Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В АРМИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В АРМИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ВОЕННОЕ ДУХОВЕНСТВО / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / СВЯЩЕННИК / ВЕРА / ORTHODOXY / THE MILITARY / THE CLERGY / THE WORLD WAR I / THE PRIEST / FAITH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Безик Юрий Иванович

Статья посвящена краткому рассмотрению различных аспектов деятельности военного духовенства русской армии в период Первой Мировой войны. Рассматривая исторический материал, автор отмечает большое значение деятельности военных священнослужителей, направленной на поддержание морального состояния войск. Отдельное внимание уделено вопросам структурной организации в условиях полевого размещения войск Русской армии. Отмечено, что войсковые священнослужители не только выполняли задачи духовной поддержки военнослужащих русской армии, но и непосредственно принимали участие в ведении боевых действий. Удалённость и разобщённость войск, а также недостаточность инфраструктуры полевых храмов не позволяли в необходимом объёме осуществлять религиозную деятельность, что на заключительном этапе войны привело к невозможности остановить моральную деградацию русских войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE INSTITUTE OF MILITARY CLERGY IN THE ARMY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE WORLD WAR I

The article is devoted to a brief review of the various aspects of the activities of the military clergy of the Russian army during the World War I. Considering the historical material, the author notes the high significance of the activities of military clergy aimed at supporting the morale state of the troops. Special attention is paid to the issues of structural organization in the conditions of field placement of Russian army troops. It is noted that the military clergy not only performed the tasks of spiritual support to the military personnel of the Russian army, but also directly participated in the conduct of hostilities. The remoteness and disunity of the troops, as well as the lack of infrastructure of field temples did not allow the necessary amount of religious activity, which at the final stage of the war made it impossible to stop the moral degradation of the Russian troops.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В АРМИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ»

чтобы подчинить себе Россию. В данном контексте звучали прямые призывы найти более достойных и надежных союзников. Либеральная печать придерживалась общей позиции, в целом, одобряя стремление России и Британии разрешить спорные вопросы для дальнейшего сближения, рассматривая британскую сторону как потенциального союзника, подчеркивая прочность российско-британских связей. В то же время, был высказан ряд замечаний, показавших разнообразие мнений по персидскому вопросу. С одной стороны, по мнению ряда либеральных изданий, полный раздел Персии не отвечал интересам России, создавал для нее лишнюю обузу. В персидском вопросе необходимо было пойти на уступки, так как гораздо важнее положение на Балканах и Дальнем Востоке. Подозрения в отношении возможного продвижения России в сторону Индии считались нелепыми, но при этом подчеркивалось, что, как государство-буфер, при необходимости Персия не станет тому преградой. С другой стороны, звучали предостережения относительно действий компании Линча в ущерб российским позициям в Персии, заявления о необходимости отстаивать включение Тегерана в сферу влияния России, о важности расширения полномочий России в северной части страны.

Включение в полемику «малой прессы» говорило об общественной важности вопроса, а также об осведомленности в нем широкой публики. В общественном мнении сохранялась настороженность, а иногда и неприязнь по отношению к британской стороне. Широкий спектр мнений свидетельствовал о том, что персидский вопрос в англо-российских отношениях оставался для российского общества дискуссионным. В этой связи, обострение международной обстановки требовало его разрешения и урегулирования.

Литература и источники

1. Бьюкенен А. Моя миссия в России. Воспоминания дипломата. 1910-1918 / Пер. с англ. Т.В. Китаиной. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

2. Сазонов С.Д. Воспоминания. - Мн.: Харвест, 2002.

3. Русское слово. - 1912. - 21 сентября, 25 сентября.

4. Современное слово. - 1912. - 22 сентября.

5. Новое время. - 1912. - 21 сентября.

6. Земщина. - 1912. - 25 сентября, 26 сентября.

7. Свет. - 1912. - 24 сентября.

8. Голос Москвы. - 1912. - 26 сентября.

9. Утро России. - 1912. - 25 сентября.

10. Речь. - 1912. - 22 октября, 29 сентября.

11. Кострикова Е.Г. Русская пресса и дипломатия накануне Первой мировой войны. - М.: Изд. центр ИРИ, 1997.

12. Петербургская газета. - 1912. - 26 сентября.

13. Петербургский листок. - 1912. - 27 сентября.

14. Правда. - 1912. - 26 сентября.

References and Sources

1. B'yukenen A. Moya missiya v Rossii. Vospominaniya diplomata. 1910-1918 / Per. s angl. T.V. Kitainoj. - M.: ZAO Centrpoligraf, 2006.

2. Sazonov S.D. Vospominaniya. - Mn.: Harvest, 2002.

3. Russkoe slovo. - 1912. - 21 sentyabrya, 25 sentyabrya.

4. Sovremennoe slovo. - 1912. - 22 sentyabrya.

5. Novoe vremya. - 1912. - 21 sentyabrya.

6. Zemshchina. - 1912. - 25 sentyabrya, 26 sentyabrya.

7. Svet. - 1912. - 24 sentyabrya.

8. Golos Moskvy. - 1912. - 26 sentyabrya.

9. Utro Rossii. - 1912. - 25 sentyabrya.

10. Rech'. - 1912. - 22 oktyabrya, 29 sentyabrya.

11. Kostrikova E.G. Russkaya pressa i diplomatiya nakanune Pervoj mirovoj vojny. - M.: Izd. centr IRI, 1997.

12. Peterburgskaya gazeta. - 1912. - 26 sentyabrya.

13. Peterburgskij listok. - 1912. - 27 sentyabrya.

14. Pravda. - 1912. - 26 sentyabrya.

МЕДВЕДИК ИРИНА СЕМЕНОВНА - кандидат исторических наук, доцент Астраханского государственного университета. MEDVEDIK, IRINA S. - Ph.D. in History, Associate Professor, Astrakhan State University (imedvedik55@mail.ru).

УДК 94(47).083:281.93«1914/1917»

БЕЗИК Ю.И.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТА ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В АРМИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Ключевые слова: православие, военное духовенство, Первая Мировая война, священник, Вера.

Статья посвящена краткому рассмотрению различных аспектов деятельности военного духовенства русской армии в период Первой Мировой войны. Рассматривая исторический материал, автор отмечает большое значение деятельности военных

священнослужителей, направленной на поддержание морального состояния войск. Отдельное внимание уделено вопросам структурной организации в условиях полевого размещения войск Русской армии. Отмечено, что войсковые священнослужители не только выполняли задачи духовной поддержки военнослужащих русской армии, но и непосредственно принимали участие в ведении боевых действий. Удалённость и разобщённость войск, а также недостаточность инфраструктуры полевых храмов не позволяли в необходимом объёме осуществлять религиозную деятельность, что на заключительном этапе войны привело к невозможности остановить моральную деградацию русских войск.

BEZIK, Y.I.

ACTIVITIES OF THE INSTITUTE OF MILITARY CLERGY IN THE ARMY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE WORLD WAR I

Keywords: Orthodoxy, the military, the clergy, the World War I, the priest, Faith.

The article is devoted to a brief review of the various aspects of the activities of the military clergy of the Russian army during the World War I. Considering the historical material, the author notes the high significance of the activities of military clergy aimed at supporting the morale state of the troops. Special attention is paid to the issues of structural organization in the conditions of field placement of Russian army troops. It is noted that the military clergy not only performed the tasks of spiritual support to the military personnel of the Russian army, but also directly participated in the conduct of hostilities. The remoteness and disunity of the troops, as well as the lack of infrastructure of field temples did not allow the necessary amount of religious activity, which at the final stage of the war made it impossible to stop the moral degradation of the Russian troops.

Прошло более ста лет после окончания Первой мировой войны, но интерес к этим историческим событиям, приведшим к фундаментальным изменениям в культуре, экономике, политике, религии в большинстве мировых держав, не угасает. В отмеченном контексте, к числу относительно новых тем, привлекающих к себе внимание исследователей, следует отнести историю Русской Православной Церкви в годы мировой войны.

Аспекты, связанные с деятельностью военного духовенства в рядах русской армии, рассматривались еще современниками на страницах таких периодических изданий, как выходившие в Санкт-Петербурге «Христианские чтения», «Богословский вестник» (место издания Сергиев Посад), «Труды Киевской духовной академии», «Вестник военного и морского духовенства» и др. Наиболее полным исследованием генезиса института военного духовенства является работа профессора канонического права Т.В. Барсова [2]. Значительным вкладом в изучение истории военного духовенства стали труды русского философа и историка Г.М. Каткова [9]. Отдельного внимания заслуживают труды известных деятелей культуры, философов, мыслителей - таких как В.В. Розанов, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.А. Блок, О.А.Г. Шпенглер и др. Особенности русской религиозной ментальности наиболее полно отражены в трудах протоиерея Г.В. Флоровского.

Стоит отметить, что, несмотря на многочисленные упоминания о представителях духовенства Русской Православной Церкви в войсках, серьёзных, работ, обобщающих научные труды по истории военного и морского духовенства, очень мало. В целом, проблематика, связанная с деятельностью военного Православного духовенства в годы Первой Мировой войны, не является достаточно освещённой в историческом дискурсе, а потому представляет собой значительный научный интерес. В данном контексте, целью статьи является рассмотрение деятельности военного духовенства в рядах русской армии годы Первой мировой войны.

Начало XX века было ознаменовано окончанием периода создания устойчивых связей между Православной Церковью и вооруженными силами Российского государства, завершением формирования структур военного духовенства в рядах Русской армии. К началу 1914 года Церковь, как и армия, представляла собой устойчивый институт, выполняющий функцию обеспечения безопасности, поддержания суверенитета государства [5, с.57]. К середине 1914 года численность российского духовенства составляла 110970 человек (из них протоиереи 3043, священники 47403, дьяконы 14868, причетники 45656) [15].

Священнослужители военного и морского духовенства назначались на должности и управлялись протопресвитером [17]. В круг должностных обязанностей протопресвитера военного и морского духовенства входило:

- назначение и представление к увольнению лиц духовного управления;

- поощрение (представление к награждению), наложение дисциплинарных наказаний;

- распределение церковных денег по видам расходования;

- проверка подчинённых церквей, включая числящиеся при воинских частях школы для обучения солдатских детей, а также многочисленные учебные команды.

В прямом подчинении протопресвитера находилось духовное управление, структурно состоящее из канцелярии и присутствия, а также фронтовые управления главных священников. Вопросы, относящиеся к компетенции церковного управления, регулировались указаниями Святейшего Синода [3, с.108]. Дела, относящиеся к военному и морскому ведомству, регулировались указаниями Морского и Военного министерств, соответственно. В войсковом звене, представители военного духовенства объединялись в гарнизонные и дивизионные благочиния. Подобная вертикальная структуризация позволяла осуществлять взаимодействие со священнослужителями - не только православными, но и представителями других духовных конфессий. Организация взаимодействия представителей существующих конфессий осуществлялась через полевых священнослужителей, которые назначались в конкретные воинские части. Правом изменения численности военного духовенства обладал император, как Верховный главнокомандующий, и начальник Штаба Верховного командования. Вакантные армейские должности подлежали замещению, в соответствии с запросом от командира полка через мобилизационный отдел Главного управления Генерального штаба. Участие в процессе назначения на должность принимали протопресвитер, епархиальные епископы, главные фронтовые священники, Священный синод. Кандидаты, отбираемые к назначению на должности военных священнослужителей, должны были обладать значительным уровнем образования и иметь высокие нравственные качества [12, с.71].

Начавшаяся мировая война обнаружила несостоятельность мобилизационных планов. Причиной стала неготовность государства призвать необходимое количество резервистов в сжатые сроки. В том числе, для комплектования вновь формируемых частей приходилось срочно мобилизовать приходских священнослужителей. Священники следовали по предназначению в свои воинские части и поступали в подчинение военного командования. При этом перечень их обязанностей, по сравнению со службой в мирное время, значительно расширялся. К основным обязанностям военного священнослужителя относилось:

- совершение главного христианского богослужения - Божественной литургии;

- совершение треб и богослужений в интересах религиозных нужд военнослужащих;

- духовное напутствие военнослужащих перед началом боевых действий;

- отпевание погибших военнослужащих [16].

Кроме того, к обязанностям военного священника относилось неотлучное нахождение в госпиталях, помощь раненым, напутствие тяжелобольных, нахождение с солдатами на передовой линии, под огнём сил противника, участие в боевых действиях [6, с.74]. Как верно отмечал один из исследователей проблемы: «Священник должен запастись самоотвержением, чтобы, стоя в пылу битвы, быть способным поддерживать в армии надежду на помощь Божию и свои собственные силы... полковые священники, понимая важность такого воодушевления, брали на себя эту святую обязанность» [4, с.54].

В действующих частях армии, по состоянию на 1913 год, состояло на службе более 766 священнослужителей, а уже к концу 1915 года их численность приближалась к 2000 чел., что составляло около 2% всех священнослужителей государства [10, с.44]. В период с 1915 по 1916 год, призванные священнослужители сохраняли подчинённость своим епархиям, в которых служили до начала войны. За весь период Первой мировой войны, непосредственно в частях армии и флота, проходили службу до 5000 представителей военного духовенства [13]. В частях только одного Западного фронта в конце 1915 года всего числилось около 655 священнослужителей, в их числе, полковых - 263, священников подвижных госпиталей -131, лазаретных - 117, в числе бригад ополчения - 49, в составе артиллерийских подразделений - 6, в штабах армии - 6, в дивизионных штабах - 4, в штабе командующего армиями - 1. Само ведомство протопресвитера считало данную укомплектованность недостаточной [8, с. 94]. Пополнение штата военного духовенства, в период боевых действий, осуществлялось, в своём преимущественном большинстве, за счёт приходских священников. Кроме того, церковная инфраструктура в местах дислокации войск активно использовалась для выполнения богослужений [18, с.201].

В целом, духовенство, в действующих частях и подразделениях русской армии периода 1914-1917 гг. представляло собой совокупность полевых, приходских священнослужителей, причем не только православных, но и других конфессий, например, мусульманского

вероисповедания. Контроль численности представителей военного духовенства осуществлялся военным ведомством.

Призванные военнослужащие, в частях, принимали присягу, включавшую в себя следующий текст: «смело идти в бой за царя, Русь святую и веру Православную» [1]. Такая формулировка, создавая патриотический духовный посыл, требовала от войсковых священнослужителей, собственным примером, с опорой на глас Веры, поддерживать в воинской среде стремление победить. Здесь стоит отметить, что военное духовенство, в вопросе продолжения ведения боевых действий на фронтах Мировой войны поддерживало политику самодержавия и принимало самое активное участие в боевых действиях войск [7, с.202]. В бою, находясь на передовой линии, в пределах перевязочного санитарного пункта, священнослужители оказывали помощь медицинскому персоналу. Часто поднимаясь в бой с первой линией наступающих солдат, военные священники демонстрировали личную самоотверженность, храбрость, стойкость и героизм.

Войсковые священнослужители, так же как и простые солдаты, погибали на полях сражений. Так, по состоянию на 10 октября 1915 года в частях Западного фронта из общего числа военных священнослужителей (в количестве 511 человек), числились убитыми - 3, умершими от ран в лазарете - 7, пострадавшими от отравляющих газов - 3, ранеными - 2, контужеными - 24, попавшими в плен - 10, пропавшими без вести - 5 [14]. Значительно количество представителей военного духовенства, представленных к получению заслуженных наград. Так, если за все время существования ордена Святого Георгия в мирное довоенное время им были награждены 4 представителя военного духовенства, то за период Первой Мировой войны этой наградой были удостоены 24 пастыря. Войсковые священники награждались: орденом Святой Анны II степени с мечами - 304, орденом Святой Анны III степени с мечами - 239, орденом Святого Владимира III степени с мечами - 85, орденом Святого Владимира IV степени с мечами - 203, золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте - 227 человек [11, с.153].

Военные священники продолжали пастырскую службу даже попадая вместе с солдатами своих воинских частей в плен - в местах нахождения военнопленных. Религиозные обряды проводили священнослужители, как попавшие в плен вместе с частями, так и прибывавшие в рамках работы международной организации Красного Креста.

Несмотря на самоотверженную деятельность военного духовенства, его работу нельзя рассматривать с позиции исключительности. К основным недостаткам деятельности военных священнослужителей можно отнести:

- недостаточное количество мобильных полковых храмов;

- недостаток религиозной литературы или её полное отсутствие в полковых библиотеках;

- недостаточное количество или полное отсутствие полевых библиотек;

- значительная удалённость воинских частей;

- значительный отрыв военнослужащих для выполнения различного рода работ, что приводило к низкому проценту охвата религиозной работой личного состава;

- сложности проведения духовной работы с военнослужащими имеющими друге вероисповедание.

Отметим также, что, на наш взгляд, борьба с атеизмом и революционной пропагандой на заключительном этапе участия России в Первой мировой войне явилась недостаточной, и не смогла предотвратить нарастание процессов дискредитации Русской Православной церкви, являвшейся в Российской империи частью государственного аппарата. Постепенно, неудачи на полях сражений создали благоприятные условия для развития и распространения революционной пропаганды. Призывы к революции, окончанию войны, становясь все более популярными, проникли не только в слои гражданского населения страны, но захватили своими идеями и определённую часть армии, включая офицерский состав. Накапливавшееся озлобление против действий самодержавного правительства, военного руководства, наряду с растущей популярностью революционных и антигосударственных взглядов, усилили процесс насаждения идей атеизма. Именно в этот сложный для России период, происходит взлом духовности народа, на смену которому придёт время дискредитации духовенства. Изнурённая кровопролитными боями армия стала благодатной почвой для негативных проявлений. Даже в офицерской среде по отношению к войсковым священникам стали проявляться случаи фамильярного обращения,

например, такие как «батька», «батя», «поп» и т.д. Распространявшиеся в войсковой среде, в своей большей части лживые заявления о несостоятельности священнослужителей, отсутствии у них знаний, о «низком качестве» богослужений и пр., еще больше ускорили процессы морального разложения войск [18, с.305].

Несмотря на негативные проявления повседневности, войсковые священнослужители, находясь в жесточайших условиях, до последнего дня нахождения войск на позициях выполняли задачи в частях и подразделениях русской армии. Однако даже такая самоотверженная деятельность, в условиях противостояния приближающейся революции, для сохранения армии была недостаточной. Военному духовенству не удалось помешать процессу окончательного разложения армии в 1917 году. Пока шли боевые действия на фронтах, пока в тылу России созревала и набирала силу либеральная пропаганда, священнослужители боролись с нравственным развращением русских солдат и офицеров, часто ценой своей жизни героически выполняя службу на благо России и Веры.

Подводя итоги, отметим, что, на наш взгляд, в исследуемый период войсковые священнослужители не только выполняли задачи духовной поддержки военнослужащих русской армии, но и непосредственно принимали участие в ведении боевых действий. В то же время удалённость и разобщённость войск, а также недостаточность инфраструктуры полевых храмов не позволяли в необходимом объёме осуществлять религиозную деятельность, что на заключительном этапе войны привело к невозможности остановить моральную деградацию русских войск.

Русская Православная церковь в российской истории всегда находилась на особом положении. Осуществляя формирование морально-нравственного климата в обществе, Церковь поддерживала христианские ценности, интерпретируя представления о добре и зле, добродетели и грехе, святом и преступном, определяя духовные приоритеты общественного развития. В трудные для России годы мировой войны военные священнослужители, также с честью выполнили долг перед Отечеством и Верой.

Несмотря на десятилетия упадка религиозности общества, наступившего после Первой мировой войны, в современной России религиозная повестка вновь стала государственной. Примером тому может служить возвращение представителей духовенства в воинскую среду. С 1 декабря 2009 года в штаты воинских частей введена должность помощника командира, организующего работу с верующими военнослужащими. Процесс восстановления института военного духовенства в армейской среде олицетворяет собой духовную преемственность поколений, позволяющую осуществить перенос глубинного, корневого смысла Православия, как духовного ориентира общества, в новый общественный контекст. А это значит, что подвиг, совершенный военным духовенством, на фронтах Первой Мировой войны был не напрасен. Исторический опыт духовного наставничества, позволяет молодым поколениям воинов обрести смысл и новое содержание в уважении к своим традициям, истории и Вере.

Литература и источники

1. АгафоновН.В. Ратные подвиги православного духовенства. - М.: Благовест, 2013. - 350 с.

2. Барсов Т.В. Об управлении русским военным духовенством. - СПб.: тип. Ф. Елеонского и К°, 1879. - VI, 168 с.

3. Григорьев А.Б. Вера и верность: очерки из истории отношений Русской Православной Церкви и Российской армии. - М.: Кучково поле, 2005. - 469 с.

4. Давлетшин В.Р. Военное духовенство в России XVIII - начала XX века и его деятельность по морально-психологическому обеспечению охраны государственной границы: исторический анализ. Дис. ... канд. ист. наук. - М., 2004. - 233 с.

5. ДробышевА.В. Православная Церковь и русская армия в XIX веке. Дис. ... канд. ист. наук. - Воронеж, 2018. - 194 с.

6. Дубинин В.О., Печёнкина А.А., Познаненко А.В. Исторический опыт деятельности военного духовенства в армии России и его применение в современных условиях: монография. - Омск: ОАБИИ, 2019. - 169 с.

7. Дженкинс Ф. Великая и священная война, или Как Первая мировая война изменила все религии / перевод Алексея Шуралёва. - М.: Де'Либри, 2019. - 426 с.

8. Ивашко М.И. Военное и морское духовенство России (XVII - начало XX вв.): историографическое исследование. - М.: ВВИА имени профессора Н.Е. Жуковского, 2005. - 194 с.

9. Катков Г.М. Russia 1917: The Februaty Revolution. London / New York: Longman Press, 1967. - 435 с.

10. Кандидов Б.П. Церковный фронт в годы мировой войны. Изд. 2-е (доп.). - М.: Атеист, 1929. - 158 с.

11. КотковВ.М. Военное духовенство России: страницы истории: монография. - СПб.: Нестор, 2004. - 319 с.

12. НазаровА.А. Экономика и религия Российской империи: [монография]. - М.: Парадиз, 2006. - 287 с.

13. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 5.

14. РГИА. Ф. 806. Оп. 19. Д.10581. Л.Л. 8, 10.

15. РГИА. Ф. 804. Оп.1. разд. 1. Д.24. Л.Л. 170-182.

16. Свод военных постановлений 1869 года. 2 изд. - СПб.: Гос. тип., 1879-1912.

17. Свод законов Российской империи. T.IX. Закон о состояниях. СПб., 1912.

18. Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии. - М.: Вече, 2019. - 493 с.

References and Sources

1. Agafonov N.V. Ratnye podvigi pravoslavnogo duhovenstva. - M.: Blagovest, 2013. - 350 s.

2. Barsov T.V. Ob upravlenii russkim voennym duhovenstvom. - SPb.: tip. F. Eleonskogo i K°, 1879. - VI, 168 s.

3. Grigor'ev A.B. Vera i vernost': ocherki iz istorii otnoshenij Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi i Rossijskoj armii. - M.: Kuchkovo pole, 2005. - 469 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Davletshin V.R. Voennoe duhovenstvo v Rossii XVIII - nachala XX veka i ego deyatel'nost' po moral'no-psihologicheskomu obespecheniyu ohrany gosudarstvennoj granicy: istoricheskij analiz. Dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2004. - 233 s.

5. Drobyshev A.V. Pravoslavnaya Cerkov' i russkaya armiya v XIX veke. Dis. ... kand. ist. nauk. - Voronezh, 2018. - 194 s.

6. Dubinin V.O., Pechyonkina A.A., Poznanenko A.V. Istoricheskij opyt deyatel'nosti voennogo duhovenstva v armii Rossii i ego primenenie v sovremennyh usloviyah: monografiya. - Omsk: OABII, 2019. - 169 s.

7. Dzhenkins F. Velikaya i svyashchennaya vojna, ili Kak Pervaya mirovaya vojna izmenila vse religii / perevod Alekseya Shuralyova. - M.: De'Libri, 2019. - 426 s.

8. Ivashko M.I. Voennoe i morskoe duhovenstvo Rossii (XVII - nachalo XX vv.): istoriograficheskoe issledovanie. - M.: VVIA imeni professora N.E. Zhukovskogo, 2005. - 194 s.

9. Katkov G.M. Russia 1917: The Februaty Revolution. London / New York: Longman Press, 1967. - 435 s.

10. Kandidov B.P. Cerkovnyj front v gody mirovoj vojny. Izd. 2-e (dop.). - M.: Ateist, 1929. - 158 s.

11. Kotkov V.M. Voennoe duhovenstvo Rossii: stranicy istorii: monografiya. - SPb.: Nestor, 2004. - 319 s.

12. Nazarov A.A. Ekonomika i religiya Rossijskoj imperii: [monografiya]. - M.: Paradiz, 2006. - 287 s.

13. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv (RGIA). F. 806. Op. 5.

14. RGIA. F. 806. Op. 19. D.10581. L.L. 8, 10.

15. RGIA. F. 804. Op.1. razd.1. D.24. L.L. 170-182.

16. Svod voennyh postanovlenij 1869 goda. 2 izd. - SPb.: Gos. tip., 1879-1912.

17. Svod zakonov Rossijskoj imperii. T.IX. Zakon o sostoyaniyah. SPb., 1912.

18. Shavel'skij G.I. Vospominaniya poslednego protopresvitera Russkoj armii. - M.: Veche, 2019. - 493 s.

БЕЗИК ЮРИЙ ИВАНОВИЧ - кандидат военных наук, докторант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Москва) (bezikgeorgii@mail.ru).

BEZIK, YURI I. - Ph.D. in Military Sciences, Doctoral student Church-wide postgraduate and doctoral studies. saints equal-to-the-apostles Cyril and Methodius, (Moscow).

УДК 94 (470+571)(=112.2) «1914/18»

МОРОЗОВА Н.В., НАЗАРОВА Т.П., РЕДЬКИНА О.Ю. РОССИЙСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ ОБ «ОСТЗЕЙСКОМ ВОПРОСЕ» В

ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: периодическая печать, «остзейский вопрос», немцы Прибалтики, Первая мировая война.

Статья посвящена изучению полемики по «остзейскому вопросу» на страницах русской печати в годы Первой мировой войны. Авторами очерчен круг наиболее актуальных тем, определены позиции и проанализированы аргументы публицистов касательно необходимости унификации государственной политики в Прибалтики с порядком, существующим для внутренних губерний. Показано, что обсуждение данной проблематики включало комплекс общественно-политических и экономических сюжетов, в частности, аграрный вопрос, ситуацию в системе образования, положение русского языка, сохранение привилегий немецкого дворянства. Вместе с тем приобрели актуальность вопросы о немецкой колонизации и тягостном положении эстонского и латышского населения.

MOROZOVA, N.V., NAZAROVA, TP., REDKINA, O.Y. RUSSIAN PERIODICAL PRESS ON THE «BALTIC QUESTION » DURING THE YEARS OF THE WORLD WAR I

Keywords: periodical press, "the Baltic question", Baltic Germans, the World War I.

The article is devoted to the study of rhetoric on the "Baltic question" in the pages of the Russian press during the World War I. The authors outline the range of the most relevant topics, identify positions and analyze the arguments of publicists about the necessity for unification of the Baltic state policy with the course of internal provinces. It is shown that the discussion of this problems included a complex of socio-political and economic subjects, in particular, the agricultural issue, the situation in the education system, the position of the Russian language, the preservation of the privileges of the German nobility. At the same time, the issues of German colonization and the plight of the Estonian and Latvian population have become topical.

Национальный вопрос на протяжении всей истории России являлся одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем. Сложность вопроса определялась и тем, что положение разных национальных меньшинств и отношение к ним со стороны русскоязычного окружения было неравномерным, менялось под влиянием внешних и внутренних обстоятельств. Считается, что именно неразрешимые национальные проблемы стали одним из главных факторов, приведших к крушению Российской империи в 1917 году. Поэтому изучение общественных дискуссий о стратегии национальной политики в военный период, о положении отдельных национальных меньшинств и соотношении их прав с правами титульной нации помогает глубже понять истоки революционного кризиса 1917 г., проанализировать настроения, царившие в обществе, установить роль прессы в формировании «образа врага».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.