Научная статья на тему 'Деятельность КрымЦентрархива по спасению архивных материалов в период становления советской власти'

Деятельность КрымЦентрархива по спасению архивных материалов в период становления советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Крымский архив
Область наук
Ключевые слова
КРЫМ / 1918-1921 ГГ. / КРЫМСКИЙ АРХИВ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВНЫЙ ФОНД (ЕГАФ) / БОРИС ДМИТРИЕВИЧ ГРЕКОВ / ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ / CRIMEA / 1918-1921 / CRIMEAN ARCHIVE / UNIFORM STATE ARCHIVAL FUND (USAF) / BORIS DMITRIYEVICH OF GREEKS / GEORGY VLADIMIROVICH VERNADSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джепаров Арсен Кемалович

Статья посвящена основным этапам формирования Крымского Центрального архива в период становления советской власти. Рассказывается о самоотверженном труде работников архива, выполнивших задачу по спасению архивных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Джепаров Арсен Кемалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF CRIMEACENTRALARCHIVE ON RESCUE OFARCHIVAL MATERIALS DURING FORMATION OF THE SOVIET POWER

Article is devoted to the main stages of formation of the Crimean Central archive during formation of the Soviet power. It is told about dedicated work of the employees of archive who carried out a task of rescue of archival documents.

Текст научной работы на тему «Деятельность КрымЦентрархива по спасению архивных материалов в период становления советской власти»

КРЫМ

В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

УДК 930.253

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЫМЦЕНТРАРХИВА ПО СПАСЕНИЮ АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Арсен Кемалович Джепаров,

главный архивист отдела комплектования и упорядочения документов архивного фонда ГКУ РК «Государственный архив Республики Крым» (г. Симферополь, Республика Крым, РФ) + 7 978 831 16 80; a.dzheparov@krymgosarchiv.ru

Статья посвящена основным этапам формирования Крымского Центрального архива в период становления советской власти. Рассказывается о самоотверженном труде работников архива, выполнивших задачу по спасению архивных документов.

Ключевые слова: Крым, 1918—1921 гг., крымский архив, Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ), Борис Дмитриевич Греков, Георгий Владимирович Вернадский.

Первым документом, с которым сталкивается исследователь по вопросу деятельностиКрымского Центрального архива, является Докладная записка Б. Д. Грекова Таврическому губернатору Татищеву Никите Алексеевичу «О состоянии архивного дела в Крыму, основанию Таврического центрального архива в г. Симферополе и проекте сметы на его содержание» в фонде «Таврическое губернское управление Управления внутренних дел при Главнокомандующем вооруженными силами Юга России», которая датируется 25 июня 1919 г. [4, л. 11].

И это не только документ, констатирующий создание Крымского архива, он также отражает надежды и ожидания, которые представители интеллигенции вкладывали в спасение и сбережение документов.

© А. К. Джепаров, 2016

Из Записки мы узнаем, что мысль об организации центральных архивов в губерниях давно витала среди представителей Российской Академии наук. Ученые архивные комиссии, организованные далеко не во всех городах, ставили себе задачей в основном лишь наблюдение за состоянием архивов. С которой не всегда справлялись, так как их бюджет не превышал обычно нескольких сот рублей в год [4, л. 12].

Фактически все зависело от энтузиазма и увлеченности ученых, входивших в состав комиссии. Только их настойчивость и преданность делу позволяла несмотря ни на что проводить работу по спасению и сохранению важных материалов по истории Отечества.

И Крыму в этом плане повезло: в столь непростое время здесь оказались видные деятели, которые самоотверженно занимались спасением документов, невзирая на трудности военного времени, зачастую испытывая нехватку материальных средств. Это и Арсений Иванович Маркевич, и Михаил Осипович Гредингер, и Эрнст Николай Львович, и Георгий Владимирович Вернадский, и Борис Дмитриевич Греков. Последний пробыл в Крыму не более трех лет (с 1918 по 1921 гг.), но за это время организовал своими силами архив, который к 1921 году оформился в Главное архивное управление.

Второй приход большевиков в Крым сделал актуальным вопрос организации центрального архива. К этому времени многие правительственные и общественные учреждения были закрыты, важные документы оказались под угрозой полного уничтожения. Как пишет Б. Д. Греков: «Не редкими стали факты грубого расхищения и уничтожения документов толпой, с которыми власть справится не в состоянии» [4, л. 12].

В списке утраченных архивов значатся архив полицейского управления в Карасувбазаре и архив 7-го армейского корпуса. Под наибольшей угрозой оказался архив Дворянского депутатского собрания, чье помещение «понадобилось для других целей Коммунистической партии»; по 2 рубля за фунт продается на базаре в Симферополе Полицейский Симферопольский архив (часть которого была выкуплена Б. Д. Грековым и Г. В. Вернадским). Из Севастополя пришла информация о гибели архива градоначальства, ряд старых архивов вывален прямо на двор и гниет под открытым небом [4, л. 12об.].

В сложившихся обстоятельствах историки Таврического университета Б. Д. Греков и А. И. Маркевич и подают заявление в Народный комиссариат просвещения Крымской Советской Социалистической Республики о «необходимости обратить внимание на состояние архивов Крыма». Одновременно прилагая к нему проект обустройства Центрального архива, целью которого было «собирание, хранение, систематизация и научное описание документов» [4, л. 12об.].

К этому времени в РСФСР, частью которой была провозглашенная 1 мая 1919 года Крымская Советская Социалистическая Республика (КССР), уже действовали два декрета, полностью посвященные развитию архивного дела: «О реорганизации и централизации архивного дела» (1 июня 1918 г.) и «Положение о губернских архивных фондах» (31 марта 1919 г.) [6, с. 37].

Фактически именно с первого декрета и появилось архивное законодательство. Декрет провозгласил государственную собственность на документы царских и советских учреждений, а также централизацию управления архивным делом. Все архивы правительственных учреждений ликвидировались как ведомственные учреждения. Хранившиеся в них документы образовали Единый государственный архивный фонд (ЕГАФ) Советской республики. Согласно этому декрету создавалось Главное управление архивным делом (ГУАД), которое получало право контроля как за сохранностью архивных документов и соблюдением условий передачи документов в государственные архивы, так и общее руководство ЕГАФ. В целях лучшего научного использования документов декрет предполагал объединить отдельные отрасли ЕГАФ по принципу централизации архивного дела [1, с. 46].

Можно сделать вывод, что ГУАД, тем самым принимало на себя роль общегосударственного центра защиты не только архивов, но и «русской исторической науки» в самом широком смысле, как об этом было заявлено [7, с. 62].

Здесь следует отметить что, несмотря на то, что в дореволюционной России сложилась огромная сеть архивов (в стране до 1917 г. насчитывалось 120 тыс. правительственных и общественных архивов), над ними не было единого руководящего органа - они находились в подчинении различных ведомств. Документы передавались из канцелярии в архивы учреждений, откуда их забирали Ученые архивные комиссии, задерживаясь в учреждениях на десятилетия. Частновладельческие архивы и вовсе оставались без правительственного контроля и их гибель носила массовый характер [1, с. 45].

Сеть местных архивных учреждений стала создаваться согласно Постановлению СНК РСФСР от 31 марта 1919 г. об утверждении «Положения о губернских архивных фондах». По этому декрету все архивы, находящиеся в губерниях и подлежащие включению в ЕГАФ, составляли по каждой губернии единый губернский архивный фонд. По Декрету было предусмотрено создание губернских архивов во главе с назначаемым ГУАД заведующим и советом при нем. Также в губернских архивных фондах в составе ЕГАФ было введено разделение на документы до 1917 г. и после него. Местные исполкомы обязаны были

принять меры к сохранению архивных документов до их концентрации в губернских архивах [1, с. 48].

Из той же записки Б. Д. Грекова мы узнаем, что 9/22 мая Комиссариат Народного просвещения следуя законодательству РСФСР постановляет учредить Центральный архив [4, л. 13].

В состав учреждения вошли все преподаватели-историки Таврического университета: профессор Б. Д. Греков и В. Г. Вернадский, доцент А. И. Маркевич и приват-доцент Н. Л. Эрнст. Был также приглашен бывший мировой судья В. М. Марков, бывший комиссар по крестьянским делам г. Радома В. Г. Чистилин и недавно окончившая женскую гимназию А. Н. Факторовская.

Заведующим архивом стал Б. Д. Греков, старшим архивариусом и правителем дел - А. И. Маркевич, архивариусами - Г. В. Вернадский и Н. Л. Эрнст, помощниками - В. М. Марков и В. Г. Чистилин, машинисткой и кописткой была назначена А. Н. Факторовская [4, л. 12].

12/27 мая был утвержден личный состав архива и отпущен аванс в 5000 рублей на предварительное оснащение и дезинфекцию. Под новый архив было выделено целое здание - здание бывшего пансиона 1-ой Симферопольской мужской гимназии

Немедленно началась работа: здание было продезинфицировано, произведен ремонт и сразу же началось комплектование архива - перевезен архив Дворянского депутатского собрания «как наиболее угрожаемый», затем архив Симферопольского уездного полицейского управления. Несколько ранее в Университет был перевезен архив Ю. В. Попова из имения Тавель [4, л. 12-12об]. Началась работа по его разбору и упорядочению.

Над научным описанием Дворянского депутатского собрания работал А. И. Маркевич и В. Г. Чистилин, архив Ю. В. Попова изучался Г. В. Вернадским и В. М. Марковым.

Содержание личного состава взял на себя Комиссариат Народного просвещения. На перевозку документов и установку полок было выдано 16 000 рублей [4, л. 13].

После установления в Крыму власти Деникина и Врангеля Центральный архив оказался в критическом состоянии, так как не был предусмотрен существующим законодательством.

Здание, где размещался Центрархив, было отнято, и в нем разместилось Управление учебных заведений Крыма [3, л. 18].

В это время неоценимую помощь оказали сотрудники только что созданного Таврического университета. Фактически, деятельность архива была тесно связана с ним. Сотрудники университета видели и практическое значение в его существовании: написание научных работ требовало опоры на документы, которые собирал архив. Они собирали

уцелевшие от гражданской войны, бесконечной смены властей и разрухи документы. Вернадский на свои личные деньги выкупал у торговок «на вес» бесценные документы: на базаре их использовали в качестве оберточной бумаги и кульков для семечек [5, с. 136]. Это связано с кризисом в бумажном производстве, который образовался в годы гражданской войны; он сделал бумагу дефицитным товаром.

Таврический университет вынужден на заседании Совета профессоров 27-го июня включить архив в состав университета как одно из своих учебно-вспомогательных учреждений [4, л. 13].

Исходя из тяжелого состояния, Греков просит Таврического губернатора Татищева Никиту Алексеевича сохранить хотя бы 3 человека и сторожа для его охраны [4, л. 13]. Это связано с необходимостью как разбирать и упорядочивать собранные документы, так и с необходимостью их сохранить от разграбления.

После окончательного установления на всей территории Крымского полуострова советской власти, началось восстановление архива. Этот период тесно переплетается с созданием Крымской АССР и связан с созданием новых органов власти.

Период деятельности 20-х годов прослеживается в фонде «Областной архивный отдел Исполнительного комитета Крымского областного совета народных депутатов, г. Симферополь Крымской области», который хранится в Госархиве под 415-м номером.

Из копии отчета Крымского областного архивного управления Главному управлению архивным делом РСФСР мы узнаем, что в конце 1920 г. Б. Д. Греков опираясь на декреты Совнаркома РСФСР от 1-го июня 1918 г. и 26 июня 1919 г. приступил к созданию Архивного управления. В январе 1921 г. уже был утвержден штат служащих, установленный согласно примерному штату декретом от 31 марта 1919 г. В штате Крымархива состояли: заведующий - Б. Д. Греков, архивариусы - А.К. Сынопалов и П. И. Маслов, сотрудники - А. П. Ястребов и М. Ф. Яновский, младший служащий - Л. Э. Баук-Гаге. Две должности заполнить не удалось по причине «незначительного вознаграждения». Должность делопроизводителя взял на себя М. О. Гредингер [3, л. 8].

В уездных городах Крыма за наблюдением уездных архив ных фондов следили архивисты из деятелей Архивной ученой комиссии. Всего было 5 человек, которые были приглашены Уполномоченным Главар-хива И. З. Каменским, лично организовавшем уездные архивные отделения на местах летом истекшего года [3, л. 9].

В это время ведется работа по составлению целого ряда описей по материалам отдельных архивов: Дирекции училища Таврической губернии, Училищного Совета, Симферопольского городского суда, отдельных министерств Крымского правительства, отдельных комисса-

риатов Советской социалистической республики Таврида, Губернского правления периода Деникина и Врангеля [3, л. 10].

Идет речь о подготовке к печати «Сборника трудов Крымархива», куда планировались войти обозрения Тавельского и Васильевского архивов Секретаря Екатерины II Василия Степановича Попова (совместный труд Г. И. Вернадского и И. М. Маркова), история возникновения и деятельности Странноприимного дома А. Н. Тарасова-Белозеро-ва (труд А. И. Маркевича) [3, л. 12].

Рассылка анкетных листов о состоянии архивов по уездным ревкомам и исполкомам не дали результатов, ввиду чего Крымархив был лишен возможности хотя бы в схематическом порядке представить состояние Крымских уездных фондов.

Опубликованный 15 ноября 1921 года приказ Совнаркома Крыма дать сведения Крымархиву об имеющихся на местах архивах также не возымел своего действия, так как лишь Севастопольский и Феодосийский финотделы прислали сообщения об архивах отделениях Государственного банка, от остальных учреждений ответов не поступало [3, л. 11].

Интересно отметить, что пишет заведующий по поводу сдачи отчетности: «.. .Уездные архивисты, на разосланные в декабре 1921 г. предписание представить годовые отчеты о работе своих отделений, таковых еще не представили, «вероятно, в виду предположения, что годовой отчет по Крымархиву должен быть представлен к 15 февралю» [3, л. 13].

Из отчета следует, что план командировок в уезды специалистов Крымархива не выполнен ввиду отсутствия денежных средств. Вместо этого приходилось использовать поездки профессорского состава Университета в разные города Крыма с поручением им осведомиться о положении архива [3, л. 15].

В докладе заведующего Крымским Центральным архивом в Научно-Техническом совете при Совнархозе Крыма следуют сведения, что есть ценные архивы в городах и селениях Крыма - Караимский архив в Евпатории и архив немецких колонистов в селе Нейзац [3, л. 16].

Ввиду отсутствия соответствующего помещения, использовалось три места, куда свозились документы - университет отвел под архив одну из своих самых больших аудиторий, ученая архивная комиссия выделила свое помещение и использовалось помещение архива бывшего Губернского правления [3, л. 17].

За время существования Центрархива к 1921 г. были спасены и перевезены на хранение следующие архивы: Губернского правления, Казенной палаты (с момента присоединения Крыма к России), Управления государственного имущества, архив бывшей Духовной конси-

стории, бывшего Дворянского депутатского собрания, бывшей Дворянской опеки (с 2 пол. XVIII века), Дирекции народных училищ, (с 1806 г.), Симферопольской мужской гимназии (с 1912 г.), архив Симферопольской уездной полиции, архив бывшей Духовной семинарии, архив Странноприимного дома и больницы (с 1810 г.), архив времени революции в Крыму, Тавельский архив В. С. Попова (к. XVIII в.), архив канцелярии губернатора и архив Таврической ученой комиссии, в котором имеются: сенатские дела с к. XVIII в., дела Старокрымской городской ратуши, Бердянского уездного полицейского управления, Феодосийской уездного полицейского управления, Симферопольского городского полицейского управления, управления кавказских минеральных вод.Разобран и описан архив ТУАК, значительная часть описей была напечатана [3, л. 18].

Проблема с транспортом не позволяла интенсивно собирать дела. Грузовой автомобиль не мог быть выделен, по причине отсутствия средств на бензин, а лошади выделись только при условии обеспечения их фуражом [3, л. 19].

Тем не менее, благодаря самоотверженному труду работников архива, задача по спасению архивных документов была выполнена. Наиболее ценные материалы сохранились и до наших дней [2].

В 1921 г. Владимир Иванович Вернадский писал: «...все крупные архивы учреждений - общественных и государственных - Крыма спасены в этом новом архиве» [5, с. 136].

Список источников и литературы

1. Архивное право : учеб. пособие / И. Л. Кузина. Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2011.

2. Борщик Н. Д., Латышева Е. В. Сотрудничество Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского и Государственной архивной службы Республики Крым // Отечественные архивы. 2016. № 4.

3. ГАРК. Ф. Р-415. Оп. 1. Д. 4.

4. ГАРК. Ф. Р-2235. Оп. 1. Д. 25.

5. Мальгин А. В., Кравцова Л. П. Культура Крыма при Врангеле // Крым. Врангель. 1920 год / сост. С. М. Исхаков. М. : Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006.

6. Сборник руководящих материалов по архивному делу (1917 -июнь 1941 г.). М., 1961.

7. Хорхордина Т. И. История и архивы. М., 1994.

KPblMCKHH APXHB, 2016, № 1 (20)

ACTIVITY OF CRIMEA CENTRAL ARCHIVE ON RESCUE OF ARCHIVAL MATERIALS DURING FORMATION OF THE

SOVIET POWER

Arsen Kemalovich Dzheparov,

chief archivist in department of completing and streamlining of documents of the State archive of the Republic of Crimea (Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation) + 7 978 831 16 80; a.dzheparov@krymgosarchiv.ru

Article is devoted to the main stages of formation of the Crimean Central archive during formation of the Soviet power. It is told about dedicated work of the employees of archive who carried out a task of rescue of archival documents.

Keywords: Crimea, 1918-1921, Crimean archive, Uniform State Archival Fund (USAF), Boris Dmitriyevich of Greeks, Georgy Vladimirovich Vernadsky.

References

1. Archival right / I. L. Kuzina. Komsomolsk-on-Amur : KNAGTU, 2011.

2. Borshchik N. D., Latysheva E.V. Cooperation of the Crimean federal university of V. I. Vernadsky and Public archive agency of the Republic of Crimea//Domestic archives. 2016. №. 4.

3. State archive of the Republic of Crimea (SARC). F. R-415. L. 1. F. 4.

4. SARC. F. R-2235. L 1. F. 25.

5. Malgin A. V., Kravtsova L. P. Culture of the Crimea at Wrangel // The Crimea. Wrangel. 1920 / ed. S. M. Iskhakov. M. : Socio-political THOUGHT, 2006.

6. The collection of the leading materials on archiving (1917 - June, 1941). M, 1961.

7. Horkhordina T. I. History and archives. M, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.