своем выступлении и.о. директора Федерального фонда ОМС Д.В.Рей-харт отметил, что программа ДЛО затрагивает интересы широкого слоя населения - 17 027 220 человек (более 12% от общей численности населения Российской Федерации), причем это наименее социально-защищенные слои населения, страдающие хроническими заболеваниями, требующими постоянной лекарственной терапии (рис. 11).
ДЛО обеспечивает статистически подтвержденное повышение качества жизни льготных категорий граждан (снижение тяжести течения заболевания, темпов его возможного прогрессирования, частоты обострений и возникновения осложнений, снижение смертности, повышение доступности качественной лекарственной помощи), способствует снижению «социальной» нагрузки на здравоохранение (снижение уровня госпитализации, количества вызовов неотложной скорой помощи и т.д.). Реализация программы дает
«Мы не имеем механизмов экономического
административного воздействия на врача, остается низкой эффективность так называемого управления полкой в аптеке...».
уникальный опыт управления системой, характеризующейся большим числом участников и разнонаправленностью интересов, с учетом отличного от сметного принципа реализации.
Впечатляют количественные показатели программы ДЛО: 129 млн. выписанных цептов, 8,6 млн. льготников, 256 тыс. вра-
Ч&Швек 70 ООО
60 ООО
50 000
40 000
ДО 000
20 000
10 000
л у «ГУ Л
£ А -о- Ж -Сч \> -о- ч> о -о. *о- -о
/ 1 г Л-
6 V
ООООООООвООООвООООФООООО 00090000 0 000009000 0 00000
Рис. 11. Число обратившихся льготников в различных регионах за период с 01.01.2005 по 31.12.2006
1енеджер
здравоохранения, 2007, №3
т
о ш
чей и фельдшеров, 10 тыс. лечебно-профилактических учреждений, 12 тыс. аптек и аптечных пунктов, 130 фармацевтических компаний, 50% производителей лекарственных средств, работающих на российском рынке, 32 000 автоматизированных рабочих мест.
Программа ДЛО - первая про-
а
сутствие действенных механизмов привлечения к ответственно-
грамма отечественного здравоохранения, реализующаяся не по сметному принципу, а ориентированная на конкретные потребности больного. Вместе с тем ее реализация обнаружила целый ряд системных проблем. Отказ 45% граждан от получения государственной социальной помощи в 2006 году нарушил страховой («солидарный») принцип реализации программы. Стал очевид-
ным дисбаланс ответственности участников программы ДЛО и от-
«Мы отчетливо понимаем, что повышение стоимости лекарственной терапии в ряде случаев является прежде всего формой освоения бюджета. Всегда ли это обоснованно? Не уверен. Наша задача -обеспечение лечения, адекватного финансовым ресурсам».
Рис. 12. Анализ затрат на лечение больных отдельными нозологиями
сти участников ее реализации. Остается низкой эффективность управления формированием товарных запасов программы, отсутствует эффективная система контроля качества лекарственной терапии.
Увеличение доли затрат на лечение ряда патологий составило более 50%. Не может не беспокоить рост стоимости упаковки и увеличение доли дорогостоящих лекарственных препаратов. Настораживает и тенденция сокращения отечественных препаратов, доля которых к концу 2006 года упала до 7%.
ФФОМС провел анализ затрат на обеспечение финансовой устойчивости программы ДЛО при сохранении достигнутого уровня качества лекарственной терапии (рис.12).
В сложившейся ситуации основной задачей реализации программы ДЛО в 2007 году, по мнению Д.В.Рей-харта, является обеспечение ее финансовой устойчивости, для чего необходимо завершить расчеты по программе 2006 г., открыть финансирование программы в 2007 г. и повысить степень участия органов управления здравоохранением, ТФОМС и ФОМС в формировании товарных запасов программы.
енеджер
2007, №3
«По экспертным оценкам, объем некорректных
азначений лекарственных средств в среднем по РФ составляет до 20-25%. Такие счета нами оплачиваться не будут. Мы планируем направлять проверяющие органы для экспертизы обоснованности выписки лекарственных средств».
Завершение расчетов за 2006 г. по программе ДЛО включает проведение ТФОМС целевых проверочных мероприятий по программе ДЛО 2006 г., сбор ФОМС, обработку и анализ первичных персонифицированных данных по реализации программы в 2006 г., выборочные проверочные мероприятия ФОМС, а по итогам проверочных мероприятий - осуществление расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства.
По мнению Д.В.Рейхарта, в бюджет ДЛО на 2007 год (ФЗ №243-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007г.» на финансирование программы ДЛО предусмотрено 34,9 млрд. руб.) уложиться будет непросто. В случае недостаточности указанных средств на реализацию программы ДЛО в 2007 г. ФОМС вправе направлять на указанные нужды средства субсидий на реализацию территориальных программ ОМС в объеме до 41,8 млрд. руб. и средства нормированного страхового запаса в объеме до 6,2 млрд. руб.
Открытие финансирования ДЛО в 2007 г. произойдет после принятия Постановления Правительства, регламентирующего порядок финансирования ДЛО, и утверждения ФОМС сводных заявок на лекарственные средства, согласованных с органами управления здравоохранением, ТФОМС, региональными отдел ниями Росздравнадзора и фармацевтическими ор низациями.
Согласование заявок имеет целью определение прогнозного объема и источников финансирования реализации программы ДЛО, недопущение замещения нее дорогостоящих товарных позиций более дорогостоящими при равной степени эффективности фармакотерапии и повышение доли участия отечественных производителей в программе ДЛО.
На стабилизацию программы ДЛО в 2007 г. будут направлены следующие мероприятия: вовлечение страховых медицинских организаций в проведение медико-экономического контроля, создание эффективных средств анализа и мониторинга реализации программы ДЛО в 2007 г. (со второго квартала начнет действовать автоматизированная информационная система мониторинга программы),обеспечение бесперебойности поставок в ДЛО путем применения штрафных санкций к уполномоченным фармацевтическим компаниям за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных государственными контрактами.
Возможными путями совершенствования программы ДЛО, по мнению руководителя ФФОМС, являютс закрепление страхового «солидарного» принципа, включение в программу новых категорий граждан (бюджетников, региональных льготников и т.д.), предоставление права льготнику выбирать торговое наименование ЛС при фиксации предельной цены возмещени сокращение издержек программы в первую очередь счет торговых надбавок, установление финансовой I ветственности ЛПУ и врача за необоснованное назначение лекарственной терапии.
Д.В.Рейхарт завершил свое выступление констатацией: «ДЛО должно идти к системе лекарственного страхования, а не к монетизации льгот».
/енеджер
здравоохранения, 2007, №3