушка Нина, игумения Нина (Косаковская Наталья Григорьевна), скончалась в 1949 г., дочь председателя Виленского окружного суда, ближайшая соратница игумении Екатерины (Ефимовской). В монастырь она ушла против воли отца, была очень слабого здоровья, болела

инженеров была устроена целая система прудов, посажены сады с фруктовыми деревьями, огород, в том числе с лекарственными растениями, имелась своя паровая мельница, пасека и сельскохозяйственные угодья (одна тысяча десятин земли), скотный и птичий двор.

Было построено и обустроено шесть храмов, в С.-Петербурге при поддержке св. прав. Иоанна Кронштадтского было устроено подворье Леснинского монастыря. Два раза в год — на Троицу и в Крестовоздвижение — в Леснинский монастырь стекались тысячи богомольцев, их количество могло достигать 25-30 тысяч12. Поэтому была специально построена железнодорожная ветка для доставки паломников монастырь.

В 1906 г. в Ялте на средства, пожертвованные потомственной дворянкой Елизаветой Ивановной Якубович, был приобретен участок земли, на котором было построено убежище с домовой церковью для лечения пожилых сестер и воспитанников, нуждающихся в соответствующем климате13.

Уже через пять лет после появления Е. Б. Ефимовской в Лесне местная пресса писала: «Свыше 70 детей из окрестных селений получают здесь русское воспитание; монахини, встреченные сначала населением с недоверием, теперь завладели всеми симпатиями окрестных жителей; к ним идут за советами, за простыми деревенскими лекарствами и обращаются с нехитростными домашними нуждами, а престольный праздник привлекает тысячи богомольцев, в числе которых немало и католиков»14.

Инициативы игумении Екатерины (Ефимовской) по возрождению служения диаконисс

Жизнь монастыря строилась на евангельском принципе деятельного служения Богу и ближнему, которое игумения Екатерина называла «общественным служением». В 1904 г. была опубликована ее статья «Монастырь и христианский аскетизм»15, в которой она изложила свою позицию по вопросу общественного служения монахов и современной аскетической практики. Именно общественное служение монашествующих как реализация заповеди о любви к ближнему в понимании игумении Екатерины придает новое «деятельное» качество жизни монастырю, в отличие от «старого монашества» петровского периода, «застывшего и старчески безжизненного»16. Игумения Екатерина считала, что у монастырей есть большой потенциал в деле народного образования и просвещения. Для возрождения этих смыслов необходимо обратиться к опыту и практике древнего монашества, которое хорошо понимало свое призвание и задачи в деле христианского просвещения и заботы о мире.

Статья продолжила полемику, развернувшуюся между известным издателем и писателем Александром Васильевичем Кругловым и епископом Никоном (Рождественским) по вопросу «нового монашества» и вызвала широкий резонанс как в консервативных, так и либеральных церковных кругах. По сути, эта полемика затрагивала не только непосредственно вопрос монашеского идеала и его современного

туберкулезом, перенесла несколько тяжелых операций, но при всем этом обладала поразительной энергией и работоспособностью. Матушка Екатерина предоставила ей всю техническую сторону монастырской жизни. Эмигрировала с монастырем в Югославию. После кончины игумении Екатерины (Ефимовской) 18 октября 1925 г. стала настоятельницей монастыря. См.: Маев-ский В.А. Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. / URL: http://www.russian-inok.org/books/lesn.html#local4 (дата обращения 21.07.2023).

12 Там же.

13 Соколов Н.И. Убежище Леснинского монастыря в Ялте // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1904. № 15. С. 186-188.

14 Об успехах православия и русского дела на Холмщине и на Подлясьи // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1890. № 12. С. 206.

15 Екатерина (Ефимовская), игум. Монастырь и христианский аскетизм. СПб.: Типография М. Меркушева. 1904.

16 Там же. С. 8.

предназначения, но и еще целый ряд вопросов и проблем церковной жизни, по которым чуть позже выскажется игумения Екатерина. А сама дискуссия с новой силой и остротой возобновится на страницах прессы в 1909 г. в связи с подготовкой и проведением съезда монашествующих.

В 1905 г. в условиях нарастающего государственного кризиса игумения Екатерина предлагает целый ряд инициатив, связанных с восстановлением древнего чина диаконисс. Она представляет в Синод докладную записку с предложениями о создании училища и общины диаконисс при Леснинском монастыре в условиях нарастающей революционной и антиправославной пропаганды. Цель этих предложений — подготовка миссионерских кадров для дальнейшего просветительского и социального служения на приходах по всей России. Планировалось дать девушкам и женщинам богословское и медицинское образование, практические навыки служения в общине диаконисс при монастыре. «Обширный опыт доказал, что женщина миссионерка лучше умеет вызвать к себе доверие народа и легче сближается с ним, входя по свойственному ей чувству материнства в мелочи жизни, в скорби и нужды простого народа. К женщинам охотные и доверчивые идут за медицинской помощью»17.

Предложения были рассмотрены в Предсоборном присутствии в 1906 г., имели положительный отклик, но официальных решений принято не было18.

Внутренний уклад жизни Леснинского монастыря

Несмотря на это, служение сестер в Леснинском монастыре происходило по образу и в духе древних диаконисс. Насельницы были свободны в выборе монашеского пострига, это не было целью деятельности монастыря и его настоятельницы. Образовательный и воспитательный процесс также не имели подобной цели. Важнейшей задачей образовательных программ было приобщение учащихся к сокровищам русской культуры — художественному, литературному, музыкальному творчеству.

Инокинь своей обители игумения подбирала исключительно с точки зрения их готовности к жертвенному служению ближнему19, аскетическая практика отвечала этой главной цели и была умеренной. Ее главный смысл заключался в самопожертвовании и самоограничении ради ближнего. Поэтому игумения сдерживала своих сподвижниц от традиционного уклона борьбы со страстями, считая ее не целью и смыслом монашеского подвига, а результатом христианской любви подвижника.

Несмотря на большой объем социальной деятельности, богослужения в монастыре совершались в соответствии с монашеским уставом.

Игумения Екатерина не только не следила в своем монастыре за строгим исполнением аскетического устава, но даже запрещала постническое изнурение тем сестрам, которым это угрожало болезненностью, отвлекающей от дела. Некоторые сестры в качестве послушания пользовались мясным столом20. При этом жили сестры очень скромно, в менее устроенных условиях, чем те, кому они помогали, особенно в период становления Леснинского монастыря, в ветхом доме, переделанном из хлебных амбаров. Все средства, собственные и жертвователей, сестры монастыря тратили на помощь нуждающимся, устроение приютов, школ и пр.

В Леснинской обители был еще один неожиданный обычай — выдавать учениц-сирот замуж и венчать их в монастыре. На вопрос студента Московской Духовной

17 Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконисс, 1905 г. // Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 1 об.-2.

18 Парфенова Е.Г. Вклад игуменьи Екатерины (Ефимовской) в возрождение чина диаконисс в России // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 45. С. 70-71.

19 Тареев М. М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Том дополнительный (V): Религиозная жизнь. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1910. С. 51.

20 Там же.

Академии Сергея Олесевича21 о том, как совмещаются монашеские обеты с обрядом венчания, игумения Екатерина отвечала: «Но вы видели факт, что у нас любят детей, как родных, а что на душе у монахов и у монашек, боящихся даже поднять глаза на мужчину и женщину, — мы не знаем; по признанию же великих аскетов можем думать, что от падения не страхует человека никакой клобук и никакая пустыня»22. Сестрам-монашкам даже было разрешено бывать на школьных вечерах с танцами и вечером уходить из монастыря. Все это не могло не вызвать упреков и нареканий в адрес игумении Екатерины. Но она была убеждена, что все это позволяет сестрам проверить собственную природу и силу мира, которую они должны узнать и сделать осознанным выбор монашеского пути.

Распространение опыта «нового монашества» в Холмском крае и его влияние на общественно-политическую ситуацию

Новаторский опыт Леснинского монастыря, несмотря на сложное отношение к нему представителей «старого монашества», имел живой отклик со стороны простого народа Холмщины и поддержку местной церковной иерархии, в том числе правящего архиерея Евлогия (Георгиевского). Поэтому начиная с 1894 г. в Холмщине появляются новые женские обители, созданные по образцу Леснинской. Уходили 10-12 сестер под водительством более опытной и устраивали новый монастырь, который, в свою очередь, развивался на основах лес-нинских традиций. Таким образом, были созданы Вировский монастырь, основанный матушкой Анной (Потто), Теолинский монастырь, настоятельницей которого была мать Людмила; Радочницкий монастырь, во главе которого стояла матушка Афанасия (Громе-ко), Красностокский монастырь, настоятельницей его была мать Елена (Коновалова); Турковицкий монастырь, настоятельницей его была высокообразованная мать Магдалина (Горчакова).

Также в 1894 г. в селе Вулька Плебан-ская, недалеко от г. Бела, Леснинский монастырь открыл школу-приют для девочек при щедрой помощи св. прав. Иоанна Кронштадтского23.

Деятельность этих монастырей, как и Леснинского, имела по-настоящему миссионерский, просветительский характер. Сестры не боялись выходить за стены своих обителей, поэтому вокруг них возникали

21 Сергей Олесевич лето 1912 г. провел в Леснинском монастыре, изучая его жизнь и много беседуя с игуменией Екатериной. После чего в мае 1905 г. написал курсовое сочинение о Леснинском монастыре, целью которого было показать монастырь как новое явление и выяснить его значение. См.: Олесевич С. Леснинский женский монастырь (его история и церковно-общественное значение). МДА. 1913 // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 172. Картон 325. № 6/5104. Л. 1-117.

22 Олесевич С. Леснинский женский монастырь... С. 189.

23 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий, 1994. С. 107

Митрополит Евлогий (Георгиевский)

приюты, школы, больницы. Сестры распространяли свою деятельность и за пределы этих учреждений: ходили по деревням — к роженицам, к больным, к старушкам, погребали безродных, оказывали самую разнообразную помощь местному населению, также ходили в соседние деревни не только для лечения больных и оказания помощи, но и с беседами о вере24. Гости монастыря всегда отмечали особую творческую и братскую атмосферу его жизни. «Любит м. Екатерина поговорить и по богословским вопросам. <...> Столь же интересно было беседовать и с м. Ниною и с сестрами, заведующими школой. Все это люди, которые много передумали, — и каждая из них за свою веру готова положить душу. Это создает любопытную атмосферу живых дум, живого дела, которая столь отлична от среды мертвых книг и чужих слов. Здесь думают по-своему, думают свою думу, думают головой и сердцем»25-. Митрополит Евлогий вспоминал: «В Леснинском монастыре создалась какая-то особая культурная атмосфера. Характерными его чертами были: разумный, неослабный труд и духовное воодушевление. Душою обители, несомненно, надо признать матушку Екатерину. Это была святая душа. К себе строгая, подвижница-молитвенница и постница, к другим снисходительная, всегда веселая, — она была общительна, любила пошутить, пофилософствовать, побогословствовать, имея для этого данные. Духовный подвиг несла сокровенно, заметая следы, и лишь приближенные сестры догадывались, что она по ночам подолгу молится»26-.

Участие игумении Екатерины в преодолении

негативных последствий введения указа

«Об укреплении начал веротерпимости» в Холмщине в 1905 г.

Религиозные и национальные отношения на Холмщине и Подляшье серьезно изменились после царского указа 17 апреля 1905 г., который разрешил смену вероисповедания. Тогда началось массовое возвращение населения из православия, но уже не в унию, потому что царское правительство фактически ее запретило, а в католичество. Так, перед изданием указа на Холмщине и Подляшье жило 450 тысяч православных, в начале 1908 г. их было менее 280 тысяч, то есть 170 тысяч (по другим источникам около 200 тысяч, это около 38%) человек перешло из православия в католичество27. Чтобы укрепить Православие на Холмщине и Подляшье, Св. Синод в С.-Петербурге выделил в 1905 г. из Холмско-Варшавской епархии отдельную Холмскую епархию, которую возглавил епископ (с 1912 года архиепископ) Евлогий (Георгиевский). Введение Указа имело тяжелые последствия для населения Холмщины, он лишь усилило межконфессиональное и национальное противостояние, что сказывалось, прежде всего, на крестьянах, находящихся под экономическим давлением польских помещиков. Фактически, объявленная свобода обернулась еще большей несвободой, которую епископ Евлогий характеризовал как «общественный террор» в своей записке, направленной в Канцелярию Синода в 1905 г28.

В это тяжелое для края время сестры монастыря и лично игумения Екатерина поднялись на защиту православия29. Чтобы развенчать активно муссирующиеся слухи о переходе семьи императора и св. прав. Иоанна Кронштадтского в католичество, игумения Екатерина, пользуясь своими связями при дворе, организовала в мае 1905 г. аудиенцию холмской делегации крестьян и епископа Люблинского

24 Попов М, прот. О приходском братстве // Архангельские епархиальные ведомости. 15 августа 1900. № 15. С. 393.

25 ТареевМ.М. Основы христианства... С.71.

26 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. С. 110.

27 Мельков А. С. Влияние русского Православия.

28 Записка люблинского архиерея Евлогия об униатском вопросе. 14 апреля 1905 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 339. Л. 4.

29 Олесевич С. Леснинский женский монастырь. С. 203.

Евлогия (Георгиевского) у императора Николая II, чтобы они могли лично убедиться в ложности проводимой антиправославной агитации30. В это время, пока игу-мения Екатерина была в С.-Петербурге, сестры монастыря с детьми и учениками ходили крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери по окрестным селам и деревням, крестные ходы продолжились и по возвращении игумении Екатерины уже под ее руководством. Миротворческая миссия сестер Леснинского монастыря имела добрые плоды: «Такая попечительность монастыря действительно успокоила многих, объединила их и создала силу, которая может парализовать насилие хоть в некоторой части приходов»31. В связи с миротворческой миссией в источниках упоминается факт поднесения игумении Екатерине благодарственного адреса от депутации крестьян32.

Общественная деятельность игумении Екатерины по восстановлению самостоятельности Холмского края продолжилась, когда после 17 октября в крае поднялось национальное польское движение и русским угрожала такая же опасность, как после 17 апреля. В начале ноября 1905 г. она вместе с епископом Евлогием и другими выбранными лицами снова ездила в Петербург к императору, выхлопотав для Холмской Руси особого депутата в Государственную Думу и заручившись его согласием выделить Холмский край из состава Царства Польского. Окончательно после долгих дебатов закон об отделении Холмской губернии был принят и вступил в силу только через семь лет — 23 июня 1912 г. Холмскую губернию обособили по этнографическому принципу из заселенных украинцами частей Люблинской и Седлецкой губернии.

В 1915 г. часть насельниц монастыря (300 сестер) была вынуждена эвакуироваться в Петроград, а часть с приютскими детьми в Понетаевский монастырь Нижегородской губернии и в Тверскую губернию, далее был путь в Бессарабию (Жабский монастырь). В 1920 г. по приглашению принца-регента Александра Королевства сербов, хорватов и словенцев сестры с детьми были размещены в монастыре Хопово на Фрушской горе. Хотя возобновить социальную и просветительскую деятельность в прежнем объеме было невозможно, монастырь стал одним из центров духовной жизни русской эмиграции. В сентябре 1925 г. в монастыре состоялся III съезд Русского Студенческого Христианского Движения, во время которого матушка Екатерина, несмотря на преклонный возраст, активно общалась с молодежью33. Скончалась матушка Екатерина 18 октября 1925 г., была похоронена в Хоповском монастыре.

Заключение

Деятельность игумении Екатерины (Ефимовской) и Леснинского монастыря в конце XIX — начале XX вв. имели неоценимое значение для духовного и социального развития Холмского края, стали примером бескорыстного служения народу, невзирая на национальные и конфессиональные различия. Вдохновение жизни сестер монастыря, их образованность способствовали рождению еще пяти женских обителей в Холмском крае по примеру Леснинской — с едиными подходами к устроению их деятельности. Церковно-общественная деятельность игумении Екатерины позволила

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Об описанном случае встречи холмской делегации с императором Николаем II см.: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. С. 145-146; Никон (Рклицкий), еп. Леснинский женский монастырь. С. 3-4; Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. № 40. С. 480.

31 Глинский Н, прот. Праздник Св. Троицы в Леснинском женском монастыре // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. № 28. С. 334.

32 Там же.

33 Клементьев А. К. Материалы к истории Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря за первый период его пребывания на территории Королевства С. Х.С. (от переезда до кончины игумении Екатерины: 1920-1925гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 2 (14). С. 188-189.

создать в Русской церкви прецедент деятельного монастыря миссионерской направленности, в котором служение просвещения, диаконии и воспитания детей осуществлялось по образу древних диаконисс, что позволило укрепить и распространить православие в традиционно униатском Холмском крае.

Источники и литература

1. Балакшина Ю.В. Братство ревнителей церковного обновления (группа «32-х» петербургских священников), 1903-1907: Документальная история и культурный контекст. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский ин-т, 2014. 424 с.

2. Верняев И.И. Решение холмского вопроса: дискурсивные практики в Российской империи начала ХХ в. С.97-114 / URL: https://cyberleninka.m/artide/n/reshenie-holmskogo-voprosa-diskursivnye-praktiki-v-rossiyskoy-imperii-nachala-hh-v?ysclid=ll0w3dhcs60837352 (дата обращения 21.07.2023).

3. Владимиров А.П. О положении православия в Северо-Западном крае. М.: Рус. обозрение, 1893. 92 с.

4. Глинский Н., прот. Праздник Св. Троицы в Леснинском женском монастыре // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. № 28. С. 333-336.

5. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконисс, 1905 г. // Российский государственный исторический архив (далее — РГИА). Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 1-8 об.

6. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М.: Московский рабочий, 1994. (Материалы по истории церкви. Кн. 3). 621 с.

7. Екатерина (Ефимовская), игум. Монастырь и христианский аскетизм. СПб.: Типография М. Меркушева. 1904. 15 с.

8. Записка люблинского архиерея Евлогия об униатском вопросе. 14 апреля 1905 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 339. Л. 2-7.

9. Зернова М. М. Монахини Хоповского монастыря // За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд. (Хроника семьи Зерновых, 1921-1972) / Под ред. Н. М. и М.В. Зерновых. Paris: YMCA-press, 1973. С. 78-85.

10. Клементьев А.К. Материалы к истории Свято-Богородицкого Леснинского женского монастыря за первый период его пребывания на территории Королевства С. Х.С. (от переезда до кончины игумении Екатерины: 1920-1925 гг.). Приложения Скворцова О. В. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2016. Вып. 2 (14). С. 141-202.

11. Маевский В.А. Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. 192 с. / URL: http://www.russian-inok.Org/books/lesn.html#local4 (дата обращения 21.07.2023).

12. Мельков А. С. Влияние русского Православия на политику русификации Холмщины в XIX — начале XX вв. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-russkogo-pravoslaviya-na-politiku-rusifikatsii-holmschiny-v-xix-nachale-xx-vv?ysclid=lkxtm9fscg424197775 (дата обращения 21.07.2023).

13. Об успехах православия и русского дела на Холмщине и на Подлясьи // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1890. № 12. С. 206.

14. Олесевич С. Леснинский женский монастырь (его история и церковно-общественное значение). МДА. 1913 // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 172. Картон 325. № 6/5104. Л. 1-117.

15. Памятка о Леснинском первоклассном женском Св. Богородицком монастыре / Сост. М. Ф. Богданов. Варшава: Т-во Оргельбранда сыновей, 1904. 5 с., 30 л. ил.

16. Парфенова Е.Г. Вклад игуменьи Екатерины (Ефимовской) в возрождение чина диаконисс в России // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып.45. С.61-90. DOI: 10.25803/26587599_2023_45_61.

17. Преподобная Екатерина Леснинская, наставница современного женского монашества. Провемон: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь, 2010. 200 с.

18. Попов М, прот. О приходском братстве // Архангельские епархиальные ведомости. 15 августа 1900. № 15. С. 390-400; 30 августа 1900. № 16. С. 413-420.

19. Рклицкий Н. Христианское движение русской молодежи // Новое время. 28 октября 1925 г. № 1350. С. 2.

20. Соколов Н.И. Убежище Леснинского монастыря в Ялте // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1904. № 15. С. 186-188.

21. Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли. Том дополнительный (V): Религиозная жизнь. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1910. 282 с.

22. Фудель И., свящ. Наше дело в Северо-Западном крае. М.: Унив. тип., 1893. 39 с.

23. Циунчук Р.А. Мемуары митрополита Евлогия (Георгиевского) как источник изучения этноконфессиональных отношений на польско-украинском пограничье на рубеже XIX-XX веков (Холмский вопрос) // Таврические чтения. 2015. Актуальные проблемы парламентаризма: История и современность. Сб. научных статей. СПб.: ЭлекСис, 2016. С. 49-54 / URL: https://cyberleninka.m/artide/n/memuary-mitropoKta-evlogiya-georgievskogo-kak-istochnik-izucheniya-etnokonfessionalnyh-otnosheniy-na-polsko-ukrainskom-pogranichie/ viewer (дата обращения 21.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.