Научная статья на тему 'Деятельность комиссии по переселению русского крестьянства в туркестанский край'

Деятельность комиссии по переселению русского крестьянства в туркестанский край Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРКЕСТАН / УКАЗ / КОМИТЕТ / КОМИССИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ / ХОДОКИ / КОЛОНИЗАЦИЯ / TURKESTAN / DECREE / COMMITTEE / COMMISSION / ADMINISTRATION / IMMIGRANT / PETITION-BEARERS / COLONIZATION / ТУРКИСТОН / ФАРМОН / ИДОРАКУНї / МУњОљИР / МУСТАМЛИКАКУНОНӣ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамадалиев И. А., Маҳмудов О.

В статье рассматривается проблема русской колонизации и переселения в пределы Туркестанского края. В ней отражаются политика переселения и ее прерогативы, этапы, масштаб и направляемые регионы, а также главные нормативы наделяемых участков переселенцам. Отмечаются специфические черты регионов и категории переселенцев, государственная поддержка в создании русских поселений в крае. Особое внимание уделяется принятым нормативным актам, циркулярам, перепискам и ходу их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Commission on the Resettlement of Russian Peasantry to Turkestan Region

The article under consideration dwells on the problems associated with Russian colonization and migration to the territories of Turkestan region. The politics of migration and its prerogative, stages, scales and direction of the regions for migration are reflected; main norms of the allotted areas for migrants being taken into account as well. Into the bargain, they underscore specific features targeted at regions and category of migrants, state support in creation of Russian settlement in the region. Particular attention is paid to the accepted normative acts, circulars, correspondences and course of their realization.

Текст научной работы на тему «Деятельность комиссии по переселению русского крестьянства в туркестанский край»

УДК 9 (С) 16

ББК 63.3 (2)7-36 И.А. МАМАДАЛИЕВ

О.Р.МАХМУДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ПО ПЕРЕСЕЛЕНИЮ РУССКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В ТУРКЕСТАНСКИЙ КРАЙ

В статье «Сущность переселенческой политики Российской империи в Средней Азии» (6,3) рассматривались вопросы процесса переселения. В этой статье попытаемся осветить деятельность специально созданной, хотя и не проявившей себя, комиссии по переселению.

За основу берутся нормативные акты по переселению, принятые 13 июля 1889 года, 15 марта и 27 декабря 1896 года. Изначально возникают логические вопросы: какая сила двигала всем этим процессом, что привело к принятию таких законов? Вот что пишет по этому поводу знаток и эксперт А.Кауфман: «... Пока люди переселяются и пока нет способа их удержать от этого - надо возможно шире поставить заботы переселяющихся и в пути, и на новых местах, чтобы свести к возможному минимуму колоссальный риск переселения, раз земли, в конце концов, хватает на ничтожную долю желающих переселяться, надо всеми способами, кроме, конечно, запрещений, стремиться к тому, чтобы переселялись по возможности только те, кто не может быть устроен никаким иным способом»(3, 5).Ибо переселение и колонизация играли первостепенно важную роль не только в экономической, но и в культурной и политической истории всех времен и народов (3, 3).

«В наше время, - писал Н.С.Лыкошин, - самой главной причиной следует признать экономические условия, эта причина заслоняет собой все действовавшие раньше» (5,7).

Надо отметить и тот факт, что русское переселенческое движение не представляло чего-либо исключительного и по своим размерам. Даже по абсолютной величине своих переселений Россия не занимала первого места среди других стран, а тем более по их относительной величине, приведенной к общей массе населения. Например, переселение во все остальные колонизационные районы - Новороссию, Предкавказье и Закавказье, оренбургские степи, Туркестан, дало за 19 лет значительно меньшую цифру. Но если даже предположить, что во все эти районы переселилось еще столько же переселенцев, то все же средняя годовая цифра не превышала 200 тыс. (3, 4).

Колонизационное движение в Западной Европе имело характер эмиграции, то есть выезда, как в Америке и Австралии, и иммиграции, водворение и поселение, а в России переселение было издревле и оставалось явлением внутреннего народного быта, имеющего значение простого перехода с одного места жительства в другое.

Таким образом, массовый наплыв просьб крестьян о переселении привел в 1889 году (13 июля) к принятию закона и составлению первоначального проекта специальной комиссии под председательством известного ученого и государственного деятеля П.П.Семенова. Эта комиссия должна была признать тот факт, что переселенческое движение представляло собой явление не случайное, а вполне естественное, вызванное экономическим положением крестьян. Комиссия проводила, впрочем, довольно резкое различие между губерниями степными и нечерноземными, с одной стороны, и черноземными не степными - с другой.

Весьма интересными представляются мнения самих переселенцев. Например, когда переселенцев спрашивали, почему они переселяются, они отвечали: «Тесно стало», «Надела мало», «Земная теснота», «Прокормиться нельзя было», «Дома телку привязать негде было», «Иди куда хочешь, а дома, видимое дело, деваться некуда», «Нечем стало жить», «Жить никак нельзя», «Доживешься до того, что нечего станет есть, - вот идешь на сторону», «Хуже не будет» (4, 20) и т.д. Это обусловило в будущем массовый наплыв не только переселенцев, но и ходоков из губерний вглубь России.

Право на содействие правительства в улучшении экономического положения селений (по убеждению императора Александра III и министра внутренних дел Н.П.Игнатьева, но в будущем этот принцип подвергся критике и был изменен - авторы) предполагало часть переселенцев водворять посредством денежных пособий от правительства, на казенных землях, ближайших к наиболее густо заселенным губерниям, остальным предполагалось предоставить право ходатайствовать об отводе земли в более отдаленных районах - Сибири, Средней Азии и Закавказье

(3, 26).

Правительственная комиссия предусматривала даже момент отсрочивания воинской повинности зависимо от региона переселения, например, для Европейской России на два года и для Азиатской

части - на три года, или же предоставление ссуды, путевых пособий, приобретение рабочего скота и земледельческих орудий, даже лесного материала для построек.

«Касаясь наиболее существенных моментов переселенческого дела, как вопроса о выходе переселенцев с родины, о водворении их на новые места, о льготах, на которые они могли рассчитывать, закон этот, по свидетельству официального источника, не содержал, однако, постановлений, более или менее исчерпывающих какой-либо из этих вопросов, а представлял собою лишь программу, отдельные пункты которой нуждались в подробной разработке для успешного проведения в жизнь» (1,114-115). Несмотря ни на что, в практической политике правительства по отношению переселения продолжалась проявляться все та же двойственность.

Таким образом, в этот период, согласно правительственной программе, усиливается и переселение в Туркестан, например, к 1 январю 1891 года в Сырь-Дарьинской области имелось 19 русских поселений, в которые было водворено около 1500 семейств, из них 13 селений было образовано во второй половине 80-х годов, в 1891 - 1892 гг. в край нахлынуло до 12000 переселенцев, образовавших 23 новых поселения (3, 31).

В Туркестанском крае, где администрация в лице бывшего Сырь-Дарьинского губернатора -генерала Н.И.Гродекова, очень благоприятствовала устройству русских поселений. Переселенцы получали всякого рода помощь, денежные средства для которой извлекались из самых разнообразных источников, до сметы главного штаба исключительно, и что особенно важно, им давались земли, «добровольно» уступавшиеся полуоседлыми киргизами под влиянием «убеждений» и «настояний» уездной администрации. Все это происходило в условиях, когда в Туркестане вода была дороже, нежели земля.

Однако, от русской колонизации ожидали благотворного воздействия даже на культуру таких высококультурных народностей, каковыми были, например, оседлые племена Туркестана. Водворение русских переселенцев признается «одним из надежнейших средств проникновения в массу туземного населения новых приемов обработки земли, новых приемов животноводства, обращения к новым отраслям сельского хозяйства и т.п., и потому дело русской колонизации края признается заслуживающим развития в интересах самого туземного населения» (9,15).

На первый взгляд, русская колонизация представляет собой весьма утешительную картину. И всё же даже такой фанатик дела русской колонизации Туркестана, как И.И.Гейер, признает, что от русского поселенца в крае требуется «перевоспитание себя в отношении способа обработки земли»», что русский крестьянин в первое время после переселения оказывается в беспомощном состоянии. «Явившись в край прямо от русского плуга, усвоить привычку своих отцов, он становится в положение человека, попавшего в чужую страну, где его никто не понимает» (2).

Начало работ по водворению в области Туркестана русских переселенцев относится к 1870 году, то есть имено в это время начинаются подготовительные работы как по изысканию свободных земель, так и по созданию условий их заселения. План водворения русских переселенцев в районы главных трактов по двум линиям - от Оренбурга до Ташкента и от Ташкента через Верный на Семипалатинск, более официальный статус получает в пояснительной записке генерал-адъютанта фон Кауфмана в 1873 году.

Единственным руководством в деле водворения служил приказ генерал-губернатора от 3 марта 1883 года, в котором указывалось следующее:

1) водворению подлежат только лица русского происхождения;

2) размер усадебных участков определяется в 1000 кв. сажень, а полевых участков - в 9 десятин со сроком на 10 лет;

3) поселенцу, получившему надел в собственность, по истечении указанного срока предоставляется возможность отчуждать свою землю (7,172).

В изданном в 1886 году Положении об управлении Туркестанским краем, куда были внесены инструкции по водворению на свободные земли русских поселенцев, например, в статьях 280-284 говорится: «Высочайше утвержденного 12 июня 1886 года мнения Государственного Совета, оставшиеся не распубликованным во всеобщее сведение указанные статьи Положения определяли поземельное устройство отставных и запасных нижних чинов Туркестанского военного округа и были исключены в законодательном порядке 10 июня 1903 г., одновременно с утверждением «правил о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли в области Сырь-Дарьинскую, Самаркандскую и Ферганскую» (7, 174).

Временные меры по переселению выглядели следующим образом:

1.к переселению в Туркестанский край допускаются исключительно русские подданные христианского вероисповедания, принадлежащие к состоянию сельских обывателей;

2.переселенцам отводятся, с разрешения генерал-губернатора, участки из свободных государственных земель..., не свыше 10 десятин на каждого работника;

З.бумаги по делам о переселении изъемлются от оплаты гербовым сбором, а сами переселенцы освобождаются в течение первых 5 лет по водворению от уплаты государственного поземельного налога (7, 175).

С 1891 по 1895 гг. наплыв переселенцев усилился, и это затруднило деятельность местной администрации. Учитывая ситуацию, генерал-губернатор А.Б.Вревский издал циркуляр о прекращении водворения русских переселенцев в пределах Туркестанского края. Однако это не стало серьезным барьером в переселенческом процессе. Новый генерал-губернатор С.М.Духовский принял решение о широком продолжении дела переселенцев, и была создана специальная комиссия для выработки правил колонизации Туркестанского края. Чуть позже был создан и комитет под председательством Туркестанской казенной палаты, состоявший из пяти чиновников областной администрации, то есть: советник областного правления, податной инспектор, чиновник по сельскохозяйственной и оброчной статьям, полицеймейстер и заведующий государственным имуществом.

Принятые впоследствии нормативные акты так или иначе регламентировали и переселенческий процесс, для убедительности в качестве аргумента рассмотрим несколько статей: например, по статье 2 (закона от 6 июня 1904 г.) те или иные местности определяются по соглашению трех министров - внутренних дел, земледелия и финансов, а в отношении местностей, находящихся в военном управлении, то есть Туркестан, еще и военного. Статья 5 включала новые правила, ограничивающие в вероисповедании переселяющихся в Закавказье и Туркестан. В статье 6 предусматривались преимущества отставным и запасным солдатам. Следующие статьи, 7 и 8, в основном касались вопроса ходачеств (8,214) (ходоки, свободные переселенцы - авторы).

К 1905 году русское население в Сырь-Дарьинской области составило 3,5% от общего числа жителей, в Самаркандской - 1,5% и в Ферганской - 0,4% (7, 190).

Однако были совершены некоторые упущения: например, администрация края не сумела своевременно провести в законодательном порядке меры для определения действительного земельного фонда, не удалось организовать использование для целей орошения обширных безводных пространств, осталось невыясненным юридическое основание местного землепользования и водопользования.

Уместно отметить и другой момент - планомерная колонизация края, к сожалению, не была включена центральным правительством в число важных задач политики в Средней Азии. Все создаваемые в крае русские селения, в первую очередь, обязаны деятельности отдельных администраторов, осознавших необходимость заселения края русскими людьми, но при этом административные меры по хозяйственному устройству возникших селений принимались в случайном порядке и только в целях удовлетворения текущих потребностей, без учета будущего. Не сумев обеспечить успех русской колонизации, администрация допустила в то же время широкое развитие заселения государственных земель местными и другими, что сократило земельный запас для русского переселения.

Возникает логический вопрос: чем было это вызвано? Ответом может послужить факт о якобы неосведомлённости высшей власти края, и в оправдание приводится следующий документ из переписки, обнаруженной в губернской Канцелярии: <...> запрос от 30 сентября 1905 года за №9524, обращенный генерал-губернатором к Самаркандскому военному губернатору о том, «как во вверенной ему области организовано общественное устройство и суд в крестьянских селениях и кому, если имеются волостные суды, подаются жалобы на их решения» (7, 191).

Следствием такого положения дел стало замешательство самого военного губернатора, так как выявлялась якобы его неосведомленность и он не мог дать ответ. Только к 16 январю 1906 года, после долгого внутреннего расследования путем запроса уездных начальников и других соответствующих лиц, он смог дать ответ.

Это в будущем послужило рычагом действия статьи 14 «Правил о переселении» от 10 июня 1903 года, на основании чего все распоряжения относительно введения в переселенческих поселках сельского и волостного устройства были переданы в обязанности областных правлений.

Дальнейшие действия по переселению также должны были согласовываться различными ведомствами администрации, например, правила переселения сельских обывателей на казенные земли коренных областей. Был сделан запрос на имя главного начальника края о том, какое назначение надлежит казенным землям, искусственно орошаемым на средства государственного казначейства, с целью представления на законодательное рассмотрение. Однако генерал-губернатором ничего не было предложено, и только через почти три года, 29 ноября 1908 года, канцелярия генерал-губернатора в своем докладе дала разъяснение: « <.> вышеупомянутый отзыв (от 9 января 1906 года за № 829) Главного Штаба оставлен без всякого исполнения по совершенно непонятным для Канцелярии причинам» (7, 192).

Оставаясь мало осведомлённой, не имея должного взгляда на задачи и систему местной колонизации, высшая власть края не смогла своевременно ознакомить центральные органы правительства с действительным положением колонизационного дела в крае и не опровергала с достаточной настойчивостью ошибочные представления о земельных богатствах Туркестана.

Соответственно, в целях упрощения чиновничьего аппарата комитета переселения и концентрации действий по распоряжению генерал-губернатора это дело было передано в ведение Переселенческого Управления с такими полномочиями, как руководство землеотводами, межевымы, гидротехническими и дорожными работами, водворение переселенцев и правильная постановка вспомогательных переселенческих мероприятий.

Таким образом, за период деятельности переселенческой организации было водворено по Сырь-Дарьинской области 826 семей, в составе 2.161 души мужского пола, Ташкентском уезде - 76 семейств, в Чимкентском - 526 и Ходжентском - 224 (7, 230).

За 20 лет, с 1861 по 1880 годы, вселилось в Азиатскую Россию от 100 до 150 тыс. душ крестьян, а за 10 лет, с 1881 по 1890 год,- от 250 до 300 тыс. душ. В течение 1891 - 1892гг. в среднеазиатские владения были переселены до 30 тыс. душ (4, 1-2).

Следует отметить, что серьёзный подход местной власти к целенаправленному программному исследованию края поставил бы процесс колонизации края на правильный путь.

В заключение следует отметить, что со временем по всему краю между крестьянами и туземцами установились мирные и соседские отношения, на солидарности интересов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Вестник Европы. - Март, 1897 г. - С. 114-115.

2.Гейер, И.И. Путеводитель по Туркестану. 1-е изд./ И.И. Гейер - Ташкент: Типо-лит. В.М. Ильина, 1901. - 156 с.

3.Кауфман, А. Переселение и колонизация/ А.Кауфман - СПб., 1905. - 452 с.

4.Кочаровский, К. Переселенцы в Азиатской России /Записки Западносибирского отдела Императорского русского географического общества.- Кн. XVI, вып. I. / К. Кочаровский,- Омск, 1893. - С.20.

5.Лыкошин, Н.С. Переселение и переселенцы./ Н.С. Лыкошин - Самарканд, 1892. - С. 78 с.

6.Мамадалиев, И., Махмудов, О. Сущность переселенческой политики Российской империи в Средней Азии/ И. Мамадалиев, О. Махмудов //Вестник ТГНУ.- 2017.- N°3 (5).

7.Пален, К.К. Отчет по ревизии Туркестанского края /Переселенческое дело в Туркестане/ К.К. Пален.- СПб., 1910. - С.172.

8.Риттих, А.А. Зависимость крестьян от общины и мира/ А.А. Риттих.- СПб., 1903. - 214 с.

9.Труды сельскохозяйственных комитетов. Туркестанский край. - С.15.

REFERENCES:

1. Bulletin of Europe. - March, 1897. - P. 114 - 115.

2. Geyer, I.I. Guide-Book around Turkestan. The first edition./ I.I. Geyer. - Tashkent: Publishing-house of Literature by V.M. Ilina, 1901. - 156 p.

3. Kaufman, A. Settlement and Colonization/ A.Kaufman. - SPb., 1905. - 452 p.

4. Kocharovsky. K. Migrants in Asian Russia / Notes of Western Siberian Department of the Empirial Russian Geographic Society- Book XVI. Issue 1./ K. Kocharovsky. - Omsk. 1893. - P. 20.

5. Lykoshin, N.S. Settlement and Migrants./ N.S. Lykoshin. - Samarkand, 1892. - 78 p.

6. Mamadaliev, I., Mahmudov, O. The Essence of Settlement Politics of Russian Empire in Central Asia / Bulletin of TSNU / I. Mamadaliev, O. Mahmudov. - 2017, #3 (5).

7. Palen, K.K. Report on Turkestan Region Monitoring / Settlement Case in Turkestan / K.K. Palen, - SPb., 1910. - P. 172.

8. Rittikh, A.A. Dependence of Peasant on Community and World/ A.A. Rittikh. - SPb., 1903. -214 p.

9. Labours of Agricultural Committees. Turkestan Region. - P. 15.

Фаъолияти комиссия оид ба мухоцирати дехщонони рус ба кишвари Туркистон

Вожахои калиди: Туркистон, фармон, комитет, комиссия, идоракуни, мууоцир, мустамликакунони.

Дар мщолаи мазкур масъалаи мухоцирати ахолии рус ба кишвари Туркистон инъикос ёфтааст. Дар он сиёсати мууоцират, маруилауои он, масоуат ва минтацщои цойгиркунонии мууоцирон, меъёруои асосии тацсимоти замин ба мууоцирон ба риштаи тщцщ кашида шудааст.

Муаллифон хусусиятуои хоси ноуияуо ва категориями мууоциронро цайд намуда, доир ба дастгирии давлат дар цойгиркунии ахолии рус дар кишвари Туркистон ибрози ацида намудаанд. Дар мацола ба санадуои меъёрии цабулшуда ва рафти ицроиши он диццати махсус зоуир карда шудааст.

Деятельность комиссии по переселению русского крестьянства в Туркестанский край

Ключевые слова: Туркестан, указ, комитет, комиссия, управление, переселенец, ходоки, колонизация.

В статье рассматривается проблема русской колонизации и переселения в пределы Туркестанского края. В ней отражаются политика переселения и ее прерогативы, этапы, масштаб и направляемые регионы, а также главные нормативы наделяемых участков переселенцам. Отмечаются специфические черты регионов и категории переселенцев, государственная поддержка в создании русских поселений в крае. Особое внимание уделяется принятым нормативным актам, циркулярам, перепискам и ходу их выполнения.

Activities of the Commission on the Resettlement of Russian Peasantry to Turkestan Region

Key words: Turkestan, decree, committee, commission, administration, immigrant, petition-bearers, colonization.

The article under consideration dwells on the problems associated with Russian colonization and migration to the territories of Turkestan region. The politics of migration and its prerogative, stages, scales and direction of the regions for migration are reflected; main norms of the allotted areas for migrants being taken into account as well. Into the bargain, they underscore specific features targeted at regions and category of migrants, state support in creation of Russian settlement in the region. Particular attention is paid to the accepted normative acts, circulars, correspondences and course of their realization.

Маълумот дар бораи муаллифон:

Мамадалиев Иномцон Абдусаторович, доктори илщои таърих, профессор, мудири кафедраи таърихи умуми, Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Fафуров(Чум%урии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E mail: [email protected]

Махмудов Олимцон Ращатцонович, номзади илщои таърих, дотсент, мудири кафедраи методикаи таълими таърих ва ууцуц, Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Бобоцон Fафуров(Чум^урии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E mail: [email protected] Сведения об авторах:

Мамадалиев Иномджон Абдусаторович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Худжандского государственного университета имени академик Б.Гафурова (Таджикистану. Худжанд), E - mail: [email protected]

Махмудов Олимджон Рахматджонович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания истории и права Худжандского государственного университета имени академик Б.Гафурова (Таджикистану. Худжанд), E mail: [email protected]

Information about the authors:

Mamadaliev Inomjon Abdusattorovich, Doctor of Historical Sciences, the head of Department of general history of Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E mail: [email protected]

Mahmudov Olimjon Rahmatjonovich, Candidate of History sciences, Head of Department of the methods of the teaching to History Law of Khujand State University named after academician B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand),E- mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.