Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВОЙ АСТРАХАНСКОЙ ПЕСКОУКРЕПИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ В 1920-Е ГГ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВОЙ АСТРАХАНСКОЙ ПЕСКОУКРЕПИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ В 1920-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАПО / КАЛМЫЦКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / АСТРАХАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ОПУСТЫНИВАНИЕ / ПЕСКОУКРЕПИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бадмаева Екатерина Николаевна

Статья посвящена деятельности Краевой астраханской пескоукрепительной организации в начале 1920-х гг. Исследование дает возможность более осмысленно изучить организацию и проведение планомерной помощи пескоукрепительной организации в борьбе с сыпучими песками. Цели и задачи заявленной статьи заключаются в выявлении просчетов и достижений в борьбе с опустыниванием территории и организации помощи Калмыцкой автономной области. Научная публикация построена исключительно на материалах Государственного архива Астраханской области, полученных в ходе научной экспедиции в июле 2022 года. Некоторые из них впервые введены в научный оборот. Архивные документы содержат сведения о планомерном развитии пескоукрепительныхработ на территории Калмыцкой автономной области и Астраханской губернии. В исследовании применялись научные методы: историзма для изучения объекта в историческом контексте; детерминизма, следующего из причинно-следственных связей между исследуемыми природными явлениями; источниковедческого анализа опубликованных и неопубликованных документов; сравнительно-исторического методов работы с данными и это позволило оценить деятельность Крапо на территории Калмыцкой автономной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бадмаева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE REGIONAL ASTRAKHAN ORGANIZATION PREVENTING SAND MOVEMENT ON THE TERRITORY OF KALMYKIA IN THE 1920S

The article is devoted to the activities of the Regional Astrakhan organization preventing sand movement the early 1920s. The study makes it possible to study the work of the organization which provided systematic assistance to the organizations in the fight against loose sands. The goals and objectives of the stated article are to identify miscalculations and achievements in the fight against desertification of the territory and the organization of assistance to the Kalmyk Autonomous Region. The scientific publication is built exclusively on the materials of the State Archive of the Astrakhan Region obtained during a scientific expedition in July 2022. Some of the materials are introduced into scientific circulation for the first time. Archival documents contain information about the systematic development of works for preventing sand movement on the territory of the Kalmyk Autonomous Region and the Astrakhan Governorate. The study used scientific methods: historicism to study the object in a historical context; determinism resulting from cause-and-effect relationships between the studied natural phenomena; source analysis of published and unpublished documents; comparative-historical methods of working with data and this made it possible to evaluate the activities of Krapo on the territory of the Kalmyk Autonomous Region.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВОЙ АСТРАХАНСКОЙ ПЕСКОУКРЕПИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ В 1920-Е ГГ»

УДК 94(470.47)+(470.46) ББК 63.3(2Рос.Калм+Астр)+43.47

DOI: 10.53315/1995-0713-2022-55-3-6-13

Е.Н. Бадмаева

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАЕВОЙ АСТРАХАНСКОЙ ПЕСКОУКРЕПИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ В 1920-е гг.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 22-18-00313, https://rscf.ru/project/22-18-00313/ «Трансформация кочевых обществ Юга России в контексте природно-климатических факторов (XIX-XX) вв.»

Статья посвящена деятельности Краевой астраханской пескоукрепительной организации в начале 1920-х гг. Исследование дает возможность более осмысленно изучить организацию и проведение планомерной помощи пескоукрепительной организации в борьбе с сыпучими песками. Цели и задачи заявленной статьи заключаются в выявлении просчетов и достижений в борьбе с опустыниванием территории и организации помощи Калмыцкой автономной области. Научная публикация построена исключительно на материалах Государственного архива Астраханской области, полученных в ходе научной экспедиции в июле 2022 года. Некоторые из них впервые введены в научный оборот. Архивные документы содержат сведения о планомерном развитии пескоукрепительных работ на территории Калмыцкой автономной области и Астраханской губернии. В исследовании применялись научные методы: историзма для изучения объекта в историческом контексте; детерминизма, следующего из причинно-следственных связей между исследуемыми природными явлениями; источниковедческого анализа опубликованных и неопубликованных документов; сравнительно-исторического методов работы с данными и это позволило оценить деятельность Крапо на территории Калмыцкой автономной области.

Ключевые слова: Крапо, Калмыцкая автономная область, Астраханская губерния, природно-климатический климат, опустынивание, пескоукрепительные работы.

E.N. Badmaeva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

ACTIVITIES OF THE REGIONAL ASTRAKHAN ORGANIZATION PREVENTING SAND MOVEMENT ON THE TERRITORY OF KALMYKIA

IN THE 1920s

The article is devoted to the activities of the Regional Astrakhan organization preventing sand movement the early 1920s. The study makes it possible to study the work of the organization which provided systematic assistance to the organizations in the fight against loose sands. The goals and objectives of the stated article are to identify miscalculations and achievements in the fight against desertification of the territory and the organization of assistance to the Kalmyk Autonomous Region. The scientific publication is built exclusively on the materials of the State Archive of the Astrakhan Region obtained during a scientific expedition in July 2022. Some of the materials are introduced into scientific circulation for the first time. Archival documents contain information about the systematic development of works for preventing sand movement on the territory of the Kalmyk Autonomous Region and the Astrakhan Governorate. The study used scientific methods: historicism to study the object in a historical context; determinism resulting from cause-and-effect relationships between the studied natural phenomena; source analysis of published and unpublished documents; comparative-historical methods of working with data and this made it possible to evaluate the activities of Krapo on the territory of the Kalmyk Autonomous Region.

Key words: Krapo, Kalmyk Autonomous Region, Astrakhan Province, natural and climatic climate, desertification, sand-fixing works.

Одной из важнейших государственных задач Российской Федерации сегодня является охрана природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности страны. Это актуальная проблема для федеральных и региональных органов государственной власти, природоохранных организаций и всего российского общества. В Калмыкии в настоящее время из-за экстенсивного использования земельной территории наблюдается критическое нарушение экологического равновесия, приведшее к серьезным изменениям природной окружающей среды. Очевидно, что для восстановления экологического баланса на территории республики нужно не только полное понимание степени ответственности регионального правительства и калмыцкого общества за состояние окружающей природы, но и выработка ими совместно с федеральными органами власти первостепенных шагов по решению существующих экологических проблем. В этом, смеем полагать, поможет сделанный нами исторический дискурс деятельности областного и федерального органов власти в 1920-е гг., населения Калмыцкой автономии по решению проблемы с наступлением песков в регионе. Актуальность настоящей статьи видится в показе как положительных достижений, так и недочетов в деле борьбы с опустыниванием территории с тем, чтобы на современном этапе власть и общество могли избежать и не повторять прошлых ошибок, успешно противостоять грозящему для территории серьезному бедствию - наступлению песков.

В российской историографии анализируемой нами проблематике не уделялось достаточного внимания. Вопросы опустынивания земель если и рассматривались, то в основном в общем контексте развития сельского хозяйства. В советский период только в 1927 г. выходит работа первого руководителя КРАПО Ф. Аверьянова [1]. По мнению ученых-исследователей того времени, действенным рычагом в решении пескоукрепительной проблемы являлось создание средозащитных лесных насаждений и посевов, выполняющих многофункциональную роль в поддержании экологического равновесия в борьбе с песками [18; 22].

Калмыцкие ученые в советский период практически не касались проблемы опустынивания территории Калмыкии, констатируя лишь ее наличие. Только в последние десятилетия в национальной историографии появились научные работы, рассматривающие борьбу с песками в Калмыцкой степи в дореволюционный период [19; 20]. Отдельные аспекты названной проблематики затрагивались в монографии Е.Бадмаевой, исследовавшей проводимые пескоукрепительные работы в регионе в контексте общественных работ в период борьбы с голодом 1921-1922 гг. [2].

В написании данной статьи нами использованы в основном материалы, представленные из Государственного архива Астраханской области. Некоторые из них впервые введены в научный оборот. Архивные документы содержат сведения о планомерном развитии пескоукрепительных работ на территории Астраханского края, в том числе в отдельных улусах Калмыцкой автономной области.

В Астраханской губернии в имперский период песчаные степи занимали всю восточную часть Калмыцкой степи на правой стороне Волги и все левобережье, начиная от Черного Яра. Надо сказать, что в дореволюционный период пескоукрепи-тельные мероприятия в подверженных деградации землях Средней Азии, Казахстана, некоторых губерний России носили строго систематический и планомерный характер. В Калмыцкой степи начало пескоукрепительных работ, как свидетельствуют архивные материалы, относится к 1908 году. До революции 1917 г. из общей площади Калмыцкой степи, насчитывающей более 350 тыс. дес., пескоукрепительные работы были проведены на 181122 дес. [3, Л. 57]. На территории Калмыкии, ввиду особенностей местной природы и хозяйственно-экономической обстановки, организация работы по борьбе с песками и методы их закрепления на местности значительно отличались от

тех, которые были приняты в других губерниях. Дореволюционные специалисты, работавшие в специфических условиях региона, не имели достаточного практического опыта в области пескоукрепления, наработанных связей с аналогичными специалистами из других пустынных и полупустынных территорий страны, тем не менее они проделали огромную работу в таком важном деле закрепления песков на уже деградированных землях Астраханской губернии и Калмыкии.

Годы гражданской войны, военные разрушительные действия двух противоборствующих сторон - Белой и Красной армий - нанесли огромный ущерб пескоукрепитель-ным участкам Астраханской губернии и Калмыцкой степи. Так в некоторых улусных центрах Калмыкии были разграблены соответствующий инвентарь и оборудование, сожжены или уничтожены действующие хозяйственные постройки. Естественно, в таких условиях пескоукрепительные мероприятия в целом в регионе были приостановлены, в основном велась только охрана пескоукрепительных участков Песчано-Овражным отделением.

В первые послевоенные годы, ввиду объективных причин, главным образом из-за отсутствия финансирования, а также сложившегося общего депрессивного положения пескоукрепительных участков на Юго-Востоке страны, общее состояние оставалось стагнационным [4, Л. 112об]. Заметное оживление в работе по пескоукреплению в пустынных и полупустынных районах страны наметилось после выхода в апреле 1921 г. Постановления № 251 Совета Труда и Обороны (СТО). В данном государственном документе отмечалась необходимость проведения работ по «укреплению оврагов и песков путем древесных насаждений, в особенности в районах Саратовской, Самарской. Царицынской, Астраханской, Тульской и в Донской области» [21, с. 489-491]. Там же указывалось, что в некоторых губерниях, в том числе в Астраханской губернии с Калмыцкой и Киргизской областями, пескоукрепление должно быть развито до максимума [5, Л. 59]. Высшие органы власти советского государства обязали Наркозем, исходя из экстремальных условий некоторых территорий страны, организовать в них агрономические и мелиоративные работы.

Деградация земель является давней проблемой Калмыкии и Астраханской губернии. Ухудшение качества пастбищных земель в отдельных местностях региона произошло как в силу природно-климатических условий, так и в результате производственной деятельности человека. В 1920-е гг. власти констатировали запущенность данной актуальной проблемы, и решить ее собственными силами было практически невозможно. Огромные степные массивы Калмыкии и Астраханской области требовали специальной государственной поддержки лесомелиоративной деятельности: проведение мероприятий по укреплению и облесению песков, оврагов, пустырей, солонцов; улучшение почвенного режима; устройство защитных и снегосборных полос; озеленение населенных пунктов и прочие виды работ. В число первоочередных задач также входило: укрепление песков; установление правильных приемов использования зарощенных пространств; выработка рациональных методов использования песчаных почв; ознакомление населения степи с правильными приемами обращения с зарощенными песками и песчаными почвами. Решение этих задач стали определяющими в борьбе с засухой и восстановлении сельского хозяйства двух соседних территорий. Калмыцкая автономная область совместно с Астраханской губернией начинают активно развивать на государственном уровне агролесомелиоративные работы. В соответствии с климатическими, почвенными и водными, бытовыми условиями территории работы по борьбе с песками в 1920-е гг. стали базироваться на широком применении травосеяния. Другие способы укрепления - с помощью культуры леса -если и применялись, то в ограниченных размерах [3, Л. 57].

В 1922 г. создается Краевая астраханская пескоукрепительная организация (Крапо), призванная централизованно и планомерно проводить работу по пескоукреплению в Астраханской губернии и Калмыцкой автономной области. В своей деятельности Крапо подчинялась Центральному управлению лесами Наркомата земледелия РСФСР, а научно-методическое руководство осуществлялось Центральной лесной опытной станцией при Управлении лесами. С организацией Крапо пескоукрепительные проблемы в регионе стали решаться более оперативно и масштабно. Данная организация вместе с земельными органами на местах начала уделять больше внимания агромелиоративным мероприятиям. Союзные и республиканские (РСФСР) органы власти стали оказывать подобным учреждениям централизованные меры государственной помощи. Так, Наркомом земледелия был утвержден 10-летний план закрепления всех песков [4, Л. 112об], а вся Астраханская губерния в песчано-административном отношении была поделена на районы. В состав района входили или территория целого уезда, или его части [6, Л. Зоб]. Были выделены три административные единицы: Астраханская губерния, Калмыцкая автономная область и Букеевская губерния Казахской республики[1, С. 5]. С выделением из состава Астраханского края Киргизской степи (Букеевской губернии) в отдельную федеративную единицу, в ведении Песчаной организации (Песчано-Овражное отделение Губземотдела) остались пески, расположенные на территории Калмыцкой области и 3-х уездов Астраханского края [7, Л. 4об].

Калмыцкая автономная область в песчаном отношении была поделена на две части, абсолютно разные и резко отличающиеся по своему климату: Западную - в состав которой вошли Малодербетовский, Манычский и Икицохуровский улусы; Восточную -с пятью улусами: Багацохуровский, Харахусовский, Хошеутовский, Эркетеневский, Яндыко-Мочажный. При этом в Западной части на территории с 3 млн. дес. насчитывалось песков общей площадью до 9 тыс. дес. и песчанистость равнялась 0,28%, а в Восточной - на площади около 3-х млн дес. залегало свыше 250 тыс. дес. песков, что давало песчанистость, равную 9,32% [8, Л. 5].

Площадь песков в регионе определили исходя из данных рекогносцированной съемки Савицкого 1890-х гг., согласно которой песчаные участки по отдельным улусам Калмыцкой степи распределились следующим образом: Багацохуровский - 8713 дес., Харахусовский - 12961 дес., Хошеутовский - 139399 дес., Эркетеневский - 65174 дес. и Яндыко-Мочажный - 42028 дес. [8, Л. 5]. Данные о площади песков в регионе, приведенные исследователем, за 30-летний период если изменились, то только в сторону увеличения, в связи с продолжавшимся устойчивым расширением зоны песчаного ареала территории. На основании данных рекогносцированной съемки Савицкого об участках с выделенными песками Калмыцкой степи, в улусах КАО были образованы пескоукрепительные участки: в Эркетеневском улусе: Ново-Гайдукский (19289,5 дес.), Овордык-ский (23219дес.), Гайдукский (11827,01дес.), Белозерский (4617,37дес.), Кунцано-Барт-хинский (24348,55дес.); Яндыко-Мочажном улусе: Адрыкский (3584,55дес.), Маштык-ский (5488,50дес.); Александровском (37594,40дес.): Сереб-Джабский (45191,00дес.), Маштыкский (5962,50дес.). Обследование пескоукрепительных участков показало, что на многих из них состояние песков достигло стадии закрепления, в частности, имелся хороший травостой - в Гайдукском, Ново-Гайдукском, Овордыкском, Маштыкском, Адрыкском участках. А на участках Александровский, Сереб-Джабский, Маш-тыкский № 2 пески закрепились на 50-60% и обладали вполне удовлетворительным травостоем. Участки Купцано-Бартхинский и Халгано-Басунский находились еще на стадии закрепления [9, Л. 58].

В регионе некоторое время работали два пескозакрепляющих участка Калмыцкой степи - Южно-Калмыцкий и Северо-Калмыцкий. Первый участок был ликвидирован из-за невозможности осуществления своей деятельности в силу недостаточной численности населения на его подведомственной территории и активной деятельности вооруженных организованных преступных групп. Пескоукрепление продолжало существовать только в Александровском улусе, а обслуживающий его земли песко-закрепляющий участок территориально вошел в объединенный Северо-Калмыцкий пескоукрепительный район. Пескоукрепительная организация, находившаяся в Александровском улусе, несмотря на все финансовые, материальные и прочие трудности, вела, насколько это было возможно в тех условиях, производственную деятельность. Тем не менее данный пескоукрепительный участок, как и все аналогичные участки, располагавшиеся в Южно-Калмыцком районе - Яндыко-Мочажном и Эркетеневском улусах, после обследования Крапо в 1923 г. было решено передать в землеустроительный фонд облЗУ В общем в данный фонд было передано 123025 дес.из 200786 дес. Кроме того, в указанный землеустроительный фонд дополнительно передали 55 тыс. дес. закрепленных земельных угодий из состава Александровского и Сереб-Джабского участков [4, Л. 112об]. Как отмечало руководство Крапо: «передачу рекультивированных нарушенных земель в землеустроительный фонд облЗУ можно считать актом чрезвычайной важности» [10, Л. 113]. В докладе Крапо в КалмЦИК особо подчеркивалось, что проведенные на участках пескоукрепительные работы соответствуют всем требованиям ведения калмыцким крестьянством номадного скотоводства и что укрепление песков путем травосеяния вполне себя оправдало, так как доказало свою целесообразность с точки зрения улучшения кормового потенциала пастбищ. Борьба с опустыниванием и наступлением песков в КАО, по мнению руководства Крапо, должна вестись строго в соответствии с государственными задачами по борьбе с песками на Юго-Востоке и востоке республики [10, Л. 113].

В этот период пескоукрепительные мероприятия в КАО сосредоточиваются главным образом на территории Хошеутовского улуса (бывшего Александровского), в составе Александровско-Джакуевского (бывшего Сереб-Джабского), Халгано-Басунского, Маштыкского №2 пескоукрепительных участков. Все прочие пескоукрепительные участки по результатам постоянного мониторинга подверженных опустыниванию земель, рекогносцированного обследования их особыми комиссиями признаны вполне закрепившимися и подлежащими передаче в пользование населению в порядке землеустройства на следующих основаниях:

• пользование зарощенными пространствами должно допускаться лишь по особо выработанным Крапо эксплуатационным планам;

• контроль над пользованием и приостановка последних в случае, если они начинают принимать хищнический характер;

• население материально ответственно за нарушение планов использования, в т.ч. образование голых песков, и последующая необходимость в закреплении их вторично;

• характер и размер работ, выполненных в течение революционных лет [9, Л. 58].

С целью предотвращения дальнейшего процесса опустынивания земель, обусловленных главным образом несоблюдением нормы выпаса скота на гектар пастбищ, в Калмыкии начиная с 1917 года была введена платная эксплуатация пастбищных участков за сенокошение, выпас скота. В 1924 г. к этим видам платежей прибавились оплаты за заготовку топлива, сбор кумарчика. Введение подобного рода налогов, в частности, за выпас скота, вызывалось необходимостью уберечь степь от нещадной

эксплуатации в виде чрезмерной концентрации скота на ней, приведшей к полной или частичной деградации земель в восточных улусах Калмыкии. Даже заметное сокращение скота в регионе в 1914-1920-х гг., произошедшее вследствие первой мировой и гражданской войн, не сказалось на движении песков в глубь территории, так как не производилось никаких работ по пескоукреплению. Однако те налоговые поступления от эксплуатации степи, установленные местными властями с разрешения КалмЦИКа, не обеспечивали самые неотложные нужды единственного пескоукрепительного района, существование и деятельность которого поддерживалось в основном за счет ресурсов Астраханского пескоукрепительного округа [10, Л.113].

Таблица 1

Суммы доходных поступлений: [12, Л. 60]

Виды эксплуатации 1917 1918 1919 1920 1920 1921 1922 1923 1924

Выпас Сенокошение 29026,67 15819,96 40578,70 42879 1147,85 7,06

Заготовка топлива и пр. пост Сбор кумарчика 154,63 95,13

Всего 29026,67 15819,96 40578,70 42879 1319,54

Архивные документы показывают, что эксплуатация велась по выработанным планам, согласно с состоянием участков в смысле запаса кормовой массы, с физическим состоянием почв их образующих. Таксовые расценки за различные виды пользований устанавливало само местное руководство, и в разные годы они были разными. Так, в годы гражданской войны таксовая стоимость выпаса одной головы рогатого скота в течение трех месяцев (одного периода) составляла всего 25% от таксы мирного времени. Как отмечали специалисты Крапо, даже при столь низкой расценке ими допускалось освобождение от платы беднейшего населения, имеющего не более 2-х гол. молочного скота для продовольственных надобностей своей семьи [12, Л. 60].

Исходя из доходных поступлений, приведенных в таблице №1, видно, что уровень финансовой обеспеченности пескоукрепительных работ был низким, не позволявший самостоятельно планировать песчаное хозяйство Калмыцкому пескоукрепительному округу. При этом допускаемые населению льготы отражались на общей доходности в сторону его понижения, что объяснялось трудностью учета скотовладельцев в условиях кочевого быта населения Калмыцкой степи. В то же время, как отмечало руководство КРАПО, Калмыцкое областное земельное управление неоднократно использовало на свои нужды финансовые кредиты, переводимые Наркоматом Земледелия на пескоу-крепительные мероприятия.

Крапо, говоря о завершении совместной работы в борьбе с песками с местными земельными органами в период с 1921 по 1923 гг., отметило имевшиеся трудности в работе в КАО, в частности, ограниченное финансирование из центра на лесомелиоративные мероприятия; низкую заинтересованность местных властей, что подтверждалось дефицитом денежных средств по линии областного земельного управления [13, Л. 61].

В качестве пожелания по улучшению и совершенствованию работы в автономной области Крапо рекомендовало калмыцкой пескоукрепительной организации:

1. Достичь полного взаимодействия с облземуправлением, в целях сохранения единства и координирования мероприятий по борьбе с песками опираясь на «Положение о Крапо»;

2. Просить через КалмЦИК и Облзу Наркомат Земледелия об увеличении размера кредитов на пескоукрепительные мероприятия в степи;

3. Принять меры к закладке лесных полос сельскохозяйственного значения в земледельческом районе области. Обсадка древесной растительностью поселков в противопожарных целях, закладка показательных плодовых садов и питомника на предмет спасения посадочными материалами населения и пескоукрепительных участков;

4. Путем опытно-агрономических начинаний через опытную мелиоративную станцию Крапо организовать ряд работ, нацеленных к изучению кормового вопроса в степи, условий, способствующих улучшению дикой флоры на зарощенных песчаных просторах и др.

Отсутствие у Крапо финансовых средств на дальнейшее ведение пескоукрепи-тельных работ в калмыцкой степи вынудило организацию представить Калмыцкому ЦИКу особый доклад об изыскании средств на их продление, если пескоукрепительные работы в степи необходимы. Со своей стороны Крапо заблаговременно предприняло все меры, направленные на предоставление кредита на лесомелиоративные работы в Калмыцкой автономной области, в том числе ЦК Последгола [114, Л. 111].

Огромным подспорьем в ведении пескоукрепительных работ, кроме выделенных денег Наркомземом, стали выделенные Последголом финансовые средства в виде хлеб-ссуды [15, Л. 113]. Стоимость выделенной хлеб-ссуды из 4600 пуд. составила 2570 в червонных рублях 1923 года. Из этих средств на сумму 2250 червонных руб. в летний и осенний период были выполнены следующие виды работ: заготовлено 500 мешков семян песчаного овса; произведено 1268 дес. посевов песчаного овса; восстановлены дороги на протяжении 100 саж. на уроч.Балясы Маштыкского пескоу-крепительного участка на площади 3,7 дес.; подготовлены почвы на площади 3,6 дес. На уроч. Сюсюкин залив под лесокультуры; проведено рекогносцировочное обследование десяти пескоукрепительных участков, общей площадью 19149268 дес. в Яндыко-Мочажном, Хошеутовском и Эркетеневском улусах по установлению степени их зарощенности; произведены строительные работы по разборке кордонов на ликвидированных участках и переброска их в намеченные пункты; осуществлен инструментальный отвод песков и земель, опасных в песчаном отношении в Хошеу-товском улусе со съемкой внутренней ситуации, согласно постановлению ОблЗу от 26 августа 1923 г. [16, Л. 113об].

Полноценные пескоукрепительные работы на территории региона не велись в течение нескольких лет, но только в 1923 г. был преодолен кризис благодаря дотационным финансовым ассигнованиям, полученным из центра. Всего за 1923 год из средств Крапо Калмыцкому округу было выделено 97002,60 руб. в знаках 1923 года [17, Л. 114]. Хотя доход от эксплуатации пескоукрепительных участков Северо-Калмыцкого участка составил 42870 руб. Учитывая данный факт, центральные власти приняли решение перевести Крапо на хозрасчет, оказавшее в дальнейшем негативное влияние на пескоукрепительные мероприятия в КАО.

Итак, результаты напряженной и сосредоточенной работы Крапо на территории Калмыкии дали неплохие результаты. В результате проделанной огромной по своему объему работы удалось в начале 1920-х гг. избежать экологической угрозы - деградации калмыцких степей - путем форсирования пескоукрепительных работ в виде

закрепления песчаной площади и превращения их в пастбища. Именно для успешного развития скотоводства требовалась дополнительная кормовая база в Калмыцкой автономной области. К сожалению, в 1924-1925 гг. пескоукрепительные работы потеряли свою строгую планомерность и системность и, скорее, носили эпизодический характер, будучи вызванными или организацией помощи голодающим в порядке общественных работ, или иными случайными ресурсами.

К сожалению, в настоящее время проблема опустынивания калмыцких земель остается по-прежнему главной проблемой для Республики Калмыкия.

Список литературы

1. Аверьянов Ф.А. Пескоукрепительное дело в Астраханской губернии // Наш край. 1927. №3.

2. Бадмаева Е.Н. Калмыкия в начале 1920-х гг.: голод и преодоление его последствий. (Монография).- Элиста: АОр «Ш111 «Джангар», 2006.- 182 с.

3. Государственный архив Астраханской области (далее ГАСО). Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 137. Л. 57.

4. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 126. Л. 112об.

5. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 34. Л. 59.

6. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 71. Л. 3об.

7. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 71. Л. 4об.

8. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 71. Л. 5.

9. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 137. Л. 58.

10. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 126. Л. 113.

11. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 137. Л. 59.

12. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 137. Л. 60.

13. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 137. Л. 61.

14. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 126. Л. 111.

15. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 126. Л. 113.

16. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 126. Л. 113об.

17. ГАСО. Ф.Р-622. Оп. 1. Д. 126. Л. 114.

18. Дьяченко А.Е. Лесные полосы в зоне полупустыни: Опыт Богдин. агролесомелиоративного пункта [Астрах. полупустыни] / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т агролесомелиорации. - М.: Сельхозгиз, 1949. - 88 с.

19. Команджаев А.Н., Манджиев О.С. Опустынивание Калмыцких степей в конце XIX - начале XX вв. // Вестник Калмыцкого университета. 2013. №1(17). С. 64-72.

20. Лиджиева И.В. Хозяйство и природопользование в деятельности органов местного самоуправления Калмыцкой степи в XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 46. С. 22-27.

21. Постановление Совета Труда и Обороны № 250. О борьбе с засухой // Собрание узаконений и распоряжений. Правительства за 1921 г. - М., 1944. - С. 489-491.

22. Якубов Т.Ф. Опыт облесения и закрепления песков Северного Прикаспия [Текст] / Акад. наук СССР. Почв.ин-т им. В. В. Докучаева.- М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.