Научная статья на тему 'Деятельность консультационного центра и пунктов для защиты прав потребителей в Приморском крае'

Деятельность консультационного центра и пунктов для защиты прав потребителей в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ADVISING CONSUMERS / ИНФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / INFORMING CONSUMERS / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKY REGION / РОСПОТРЕБНАДЗОР / ROSPOTREBNADZOR / COUNSELLING CENTRE FOR CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пятырова Елена Владимировна, Щеглова Нэлли Викторовна

Консультирование и информирование потребителей осуществляется с целью повышения уровня потребительской грамотности, а также возможного досудебного решения проблем, возникающих у потребителей при приобретении товаров (работ, услуг). Организация и проведение различных просветительских мероприятий среди организованных коллективов потребителей, широкое информирование потребителей через средства массовой информации и официальный сайт позволяет достичь поставленных задач и целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пятырова Елена Владимировна, Щеглова Нэлли Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of the consulting center and centers for protection of the rights of consumers in Primorsky Region

Consulting and informing of consumers is carried out with the aim of raising the level of consumer awareness, and possible pre-trial solution of the problems encountered by consumers when purchasing goods (works, services). Organization and carrying out various educational activities among organized groups of consumers, informing consumers through mass media and official website allows you to achieve your goals.

Текст научной работы на тему «Деятельность консультационного центра и пунктов для защиты прав потребителей в Приморском крае»

© Е.В. Пятырова, Н.В. Щеглова, 2014 г УДК 379.85 (Приморский край)

Е.В. Пятырова, Н.В. Щеглова

деятельность консультационного центра и пунктов

для защиты прав потребителей в приморском крае

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток.

Консультирование и информирование потребителей осуществляется с целью повышения уровня потребительской грамотности, а также возможного досудебного решения проблем, возникающих у потребителей при приобретении товаров (работ, услуг). Организация и проведение различных просветительских мероприятий среди организованных коллективов потребителей, широкое информирование потребителей через средства массовой информации и официальный сайт позволяет достичь поставленных задач и целей.

Ключевые слова: консультационный центр для потребителей, консультирование потребителей, информирование потребителей, Приморский край, Роспотребнадзор.

Цитировать: Пятырова Е.В., Щеглова Н.В. Деятельность консультационного центра и пунктов для защиты прав потребителей в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 54-56. URL: https://yadi. sk/i/j8xEFFUsZKusK

В целях принятия комплексных мер, направленных на реализацию права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав, был издан приказ Роспотребнадзора от 06.04.2009 г. № 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей» (далее - Приказ № 318), который призван создать своего рода плацдарм для системного участия Роспотребнадзора в реализации права потребителей на просвещение, закрепленного в статье 3 Закона «О защите прав потребителей», за счет активного вовлечения в данный процесс подведомственных Роспотребнадзору учреждений [4].

Построение подобной системы информирования и консультирования потребителей стало возможным на основе изучения многолетнего германского опыта, за период 5-летнего участия Роспотребнадзора в российско-германском кооперационном проекту «Совершенствование обеспечения безопасности пищевой продукции и защиты прав потребителей в РФ».

В рамках реализации Приказа № 318 в федеральных бюджетных учреждениях здравоохранения «Центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ, являющихся некоммерческими организациями (бюджетными учреждениями), обеспечивающими деятельность территориальных органов Роспотреб-надзора, в качестве их структурных подразделений были созданы Консультационные центры по защите прав потребителей, а на базе филиалов ФБУЗ - консультационные пункты для потребителем.

В настоящее время на территории РФ в рамках информирования и консультирования потребителей функционируют 84 консультационных центра и 630 консультационных пунктов для потребителей в 83 субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте.

На территории Приморского края консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» начал свою работу с 20.07.2009 г., в мае 2010 г. были созданы консультационные пункты для потребителей на базе филиалов.

В 2014 г. Консультационным центром и пунктами дано 3483 устные консультации, составлено 314 письменных претензий и 60 исковых заявлений, 11 жалоб в органы надзора (контроля).

В структуре обращений, как и в предыдущие годы, преобладают непродовольственные товары сложнотех-нического ассортимента (сотовые телефоны, компьютеры, бытовая техника (холодильники, телевизоры), их доля составляет 33,3%. Непродовольственные товары (одежда, обувь, парфюмерно-косметические товары, мебель, двери, окна, игрушки и др.) занимают второе место и составляют 20,4%. Далее 19,8% приходится на прочие обращения (прочие непродовольственные товары, вопросы санитарного законодательства и др.).

На долю бытовых, образовательных, туристических, медицинских, финансовых услуг приходится 11,9%, на долю услуг ЖКХ - 7,5%. Наиболее часты обращения касаются содержания мест общего пользование, платы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительного состояния квартиры вследствие течей кровли, панельных стыков, начисления оплаты за общие домовые нужды.

В структуре обращений продовольственные товары занимают последнее место и составляют 5,1%. Наиболее частые обращения: качество продовольственных товаров, условия реализации, сроки хранения, пищевые отравления.

Одним из важнейших аспектов информирования и консультирования потребителей об их правах являются мероприятия, традиционно приуроченные к празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта.

С учетом тематики Всемирного дня защиты прав потребителей, ежегодно определяемой, по сложившейся традиции, Всемирной ассоциацией потребителей, Консультационным центром под руководством Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю разрабатываются конкретные планы мероприятий по подготовке и проведению указанного события, в соответствии с которыми проводится масштабная информационно-просветительская работа.

В 2014 г. девиз Всемирного дня защиты прав потребителей был определен как «Укрепим наши телефонные права! Правосудие для потребителей мобильной связи».

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей 2014 г. разработан информационный бюллетень по защите прав потребителей услуг подвижной связи с использованием материалов коллегии Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 21.11.2013 г., который размещен на интернет-странице ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».

Оформлены информационные стенды с учётом тематики Всемирного дня, которые располагаются в помещениях консультационного центра и других структурных подразделениях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», консультационных пунктах на филиалах, в фойе Управления Ро-спотребнадзора по Приморскому краю.

Огромное внимание было уделено информированию организованных коллективов. В образовательных учреждениях Владивостока были проведены просветительские мероприятия, охвачено 400 школьников и 38 человек преподавательского состава.

Подобные просветительские мероприятия проведены среди сотрудников лечебно-профилактических и образовательных учреждений Приморского края (гг. Уссурийск, Арсеньев, Партизанск). Всего охвачен 21 организованный коллектив.

В ходе проведения мероприятий, посвященных празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей, в 2014 году было охвачено 1910 человек.

Впервые в 2014 г. была внедрена такая форма работы как консультирование «на выезде» - в магазинах «Домотехника» (г. Уссурийск, г. Находка) даны консультации 36 потребителям.

К разъяснению требований законодательства по вопросам защиты прав потребителей в 2014 г. были привлечены следующие периодические печатные издания: газета «Артём», газета г. Уссурийска «Коммунар», г. Партизанска «Вести», «Си-негорье», г. Спасск-Дальнего «Приморские Зори», «Де-Факто», «Местное время», газета «Победа» Пожарского района, газета «Сельская новь» Кировского района, газеты «Вечерний Дальнегорск» и «Трудовое слово» г. Дальнегорск.

Консультационным центром для потребителей совместно с Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю при поддержке Молодёжного правительства администрации Приморского края принято участие в проведении просветительских мероприятий для студентов Приморских высших учебных заведений.

В апреле 2014 г. в трёх высших учебных заведениях Владивостока (Дальневосточная таможенная академия, Владивостокский Государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточный федеральный университет) состоялось проведение информационно-просветительских мероприятий по вопросам защиты прав потребителей, в том числе и потребителей подвижной связи. В мероприятиях приняли участие около 120 студентов и преподавателей учебных заведений.

В ходе мероприятий были освещены общие вопросы потребительского законодательства, а также вопросы защиты прав потребителе подвижной (мобильной) связи, даны рекомендации для потребителей при сборе доказательств фактов нарушения их прав, даны разъяснения при оформлении потребителями (абонентами) подписок для мобильных устройств. В связи с вступлением в силу Федерального Закона «Об отмене мобильного рабства» даны пояснения по переходу абонента от одного сотового оператора к другому с сохранением мобильного номера телефона.

Организованы инициативные выходы специалистов консультационных пунктов в организованные коллективы учащихся и педагогов образовательных учреждений: 13 мероприятий проведено в учреждениях г. Уссурийск и Уссурийского района, обучено 546 человек; 4 мероприятия проведены в образовательных учреждениях г. Артём, обучено 77 человек.

Очень важно, что работа специалистов консультационного центра и пунктов осуществляется в тесном сотрудничестве и под единым руководством специалистов Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, что способствует комплексному подходу к обеспечению эффективной защиты прав потребителей в нашем крае, повышению качества и результативности проведения информационной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вязовик М.М. Некоторые аспекты надзорной деятельности в области защиты прав потребителей и благополучия человека // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4. С. 35-37.

2. Маслов Д.В. О проведении государственного надзора на территории Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2010. №1-2(41-42). С. 4-6.

3. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 / Собрание законодательства РФ, ст. 140. М., 1993.

4. Приказ Роспотребнадзора от 06.04.2009 г. № 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей».

5. Сибилев А.В. Организация работы консульта- бителей // Здоровье. Медицинская экология. Наука. ционного пункта по вопросам защиты прав потре- 2012. №3-4. С. 66-68.

Руatyrova E.v., Shcheglova N.v.

the activity of the consulting center and centers for protection of the rights of consumers in primorsky region

FBuz «center of hygiene and epidemiology in the Primorsky territory».

Consulting and informing of consumers is carried out with the aim of raising the level of consumer awareness, and possible pre-trial solution of the problems encountered by consumers when purchasing goods (works, services). Organization and carrying out various educational activities among organized groups of consumers, informing consumers through mass media and official website allows you to achieve your goals.

Keywords: counselling centre for consumers, advising consumers, informing consumers, Primorsky region, Rospotrebnadzor.

Citation: Pyatyrova E.V., Shcheglova N.V. The activity of the consulting center and centers for protection of the rights of consumers in Primorsky Region.Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 54-56. URL: https://yadi.sk/i/j8xEFFUsZKusK

Сведения об авторах

Пятырова Елена Владимировна, заведующая отделом санитарно-гигиенической экспертизы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.:(8423)265-00-67, e-mail: [email protected];

Щеглова Нэлли Викторовна, руководитель консультационного центра, врач отделения обеспечения санитарного надзора ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.: (8423)265-08-66, e-mail: [email protected].

© Коллектив авторов, 2014 г.

УДК 339.13(075.8) (Приморский край)

О.Б. Романова, Е.В. Пятырова, И.А. Молчанова

санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов приморского края

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».

Представлены нормативная база и результаты санитарно-эпидемиологической оценки обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов, что необходимо для подтверждения соответствия продуктов установленным гигиеническим требованиям в течение этих сроков, а также для предупреждения их возможного вредного воздействия на здоровье человека и среду обитания. Сроки годности и условия хранения пищевых продуктов устанавливаются изготовителем пищевых продуктов в соответствии с гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. В этой связи рост числа экспертиз (оценок) обоснования сроков годности и условий хранения в 2011-2013 гг. обусловлен, прежде всего, значительной степенью ответственности за качеством продукции крупных производителей пищевых продуктов Приморского края.

Ключевые слова: сроки годности пищевых продуктов, санитарно-гигиеническая оценка сроков годности пищевых продуктов, Приморский край.

Цитировать: Романова О.Б., Пятырова Е.В., Молчанова И.А. Санитарно-эпидемиологическая оценка обоснования сроков годности и условий хранения пищевых продуктов Приморского края // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4(58). С. 56-59. URL: https://yadi.sk/i/j8xEFFUsZKusK

Сроки годности и условия хранения пищевых продуктов устанавливаются изготовителем пищевых продуктов или разработчиком нормативной и технической документации в соответствии с гигиеническими требованиями безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов и вносятся в нормативную или техническую документацию в установленном порядке.

Согласно Федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. №29-ФЗ (ст.16), при разработке новых пищевых продуктов, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обосновывать требования к качеству и безопасности таких пищевых продуктов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.