Научная статья на тему 'Сущность переселенческой политики Российской империи в Средней Азии'

Сущность переселенческой политики Российской империи в Средней Азии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2024
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕҳқОН / МУҳОҷИР / ТУРКИСТОН / ИМПЕРИЯ / ЗАХИРАИ ОБӣ / ТАФТИШ / қОНУН / КРЕСТЬЯНИН / ПЕРЕСЕЛЕНЕЦ / ТУРКЕСТАН / ВОДНЫЙ РЕСУРС / РЕВИЗИЯ / ЗАКОН / PEASANT / MIGRANT / TURKESTAN / EMPIRE / WATER RESOURCE / AUDIT / LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамадалиев Иномҷон Абдусатторович, Маҳмудов Олимҷон Раҳматҷонович

Дар мақола сухан дар бораи навсозиҳои иҷтимоию иқтисодии императории Россияи охирҳои асри XIX меравад, ки минбаъд онҳоро дар кишвари Туркистон ҷорӣ намудааст.. Зикр мешавад, ки санадҳои нави меъёрии ба тасвибрасида оид ба сиёсати муҳоҷиркунӣ, мавқеи ашхоси роҳбар, ташкили ниҳодҳои махсус барои иҷрои корҳои муҳоҷиркунӣ ба вилоятҳои кишвари Туркистон аз аввали асри ХХ аз ҷумлаи ин сиёсати ичтимоию иқтисодӣ мебошанд. Илова бар ин, оид ба мушкилоти раванди мазкур, давра ба давра гузаронидани ин сиёсат, камбудиҳо ва дастовардҳо сухан меравад.В статье речь идёт о социально-экономических преобразованиях в Российской империи, вовлечении в эту орбиту Туркестанского края с конца XIX века. Называются принятые новые нормативные акты и законы по переселенческой политике, позиции руководящих лиц, созданию специальных органов относительно реализации переселения по областям Туркестанского края в начале XX века. Помимо этого, речь идёт о всех трудностях настоящего процесса, поэтапном проведении этой политики, упущениях и достижениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article under consideration dwells on socio-economic transformations in the Russian Empire, involvement of Turkestan into this orbit since the end of the XIX-th century. The authors of the article call new adopted normative instruments and laws aimed at resettlement policy positions of persons of consequence, special established bodies bound to implement the resettlement over Turkestan to the beginning of the XX-th century. Into the bargain, all the difficulties beset with the grandiose arrangement, gradual realization of it, all improvements and omissions are mentioned in the article.

Текст научной работы на тему «Сущность переселенческой политики Российской империи в Средней Азии»

УДК 9 (С) 16 ББК 63.3 (2)7-36

И.А.МАМАДАЛИЕВ О.Р.МАХМУДОВ

СУЩНОСТЬ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Переселенческая политика Российской империи имеет глубокие корни, но в нашей статье нам не хотелось выходить за рамки собственного исследования. Поэтому в нашем случае речь пойдет в основном только о переселенческой политике начала XX века. Но с целью воссоздания целостной картины нам, описывая каждый закон, поневоле придется коснуться и других исторических моментов.

За основу настоящей статьи берется Закон, изданный 6 июня 1904 года, поскольку по своему содержанию этот закон отличался от законов, принятых 13 июля 1889 и 15 марта, 27 декабря 1896 года (6, 3). Сущность данного закона (6.06.1904) заключается в том, что в его основе, в отличие от других, выдвигается на первый план новая точка зрения, то есть переселенческая политика признается как могущественное орудие аграрной политики.

После реформ 60-х годов, которые коснулись в той или иной степени населения всех окраин царской России, гнет царского самодержавия не только не уменьшился, но даже усилился. К нему прибавилась еще более жестокая эксплуатация капиталистических предпринимателей, двинувшихся осваивать окраины империи. Русский капитализм, не находя достаточного рынка сбыта в метрополии и ища источники сырья, устремлял свою деятельность на окраины (18,25).

Толчком к массовому переселению крестьян центральных губерний в Туркестан стал ряд нормативных документов, изданных 10 июля 1903 года, Правила добровольного переселения сельских обывателей и мещан на казенные земли в областях: Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской (5, 36). 6 июня 1904 г. обнародован переселенческий закон, разрешавший свободное переселение крестьян (11). С 1906 г. стали действовать льготы на проезд по железной дороге переселенцам, что стал важнейшим стимулом для них.

Сильная и энергичная воля - это лишь один из тех индивидуальных, субъективных факторов, от которых зависел результат переселений и колонизации. Другой, не менее важный фактор был фактор знания и умения (6, 324).

От русской колонизации ожидали благотворного воздействия даже на культуру таких высококультурных народностей, как, например, оседлые племена Туркестана. Водворение русских переселенцев признается одним из надежнейших средств проникновения в массу туземного населения новых приемов обработки земли и в сфере животноводства, обращения к новым отраслям, в том числе и сельскому хозяйству (15,15).

В настоящем отрезке вновь возникает логический вопрос: «Почему, имея огромное пространство на российских просторах, имперская администрация весьма старательно проводила переселенческую политику в Туркестане?» Ответ очевиден: несмотря на свою отсталость и примитивность, Туркестанский край, как новая неведанная территория, имел геостратегический, геополитический и геоэкономический перевес нежели другие субъекты империи.

И, как писал тайный советник Ф. Гирс, «экономическое положение Туркестанского края с его населением, кочевым, живущим в зависимости от своих стад, и оседлым - исключительно земледельческим, зиждется на земле и ею обусловливается. ...Население не имеет других источников существования кроме земли, обработка которой находится в полной зависимости от возможности орошения. Поэтому правильная постановка и разрешение поземельного вопроса является для Туркестанского края, более чем где-либо, делом громадной важности, имеющим жизненное значение для его населения» (17,40).

Говоря об этом процессе, В.И.Ленин писал, что он означает «.могучее стремление развитого капитализма расшириться на другие территории, заселить и распахать новые части света, образовать колонии, втянуть дикие племена в водоворот мирового капитализма» (8, 419).

Переселение именно русских крестьян, с позиции оптимистов, выглядело как особый колонизаторский способ с целью приобщения туземца к хозяйственной культуре, к сожалению, без учета существования векового традиционного ведения хозяйства в крае. А пессимисты указывали на отрицательную сторону и неблагоприятные последствия переселенческого движения. «История и социология, - писал немецкий экономист Филиппович, - должны рассматривать переселение как

важнейшее из миграционных движений человечества, сущность этого движения в том, что некоторая часть народа или племени выделяется из более или менее замкнутого, более или менее обширного общественного союза или создает новый очаг человеческой культуры» (16, 62).

Весьма утешительную картину представляет, на первый взгляд, русская колонизация Туркестана, во время которой, якобы, русский переселенец культурно воздействовал на хозяйство туркестанского туземца. Даже такой фанатик дела русской колонизации Туркестана, как ИИ.Гейер, и тот признавал, что от русского поселенца в крае требовалось «перевоспитание себя в отношении способа обработки земли, что русский крестьянин в первое время себя чувствовал в беспомощном состоянии...» (13,5-6).

Создание органов управления, занимающихся вопросами земледелия и государственным имуществом края, позволило вплотную обратиться к другому немаловажному аспекту в жизнедеятельности Туркестана - организации переселения крестьян центральных губерний России. По меткому выражению Туркестанского генерал-губернатора Н.И.Гродекова, эта цель предполагала обрусение народностей края, или, иначе, «этнографическое завоевание народностей Туркестана» (3,43).

На этом месте мы сочли уместным остановиться на некоторых особенностях Туркестанского края. По естественным условиям Туркестанский край был годным главным образом для выходцев из южной России, и потому колонизация Туркестана приобретала особенно важное значение с точки зрения аграрных задач переселения.

Переселение в Туркестан началось сразу после образования генерал-губернаторства, но первоначально не носило массового характера. Ситуация изменилась в 90-х годах XIX в., когда в результате неурожая и голода в целом ряде губерний России в Туркестан прибыло 12.000 переселенцев. Но циркулярами Министерства внутренних дел от 15 июня 1896 г. была запрещена выдача разрешений на переселение в Семиреченскую область, имевшую к тому времени около 35 569 переселенцев. В январе 1897 г. были закрыты для переселения и Сырдарьинская, Ферганская и Самаркандская области (12, 211), что говорит о завершении первого периода колонизации Туркестана. Тем не менее, переселение в Туркестанский край продолжалось в стихийной форме, несмотря на то, что прилив крестьян, стремящихся обосноваться на новых землях, значительно сократился.

С целью держать эту кампанию под контролем еще 2 декабря 1896 г. при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление, которое и занималось вопросами колонизации на окраинах Российской империи. Согласно указа 1896 г. этот правительственный орган должен был осуществлять предварительное изучение районов, предназначенных для переселения крестьян, заниматься их устройством, руководить выдачей разрешений на переселение (2).

В мае 1905 г. Переселенческое управление было передано из МВД в Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) (4). Их основной деятельностью стало обследование территорий, с целью изъятия излишков земель у местного населения и образования из них переселенческих участков. Для ведения переселенческого дела в Сырдарьинской и Ферганской областях была учреждена «статистическая партия», на которую возлагалось производство хозяйственно-статистических, агрономических и гидрологических исследований территории областей.

Царизм намеренно культивировал на окраинах патриархально-феодальный гнет для того, чтобы держать массы в рабстве и невежестве (14, 26).

И как писал Ф. Гирс: «Колонизационный вопрос по важности своей имеет государственное значение. В настоящее время власть наша в Туркестане почти исключительно опирается на военную силу и пользующуюся особыми правами администрацию. Другой опоры власть эта не имеет, что и составляет слабую сторону нашего управления» (17, 47).

По состоянию переселенческого дела, министр земледелия А.В.Кривошеин в своей «Записке» писал: «.русские поселки - островки среди «туземного» моря, - и, чтобы решить проблему русского освоения края, нам нужны не «генералы во фраках», а генералы в эполетах» (7, 78).

Колониальные власти так и не смогли создать прослойку верных им людей, поэтому за всю историю существования «колониальной» власти переселенческое дело всегда оставалось актуальной задачей. Русское население Туркестана на первом этапе, то есть в 70-е годы составляло около 230.000, или 4 '2% всего населения края, в Ферганской области - 0,4%, в Закаспийской - 1%, в Самаркандской - 1,5%, в Сырдарьинской - 3,5% и только в Семиреченской области около 15% (6, 260).

Важно упомянуть один момент, то есть - почему в Семиреченской в отличие от других областей концентрация переселен была более высокой? Это связано с тем, что колонизация этой области была начата еще с 1848 года, поэтому она приобрело серьезные размеры. В предгорной полосе существовало до 60 русских поселений, в том числе 29 станиц Семиреченского казачьего войска и 31 крестьянское селение. По официальным сведениям, не менее 16.000 человек переселенцев ожидали устройства. В

Сырдарьинской области русская колонизация началась в 1876 году. С 1876 по 1890 гг. в области было образовано всего 19 русских поселений, число же водворенных переселенцев к 1890 году не превышало 1.298 семейств (6, 262).

При несомненно существующем стремлении русских переселенцев в Туркестан, крайне слабое развитие русской колонизации этого края обуславливалось прежде всего препятствиями юридического характера. Это прежде всего было связано с сосредоточением многомилионного оседлого населения, густо заселившего и освоившего необширные сравнительно оазисы орошенных земель. Значение Туркестана для переселенческого движения зависело не столько от запасов земли, сколько от запасов воды.

Орошение земель также считалось приоритетным направлением в политике России, так как освоение новых земель означало увеличение хлопковых площадей и фонда для переселенцев из России. Все ревизоры считали орошение первостепенной задачей, но почему-то было построено всего 2 канала (Романовский в Голодной степи и Мургабском государевом имении - авторы), которые орошали мизерную часть неосвоенных земель (1, 90).

Количество свободной воды, которая могла бы быть использована с целью орошения, не поддаваясь точному учету, было сравнительно невелико. По примерному расчету, сделанному Сырдарьинским сельскохозяйственным комитетом, только две главные водные артерии края - Сыр и Аму-Дарья, могли бы оросить еще два миллиона десятин и в одних только тех районах Сырдарьинской области, которые по условиям рельефа могли бы быть с сравнительно небольшими затратами, комитет намечал не менее 255 тыс. десятин земли, подлежащей орошению. В Ферганской области, также по свидетельству местного сельскохозяйственного комитета, ждали орошения около 150 тыс. десятин свободных, годных для культуры ценных растений. По другим расчетам за счёт свободного запаса воды в Сырдарье и реках, впадающих в нее выше Ходжента, можно было оросить до 670 тыс. десятин, в том числе в Ферганской области - 246 тыс., в Голодной степи Самаркандской области - 375 тыс. дес., остальные 74 тыс. дес. в северной части Сырдарьинской области, затем считалось возможным оросить вновь до 170 тыс. десятин водами некоторых других притоков Сырдарьи и бассейна р. Таласа и до 130 тыс. десятин водами Аму-Дарьи (6, 263).

Существенными характерными чертами хозяйства Сырдарьинских новоселов, в колонизационном районе Туркестана, русских поселков Голодной степи, являются беспощадная эксплуатация первоначальных производительных сил почвы и преобладание севооборотах зерновых хлебов, дающих сравнительно низкий валовой и чистый доход. Важно отметить, что при таком характере хозяйства ограниченная площадь культурно способных и свободных земель Туркестанского края, могла конечно, обеспечить благосостояние во много раз наименьшего населения, чем при господствующей в крае интенсивной культуре (6, 337).

Надо отметить, что в Туркестане, Черноморье, Уссурийском крае хозяйство русского переселенца было негодным, поэтому в принципе оно должно было быть заменено совершенно иным хозяйством, в соответствии с принципиально естественными условиями этих окраин. Помимо этого, опыт показал, что русский крестьянин - переселенец самостоятельно не мог справиться с этой задачей, соответственно жизненно и практически важной являлась агрономическая помощь. Но в Туркестане или в Уссурийском крае эти методы или приемы не подходили и нуждались в замене другими, основанными на совершенно новых принципах.

Переселение в каждый район должно было вестись целенаправленно с широтой того колонизационного базиса, на который могла опереться дальнейшая колонизация, заселение каждого отдельного района, хотя бы и с неограниченно большими земельными запасами, должно и могло идти лишь с такой постепенностью, при которой вновь возникающие поселения имели бы достаточно крепкий и широкий базис, как в смысле заработков, так и в смысле приобретения продуктов и инвентаря в ранее возникших и окрепших селениях. Ибо массовое переселение в совершенно пустынные, вообще лишенные крепкого колонизационного ядра, районы неизбежно были обречены на полную неудачу и окончательное обнищание.

Надо отметить, что сложнейшей проблемой колонизации края было крестьянское переселение, породившее противоречие между желанием заселить край русским элементом и стремлением сохранить спокойствие местного мусульманского населения. Противоречие выразилось главным образом в противостоянии центральной и местной администрации. Центральная администрация кроме укрепления русского элемента в Туркестане стремилась решить проблему избытка населения в центральных российских районах. Чиновники местной администрации, знакомые с местными условиями, хотя и желали русификации, опасались, что наплыв русского крестьянского населения в край, где отсутствовали

свободные орошаемые земли, вызовет беспорядки и волнения. Другим справедливым опасением администрации было то, что ответственность за беспорядки полностью ляжет на нее.

Посетивший Туркестанский край в 1909 г. граф К.К. Пален, сетовал на то, «.что до настоящего времени в распоряжении властей Туркестанского края не имелось пригодных для немедленного заселения свободных земель, почему устройство здесь переселенцев производилось и производится главным образом на землях, которые туземное население под давлением администрации случайно соглашалось на тех или иных условиях уступить для нужд переселения и отчасти на совершенно незначительных по размерам казенных оброчных статьях» (10,4). Ревизор ясно понимает, что нельзя без законных на то оснований отнять землю у местного населения в пользу переселившихся. Причиной такой ситуации в переселенческом деле ревизор считает земельное законодательство Туркестана. Он отмечает, что «.на обширной территории Туркестанского края действуют до настоящего времени три различных кодекса, изданных и дополненных разновременно, при отсутствии определенной политической или аграрной программы (курсив - авторы). Поэтому серьезный вопрос об определении юридических отношений туземного населения к землям, на которых оно обитает, не получил единообразного для всего Генерал-Губернаторства решения, и законы, определяющие эти отношения, существенно различаются, как по редакции, так и по содержанию» (10,3).

Российская империя в экономической политике больше опиралась на «местные» силы края, так как русские крестьяне не умели выращивать хлопок и не знали природных условий края. Русские медленно «осваивали» Туркестан и не спешили вкладывать средства на развитие края.

Таким образом, в начале ХХ века в распоряжении краевой администрации Туркестана было крайне мало свободных земель, а действующее земельное законодательство отличалось рядом недостатков. Все это повлияло на устройство переселенцев. В первую очередь, множество недоразумений возникло из-за отсутствия точных формулировок, регламентирующих деятельность переселенческих партий. Смешение прав и обязанностей переселенческого органа, его взаимоотношений с областной администрацией и Туркестанским генерал-губернатором являлось источником постоянных споров. Действительно, в законе от 14 февраля 1905 г., согласно которому была образована местная переселенческая партия, не было указано, что она является органом, непосредственно подчиненным Переселенческому управлению или местной администраций (9).

Панацеей решения колонизационного и переселенческого вопроса местные власти края усматривали развитие ирригационного дела в Туркестане, что дало бы миллионы гектаров орошенной земли для переселенцев из внутренней России. Но дело орошения осталось на бумаге, так как для решения этого вопроса нужно было разрешить 3 важных вопроса края: 1) четкое юридическое определение частной собственности; 2) принятие водного закона и 3) на чьи средства будут орошены новые земли. Эти вопросы не нашли ответа в течение всего существования Русского Туркестана, и поэтому переселенческое дело зашло в тупик.

На основании изложенного можно сделать нижеследующие выводы, во-первых, одной из основных причин, тормозивших развитие колонизации, являлась незначительность запаса в Туркестане земель свободных и годных для заселения; во-вторых, не были разработаны в достаточной степени законодательные акты и в отношении формирования переселенческих партий; в-третьих, отсутствовал контроль со стороны центрального Переселенческого управления за действиями подведомственных ему структур на территории Туркестана из - за отдаленности края.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вексельман, М.И. Российский монополистический и иностранный капитал в Средней Азии (конец Х1Х-начало XX в.)/М.И.Вексельман.- Тошкент, Фан, 1987. - 143 с.

2. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета «Об учреждении в составе Министерства внутренних дел Переселенческого управления» //ПСЗРИ. Собр. 3- е. СПб.: (Б.и.), 1899. - Т. XVI, отд. I.

- №13464.

3. Государственный исторический музей.Отдел рукописных источников. Ф. 307. Оп. 1. Д. 48. Л.43.

4. Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) было преобразовано из Министерства земледелия и государственных имуществ в мае 1905 г. (ПСЗРИ. Собр. 3-е. - СПб.: (Б. и.), 1908. - Т. XXV, отд. 1. - 26172).

5. История народов Узбекистана. От образования государства Шейбанидов до Октябрьской революции.

- Ташкент, 1947. - 506 с. - 2 т.

6. Кауфман, А. Переселение и колонизация/А.Кауфман. - СПб., 1905. - 452 с.

7. Кривошеин, А.В. Записка главноуправляющего землеустройством и земледелия о поездке в Туркестанский край в 1912 г/А.В.Кривошеин. -Полтава, 1912. - 90 с.

8. В.И.Ленин, Сочинение/В .И.Ленин.- М. 19-39, 419 с. - Т.2.

9. «О личном составе Временных Партий для образования переселенческих участков и о кредитах на содержание сих Партий в 1905 году» // ПСЗРИ. Собр. 3-е. - СПб.: (Б.и.), 1908. - Т. XXV, отд.1.

- № 25835.

10. Пален, К.К. Отчет по ревизии Туркестанского края, произведенной по высочайшему повелению сенатором гофмейстером графом К.К. Паленом. Переселенческое дело в Туркестанском крае/ К.К. Пален. - СПб.: Сенатская типография. 1910. - 430 с.

11. Правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев//ПСЗРИ. Собр. 3-е. СПб.: (Б.и.), 1904. - Т. XXVI. - № 24701.

12. Румянцев, П.П. Условия колонизации Семиречья/П.П.Румянцев //Вопросы колонизации. - 1911.

- № 9. - 211 с.

13.Северный вестник. - 1893. - июль. - С. 5-6.

14. И.В.Сталин. Национально-колониальный вопрос/И.В.Сталин. - М.: Госполитиздат. 1939. - 61 с.

15.Труды сельскохозяйственных комитетов. Туркестанский край.СПб, 1903-136с.

16.Филиппович. Handwort der Staatswiss enschaften/Филиппович- М.1973, 2-е издание.- 62 с.- 2 т.

17.ЦГА РУз. Ф. И-1. Оп. 25. Д. 26. Л. 40.

18.Яковлев, Н.Н. История СССР/Н.Н.Яковлев. Внешняя и национально-колониальная политика царизма в 60 - 70-х годах. Народы Средней Азии в середине XIX в. Завоевание Средней Азии. -Москва, 1946. - 61 с.

REFERENCES:

1. Vekselman, M.I. Russian Monopolitic and Foreign Capital in Central Asia (Referring to the End of the XlX-th - the Beginning of the XX-th Centuries) /M.I Vekselman.-Tashkent: Science, 1987.- 143 p.

2. The Highest Approved Opinion of the State Council "On the Establishment of a Resettlement Department as a Part of the Ministry of Internal Affairs" //Resettlement Council on Russian Empire Land Arrangement (RCRELA) The 3-rd edition. - SPb, 1899. - V. XVI. - D.I. - # 134464.

3. State Institute of Melioration. Hand-Written Sources Department. Fund. 307. Inventory1. Case 48. Sheet 43.

4. The Head Management of Land Arrangement and Agriculture Being Transformed from the Ministry of Agriculture and State Property in May, 1905 Resettlement Council on Russian Empire Land Arrangement (RCRELA) The 3-rd edition, - SPb., 1908. - V. XXV. Section 1. - # 26172.

5. The History of the Peoples of Uzbekistan. From the Formation of the Sheibanids" State up to the October Revolution. - Tashkent. 1947. - 506 p. - V. 2.

6. Kaufman, A. Resettlement and Colonization //A. Kaufman. - SPb., 1905. - 452 p.

7. Krivoshein, A.V. The Note by the Chief Manager of Land Arrangement and Agriculture Concerned with the Trip to Turkestan Region in 1912 / A.V. Krivoshein. -Poltava, 1912. - 90 p.

8. Lenin. Composition / Lenin .- 419 p. - V.2.

9. "On the Personnel of Provisional Parties Formed for Resettlement Sites Formation and Credits for their Maintenance in 1905" //Resettlement Council on Russian Empire Land Arrangement (RCRELA) The 3-rd collection. - SPb., 1908. - V. XXV. - Section. 1. - #. 25835.

10. Palen, K.K. Report on the Audit of Turkestan Region, Made according to the Highest Order of Senator Hoffmeister, Count K.K. Palen. Resettlement Cause in Turkestan Region. //K.K. Palen. - SPb., Senate Printing-House. 1910. - 430 p.

11. Rules on Voluntary Resettlement of Rural Folk and Philistine Farmers, //Resettlement Council on Russian Empire Land Arrangement (RCRELA) The 3-rd collection. - SPb., 1904. - V. XXVI. - # 24701.

12.Rumyantsev, P.P. Conditions for Colonization of Seven Rivers Land/P.P.Rumyantsev//Issues Concerned with Colonization. - 1911. - # 9. - 211 p.

13.Northern Herald. - 1893. July. - P. 5-6.

14.Stalin, I.V. The National-Colonial Issue/LV.Stalin.- M.: State Publishing-house on Politics.1939.-61 p.

15.Works of Agricultural Committees. Turkestan Region. - 15 p.

16.Filippovich. Hand-Written Word Concerned with State Arrangement/ Filippovich. - The 2-nd edition.- 62 p.

- V.2 (in German)

17.Central State Archive of the Republic of Uzbekistan. Fund.1. Inventory 25. Case 26. Sheet 40.

18.Yakovlev, N.N. History of the USSR / N. Yakovlev. External and National-Colonial Policy of Tsarism in the 60-ies - the 70-ies. Peoples of Central Asia in the Middle of the XIX-th Century. The Conquest of Central Asia.

- M., 1946. - 61 p.

Мохияти сиёсати мухрциркунии империям Россия дар Осиёи Миёна Вожахри калидй: деуцон, мууоцир, Туркистон, империя, захираи оби, тафтиш, цонун

Дар мак, ола сухан дар бораи навсозиу ои ич тимоию ик тисодии императории Россияи охиру ои асри XIX меравад, ки минбаъд онуоро дар кишвари Туркистон чорй намудааст.. Зикр мешавад, ки санадуои нави меъёрии ба тасвибрасида оид ба сиёсати муу оч иркунй, мавкеи ашхоси роу бар, ташкили ниу оду ои махсус барои ичрои кору ои муу оч иркунй ба вилояту ои кишвари Туркистон аз аввали асри ХХ аз чумлаи ин сиёсати ичтимоию иктисодй мебошанд. Илова бар ин, оид ба мушкилоти раванди мазкур, давра ба давра гузаронидани ин сиёсат, камбудиу о ва дастоварду о сухан меравад.

Сущность переселенческой политики Российской империи в Средней Азии Ключевые слова: крестьянин, переселенец, Туркестан, империя, водный ресурс, ревизия, закон

В статье речь идёт о социально-экономических преобразованиях в Российской империи, вовлечении в эту орбиту Туркестанского края с концаXIXвека. Называются принятые новые нормативные акты и законы по переселенческой политике, позиции руководящих лиц, созданию специальных органов относительно реализации переселения по областям Туркестанского края в начале XX века. Помимо этого, речь идёт о всех трудностях настоящего процесса, поэтапном проведении этой политики, упущениях и достижениях.

The Essence of Immigration Policy of Russian Empire in Central Asia Key words: peasant, migrant, Turkestan, empire, water resource, audit, ¡aw

The article under consideration dwells on socio-economic transformations in the Russian Empire, involvement of Turkestan into this orbit since the end of the XlX-th century. The authors of the article call new adopted normative instruments and laws aimed at resettlement policy positions of persons of consequence, special established bodies bound to implement the resettlement over Turkestan to the beginning of the XX-th century. Into the bargain, all the difficulties beset with the grandiose arrangement, gradual realization of it, all improvements and omissions are mentioned in the article. Маълумот дар бораи муаллифон: Мамадалиев Иномцон Абдусатторович; доктори илщои таърих, профессор, мудири кафедраи таърихи умумии Донишгощ давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Fафуров. E-mail: m_inom2G06@maU.ru Махмудов Олимцон Рахматцонович; номзади илщои таърих, дотсент, мудири кафедраи методикаи таълими таърих ва ууцуци, Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академика Б. Fафуров. E-mail: makhmudov_68@bk. ru Сведения об авторах:

Мамадалиев Инамджан Абдусатторович; доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Всеобщей истории Худжандского государственного университета имени академик. Б.Гафурова.Е-mail:m_inom2006@mail ru

Махмудов Олимджан Рахматджонович; кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова. E-mail: makhmudov_68@bk.ru Information about the author:

Mamadaliev Inomjon Abdusattorovich, Dr. of History, professor, chief of the department of Universal history under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: m_inom2006@mail. ru

Mahmudov Olimjon Rahmatjonovich, candidate of historical sciences, chief of the department of the methods of teaching history and law under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand). E-mail: makhmudov_68@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.