Научная статья на тему 'Деятельность городского общественного управления Забайкалья в области здравоохранения в последней трети XIX - начале XX вв'

Деятельность городского общественного управления Забайкалья в области здравоохранения в последней трети XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / CITY / ЗАБАЙКАЛЬЕ / ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / PUBLIC ADMINISTRATION / ГОРОДСКАЯ ДУМА / MUNICIPAL DUMA / ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА / CITY REFORM / ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / CITY REGULATIONS / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTHCARE / ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕТВЕРТЬ XIX ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВВ / LAST QUARTER OF THE XIX CENTURY EARLY XX CENTURY / TRANS-BAIKAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свиридова Наталья Борисовна

Статья посвящена анализу деятельности городского общественного управления в сфере здравоохранения последней трети XIX начала ХХ вв. На основе неопубликованных архивных источников, статистических отчетов автор рассматривает направления развития народного здравия в городах Забайкальской области, где проблема здравоохранения не решалась долгое время. Благодаря введению Городового положения 1870 г. ситуация в городах начала меняться, увеличилось число медицинских учреждений и врачей, постепенно улучшилось качество медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF URBAN PUBLIC ADMINISTRATION OF TRANS-BAIKAL IN THE HEALTHCARE SPHERE IN THE LATE XIX -EARLY XX CENTURIES

This article analyzes the activities of urban public administration in the healthcare sphere in the late XIX -early XX centuries. On the basis of unpublished archival sources and statistical reports, the author examines the areas of public healthcare development in the cities of Trans-Baikal region, where healthcare issue hadn't been resolved for a long time. With the introduction of the City Regulation in 1870 the situation in the cities began to change, the number of medical institutions and physicians increased, the quality of health care improved gradually.

Текст научной работы на тему «Деятельность городского общественного управления Забайкалья в области здравоохранения в последней трети XIX - начале XX вв»

УДК 947.07(571.5) Свиридова Наталья Борисовна

аспирант кафедры всеобщей

и отечественной истории

Бурятского государственного университета

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬЯ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Sviridova Natalia Borisovna PhD student,

World and Russian History Department, Buryat State University

THE ACTIVITIES OF URBAN PUBLIC ADMINISTRATION OF TRANS-BAIKAL IN THE HEALTHCARE SPHERE IN THE LATE XIX -EARLY XX CENTURIES

Аннотация:

Статья посвящена анализу деятельности городского общественного управления в сфере здравоохранения последней трети XIX - начала ХХ вв. На основе неопубликованных архивных источников, статистических отчетов автор рассматривает направления развития народного здравия в городах Забайкальской области, где проблема здравоохранения не решалась долгое время. Благодаря введению Городового положения 1870 г. ситуация в городах начала меняться, увеличилось число медицинских учреждений и врачей, постепенно улучшилось качество медицинской помощи.

Ключевые слова:

город, Забайкалье, органы городского общественного управления, городская дума, городская реформа, Городовое положение, здравоохранение, последняя четверть XIX- первая половина ХХ вв.

Summary:

This article analyzes the activities of urban public administration in the healthcare sphere in the late XIX -early XX centuries. On the basis of unpublished archival sources and statistical reports, the author examines the areas of public healthcare development in the cities of Trans-Baikal region, where healthcare issue hadn t been resolved for a long time. With the introduction of the City Regulation in 1870 the situation in the cities began to change, the number of medical institutions and physicians increased, the quality of health care improved gradually.

Keywords:

city, Trans-Baikal, public administration, municipal duma, city reform, City regulations, healthcare, last quarter of the XIX century - early XX century.

Охрана здоровья граждан является приоритетной социальной задачей для государства. Поэтому изучение опыта организации медицинской помощи в городах Забайкальской области в последней трети XIX - начале ХХ вв. носит весьма актуальный характер и имеет особую значимость для формирования направлений развития в данной области. С момента возникновения городского общественного управления в 1875 г., согласно Городовому положению 1870 г., на него была возложена обязанность наблюдения за санитарным состоянием городов и обеспечением горожан медицинской помощью [1, с. 823].

Вопрос о народном здравии оживленно обсуждался на заседаниях городских дум Забайкальской области. В основном он касался распределения бюджета на нужды медицинских учреждений. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в городах Забайкальской области была достаточно напряженной. Отдаленность региона, нехватка медикаментов, плохие условия, небольшая заработная плата и значительный объем работы медицинского персонала также сыграли свою роль в данной проблеме.

Забайкальская область всегда страдала от недостатка врачей. В последней трети XIX в. организация медицинской помощи в области находилась в крайне скверном состоянии и сосредоточивалась исключительно в городах. В 1876 г. в области осуществляли свою деятельность 29 врачей, то есть на одного врача приходилось 15 620 жителей. К 1878 г. количество врачей сократилось до 21 (то есть один врач на 22 487 человека), также официально числилось 10 повивальных бабок, которые в основном проживали в городах [2, л. 7 об.].

Большинство лечебных заведений принадлежали военному ведомству (полугоспиталь военного ведомства в Чите, 11 военных лазаретов), лишь в Троицкосавске, Верхнеудинске и Нерчинске были устроены гражданские общественные больницы на 35, 40, 20 кроватей соответственно, а в Троицкосавске - еще и лечебница для приходящих больных. Однако медицинские учреждения, как отмечали гласные городских дум, находились в старых зданиях, неприспособленных для больничных нужд, а потому не могли удовлетворять даже элементарным требованиям гигиены [3, л. 26 об.].

К 1880 г. вопрос обеспечения жителей области медицинской помощью по-прежнему стоял остро. Так, врачебный персонал в Забайкальской области составлял всего 20 врачей на

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 17)

489 699 жителей (один врач на 24 485 человек) [4, л. 43 об.]. В Чите с населением 5 795 человек насчитывалось 6 врачей, то есть один врач обслуживал 966 человек. Поэтому следствием численного недостатка врачей, по мнению членов управ, была ограниченность оказания квалифицированной медицинской помощи, которая вынуждала большую часть населения прибегать к помощи и советам знахарей, бурятских лам и фельдшеров. Доказательством этого может служить следующий пример. На одном из очередных заседаний Нерчинской городской думы 1888 г. возник спор о выделении средств на медицинские учреждения, так как по данным управы городское население практически не пользовалось новой больницей, предпочитая лечиться методами традиционной (народной) медицины, и лишь в случае крайней необходимости прибегало к помощи медиков [5, л. 18]. Именно это обстоятельство, то есть обращение за помощью уже в безнадежном состоянии, повышало смертность в городских больницах, которая в отдельные годы составляла 8-9 %.

Медикаментами жителей городов снабжали вольные и казенные аптеки. Если казенная аптека при читинском военном полугоспитале была единственной в области, то вольных аптек числилось три, располагались они в Чите, Верхнеудинске, Троицкосавске. Однако из-за недостатка средств на содержание Читинское городское общество, например, постановило закрыть в городе вольную аптеку, так что к 1880 г. их осталось всего две.

Серьезной проблемой охранения народного здравия была высокая эпидемиологическая опасность, прежде всего из-за низкого санитарного состояния городов. Периодически случались эпидемии кори, скарлатины и брюшного тифа. Так, в 1892 г. в Чите разразилась эпидемия скарлатины. Гласные собирались на экстренные заседания для обсуждения сложной ситуации и поиска выхода из нее. По предложению военного губернатора Забайкалья генерал-майора М.П. Хо-рошхина были разработаны специальные меры по локализации эпидемии. Под руководством и последующим контролем управы город был разделен на санитарные участки, избраны санитарные попечители, а городскому голове И.А. Колешу было поручено пригласить специального врача для борьбы с эпидемией [6, л. 1]. Сложности, возникшие в ходе ликвидации инфекции, оказали влияние на дальнейшие действия властей. Появление первых тифозных больных в апреле этого же года сразу внесло коррективы в повестку заседаний думы. 16 апреля 1892 г. по предложению военного губернатора Забайкальской области от 14 апреля за № 633 в Читинской городской думе рассматривался вопрос об открытии в Чите лечебного заведения для лиц, заболевших заразными формами болезней. К сожалению, создать специальное лечебное учреждение не удалось и противочумная станция для предотвращения заразных заболеваний в Троиц-косавске так и оставалась единственной на все Забайкалье. В период Русско-японской войны в результате концентрации войск в городах области, резкого ухудшения эпидемиологической ситуации в Верхнеудинске в срочном порядке возводились «заразные бараки». В 1909 г. в связи с эпидемиями потребовалось увеличение расходов на борьбу с ними в размере 4 700 руб., на оздоровление населенных мест - 365 руб. [7, с. 114-115].

Стоит отметить, что, несмотря на сельский образ жизни, горожане чаще обращались за медицинской помощью к квалифицированному персоналу. Немаловажен и тот факт, что врачи, работавшие в Забайкалье, вынужденно становились специалистами широкого профиля, четкая специализация появляется только в начале ХХ в.

Постепенно улучшалось качество здравоохранения. К этому времени количество медицинских учреждений начинает расти. В Верхнеудинске была открыта железнодорожная больница с амбулаторией, а Троицкосавск еще занимал первое место в Восточной Сибири по числу медперсонала медицинских учреждений. Там функционировали две аптеки, больница, амбулатория и фельдшерский пункт. Однако квалифицированных кадров все равно было недостаточно. К 1900 г. в Чите свою деятельность осуществляли пять врачей, на остальные города Забайкалья приходилось 17 специалистов, то есть 1-2 врача на город [8, л. 118 об.].

Для улучшения ситуации городские думы в зависимости от экономических показателей пытались увеличивать вложения в здравоохранение, однако это были далеко не первостепенные расходы. Структура их включала: содержание медицинского персонала, снабжение больниц и аптек медикаментами и инструментарием, ремонт зданий и строительство необходимых служб. В среднем на содержание одной больницы требовалось от 4 500 до 6 500 руб. в год в зависимости от неотложных нужд. В начале ХХ в. эта сумма увеличилась до 7000-8000 руб. На санитарную часть (включая медицинскую) в 1910 г. было потрачено 123 765 руб., что составило всего 1,4 %, но в рамках каждого из городов: 17,4 % - в Чите; 11,3 % - в Верхнеудинске; 20,7 % - в Нерчинске; 14,2 % - в Троицкосавске; в городах, не имевших больниц, - 4-5 % [9, с. 95].

По мере роста числа населения увеличивалось и количество обращений в медицинские учреждения, в связи с чем в 1906 г. Читинская городская дума рассматривала вопрос об организации круглосуточного медицинского обслуживания населения и создании службы скорой помощи. Однако и в начале ХХ в. в городах Забайкальской области остро ощущалась нехватка врачей и

лечебных заведений. Одной из причин такого состояния можно считать отсутствие профильных учебных заведений, за исключением фельдшерской и повивальной школ военного ведомства.

По мере приобщения горожан к специализированным медицинским учреждениям возникла необходимость в открытии родильного приюта, о чем в 1910 г. на заседании больничной комиссии заявил городской голова Верхнеудинской городской думы П.Т. Титов. Однако в связи с отсутствием средств его открытие было отложено.

Необходимо отметить, что городское общественное управление решало вопросы бесплатного лечения неимущих, выдачи бесплатных медикаментов нищим и бедным, поиска не оплативших лечение иногородних. В среднем расходы на бесплатную выдачу лекарств в год составляли 3 100 руб.

С началом Первой мировой войны медицинская помощь стала оказываться в недостаточной мере в связи с командированием врачебного персонала на фронт. К 1914 г. на одного врача приходилось в среднем 54 234 человек. Удаленность врачебных пунктов способствовала тому, что часть населения, почти полностью лишенная медицинской помощи, вновь была вынуждена лечиться преимущественно у знахарей или лам [10, л. 12 об. - 13].

Таким образом, благодаря созданию органов городского общественного управления в Забайкальской области здравоохранение получило поддержку и новый стимул развития. Выделяемые из городского бюджета средства способствовали улучшению медицинского обслуживания, открытию новых лечебных учреждений. Однако в связи с недостаточностью квалифицированного медицинского персонала и низкой культурой населения проблема обеспечения горожан медицинской помощью не была решена полностью. Тем не менее постепенно городское население приобщалось к медицинским услугам, содействовавшим повышению качества их жизни.

Ссылки:

1. Городовое положение, высочайше утвержденное 16 июня 1870 г. // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XLV. Отд. 1. СПб., 1874.

2. ГАЗ К (Гос. арх. Забайкал. края). Ф 1. Оп. 1. Д. 6898. Л. 7 об.

3. РГИА (Рос. гос. ист. арх.). Ф. 1284. Оп. 69. Д. 318. Л. 26 об.

4. Там же. Оп. 70. Д. 447. Л. 43 об.

5. ГАЗК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2562. Л. 18.

6. ГАЗК. Ф. 226. Оп. 1. Д. 14. Л. 1.

7. Обзор Забайкальской области за 1909 год. Чита, 1910.

8. РГИА. Ф. 1282. Оп. 3. Д. 542. Л. 118 об.

9. Паликова Т.В. Финансово-хозяйственная деятельность городского самоуправления Забайкалья в последней трети XIX в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : в 3 ч. Тамбов, 2011. № 7 (13). Ч. I. C. 95-102.

10. РГИА. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 41. Л. 12 об. - 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.