Гуманитарные науки
УДК 94(571)
DOI 10.1555/2409-3203-2017-0-11-129-133
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАСНОЯРСКОГО ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ В ГОДЫ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Белошапкин Виктор Михайлович
Руководитель Православного Братства Трезвения «Неупиваемая Чаша Пресвятой Богородицы» Россия, г. Красноярск Терскова Аида Александровна к.и.н., старший преподаватель кафедры истории России Гуманитарного института Сибирского Федерального университета
Россия, г. Красноярск teraida@yandex. ru
Аннотация: В статье представлена деятельность Красноярского губернского общества трезвости, которое возобновило свою работу в 1915 - 1917 гг. Общество трезвости организовало строительство народных домов и открытие библиотек в городах и селах Енисейской губернии, проводило лекции, спектакли, праздники, ввело уроки трезвости в церковных школах, организовало кинематограф, две чайных и дешевую столовую в г. Красноярске. Масштабы деятельности общества были значительны, что сделало Енисейскую губернию лидером в трезвенном движении среди регионов Сибири.
Ключевые слова: общество трезвости, Енисейская губерния, борьба с алкоголизмом, трезвость.
THE ACTIVITIES OF THE KRASNOYARSK SOCIETY OF SOBRIETY DURING THE
FIRST WORLD WAR
Viktor M. Beloshapkin
The head of the Orthodox temperance society «Inexhaustible chalice of the blessed virgin Mary» Russia, the city of Krasnoyarsk Aida A. Terskova PhD, Senior lecturer upon Department оf Russians History Institute of Humanities in the Siberian Federal University Russia, the city of Krasnoyarsk
Abstract: The article presents the activities of the Krasnoyarsk provincial temperance societies, which resumed its work in 1915 - 1917 the temperance Society organized the construction of people's houses and opening libraries in towns and villages of the Yenisei province, conducted lectures, performances, festivals, introduced the lessons of sobriety in a
Church school, organized a cinema, two tea rooms and cheap dining room in the city of Krasnoyarsk. The scale of activity was high, which made the Yenisei province a leader in the temperance movement among regions of Siberia.
Keywords: temperance societies, Yenisei province, the fight against alcoholism, sobriety.
С началом Первой мировой войны был введен в стране запрет на продажу казенного спирта. Также главы городских и сельских администраций могли просить губернаторов запретить продажу алкоголя на вверенной им территории. Также продажа пива и портера была возможна не во всех винных магазинах. Трезвенная реформа была строгой и нацеленной на результат - отрезвление населения России. Она получила активную поддержку правительства в лице Управления Акцизными Сборами при Министерстве Финансов, железнодорожного и почтового ведомств, а также городских управ. Объединение чиновников, местной интеллигенции и духовенства Приенисейского региона привело к тому, что было создано губернское Общество трезвости с центром в Красноярске, во главе которого встал епископ Енисейский и Красноярский Никон (Бессонов) 3 мая 1915 г.
В мае состоялось первое собрание Общества. «В помещении Братского дома состоялось общее собрание членов общества трезвости, - писала газета «Отклики Сибири» - на котором были избраны в Правление епископ Никон, ректор семинарии архимандрит Кирилл, протоиереи М. Лотоцкий и Л. Смирнов, священники Н. Смиренский, М.Волков и купец Кузнецов Семён Алексеевич (председатель ранее существовавшего в Красноярске общества трезвости) [1].
Епископ Никон, как депутат Государственной думы, получил противоалкогольный кредит от правительства в размере 34 000 рублей для организации работы Общества. Его ходатайство о финансировании перед правительством поддержало Акцизное управление. На эти средства началось строительство 9 народных домов при зданиях церковноприходских школ в городах Канске, Ачинске и Минусинске, а также в крупных селах, среди которых были село Шалоболинское и Большая Мурта. Народные дома должны были стать центрами разумного развлечения народа. Здесь предлагали устраивать народные чтения, лекции, открывать библиотеки, спортивные и шахматные классы, издавать брошюры и книги. На устройство разумных развлечений и на издание противоалкогольной литературы для народа было выделено правительством ежегодное пособие в размере 1 000 рублей [2].
По решению Общества трезвости необходимо было создать институт особых инструкторов трезвости, которое должны были объезжать свои районы с передвижной выставкой и заведовать всей противоалкогольной организацией. Число инструкторов первоначально было 7 человек на губернию, затем их количество было увеличено до 10 человек. Жалованье инструкторов трезвости финансировалось правительством в размере 10 000 рублей в год. Началась активная агитация трезвого образа жизни во всех уездах Енисейской губернии. Инструкторами трезвости в Ачинском уезде были священники Е. Тыжнов, В. Мокеев, в Каннском уезде И. Орфеев, Г. Климовский, Красноярский уезд - о. Голощекин, Минусинский уезд - о. А. Подгайский и В. Кузьмин. Также миссионером трезвости выступал священник Г. Пальмин [3].
После первых организационных мероприятий, было созвано чрезвычайное собрание Общества, о котором сообщает газета «Сибирская мысль». На собрании прозвучал доклад об отпуске правительством денег, а также было решено устроить чайную на Ново-базарной площади и на Поповом лугу. На собрании звучала мысль о том, что «открытие этих зал вызывается отсутствием во всем городе каких-либо доступных для простых классов населения аудиторий, следствием чего является влечение народа к
разным грязным притонам, занимающимся продажей самогонки и пива. Озадачиваясь открытием этих зал, Красноярское Общество Трезвости не могло не обратить внимание на чайную, находящуюся на Ново-базарной площади. Это здание, когда-то построенное со специальной целью служить именно чайной, теперь, несомненно, служит местом убежища разных темных личностей и очагом пьянства и воровства. Красноярское общество трезвости просит Городскую Управу уступить это здание бесплатно или за минимальную арендную плату». Чайную на Ново-Базарной площади обещали освободить от алкоголя, а чайную на Поповом лугу сделать местом разумных народных развлечений. Члены собрания отмечали, что подобная зала несколько лет назад существовала на Поповом лугу, и в ней всегда было много народа. Для этих целей был арендован дом Галандиной
[4].
В Красноярске Общество трезвости с января 1916 г. стало устраивать платные вечера для сбора средств на свое содержание с платой от 15 до 25 копеек. Было избрана комиссия из членов общества для устройства спектаклей и вечеров, а также завели небольшую театральную библиотеку для устройства спектаклей по селам губернии с передвижными декорациями [5]. В Красноярске еженедельно стали устраивать спектакли в Братском доме перед народными чтениями в 12 часов дня. Об этих спектаклях корреспонденты писали, что они очень интересны. Даже взрослые стараются на них попасть. Зала всегда полная. Пример церковных школ заразил и министерские городские школы, которые также принялись за устройство литературных утр и детских праздников [6].
Новое Общество трезвости, получив поддержку светских и духовных властей региона, своей активной работой охватывало всю Енисейскую губернию, имела хорошие результаты в работе. Священники в регионе отмечали, что антиалкогольная компания в обществе приносит свои плоды. Замечается особый подъем религиозности населения, его сплоченности, укрепляются начала трезвости, вместе с нею поднимается и нравственность, возрастают и народные сбережения [3 С 37; 7].
Губернское общество трезвости вело активную пропаганду трезвого образа жизни, сообщая о результатах своей работы. В «Епархиальных ведомостях» появился раздел «Странички трезвости», где публиковались лекции, письма прихожан, хроника трезвости - события из жизни губернии и России. Сеть обществ трезвости охватила все новые населенные пункты Енисейской губернии. Так в селе Покровском Ачинского уезда было открыто Общество трезвости, в селе Ново-Еловском Общество трезвости создано было 16 февраля 1914 г. На страницах Енисейских епархиальных ведомостей сообщалось, что в члены Ново-Еловского общества с обещанием не употреблять спиртных напитков год вступило 24 человека, на 5 лет отказались от спиртного 3 человека, пожизненно - 12 человек. Председателем и организатором этого объединения стал священник В. Фокин [8].
При поддержке Красноярского общества трезвости в г. Канске 20 мая 1915 г. прошел масштабный праздник трезвости. Была привезена в город икона Великомученицы Параскевы. На празднике присутствовало не менее 3 тысяч человек. Проповеди читали миссионер трезвости священник И.Орфеев, С.Бельский, П.Ушаков. Активная просветительская работа трезвенных сил привела к тому, что в августе 1915 г. в Канске было открыто Отделение общества трезвости под председательством Иннокентия Орфеева [9].
Общество трезвости старалось использовать все формы агитации и культурного досуга. Особой популярностью у населения, особенно молодежи, пользовался кинематограф. Было решено при Красноярском обществе трезвости организовать склад картин для волшебного фонаря, запасных частей для фонарей, фонарей для временного пользования. На эти меры искали средства. Организация кинематографа было дорогим делом. Каждая картина стоила в среднем 500 рублей [10]. Местная пресса сообщала, что
Преосвященным Никоном и Управляющим Акцизным сбором Д.Н. Вороновым ассигнуется на обзаведение склада кинематографических картин не менее 4 000 рублей [11]. Большемуртинское общество трезвости и Ильинское Ачинского уезда самостоятельно приобрели кинематограф. Однако в губернии предлагалось совместными усилиями создать фонд кинофильмов, потому что приобретать их каждому сельскому обществу трезвости самостоятельно было слишком дорого. [8, С.30].
Красноярское общество трезвости старалось привлечь к своей работе учителей и учащихся церковно-приходских школ. В 1915 г. было предложено на съезде учителей церковных школ г. Канска создавать при школах союзы трезвости, чтобы оказывать большее влияние на молодежь. Этот вопрос обсуждался на страницах епархиального журнала. Врач П. Виноградов, активный участник антиалкогольного движения и лектор, высказался крайне отрицательно против подобных союзов, потому что это моглр принести в школу раскол на сторонников и противников трезвости. Виноградов настаивал, что дети будут ощущать давление взрослых членов семьи за участие в подобных школьных трезвенных союзах. Этого, по мнению врача, нельзя было допускать. В ответ на критику П. Виноградова Иннокентий Орфеев предложил создавать трезвенные союзы выпускников школ для воспитания молодежи по примеру европейских стран и Америки [12].
В январе 1916 г. епархиальным Училищным Советом была принята программа курса учения о трезвости для ближайшего руководства учащих церковных школ Енисейской епархии при ведении объяснительного чтения в школе и отцов приходских настоятелей при ведении общенародных чтений. Программа предусматривала 11 лекций «Происхождение и свойства алкогольных напитков», «Пьянство как причина потери здоровья», «Трезвость и борьба за нее» и другие. Среди борцов за трезвость народа в одной из лекций обозначались Феодосий Печерский, Тихон Задонский, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой, М.Д. Челышев [13]. За первый год уроки трезвости прошли не во всех церковно-приходских школах, учителя докладывали епархиальному наблюдателю, что не знали о подобных занятиях.
Также через церковно-приходские школы обществом трезвости предложено было создавать библиотеки-читальни во всех селах и деревнях Приенисейского региона. Епархиальный Училищный совет и братство Иннокентия Иркутского разослали по 60 беднейшим школам библиотеки с пособиями по устройству разумных развлечений. Для других школ предложено было открыть библиотеки-читальни на следующих условиях: Общество трезвости выдает пособие на оборудование книгами читальни в тройном размере, т.е. если местное общество дает 10 рублей, то Общество трезвости 30 рублей, но не более 150 рублей. Также для библиотек Общество ежегодно выдает пособие на пополнение книгами и газетами читальни равное сумме изысканных на месте средств, но не более 38 рублей. Книги высылаются из списка, утвержденного Обществом трезвости. В состав библиотеки должны входить произведения важнейших русских писателей, детские книги, популярные издания по религиозно-нравственному, историческому, сельскохозяйственному, противоалкогольному и прикладному знаниям (ремесло, пение, пчеловодство и прочее) [14]. К январю 1917 г. были собраны из пожертвований и ассигнованы на открытие библиотек значительная сумма около 13 500 рублей и на периодику около 25 000 рублей. Епархиальная пресса сообщала в декабре 1916 г. что многие села откликнулись на призыв о читальнях Общества трезвости [15].
В целом, в 1915 - 1916 гг. в Енисейской губернии была создана достаточно разветвленная сеть Обществ трезвости, благодаря работе миссионеров трезвости в Канском, Минусинском и Ачинском уездах. В.М. Белошапкин приводит данные о том, что только в Ачинском уезде было открыто около 50 Обществ трезвости, которые объединили более 3000 человек [16]. Активная агитация, строительство народных домов, проведение лекций и собраний привели к росту трезвенного движения в регионе. 22
февраля 1917 г. открылось совещание миссионеров трезвости, под председательством епископа Никона и управляющего акцизными сборами Д.Н. Воронова, а также чиновника особых поручений при губернаторе Н.Н. Витковского [17]. На совещании выступил инструктор трезвости священник Григорий Климовский, который сообщил о результатах работы Красноярского общества трезвости. В докладе говорилось, что Общество в 1915 г. получило от казны 34 000 рублей и в следующий 1916 г. еще 35 000 рублей. На эти средства было открыто три народных дома, остальные строятся. Общество планирует открывать до 10 домов в год. Инструкторов трезвости в обществе 15 человек. На противоалкогольную литературу истрачено до 2000 рублей, также обществом проводятся спектакли, открываются библиотеки, члены общества проводят районные совещания с привлечением местной интеллигенции и кооперативов. При поддержке Общества было ассигновано на поддержку Разумного кинематографа в г. Красноярске значительная денежная сумма. В марте 1917 г. Общество трезвости планировало открыть дешевую столовую [17].
Губернское Общество трезвости под руководством епископа Никона проработало только до апреля 1917 г., потому что затем епископ был смещен со своего поста решение Общеепархиального съезда духовенства и мирян, Общество трезвости было закрыто, финансирование его прекращено. Обществу удалось проработать немного более двух лет. К сожалению, отрезвление населения также было недолгим. Продажа самогона приносила значительную прибыль, а население, уставшее от продолжительной войны, дефицита и дороговизны, возвращалось к алкоголю.
Список литературы:
1. Хроника. Общество трезвости // Отклик Сибири. - № 94. - 5 мая 1915. - С.3.
2. Епископ Никон и борьба с пьянством // Отклики Сибири. - № 129. - 23 июня
1915. - С. 3.
3. К делу отрезвления // Енисейские епархиальные ведомости. - 1916. - № 4. - С.
43.
4. В обществе трезвости // Сибирская мысль. - № 20. - 25 августа 1915. - С. 3.
5. Общее собрание Красноярского общества трезвости // Енисейские епархиальные ведомости. - 1916. - № 6. - С.42.
6. Школьная хроника // Енисейская церковная нива. - 1917. - № 1. - С. 73.
7. Епископ Никон. Возлюбленные во Христе Пастыри! // Енисейские епархиальные ведомости. - 1916. - № 5. - С. 16.
8.Владимир Фокин Хроника трезвости. Из жизни Ново-Еловского Общества трезвости // Енисейские епархиальные ведомости. - 1916. - №6. - С.41.
9. Иннокентий Орфеев Корреспонденция. Праздник трезвости // Енисейские епархиальные ведомости. - 1915. - № 16. - С.31.
10. ГАКК Ф. 156. Оп. 1. Д. 61. Л. 77.
11. Разумный кинематограф // Енисейская церковная нива. - 1917. - № 1. - С. 75
12. П. Виноградов По поводу проектов школьных союзов трезвости // Енисейские епархиальные ведомости. - 1916. - № 2. - С. 37.
13. ГАКК Ф.354. Оп. 1. Д. 1. Л. 58.
14. Хроника трезвости. Каннский съезд // Енисейские епархиальные ведомости. -
1916. - № 24. - С. 39.
15. Школьная хроника. Библиотеки // Енисейская церковная нива. - 1917. - №1. -С. 76-77.
16. Белошапкин В.М. Под архипастырским руководством. Красноярское общество трезвости (1899-1917 гг.) // Трезвение. - 1 февраля 2015. - С. 8.
17. Совещание о трезвости // Енисейский край - 1917. - № 43. - 24 февраля 1917. -С. 4.
133