Научная статья на тему 'Деятельность фабричных инспекторов в России в начале ХХ века'

Деятельность фабричных инспекторов в России в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фабричная инспекция / фабричные инспекторы / контрольно-ревизионная деятельность / посредническая деятельность / factory inspection / factory inspectors / control and auditing activities / mediation activities

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Патракеев А. В.

В статье проводится анализ деятельности фабричных инспекторов в России в начале ХХ века. Цель исследования – изучение истории развития института фабричной инспекции в начале ХХ века. Были рассмотрены основные направления деятельности фабричной инспекции, проблема подчинения предприятий ее надзору и возможности освобождения из-под него, вопрос кадрового состава фабричных инспекторов. В ходе работы установлено: исследователи вопроса деятельности фабричной инспекции в России в начале ХХ века проявляли единодушие в том, что фабричные инспекторы являлись важным звеном в системе охраны труда. Данная статья может быть полезна исследователям вопроса положения рабочих в России в начале ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activity of factory inspectors in Russia at the beginning of the ХХ-th century

The article analyzes the activities of factory inspectors in Russia at the beginning of the twentieth century. The purpose of the study is to study the history of the development of the institute of factory inspection in the early twentieth century. The main areas of activity of the factory inspection, the problem of subordination of enterprises to its supervision and the possibility of release from it, the issue of personnel of factory inspectors were considered. In the course of the work, it was established that researchers on the issue of factory inspection in Russia at the beginning of the twentieth century showed unanimity that factory inspectors were an important link in the labor protection system. This article may be useful to researchers of the situation of workers in Russia at the beginning of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Деятельность фабричных инспекторов в России в начале ХХ века»

Патракеев А.В.

Аспирант, Вологодский государственный университет.

деятельность фабричных инспекторов в России в начале ХХ века*

Аннотация. В статье проводится анализ деятельности фабричных инспекторов в России в начале ХХ века. Цель исследования - изучение истории развития института фабричной инспекции в начале ХХ века. Были рассмотрены основные направления деятельности фабричной инспекции, проблема подчинения предприятий ее надзору и возможности освобождения из-под него, вопрос кадрового состава фабричных инспекторов. В ходе работы установлено: исследователи вопроса деятельности фабричной инспекции в России в начале ХХ века проявляли единодушие в том, что фабричные инспекторы являлись важным звеном в системе охраны труда. Данная статья может быть полезна исследователям вопроса положения рабочих в России в начале ХХ века.

Ключевые слова: фабричная инспекция, фабричные инспекторы, контрольно-ревизионная деятельность, посредническая деятельность.

Patrakeev A.V.

Postgraduate, Vologda State University.

The activity of factory inspectors in Russia at the beginning of the ХХ-th century

Аннотация. The article analyzes the activities of factory inspectors in Russia at the beginning of the twentieth century. The purpose of the study is to study the history of the development of the institute of factory inspection in the early twentieth century. The main areas of activity of the factory inspection, the problem of subordination of enterprises to its supervision and the possibility of release from

© Патракеев А.В., 2024.

it, the issue of personnel of factory inspectors were considered. In the course of the work, it was established that researchers on the issue of factory inspection in Russia at the beginning of the twentieth century showed unanimity that factory inspectors were an important link in the labor protection system. This article may be useful to researchers of the situation of workers in Russia at the beginning of the twentieth century.

Key words: factory inspection, factory inspectors, control and auditing activities, mediation activities.

Отношения между предпринимателем и работником являются специфическими (речь идет об особом товаре - рабочей силе) и их регулированием должны заниматься уполномоченные органы. Таким специальным органом и являлась в свое время фабричная инспекция, полномочия которой основывались на положениях фабричного законодательства. Актуальным является изучение личного состава и организации работы фабричных инспекторов в России в начале ХХ века, поскольку они были важным связующим элементом в системе охраны труда.

Исследователи вопроса деятельности фабричных инспекторов выделяли три ее направления:

- контрольно-ревизионная деятельность;

- посредническая деятельность;

- исполнение многочисленных обязанностей, не имеющих прямого отношения к охране труда.

На проблему организации работы фабричной инспекции одним из первых обратил внимание В.П. Литвинов-Фалинский, фабричный инспектор, с 1905 года руководитель отдела промышленности Министерства торговли и промышленности. Он утверждал, что охрана труда призвана анализировать информацию, предоставляемую фабричными инспекторами, в том числе, о санитарно-гигиеническом состоянии предприятий с целью минимизации потенциальных рисков [1].

Также к этому вопросу обращался А.А. Микулин, фабричный инспектор. Автор, изучив полностью законодательную базу в области деятельности фабричной инспекции, а также проанализировав статистические данные и экстропалируя зарубежный опыт на объективную действительность того времени, пришел к определенным выводам в плане развития вопроса охраны труда. Микулин не рассматривал фабричную инспекцию как совершенно особый орган администрации, в обязанности которого входила исключительно охрана интересов трудящихся [2]. Его понимание проблемы было близко М.Г. Лунцу, публицисту и экономисту. По мнению

Лунца, фабричное законодательство было не результатом мыслительной деятельности правительства об обязанности заботиться о слабых, а результатом протеста рабочих против невыносимых условий труда, результатом давления рабочих на самого законодателя [3].

В «Сборнике статей из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России: К истории фабричной инспекции в России», М.Г. Лунц называл основным направлением деятельности фабричных инспекторов посещение подчиненных заведений с целью ревизии и наблюдения за применением законов. Но отмечал, что с момента издания закона 30 мая 1903 года «О порядке и пределах подчинения фабричной инспекции начальникам губерний и о некоторых изменениях во внутренней организации», формально инспекция еще состояла в ведении Министерства Финансов, а фактически она была поставлена в прямую служебную зависимость от Министерства Внутренних Дел. Инспекторы теперь следили за соблюдением фабричных законов с точки зрения интересов общественного порядка, а не с позиций создания и поддержания нормальных условий труда. Автор обратил внимание, что реализация ревизионной и надзорной функции инспекторов предполагала составление протоколов [4]. Информация о том, насколько редко выполнялись эти требования, представлена в таблице 1 на основании данных исследований М.Г. Лунца [4] и С.И. Каплуна [5].

Таблица 1. Процентное отношение правонарушений, оформленных протоколом к их общему количеству в отдельные годы.

годы Число правонарушений, выявленных фабричными инспекторами Число протоколов Процент правонарушений, оформленных протоколом

1900 18234 922 5, 06

1901 31438 1667 5,3

1902 32638 1714 5,25

1906 14613 750 5,13

1913 13814 557 4

1914 12892 578 4,48

Анализируя показатели можно сделать вывод о наличии определенной закономерности. Часто причиной являлось получение взятки. Подтверждение тому есть в книге Б.И. Шабалина «Фабрика на Обводном». Так, на Петербургском резиновом заводе «Треугольник» статистики смертности не

вели, а количество несчастных случаев за период 1910-1912 годы составило лишь 523. Представитель дирекции Пиккель договорился с фабричным инспектором С.П. Чижовым (за вознаграждение) о том, что регистрироваться будут только тяжелые увечья [6, с. 203].

Одним из основных исследователей изучаемого вопроса был В.Е. Ва-рзар, статистик и экономист. Деятельность фабричной инспекции рассматривал через анализ ее функции посредника между владельцами предприятий и рабочими. Автор выявлял и анализировал причины, по которым не достигались соглашения, и причины получения отказов в признании несчастных случаев, как таковых. Отмечал, что в начале ХХ века процент количества дел, переданных в инспекцию и оставшихся без удовлетворения, постоянно рос. Основным фактором безуспешности посреднической деятельности инспекции определял несогласие владельцев предприятий с наличием у работников самого права на вознаграждение и размером вознаграждения [7].

К вопросу деятельности фабричных инспекторов обращался профессор и политический деятель А.Н. Быков, который также, как и Варзар считал посредническую деятельность фабричных инспекторов основной. Автор являлся специалистом по фабричному законодательству и непосредственно служащим в фабричной инспекции. Акцент он делал на посреднической деятельности по приведению сторон к соглашению и на рассмотрении жалоб. С 1904 по 1911 годы вел статистику дел по несчастным случаям, которые, в том числе, закрывались согласно судебным приговорам или частным соглашениям с предпринимателями [8].

В своем исследовании «История становления фабричной инспекции в Российской империи во второй половине XIX века» О.А. Смоленская отмечает, что среди трех основных направлений деятельности фабричных инспекторов было исполнение многочисленных обязанностей, не имеющих непосредственного отношения к охране труда. После возложения на них обязанностей губернских механиков, постепенно отодвигались на задний план основные задачи, ставя на первый план техническую функцию инспекции. К началу 1906 года перечень обязанностей инспекторов насчитывал более 20-ти пунктов, половина из которых не имела непосредственного отношения к делу урегулирования взаимных отношений или охраны здоровья и жизни фабричных рабочих [9].

Весомый вклад в изучение вопроса деятельности фабричных инспекторов в России в начале XX века внес С.И. Каплун. Несмотря на то, что он был медиком, круг изучаемых им вопросов был достаточно широк. В своем труде «Охрана труда и ее органы», он, в частности, занимался изучением кадрового состава присутствий. В начале XX века основным местным органом фабричного надзора было «Губернское по фабричным и горноза-

водским делам присутствие». В его состав входили: губернатор, вице-губернатор, прокурор, начальник жандармского управления, старший фабричный инспектор и окружной инженер, а также представители от местных фабрикантов и заводчиков. В Главном присутствии (создано в 1899 году) при Министерстве торговли и промышленности состояло 19 чиновников. В их число входили директор Департамента полиции, представители министерств военного, юстиции и земледелия, 7 представителей фабрикантов и двое горнопромышленников. Участковые фабричные инспекторы непосредственно подчинялись старшему фабричному инспектору, имевшемуся по одному на губернию, который координировал всю их деятельность; тот в свою очередь окружному [5].

В 1905 году надзор фабричной инспекции распространялся на 231 участок в 64 губерниях, объединенных в округа [10].

Всего в России было 6 округов, в том числе Петербургский, в него входила С.-Петербургская губерния, местопребыванием фабричного инспектора был Петербург [11].

В дальнейшем количество участков ежегодно незначительно менялось.

Также, предметом исследования С.И. Каплуна был вопрос подчинения предприятий надзору фабричной инспекции и возможности освобождения из-под него. Начиная с 1901 года в России надзору фабричной инспекции подлежали все предприятия и заведения, работающие с механическим двигателем, а из остальных те, где работает не менее 16 человек. В 1904 году эти нормы были значительно повышены (требовалось уже, чтобы число работающих было не менее 20 человек, хотя бы предприятие и имело двигатель). Имелась возможность для ускользания промышленников из-под контроля фабричной инспекции. На предприятия ремесленного типа надзор мог быть распространен только специальным постановлением Губернского фабричного присутствия. В свою очередь, такое постановление могло быть отменено в любой момент Главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием, которое также часто освобождало от надзора фабричной инспекции уже подчиненные ему прежде предприятия под предлогом, что они ремесленного типа, а не фабрично-заводского. В 1901 году вновь подчинены надзору были только 28 заведений с 1.208 рабочими (в среднем с числом рабочих свыше 40), а освобождено 508 заведений с 5.532 рабочими (на каждое в среднем 10—11 человек). В 1906 году были освобождены от надзора 179 заведений, каждое в среднем с 16 рабочими. Всего же за первые 6 лет своего существования Главное присутствие освободило от надзора фабричной инспекции 4.657 предприятий с числом рабочих до 50.000 человек. В результате законы по охране труда не работали, были только на бумаге; у фабричной инспекции отсутствовала возможность их выполнить, даже при желании отдельных ее специалистов [5].

Рост количества заведений, поднадзорных фабричной инспекции, начался с 1908 года. Если в указанном году их число составило 14.801, то в 1914 году зарегистрировано было уже 18.235 предприятий. При этом процент посещения фабричными инспекторами колебался в пределах 80%. Надзор не охватывал все предприятия. Это были, прежде всего, мелкие, на которые у инспекторов физически не хватало времени. Но при этом, в С.-Петербургской, как и в других крупных промышленных губерниях, процент посещаемости был выше общероссийского [10].

В исследуемый период число участковых инспекторов было меньше, чем количество самих участков. Так, например, в 1908 году на 233 участка приходилось 223 инспектора, в 1912 году на 232 участка - 226 инспекторов, в 1914 году на 214 участков приходился 201 инспектор, что составляло 96%, 97% и 94% покрытия, соответственно. Но это не означает, что работа там не велась. Функции надзора брал на себя старший фабричный инспектор [10].

Приведем данные о личном составе фабричных инспекторов в 1905 году. Именно этот год выбран для анализа по причине подчинения надзору к этому моменту фабрично-заводских предприятий практически всей Европейской части России, вследствие чего, в этот период количество фабричных инспекторов было максимальным. Кадровый состав фабричных инспекторов в России в 1905 году представлен в таблице 2.

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод о достаточно высокой квалификации фабричных инспекторов [10].

Особое внимание Каплун уделял институту профессиональных союзов. Считал, что в формировании представления о фабричных инспекторах участники профессиональных союзов сыграли особую роль. По их мнению, фабричная инспекция не защищала охрану труда. Они мотивировали свою позицию тем, что не может быть действительной охраны труда, если в фабричной инспекции не принимают участия фабрично-заводские рабочие. Недоверие усиливалось еще по причине того, что нередко, после посещения предприятия фабричным инспектором, рабочие, которые обращались к нему с жалобой или давали показания об условиях труда, оказывались в жандармерии или увольнялись с работы [5].

В своем исследовании Каплун отмечал, что, начиная с 1909 года на съездах врачей, где выступали промышленники, экономисты и, собственно, врачи, неоднократно поднимался вопрос охраны труда через анализ функционирования фабричной инспекции. Речь шла об увеличении ее кадрового состава, освобождение ее от чиновничьих обязанностей; на нее стремились возложить исключительно роль примирителя. Настаивали на участии в инспекции фабричных рабочих. От государства требовали принятия мер для установления мирных отношений рабочих и предпринимателей, с це-

лью минимизации возможных конфликтов. Немаловажную роль играло мнение самих заводчиков и фабрикантов. Они оценивали ситуацию с чисто экономической точки зрения: чем меньше рабочие болеют и травмируются, тем больше доход у предпринимателей [5].

Таблица 2. Кадровый состав фабричных инспекторов в России в 1905 году.

Кадровый состав фабричных инспекторов Количество, чел. удельный вес, %

Инженеры-техники 186 69,4

Инженеры-механики 32 11,95

Техники 28 10,45

Врачи 5 1,9

Горные инженеры 3 1,1

Военные инженеры 2 0,75

Доктор медицины 1 0,37

Кандидат инженерно-технических наук 1 0,37

Кандидат физико-математического факультета 1 0,37

Кандидат естественных наук 1 0,37

Кандидат математических наук 1 0,37

Инженер-химик 1 0,37

Корабельный инженер 1 0,37

Механик-строитель 1 0,37

Выпускник Михайловской артиллерийской 1 0,37

академии

Ученик инженера-техника 1 0,37

Не установлено 2 0,75

Итого 268 100

Фабричные инспекторы были обязаны требовать с владельцев предприятий своевременного извещения о несчастных случаях, о привлечении к труду женщин и детей, о пожарах и поломках оборудования [11, ст. 49, с. 254] и требовать промышленную статистику [11, ст. 69, с. 265]. Но, одним из самых важных моментов в деятельности инспектора было наблюдение за санитарно-техническим и санитарно-гигиеническом состоянием промышленных заведений. От правильной постановки задачи и верного разрешения этого вопроса зависело очень многое в области охраны труда. Очевидно, что все вредности и опасности промышленного труда и влияние их на здоровье рабочего значительно усиливались при плохом состоянии

или неправильном устройстве того помещения, где производилась повседневная работа [5].

Негативные результаты деятельности фабричных инспекторов, несомненно, влияли на показатели производственного травматизма. И.И. Ше-лымагин в труде «Законодательство о фабрично-заводском труде в России 1900-1917» отмечал, что недостатки в работе фабричной инспекции сказывались на уровне промышленного травматизма, даже при условии замалчивания реальной картины. Анализ статистических данных по травматизму на предприятиях, подконтрольных фабричной инспекции за 1901, 1904, 1907 и 1912 годы, говорит о том, что они были «очень условны». По подсчетам автора, относительный показатель координации (в расчете на тысячу работающих) в 1901 году составил 14,6 несчастных случаев, в 1904 году - 41,9 случаев, в 1907 году - 46,6 случаев, в 1912 году - 45,8 случаев [12].

В мае 1918 года фабричная инспекция перестала существовать как контрольно-надзорный орган, ее место заняла инспекция труда. Функциональные обязанности фабричных инспекторов теперь выполняли инспекторы трудовой инспекции.

Некоторые авторы, труды которых были рассмотрены в данной статье, знали проблему охраны труда, что называется изнутри, поскольку, либо служили фабричными инспекторами, либо являлись специалистами по фабричному законодательству. Не меньший интерес вызвали труды авторов-публицистов. Все исследования объединяет проблема определения роли фабричных инспекторов в сложном механизме взаимоотношений государства в лице фабричной инспекции, владельцев предприятий и рабочих.

Библиографический список:

1. Литвинов-Фалинский В.П. Ответственность предпринимателей за увечья и смерть рабочих по действующим в России законам / В.П. Литвинов-Фалинский - 3-е изд., доп. и испр. - Санкт-Петербург: тип. А.С. Суворина, 1903. 394 стр.

2. Микулин А.А. Фабричная инспекция в России.1882-1906 / А.А. Микулин. - Киев: тип. С.В. Кульженко, Пушкинская улица, дом № 4. 1906. 225 с.

3. Лунц М.Г. Сборник статей из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России: Фабричное законодательство в России / М.Г. Лунц. - Москва: тип. «Печатное дело», 1909. 384 с. С. 1-77.

4. Лунц М.Г. Сборник статей из истории фабричного законодательства, фабричной инспекции и рабочего движения в России: К истории фабричной инспекции в России / М.Г. Лунц. - Москва: тип. «Печатное дело», 1909. 384 с. С. 78-113.

5. Каплун С.И. Охрана труда и ее органы / С.И. Каплун ; Российская Социалистическая Федеративная Советская республика. - 2-е изд. - Москва: Гос. изд-во, 1921 ([1922]). 504, [2] с.

6. Шабалин, Б.И. Фабрика на Обводном / Б.И. Шабалин. - Ленинград: Лениздат, (тип. им. Володарского), 1949. Т. 1. 340 с.

7. Варзар В.Е. Статистические сведения о результатах применения закона 2 июня 1903 года о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев на фабриках и заводах, подчиненных надзору фабричной инспекции за трехлетие 1904-1906 гг. / Е.В. Варзар. - Санкт-Петербург: тип. В.Ф. Киршбаума, 1908. [24], 101 с.

8. Быков А.Н. Промышленный травматизм, его размеры, значение и возможность борьбы с ним / А.Н. Быков. - Санкт-Петербург: тип. П.П. Сойкина, 1913. [2], 76 с.

9. Смоленская О.А. История становления фабричной инспекции в Российской империи во второй половине ХХ века // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. № 4. С. 242-246.

10. Володин А.Ю. История фабричной инспекции в России 1882-1914 г.г. / А.Ю. Володин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 207 с.

11. Устав о промышленном труде / сост. В.В. Громан. - Изд. Юридического книжного склада «Право». -Петербург: Типография Правда, 1915. 439 с.

12. Шелымагин И.И. Законодательство о фабрично-заводском труде в России 1900-1917 / И.И. Шелымагин. - Москва : Государственное издательство юридической литературы, 1952. 320 с.

Reference

1. Litvinov-Falinsky V.P. Responsibility of entrepreneurs for injuries and deaths of workers according to the laws in force in Russia / V.P. Litvinov-Falinsky - 3rd ed., add. and corr. - St. Petersburg: type. A.S. Suvorina, 1903. 394 p.

2. Mikulin A.A. Factory inspection in Russia.1882-1906 / A.A. Mikulin. - Kyiv: type. S.V. Kulzhenko, Pushkinskaya street, house № 4. 1906. 225 p.

3. Lunts M.G. Collection of articles from the history of factory legislation, factory inspection and labor movement in Russia: Factory legislation in Russia / M.G. Luntz. - Moscow: type. "Printing", 1909. 384 p. P. 1-77.

4. Lunts M.G. Collection of articles from the history of factory legislation, factory inspection and labor movement in Russia: On the history of factory inspection in Russia / M.G. Luntz. - Moscow: type. "Printing", 1909. 384 p. P. 78-113.

5. Kaplun S.I. Occupational safety and its authorities / S.I. Kaplun; Russian Socialist Federative Soviet Republic. -2nd ed. - Moscow: State. publishing house, 1921 ([1922]). 504, [2] p.

6. Shabalin, B.I. Factory on Obvodny / B.I. Shabalin. - Leningrad: Lenizdat, (type named after Volodarsky), 1949. Vol. 1. 340 p.

7. Varzar V.E. Statistical information on the results of the application of the law of June 2, 1903 on remuneration for victims of accidents in factories and factories subject to the supervision of the factory inspection for the three-year period 1904-1906. / E.V. Varzar. - St. Petersburg: type. V.F. Kirshbaum, 1908. [24], 101 p.

8. Bykov A.N. Industrial injuries, its size, significance and the possibility of combating it / A.N. Bykov. - St. Petersburg: type. P.P. Soikina, 1913. [2], 76 p.

9. Smolenskaya O.A. History of the formation of factory inspection in the Russian Empire in the second half of the twentieth century // Bulletin of BSTU named after. V.G. Shukhova. 2014. № 4. P. 242-246.

10. Volodin A.Yu. History of factory inspection in Russia 1882-1914. / A.Yu. Volodin. - M.: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN), 2009. 207 p.

11. Charter on industrial labor / comp. V.V. Groman. - Ed. Legal book warehouse "Pravo". - Petersburg: Pravda Printing House, 1915. 439 p.

12. Shelymagin I.I. Legislation on factory labor in Russia 1900-1917 / I.I. Shelymagin. - Moscow: State Publishing House of Legal Literature, 1952. 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.