Научная статья на тему 'Деятельность Ленгорсовета по восстановлению и капитальному ремонту жилого фонда в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.)'

Деятельность Ленгорсовета по восстановлению и капитальному ремонту жилого фонда в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
656
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
годы четвертой пятилетки / деятельность ленгорсовета / жилой фонд / четвертая пятилетка

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Красносельских А. Г.

Статья посвящена деятельности Ленгорсовета по восстановлению н развитию жилого фонда Ленинграда в 1946-1950 гг. Восстановительные работы затрудняли значительные разрушения жилого фонда, строительных и энергетических предприятий. В статье содержится анализ успехов и неудач деятельности Ленсовета в данной области. В своих выводах автор опирается на широкий круг документальных и мемуарных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the Leningrad City Council"s activity for reconstruction and development of housing in 1946-1950. Repair works were complicated by considerable damages of the dwelling stock, building and energy enterprises. Basing on a wide range of documentary sources and memoirs, the author analyses advances and failures of the City Council"s activity in this sphere.

Текст научной работы на тему «Деятельность Ленгорсовета по восстановлению и капитальному ремонту жилого фонда в годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.)»

А. Г. Красносельских

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЕНГОРСОВЕТА ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ЖИЛ ОГО ФОНДА В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1946-1950 гг.)

Работа представлена кафедрой истории и социологии Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор М. В. Ежов

Статья посвящена деятельности Ленгорсовета по восстановлению н развитию жилого фонда Ленинграда в 1946- 1950 гг. Восстановительные работы затрудняли значительные разрушения жилого фонда, строительных и энергетических предприятий. В статье содержится анализ успехов

155

и неудач деятельности Ленсовета в данной области. В своих выводах автор опирается на широкий круг документальных и мемуарных источников.

The article is devoted to the Leningrad City Council's activity for reconstruction and development of housing in 1946- 1950. Repair works were complicated by considerable damages of the dwelling stock, building and energy enterprises. Basing on a wide range of documentary sources and memoirs, the author analyses advances and failures of the City Council's activity in this sphere.

Новый, 1946 г. был первым мирным новым годом после войны и этим уже отличался от предыдущего военного пятилетия. Несмотря на то что программа восстановления городского хозяйства Ленинграда в 1945 г. была в целом выполнена, осталось очень много нерешенных проблем, которые теперь плавно перешли в 1946 г. Исполкомом Лснгорсовета совместно с ОК и ГК ВКП(б) была завершена работа по подготовке материалов пятилетнего плана развития народного хозяйства по Ленинграду и Ленинградской области. В январе продолжалась активная доработка отдельных разделов плана на уровне Госплана и Совета Министров СССР.

В основу проектировок пятилетнего плана по г. Ленинграду и Ленинградской области были заложены следующие исходные положения:

1) Ленинград должен восстанавливаться как крупнейший индустриальный и культурный центр страны с достижением к концу 4-й пятилетки довоенного уровня производства промышленности на более высокой технической основе;

2) в четвертой пятилетке Ленинградскому экономическому региону должна быть придана большая хозяйственная завершенность за счет развития собственной топливно-энергетической, сьгрьевой и продовольственной базы.

Исходя из этих основных положений четвертым пятилетним планом по г. Ленинграду предусматривается проведение огромной работы во всех областях народно-1 тт

го хозяйства . Ленинград восстанавливался как столичный центр и благоустроенный город. В области городского хозяйства

предполагалось восстановить и вгговь построить 259 тыс. кв. м жилой площади.

Пятилетним планом объемы финансирования работ по текущему и капитальному ремонту жилого фонда были определены в 11 90 млгг руб. Предстояло осуществить комплексный капитальный ремонт 482 жилых домов. Полностью завершить восстановление разрушенных во время войны и блокады жилъгх домов.

Для решения поставленных задач на этом направлении исполкому Ленгорсове-та за пятилетие необходимо бьгло решить проблему обеспечения восстановительных работ' кадрами строителей. Устранить параллелизм в деятельности многочисленных строительных организаций, контор, артелей и т. п. Собрать воедино распыленные сильг и средства. Переломить существовавший кустарный подход к восстановлению и строительству жилых зданий. Оснастить ремонтно-строительные организации необходимой строительной техникой и инструментами. Повысить производственные мощности ремонтно-строительных организаций примерно в 2,5 раза. Обеспечить своевременную и качественную подготовку проект ио-смегной документации при надлежащей финансовой дисциплине производства работ.

11 января 1946 г. на заседаггии исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся был заслушан вопрос «Об итогах работы в 4 квартале 1945 г. и

плане городского хозяйства на 1 квартал 2

1946 года» . В записке к проекту решения отмечалось, что невыполнение отдельных позииий плана 1945 г. в городском хозяйстве связано прежде всего с отставанием в

Деятельность Лснгорсовета по восстановлению н капитальному ремонту жилого фонда..

капитальном ремонте жилого фонда и реконструкцией домов подвергшихся значительным разрушениям, а также со значительным отставанием сроков ввода энергомощностей, торфобрикетных заводов, газоснабжения и теплоснабжения города, предприятий промышленности строительных материалов. Поэтому первые распоряжения Ленгорисполкома в январе 1946 г. - это распоряжения «О передаче домов и помещений для восстановления предприятиям и орга-

3

низациям города Ленинграда» . Однако только самые мощные промышленные предприятия города могли справиться с такой задачей. Поэтому исполкому Лснгорсовета приходилось ежеквартально рассматривать вопросы об изъятии жилых домов, переданных для восстановления, от одних предприятии и организаций города, которые не справляются со сроками выполнения работ по восстановлению жилых домов, другим, которые успешнее справлялись с этой задачей. Поскольку ввод в строй жилой площади был одним из основных показателей деятельности исполкома Лен-горсовета в четвертой пятилетке, то успешное выполнение заданий на этом направлении зачастую определяло победителя в социалистическом соревновании поквартально и по итогам года.

10-11 апреля состоялась 14-я сессия первого созыва Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и рассмотрела главный вопрос повестки дня «О плане восстановления и развития городского

4

хозяйства гор. Ленинграда на 1947 год» . Было отмечено, что за прошедший 1946 г. было восстановлено и введено в эксплуатацию 406 тыс. кв. м жилой площади. Многие предприятия министерств и ведомств не выполнили плана ввода жилой площади за прошедший год. Так, предприятия союзной промышленности выполнили план по этому показателю на 66,5%. План ввода в эксплуатацию жилой площади в результате восстановления и нового строительства на 1947 г. был оп-

ределен в размере 482,0 тыс. кв. м, для союзных министерств - 395, 0 тыс. кв. м, против 388,0 тыс. кв. м плана 1946 г.

В январе 1948 г. исполком Ленгорсове-та рассмотрел вопрос строительства новых жилых домов, малой этажности финского типа и одного из первых послевоенной постройки пятиэтажного жилого дома управления «Ленгазеетьстрой» на Васильевском острове. Надо отметить также вопрос «О подготовке к строительству зданий из крупных блоков» . Это, конечно, было еще не панельное домостроение, но крупный шаг в направлении индустриализации жилищного строительства. Были рассмотрены вопросы ведения работ по газификации жилого фонда.

Особо необходимо выделить вопрос о своевременной подготовке проектно-смет-ной документации на объекты плана 1948 г. Не в первый раз проведение строительных работ натыкалось на несвоевременную и некачественную подготовку этой документации, что регулярно приводило к затягиванию сроков строительства.

С повсеместным началом фасадных и общестроительных работ на объектах 1948 г. исполком Ленгорсовета принял решение «Об увеличении мощности ремонтно-строительных контор». Решение предусматривало не только дополнительное выделение строительной техники, материалов, инструмента и рабочей силы, но также и увеличение фондов заработной платы, применение сдельно-премиальной оплаты труда, организационные мероприятия, направленные на укрупнение контор путем их слияния.

13-14 июля 1948 г. состоялись заседания 3-й сессии Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся 2-го созьгва. Сессия рассмотрела вопрос «О ходе жилищного строительства в гор. Ленинграде» . В докладе бьгло отмечено, чго за первое полугодие 1948 г. план строительства жилой площади в целом по городу выполнен на 40,3%, а по вводу жилой площади в эксплуатацию на 22,4% от годового плана.

В 1948 г. был окончательно сформирован новый генеральный план, предусматривающий преимущественное развитие города на север. Основными объектами нового строительства в 1948 г. стали малоэтажные (2-3-этажные) дома на периферии города: на Белевском поле и Щемиловке в Невском районе, на Большой Охте, проспекте Энгельса в районах Волковой деревни и Новой деревни, в Стрельне, и Урицке, в районе Сосновой Поляны.

В декабре были подведены итоги работ по восстановлению и развитию городского хозяйства. Было отмечено значительное продвижение по всем направлениям деятельности, а также сокращение отставания по темпам развития, образовавшееся в 1947 г. В целом же можно сказать, что в 1948 г. закончился подготовительный этап к развертыванию большого строительства жилья, тепло- и газификации городского хозяйства, канализационных коллекторов, метрополитена, развитию дорожной сети, строительству новых мостов и набережных и т. п.

23 апреля 1949 г. состоялась 5-я сессия второго созыва Ленгорсовета. Депутаты рассмотрели основной вопрос «О плане восстановления и развития городского хо-

7

зяйства гор. Ленинграда на 1948 год» . Сессия утвердила план ввода жилой площади на 1949 г. в размере 285 тыс. кв. м, в том числе 44 тыс. кв. м - за исполкомом Лен-горсовета. Предстояло капитально отремонтировать 172 жилых дома, в том числе 95 домов, находящихся в аварийном состоянии, а также 133 дома в пригородных районах Ленинграда. Выполнение таких объемов было вполне по силам Жилищному управлению, управлению строительства и подрядным организациям министерств и ведомств. Надо, однако, отметить, что цифры плана, утвержденного сессией, значительно (в два раза) отличались от ■ тех, которые были определены пятилетним планом. Соответственно, общий объем ввода жилой площади в 1949 г. 522,5 тыс. кв. м,

из них 90 тыс. кв. м за исполкомом Ленгор-совета.

В 1949 г. на повышении качества и уменьшении сроков ведения работ по восстановлению и новому строительству жилых домов стали сказываться те огромные усилия, которые были приложены к повышению квалификации кадров строителей, улучшению организации работ, их механизации, применению сборных конструкций и новых материалов.

28 февраля депутаты Ленгорсовета собрались на свою 8-ю сессию второго созыва. Основной вопрос был снова посвящен вопросам работы Жилищного управления: «О мерах по улучшению жилого фонда и

своевременному проведению ремонта и

8

восстановления домов» . В докладе по этому вопросу прозвучало множество цифр. О тысячах квадратных метров новой кровли, замененных водосточных труб, окрашенных фасадах. За 1949 г. был проделан большой объем работы, но вместо 95 домов по плану закончено ремонтом и введено в эксплуатацию 79 аварийных домов. В результате реорганизации Жилищное управление теперь вело работы не только непосредственно в самих зданиях, но и занималось также реконструкцией дворов, благоустройством территории, теплофикацией старых кварталов. Объем работ в жилых

3

зданиях постепенно возрастал . В 1950 г. объем работ ремонтно-строительных трестов составил 141,3 млн руб., т. с. по сравнению с довоенным периодом вырос в два раза. По новому строительству (без ввода в эксплуатацию жилой площади) был выполнен объем работ в 5,7 млн руб.

Подводя итог деятельности исполкома Ленгорсовета в четвертой пятилетке, нужно отметить главное: удалось практически полностью завершить восстановление разрушенных во время войны и блокады жилых домов. Отпущенного пятилетним планом объема финансирования работ по текущему и капитальному ремонту жилого фонда в 1190 млн руб. не хватило для капиталыю-

Деятельность Ленгорсовета по восстановлению п капитальному ремонту жилого фонда..

го ремонта всех определенных планом 482 жилыхдомов. Однако с учетом построенных домов - 2434, общее количество введенных в эксплуатацию жилых домов примерно 2850. Их количество приблизилось к цифре полностью разрушенных и сожженных домов во время войны и блокады - 3174.

От исполкома Ленгорсовета потребовалась большая организаторская работа для решения проблемы обеспечения восстановительных работ кадрами строителей. И хотя результаты этой работы начнут сказываться только в следующей пятилетке, а в четвертой весь приток рабочих рук был обеспечен за счет демобилизации армии, о;щако значительный рост кваггификации строительных рабочих был достигнут уже к 1950 г.

Для устранения параллелизма в деятельности многочисленных строительных организаций, контор, артелей и т. п. исполком Ленгорсовета на протяжении всего пятилетия проводил работу по структурной реорганизации системы ремонтно-строительных организаций, собирая воедино распыленные силы и средства.

В течение пятилетки удалось переломить существовавший в первые послевоен-

ные годы кустарный подход к восстановлению и строительству жилых зданий. К концу пятилетки весь цикл ремонтно-с гроигсль-ных работ обеспечивали сложившиеся коллективы строителей.

Постоянное внимание исполкома Ленгорсовета к оснащению ремонтно-строительных организаций необходимой строительной техникой и инструментами позволило повысить производственные мощности ремонтно-строительных организаций примерно в 2,5 раза.

В четвертой пятилетке были заложены организационные основы обеспечения строительства и капитального ремонта жилых зданий своевременной и качественной подготовкой проектно-сметпой документации.

Не удалось достичь плановых показателей по объемам капитального ремонта жилого фонда, однако это было невозможно при существовавших объемах финансирования этих работ, с одной стороны, и слабостью материально-технической базы ремонтно-строительных организаций, с другой стороны. Эту задачу предстояло решать в следующей, пятой пятилетке.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный Государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГАСПб). Ф. 7179. Оп. 45. Д. 9.

Л. 44-59.

2

ЦГАСПБ. Ф. 7384. Оп. 25. Д. 222а «Перечень решений исполкома Ленгорсовета за 1946 г.». ЦГАСПБ. Ф. 7384. Оп. 25. Д. 55а «Перечень распоряжений Ленгорисполкома за 1946 г.», распоряжения № 6-16. С. 1.

Бюллетень Ленинградского городского Совега депутатов трудящихся. 1947. № 9 (637). С. 1. ЦГАСПБ. Ф. 7384. Оп. 25. Д. 731а. С. 7, протокол 4 от 26.01.48 г., п. 7. Бюллетень Лештнградского городского Совега депутатов трудящихся. 1948. № 15 (667). С. 3. Бюллетень Ленинградского городского Совега депутатов трудящихся. 1949. № 10 (686). С. 1. Бюллетень Лешшградского городского Совета депутатов трудящихся. 1950. № 6 (702). С. 1. За период четвертой пятилетки затраты на капитальный и текугций ремонт жилого фонда составили 1190 млн руб. (Городское хозяйство. Л., 1957. С. 20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.