Научная статья на тему 'Деятельность городского Совета народных депутатов г. Ельца на завершающем этапе перестройки (1990–1991 годы)'

Деятельность городского Совета народных депутатов г. Ельца на завершающем этапе перестройки (1990–1991 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление / городской совет / народный депутат / Елец / перестройка / альтернативные выборы / политическая реформа / региональная история / local self-government / city council / people’s deputy / Yelets / perestroika / alternative elections / political reform / regional history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Роман Станиславович Марков, Елена Александровна Найденова, Кристина Константиновна Куракина

В настоящей статье на основе материалов региональной прессы и архивных данных рассматриваются основные результаты работы городского Совета народных депутатов г. Ельца, сформи-рованного по итогам первых альтернативных выборов 4 марта 1990 г. Проведен анализ основных направ-лений деятельности представительного органа и усилий по повышению уровня жизни населения, предпри-нимаемых городскими властями по мере нарастания социально-экономического кризиса и обострения по-литической обстановки на завершающем этапе перестройки. Реконструкция событий последних лет Совет-ской власти показала, что в новый состав Совета народных депутатов г. Ельца вошли граждане, известные и уважаемые в городе. Придерживаясь различных взглядов на будущее города, народным избранникам удалось достичь политического компромисса. В условиях нарастающей нестабильности елецкий горсовет и подотчетный ему исполком вели социально ориентированную политику, старались своевременно и эф-фективно реагировать на проблемы горожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the City Council of People’s Deputies of Yelets at the Final Stage of Perestroika (1990–1991)

This article, based on materials from the regional press and archival materials, examines the main results of the work of the City Council of People’s Deputies of Yelets, formed following the results of the first alter-native elections on March 4, 1990. An analysis of the main directions of the activities of the representative body and efforts to improve the standard of living of the population undertaken city authorities as the socio-economic crisis grew and the political situation worsened at the final stage of perestroika. Reconstruction of the events of the last years of Soviet power showed that the new composition of the Council of People’s Deputies of Yelets included citizens known and respected in the city. Holding different views on the future of the city, the people’s representa-tives managed to reach a political compromise. In conditions of growing instability, the Yelets City Council and the executive committee reporting to it pursued a socially oriented policy and tried to respond to the problems of the citizens in a timely and effective manner.

Текст научной работы на тему «Деятельность городского Совета народных депутатов г. Ельца на завершающем этапе перестройки (1990–1991 годы)»

Научная статья УДК 94(47).084.9

https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.33

Деятельность городского Совета народных депутатов г. Ельца на завершающем этапе перестройки (1990-1991 годы)

Роман Станиславович Марков1, Елена Александровна Найденова2, Кристина Константиновна Куракина3

1'2'3Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

1rsm-94@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7257-6901 2el-mig@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1363-8914 3kristina-kurakina@bk.ru, https://orcid.org/0009-0001-6071-5919

Аннотация. В настоящей статье на основе материалов региональной прессы и архивных данных рассматриваются основные результаты работы городского Совета народных депутатов г. Ельца, сформированного по итогам первых альтернативных выборов 4 марта 1990 г. Проведен анализ основных направлений деятельности представительного органа и усилий по повышению уровня жизни населения, предпринимаемых городскими властями по мере нарастания социально-экономического кризиса и обострения политической обстановки на завершающем этапе перестройки. Реконструкция событий последних лет Советской власти показала, что в новый состав Совета народных депутатов г. Ельца вошли граждане, известные и уважаемые в городе. Придерживаясь различных взглядов на будущее города, народным избранникам удалось достичь политического компромисса. В условиях нарастающей нестабильности елецкий горсовет и подотчетный ему исполком вели социально ориентированную политику, старались своевременно и эффективно реагировать на проблемы горожан.

Ключевые слова: местное самоуправление, городской совет, народный депутат, Елец, перестройка, альтернативные выборы, политическая реформа, региональная история

Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания на НИР 2023 года Министерства просвещения Российской Федерации на тему: «Научно-методическое обеспечение функционирования исторического кванториума как площадки формирования гражданственности и патриотизма», соглашение № 073-03-2023-043/2 от 18 сентября 2023 г.

Для цитирования: Марков Р.С., Найденова Е.А., Куракина К.К. Деятельность городского Совета народных депутатов г. Ельца на завершающем этапе перестройки (1990-1991 годы) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 11. С. 232-238. https://doi.org/10.24158/fik.2023.11.33.

Original article

Activities of the City Council of People's Deputies of Yelets at the Final Stage of Perestroika (1990-1991)

Roman S. Markov1, Elena A. Naydenova2, Kristina K. Kurakina3

123Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia Vsm-94@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7257-6901 2el-mig@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1363-8914 3kristina-kurakina@bk.ru, https://orcid.org/0009-0001-6071-5919

Abstract. This article, based on materials from the regional press and archival materials, examines the main results of the work of the City Council of People's Deputies of Yelets, formed following the results of the first alternative elections on March 4, 1990. An analysis of the main directions of the activities of the representative body and efforts to improve the standard of living of the population undertaken city authorities as the socio-economic crisis grew and the political situation worsened at the final stage of perestroika. Reconstruction of the events of the last years of Soviet power showed that the new composition of the Council of People's Deputies of Yelets included citizens known and respected in the city. Holding different views on the future of the city, the people's representatives managed to reach a political compromise. In conditions of growing instability, the Yelets City Council and the executive committee reporting to it pursued a socially oriented policy and tried to respond to the problems of the citizens in a timely and effective manner.

Keywords: local self-government, city council, people's deputy, Yelets, perestroika, alternative elections, political reform, regional history

© Марков Р.С., Найденова Е.А., Куракина К.К., 2023

- 232 -

ИСТОРИЯ HISTORY

Funding: The article was prepared as part of the implementation of the state assignment for research work in 2023 of the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic: "Scientific and methodological support for the functioning of the historical quantorium as a platform for the formation of citizenship and patriotism", agreement No. 073-03-2023-043/2 dated September 18, 2023.

For citation: Markov, R.S., Naydenova, E.A. & Kurakina, K.K. (2023) Activities of the City Council of People's Deputies of Yelets at the Final Stage of Perestroika (1990-1991). Society: Philosophy, History, Culture. (11), 232-238. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.11.33 (In Russian).

Местное самоуправление представляет собой особый социальный институт, имеющий большое значение для развития гражданского общества и политической системы в целом. Деятельность органов местного самоуправления в крупных провинциальных городах имеет особо важное значение, выступая одним из главных инструментов вовлечения населения в социально-политическую жизнь и обеспечения доверия граждан к власти. Неслучайно среди исследователей распространено мнение о том, что именно местное самоуправление создает имидж власти (Какадий, Ширипова, 2020: 261).

В России становление системы народовластия на муниципальном уровне прошло тернистый путь, чем и объясняется высокая степень актуальности темы и большое внимание к ней со стороны исследователей. В контексте осмысления событий недавнего прошлого, сыгравших судьбоносную роль в развитии страны, особенный интерес представляет анализ работы органов местной власти в последние годы перестройки, представляющей уникальный пример решения остросоциальных вопросов силами инициативной городской общественности.

Эволюция российского городского самоуправления в период перехода от социалистической к демократической государственно-политической системе стала предметом исследований уже в 1990-е гг., которые, однако, нередко отличались тенденциозными (либо поспешными) выводами. К полноценным научным трудам, базирующимся на серьезном эмпирическом материале, следует отнести публикации, посвященные отдельным региональным и городским практикам самоуправления, изданные уже в конце 2000-х - 2010-е гг.

К таким работам, в частности, следует отнести и публикации представителей елецкой исторической школы (Н.А. Жирова, А.К. Семенова, Д.В. Щукина, Т.В. Поляковой). В настоящей статье предлагается взглянуть на деятельность самоуправления г. Ельца накануне краха Советского Союза не только с общественно-экономических позиций, как это делали наши предшественники, но и с политико-правовой точки зрения.

Источниковую базу статьи составили материалы средств массовой информации (липецкая областная газета «Ленинское знамя», елецкая городская газета «Красное знамя»), архивные материалы (фонды Архивного комитета г. Ельца), политические программные документы и законодательные акты, оформившие политические реформы заключительного этапа перестройки.

Согласно Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., народ осуществлял власть через советы народных депутатов1. Иные властные органы находились под контролем советов, соответственно, полномочия последних являлись достаточно широкими2. Рассматривая функции местных советов в 1980-е гг., можно прийти к выводу о том, что для органов местного самоуправления утверждение планов социального и экономического развития не было лишь формальностью. Их задача заключалась во внедрении преобразований на своей территории (Чиркова, 2019: 68). На завершающем этапе перестройки, старт которого ознаменовала XIX Всесоюзная партконференция 1988 г., в связи с необходимостью «открыть максимальный простор самоуправлению общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, представительных органов власти» и обеспечить «полновластие Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления»3 вопрос о полномочиях местного самоуправления стоял довольно остро. Органы местной власти стали обретать подлинную самостоятельность, начали играть важную роль в осуществлении народовластия.

1 См. подр.: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41. Ст. 617; Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

2 Жуковская Н.Ю. Съезды Советов // Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 955.

3 Резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы» // XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня - 1 июля 1988 г.: Стенографический отчет. Т. 2. М., 1988. С. 135-144.

Большим шагом в развитии системы местного самоуправления стало принятие Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»1. Согласно положениям данного закона, в систему муниципального народовластия входили как представительные институты (местные советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления), так и формы непосредственной реализации населением местной власти (местные референдумы, собрания, сходы граждан). Самоуправлению гарантировалась финансовая и экономическая самостоятельность. В этот же период во исполнение норм союзного законодательства был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»2, подтвердивший полномочия местных советов как органов местного самоуправления.

Демократизация и децентрализация в самоуправлении традиционно положительно проявляют себя в городах с сильным гражданским сообществом (Жуковская, Дмитриев, 2020: 15). Елец -российский город, обладающий уникальным историческим наследием. На протяжении нескольких столетий он являлся крупным купеческим, торговым, ремесленным, а позднее - и производственным центром Орловской губернии и всего Черноземья. Уже в дореволюционный период существовала хорошо организованное местное самоуправление, ставшее одной из основ формирования активного городского сообщества3.

В ранние советские годы неоднократно обсуждался вопрос о предоставлении Ельцу статуса регионального центра (Сазонова, 2012: 81), однако в 1954 г. населенный пункт вошел в состав вновь образованной области с центром в Липецке, выросшем всего за несколько десятилетий благодаря строительству промышленных предприятий-гигантов - завода «Свободный сокол», Новолипецкого металлургического завода, Липецкого тракторного завода и др.

По состоянию на начало 1990-х гг. Елец занимал второе место среди городов Липецкой области по численности населения и хозяйственной значимости. Также город негласно играл роль духовной столицы Липецкого края, будучи воспетым на страницах произведений таких русских классиков, как поэт И.А. Бунин и прозаик М.М. Пришвин. Более того, в научной периодике можно встретить мнение, что Елец стал культурным центром области, аккумулировавшим в себе ее интеллектуальные силы, благодаря существовавшему в городе Елецкому педагогическому институту, который приглашал профессоров республик Советского Союза (Скиперских, 2019: 73). Как отмечает профессор Е.В. Сафронова, городской пединститут стал «уникальным [явлением] уже потому, что [был] открыт в небольшом провинциальном городке районного масштаба» (Сафронова, 2004: 107). Пожалуй, именно экономический потенциал и уникальная социальная среда, позволявшие развиваться городской технической гуманитарной интеллигенции, способствовали формированию группы инициативных ельчан, желавших и способных взять на себя ответственность за будущее родного края и его жителей.

Реформа местного самоуправления и реорганизация органов местной власти в целом позволила Ельцу преодолеть последствия перестройки 1990-х годов. Новая избирательная система позволила рекрутировать в органы самоуправления инициативных граждан, неравнодушных к судьбе города, способных предпринимать действия по устранению возникающих проблем городского хозяйства. В отличие от коллег из областного центра, заботы о жизнеобеспечении города заставили елецких народных депутатов отставить в сторону политические разногласия.

Выборы городского Совета народных депутатов города Ельца состоялись 4 марта 1990 г., позже, 18 марта и 22 апреля 1990 г., проводились повторные голосования. По итогам кампании ельчане избрали 140 депутатов, среди которых насчитывалось 112 мужчин и 28 женщин (Косых, 2019: 54). Данные выборы означали передачу всей полноты власти Совету народных депутатов, представлявших все городское сообщество - как коммунистов, так и беспартийных общественников. Как отмечает Д.В. Щукин, переход к альтернативным выборам, замена «классового принципа» формирования органов народного представительства на «общенародный и гражданский» стали большим шагом в развитии елецкого самоуправления, трансформацией самой властной парадигмы (Щукин, 2021а: 127).

Председателем городского Совета народных депутатов Ельца стал И.Д. Ушаков - директор Елецкого машиностроительного завода. Он осуществлял организационную деятельность Совета и контролировал работу городского исполкома. Председателем последнего был избран руководитель фабрики картонно-бумажных изделий В.А. Федяинов, известный своим вкладом в

1 Закон СССР от 9 апреля 1990 г. № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 267.

2 Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

3 Полякова Т.В. Самоуправление г. Ельца в конце XVIII - начале XX вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Тамбов, 2011. С. 25.

ИСТОРИЯ ЫЭТОРУ

развитие социальной сферы города. В интересах повышения эффективности управления городским хозяйством, полномочия председателя городского исполкома, осуществлявшего, главным образом, организацию деятельности исполнительной власти, были распределены между 4 заместителями: первым заместителем И.В. Фроловым (строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт), председателем городской плановой комиссии Л.Д. Исаевой (городская экономика), Е.И. Карпухиным (народное просвещение, спорт и медицина), управляющим делами Н.А. Лариным (внешние связи, архивы и ЗАГС). Народный депутат елецкого горсовета, старший участковый инспектор Елецкого ГОВД И.И. Дорохин, указывал на существующее в первые месяцы недоверие населения к народным избранникам несмотря на то, что последние, по его словам, делали все возможное для восстановления социальной справедливости1.

Основными проблемами, которые в те дни волновали ельчан, являлись социальное и бытовое обслуживание, развитие системы здравоохранения, образования и культуры, обеспечение охраны окружающей среды, улучшение жилищных условий населения (Щукин, 2021б: 163-164). Эти вопросы неоднократно рассматривались на сессиях городского Совета народных депутатов г. Ельца. Кроме того, органами местного самоуправления уделялось внимание деятельности промышленных предприятий, общественных движений, транспорта, органов милиции, военкомата, городского архива (Косых, 2020: 131-132).

Стоит обратить внимание на наличие тесных связей городского Совета народных депутатов со средствами массовой информации и представителями общественности. Городские и областные журналисты неоднократно являлись гостями мероприятий, проводимых елецким городским исполкомом. Общественное обсуждение многих решений городских властей традиционно разворачивалось на страницах газет «Ленинское знамя» и «Красное знамя». Работник елецкого районного комитета КПСС В.В. Курносов отвечал за организацию встреч с населением и за решение поднятых им вопросов. Средства массовой информации выступали тем механизмом, посредством которого было налажено взаимодействие местной власти и народа.

По большинству экономических показателей 1990 г. Елецкий район считался одним из ведущих в области2. Так, план промышленного производства был выполнен на 102,9 % (прирост к 1989 г. - 1,7 %), план по прибыли - на 110,1 % (прирост к 1989 г. - 6,3 %) (Семенов, Полякова, 2015: 200). При содействии председателя городской плановой комиссии Л.Д. Исаевой в городе открылось 18 кооперативов и 12 малых предприятий.

В начале 1991 г. стали отчетливо проявляться кризисные явления, вызванные сложным социально-экономическим положением в стране: начались перебои с обеспечением населения продовольствием и иными товарами, удовлетворявшими потребительские запросы. Выступление председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова 24 мая 1990 г. с докладом «Об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и последующие заявления должностных лиц республиканского и областного уровней взволновали граждан, так как в них шла речь о повышении цен на продукты3.

Елец не стал исключением. Вопросы торговли и стабилизации внутреннего рынка многократно выносились на заседание городского исполкома; вводились нестандартные способы торговли, вплоть до выдачи талонов; приоритетной задачей было предпринять меры по урегулированию ситуации с товарами народного потребления4. В частности, для бесперебойного обеспечения ельчан продуктами питания Совет народных депутатов сделал ставку на развитие подсобных хозяйств крупных предприятий. Однако объем получаемой продукции не всегда удовлетворял потребности города. Важным направлением работы елецких властей стало поддержание шефских связей города и деревни, сдерживание миграции населения из сельских населенных пунктов (Канищев, Жиров, 2020: 22).

В апреле 1991 г. на заседании облисполкома были проанализированы итоги развития народного хозяйства, обсуждались меры по стабилизации и выходу из кризисного состояния. В частности, с отчетом выступил председатель елецкого горисполкома В.А. Федяинов. По его мнению, следовало наращивать темпы производства предприятий города, которые в тот период страдали из-за недостаточного снабжения материальными ресурсами5. Отмечалось, что квалифицированные специалисты лишались работы, росла скрытая безработица, для ликвидации которой Совет народных депутатов решил создать городской центр труда и занятости (Семянникова, 2022: 127). Новое городское учреждение открылось уже 1 июля 1991 г.

1 Федюкина Т. В начале пути // Ленинское знамя. 1990. 19 июля.

2 Щеглов И. Поворот к человеку // Ленинское знамя. 1990. 3 марта.

3 Покровский М. Спокойно, без паники! // Ленинское знамя. 1990. 22 сентября.

4 Решение городского Совета народных депутатов г. Ельца от 30 января 1991 г. «О неотложных мерах по стабилизации обеспечения населения товарами народного потребления» // Архив городского Совета народных депутатов г. Елец. 1991. Пр. 1. Л. 210-211.

5 Как мы работали в первом квартале // Ленинское знамя. 1991. 12 апреля.

Однако далеко не всегда новые муниципальные власти могли решать возникавшие проблемы. Например, горсовету так и не удалось решить вопрос, связанный с модернизацией здравоохранения в Ельце. Неоднократно местные жители обращались в горисполком с жалобами, указывая на антисанитарию в поликлинике № 1. В марте 1990 г. медицинские работники заявляли о подготовке забастовки. В сентябре того же года на сессии городского Совета был поставлен на обсуждение вопрос о том, какое здание муниципалитет способен выделить для поликлиники. Но к итоговому решению депутаты так и не пришли1.

Неутешительно обстояла ситуация и в градостроительной сфере. Органы местного самоуправления Ельца уделяли внимание жилищным условиям населения и выполнению плана капитального строительства, однако выполнение плановых показателей тормозили неэффективность строительных организаций - нехватка рабочей силы на стройках, разрушение прежних хозяйственных отношений в связи с переходом к рыночным отношениям. Тем не менее, ошибочно считать, что строительство полностью остановилось. Действовавший с 1972 г. трест «Елецстрой» с января 1991 г. был передан в ведение территориальной хозяйственной ассоциации «Липецкстрой» Ро-сюгстроя РСФСР2. К его заслугам следует отнести выполнение государственного плана по строительству, улучшение жилищных условий граждан, благоустройство города. Например, в январе 1991 г. строители завершили возведение новой школы, в апреле началось строительство детского больнично-поликлинического комплекса; в том же месяце жители Ельца получили квартиры в новом микрорайоне (13 жилых домов на 632 квартиры)3.

Непростая ситуация, установившаяся в стране, сказывалась и на положении дел во всех сферах общественной жизни на местном уровне. Вопреки этому городской Совет народных депутатов Ельца вел активную работу по решению вопросов, беспокоивших население города. Следует отметить, что представители политических сил, по-разному смотревшие на будущее родного города, смогли достичь компромисса и направить совместные усилия в первую очередь на преодоление социальных и экономических трудностей переходного времени. О многом говорит тот факт, что в дни путча ГКЧП, в ночь с 21 на 22 августа 1991 г., на охрану горсовета и исполкома встали комсомольцы и простые горожане4, желая оградить городской центр народовластия от посягательств радикалов.

Городской совет народных депутатов стал тем звеном, которое соединило две эпохи в истории старинного Ельца, институтом самоуправления, позволившим без тяжелейших потрясений вступить горожанам в новую историческую эпоху.

Список источников:

Жуковская Н.Ю., Дмитриев В.К. Социальные интересы и их роль в формировании действующего права. Способы согласования социальных интересов // В зеркале права - 2020 : сб. науч. трудов. Липецк, 2020. Вып. 1. С. 12-17.

Какадий И.И., Ширипова Д.Б. История развития местного самоуправления в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2020. № 6. С. 261-268. https://doi.org/10.1016/10.33619/2414-2948/55/34.

Канищев В.В., Жиров Н.А. Динамика численности населения крупных сельских поселений Центрального Черноземья в 1939-2010 гг. // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020. № 3. С. 19-38. https://doi.org/10.1016/10.24411/2541-9056-2020-12002.

Косых Е.М. Особенности экономического развития города Ельца в конце 1980 - начале 1990-х гг.: по материалам решений городского Совета народных депутатов // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2020. № 2 (23). С. 130-138.

Косых Е.М. К вопросу о деятельности городского совета Народных Депутатов г. Ельца в начале 1991 года (по архивным материалам) // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2019. № 1. С. 52-60.

Сазонова Т.К. Нереализованный проект Елецкой губернии. 1918-1921 гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2-2. С. 81-84.

Сафронова Е.В. Юридическому факультету Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина - 10 лет // Правовая политика и жизнь. 2004. № 4. С. 107-111.

Семенов А.К., Полякова Т.В. Елецкое городское самоуправление за 225 лет (опыт социально-политической истории российского провинциального города) : монография. Елец, 2015. 240 с.

Семянникова К.Р. Местное самоуправление России в конце XX века (на примере г. Ельца): специфика и особенности исторической трансформации // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2022. № 4 (33). С. 124-130.

Скиперских А.В. Город Елец в региональном культурном пространстве: провинция или центр? // Городские исследования и практики. 2019. № 3. С. 71-88. https://doi.org/10.1016/10.17323/usp43201971-88.

Чиркова Ю.Р. История становления и развития системы местного самоуправления в Российской Федерации // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2019. № 6 (31). С. 67-71.

1 Федюкина Т. И вновь медицина бессильна // Ленинское знамя. 1990. 5 октября.

2 Отделстрой [Электронный ресурс] // Промышленная карта Липецкой области. 11Р1_: https://clck.ru/36SrQi (дата обращения: 15.10.2023).

3 Протокол № 7 заседания городского Совета народных депутатов г. Ельца // Архивный комитет г. Ельца. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1554. Л. 1-12.

4 Поколение перемен // Красное знамя. 2020. 26 марта.

ИСТОРИЯ HISTORY

Щукин Д.В. Совет народных депутатов в пространстве социально- экономического развития города Ельца в период политических реформ в СССР 1987-1990 гг. Эпохи «перестройки» // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2021а. № 2 (27). С. 123-128.

Щукин Д.В. Городской Совет народных депутатов города Ельца в пространстве региональной истории Липецкого края начала 1990-х гг. // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021 б. № 2 (291). С. 162-166. https://doi.org/10.1016/10.47438/2309-7078_2021_2_162.

References:

Chirkova, Y.R. (2019) Istoriya stanovleniya i razvitiya sistemy mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii [History of the formation and development of the system of local self-government in the Russian Federation]. Rossiyskaya nauka i obra-zovanie segodnya: problemy i perspektivy. (6 (31)), 67-71. (In Russian).

Kakadiy, I.I. & Shiripova, D.B. (2020) History of local governance development in the Russian Federation. Bulletin of Science and Practice. (6), 261-268. Available from: doi:10.1016/10.33619/2414-2948/55/34. (In Russian).

Kanishchev, V.V. & Zhirov, N.A. (2020) Population dynamics of large rural settlements in the Central-Chernozem region in 19392010. Humanities researches of the Central Russia. (3), 19-38. Available from: doi:10.1016/10.24411/2541-9056-2020-12002. (In Russian).

Kosykh, E.M. (2019) To the question of activity of city council of people's deputies of Yelets at the beginning of 1991 (according to archive materials). Problemy sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk. (1), 52-60. (In Russian).

Kosykh, E.M. (2020) Features of economic development of the city of yelets in the late 1980 - early 1990-ies.: according to the materials of the decisions of the city council of people's deputies. Problemy sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk. (2 (23)), 130138. (In Russian).

Safronova, E.V. (2004) Yuridicheskomu fakul'tetu Eletskogo gosudarstvennogo universiteta im. I.A. Bunina - 10 let [To the 10th anniversary of the Faculty of Law of Bunin Yelets State University]. Pravovaya politika i zhizn'. (4), 107-111. (In Russian).

Sazonova, T.K. (2012) Nerealizovannyy proekt Eletskoy gubernii. 1918-1921 gg. [Unrealized project of Yelets province. 1918-1921]. The Bryansk State University Herald. (2-2), 81-84. (In Russian).

Semenov, A.K. & Polyakova, T.V. (2015) Eletskoe gorodskoe samoupravlenie za 225 let (opyt sotsial'no-politicheskoy istorii rossiyskogo provintsial'nogo goroda) [Yelets city government for 225 years (experience of the socio-political history of a Russian provincial city)]. Elets. 240 p. (In Russian).

Semyannikova, K.R. (2022) Local self-government of Russia in the kotse of the XX century (on the example of Yelets): specifics and features of historical transformation. Problemy sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk. (4 (33)), 124-130. (In Russian).

Shchukin, D.V. (2021) The city council of people's deputies of the city of Yelets in the space of the regional history of the Lipetsk region in the early 1990s. Izvestia Voronezskogo gosudarstvennogo pedagogiceskogo universiteta. (2 (291)), 162-166. Available from: doi:10.1016/10.47438/2309-7078_2021_2_162. (In Russian).

Shchukin, D.V. (2021) The council of people's deputies in the space of social and economic development of the city of Yelets during the period of political reforms in the USSR in 1987-1990. The era of "perestroika". Problemy sotsial'nykh i gumanitarnykh nauk. (2 (27)), 123-128. (In Russian).

Skiperskikh, A.V. (2019) Yelets in a regional cultural space: province or center? Urban Studies and Practices. (3), 71-88. Available from: doi:10.1016/10.17323/usp43201971-88. (In Russian).

Zhukovskaya, N.Y. & Dmitriev, V.K. (2020) Sotsial'nye interesy i ikh rol' v formirovanii deystvuyushchego prava. Sposoby soglasovaniya sotsial'nykh interesov [Social interests and their role in the formation of current law. Ways to coordinate social interests]. In: V zerkale prava - 2020 [In the mirror of law - 2020]. Lipetsk. (1), 12-17. (In Russian).

Информация об авторах Р.С. Марков - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1014438

Е.А. Найденова - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, директор Института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=827364

К.К. Куракина - студент Института истории, права и общественных наук Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия.

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about authors R.S. Markov - Lecturer, Department of State and Legal Disciplines, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1014438

E.A. Naydenova - PhD in Historical Science, Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, Director, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=827364

K.K. Kurakina - Student, Institute of History, Law and Social Sciences, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russia.

Contribution of the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.10.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 31.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.11.2021.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.