Научная статья на тему 'Деятельность Каменского сельскохозяйственного училища в годы Первой мировой войны'

Деятельность Каменского сельскохозяйственного училища в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
245
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / АГРАРНЫЙ / БАХМУТСКИЙ УЕЗД ЕКАТЕРИНОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСТВА / WAR / AGRARIAN / BAKHMUT DISTRICT OF EKATERINOSLAV PROVINCE / EVERYDAY LIFE / CHARITY / EDUCATION / ZEMSTVA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Разумная Н.Н.

В данной статье автор рассматривает события, происходившие на территории Донбасса во время Первой мировой войны. Исследование посвящено анализу тематических публикаций в«Народной газете Бахмутского земства» за 1914-1916 гг., посвященных деятельности Каменского сельскохозяйственного училища. На страницах этого периодического издания отражен практически весь спектр актуальных для провинциального жителя проблем. Это достаточно полно изображается в материалах социокультурной направленности. Определены социальноэкономические условия открытия учебного заведения. Выявлены основные направления его деятельности в годы Первой мировой войны и степень их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the history of Donbass during the First World War period. Author investigates the problem of Kamensk agricultural school activity in period of 1914 1918. The article determined the social and economical conditions for the opening of agricultural school in Kamensk. «Narodnaya Gazeta Bakhmutskogo Zemstva» is the general newspaper in Bakhmut district, which is founded in 1904. On the pages of this newspaper, almost the entire spectrum of problems urgent for the provincial citizen is reflected. Those facts are sufficiently fully depicted in the materials of the socio-cultural orientation. The newspaper provided for readers with mainly information on local life and the development of agriculture. The article defines socio-economic conditions for the opening of an educational institution. The main directions of his activity during the First World War were revealed. The original purpose of the established school was to carry out certain agrarian activities within the county with a view to promoting improved methods of farming among the population, but it was his charity, with the active participation of the district Zemstvo, in the conditions of the war proved to be quite effective. Due to the experience gained, the students proved the feasibility of financing and the existence of the school in rural areas. Author came to the conclusion that the activities of Zemstvo were patriotic and were designed to help the families of soldiers who went to war.

Текст научной работы на тему «Деятельность Каменского сельскохозяйственного училища в годы Первой мировой войны»

УДК 930.2:377.018.54:63(477.63)"1914/1918"

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАМЕНСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧИЛИЩА

В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

THE ACTIVITY OF KAMENSK AGRICULTURAL SCHOOL IN PERIOD OF THE FIRST WORLD WAR

Н.Н. Разумная N.N. Razumnaya

Донецкий национальный университет, ДНР, 83001, г. Донецк, ул.Университетская 24

Donetsk National University, 24 University Str, Donetsk, 83001, DNR

E-mail: nnrazumnaya@mail .ru

Аннотация

В данной статье автор рассматривает события, происходившие на территории Донбасса во время Первой мировой войны. Исследование посвящено анализу тематических публикаций в «Народной газете Бахмутского земства» за 1914-1916 гг., посвященных деятельности Каменского сельскохозяйственного училища. На страницах этого периодического издания отражен практически весь спектр актуальных для провинциального жителя проблем. Это достаточно полно изображается в материалах социокультурной направленности. Определены социально-экономические условия открытия учебного заведения. Выявлены основные направления его деятельности в годы Первой мировой войны и степень их эффективности.

Abstract

This article is devoted to the history of Donbass during the First World War period. Author investigates the problem of Kamensk agricultural school activity in period of 1914 - 1918. The article determined the social and economical conditions for the opening of agricultural school in Kamensk. «Narodnaya Gazeta Bakhmutskogo Zemstva» is the general newspaper in Bakhmut district, which is founded in 1904. On the pages of this newspaper, almost the entire spectrum of problems urgent for the provincial citizen is reflected. Those facts are sufficiently fully depicted in the materials of the socio-cultural orientation. The newspaper provided for readers with mainly information on local life and the development of agriculture. The article defines socio-economic conditions for the opening of an educational institution. The main directions of his activity during the First World War were revealed. The original purpose of the established school was to carry out certain agrarian activities within the county with a view to promoting improved methods of farming among the population, but it was his charity, with the active participation of the district Zemstvo, in the conditions of the war proved to be quite effective. Due to the experience gained, the students proved the feasibility of financing and the existence of the school in rural areas. Author came to the conclusion that the activities of Zemstvo were patriotic and were designed to help the families of soldiers who went to war.

Ключевые слова: война, аграрный, Бахмутский уезд Екатеринославской губернии, повседневность, благотворительность, образование, земства.

Keywords: War, agrarian, Bakhmut district of Ekaterinoslav province, everyday life, Charity, Education, Zemstva.

В связи с юбилеем Первой мировой войны повышенный интерес вызывают события, происходившие в Донбассе более сотни лет назад. В условиях военного времени потребовалось огромное напряжение сил как государства, так и органов местного самоуправления. В это время в губерниях Российской империи формировалось взаимодействие между тылом и фронтом, возросла материальная и моральная поддержка армии общественностью, активизировалась деятельность земств, связанная с заботой о раненых и беженцах. Местное самоуправление смогло эффективно организовать работу в условиях военного времени.

Актуальные проблемы этого времени нашли отражение на страницах уездной периодической печати. Оставаясь единственным доступным средством массовой информации, газеты содержали различные материалы, касающиеся уездной жизни и положения на фронтах. Они были непосредственно связаны с массовым читателем не только местом расположения редакций, но и проблематикой публикаций. Злободневные вопросы политической и экономической жизни России освещались в преломлении местной специфики.

Вопросам аграрной политики уделялось внимание как в дореволюционной, советской, так и постсоветской историографии. Проблемы аграрного развития России были затронуты в статье А.В. Третьякова, который проанализировал деятельность государственных органов власти, земств, обществ и частных лиц в связи с созданием и формированием в России конца Х!Х - начала ХХ вв. системы сельскохозяйственного образования. При этом автор оперирует общими статистическими данными о количестве сельскохозяйственных учреждений в России на 1916 г., не конкретизируя их деятельность в период Первой мировой войны [Третьяков, 2015, с. 103]. Н.В. Башкирева и В.Н. Фурсов основное внимание уделяют функционированию института земских участковых начальников в нач. ХХ в. ив период проведения аграрной реформы П.А. Столыпина [Башкирева, Фурсов, 2017, с. 117-122]. В трудах историков, исследовавших период начала ХХ в., вопрос открытия и деятельности Каменского сельскохозяйственного училища не освещается.

На основании изучения тематических публикаций в «Народной газете Бахмутского земства» за период 1914-1916 гг. в данной статье анализируется становление и деятельность Каменского сельскохозяйственного училища в условиях Первой мировой войны. Это был авторитетный еженедельник, который издавался с 1904 г. Стоимость его подписки за полугодие составляла 75 коп. На страницах этого периодического издания отражен практически весь спектр актуальных для провинциального жителя проблем. Газета предоставляла своим читателям в основном информацию относительно земской жизни и развития сельского хозяйства. В ней содержались сведения о жизни не только города Бахмута, но и ряда других населенных пунктов уезда, печатались отчеты о заседаниях городской думы, сообщения о повседневной жизни населения, при этом довольно часто проводился обзор материалов периодики, выходившей в пределах России. Материал первой половины 1914 г. включал информацию, характеризующую развитие кооперации, местного самоуправления, сельского хозяйства, рекомендации для населения по огородничеству, проводился анализ корреспонденции, велась рубрика «Вопросы и ответы» при участии квалифицированного юриста. С началом Первой мировой войны характер публикаций несколько изменился. С августа 1914 г. появляется рубрика под названием «Война», в которой описываются основные события на фронтах. Газета распространялась бесплатно во всех волостных управах, доставлялась всем земским гласным, членам сельскохозяйственного совета, врачам и фельдшерам. Все остальные граждане могли подписаться на газету. Как средство поощрения подписчикам предоставлялся сельскохозяйственный календарь. Данное издание крестьяне покупали в складчину, читали все вместе, что свидетельствует о повышенном интересе к изданию и его дороговизне [Народная газета Бахмутского земства, 1915, 25, с. 1.].

С началом войны в сельской жизни уездной глубинки наступили определенные изменения. Хотя Бахмутский уезд находился в глубоком тылу, он не стал исключением. Тяжелый сельский труд являлся обязанностью мужчин, но в связи с проведением мобилизации возник дефицит основной рабочей силы. В пределах уезда повсеместно ощущалась острая необходимость в помощи. Мирное течение деревенской жизни было нарушено. На неопределенное время откладывались все планы и замыслы [Сельскохозяйственный отдел, 1914, с. 3-4, Сельскохозяйственный отдел, 1915, 14, с. 2.].

К началу войны в Екатеринославской губернии, и в том числе на территории Бахмутского уезда, проходили определенные агрономические мероприятия: земские агрономы обучали население различным сельскохозяйственным вопросам, обсуждалась проблема кооперации, создание потребительских лавок, ссудо-сберегательных касс. Вероятно, в будущем крестьяне могли бы научиться более эффективно пользоваться

результатами своего труда. С началом военных действий все изменилось, «как будто среди реки поставили плотину». Практически из каждой семьи ушел отец, сын или близкий родственник. Во многих домах остались старики и женщины. Хлеб был к тому времени уже скошен, но возникла проблема его доставки к месту дальнейшей обработки. Урожай 1914 г. был недостаточный. С началом войны была приостановлена перевозка грузов по железной дороге, вследствие чего снизился уровень торговли [Сельскохозяйственный отдел, 1914, с. 4].

Помощь населению оказали те, кто объединялся в кооперативы как кредитные, ссудо-сберегательные, так и сельскохозяйственные. Выделялись суммы на покупку земледельческих орудий, которые предоставлялись в бесплатное пользование всем нуждающимся. В некоторых селах отмечалось ухудшение положения мелких хозяйств, падение арендной земельной платы, снижение продаж надельных земель [Сельскохозяйственный отдел, 1915, 14, с. 3]. Земство также оказывало всевозможную помощь населению. К примеру, Старобельское земство весной 1915 г. предоставило семьям мобилизованных земледельческий инвентарь агрономических участков и прокатных станций уезда. Вслед за ним и Бахмутское земство приняло аналогичное решение [Корреспонденция, 1915, с. 13].

О том, насколько аграрный вопрос был актуальным, свидетельствуют публикации в прессе, посвященные данной проблеме. Так, в апрельском номере 1915 г. опубликован план возможной организации весенней посевной кампании. Крестьянам советовали объединяться по 10 дворов, «не жадничать» и засеять все пустующие участки. Для руководства десятком рекомендовали выбрать главного, распределить лошадей (плуг, сеялки борону), провести жеребьевку с целью определения очередности проведения засева. Указывалось на острую нехватку посевного материала, столь необходимого для каждого двора. Из села Ново-Бахмутовка сообщали о том, что война сократила вдвое количество рабочих рук, лошадей и крупных рогатых животных. Это повлияло на рост цен на хлеб в губернии. Цены на сельскохозяйственные продукты быстро росли. Этим воспользовались «зажиточные» крестьяне и не стали продавать хлеб после уборки осенью. Распродажа скота, которая заметно участилась, возможный неурожай и безденежье могли угрожать, по мнению корреспондента газеты, сокращением ярового посева в пределах всего Бахмутского уезда [Война и земство, 1915, с. 7]. Сложности с посевным материалом в военное время не были присущи лишь Бахмутскому уезду. Они были отмечены в общегосударственных масштабах. Этот факт подтверждает публикация сельскохозяйственного отдела. Вследствие начала военных действий и прекращения импортного ввоза посевных семян в России сложилась трудная ситуация в связи с закупкой селекционных материалов для торговли.

Поиски возможных путей выхода из сложившейся ситуации попытались найти в Харькове. Именно там 14-15 февраля 1915 г. состоялся съезд русских семеноводов, торговцев и специалистов общественных учреждений по этому вопросу. На съезде прозвучало единогласное мнение о возможности преодоления кризиса только путем поднятия производительности отечественного семеноводства [Сельскохозяйственный отдел, 1915, 14, с. 4].

В таких условиях к концу военного 1914 г. в Бахмутском уезде на средства земства было открыто Каменское сельскохозяйственное училище. На наш взгляд, следует рассказать об истории возникновения данного учебного заведения. В борьбе с засухой в России в 1880 г. была создана экспедиция по орошению земель южных губерний страны. Одним из мест для создания оросительной системы был выбран бассейн реки Каменка и ее притока Плотвы в Бахмутском уезде. С весны 1881 г. началось создание казенного Каменского орошаемого участка, было построено два водоема с постоянным притоком родниковых вод. Это дало возможность орошать 250-300 десятин земли. В дальнейшем работы расширялись. В 1896 г. здесь уже было построено 4 водохранилища. Оросительная система охватывала 462 десятины земли. На участке возник хутор, в котором сосредотачивались транспорт, орудия труда. Была открыта метеостанция для наблюдения за погодой. Выращенные на участке разного рода культуры были представлены на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. В 20-х годах ХХ в. оросительный участок

был преобразован в совхоз. В наше время - это совхоз «Ямский» Артемовского района Донецкой области [Подов, Курило, 2001, с. 164-165]. Бахмутское уездное земство, при поддержке, организованной Департаментом Земледелия, не забыло о начавшемся в довоенное время строительстве сельскохозяйственного училища. Благодаря настойчивым телеграммам и письменным обращениям в различные учреждения (есть пример училищ, постройки которых были начаты до войны, но так и не закончены, остались здания с заколоченными окнами и дверьми), при активном участии председателя земской управы Н.В. Рутченко его торжественное открытие все-таки состоялось [Сельскохозяйственный отдел, 1915, 14, с. 2-4].

Автор газетной публикации столетней давности подчеркнул особую роль земства в открытии одного из самых доступных для крестьянского населения училища. Вопрос относительно слабой популярности сельскохозяйственных учебных заведений, как было указано в статье, был временным. Конечно, у организаторов данного учреждения были свои мотивы, среди которых: подготовка и выпуск специалистов (агрономов), выращивание посевного материала на территории училища, разведение племенных животных. Открытие училища было также связано с необходимостью повышения уровня агрономических знаний населения.

Возраст учащихся не ограничивался. Плата за обучение составляла 120 руб. в год, или 10 руб. в месяц, при этом предоставлялись учебники, одежда. В училище была построена баня. Медицинским персоналом планировалось проведение образовательных экскурсий для учащихся. К примеру, в других заведениях плата только за обучение составляла 100 рублей в год. Распространение агрономических знаний являлось одной из первоочередных задач местного самоуправления [Война и земство, 1915, с. 7]. Главное управление землеустройства и земледелия 12 февраля 1915 г. утвердило общее положение и штат училища. В апреле 1915 г. состоялось обсуждение и утверждение устава. Были избраны члены наблюдательного комитета: один представитель губернского и три от уездного земства, двое от управления земледелия. На основании общего устава низших сельскохозяйственных учреждений, принятого лишь с небольшими дополнениями и изменениями, регламентировалась его деятельность [К открытию Каменского сельскохозяйственного училища, 1915, с. 2-4].

С первых месяцев его открытия учащиеся и педагоги активно включились в повседневные заботы местного населения и не остались в стороне, приняв на себя решение ряда общих проблем. Для оказания помощи семьям призванных на фронт был организован передвижной обоз, главной задачей которого было оказание помощи во время весенних полевых работ 1915 г.

Департамент земледелия принял 7 января 1915 г. циркуляр, основная идея которого состояла в оказании помощи сельскому населению в весеннюю посевную кампанию. 25 января 1915 г. педсовет училища принял данное предложение и, естественно, не мог оказаться в стороне, выразив полную готовность прийти на помощь населению. Было решено поочередно включать в обоз всех учеников. Именно общественно-полезный труд, по мнению педсовета, являлся проявлением патриотизма учеников. К сожалению, достаточных материальных средств для организации посевных работ еще не было. Педсовет обращался в различные инстанции за помощью в приобретении необходимого инвентаря.

В Бахмутскую уездную управу было отправлено ходатайство о выдаче средств училищу на его приобретение [Фиалковский, 1915, с. 2-3]. Бахмутская уездная земская управа выделила 800 рублей на покупку и содержание четырех лошадей. Были присланы: 1 сеялка, 1 сортировка, 1 лущильщик, 2 бороны «Зиг-Заг» и 1 дисковая борона. Весь данный инвентарь послужил основой для создания передвижного обоза весной 1915 г.

Ученики училища с большим энтузиазмом включились в работу. Двадцать пять дней, с 26 марта по 20 апреля, продолжалась посевная на участках семей призванных на фронт. Газетные публикации дают подробный отчет о том, как была организована данная деятельность. В середине февраля 1915 г. было разослано обращение к местному населению. Если кто-то нуждался в помощи, он должен был подать заявку.

Ровно через месяц 18 марта от Звановского волостного правления поступил список лиц, нуждающихся в помощи. 20 марта были осмотрены все заявленные хозяйства с целью определения масштабов необходимых работ. Посетили хутор Столыпинский, Ново-Звановский и Константиновский, а также села Радионовку и Серебрянку. В ходе осмотра было установлено, что не все нуждающиеся в помощи семьи были включены в список. При этом у многих посевной материал или вообще отсутствовал, или был в плохом состоянии. Поскольку ученики физически не успели бы помочь всем желающим, были приняты меры по ограничению количества заявок. От лиц, претендующих на помощь, требовалось удостоверение от Волостного правления о наличии в семье военнослужащего с указанием материального положения. Следующая проблема, с которой пришлось столкнуться учащимся, было отсутствие посевного материала. В ожидании разрешения на выдачу семян, так как весной любой день был дорог, участники благотворительного мероприятия помогли тем хозяйствам, где было в наличии неплохое зерно.

В ходе весенней кампании практикантом училища Б.М. Алексеевым были проведены исследования по следующим вопросам: какое количество десятин в хозяйстве; сколько из них было вспахано к осени; каким хлебом предполагалось засеять, были ли в хозяйстве лошади. Таким образом, заявление о помощи поступило от 25 хозяйств с общей площадью 122 десятины, из них только 14 были вспаханы осенью, а 108 оставались невспаханными. Как правило, полевые работы с осени проводились в тех хозяйствах, где хозяин был призван в зимнюю кампанию, невспаханными оставались земли семей запасных призванных в ходе еще первой мобилизации. Наибольшее количество было обработано в двух хуторах -Столыпинском и Ново-Звановском. На 80 % от общей площади заявленной на помощь земли были проведены посевные работы, то есть 51 десятина была засеяна пшеницей, а 20 %, или 12 десятин земли, засажены ячменем. Отмечено общее сокращение площадей кормовых культур по сравнению с увеличением яровой пшеницы. Это обстоятельство объясняется тем, что у хозяев не было скота, следовательно, отпадала необходимость заготовки кормов для животных. Это подтверждала статистика, поскольку из 25 хозяйств только в 3 дворах имелись лошади, не отличавшиеся хорошей работоспособностью и использовавшиеся только для боронования [Фиалковский, 1915, с. 4-6.].

За все время, отведенное для посевных работ, ученики училища оказали помощь 20 дворам из 25 подавших заявку, т. е. 80 %. В отношении засеянной площади результат несколько иной - было обработано всего 50 % заявленной земли. Это объясняется тем, что старались в первую очередь помочь самым бедным и нуждающимся семьям. Все работы осуществляли только ученики училища. Они работали с большим энтузиазмом с 4 утра до 8 вечера, часто без горячей пищи. Для того, чтобы облегчить сложную работу и предоставить возможность всем поучаствовать, детей привлекали в большем количестве, чем требовалось. К обозу всегда назначался один дежурный ученик для доставки воды, прикорма лошадей и на тот случай, если кто-то не сможет продолжить работу. Дежурный ученик назначался и в том случае, когда все лошади использовались одновременно. Учеников кормили во время посевной за счет училища, поэтому часто питание брали с собой (яйца, сало, хлеб) или, если обоз работал недалеко, ученикам привозилось горячее (борщ, каша) на поле в специальной посуде. Во многих случаях угощали сами хозяйки. В праздничные дни работали в большем масштабе, чем в обычные, так как в эти дни были предоставлены дополнительные лошади «Доломитного завода». По просьбе управляющего училищем Г. Фиалковского, управляющий Доломитным заводом ЯМ. Шимановский предоставлял обозу 12-14 лошадей, за что ему в газете объявили благодарность. Всего за 25 дней было отработано 111 ученических дней и 140 лошадиных. В благотворительной акции участвовало 24 ученика. За оказанную помощь им объявили благодарность от Бахмутской уездной управы и инспектора сельского хозяйства в Екатеринославской губернии. Засеяли не так уж мало - 64 десятины, которые в ином случае остались бы незасеянными [Фиалковский, 1915, с. 7-10].

Среди публикаций «Народной газеты Бахмутского земства» выделяется тематическая рубрика, посвященная деятельности сельскохозяйственного училища. Так, в октябрьском номере помещен отчет о благотворительной помощи передвижного обоза по уборке зерновых. Здесь была подчеркнута роль Бахмутской уездной земской управы и инспектора сельского хозяйства в Екатеринославской губернии Михаила Захаровича

Воронцова. Корреспондент газеты делился впечатлениями о том, что еще весной, когда сеяли урожай, семьи надеялись, что убирать его будут вернувшиеся с фронта мужчины, но война продолжалась. За это время прошла новая волна мобилизации и количество дворов, нуждающихся в посторонней помощи, возросло. Период уборки урожая, как правило, должен был проходить в более короткий срок, в отличие от посева. Поэтому для данной работы требовалось большее количество рабочих. В мае было направлено ходатайство в Бахмутскую уездную управу о предоставлении сельхозтехники ученикам училища для уборки урожая осенью. Обоз был укомплектован четырьмя лошадьми и дополнительной техникой.

Для определения наиболее нуждающихся в помощи семей был направлен запрос в Радионовку, Серебрянку, Ново-Марьевку, хутор Столыпинский, Константиновский, Новозвановский и Звановскому волостному правлению. На этот раз количество семей существенно превышало весенний список. К примеру, в Звановском списке указывалось в семь раз больше дворов. Так, предстояло помочь 22 вместо трех дворов, и плюс ко всему прибавился список еще одного села. Всех подавших заявки не включили в составленный перечень. Следует отметить и другие причины, повлиявшие на ухудшение ситуации в сельской местности. Появляются семьи, лишившиеся к осени тяглой рабочей силы, так как некоторые хозяйства, имевшие лошадей еще весной, вынуждены были их продать осенью. Еще сыграл большую роль и сам факт популяризации деятельности училища в весеннюю кампанию.

В целом выяснилось, что количество хозяйств, нуждающихся в помощи обоза, составляло 76, вместо тех 20, которым оказана помощь весной. Предстояло убрать площадь в 536 десятин. Для сравнения она в четыре раза превышала площадь, заявленную к посеву (120 десятин).

Преподаватели училища совместно с управой провели расчеты по предстоящей уборке с расчета ограниченного времени в две недели. В результате оказалось, что для всех работ с имеющимся в наличии инвентарем необходимо было 40-50 человек рабочих и 3040 лошадей. В Каменском училище к моменту уборки находилось 22 ученика, и те стали проситься домой для того, чтобы помочь своим семьям (которые тоже были затронуты волной мобилизации). Департамент земледелия пошел навстречу семьям учеников и разрешил отпустить по желанию домой. Поэтому из 22 человек в училище осталось только 12, которым предстояло убрать урожай с орошаемого участка в количестве 15 десятин и еще урожай с полей семей запасных 536,5 дес. Для работ не хватало 38-40 человек. Поэтому руководство училища обратилось к Бахмутской уездной земской управе с разрешением пригласить посторонних людей. Земство пошло навстречу и выделило средства из фонда училища на содержание приезжих рабочих - 60 руб. После всех проведенных расчетов в газетах появились объявления, которые содержали информацию о предстоящей работе с призывом откликнуться всех желающих. Эти обращения, прежде всего, были адресованы к интеллигентной молодежи. Говорилось о предстоящем сборе урожая в первых числах июля 1915 г. (2 недели). Предоставлялось питание и квартира на время уборки за счет принимающей стороны, приглашенные должны были только оплатить проезд в обе стороны. Всех желающих училище просило присылать заявления по адресу: ст. Яма, Северо-донецкая железная дорога, Каменское сельскохозяйственное училище.

После публикации данного обращения в прессе посыпались письма приблизительно такого содержания: 1) «...Мы с братом гимназистом Луганской гимназии будем рады оказать помощь семьям воинов. Реалист Бахмутского уездного училища имени Александра II. Брянцевка.». 2) С радостью готов принять Ваше предложение, напечатанное в газете «Русское слово. Москва. 22 июня.» 3) «Желаю хоть чем-то быть полезным Родине. Реалист г. Харьков»; 4) «17 июня прочитала Ваш призыв к молодежи в «Вечернем курьере»,. ничего не может быть лучше, чем работать на пользу родины. Москва». Были также письма из Симбирской губернии. В общей сложности было получено 108 подобных писем. Таким образом, число желающих превышало в три раза необходимое количество работников. Поэтому первым 40 приславшим письма была разослана подробная информация об условиях работы и проживания. Ответ с согласием на данные условия они должны были прислать до 8 июля 1915 г. Разъяснение для приглашенных было следующего плана: отряд по предоставлению помощи семьям запасных организовывался по инициативе училища и за его счет, поэтому проезд желающим помочь не оплачивался. За счет училища

обеспечивалось питание (утром чай с пшеничным хлебом и три кусочка сахара; обед - борщ и каша; полдень - чай; на ужин - суп и галушки. В помещениях училища (мужских и женских), отведенных для работающих в отряде, были сооружены деревянные кровати (деревянные помосты) с матрацами (сенниками). Приезжающие везли с собой постельное белье, одеяла и подушки. Все приехавшие работать должны были придерживаться установленного распорядка. Работы осуществлялись по наряду, рассчитанному управляющим училища Г. Фиалковским. Часто работали даже в праздничные дни.

Рассматривая заявки на участие в столь неординарной акции, следует сказать, что все желающие были из различных городов России, около 30 % приходилось на Москву, жители, которой составили У часть созданного отряда [Фиалковский, 1915а, с. 2-3]. Данный состав тружеников отличался пестротой как в возрастной категории, так и в профессиональной. В отряд из 37 дружинников вошли: педагоги - 7, студенты и курсистки - 4, учащихся средних школ - 19, учащихся низших школ - 7. Не менее разнообразным был и национальный состав участников: великороссов - 14, малороссов - 14, поляков - 4, евреев - 3, немец - 1, гражданин США - 1. В отношении вероисповедания: православных - 27, старообрядцев - 1, католиков -4. Средний возраст приехавших - около 20 лет. К 7 июля все прибыли на место, с 8 июля было намечено начало работ, но на этот день был назначен торжественный молебен о победе в войне, весь отряд отправился в ближайшую церковь села Серебряково. Работы отряда начались только 9 июля и продолжались до 25 июля. К этому времени было почти все убрано, а начавшиеся дожди шли три дня и прервали работу. За это время было скошено и убрано - 216 дес. земли; обработано - 11 дес. земли; смотыжено - 4 дес. кукурузы. Разъехалась трудовая дружина 26 июля. Ученики училища продолжали работу после отъезда дружинников до 1 сентября. В итоге помощь была оказана 80 % дворов, убрано было 241 дес. (из 536 дес. заявленных). Училище не смогло помочь солдаткам в обмолоте зерна, поэтому нашли своеобразный выход из ситуации. На педагогическом совете училища решили организовать благотворительный спектакль для сбора денег для найма молотилки, который состоялся 29 июня 1915 г. Было собрано 235 руб. 47 коп., но чистая выручка составила 84 руб. 86 коп, остальная сумма покрыла расходы на оборудование сцены. Примеру училища последовал кружок любителей под руководством народного учителя Н.О. Васильева, и на уже построенной сцене поставили новый спектакль с той же целью, в результате собрали еще 64 руб. 43 коп. Все полученные средства были розданы женам солдат, на каждого ребенка выдавалось по 1 руб. [Фиалковский, 1915, с. 6-7].

Осенью 1915 г. в Екатеринославскую губернскую управу стали поступать просьбы со стороны уездных земств об оказании материальной помощи семьям призванных на войну солдат. Это было связано с предстоящей весенней посевной и уборочной кампаниями 1916 г. Губернское земство, учитывая сложную ситуацию, пошло навстречу и выделило на предстоящие расходы в смете 1916 г. кредит на сумму 25 тыс. рублей каждому уезду [Отчет Мариупольской уездной управы за 1915 г., 1916, с. 45].

Таким образом, училище успешно функционировало на протяжении 1914-1916 гг. [Сельскохозяйственный отдел, 1915, 37, с. 4] в сложной общественно-политической и социально-экономической обстановке. На практике была доказана его целесообразность. Благодаря полученному опыту и широкой практике, на местном уровне, в пределах Екатеринославской губернии, было принято решение о ходатайстве перед Департаментом земледелия об открытии при Каменском сельскохозяйственном училище педагогического класса для подготовки учителей; открытии второго подобного учебного заведения в уезде; создании практических школ: в селе Каменском - школы садоводства и огородничества; в селе Лозовой пустоши - школы садоводства; о выделении 535 десятин земли для Святогорского училища с семенным хозяйством; открытии подобных школ в Лисичанске, Луганске, Авдеевке, Селидовке, Гришино, Покровском и Алексеевке [Земские дела. О сети сельскохозяйственных учебных заведений, 1916, с. 2].

Проведенный анализ публикаций в «Народной газете Бахмутского земства» за 19141916 гг. позволяет утверждать, что именно благодаря финансированию и организационной деятельности Бахмутского уездного земства на территории Екатеринославской губернии в сложном 1914 г. было открыто Каменское сельскохозяйственное училище. Данное учебное заведение с первых дней своей деятельности принимает активное участие в оказании помощи

местному населению. В связи с проведением мобилизации семьи призванных на фронт испытывали определенные трудности в ходе осуществления как уборочных, так и посевных работ. Деятельность земства была призвана помочь семьям фронтовиков, ушедших на войну. Первоначальной целью созданного училища было проведение определенных аграрных мероприятий в пределах уезда с целью пропаганды среди населения усовершенствованных приемов земледелия, но именно его благотворительность при активном участии уездного земства в условиях войны оказалась эффективной. Учащиеся доказали целесообразность существования данного училища в сельской местности.

Список литературы References

1. Башкирева Н.В., Фурсов В.Н. 2017. Институт земских участковых начальников как фактор аграрной стабилизации в России в начале ХХ века. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Вып. 41. 1 (25G): 117-122.

Bashkireva N.V., Fursov V.N. 2G17. Institut zemskikh uchastkovykh nachal'nikov kak faktor agrarnoy stabilizatsii v Rossii v nachale XX veka. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya. Politologiya. Vyp. 41. 1 (25G): 117-122. (in Russian)

2. Война и земство. 1915. Народная газета Бахмутского земства. 13: 7.

Voyna i zemstvo. 1915. Narodnaya gazeta Bahmutskogo zemstva. 13: 7. (in Russian)

3. Земские дела. О сети сельскохозяйственных учебных заведений. 1916. Народная газета Бахмутского земства. 42: 2.

Zemskie dela. O seti selskohozyaystvennyih uchebnyih zavedeniy. 1916. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 42: 2. (in Russian)

4. К открытию Каменского сельскохозяйственного училища Бахмутского уездного земства. 1915. Народная газета Бахмутского земства. 7: 2-4.

K otkryitiyu Kamenskogo selskohozyaystvennogo uchilischa Bahmutskogo uezdnogo zemstva. 1915. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 7: 2-4. (in Russian)

5. Корреспонденция. 1915. Народная газета Бахмутского земства. 12: 13.

Korrespondentsiya. 1915. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 12: 13. (in Russian)

6. Народная газета Бахмутского земства. 1915. 25: 1.

Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 1915. 25: 1. (in Russian)

7. Отчет Мариупольской уездной управы за 1915 г. 1916. Мариуполь, Тип. Бр. Э. и А. Гольдрин, 355.

Otchet Mariupol'skoj uezdnoj upravy za 1915 g. 1916. Mariupol', Tip. Br. Je. i A. Gol'drin, 355. (in Russian)

8. Подов В.И., Курило В.С. 2001. История Донбасса. Век XIX-й. Луганск, Альма-матер. 178.

Podov V.I., Kurilo V.S. 2GG1. Istorija Donbassa. Vek XIX-j. Lugansk, Al'ma-mater, 17S. (in Russian)

9. Сельскохозяйственный отдел. 1914. Народная газета Бахмутского земства. 36: 3-4

Selskohozyaystvennyiy otdel. 1914. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 36: 3-4. (in Russian)

10. Сельскохозяйственный отдел. 1915. Народная газета Бахмутского земства. 14: 2-5.

Selskohozyaystvennyiy otdel. 1915. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 14: 2-5. (in Russian)

11. Сельскохозяйственный отдел. 1915. Народная газета Бахмутского земства. 37: 4.

Selskohozyaystvennyiy otdel. 1915. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 37: 4. (in Russian)

12. Третьяков А.В. 2015. Формирование системы сельскохозяйственного образования в России второй половины XIX - начала XX веков. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Вып. 35. 13 (210): 103-11G.

Tret'jakov A.V. 2G15. Formirovanie sistemy sel'skohozjajstvennogo obrazovanija v Rossii vtoroj poloviny XIX - nachala XX vekov. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya. Politologiya. Vyp. 45. 13 (21G): 1G3-11G. (in Russian)

13. Фиалковский Г. 1915. Отчет о деятельности передвижного обоза, организованного при Каменском сельскохозяйственном училище Бахмутского уездного земства, для оказания помощи по обсеменению полей в хозяйствах лиц, призванных на войну в весенний период 1915 года. Народная газета Бахмутского земства. 23: 2-1G.

Fialkovskiy G. 1915. Otchet o deyatelnosti peredvizhnogo oboza, organizovannogo pri Kamenskom selskohozyaystvennom uchilische Bahmutskogo uezdnogo zemstva, dlya okazaniya pomoschi po obsemeneniyu poley v hozyaystvah lits, prizvannyih na voynu v vesenniy period 1915 goda. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 23: 2-1G. (in Russian)

14. Фиалковский Г. 1915. Отчет по работам передвижного обоза организованного при Каменском сельскохозяйственном училище Бахмутского уездного земства для оказания помощи

семьям запасных по уборке хлебов. Часть II. Уборка хлебов. Народная газета Бахмутского земства. 35: 2-7.

Fialkovskiy G. 1915. Otchet po rabotam peredvizhnogo oboza organizovannogo pri Kamenskom selskohozyaystvennom uchilische Bahmutskogo uezdnogo zemstva, dlya okazaniya pomoschi semyam zapasnyih po uborke hlebov. Chast II. Uborka hlebov. Narodnaja gazeta Bahmutskogo zemstva. 35: 2-7. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.