Научная статья на тему 'Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по реализации государственной переселенческой политики в конце XIX - начале XX вв. (историко-правовой аспект)'

Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по реализации государственной переселенческой политики в конце XIX - начале XX вв. (историко-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
684
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / МИГРАЦИЯ / КОМИТЕТ СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / КОЛОНИЗАЦИЯ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ССЫЛКА / КАТОРГА / ССЫЛЬНЫЕ / RESETTLEMENT / SETTLERS / MIGRATION / SIBERIAN RAILWAY COMMITTEE / COLONIZATION / MIGRATION POLICY / EXILE / PENAL COLONY / EXILES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Архипов Сергей Валентинович

Современное экономическое развитие России зависит от активного освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока. Однако на протяжении длительного времени из этих регионов происходит отток населения. Среди первоочередных задач внутренней политики России находится улучшение социально-демографической ситуации для закрепления населения в указанных регионах. В этих условиях востребованным может оказаться опыт деятельности дореволюционных государственных органов по освоению Сибири и Дальнего Востока. В статье анализируются правовые и организационные основы деятельности Комитета Сибирской железной дороги в контексте государственной переселенческой политики, осуществляемой в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Комитет Сибирской железной дороги способствовал не только координации работы всех ведомств по строительству Транссибирской железнодорожной магистрали, но и создавал условия для переселения и закрепления трудоспособного населения в колонизируемых местностях Сибири и Дальнего Востока. Для стимулирования переселенческих процессов по инициативе правительства, в противовес самовольным переселениям, был установлен ряд льгот: по отбыванию воинской повинности; выдачей ссуд на хозяйственное устройство; определением льготного железнодорожного тарифа и др. В ходе сооружения железнодорожной магистрали к строительным работам привлекались заключенные, что явилось одной из наиболее удачных форм трудового использования заключенных в практике исполнения уголовных наказаний в Российской империи. Автор делает вывод, что деятельность Комитета способствовала освоению окраинных территорий и сохранению территориальной целостности страны, расширению ее границ и обеспечивала задачи национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Committee of the Siberian railway in the implementation of the state migration policy in the late 19th - early 20th centuries (historical and legal aspect)

Economic growth of Russia nowadays depends on active development of natural resources of Siberia and the Far East. However, the process of population outflow can been observed in these regions for quite a long period of time. One of the most important objectives of Russian home policy now is to improve the sociodemographic situation for the sake of consolidating population in these regions. Under these circumstances, it would be reasonable to resort to the experience of pre-revolutionary government agencies as far as the development of Siberia and the Far East is concerned. This article analyzes the legal and organizational bases of activity of the Committee of the Siberian railway in the context of the state’s migration policy, in the RusSUMMARY sian Empire in the late 19th early 20th century. The Committee of the Siberian Railway contributed not only to coordinate the work of all departments for the construction of the Trans-Siberian railway, but also to create the conditions for securing the working population in the colonized areas of Siberia and the Far East. In order to encourage the process of resettlement as opposed to voluntary relocation, the government introduced a number of benefits. They were connected with compulsory military service, issuing of loans for household needs, preferential railroad rates, etc... During the building of the railway, construction work involved prisoners, which was one of the most successful forms of labor use of prisoners in the practice of execution of criminal punishments in the Russian Empire. The author concludes that the Committee has contributed to the development of the outlying areas and the preservation of the territorial integrity of the country, expanding its borders and promote the objective of the national security of Russia.

Текст научной работы на тему «Деятельность Комитета Сибирской железной дороги по реализации государственной переселенческой политики в конце XIX - начале XX вв. (историко-правовой аспект)»

УДК 94(470)"19/20"

Архипов Сергей Валентинович

кандидат юридических наук, доцент Академии Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Рязань)

justice4@yandex.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИТЕТА СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Современное экономическое развитие России зависит от активного освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока. Однако на протяжении длительного времени из этих регионов происходит отток населения. Среди первоочередных задач внутренней политики России находится улучшение социально-демографической ситуации для закрепления населения в указанных регионах. В этих условиях востребованным может оказаться опыт деятельности дореволюционных государственных органов по освоению Сибири и Дальнего Востока. В статье анализируются правовые и организационные основы деятельности Комитета Сибирской железной дороги в контексте государственной переселенческой политики, осуществляемой в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Комитет Сибирской железной дороги способствовал не только координации работы всех ведомств по строительству Транссибирской железнодорожной магистрали, но и создавал условия для переселения и закрепления трудоспособного населения в колонизируемых местностях Сибири и Дальнего Востока. Для стимулирования переселенческих процессов по инициативе правительства, в противовес самовольным переселениям, был установлен ряд льгот: по отбыванию воинской повинности; выдачей ссуд на хозяйственное устройство; определением льготного железнодорожного тарифа и др. В ходе сооружения железнодорожной магистрали к строительным работам привлекались заключенные, что явилось одной из наиболее удачных форм трудового использования заключенных в практике исполнения уголовных наказаний в Российской империи. Автор делает вывод, что деятельность Комитета способствовала освоению окраинных территорий и сохранению территориальной целостности страны, расширению ее границ и обеспечивала задачи национальной безопасности государства.

Ключевые слова: переселение, переселенцы, миграция, Комитет Сибирской железной дороги, колонизация, переселенческая политика, ссылка, каторга, ссыльные.

Экономическое развитие страны и в прошлом, и в будущем тесно связано с активным освоением районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Значение этих регионов возрастает и в связи с продолжающейся зависимостью развития экономики страны от уровня добычи, прежде всего, углеводородного сырья. Именно в этих районах открыты перспективные месторождения нефти, газа, угля и других полезных ископаемых, с разработкой которых, по-прежнему, связаны финансовые поступления в бюджет на ближайшую перспективу.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308 была утверждена очередная государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», определившая основные цели и задачи развития данных регионов, размеры финансирования, ответственных и участников программы [11].

Программа предусматривает достижение следующих целей: ускоренное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона; улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Последняя цель особенно актуальна в связи с наметившейся в последние годы тенденцией миграционного оттока.

Однако по оценкам отдельных ученых, новая редакция Государственной программы не отвечает главной цели, а именно: закреплению коренного

населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе [9].

Сегодня очень актуально предупреждение П.А. Столыпина о том, что в связи с ростом мигрантов из соседних стран, отличающихся высоким уровнем народонаселения, возрастает угроза безопасности России [8, с. 128]. В этих условиях увеличение экономически активного населения в этих районах позволяет решать и другую задачу: обеспечение национальной безопасности.

Выделение в отдельное направление государственной политики по привлечению и закреплению экономически активного населения на территории Сибири и Дальнего Востока является необходимой составляющей стратегии экономической безопасности страны. Следует отметить, что в последнее десятилетие правительством в этом направлении был принят ряд программ, в том числе и Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [10]. Однако ожидаемого миграционного прироста указанная программа не принесла [7].

Отсюда очевидна необходимость использования значительного исторического опыта России по переселению миллионных масс жителей из Европейской в Азиатскую часть России, опыт советского периода по материальному стимулированию жителей в освоении отдаленных регионов СССР. Несомненно, изменились исторические условия, но, вместе с тем, комплексное решение

© Архипов С.В., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3. 2015

15

многих проблем по материальному и хозяйственному обеспечению переселяющихся, организация сети учебных и медицинских учреждений, строительство храмов, создание необходимой производственной и транспортной инфраструктуры позволяют говорить об эффективном взаимодействии различных государственных структур в освоении данных регионов.

Процессы переселения и освоения пространств Сибири и Дальнего Востока связывают с именем П.А. Столыпина. Однако реализация названных проектов началась значительно раньше. Важным этапом в разработке и реализации колонизационных задач явился период, связанный со строительством Сибирской железной дороги.

В 2015 г. исполняется 110 лет с момента окончания работы Комитета Сибирской железной дороги. В декабре 1905 г. указом императора Николая II «О закрытии Комитета Сибирской железной дороги» деятельность указанного комитета была прекращена в связи с выполнением возложенных на него задач [14]. Комитет сыграл значительную роль в деле строительства Транссибирской железной дороги и освоении территорий Сибири и Дальнего Востока.

Быстрое заселение обширных и богатых дальневосточных окраин - Приамурья и Уссурийского края, с развитием в них промышленности, поднятием уровня культуры, рассматривалось как единственно верное средство для сохранения этих территорий в юрисдикции Российского государства. Следовательно, это была одна из важнейших задач в деле обеспечения национальной безопасности. Такое понимание значимости переселения было характерно для многих правительственных чиновников, среди которых следует назвать С.Ю. Витте, А.Н. Куломзина, А.С. Ермолова, А.В. Кривошеина.

Освоение восточных территорий правительство связывало с развитием транспортной магистрали. В докладе императору Александру III С.Ю. Витте обосновал значение железной дороги в вопросе освоения огромных пространств Сибири и Дальнего Востока, он отмечал значительную роль переселения для решения указанных задач, предлагая принять меры к облегчению и поощрению переселений в Сибирь [15, л. 3].

Положения доклада были развернуты в подготовленной Витте записке «О порядке и способах сооружения Великого Сибирского железнодорожного пути», где есть специальный раздел «Значение Сибирской железной дороги для колонизации» [15, л. 66].

21 ноября 1892 г. было созвано Особое Совещание о постройке Сибирской железной дороги, которое определило три очереди строительства дороги и рекомендовало учредить особый Комитет Сибирской железной дороги из министров: внутренних дел, государственных имуществ, финансов, путей

сообщения и государственного контролера [12]. Такой уровень обеспечивал компетентность и оперативность в принятии решений, что позволило Комитету стать инструментом в реализации государственной политики по освоению Сибири и Дальнего Востока.

Совещание определило финансовые средства на строительство первой очереди Сибирской железной дороги и создание вспомогательных предприятий на сумму 150 млн. рублей. Управляющему Министерством финансов дополнительно предоставлялось право направить свыше 92 млн. рублей из сумм Государственного банка поэтапно в период с 1893 по 1900 гг, исключительно на потребности Сибирской железной дороги и связанных с ее строительством вспомогательных предприятий [12]. Под вспомогательными предприятиями понимались научные исследования прилегающих местностей, переселения, благоустройство поселков, благотворительность и т.д. Определенные Совещанием полномочия Комитета были чрезвычайно широки. Об этом свидетельствует и назначение Александром III 14 января 1893 г. своего сына Николая II председателем Комитета Сибирской железной дороги.

Комитет Сибирской железной дороги объединял работу министерств в пределах своей компетенции. Исполнение принятых решений поручалось тем министрам, в полномочия которых входил выносимый на обсуждение в Комитет тот или иной вопрос. В случае внесения вопросов, разрешение которых превышало полномочия каждого министра, постановления Комитета представлялись на утверждение императору непосредственно. По всем другим вопросам единогласные решения Комитета исполнялись без согласования [13]. Утвержденная процедура повышала ответственность министров, способствовала быстрому исполнению принятых решений.

Для предварительного рассмотрения предположений ведомств, связанных с постройкой железной дороги, 4 марта 1893 г. была учреждена при Комитете Сибирской железной дороги Особая подготовительная комиссия из представителей заинтересованных ведомств под председательством Управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги А.Н. Куломзина [15, д. 290, лл. 3-5]. В необходимых случаях для предварительного рассмотрения мероприятий по устройству переселенцев в Сибири и по другим вопросам, связанным с переселением, в Комиссии могли участвовать представители от военного, морского и других министерств, и главных управлений под председательством Управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги. На Подготовительную комиссию было возложено и составление ежегодных смет расходов из фонда вспомогательных предприятий Сибирской железной дороги для включения

необходимых кредитов, после их утверждения, в государственную роспись.

В состав Комиссии входили чиновники от Министерства государственных имуществ, финансов, юстиции, внутренних дел. Эффективность работы Подготовительной комиссии отметил в своем докладе императору 22 февраля 1896 г. Министр внутренних дел И.Л. Горемыкин, подчеркнув, что «занятия Комиссии и непосредственный обмен взглядов представителей разных ведомств с полным успехом для хода дела заменили письменные сношения между Министерствами, потребные для разработки предположений...» [16, д. 19, л. 6].

Первоочередной задачей, возложенной на Подготовительную комиссию Комитетом Сибирской железной дороги, была подготовка свободных земель для заселения и отвод их переселенцам. Комиссия представила Комитету подготовленные проекты правил и постановлений, целью которых было достижение следующих главных целей: а) прочное водворение на местах переселенцев, как уже прибывших в Сибирь, так и непрерывно туда направляющихся; б) ограждение земельного пользования сибирских старожилов; в) установление должной связи между постройкой железной дороги и заселением этого района; г) обеспечение государственных потребностей в земле, которые могли возникнуть, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем; д) определение обязанностей должностных лиц, призванных обеспечить межевание участков для переселенцев и их водворение на местах нового жительства [15, д. 354, л. 41].

Учитывая огромную роль материальной обеспеченности в прочном устройстве переселенцев, Подготовительной комиссией и Комитетом Сибирской железной дороги были разработаны «Временные правила о пособиях от правительства нуждающимся семействам, переселяющимся с установленного разрешения». Их утверждение состоялось 5 июня 1894 г. [16, д. 19, л. 19]. Временные правила предусматривали правительственную помощь в виде ссуд на путевые расходы, хозяйственное устройство, приобретение семян и продовольствие. Безвозмездно отпускался лесной материал для возведения усадебных построек. Подчеркивалось, что ссуды, выдаваемые переселенцам, были беспроцентными [16, д. 19, л. 19].

Возврат ссуд производился по истечении трех льготных лет, в течение последующих десяти лет ежегодными платежами. В исключительных случаях время возврата ссуды могло быть увеличено до 20 лет [16, д. 19, л. 21-22].

В начале 1900-х годов общая сумма ежегодно отпускавшихся Комитетом Сибирской железной дороги кредитов на выдачу пособий переселенцам достигла 12 млн. рублей. Были открыты и благотворительные фонды. По данным С.В. Саблера и И.В. Сосновского, получили ссуды около 87%

всех водворившихся в Сибири переселенцев [17, с. 337].

Значительный поток крестьян, переселяющихся из Европейской части России, тяготел к земле и остро нуждался в помощи, поэтому не мог в значительной степени использоваться как необходимая рабочая сила в строительстве Сибирской железной дороги, между тем как ее сооружение в короткие сроки стало предметом государственной важности и требовало до 300 тыс. рабочих. Серьезной проблемой в организации работ по прокладке железной дороги стал недостаток рабочих рук и высокие цены на них. Использование привозной рабочей силы из-за отсутствия дорог, удаленности территорий не могло решить проблему и привело бы к значительному удорожанию строительства. Исходя из этого, возникло соображение о привлечении к этой работе ссыльных. Труд их на железной дороге рассматривался, в зависимости от рода ссылки, как принудительный или добровольный. Как считало Главное тюремное управление, к принудительному труду могли быть привлечены все категории высылаемых, которых закон обязывает к работам на местах водворения и которые не могли быть организованы ранее. К этой категории относились: ссыльно-каторжные, ссыльно-посе-ленцы и частью водворяемые рабочие. Остальные группы ссыльных могли быть привлечены только по добровольному найму.

О положительном опыте использования труда заключенных сообщается в заключении Министра внутренних дел Дурново, где указывалось, что привлечение ссыльных, не занятых земледелием, является мерою выгодной и необходимой. Привлечение заключенных обеспечивает строительству постоянный контингент рабочих по ценам, значительно ниже тех, которые произвольно назначают частные подрядчики в условиях отсутствия конкуренции. С другой стороны, эта мера будет способствовать обширному применению труда ссыльных, серьезно нуждающихся в заработках в работах общегосударственного значения [15, д. 232, л. 44].

Значение труда ссыльных в строительстве Сибирской железной дороги велико. Привлечение к работам арестантов позволяло не только решать пенитенциарные задачи, но способствовало хозяйственному освоению территории прокладки железной дороги и в дальнейшем, успешной реализации переселенческой политики [2, с 13].

Комплексное и оперативное решение всех проблем, строгий контроль расходуемых средств обеспечили эффективную деятельность Комитета.

Практические результаты правительственных мероприятий выразились в следующих цифрах: с 1860 по 1885 гг. в Сибирь прошло 300 тыс. человек, с 1885 по 1893 гг. - 260 тыс., с 1893 по 1902 гг. (включительно) - свыше 1 млн. человек [5, д. 404, л. 11]. За двенадцать лет интенсивных работ, осу-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015

17

ществленных Комитетом Сибирской железной дороги, было израсходовано только на переселение около 30 млн. рублей [1, с. 462].

В 90-е годы XIX в. получает распространение практика поездок правительственных чиновников в районы массовых переселений, что немало способствовало лучшей организации переселенческого дела. Так, поездка Управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги А.Н. Кулом-зина в Сибирь летом 1896 г. способствовала более детальному ознакомлению на местах с переселенческим делом. Выводы и предложения были представлены в докладе императору [4]. Еще ранее, осенью 1895 г. такую же поездку совершил Министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов. Она дала возможность лично ознакомиться с положением крестьянского населения Сибири, с приемами обработки земли, формами землепользования, трудностями достижения переселенцами мест водворения. В то же время в докладе министра, а затем в многостраничном дополнении к докладу был дан всесторонний анализ постановки переселенческого дела в Сибири, его влияния на развитие промышленности в Сибири [3].

К тому времени выявилась необходимость изменений в порядке управления переселенческим делом. 2 декабря 1896 г. император утвердил мнение Государственного Совета об образовании при Министерстве внутренних дел особого Переселенческого управления. В компетенцию последнего входило руководство выдачей разрешений на переселение, попечение об устройстве переселенцев на местах водворения, заведывание кредитами, предварительная разработка всех законодательных вопросов по переселенческому вопросу. После прекращения деятельности Комитета Сибирской железной дороги в связи с завершением строительства, Переселенческое управление стало важнейшим органом в реализации переселенческой политики. Как выразился председатель переселенческой комиссии III Государственной Думы А.Д. Голицын, Переселенческое управление это «все азиатская земская управа». Она строила школы, церкви, больницы, проводила дороги, организовывала флотилии, выдавала ссуды, устраивала метеорологические станции, содержала штат ученых агрономов на пространстве, втрое превышающем площадь всей Европейской России [6, с. 20].

Масштаб задач, решаемых в этот период, подчеркивает огромную роль Комитета Сибирской железной дороги в решении колонизационных задач. Одной из проблем в эффективной реализации переселенческой политики, было стихийное движение переселенцев. Для стимулирования переселенческих процессов по инициативе правительства, в противовес самовольным переселениям «на свой страх и риск», был установлен ряд льгот: по отбыванию воинской повинности; выдачей ссуд на

хозяйственное устройство; определением льготного железнодорожного тарифа и др. Однако увеличение ассигнований на оказание помощи переселяющимся привело к увеличению в начале XX в. потока малообеспеченных переселенцев. Не имея собственных средств, они не могли обустроиться на выделяемые государством пособия. Именно эта категория населения составила наибольший процент обратных переселенцев. Попытка правительства сделать ставку на обеспеченных переселенцев закончилась неудачей. Распределение средств по принципу: всем и понемногу, в условиях Сибири было неэффективным.

Стремясь не допустить нерегулируемого движения в восточные районы, правительство усилило информационную работу среди крестьянства. Органам местной администрации европейской части России поручалось осуществлять информирование населения о порядке переселений, трудностях водворения на новых местах, кратких маршрутах следования в ту или иную местность, о наличии свободных участков для заселения. Должностные лица получали сборники законодательных актов по переселенческому делу, справочные издания с описанием губерний и областей Сибири, Степного края и Приморья.

Государство было заинтересовано в прочном хозяйственном устройстве новоселов. Поэтому обращалось особое внимание на обустройство поселков, прокладку дорог, строительство обводнительных, осушительных и дорожных сооружений, общественных зданий, создание пожарной охраны.

Новый импульс переселениям и соответственно освоению Сибири был дан после русско-японской войны в связи с осуществлением аграрной политики правительства под руководством П.А. Столыпина. В начале XX в. правительство сделало акцент на освоение данных регионов.

Библиографический список

1. Азиатская Россия: в 3 т. - СПб, 1914. Т. 1. Люди и порядки за Уралом. - 576 с.

2. Архипов С.В. Организационно-правовые аспекты трудового использования ссыльных в строительстве Сибирской железной дороги // Гуманитарно-пенитенциарный вестник: научно-публицистический альманах. - Рязань, 2012. -Вып. 6. - С. 8-14.

3. Всеподданнейший доклад министра земледелия и государственных имуществ по поездке в Сибирь осенью 1895 года. - СПб., 1896. - 53 с.

4. Всеподданнейший отчет статс-секр. Куломзи-на по поездке в Сибирь для ознакомления с положением переселенческого дела. - СПб., 1896. - 187 с.

5. Государственный архив Российской Федерации. - Ф. 586. - Оп. 1.

6. Гинс Г. Переселение и колонизация. Вып. I. -СПб., 1913. - 48 с.

Ученический состав церковных школ России в конце XIX - начале XX века

7. Грицюк М. По-родственному // Российская газета. - 2012. - 17 сентября. - № 5886.

8. Записка Председателя Совета Министра и Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием о поездке в Сибирь и Поволжье в 1910 году: приложение к всеподданнейшему докладу. - СПб., 1910. - 168 с.

9. Как жить и хозяйствовать на Дальнем Востоке России: новые подходы и инструменты государственного управления // Власть и управление на Дальнем Востоке. - 2014. - № 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vlastdviu.ru/index. php?page=rю4-2014(3-68)&rc=rю (дата обращения: 19.03.2015)

10. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в ред. 19 декабря 2014 г.): указ Президента Рос. Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 26. - Ст. 2820.

11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 (часть I). - Ст. 2154.

12. Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ РИ). Собр. 3-е. - СПб., 1895. -Т. XII. - № 9140.

13. ПСЗ РИ. Собр. 3-е. - СПб., 1897. - Т. XIII. № 9248.

14. ПСЗ РИ. Собр. 3-е. СПб., 1908. - Т. XXV-!. № 27044.

15. Российский государственный исторический архив (далее РГИА).- Ф. 1273. - Оп.1.

16. РГИА. - Ф. 391. - Оп. 2.

17. Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. -СПб., 1903. - 472 с.

УДК 37.015

Красницкая Татьяна Александровна

кандидат исторических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

krasniz_t@mail.ru

УЧЕНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЦЕРКОВНЫХ ШКОЛ РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье на основе широкого круга источников рассматривается ученический состав церковно-школьной образовательной системы России в конце XIX - начале XX века. Автор проводит многоаспектный анализ контингента учащихся начальных (воскресные, церковно-приходские, школы грамоты) и учительских (второклассные и церков-но-учительские) церковных школ с целью выявления его специфики как базового элемента образовательной системы Русской православной церкви. Определяется возрастной, сословный, национальный, количественный состав воспитанников православных школ, их конфессиональная принадлежность, соотношение по полу. Делается вывод о том, что для ученического корпуса были характерны: возрастная градация, преимущественно крестьянско-мещанская сословная принадлежность, наличие представителей разных национальностей и вероисповедания, смешанный состав учащихся по полу в начальной и однородный (мальчики/девочки) в учительской школах, количественный разрыв ученического состава на этапе поступления и окончания учебного заведения.

Ключевые слова: церковные школы, начальные школы, учительские школы, учащиеся, возрастной состав, сословия, вероисповедание, национальность.

В конце XIX - начале XX вв. в России при поддержке государства функционировала система церковно-школьного образования с двухуровневой подготовкой: общеобразовательной (воскресные, церковно-приходские, школы грамоты) и педагогической (второклассные и церковно-учительские школы). При разной степени распространения данных учебных заведений в стране они, наряду со светскими (земскими школами), охватывали значительный процент детей школьного возраста (начальные школы - до одной трети), внося свою лепту в дело развития образования в стране. Ученический состав церковных школ являлся базовым элементом функционировавшей более тридцати лет церковно-школьной системы. Его изучение дает возможность комплексного анализа, а также определения степени развития и по-

ложения православной школы в российском образовательном пространстве.

Отправной точкой в анализе ученического состава является возраст учащихся. Он в зависимости от типа церковной школы был разным. В начальной церковно-приходской (одноклассной и двухклассной) возраст учащихся обычно колебался от 7 до 15 лет. Были 16- и 17-летние подростки и даже 20-летние молодые люди [14, л. 9], но их число незначительно. Конкретизировать информацию можно сведениями по Владимирской епархии, где в 1898 г. большей части мальчиков и девочек начальных церковных школ было 10 лет (2 тыс. 825 мальчиков и 924 девочки). Средний возраст учеников по отделениям был следующий: в 1-ом - 9,3 мальчики и 9,1 девочки, во 2-ом - 10,5 мальчики и 10,4 девочки, в 3-ем - 11,7 мальчики и 11,3 девочки [15, с. 94 ].

© Красницкая Т.А., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2015

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.