Научная статья на тему '"на службе фабричной. . . ": трудовые будни фабричного инспектора Симбирской губернии в конце XIX - начале XX в'

"на службе фабричной. . . ": трудовые будни фабричного инспектора Симбирской губернии в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАБРИЧНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ФАБРИЧНО-ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РАБОЧИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / СИМБИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / FACTORY INSPECTION / FACTORY LABOR LEGISLATION / INDUSTRIAL MODERNIZATION / INDUSTRY / WORKERS / ENTREPRENEURS / SIMBIRSK PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макушев Андрей Евгеньевич

Введение. Один из ключевых институтов, влиявших на промышленное развитие России в конце XIX начале XX в., фабричная инспекция. Тесно интегрированная в систему государственного управления она прошла несколько этапов становления и развития. Находясь в центре социальных противоречий в рамках все более обострявшегося «рабочего вопроса», фабричные инспекторы часто подвергались критике, хотя являлись чуть ли не единственными гарантами выполнения фабрично-трудового законодательства. Методы. Для решения поставленных задач были использованы элементы методик социально-институционального и правового анализа, благодаря чему объект исследования рассмотрен в системе общественно-экономических и институционально-правовых связей. Применение модернизационной теории позволило включить процессы социальной трансформации в тренд индустриальной модернизации. Метод микроистории помог рассмотреть деятельность фабричного инспектора в фокусе повседневности. Результаты исследования. На основе изучения архивных и опубликованных источников и имеющейся научной литературы был проведен анализ повседневной служебной деятельности фабричного инспектора Симбирской губернии в начале XX в. На реальных исторических персонажах выявлена специфика выполнения фабричными чинами профессиональных обязанностей, определены ключевые направления и показаны основные проблемы и сложности их деятельности. Обсуждение и заключение. Изучая деятельность фабричных инспекторов Симбирской губернии в начале XX в., можно отметить огромный объем проводимой ими работы даже в провинциальной губернии, не относившейся к числу передовых в промышленном отношении. При разрешении ситуаций, связанных с нарушением фабричного законодательства и сопровождавшихся возникавшими на этой почве трудовыми спорами и конфликтами между рабочими и предпринимателями, от фабричных инспекторов требовались беспристрастность и объективность. Довольно часто фабричные инспекторы были вынуждены вступать в довольно жесткое противостояние с владельцами и администрацией промышленных предприятий. Приведенные данные позволяют утверждать, что фабричные инспекторы старались ответственно и квалифицированно выполнять служебные обязанности. По сути, их профессиональная деятельность была своеобразной формой служения государству, к которому существовало весьма трепетное отношение в России и которое продолжало занимать важное место в системе общественных ценностей. Хотя здесь следует добавить, что служение государству в деятельности фабричных инспекторов дополнилось еще одной важной миссией служением обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“IN THE SERVICE OF FACTORY...”: EVERYDAY WORK OF A FACTORYINSPECTOR OF SIMBIRSK PROVINCE IN THE END XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Introduction. One of the key institutions that influenced on the industrial development of Russia in the late XIX early XX centuries was the factory inspection. Closely integrated into the system of public administration, it went through several stages of its formation and development. Being in the very center of social contradictions within the increasingly aggravated “the workers’ matter”, the factory inspection was often criticized by various political forces, as well as by businessmen and the public. At the same time, factory inspectors were almost the only guarantors of the implementation of factory and labor legislation, defending the legitimate rights of workers and obliging owners and administration of industrial enterprises to fulfill their social obligations. Methods. To solve the tasks of the paper the elements of the methods of socio-institutional and legal analysis were used, which made possible the inclusion of the object of research in a broad system of socio-economic and institutional-legal relations. The application of the modernization theory enabled to include social transformation processes in the trend of industrial modernization. The method of micro-history allowed to consider the activity of a factory inspector in the focus of everyday life. Discussion and conclusion. In general, on the example of the activities of factory inspectors of Simbirsk province in the early XX century it is possible to see the huge amount of work they did, even in the provincial region, which was not among the advanced in the industrial sense. In resolving situations involving the violation of factory legislation and accompanied by labor disputes and conflicts between workers and entrepreneurs arising on this ground, factory inspectors were required impartiality and objectivity. In this case, quite often factory inspectors were forced to enter into a rather tough confrontation with the owners and administration of industrial enterprises. The above data allow us to state with full justification that factory inspectors had tried to perform their duties responsibly and skillfully. In fact, their professional activity was a kind of service to the state, to which there was a very quivering attitude in Russia and which continued to occupy an important place in the system of social values. Although it should be added here that service to the state in the activities of factory inspectors was supplemented by another important mission the service to society.

Текст научной работы на тему «"на службе фабричной. . . ": трудовые будни фабричного инспектора Симбирской губернии в конце XIX - начале XX в»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.043.018.201803.249-273

УДК 94 (47)

А. Е. Макушев

Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (Чебоксары, Россия), e-mail: main@academy21.ru

«НА СЛУЖБЕ ФАБРИЧНОЙ...»: ТРУДОВЫЕ БУДНИ ФАБРИЧНОГО ИНСПЕКТОРА СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Введение. Один из ключевых институтов, влиявших на промышленное развитие России в конце XIX - начале ХХв, - фабричная инспекция. Тесно интегрированная в систему государственного управления она прошла несколько этапов становления и развития. Находясь в центре социальньгх противоречий в рамках все более обострявшегося «рабочего вопроса», фабричньге инспекторы часто подвергались критике, хотя являлись чуть ли не единственными гарантами выполнения фабрично-трудового законодательства. Методы. Для решения поставленных задач были использованы элеменыг методик социально-институционального и правового анализа, благодаря чему объект исследования рассмотрен в системе общественно-экономических и институционально-правовых связей Применение модернизационной теории позволило включить процессы социальной трансформации в тренд индустриальной модернизации Метод микроистории помог рассмотреть деятельность фабричного инспектора в фокусе повседневности Результаты исследования. На основе изучения архивных и опубликованных источников и имеющейся научной литературы был проведен анализ повседневной служебной деятельности фабричного инспектора Симбирской губернии в начале XX в. На реальных исторических персонажах выявлена специфика выполнения фабричными чинами профессиональных обязанностей, определены ключевые направления и показаны основные проблемы и сложности их деятельности Обсуждение и заключение. Изучая деятельность фабричных инспекторов Симбирской губернии в начале XX в., можно отметить огромный объем проводимой ими работы даже в провинциальной губернии, не относившейся к числу передовых в промышленном отношении. При разрешении ситуаций, связанных с нарушением фабричного законодательства и сопровождавшихся возникавшими на этой почве трудовыми спорами и конфликтами между рабочими и предпринимателями, от фабричных инспекторов требовались беспристрастность и объективность. Довольно часто фабричные инспекторы были вынуждены вступать в довольно жесткое противостояние с владельцами и администрацией промышленных предприятий Приведенные данные позволяют утверждать, что фабричные инспекторы старались ответственно и квалифицированно выполнять служебные обязанности По сути, их профессиональная деятельность была своеобразной формой служения государству, к которому существовало весьма трепетное отношение в России и которое продолжало занимать важное место в системе общественных ценностей Хотя здесь следует добавить, что служение государству в деятельности фабричных инспекторов дополнилось еще одной важной миссией - служением обществу.

© Макушев А. Е., 2018

Ключевые слова: фабричная инспекция, фабрично-трудовое законодательство, индустриальная модернизация, промышленность, рабочие, предприниматели, Симбирская губерния.

Для цитирования: Макушев А. Е. «На службе фабричной...»: трудовые будни фабричного инспектора Симбирской губернии в конце XIX - начале XX в. // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - № 3. - С. 249-273. DOI: 10.15507/2078-9823.043.018.201803.249-273

Andrey E. Makushev

Chuvash State Agricultural Academy (Cheboksary, Russia), e-mail: main@academy21.ru

"IN THE SERVICE OF FACTORY...": EVERYDAY WORK OF A FACTORYINSPECTOR OF SIMBIRSK PROVINCE IN THE END XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Introduction. One of the key institutions that influenced on the industrial development of Russia in the late XIX - early XX centuries was the factory inspection. Closely integrated into the system of public administration, it went through several stages of its formation and development. Being in the very center of social contradictions within the increasingly aggravated "the workers' matter", the factory inspection was often criticized by various political forces, as well as by businessmen and the public. At the same time, factory inspectors were almost the only guarantors of the implementation of factory and labor legislation, defending the legitimate rights of workers and obliging owners and administration of industrial enterprises to fulfill their social obligations. Methods. To solve the tasks of the paper the elements of the methods of socio-institutional and legal analysis were used, which made possible the inclusion of the object of research in a broad system of socio-economic and institutional-legal relations. The application of the modernization theory enabled to include social transformation processes in the trend of industrial modernization. The method of micro-history allowed to consider the activity of a factory inspector in the focus of everyday life. Discussion and conclusion. In general, on the example of the activities of factory inspectors of Simbirsk province in the early XX century it is possible to see the huge amount of work they did, even in the provincial region, which was not among the advanced in the industrial sense. In resolving situations involving the violation of factory legislation and accompanied by labor disputes and conflicts between workers and entrepreneurs arising on this ground, factory inspectors were required impartiality and objectivity. In this case, quite often factory inspectors were forced to enter into a rather tough confrontation with the owners and administration of industrial enterprises. The above data allow us to state with fulljustification that factory inspectors had tried to perform their duties responsibly and skillfully. In fact, their professional activity was a kind of service to the state, to which there was a very quivering attitude in Russia and which continued to occupy an important place in the system of social values. Although it should be added here that service to the state in the activities of factory inspectors was supplemented by another important mission - the service to society.

Keywords: factory inspection, factory labor legislation, industrial modernization, industry, workers, entrepreneurs, Simbirsk province.

For citation: Andrey E. Makushev "In The Service of Factory...": Everyday Work of a Factoryinspector of Simbirsk Province in the end XIX - the Beginning of the XX centuries. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(3): 249-273. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.043.018.201803.249-273

1С.Г1 гуманитарии : актуальные проблемы ^

Введение

Одним из ключевых институтов, влиявших на промышленное развитие России в конце XIX - начале XX в., являлась фабричная инспекция. Тесно интегрированная в систему государственного управления она прошла несколько этапов становления и развития. Находясь в самом центре социальных противоречий в рамках все более обострявшегося «рабочего вопроса», фабричная инспекция часто подвергалась критике как со стороны различных политических сил, так и со стороны предпринимателей и общественности. При этом фабричные инспекторы являлись чуть ли не единственными гарантами выполнения фабрично-трудового законодательства, отстаивая законные права рабочих и обязывая владельцев и администрацию промышленных предприятий выполнять социальные обязательства.

Приступая к исследованию темы, надо указать на практически полное отсутствие специальных работ, рассматривавших деятельность фабричной инспекции в рамках не только Симбирской, но и других губерний Среднего Поволжья. Хотя на общероссийском уровне история этого института привлекала внимание ученых, особенно на современном историографическом этапе. В числе наиболее активно работающих в данном направлении исследователей следует отметить А. Ю. Володина, изучающего историю становления и развития фабричной инспекции в России с опорой преимущественно на материалы Центрально-промышленного района [6; 7].

Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы элементы методик социально-институционального и правового анализа, позволившие включить объект исследования в широкую систему обще-

1 Создание этого института было непосредственно связано с изданием 1 июня 1882 г. закона «О малолетних работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Контроль за его исполнением был воз-

ственно-экономических и институционально-правовых связей. Применение модер-низационной теории позволило включить процессы социальной трансформации в тренд индустриальной модернизации. Метод микроистории помог рассмотреть деятельность фабричного инспектора в фокусе повседневности.

Результаты исследования

На базе архивных и опубликованных источников, а также имеющейся научной литературы по теме был проведен анализ повседневной служебной деятельности фабричного инспектора Симбирской губернии в начале XX столетия. На основе реальных исторических персонажей выявлена специфика выполнения фабричными чинами профессиональных обязанностей, определены ключевые направления и показаны основные проблемы и сложности их служебной деятельности. Сделанные в результате изучения повседневной деятельности фабричных инспекторов Симбирской губернии выводы позволяют говорить о наступлении нового этапа трудовых отношений не только применительно к про-мышленно развитым регионам России, но и к средневолжской провинции, не отличавшейся грандиозными успехами в промышленности, но уже охваченной волной индустриальной модернизации [3, с. 8-9]. Его характерной чертой является постепенно утверждавшаяся новая практика разрешения трудовых споров и конфликтов - следование букве закона. Причем успешная реализация этой практики во многом зависела от фабричного инспектора.

Обсуждение

Хотя институт фабричной инспекции в России был учрежден 1 июня 1882 г. , территория Симбирской губернии была включена в систему фабричного надзора в 1897 г.1, после реализации очередного проекта ре-

формирования этого института. 2 июня 1897 г. был издан закон «О распространении на некоторые губернии правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих, а также об издании нового штата фабричной инспекции». Контроль за исполнением фабрично-трудового законодательства осуществляли фабричные инспекции, созданные практически во всех губерниях европейской России2.

Окончательное оформление структура фабричной инспекции получила после издания закона 7 июня 1899 г. «О некоторых изменениях устава о промышленности и об утверждении положения о главном по фабричным и горнозаводским делам присутствии и дополнительных штатов департамента торговли и мануфактур, фабричной инспекции и окружной фабричной инспекции». В соответствии с новыми правилами устройства и функционирования института создавалось Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие, а все губернии и область, в которых учреждалась фабричная инспекция, были разделены на шесть округов. Во главе каждого округа стоял окружной инспектор.

Симбирская губерния входила в Поволжский округ. При этом в соответствии с количеством фабричных участков фабричную службу несли 2 фабричных инспектора. В соответствии с законом от 7 июня 1899 г. в губернии учреждалась должность

старшего фабричного инспектора, обязанности которого выполнял один из участковых инспекторов [9, с. 176-177].

В 1914 г. штат симбирской фабричной инспекции дополнился еще одним инспектором, при этом территория губернии была поделена уже не на два, а на три фабричных участка3.

Вопрос о формировании кадров фабричной инспекции уже поднимался исследователями, которые указывают на весьма высокие требования, предъявляемые к претендентам на эту должность. Как лицам, находившимся на государственной службе, им запрещалось заниматься бизнесом. Исключение делалось только с разрешения министра финансов в тех случаях, если выполнение прямых обязанностей никак не было связано с предпринимательской деятельностью. На них налагалось обязательство не разглашать технико-технологических и коммерческих тайн подведомственных им промышленных предприятий. Им предписывалось в случае необходимости консультировать промышленников в разного рода производственных вопросах, причем на безвозмездной основе [9, с. 174].

Отбор кандидатов на эту должность происходил тщательным образом, а в числе главных требований значились высшее, преимущественно техническое, образование, а также опыт практической деятельности на промышленных предприятиях.

ложен на фабричную инспекцию. Закон вступил в силу лишь через два года после издания - 1 мая 1884 г. Такая отсрочка объяснялась прежде всего трудностями с комплектованием кадров фабричной инспекции. См.: Володин А. Ю. История фабричной инспекции в России 1882-1914 гг. - М., 2009. -С. 3-233.

Распространяя деятельность института фабричной инспекции на всю Европейскую Россию, правительство стремилось тем самым поставить промышленников в равные условия, заставив всех выполнять закон от 2 июня 1897 г «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», а также ранее изданный закон от 3 июня 1886 г «О найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». См.: Микулин А. А. Фабричная инспекция в России. 1882-1906. - Киев, 1906. - С. 14.

Государственный архив Ульяновской области (далее - ГАУО). - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 113. -Л. 69-69 об.

1С.1 гуманитарии : актуальные проблемы ^

Оплата труда фабричных инспекторов варьировалась по должностям, причем в разных губерниях размеры казенного жалованья различались в зависимости от численности промышленных объектов. По данным 1906 г., Симбирская губерния была классифицирована в группу, для которой оклад старшего фабричного инспектора был определен в 2 500 руб., а участкового -в 2 000 руб. [9, с. 176].

Учитывая, что специфика деятельности фабричных инспекторов предполагала посещение промышленных предприятий, а также командировки в губернские, окружные и главное присутствия, предполагалась ежегодная компенсация и такого рода расходов: старшим инспекторам - по 800850 руб., участковым - по 725 руб. На содержание канцелярий старших инспекторов тратилось от 500 до 3 000 руб., участковых - по 260 руб. [9, с. 176].

Общая сумма государственных расходов на содержание фабричной инспекции в России в 1906 г. составляла 1 083 382 руб.4 Причем, чтобы покрыть эту статью расходов в бюджете правительственные круги решили подключить к этому самих фабричных инспекторов, возложив на них обязанность проверки исправности и освидетельствования всех паровых котлов в поднадзорных участках. Собираемые таким образом средства и формировали так называемый фонд оплаты труда фабричных инспекторов.

Кроме казенного жалованья фабричные инспекторы получали дополнительные доходы за проведение разного рода экспертиз и освидетельствований. Например, в

1895 г. фабричный инспектор Симбирской губернии обратился в Симбирское отделение Государственного банка с просьбой выдать ему денежную сумму, причитавшуюся за проведенную оценку четырех суконных фабрик: Старо-Тимошкинской Т. Акчури-на, Румянцевской А. Д. Протопопова, Языковской Ф. С. Степанова и Бодичевской А. И. Алеева. Общая сумма вознаграждения составила 659 руб. 37 коп.5 В том же году была проведена аналогичная оценка крахмального завода и мукомольной мельницы князя С. М. Баратаева, за что инспектору были выплачены 111 руб. 60 коп.6

Следует отметить, что в 1895 г. денежно-финансовые аппетиты симбирских промышленников были чрезвычайно высоки. Кроме указанных владельцев заявки на получение промышленных ссуд из Государственного банка поступили от следующих лиц: действительного статского советника Александра Андреевича Головинского (паровая мукомольная мельница в с. Ишеевка Буинского уезда)7; сенгилеевского купца 2-й гильдии Андрея Ефимовича Крестни-кова (мукомольная мельница, арендуемая у городских властей г. Сенгилей)8. Все они проходили обязательную процедуру оценки, без которой Государственный банк не мог принимать решения о выдаче промышленных ссуд.

Дополнительная оплата фабричному инспектору полагалась также за проведение экспертиз несчастных случаев, когда владелец предприятия отказывался нести ответственность перед рабочими. Например, старшему фабричному инспектору Симбирской губернии И. К. Благовещен-

В эту сумму входили расходы на содержание 10 губернских механиков, должности которых сохранены в регионах, на которые не распространяется надзор инспекции (Сибирь, Закавказье и часть Кавказа). См.: Микулин А. А. Указ. соч. - С. 176. ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 1-2 об. Там же. - Л. 7. Там же. - Л. 6-6 об. Там же. - Л. 11.

Russian Journal of the HuMANITIEs

Vol. 18, No. 3, 2018 253

4

6

/

скому из кассы Симбирского окружного суда в апреле 1904 г. за экспертизу по делу о несчастном случае с рабочим Захаровым были выданы 54 руб. 50 коп., взысканных с Торгового дома «Ф. А. Карпов с сыновья-ми»9.

О том, как распределялось рабочее время фабричных чинов в течение года, свидетельствуют отчеты о деятельности старшего фабричного инспектора Симбирской губернии Ивана Константиновича Благовещенского за 1903 г. и фабричного инспектора 2-го участка той же губернии Ивана Ивановича Курочкина. Они представляют собой рукописный текст, внесенный в специально разработанный Главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием и типографским образом напечатанный бланк-формуляр. При всем структурном разнообразии он, конечно, не мог отразить все нюансы профессиональной деятельности. По мнению современника, имевшего непосредственный опыт деятельности в должности фабричного инспектора, официальные отчеты не могли вместить весь объем выполняемых служебных обязанностей: «...зарегистрировать все случаи обращений рабочих к инспектору, благодаря неопределенности многих заявлений, не представляется никакой возможности. К тому же формы наших отчетов совершенно не предусматривают разбор претензий рабочих по вознаграждению за несчастные случаи» [8, с. 228]. Тем не менее изученные отчеты позволяют очертить круг решаемых вопросов и показать специфику выполнения служебных обязанностей.

Деятельность фабричных инспекторов предполагала высокую степень мобильности в связи с большим количеством служебных поездок разного назначения. Интенсив-

ность и назначение этих командировок мы можем оценить по данным табл. 1, составленной на основе служебных отчетов старшего фабричного инспектора Симбирской губернии И. К. Благовещенского и участкового фабричного инспектора той же губернии И. И. Курочкина за 1903 г. (табл. 1).

Приведенные данные красноречиво свидетельствуют о интенсивности служебной деятельности фабричных чинов Симбирской губернии, совершивших в течение 1903 г. в общей сложности 167 командировок. Наиболее частыми причинами командировок были разного рода вопросы служебного характера (33 %) и осмотр и освидетельствование паровых котлов (23 %). Далее идут пункты «Командировки по назначению суда» (9 %) и «Общее освидетельствование и ревизия» (8 %).

В отчетах присутствует даже раздел, в котором указано расстояние, преодоленное в течение года фабричными инспекторами во время разного рода командировок. У И. К. Благовещенского оно составило 5 424 верст, из которых по железной дороге - 2 542 версты (из них 1 192 версты пришлось на поездку в Нижний Новгород), пароходным сообщением - 1 574 версты, на лошадях - 1 308 верст10.

Еще более длинный путь проделал фабричный инспектор 2-го участка Симбирской губернии И. И. Курочкин. Совершив 87 командировочных выездов, он преодолел расстояние в 8 318 верст, из которых железнодорожным транспортом - 3 790 верст, пароходным - 2 528 верст, лошадьми - 2 000 верст11.

В общей сложности протяженность командировочных маршрутов фабричных инспекторов Симбирской губернии составила 13 742 версты. Предпочтение отдавалось

9 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 310. - Л. I

10 Там же. - Д. 326. - Л. 1 об.

11 Там же. - Д. 327. - Л. 1 об.

ГумАнитАРиИ : актуальные проблемы ^ „„ „„ „„„„

Таблица 1

Интенсивность и назначение командировок фабричных инспекторов

Симбирской губернии в 1903 г.* /

Table 1

Intensity and appointment of business trips of factory inspectors

of Simbirsk province in 1903*

Количество командировок / Numberofbusiness trips

№ п/п Причины командировок / Reasons for business trips Старший фабричный инспектор И. К. Благовещенский / Senior Factory Inspector I. K. Blago-veshchenskiy Фабричный инспектор 2-го участка И. И. Курочкин / Factory inspector of 2 ndsector I. I. Kurochkin Всего / Total

1 Общее наблюдение и ревизия / General supervision and audit 11 3 14

2 Рассмотрение жалоб / Handlingcomplaints 3 2 5

3 Расследование несчастных случаев / Investigation of accidents 4 3 7

4 Забастовки рабочих / Workers' strikes - 1 1

5 Просьбы заведующих или рабочих об улаживании недоразумений / Requests of managers or workers to resolve misunderstandings - 1 1

6 Сбор и проверка статистических сведений / Collection and verification of statistical information - 1 1

7 Осмотр и освидетельствование паровых котлов / Inspection and examination of steam boilers 28 11 39

8 Требования судебных следователей (за исключением расследований несчастных случаев) / The requirements of judicial investigators (with the exception of investigations of accidents) 1 4 5

9 Командировки по назначению суда / Businesstrips by appointment of the court 6 9 15

10 Поручения губернских властей / Instructions of the provincial authorities 10 1 11

11 Участие в совещаниях / Participation in meetings 4 3 7

12 Специальные вызовы и командировки / Special calls and business trips 8 1 9

13 Другие причины служебного характера / Other reasons of service character 5 50 55

Итого / In total 80 87 167

* ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 326. - Л. 1 об.-2.

наиболее удобному железнодорожному транспорту (6 332 версты, или 46 %), далее следует пароходный транспорт (4 102 версты, или 30 %). Если названные способы передвижения использовались в основном для командировок на дальние расстояния, то с помощью конного транспорта осуществлялись повседневные передвижения в пределах ближайшей округи. На данный вид транспорта приходилось 3 308 верст, или 24 % всего преодоленного расстояния.

Как показывают приведенные данные, подавляющее большинство командировок фабричных инспекторов было связано с посещением промышленных предприятий. При этом в наказах фабричным чинам устанавливалось формальное требование посещать каждое из подчиненных надзору фабричной инспекции предприятий не менее 1 раза в год [6, с. 126].

Результатом инспекции 52 промышленных предприятий, проведенных И. К. Благовещенским, стало составление 73 актов о нарушениях фабрично-трудового законодательства. Кроме того, были утверждены или засвидетельствованы 10 правил внутреннего распорядка, 3 табеля взысканий, 32 таксы на товары заводских магазинов, выдававшихся в кредит, 14 правил и форм сверхурочных работ, 6 свидетельств о выдаче пособий из штрафных капиталов12.

Интенсивность служебных разъездов на фабрики и заводы И. И. Курочкина была несколько выше. В 1903 г. им были проинспектированы 77 предприятий, подчиненных надзору фабричной инспекции, и 19 - находившихся вне его. В результате были выявлены 170 нарушений фабрично-трудового законодательства, из которых 159 были записаны в ревизионную книгу, а по

12 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 326. - Л. 1 об. - 2.

13 Там же. - Д. 327. - Л. 1 об. - 2.

14 Там же. - Л. 2 об.; Д. 327. - Л. 2 об.

15 Там же. - Д. 326. - Л. 3; Д. 327. - Л. 3.

256

11 случаям был составлен протокол. К тому же были утверждены или засвидетельствованы 13 правил внутреннего распорядка, 5 табелей взысканий, 178 такс на товары заводских магазинов, выдававшихся рабочим в кредит, 6 правил и форм сверхурочных работ, 2 «расценки сдельных работ и урочных правил», 15 свидетельств о выдаче пособий из штрафных капиталов13.

Кроме того, в течение 1903 г. фабричные чины рассмотрели 32 несчастных случая, которые произошли на фабриках и заводах Симбирской губернии, подчиненных надзору фабричной инспекции. Из них 14 закончились смертью или «тяжким увечьем» пострадавших рабочих14.

Число дел, по которым были инициированы разбирательства, было невелико. Кроме 1 случая, связанного с нарушением правил эксплуатации паровых котлов, фабричными инспекторами были составлены 5 протоколов. При этом 3 из них были направлены на рассмотрение в Симбирское губернское присутствие по фабричным и горнозаводским делам, а 2 переданы в суд15.

Нужно отметить, что большое количество посещений промышленных предприятий не были плановыми с целью проведения инспекционных ревизий. Часто фабричным инспекторам приходилось выезжать для расследования несчастных случаев, выполнения посреднической миссии во время забастовок и рабочих волнений, осуществления технических осмотров разного рода объектов по требованию губернского начальства, сбора и проверки статистических сведений, проведения срочных испытаний паровых котлов. При этом за год одно предприятие он мог посетить несколько раз.

ГумАнитАРиЙ : актуальные проблемы ^ „„ „„ „„„„

Кроме того, в бланке отчетов о деятельности фабричных чинов имеется раздел, в котором указаны служебные разъезды, не входившие в круг их непосредственных обязанностей - «особые поручения, вызовы и командировки». Например, И. К. Благовещенским в 1903 г. было совершено 9 такого рода выездов по распоряжению отдела промышленности Министерства финансов, а также губернских властей, суда и судебного следователя16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом цели командировок были различные. В частности, выбор места и разработка проектов «домов под керосин и нефтяные остатки» по заказу частного лица - Колодезникова. По просьбе губернского управляющего акцизными сборами и по специальному разрешению отдела промышленности производил экспертизу фундамента под дымовые трубы, устанавливавшиеся в казенных винных складах в Симбирске, Алатыре и Сызрани. Дважды старший фабричный инспектор принимал участие в качестве свидетеля на заседаниях суда по взысканию фабричными рабочими с заводоуправления денежной компенсации за работу в праздничные дни. Проводил экспертизу по поводу гибели двух рабочих в 2 кустарных картофелетерочных заведениях, а также 1 рабочего-машиниста в помещичьей экономии князя Баратаева17.

В сферу деятельности И. К. Благовещенского попадали даже вопросы экологии. В частности, по требованию суда ему было дано «особое поручение» - проведение экспертизы степени загрязнения р. Свияги кустарными картофелетерочными заводами в с. Ключищи. Подтопление частных мукомольных мельниц в с. Лаишевка и Ишеев-

16 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 326. - Л. 4.

17 Там же. - Л. 4.

18 Там же.

19 Там же. - Д. 327. - Л. 4.

20 Там же.

ка построенной на Ишеевской суконной фабрике плотиной стало поводом для еще одной командировки18.

В разделе отчета «Особые поручения, вызовы и командировки» И. И. Курочки-на присутствует информация о 15 такого рода командировок: 2 по требованию старшего фабричного инспектора, 9 - по требованию суда и 4 - судебного следователя19. В частности, по поручению старшего фабричного инспектора И. И. Курочкин «.. .засвидетельствовал в волостном правлении копию исполнительного листа», по которому земским начальником наложен арест на всю заработную плату рабочего Галибина суконной фабрики товарищества Акчурина в д. Старо-Тимошкино. Кроме того, совершил поездку в г. Сенгилей для проверки на месте данных прошения городской управы о разорительности для города «.действия новых положений о производстве необязательных сверхурочных работ»20.

Учитывая, что утвержденный Министерством финансов штат фабричной инспекции в Симбирской губернии предполагал двух фабричных инспекторов, старший инспектор И. К. Благовещенский кроме надзора за 1-м участком, который по числу поднадзорных промышленных объектов был несколько меньше, выполнял большой объем административно-служебных обязанностей в качестве главного ответственного за деятельность фабричной инспекции губернии лица. Являясь «непременным» членом Симбирского присутствия по фабричным и горнозаводским делам, он должен был постоянно присутствовать на его заседаниях и контролировать правильность ведения делопроизводственной документации.

Таблица 2

Распределение профессиональных обязанностей фабричного инспектора 2-го участка Симбирской губернии И. И. Курочкина по видам и количеству проводимых в течение года работ (собраны в июне 1904 г.)*/

Table 2

Distribution of professional duties of the factory inspector of 2nd sector of Simbirsk province I. I. Kurochkin, according to the types and number of works produced during the year

(collected in June 1904)

№ п/п Служебная обязанность / Official duty Затрачено времени, часов в год / Spent time hours per year

1 Надзор за применением на фабриках и заводах законоположений, касающихся фабрикантов и рабочих / Supervision of the application in the factories and plants of the regulations concerning manufacturers and workers 1 390

2 Сбор, проверка, предварительная обработка и доставление Министерству финансов подробных материалов для необходимой ему промышленной статистики / Collection, verification, preprocessing and delivery to the Ministry of Finance of detailed materials for then ecessary industrial statistics 106

3 Доставление сведений о всяких заметных явлениях в промышленной жизни / Delivering information aboutanyno tablephenomenain industrial life Не было / Not

4 Наблюдение за сельскими ремесленными мастерскими, учреждаемыми в селениях или при сельскохозяйственных экономиях на основании закона от 10 марта 1897 г. / Observation of rural craft workshops, established in villages or underagri cultural economies on the basis of thelawof March 10, 1897. Не было / Not

5 Наблюдение за техническими и ремесленными учебными мастерскими и курсами, учреждаемыми при фабриках и заводах на основании закона от 18 марта 1902 г. / Observation of technical and artis an training work shops and courses established in factories and factories on the basis of thel aw of March 18, 1902 Не было / Not

6 Наблюдение за безопасностью работ на фабриках и заводах и за безопасностью действия паровых котлов, подлежащих действию правил, издаваемых на основании ст. 70 Устава о промышленности министром финансов / Monitoring the safety of work in factories and plants and the safety of the operation of steam boilers submitted the rules issued on the basis of Art. 70 of the Statute on Industry by the Minister of Finance 1 127

7 Наблюдение за правильным применением сбора с паровых котлов / Monitoring the correct use of the collection from steam boilers 40

8 По таможенным вопросам: содействие при выработке тарифных ставок; выполнение особых обязанностей по льготному пропуску из-за границы тряпья для писчебумажных фабрик, рисовой сечки и шерстяных тканей для фабричного употребления и т. п. / On customs issues: assistance in developing tariff rates; the fulfillment of special duties for the privileged passage from abroad for rags for the paper factories, rice cuttings and woolen fabrics for factory use, etc. 42

9 Производство оценок фабрично-заводских предприятий для надобностей Государственного банка по выдаче промышленных ссуд / Production of estimates of factory enterprises for the needs of the State Bank for issuing industrial loans Не было / Not

1СО Гуманитарии : актуальные проблемы ^

Окончание табл. 2

10 Доставление казенным палатам в целях промыслового обложения необходимых сведений о промышленных заведениях / The delivery of necessary information about industrial establishments to the state chambers, for the purposes of fishing taxation Не было / Not

11 Проверка на месте степени основательности возбуждаемых в Министерстве финансов ходатайств со стороны содержателей промышленных заведений, а также исполнение всяких других отдельных поручений Министерства финансов, требующих непосредственного сношения на месте с промышленными заведениями / On-site inspection of the degree of solidity of petitions initiated by the Ministry of Finance on the part of the owners of industrial establishments, as well as the execution of all other separate assignments of the Ministry of Finance requiring direct communication on the spot with industrial establishments Не было / Not

12 Выдача удостоверений изобретателям о приведении в действие их привилегий в течение установленного законом срока / Issuance of certificates to inventors on the enforcement of their privileges within the period established by law Не было / Not

Итого / In total 2 705

* ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 310. - Л. 4-4 об.

В обязанности старшего фабричного инспектора входили также наблюдение за деятельностью участкового инспектора 2-го участка И. И. Курочкина и регулярные ревизии делопроизводства его канцелярии. За 1903 г. И. К. Благовещенский провел 5 такого рода ревизий21.

Как следует из отчета о деятельности старшего фабричного инспектора И. К. Благовещенского за 1903 г., с 12 по 31 декабря (во время отпуска фабричного инспектора И. И. Курочкина) он осуществлял служебную деятельность и по 2-му участку, а с 17 по 30 марта находился в командировке в Нижнем Новгороде на съезде старших фабричных инспекторов Поволжского округа. Кроме того, в течение года дважды уходил в отпуск: с 1 по 9 января и с 3 по 30 сентября. В личном отчете даже указано время болезни - 1-6 октября22.

Более детально объем служебных обязанностей участкового фабричного инспектора позволяет представить имеющийся в нашем распоряжении секретный формуляр

21 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 326. - Л. 5.

22 Там же. - Л. 1.

от имени старшего фабричного инспектора Симбирской губернии (табл. 2), составленный на основе предписания Отдела промышленности Министерства финансов от 9 июня 1904 г. (№ 9). В нем содержится требование к фабричному инспектору 2-го участка И. И. Курочкину предоставить информацию о количестве служебных часов, затраченных на выполнение должностных обязанностей по видам работ. Всего в формуляре 12 пунктов и по каждому из них фабричный чин должен был отчитаться -выполнялся ли тот или иной вид работ и в каком объеме.

Приведенные данные свидетельствуют о широких обязанностях и интенсивности труда участкового фабричного инспектора. В количественном отношении продолжительность его рабочего времени составлял 2 705 ч, или 113 полных суток. Конечно, достоверность этих данных основана лишь на честности участкового инспектора и проверить их из дополнительных источников не представляется возможным. Однако ос-

нований им не доверять также нет. Что же касается продолжительности рабочего дня фабричного инспектора, то подсчитать ее не представляется возможным, так как она не была постоянной величиной и определялась ситуативно, иногда исходя из экстренной необходимости. В условиях частых командировок на промышленные предприятия, находившиеся в разных уездах губернии, часто внеплановых, нормировать рабочий день не было возможности.

По роду служебной деятельности фабричный инспектор должен был постоянно взаимодействовать с рабочими, выступая в роли защитника их интересов, отстаивая права, предоставлявшиеся фабрично-трудовым законодательством. В «Наказах чинам фабричной инспекции», регулярно издававшихся с 1894 г. Главным присутствием по фабричным и горнозаводским делам, имеется прямое указание на необходимость постоянных контактов с рабочими, фабрикантами и всеми теми, кто нуждался в соответствующих услугах и консультациях. С этой целью не реже 1 раза в неделю назначались приемные дни «.для словесных объяснений с лицами, имеющими в них надобность» [8, с. 228].

Именно во время личного общения фабричного инспектора с рабочими вскрывались факты нарушения фабрич-но-трудового законодательства и злоупотреблений заводовладельцев. Однако далеко не все «обиженные» рабочие шли жаловаться, поэтому таким способом выявлялась лишь незначительная доля всех нарушений фабрично-трудового законодательства. Основная их часть вскрывалась непосредственно на промышленных предприятиях в ходе проведения ревизионных инспекций.

Область служебной деятельности фабричного инспектора была весьма широкой,

предполагая постоянное взаимодействие с разными уровнями и ветвями власти. Наиболее тесно ему приходилось взаимодействовать с губернским правлением. Хотя фабричная инспекция находилась в структуре Министерства финансов (с образованием в 1905 г. Министерства торговли и промышленности она вошла в его состав), губернатор, находившийся в подчинении Министерства внутренних дел, являясь председателем губернского присутствия по фабричным и горнозаводским делам, практически полностью контролировал ее деятельность.

Губернские, уездные и городские власти в случае необходимости обращались за помощью к фабричным инспекторам. Преимущественно это касалось вопросов, связанных с настройкой, эксплуатацией и обслуживанием машин, механизмов и разного рода сложных технических устройств. В частности, городской голова г. Симбирска в апреле 1904 г. обратился с прошением к старшему инспектору Симбирской губернии И. К. Благовещенскому принять участие в проверке работоспособности американского фильтра системы Джуэля, установленного товариществом «Нептун»

для очистки воды, поступавшей в город" 23

ской водопровод23.

Достаточно часто фабричная инспекция взаимодействовала с судебными инстанциями. Выявляемые нарушения фабрично-трудового законодательства и возникавшие вследствие этого споры между рабочими и заводовладельцами, далеко не всегда удавалось завершить мировыми соглашениями. В этих случаях дела завершались судебным разбирательством, на котором он обязательно должен был присутствовать, а представляемое им заключение во многом предопределяло итог.

23 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 310. - Л. 67.

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„ „„ „„„„ ~ й том 18, № 3, 2018

гуманитарной науки и образования ' '

Кроме того, требовалось постоянно находиться в контакте с полицейскими чинами. В частности, составление протоколов по фактам случавшихся на промышленных предприятиях несчастных случаев с рабочими до 1903 г. проводилось и полицейскими и фабричными чинами. После введения в действие закона от 2 июня 1903 г. о вознаграждении потерпевших рабочих эта функция стала полностью прерогативой полиции [8, с. 185-186].

В «Инструкции чинам полиции», изданной Главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием (Собрание узаконений и распоряжений Правительства 6 октября 1900 г., № 115, ст. 2443, п. III), полицейские «...обязаны без замедления сообщать чинам фабричной или горной инспекции и по начальству о всех случаях отклонения в заведениях фабрично-заводской промышленности от внутреннего порядка и благоустройства»24.

Однако далеко не всегда между фабричными и полицейскими чинами наблюдалось взаимопонимание и выстраивались партнерские отношения. Например, в 1903 г. старший фабричный инспектор Симбирской губернии обратился в уездную полицию о ненадлежащем исполнении полицейскими чинами указанного выше пункта «Инструкции.». Он писал, что ему известны многочисленные случаи нарушения правила, установленного Главным по фабричным и горнозаводским делам присутствием. В соответствии с ним все сверхурочные работы на промышленных предприятиях, подчиненных надзору фабричной инспекции, должны были производиться с разрешения фабричной инспекции25. Между тем ни от одного владельца

или заведующего ни поступало прошений на разрешение необязательных сверхурочных работ. При этом от полиции также не поступало не одного сигнала о такого рода нарушениях, хотя старший фабричный инспектор с полной уверенностью утверждал, что они неоднократно происходили. В связи с этим он просил руководство полиции обратить внимание на более ответственное отношение полицейских чинов к выявлению нарушений порядка организации сверхурочных работ на промышленных предприятиях, о чем они должны немедленно сообщать в фабричную инспекцию26.

Порой возникала и другая ситуация, когда проявляемые фабричными инспекторами инициативы вызывали раздражение полиции, а в некоторых случаях это порождало своего рода «конфликт интересов». Наиболее часто это происходило тогда, когда приходилось расследовать и пресекать рабочие волнения и забастовки. В конце XIX - начале XX в. правительство постоянно меняло главную роль в расследовании протестных выступлений рабочих, отдавая ее то в руки полиции, то в руки инспекции. А. К. Клепиков описывает случаи, когда между фабричными инспекторами и полицией порой происходило настоящее соревнование, кто первым прибудет на завод, где происходили волнения и забастовки, и начнет реализовы-вать «миротворческую» миссию. Причем он с гордостью пишет о ситуациях, когда к приезду полиции ему уже удавалось погасить конфликт, не прибегая к радикальным и имевшим тяжелые последствия для рабочих мерам, которыми было чревато вмешательство силовых структур [8, с. 207].

В итоге было принято решение передать вопросы, связанные с нарушениями

24 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 270. - Л. 124.

25 См.: Собрание узаконений и распоряжений Правительства 18 сентября 1903 г. - № 100. - Ст. 1393; Симбирские губернские ведомости. - 1903. - 27 авг. (№ 61) Офиц. часть.

26 ГАУО. - Ф. 195. - Оп.1. - Д. 270. - Л. 124.

порядка на промышленных предприятиях, исключительно в руки полиции. При этом было предписано руководствоваться правилом, разделявшим надзор за порядком на фабриках и заводах на «внутренний» и «внешний». Если внутренний надзор фабрик передавался инспекции, то внешний, особенно, когда недовольства выходят за заводские ворота, находился в бесспорной компетенции полиции [6, с. 67-68].

Круг полномочий фабричного инспектора предполагал регулирование взаимоотношений между рабочими, с одной стороны, владельцами и управлением заводов - с другой. В случае возникновения спорных или конфликтных ситуаций фабричный инспектор, руководствуясь буквой закона, выполнял функции мирового посредника. Например, на рассмотрение И. К. Благовещенскому и И. И. Курочкину в 1903 г. поступили 56 жалоб. При этом в 12 случаях - от заведующих фабрик и заводов, а в 44 - от рабочих. Кроме того, от имени рабочих было 1 обращение с «просьбой о содействии к устранению недоразумений». За исключением 1 жалобы от рабочих, все они были рассмотрены в течение 1903 г. В 39 из 56 случаев рассмотрение жалоб и обращения было проведено в канцелярии фабричных инспекторов. Решения по 1 жалобе от заведующего и 15 жалобам от рабочих были приняты непосредственно на промышленных предприятиях. Любопытно, что в графе «Жалобы на чины фабричной инспекции» и в отчете И. К. Благовещенского, и в отчете И. И. Курочкина стоят прочерки27.

В обязанности фабричных инспекторов входило проведение социального мониторинга на промышленных предприятиях в целях профилактики и пресечения волнений и забастовок. В мемуарах А. К. Клепиков (подписывавший свои произведения псевдонимом С. Гвоздев), служивший в

1894-1908 гг. фабричным инспектором, с удивлением пишет о том, что «.не раз встречал людей, которые думают, что фабричные инспектора существуют только на случай забастовок, что вся их деятельность сводится к тому, чтобы прекращать забастовки» [8, с. 204].

В конце XIX - начале XX в. это было действительно актуально, поэтому правительственные круги старались отслеживать деятельность фабричных чинов в данной области. Доказательством является наличие в формуляре отчета отдельного раздела для отражения их деятельности, связанной со случаями открытой конфронтации рабочих и заводовладельцев на подведомственных промышленных предприятиях. В нем фабричный инспектор излагал все сопутствовавшие этому чрезвычайному событию обстоятельства: название заведения, где происходили забастовки или волнения рабочих, время их начала и окончания, численность участников и т. д.

В исследованных отчетах мы находим такого рода информацию по 2-му участку. Из нее мы узнаем, что в 1903 г. на территории Симбирской губернии зафиксирована 1 забастовка на Тепловской суконной фабрике Х. Ф. Трегулова, в которой участвовали 92 рабочих. Ее начало пришлось на канун Нового года - 31 декабря 1902 г., а окончание - на следующий день после Рождества, 8 января 1903 г. Как следует из материалов отчета И. И. Курочкин в течение 8 дней, т. е. в течение всего времени забастовки, находился на фабрике и принимал непосредственное участие в разрешении конфликта28.

Такого рода деятельность фабричного инспектора была едва ли не самой сложной и ответственной. Ему необходимо было «.сохранить авторитет беспристрастного судьи» и не быть заподозренным в сгово-

27 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 326. - Л. 2 об.; Д. 327. - Л. 2 об.

28 Там же. - Д. 327. - Л. 4.

гуманитарий : актуальные проблемы ^

262 том 18, № 3, 2018

гуманитарной науки и образования ' '

ре с владельцем. В мемуарах фабричного инспектора А. К. Клепикова изложены необходимые, по его мнению, правила поведения во время контактов с забастовщиками: «Инспектор непременно должен давать совершенно точные и определенные ответы на все вопросы рабочих, подтверждая их, где только можно, соответствующими примерами и документальными данными. Для этого от инспектора требуются, кроме безусловного знания дела, быстрая сообразительность, находчивость, самообладание и умение отчетливо и вполне понятно для рабочих излагать свою мысль. Я бы сказал, что объяснение с рабочими во время забастовки есть самый лучший экзамен для инспектора» [8, с. 225].

Важное место в сфере профессиональных обязанностей фабричных инспекторов занимала инженерно-техническая составляющая, выражавшаяся главным образом в контроле за исправностью паровых колов и соблюдении техники безопасности их эксплуатации. Данная должностная обязанность досталась им в наследство от губернских механиков, должность которых была упразднена [1, с. 193-198; 2, с. 52-53]. Фактически, без санкции фабричного инспектора, который должен был провести «освидетельствование», т. е. испытать с помощью специальных технических приспособлений и «заклеймить», ни один паровой котел не должен был вводиться в эксплуатацию. Отдельное внимание обращалось на то, чтобы паровые котлы и разного рода машины, а также все движущие части и механизмы, представлявшие собой угрозу для рабочих, имели специальное ограждение. Ускорение темпов механизации производства и рост энерговооруженности предприятий на новом витке индустриальной модернизации в конце XIX - начале XX в. делали такого

рода деятельность фабричных инспекторов все более актуальной.

Необходимо заметить, что фабричные инспекторы осуществляли функцию надзора за паровыми котлами на всех промышленных предприятиях губернии, не ограничиваясь только теми, которые были подчинены надзору фабричной инспекции. Кроме того, в их поле зрения находились паровые котлы, действовавшие в сельскохозяйственных экономиях и на торфяных разработках, на складах и даже в частных домах и банях. Старший фабричный инспектор Симбирской губернии И. К. Благовещенский и фабричный инспектор 2-го участка И. И. Курочкин в 1903 г. освидетельствовали 130 паровых котлов, из которых 93 стационарных («постоянных»), а 36 - локомобилей. Больше половины из них (79) располагались на фабриках и заводах и все они относились к числу стационарных. Из них только 3 освидетельствованных паровых котла были установлены в промышленных заведениях, не подчиненных фабричному надзору.

Локомобили преобладали в «сельскохозяйственных экономиях», число которых по губернии составило 36. Общее число паровых котлов в помещичьих хозяйствах вместе с паровыми котлами постоянного типа достигло в 1903 г. 38, а их удельный вес составил 29 %.

При освидетельствовании паровых котлов в Симбирской губернии был выявлен лишь 1 случай по статье «нарушение правил о паровых котлах», на основании которого старший фабричный инспектор И. К. Благовещенский составил протокол29.

Техническая часть служебных обязанностей фабричного инспектора некоторыми современниками воспринималась неоднозначно. С одной стороны, становился очевидным рост потребностей в такого рода «услугах», причем не только со сто-

29 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 326. - Л. 3; Д. 327. - Л. 3.

роны промышленников, но и со стороны простых обывателей. В начале XX в. наблюдалось увеличение использования паровых котлов в быту, в частности они устанавливались в жилых домах и банях. Кроме того, довольно активно внедрявшиеся двигатели внутреннего сгорания, а также электродвигатели и динамо-машины были более компактны и просты в использовании, благодаря чему они стремительно завоевывали позиции в промышленной сфере и на транспорте, а также проникали в повседневную жизнь. Все это существенно расширило круг обязанностей фабричной инспекции по технической части, но одновременно делало очевидным недостаток ресурсов для осуществления полноценного надзора за стремительно растущей техногенной средой вследствие, прежде всего, довольно мощного тренда промышленного развития, уходящего корнями в первую половину XIX в. [4, с. 47-49]. Кроме того, разрабатываемые инструкции и регламенты часто попросту не успевали за достижениями научно-технического прогресса, что еще больше затрудняло исполнение фабричными инспекторами технической части своих обязанностей.

В связи с этим в начале XX в. высказывались мнения, предлагавшие «.учредить должность губернского техника, а все второстепенные чисто технические обязанности, равно как испытание сельскохозяйственных локомобилей с чинов инспекции должны быть сняты». Слишком обременительными и выходившими за рамки компетенций фабричной инспекции считались обязанности «.надзора за различными техническими мастерскими и курсами», которые предлагалось передать учебному отделу, имевшему для этого гораздо больше оснований и возможностей [9, с. 188].

В целом, круг обязанностей фабричной инспекции условно можно разделить на несколько частей:

264

1) информационно-статистическая (сбор статистической информации о состоянии промышленности, несчастных случаях, нарушениях фабрично-заводского законодательства и др.);

2) инспекционно-профилактическая (ревизии промышленных заведений, утверждение разного рода документов, регулирующих условия договоров найма рабочих и оплаты труда, надзор за соблюдением техники безопасности при эксплуатации машин и паровых котлов и др.);

3) посредническая (прием и рассмотрение жалоб рабочих, составление заключений по несчастным случаям на производстве, «засвидетельствование» соглашений между рабочими и предпринимателями, примирение рабочих и заводовладельцев при возникновении рабочих волнений и забастовок и др.);

4) карательно-репрессивная (составление протоколов о нарушениях и привлечение виновных к ответственности).

Как видим, служебная деятельность фабричных инспекторов была весьма напряженной, а круг обязанностей весьма широк. Причем вышестоящие инстанции строго следили за тем, насколько добросовестно фабричные чины относились к своему делу. По всем видам выполняемых фабричными инспекторами работ велась строгая отчетность, поэтому существовала необходимость обрабатывать большой объем делопроизводственной документации. Для выполнения такого рода задач при фабричном инспекторе была введена должность делопроизводителя. Учитывая специфику документооборота в ведомстве, далеко не всегда удавалось найти подходящих кандидатов на должность. Для того чтобы оперативно заполнять образовывавшиеся вакансии осуществлялись кадровые ротации, причем не только между губерниями, но и между фабричными округами.

В частности, зимой 1914 г. в распоряжение старшего фабричного инспектора

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ „„ „„ „„„„

Таблица 3

Состав фабричной инспекции Симбирской губернии по участкам, подконтрольная территория и распределение служебных обязанностей в 1914 г.*/

Table 3

The composition of the factory in section of the Simbirsk province by sectors, the controlled

territory and the distribution of official dutiesin 1914*

Фабричный участок / Factory sector Подконтрольная территория и служебные обязанности / Controlled territory and offici al duties Фабричный инспектор / Factory inspector

1-й участок / 1 sector Симбирский уезд (за исключением Тушнинской и Подкуровской волостей). Без обязанностей по надзору за паровыми котлами / Simbirsk district (with the exception of Tushninskaya and Podkurovskaya volosts). No duty to supervise the steam boilers И. К. Благовещенский, местожительство - г. Симбирск / I. K. Blagoveshchenskiy. Place of residence - Simbirsk city

2-й участок / 2 sector Город Сызрань и Сызранский уезд, Сен- гилеевский уезд (за исключением г. Сенгилея с пригородной зоной, а также Карлинской и Поповской волостей), часть Карсунского уезда (Жадовская, Ново-Зиновьевская, Водарацкая и Юрловская волости) / Syzran city and Syzran county, Sengileevsky district (with the exception of Sengilea with the suburban zone, as well as Karlinskaya and Popovskayavolosts), part of the Karsunsky district (Zhadovskaya, Novo-Zinovievskaya, Vodarackaya and Yurlovskaya volosts) Горный инженер Николай Михайлович Скуляри. Местожительство - г. Сызрань / Mining engineer Nikolai Mikhailovich Skulyari. Place of residence - Syzran city

3-й участок / 3 sector Город Симбирск, Тушнинская и Под-куровская волости Симбирского уезда, г. Сенгилей с пригородом, Карлинская и Поповская волости Сенгилеевского уезда, Карсунский уезд (за исключением Жадов-ской, Ново-Зиновьевской, Водарацкой и Юрловской волостей). Надзор за паровыми котлами 1-го участка / Simbirsk city, Tushninskaya and Podkurovskaya volosts of Simbirsk district, Sengiley with the suburbs, Karlinskaya and Popovskaya volosts of Sengileevsky district, Karsunsky district (with the exception of Zhadovskaya, Novo-Zinovievskaya, Vodaratskaya and Yurlovsky volosts). Supervision of steam boilers of 1st sector Кандидат экономических наук 1 разряда Павел Ефимович Ковырков. Местожительство -г. Симбирск / Candidate of Economics, 1st category Pavel Yefimovich Kovyrkov. Place of residence -Simbirsk city

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 113. - Л. 69-69 об.

Симбирской губернии был командирован Грицуто, занимавший до этого аналогичную должность в Виленской губернии. Данная перестановка, по всей видимости, была обусловлена начавшейся Первой мировой войной, так как в источнике указывается на спешку, с которой осуществлялся отъезд, не позволившую взять с собой даже теплую одежду. Кроме того, отмечается о мобилизации на фронт трех сыновей Грицуто (четвертый был оставлен в Полтаве на попечении знакомых).

Старший фабричный инспектор Симбирской губернии обратился в отдел промышленности Министерства торговли и промышленности с прошением выделить Грицуто ежемесячную субсидию ввиду испытываемой его семьей острой нужды. С женой и двумя дочерями ему приходилось ютиться в «третьеклассной гостинице за баснословно дорогую цену», так как все дома или гостиницы в Симбирске были за-няты30.

С ростом промышленного потенциала в начале XX в. интенсивность деятельности фабричных инспекторов неуклонно возрастала. В такой ситуации становилась очевидной потребность в увеличении штата фабричной инспекции, прежде всего на уровне губерний.

Именно на это неоднократно указывал старший фабричный инспектор Симбирской губернии И. К. Благовещенский, обращаясь в Министерство торговли и промышленности. Приняв все приведенные доводы и осознав необходимость пополнения кадрового состава фабричной инспекции Симбирской губернии, министерство предложило И. К. Благовещенскому подготовить соответствующий проект. Осенью 1914 г. он был одобрен Министерством торговли и промышленности, а 3 ноября

того же года уже утвержденный документ был разослан владельцам промышленных предприятий либо их заведующим (управляющим), а также собственникам паровых котлов Симбирской губернии. В соответствии с этим циркуляром вместо двух были учреждены три фабричных участка, число фабричных инспекторов увеличилось в той же пропорции. Состав фабричной инспекции Симбирской губернии по участкам, подконтрольная территория и распределение служебных обязанностей на 1914 г. представлены в табл. 3.

Как видим из табл. 3, реорганизация фабричной инспекции в Симбирской губернии освободила старшего фабричного инспектора от выполнения значительной части обязанностей, связанных с посещением предприятий. Поднадзорная территория 1-го участка включала в себя только Симбирский уезд, за исключением самого города и двух волостей. Кроме того, он был освобожден от необходимости проводить осмотры паровых котлов. Все это позволило старшему фабричному инспектору сосредоточиться на организационно-представительских и контролирующих функциях, дало возможность более эффективно координировать и согласовывать различные направления деятельности.

Вместе с изменением численного состава к 1914 г. обновился кадровый состав фабричной инспекции. Если должность старшего фабричного инспектора сохранилась за И. К. Благовещенским, то И. И. Курочки-на, находившегося на должности фабричного инспектора 2-го участка, мы уже не обнаруживаем. В то же время в штате фабричной инспекции Симбирской губернии появились новые фигуры: горный инженер Николай Михайлович Скуляри и кандидат экономических наук 1-го разряда Павел

30 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 270. - Л. 27.

1/'/' гуманитарий : актуальные проблемы ^

Ефимович Ковырков31. Причины этого нам не известны, источниковых сведений по данному поводу не обнаружено. Хотя можно предположить, что он был отправлен в отставку. В архивных делах фонда старшего фабричного инспектора Симбирской губернии ГАУО обнаружена переписка, в которой И. К. Благовещенский выражал явное недовольство тем, как И. И. Курочкин выполнял свои обязанности. Например, в письме от 24 марта 1910 г. И. К. Благовещенский высказал претензии адрес коллеги по поводу несоблюдения «всех необходимых правил» при организации процедуры освидетельствования пострадавших в результате несчастного случая рабочих. В частности, он отмечал «.крайне неряшливо составленное официальное отношение на имя официального лица, Карсунского уездного врача», которое породило «...совершенно излишнюю, отнимающую время... и при том крайне неприятную переписку»32.

Вполне возможно, И. И. Курочкин добровольно покинул свой пост. Мотивом могло стать состояние его здоровья, учитывая то обстоятельство, что он достаточно долго находился в должности. Служебная деятельность фабричного инспектора происходила в неблагоприятных условиях и была связана с немалыми тяготами и физическими перегрузками.

Довольно красочно их описывает в своих воспоминаниях А. К. Клепиков, ссылаясь на данную главным фабричным инспектором характеристику труда рядового участкового фабричного инспектора: «Подобно солдату фабричный инспектор не может руководствоваться личными своими удобствами при выборе времени года для своих поездок по фабрикам, при выборе погоды, средств передвижения,

31 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 113. - Л. 69-69 об.

32 Там же. - Л. 42-42 об.

путей сообщения, места ночлега, а иногда даже и самого заведения, которое он хотел бы посетить: - все это находится, можно сказать, вне его воли и обусловливается обстоятельствами часто от него не зависящими. Обязанный своевременно представить своему начальству ведомость об осмотренных им в течение месяца заведениях. фабричный инспектор пускается в путь во всякое время года, во всякую погоду, в проливной дождь и метель, в зной и стужу, довольствуется всяким экипажем, какой только попадется на станции железной дороги, на которую он приехал, чтобы потом отправиться на фабрику уже на лошадях и притом иногда по дороге едва проездной, особенно в местах глухих, удаленных от всяких поселений. По целым дням он часто не видит подходящей постели и не ест горячей пищи, довольствуясь взятой из дому, или тою, какую можно достать в первой попавшейся деревне. Утомленный процессом осмотра одной фабрики и до нельзя измученный поездкой по проселочной дороге, или без сна проведенной ночью на станции железной дороги в ожидании утреннего поезда, он, по прибытии вечером на другую фабрику, рискует не найти себе тут подходящего пристанища, особенно для ночлега, чтобы отдохнуть после трудового дня и не редко бывает даже рад, когда, после долгих поисков, особенно в ночное время, найдет себе в крестьянской избе или местном трактире, свободную от жильцов комнату, где бы он мог на время приютиться и отдохнуть с дороги» [8, с. 34-35].

При поступлении на службу от претендентов на должность фабричного инспектора медицинского свидетельства о состоянии здоровья не требовалось, что, по

мнению современников, было бы весьма актуально в силу «.сложной и ответственной деятельности, сопряженной с постоянными разъездами и нередкими переживаниями таких моментов, которые губительно действуют на сколько-нибудь ослабленную нервную систему» [9, с. 175].

Отметим, что характеристика деятельности фабричного инспектора будет неполной, если оставить без внимания морально-нравственный аспект его деятельности. Тем более что в научной литературе эту тему затрагивали чрезвычайно редко, лишая воссоздаваемый образ фабричного инспектора человеческих качеств. За выполнением профессиональных обязанностей фабричного инспектора скрывались переживания живого человека, который не был лишен чувств и эмоций. К сожалению, официальная статистика и делопроизводственные материалы, являющиеся основными источниками для изучения деятельности фабричных инспекторов, в большинстве случаев не позволяют увидеть в них «живых» людей, выявить нравственно-психологические аспекты их деятельности.

В связи со сказанным неоценимое значение имеют источники мемуарного характера, дающие возможность увидеть служебную деятельность фабричных инспекторов сквозь призму их «жизненных историй», позволяя хотя бы частично восполнить имеющийся пробел. К сожалению, фабричные инспекторы изучаемых средне-волжских губерний не запечатлели страницы своей жизнедеятельности в воспоминаниях и автобиографиях и перед нами стоит практически непреодолимая преграда.

Тем не менее, учитывая, что служебная деятельность фабричных инспекторов разных губерний и промышленных округов была практически идентичной и регламентировалась общими для всех нормами и правилами, вполне уместно привлечь имеющиеся в распоряжении историков труды

268

фабричных чинов, осуществлявших деятельность в разных губерниях и округах. В их числе можно назвать произведения И. И. Янжула [10; 11; 12], А. К. Клепикова (Гвоздева) [8], А. Н. Быкова [5], А. А. Ми-кулина [9] и др., в которых в той или иной мере присутствуют личные воспоминания о служебной деятельности в должности фабричного инспектора. Изложенные в них материалы уже использовались при характеристике отдельных аспектов служебной деятельности фабричного инспектора.

Все указанные авторы отмечали огромную психоэмоциональную нагрузку, сопровождавшую повседневную деятельность фабричного инспектора. Причем в некоторых случаях такого рода негативное воздействие заканчивалось весьма плачевно для фабричных чинов. Анализируя промежуточные итоги деятельности фабричной инспекции к 1906 г., А. А. Микулин писал: «.за истекшее время существования инспекции свыше 10 лиц постигла неизлечимая нервная болезнь и несколько окончили жизнь в домах для умалишенных» [9, с. 36].

Необходимо признать, что область деятельности фабричных чинов была чаще всего связана с поведением и ситуациями чрезвычайного характера, выходившими за рамки обычных норм жизнедеятельности участников трудовых отношений. Погружение в так называемый психологический «экстрим» преимущественно негативного свойства для инспекторов не проходило бесследно.

Например, 11 апреля 1915 г. старший фабричный инспектор Симбирской губернии И. К. Благовещенский перенес «апоплексический удар» (инсульт), имевший для него серьезные последствия. Судя по содержанию письма фабричного инспектора 2-го участка Симбирской губернии И. И. Курочкина в отдел промышленности пострадавший практически полностью потерял возможность выполнять служебные

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^ „„ „„ „„„„

обязанности: у него «.отнялся язык и парализована правая сторона тела». После этого случая он был помещен на лечение в Симбирскую губернскую земскую больницу. Информации о результатах лечения И. К. Благовещенского нами не обнаружено. Равно как и о том, вернулся он в дальнейшем к выполнению обязанностей старшего фабричного инспектора или нет33.

О тяготах служебной деятельности И. К. Благовещенского красноречиво свидетельствует ситуация, возникшая во время заседаний Симбирской интендантской приемной комиссии, заседания которой проходили с 30 октября по 5 ноября 1914 г. На них обсуждались вопросы, связанные с приемкой в казну сукна, поставляемого частными производителями. Являясь обязательным участником комиссии И. К. Благовещенский выступал не только в роли главного фабричного чина Симбирской губернии, но и в качестве представителя Министерства торговли и промышленности. Отстаивая государственный интерес ему приходилось в одиночку бороться за принятие тех или иных решений.

В частности, ожесточенные споры вызвал вопрос о размерах скидки на сукно фабрики С. Ш. Бахтеева. Позиция И. К. Благовещенского состояла в желании сохранить действовавшую скидку в размере 25 коп. за каждый поставленный в казну аршин сукна (отталкиваясь от уже установленной Министерством торговли и промышленности цены). Свою позицию он обосновывал тем, что поставленная продукция вновь не соответствовала необходимым техническим требованиям.

Решительно против такого решения высказался представитель Симбирского биржевого комитета В. А. Стрелков, вступив в

острую полемику с И. К. Благовещенским. Размер скидки он считал необоснованно высоким, поскольку, хотя в продукции вновь выявились недостатки, ее качество все-таки выросло. В доказательство он приводит такие цифры: если по прошлым поставкам башлычного сукна с фабрики Бахтеева партия содержала «.куски с недочетом разрыва по утку до 12 фунтов», то во вновь поставленной продукции этот показатель снизился до 2 фунтов. Все это, по мнению В. А. Стрелкова, позволяло предоставить фабрике более выгодные условия поставки, снизив скидку до 10 коп. При этом предложенную И. К. Благовещенским скидку в 25 коп. он окрестил весьма красочным эпитетом: «Это будет озорство»34.

Не ожидая такого поворота и глубоко возмущенный резким поведением представителя Симбирского биржевого комитета, И. К. Благовещенский оказался в расстроенных чувствах. Посчитав сказанное личным оскорблением, он буквально выкрикнул фразу: «Я не озорник». После этого он громко стукнул кулаком по столу и попросил председателя комиссии сделать В. А. Стрелкову замечание. Возникшая вследствие данного инцидента полемика была связана с попытками погасить конфликт и убедить И. К. Благовещенского в том, что сказанные слова не были адресованы лично ему, и их никак нельзя считать оскорблени-ем35.

После того как страсти улеглись, было проведено голосование, которое оказалось не в пользу фабричного инспектора. Шестеро из семи членов интендантской комиссии, участвовавших в заседании, высказались за установление скидки в 10 коп., и лишь один из них голосовал за скидку в

33 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 270. - Л. 44.

34 Там же. - Л. 21-21 об.

35 Там же.

25 коп. (логично предложить, что это был сам И. К. Благовещенский)36.

Данная ситуация является убедительным доказательством того, с каким рвением фабричные инспекторы относились к профессиональным обязанностям. По сути, попытки воспрепятствовать реализации государственного интереса И. К. Благовещенский воспринял как личную обиду, весьма эмоционально отстаивая свою позицию. Причем делал это так, как будто бы он преследовал корыстные цели и стремился получить материальную выгоду.

Следует отметить то, что в повседневной служебной практике фабричным инспекторам приходилось вступать в жесткую конфронтацию с промышленниками, буквально принуждая их выполнять требования фабрично-трудового законодательства. В связи с этим не совсем убедительно выглядит точка зрения, свойственная отечественной историографии, следуя которой фабричный инспекторат рассматривался чуть ли не как защитник интересов предпринимателей, ограждая их от чрезмерно активных действий рабочих в борьбе за улучшение своего положения. В действительности наблюдается несколько иная картина

Например, фабричный инспектор А. К. Клепиков пишет, что в ходе служебной деятельности ему часто приходилось испытывать не самые положительные эмоции от действия или бездействия работодателей: «Иногда во время приема вы испытываете чувство возмущения на безжалостность, черствость фабрикантов и их заведующих» [8, с. 236].

Не было чуждо фабричным инспекторам и чувство сострадания рабочим. Как пишет все тот же А. К. Клепиков, большая часть обращений рабочих вызывала

«...чувство боли от сознания невозможности во многих случаях помочь рабочему в его безвыходном положении. Больше всего это приходится испытывать, когда за помощью к вам обращаются инвалиды, лишившиеся способности к труду после долгой работы на фабрике» [8, с. 236].

В тоже время он находит и немногие позитивные стороны служебной деятельности, связанные с получаемым удовлетворением от результатов реальной помощи рабочим: «.расследование жалоб рабочих и вообще посредническая деятельность инспектора по самому существу своему способна доставить наибольшее удовлетворение сравнительно с другими сторонами инспекторской работы. По крайней мере результат этой деятельности бывает виден воочию, он непосредственно осязаем. Как никак, а все же нам часто удается защитить права отдельного рабочего, охранить его интересы, помочь ему достичь желаемого» [8, с. 235].

Следует отметить, что властные структуры осознавали всю важность духовно-нравственной составляющей деятельности фабричных инспекторов. В обращении министра финансов к чинам фабричной инспекции при издании наказа 1894 г. в связи с этим было сказано следующее: «Чем труднее и сложнее обязанности, тем большее значение имеет нравственный авторитет должностного лица, приобретение такого авторитета должно быть главною заботою фабричных инспекторов, с первых же шагов, их деятельности. При нравственном авторитете разумный совет фабричного инспектора, его толковые указания сделают больше, нежели применение кары за нарушение закона» [9, с. 198].

Заключение

В целом, пример деятельности фабричных инспекторов Симбирской губернии в начале XX в. демонстрирует огромный

36 ГАУО. - Ф. 195. - Оп. 1. - Д. 270. - Л. 21-21 об.

гуманитарий : актуальные проблемы

объем проводимой ими работы, даже в провинциальной губернии, не относившейся к числу передовых в промышленном отношении. По мнению современника, лично испытавшего все тяготы фабричной службы, «ни в одной стране мира, где существует инспекция, на нее не возложено столько разнообразных по своему характеру обязанностей, что ставит нашу инспекцию совершенно в исключительное положение, которое не может не отражаться на степени исполнения инспекторами своих главнейших обязанностей по надзору за взаимными отношениями, особенно если принять во внимание обширность территории как губернии, так и участков и сравнительно небольшой штат инспекторов» [9, с. 187].

При разрешении ситуаций, связанных с нарушением фабричного законодательства и сопровождавшихся возникавшими на этой почве трудовыми спорами и конфликтами между рабочими и предпринимателями, от фабричных инспекторов требовались беспристрастность и объективность. Они должны были примирять стороны трудового спора или конфликта, соблюдая букву закона. При этом довольно часто фабричные инспекторы были вынуждены всту-

пать в довольно жесткое противостояние с владельцами и администрацией промышленных предприятий. Последние довольно часто не соглашались с выносимыми решениями и не спешили их выполнять, что отражено в многочисленных жалобах заводовладельцев на действия фабричных инспекторов.

Приведенные выше данные позволяют с полным основанием утверждать, что фабричные инспекторы старались ответственно и квалифицированно выполнять служебные обязанности. Изученные документы по деятельности фабричных инспекторов Симбирской губернии не содержат практически никаких свидетельств о коррупции или злоупотреблении служебным положением с их стороны.

По сути, профессиональная деятельность фабричных инспекторов была своеобразной формой служения государству, к которому существовало весьма трепетное отношение в России и которое продолжало занимать важное место в системе общественных ценностей. Хотя здесь следует добавить, что служение государству в деятельности фабричных инспекторов дополнилось еще одной важной миссией - общественным служением.

Библиографический список

1. Арсентьев В. М. Институт губернских механиков как инструмент технической модернизации российской промышленности в 1840-50-х гг. // Урал индустриальный : Бакунинские чтения : материалы Десятой юбил. всерос. науч. конф. : в 2 т. - Екатеринбург : УМЦ-УПИ, 2011. - Т. 1. - С. 193-198.

2. Арсентьев В. М. Социальные аспекты организации промышленного производства провинциальной России в первой половине XIX в. (по материалам Среднего Поволжья). -Саранск : Изд. центр ИнСтИтут, 2009. - 368 с.

3. Арсентьев В. М. Трансформация производственно-отраслевой структуры промышленности России в первой половине XIX века (на примере Среднего Поволжья) // Экономическая история. - 2012. - № 3 (18). - С. 6-15.

4. Арсентьев Н. М., Арсентьев В. М., Дубодел А. М. Замосковный горный округ в отечественной историографии // Металлургическая промышленность России XVIII - XX веков / РАН. Отделение историко-филологических наук. Научный совет РАН по проблемам российской и мировой экономической истории. - Екатеринбург ; Саранск, 2007. - С. 47-62.

5. Быков А. Н. (павлов Ф. п.) За 10 лет практики. - М. : С. Дороватский и А. Чарушников, 1901. - 175 с.

6. Володин А. Ю. История фабричной инспекции в России 1882-1914 гг. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 207 с.

7. Володин А. Ю. Труды и дни фабричного инспектора в России // Экономическая история. Обозрение / под ред. Л. И. Бородкина. - М. : Изд-во МГУ, 2007. - Вып. 13 - С. 9-33.

8. Клепиков А. К. (Гвоздев С.). Записки фабричного инспектора (из наблюдения и практики в период 1894-1908 гг.). - М. : С. Дороватовский и А. Чарушников, 1911. - [4], 263 с.

9. Микулин А. А. Фабричная инспекция в России. 1882-1906. - Киев, 1906. - VIII, 225 с.

10. Янжул И. И. Воспоминания И. И. Янжула о пережитом и виденном в 1864-1909 гг. : [в 2 вып.]. - СПб. : Электро-тип. Н. Я. Стойковой, 1910. - Вып. 1. - 191 с.

11. Янжул И. И. Воспоминания И. И. Янжула о пережитом и виденном в 1864-1909 гг. : [в 2 вып.]. - СПб. : Электро-тип. Н. Я. Стойковой, 1911. - Вып. 2. - [6], 189 с.

12. Янжул И. И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. Материалы для истории русского рабочего вопроса и фабричного законодательства. - СПб. : Брокгауз-Эфрон, 1907. - 229 с.

References

1. Arsentyev V. М. Institute of Provincial Mechanics as a Tool of Technical Modernization of Russian Industry in the 1840s and 50s. Urals Industrial: Bakunin Readings: materials of the Tenth Anniversary All-Russian Scientific Conference: in 2 vol. Ekaterinburg, 2011; 1: 193-198. (In Russ.)

2. Arsentyev V. М. Social Aspects of the Organization of Industrial Production of Provincial Russia in the First Half of the XIX Century (on the Materials of the Middle Volga Region). Saransk, 2009, 368 p. (In Russ.)

3. Arsentyev V. M. Transformation of Industrial and Industrial Structure of Russian Industry in the First Half of the XIX Century (on the Example of the Middle Volga Region). Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2012; 3 (18): 6-15. (In Russ.)

4. Arsentyev N. M., Arsentyev V. M., Dubodel A. M. Zamoskovny Mountainous District in the Russian Historiography. Metallurgical industry of Russia of the XVIII - XX centuries. Ekaterinburg; Saransk; 2007: 47-62. (In Russ.)

5. Bykov А. N. (Pavlov F. P.). For 10 Years of Practice. Moscow, 1901, 175 p. (In Russ.)

6. Volodin A. Yu. History of Factory Inspection in Russia 1882 - 1914. Moscow, 2009, 207 p. (In Russ.)

7. Volodin A. Yu. Works and Days of the Factory Inspector in Russia. Ekonomicheskaya istoriya. Obozrenie = Economic History. Review. Moscow, 2007; 13: 9-33. (In Russ.)

8. KlepikovA. K. (Gvozdev S.). Notes Factory Inspector (From Observation and Practice in the Period 1894-1908). Moscow, 1911, 263 p. (In Russ.)

9. Mikulin A. A. Factory Inspection in Russia. 1882-1906. Kiev, 1906, VIII, 225 p. (In Russ.)

10. Yangzhul1.1. Memories of I. I. Janzhula about the Experience and Seen in 1864-1909: [in 2 vol.]. Saint Petersburg, 1910, 1, 191 p. (In Russ.)

11. Yangzhul 1.1. Memories of I. I. Janzhula about the Experience and Seen in 1864-1909: [in 2 vol.]. Saint Petersburg, 1911, 2, 189 p. (In Russ.)

12. Yangzhul I. I. From the Memories and Correspondence of the Factory Inspector of the First Draft. Materials for the History of the Russian Workers' Issue and Factory Legislation. Saint Petersburg, 1907, 229 p. (In Russ.)

Поступила в редакцию 13 февраля 2018 г.

Сведения об авторе

Макушев Андрей Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, ректор Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. Область научных интересов: экономическая история России, процессы раннеиндустриальной модернизации, рабочая история,

1'7'7 ГумАнитАРий : актуальные проблемы

история бизнеса России и Среднего Поволжья в конце XIX - начале XX в. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9987-2893 Тел.: 8 (8352) 62-23-34 E-mail: main@academy21.ru

Submitted 13.04.2018

About the author

Andrey E. Makushev - Candidate of Economics, Associate Professor, Rector, Chuvash State Agricultural Academy. Research interests: the processes of early industrial modernization, working history, business history of Russia and the Middle Volga region in the late XIX - early XX centuries. The author of more than 100 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0001-9987-2893 Tel .: 8 (8352) 62-23-34 E-mail: main@academy21.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.