Научная статья на тему 'Деятельность евангельских христиан - баптистов в Пензенской области. 1950 - 1980 - е гг'

Деятельность евангельских христиан - баптистов в Пензенской области. 1950 - 1980 - е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
104
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
USSR / EVANGELICAL CHRISTIANS-BAPTISTS / PENZA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королев Алексей Александрович, Артемова Светлана Федоровна

В статье раскрываются социально-демографические характеристики пензенских евангельских христиан-баптистов, исследуется их религиозная практика, раскрываются основные направления советской государственно-религиозной политики в отношении ЕХБ на региональном уровне в Пензенской области в 1950-1980-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Королев Алексей Александрович, Артемова Светлана Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность евангельских христиан - баптистов в Пензенской области. 1950 - 1980 - е гг»

УДК 796.011

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Королев Алексей Александрович, доктор исторических наук, доцент, Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Артемова Светлана Федоровна, кандидат исторических наук, кафедра истории и философии Пензенского государственного университета архитектуры и строительства

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН - БАПТИСТОВ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. 1950 - 1980 - Е ГГ.

Аннотация: В статье раскрываются социально-демографические характеристики пензенских евангельских христиан-баптистов, исследуется их религиозная практика, раскрываются основные направления советской государственно-религиозной политики в отношении ЕХБ на региональном уровне - в Пензенской области в 1950-1980-х гг.

Ключевые слова: СССР, евангельские христиане-баптисты, Пензенская область.

Summary: In article socially-demographic characteristics of the Penza evangelical Christians-Baptists reveal, their religious practice are investigated, the basic directions of the Soviet state-religious policy concerning ECB at regional level - in the Penza region in 1950-1980.

Key words: USSR, evangelical Christians-Baptists, Penza region.

В СССР исследование конфессиональной практики евангельских христиан-баптистов традиционно шло в контексте изучения «сектантства». В 1949-1950 гг. со стороны Советом по делам религиозных культов ВСЕХБ настойчиво предлагалось придерживаться «направления на замыкание отправления культа молитвенными зданиями, где верующие должны исполнять

свои религиозные обряды, за исключением только таких неотложных церковных треб, как т.н. духовное напутствие умирающего» [1, л. 168, 170171.]. Помимо этого, Совет значительно ограничил разъезды пресвитеров, фактически приостановил издание журнала «Братский вестник».

На местах в средствах информации с конца 1950-х гг. регулярно стали появляться публикации, раскрывавшие «действительную реакционную сущность учения баптизма», пропагандировавшуюся через проповедь. Так, В. С. Степанов писал о пензенских верующих: «Проповедники евангельских христиан-баптистов Северин, Ипполитов, Суханов и другие формально не запрещают верующим ходить в кино и театр, читать газеты и художественную литературу. Однако все их «воспитание» приводило к тому, что сектанты отрывались от жизни общества и начинали каждый свой поступок расценивать с точки зрения «завоевания царствия божия». Т. Г. Кузнецов открыто говорил: «Что вы ищите зерно в навозной куче, когда перед вами целая житница». При этом он показывал на библию. «А что даст вам театр, кино? - спрашивал он. -Ведь сказано же в священных книгах: «Не любите мира, ни того, что в мире» [1]. В 1960 г. областное книжное издательство выпустило сборник статей В. С. Степанова «Черная паутина» [3], в которой «автор убедительно показывает нежизненность, противоречивость религиозного учения. Особое внимание он уделял его моральной стороне. Такой подход обоснован тем, что в последние годы церковники и сектанты на все лады рекламировали свои моральные догмы, как незаменимое лекарство от всех грехов «развращенного человечества» [4].

Конечно, по сравнению с 1920-1930-ми гг. волна антирелигиозной агрессии стала более спокойной, тем не менее, по телевидению активно транслировали фильмы антисектантской направленности: «Апостолы без масок» (1959 г.), «Тучи над Борском» (1960 г.), «Правда о сектантах-пятидесятниках» (1960 г.), «Это тревожит всех» (1960 г.), «Под сенью креста» (1962 г.), «Черная процессия» (1963 г.), «Бездна» (1964 г.) и т.д.

Несмотря на высокие морально-нравственные требования, предъявлявшиеся к евангельским христианам-баптистам, верующие являлись обыкновенными людьми со своими пороками и изъянами. Так, в 1960 г. в местном издании «Пензенская правда» была обнародована информация о верующем В. В. Викторове, злоупотреблявшим алкоголем; хористке Е. Г. Колязиной, осужденной за государственное преступление; проповеднике В. И. Рыженине, приобретшем на средства верующих особняк; верующих А. П. Лукьяновой, М. Е. Шорниковой, А. В. Мурысиной, осужденных за спекуляцию. Особо «отличился» в данном контексте пресвитер пачелмской общины В. В. Волохин, который отправился с миссионерской миссией сначала в Казахстан на целину, затем в Ярославскую область, где собрал на покупку молитвенного дома 10000 рублей, но «думка была другая - купить домик, погрузить его на платформу и отправить на имя дочери, живущей в Пензе». По замечанию автора, «родная дочь все-таки ближе, чем «братья» и «сестры» по общине. Замысел осуществить не удалось» [2].

В начале 1960-х гг. среди евангельских христиан-баптистов произошел раскол [3]. Сторонников СЦЕХБ однозначно расценивали как «наиболее реакционную часть в среде сектантов евангельских христиан-баптистов»: «Инициативники» открыто выступают против советских законов, ограничивающих деятельность религиозных организаций определенными рамками» [6, л. 209]. Пензенский уполномоченный Совета провел совещание соответственными представителями областных административных органов, органам милиции поручено было «усилить надзор за недопущением сборищ баптистов-раскольников для моления по частным домам» [7, л. 32]. Как результат - за предоставление своей квартиры для таких молений был вторично подвергнут штрафу в размере 25 рублей Алимов.

В 1966 г. сотрудниками управления КГБ по Пензенской области, местной милиции и прокуратуры совместно с уполномоченным Совета по делам религий был выработан совместный «План мероприятий по пресечению

антиобщественной деятельности сектантов «ЕХБ»-раскольников в городе Пензе и области», который предусматривал следующие действия:

«1. выявить и учесть всех лиц, причастных к баптистам-раскольникам, организаторов нелегальных сборищ, а также лиц, представлявших для этих целей свои квартиры;

2. постоянно интересоваться поведением сектантов, разъяснять им содержание ст. 142 УК РСФСР и Указа Президиума Верховного Совета от 18 марта 1966 г. «Об административной ответственности за нарушение законодательства о культах»;

3. провести инструктивное совещание с оперативно-начальствующим составом милиции Пензы по вопросу усиления контроля за выполнением законодательства о культах;

4. выявлять лиц из числа баптистов-раскольников, вынашивающих намерение организовать массовые выступления и выезды в другие города, в частности, в город Москву. Через оперативные группы милиции принимать меры по предотвращению таких действий;

5. решить вопрос об ответственности руководителей и активных участников раскольнической баптистской группы, проживающих в Пензе;

6. Потребовать от горрайпрокуроров усиления надзора за строгим исполнением законодательства о культах;

7. В случае, если после предупреждения, сектанты-раскольники не прекратят свою антиобщественную деятельность, на руководителей групп и лиц, предоставляющих свои квартиры для сборищ, оформить материалы для привлечения их к ответственности в соответствии с действующим законодательством;

8. принимать меры по выявлению странствующих проповедников «оргкомитета» раскольников и выдворению их из пределов области» [6, л. 3-5].

В июле 1966 г. пензенские евангельские христиане-баптисты провели собрания по выборам представителей на межобластные собрания для выборов делегатов на съезд ВСЕХБ. На собрания приглашались все верующие, вне

зависимости от их поддержки ВСЕХБ или СЦЕХБ. К. Г. Ужаровская была приглашена на собрание пресвитером М. Ф. Сухановым, но участи не приняла. От верующих Пензенской области на собрание в Куйбышев выехали 4 представителя - Е. Н. Борзенков, Г. И. Елисеев, М. Ф. Суханов, Е. Ф. Фомичев. Делегатами на съезд от региона были избраны пресвитер М. Ф. Суханов и председатель исполоргана пензенской общины В. С. Северин. Как доложил в Совет местный уполномоченный, «оба они пользуются нашим доверием и их участие на съезде не вызывает с нашей стороны каких-либо возражений» [7, л. 156-157].

В августе 1967 г. исполнялось 100 лет со дня «возникновения баптизма в России», в связи с чем ВСЕХБ принял решение о проведении 19-20 августа специальных молитвенных собраний. С пензенскими пресвитерами была проведена соответствующая работа, «чтобы празднование юбилея не выходило за рамки законности и не приняло нежелательных ... форм (массовых сборищ под открытым небом, манифестаций и т.д.)» [8, л. 141]. Исключалось приглашение на юбилейные молитвенные собрания каких-либо делегаций и гостей из других населенных пунктов, поездки церковных хоров и оркестров. Председатель Совета по делам религий В. А. Куроедов обращал внимание, «что особую бдительность необходимо проявить по отношению к сторонникам т.н. «совета церквей ехб», которые могут в это время пойти на организацию всякого рода провокаций» [9, л. 141-142].

Из религиозных праздников пензенские евангельские христиане -баптисты особо широко отмечали День единства в память объединения в один союз братства евангельских христиан и баптистов [10]. Обычно празднование проходило следующим образом: «Радостным и благословенным был для пензенской церкви День единства, который верующие отмечали 27 октября 1968 г. Собравшиеся отмечали 24 годовщину объединения в нашей стране трех христианских течений в один союз. Выступавшие братья указывали на большое значение сохранения единства среди христиан. Брат И. И. Лаврентьев ... и говорил о необходимости пребывания верующих в духовном Иерусалиме -

Церкви Христовой. Другой брат сказал проповедь о единстве христиан друг с другом и с Господом. Он объяснил, что означает слово «единство», и привел несколько примеров - прообразов духовного единства. Хор также пел гимны о единстве, о желании Христа, чтобы все верующие были едины» [11]. Кроме Дня единства пензенские евангельские христиане-баптисты праздновали День хлебопреломления, Пасху, Рождество, Крещение, Троицу, Духов день, праздник жатвы [12].

С конца 1960-х гг. была разрешена регистрация баптистских общин при условии «безоговорочного признания и соблюдения ими советского законодательства о религиозных культах и других законов государства» [13, с. 308]. Из «отколовшихся» евангельских христиан-баптистов группа Я.М. Федяшина не воспользовалась данной возможностью.

Лидера «раскольников» Я. М. Федяшина часто посещал руководитель сумской общины сторонников СЦЕХБ миссионер А. И. Белов, который помогал организовывать собрания, способствовал активизации работы по вовлечению в общину новых членов. А. И. Белов на встречах с верующими П. П. Афониной, В. В. Викторовым, М. С. Зайцевой, Е. А. Мироновой, Е. А. Феоктистовой и другими «инструктировал их, как вести себя с представителями органов милиции и местными властями, призывал усилить работу по расширению группы за счет вовлечения в нее новых верующих, особенно из числа молодежи». На одном из собраний он призывал верующих «не признавать советских законов, жить по законам «святой церкви», а тем, кто им мешает, пожелать скорее стать «небесными жителями» [14].

Религиозная «политически вредная» литература СЦЕХБ, «Братский вестник», «Вестник истины» имели широкое хождение в Пензенском регионе среди «раскольников». В 1969-1970-х гг. органами государственной безопасности Пензенской области был выявлен канал доставки в Пензу участникам группы баптистов-«раскольников» «политически вредной» религиозной литературы, нелегально издаваемой СЦЕХБ. При аресте в конце 1970 г. руководителя данной группы Я. М. Федяшина более 20 брошюр такой

литературы было изъято и использовано в качестве вещественных доказательств его антиобщественной деятельности. Я. М. Федяшин, арестованный в 1970 г., был осужден на три года за «антиобщественную деятельность» в 1971 г. по ст. 142 УК РСФСР за нарушение законодательства о религиозных культах [15, л. 53].

12 января 1979 г. в Пензе состоялась областная научно-практическая конференция «Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания». Материалы конференции были изданы Приволжским книжным издательством. Как следствие, 20 сентября 1979 г. бюро обкома КПСС обсудило вопрос о работе Кузнецкой городской партийной организации по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию работающей молодежи, обратив внимание на необходимость постоянно совершенствовать стиль и методы идеологической, в том числе и атеистической работы с молодежью [16, л. 113-123]. 25 ноября 1980 г. бюро обкома КПСС рассмотрело вопрос об улучшении работы школы, семьи и общественности по коммунистическому воспитанию детей.

Несмотря на очевидные успехи, бюро обкома КПСС обсудив в 1980 г. деятельность средств массовой информации в области, указало, что содержание отдельных газет, радиопередач не всегда «отличается глубиной анализа, продолжают появляться серые, пестрящие цифрами материалы, за которыми не видно живого человека» [17, л. 32-35]. В связи с этим, редакция журнала «Политическая агитация» начала публиковать материалы на атеистические темы в более доступном и привлекательном виде. Появились рубрики «В помощь атеисту», «Ответ верующему» [18]. На страницах издания регулярно печатали высказывания известных людей (Д. Дидро, И. Гете, В. Гюго, М. Твена, А. М. Горького, И. С. Тургенева, А. И. Герцена и т.д.) о религии. Атеистические публикации в местных средствах массовой информации условно можно разделить на следующие тематические блоки: материалы естественно-научной направленности, рассказывавшие о достижениях науки и техники, объяснявшие явления природы с материалистических подходов;

произведения классиков отечественной и мировой литературы на антицерковную тему (Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. В. Маяковского и т.д.); собственно антирелигиозные теоретические материалы пропагандистов, партийных работников, преподавателей и т.п. о вреде суеверий, природе церковных праздников и т.д.; конкретные публикации - статьи, репортажи, фельетоны, с оскорблениями чувств верующих, нападками на них и т.д.

Итак, советские органы власти пытались тщательно контролировались деятельность религиозных организаций, в том числе и евангельских христиан-баптистов. Регламентация их практики касалась практически всех аспектов жизнедеятельности верующих [19].

Библиографический список:

1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-2038. Оп. 1. Д. 18.

2. Степанов В. Чему учат баптистские проповедники? // Пензенская правда. 1960. 12 апреля. С. 4.

3. Степанов В. С. Черная паутина. Пенза: Пензенское обл. изд-во, 1960. 87 с.

4. Лисавцев Э. Не оборона, а наступление // Пензенская правда. 1960. 2 сентября. С. 2.

5. Королева Л. А., Артемова С. Ф. Раскол евангельских христиан-баптистов СССР (По материалам Пензенского региона) // Вестник ВЭГУ. 2010. № 6. С. 72-75.

6. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 55. Д. 10.

7. ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 21.

8. ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 19.

9. ГАПО. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 20.

10. Королева Л. А., Артемова С. Ф. Евангельские христиане-баптисты в СССР. 1940-1980 гг. (На примере Пензенской области) // Известия Алтайского

государственного университета. Серия «История. Политология».2010. № 4/3 (68/3). С. 109-117.

11. Братский Вестник. 1969. № 1. С. 78.

12. Королева Л. А., Королев А. А., Артемова С. Ф., Гринцов Д. М. Евангельские христиане-баптисты и государство в СССР во второй половине 1940 - 1950-х гг. (по материалам Пензенской области) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 4. С. 187-195.

13. Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1917-1967). СПб.: Библия для всех, 2001. 425 с.

14. Кислов А. В тенетах раскола // Пензенская правда. 1984. 13 июля. С.

3.

15. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 793.

16. ГАПО. Ф. 148. Оп. 12. Д. 50.

17. ГАПО. Ф. 37. Оп. 22. Д. 3.

18. Политическая агитация. 1982. № 8, 12, 13, 14, 15.

19. Королева Л. А., Артемова С. Ф. Советская партийно-государственная политика в отношении евангельских христиан-баптистов в 1940-1950 гг. (По материалам Пензенской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2010. № 4. С. 44-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.