ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 271.2-726.1(571.51/.52)"1914/1918":351.76.1
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ЕНИСЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ ПО ИСКОРЕНЕНИЮ ПЬЯНСТВА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЕПАРХИАЛЬНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)
Артамонова Надежда Яковлевна,
доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Статья посвящена борьбе православного духовенства с пьянством и алкоголизмом прихожан Енисейской губернии во время Первой мировой войны. Разностороннюю деятельность по искоренению этого порока проводили общества трезвости. Духовно-нравственное воздействие на население губернии оказывали средства церковной периодической печати. Значительный вклад в отрезвление как взрослых, так и подростков внесли отдельные священнослужители Енисейской епархии.
Ключевые слова: Владимир Кузьмин, духовенство, прихожане, Енисейская епархия, Первая мировая война, Общество трезвости, пьянство, Енисейские епархиальные ведомости.
ACTIVITIES OF THE CLERGY OF THE YENISEI DIOCESE TO ERADICATE DRUNKENNESS
DURING THE FIRST WORLD WAR (BASED ON MATERIALS OF THE DIOCESAN PERIODICAL PRESS)
Artamonova Nadezhda Yakovlevna,
D. in History, Professor, Professor of the History Department Katanov Khakass State University (Abakan)
The article is devoted to the struggle of the Orthodox clergy against drunkenness and alcoholism of parishioners of the Yenisei province during the First World War. Temperance societies carried out various activities to eradicate this vice. The spiritual and moral influence on the population of the province was exerted by the means of church periodicals. Individual clergy of the Yenisei diocese made a significant contribution to the sobering up of both adults and adolescents.
Key words: Vladimir Kuzmin, clergy, parishioners, Yenisei diocese, the First World War, Temperance Society, drunkenness, Yenisei Diocesan Gazette.
Русская православная церковь (далее -РПЦ) имеет огромный исторический опыт по защите своих прихожан, попавших в сложные жизненные ситуации. Особенно активно ее забота проявлялась в условиях народных бедствий, природных катастроф, вооруженных конфликтов, социально-экономических кризисов. Ярким примером этого является участие православного духовенства в борьбе против пьянства и алкоголизма населения уездов Енисейской губернии в годы Первой мировой войны. В современный период данная тема все
чаще становится объектом изучения сибирских исследователей. К проблеме борьбы против пьянства и алкоголизма в период Первой мировой войны в Сибири, в том числе в Енисейской губернии, обращались А. С. Шилина [1], В. М. Белошапкин (в соавт. с А. А. Терсковой) [2], А. А. Терскова [3]. К вопросу о роли самогоноварения и отношению к этому производству властей Сибири в период Первой мировой войны обратились Д. М. Шиловский (в соавт. с М. В. Шиловским) [4].
С началом Первой мировой войны, которая началась 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 г., временно были введены ограничения на продажу казенного спирта. 22 августа император Николай II запретил продажу вина, спирта и водочных изделий до окончания войны. В правительственной, церковной и общественной борьбе с алкоголизмом в течение всего военного периода преобладали меры запретительного характера. Правительство закрыло казенные лавки, запретило частную торговлю алкогольными напитками, преследовало частное производство водки, ввело усиленный надзор за уличным пьянством. Священники, миссионеры-проповедники убеждали людей не пить вина, разъясняли им гибельность «для души и тела пьянства», устраивали общества трезвости. Общественная борьба выражалась в ходатайствах о прекращении навсегда торговли вином, в издании журнальных и газетных статей о вреде пьянства и алкоголизма, в распространении противоалкогольных брошюр и листков.
Несмотря на начавшуюся войну и связанные с нею трудности и проблемы, население некоторых регионов страны, в том числе Сибири, встретили данное правительственное мероприятие неодобрительно. Это привело к разгрому винных лавок и погребов, прямым столкновениям мобилизованных с властями.
Некоторые средства массовой информации писали о том, что «введение трезвости преждевременно» и поэтому «заранее обречено на неудачу» [5, с. 18]. Прежде, якобы, надо «улучшить материальное положение народа, ввести новые формы общественной жизни, а затем трезвость наступит (будто бы) сама собой» [5, с. 18]. Духовенство Енисейской епархии решительно высказалось за активную антиалкогольную борьбу в своих благочиниях и приходах. Никон, Епископ Енисейский и Красноярский, выступив 8 сентября 1914 г. перед жителями Енисейской губернии в Кафедральном соборе, назвал две главные обя-
занности каждого жителя губернии: «помогать всеми мерами и силами» раненым воинам и семьям призванных в действующую армию, «сознательно и решительно, тоже всеми мерами и силами» бороться с пьянством и водкой. Он призвал прихожан открывать Попечительства о воинах и их семьях, общества трезвости, в которые привлекать не только мужчин, но и женщин [6, с. 8]. Духовенство Енисейской епархии рассматривало разные методы и способы борьбы с таким пороком как пьянство и алкоголизм.
В начальный период войны традиционными мерами духовенства по борьбе с пьянством были увещевания и убеждения прихожан о вреде алкоголя; пожелании улучшения постановки богослужения, проповеди, церковно-хоровое пение, крестные ходы, противоалкогольные беседы, постановка религиозно-нравственных спектаклей и народных чтений, волшебных фонарей, волшебных картин и литературы, участием школьных и любительских хоров.
Священник Салбинской Михаило-Архангельской церкви Минусинского уезда Михаил Щербаков в Енисейских епархиальных ведомостях (далее - ЕЕВ) поделился своими впечатлениями о результатах борьбы с пьянством среди прихожан своего прихода. По его мнению, проповеди с церковной кафедры о вреде пьянства, статьи религиозно-нравственного содержания, сопровождавшиеся пением молитв и церковных песнопений, приговоры народных сходов о закрытии общественных винных лавок, беседы священника с сельской молодежью мало действуют на местное население, особенно на тех, кто злоупотреблял алкоголем [7, с. 34-35].
Священник села Назимовское Енисейского уезда Николай Пикановский с тревогой писал о том, что в селе имелись т. н. «спиртоносы», которые покупали водку большими партиями и тайно провозили ее на прииски. Самым большим злом, считал священник, было то, что
вином снабжались инородцы-остяки. Обычно к ним приезжали купцы для торговли и привозили с собой водку. Пьяных инородцев обирали дочиста. Пила вся семья: женщины, дети, подростки [8, с. 21]. Инородцы развращались не только физически, но и духовно. По мнению св.1 Н. Пикановского, спаивание инородцев могло бы совсем прекратиться, если бы винные лавки были закрыты повсеместно [8, с. 23].
Священники-миссионеры предпринимали поездки в разные места Енисейской губернии с целью привлечения к делу трезвости и содействия борьбе с растущим пьянством кооперативные силы. Например, миссионер-проповедник трезвости св. Григорий Климов-ский посетил, по его словам, «наиболее зараженное» место Енисейской губернии, с. Уяр-ское Канского уезда [9, с. 15]. В рапорте Прео-священнейшему Никону, Епископу Енисейскому и Красноярскому, он сообщил о собрании кредитных Товариществ Канского уезда (около 50 чел.), где он представил сравнительную картину пьяной и трезвой России и указал на последствия, которыми грозит возрождающееся пьянство [9, с. 15]. Помимо наставлений сельскому населению и обсуждения доклада и тезисов собрание Кредитного общества утвердило следующие меры по борьбе с пьянством: 1) личный пример трезвости всех членов товариществ; 2) замеченных в пьянстве не принимать в члены Кредитных товариществ; 3) замеченным (уже состоящим членами) в потреблении вина или продажи вина закрывать кредиты и исключать из членов Товарищества; 4) вести широкую пропаганду трезвости и склонять своих односельчан ходатайствовать о закрытии винных и пивных лавок и ренсковых погребов; 5) безотлагательно озаботиться устройством библиотек-читален, устройством спектаклей; 6) устраивать чтения и беседы и просить в этом деле содействия лиц местной интеллигенции и особенно священни-
ков и учителей; 7) завести районный кинематограф, для чего просить помощи у губернских организаций к образованию бюро по снабжению сельских кинематографов лентами, преимущественно научного, военного и литературного характера [9, с. 16-17]; 8) содействие образованию кружков и комиссий культурно-просветительного характера и озаботиться тем, чтобы ссудно-операционные дни Правлений Кредитных товариществ производились по возможности в будничные дни, для освобождения и членов Правления и кредитных помещений в воскресные и праздничные дни исключительно для устройства культурно-просветительных занятий и разумных развлечений; 9) образование фонда на культурно-просветительные цели при каждом товариществе путем отчисления не менее 5% чистой прибыли каждого товарищества; 10) материальная помощь при организации уличных игр для молодежи и детей (мяч, футбол и пр.) [9, с. 17]. Епископ Никон поддержал подобное начинание: «С усладой читал этот рапорт. Дай Бог, чтобы все объединились на борьбе с пьянством...» [9, с. 19].
На этом же собрании Г. Климовский обратился с просьбой к епископу Никону, чтобы в Енисейских епархиальных ведомостях для широкого ознакомления с мерами борьбы с пьянством открыть особый отдел в виде листка-приложения под наименованием «Листок» или «Хроника трезвости» [9, с. 18-19]. И такой раздел был вскоре открыт. С № 13/14 (1915 г.) стали регулярно печататься материалы в разделе «Странички трезвости», где священники делились опытом борьбы с пьянством, предлагали свои способы отрезвления прихожан и т.д. В отделе ЕЕВ «Хроника трезвости» сообщалось о прошедших и планируемых мероприятиях по вопросу борьбы с пьянством. Тогда же в г. Красноярске было открыто «Красноярское Общество Трезвости», цель которого заключалась в «устроении противоалкогольно-
Св. - священник
го делания в самом г. Красноярске», а также» «открытии отделений по губернии [10, с. 86].
Одним из мероприятий по борьбе с пьянством была анкета, которая включала вопросы о влиянии запрещения вина в хозяйственном, бытовом, семейном и общественном, в религиозно-моральном и культурно-просветительном отношениях за год с 16 июля 1914 по 16 июля 1915 г. Анкета должна была показать объективную картину влияния принудительной трезвости на жизнь населения и по результатам этого опроса судить о том, какие меры предпринять в борьбе с пьянством, как помочь населению с оздоровлением своей духовной жизни. Все анкетные опросы затем направлялись к о.1 благочинному, который, сгруппировав все листы с благочиния, направлял их проповеднику трезвости для окончательной сводки и систематизации материала [11, с. 38-39].
17 октября 1915 г. в г. Красноярск прибыл Действительный статский советник, старший ревизор Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей Д. Л. Воронов, которому было поручено обследовать положение борьбы с пьянством в 17 губерниях Российской империи. Он встретился с проповедником трезвости св. Г. Климовским, который поделился своими впечатлениями от личных бесед с населением и результатами анкетирования о влиянии запрещения продажи вина после 16 июля. Ревизор также ознакомился с противоалкогольным музеем, литературой для устройства народных домов и разумных развлечений и проч. [12, с. 34].
Миссионер-инструктор трезвости священник В. Мокеев для борьбы с пьянством предлагал обратиться к так называемому Народному дому, который, по его мнению, является лучшим средством «соприкосновения сельского малограмотного населения с интеллигенцией и культурой» [13, с. 36]. Именно в Народном доме, считал он, должны быть объединены все местные культурные учреждения как
1о. - отец
культурно-просветительного характера (библиотеки, читальни, курсы, школы для взрослых, музеи, книжные склады), так и различные сельские общественные организации кооперативного характера (сельскохозяйственные, кредитные, потребительские и др. организации) [13, с. 36].
Религиозно-нравственные и противоалкогольные мероприятия проводились успешно некоторое время в Минусинском уезде благодаря образованным там обществам трезвости. С началом войны у населения уезда появился вкус к частным собраниям религиозного характера с чтением и пением духовных стихов, к массовым религиозным торжествам и паломничеству. Постепенно этот духовный подъём также пошел на убыль [14, с. 13].
Следует отметить, что особенно активно общества трезвости осуществляли свою деятельность в довоенный период, то есть в 19111912 гг. Тогда во многих селениях Енисейской губернии прихожане, и мужчины, и женщины, записывались в общества трезвости. Они довольно строго исполняли уставы этих обществ, то есть не пили сами, не угощали гостей, не курили, не играли в карты, аккуратно платили членские взносы и усердно посещали собрания трезвенников [15, с. 38]. По мнению св. М. Ко-посова, в деревне образовался «весьма симпатичный тип православного трезвенника без тени сектантского лицемерия и нетерпимости» [15, с. 38]. Но со временем деятельность трезвеннических обществ стала ослабевать. Причины были разные. Многим стали казаться стеснительными требования безусловной трезвости, когда нельзя угощать вином гостей, особенно на семейных празднествах, именинах, свадьбах [15, с. 38]. Один из священников писал по этому поводу в ЕЕВ, что «жизнь в деревне стала скучной». По словам священника, «исчезло, правда, искусственное, но все же радостное оживление на деревенских свадьбах и праздниках». Свадебные гости после обеда молча расходились. Крестьянин не знал, что с
собой делать в праздничные дни, поскольку место «хмельной радости» оставалось незанятым. Казенную водку заменили политура, эфир, денатурат, самогонка. Кроме того, заняла свои позиции картежная игра, в некоторых селениях принимавшая, по словам очевидцев, опасный характер [14, с. 10-11]. Однако некоторых успехов в своей антиалкогольной деятельности добился Епархиальный благочинный миссионер-протоиерей Владимир Кузьмин, известный своей многолетней борьбой за трезвость населения. В 1904 г. по окончании Красноярской духовной семинарии Енисейская епархия направила В. Кузьмина священником-миссионером в Аскызскую Петропавловскую церковь [16, с. 655]. Уже в начале своей священнической деятельности в селе Аскыз Минусинского уезда он создал Общество трезвости [17, с. 87]. Многолетняя деятельность «первого сельского общества трезвости» в Енисейской губернии была отражена в его брошюре «Опыт борьбы с великим злом» (1910) [17, с. 86, 87]. Свои мысли, рассуждения по этому вопросу В. Кузьмин раскрывал на страницах журнала «Енисейские епархиальные ведомости». Выступая на Пастырско-миссионерском собрании духовенства Минусинска 12 января 1915 г. он отметил, что «лица, заинтересованные в распространении алкоголизма, мобилизуют все свои силы, чтобы возвратить выгоды своего недавнего положения» [5, с. 18].
В связи с этим В. Кузьмин предложил организовать Уездный комитет по устройству народных чтений в составе Председателя протоиерея Владимира Кузьмина, казначея священника Петра Беляевского, членов-священников Виктора Мокеева, Павла Сухов-ского и Дмитрия Дубровина, а также заведующего складом книг и картин дьякона Сергея Нарышнова [5, с. 18-19]. Для работы Уездного комитета он предлагал приобрести необходимый инвентарь для склада, выписать литературу для народного чтения, разослать ее по бла-
гочиниям уезда. Комитет должен представлять ежегодный Отчет уездным пастырским собраниям, более того, печатать его в ЕЕВ. Данные меры были одобрены Никоном, Епископом Енисейским и Красноярским. «Очень рад! Давно пора. То же необходимо делать и по всем другим городам» [5, с. 19]. Результативно проходили пастырско-миссионерские собрания по инициативе и под руководством Епархиального благочинного миссионера-протоиерея Владимира Кузьмина в Минусинском уезде. Программа собраний состояла из наиболее злободневных вопросов современности, например, как отразилась война на жизни приходов; борьба с хулиганством; деятельность приходских трезвенных организаций; борьба с пьянством через школу.
Надо сказать, что благочинного миссионера-протоиерея В. Кузьмина всегда волновал вопрос о детском алкоголизме. Поэтому, выступая на собраниях местных трезвеннических приходских организаций или пастырско-миссионерских собраниях, он всегда поднимал вопрос о роли школы в борьбе с пьянством» [18, с. 42-46]. На эту тему им был подготовлен проект Союза трезвости, в котором излагались основные требования к членам и нечленам Союза. Основным было требование «не пить спиртных напитков, не угощать ими других, распространять правильные мысли о вине и трезвости и стараться привлечь в Союз других детей» [18, с. 44].
Большую общественную и просветительную работу по борьбе с пьянством проводило Православное братство молитвы и трезвости во имя святых апостолов Петра и Павла в с. Большая Иня Минусинского уезда [см.: 19, с. 218]. В г. Минусинске усилиями этого общества был открыт бесплатный кабинет для чтения в помещении церковно-приходской школы, который работал и в будние, и в праздничные дни [20, с. 35]. Одним из способов борьбы с пьянством были крестные ходы. Например, в г. Канске 20 мая 1916 г. были устроены празд-
ники трезвости, приуроченные к Канскому торжеству проводов из Канска в дер. Ашна-ульскую почитаемой святой иконы Мученицы Параскевы. По приглашению местного священника Иоанна Мухина на праздник прибыло 3 000 чел. [21, с. 31-32].
Торжественно был совершен крестный ход из собора в здание Высшего начального училища, где состоялось собеседование с прибывшим народом. Крестный ход, по свидетельству священника И. Мухина, «был каким-то в этот раз необычным явлением в г. Канске: массовое стечение народа, общее народное пение (деревенское население поет лучше городского), целый лес хоругвей и флажков с различными изречениями вреда пьянства и пользы трезвости - все это свидетельствовало о торжественности данного момента». Во время Крестного хода учащимися местных учебных заведений раздавалась трезвенная литература. О преступности выделки самогонки провели собеседование протоиерей Иннокентий Орфеев, священники Петр Ушаков и Сергей Бельский [21, с. 31-32].
Борьба церкви и священнослужителей с пьянством и алкоголизмом прихожан тормозилась тем, что некоторые крестьяне на основании слухов, считали, что трезвенники - это сектанты. Даже некоторые представители духовенства объявляли присягу трезвенников при вступлении в общество «делом греховным и противным Священному Писанию, и церковным канонам». Один иерей с церковной кафедры убеждал своих прихожан не записываться в «дьявольские общества», а «чужих призывал к себе для снятия присяги» [15, с. 38-39].
Для более эффективной деятельности по организации борьбы с пьянством по распоряжению Епископа Никона Енисейская епархия в 1915 г. была разделена на 2 района. В первый район вошли Красноярский и Канский уезды и правая сторона Енисейского уезда. Проповедником трезвости в этом районе был поставлен
священник Григорий Климовский. Во второй район вошли Минусинский и Ачинский уезды и левая сторона Енисейского уезда. Проповедником трезвости был определен священник Виктор Мокеев, а его помощником - священник Александр Подгайский [12, с. 31]. 22 сентября 1915 г. в г. Ачинске миссионер трезвости, священник Виктор Мокеев провел пастырское собрание, на котором кроме городского и сельского духовенства присутствовали церковные старосты, и чиновники акцизного ведомства. На этом же собрании было принято решение 1) о необходимости открытия по приходам обществ трезвости по Уставу Красноярского Общества трезвости;
2) внушать прихожанам необходимость закрывать винные лавки, пивные ренсковые погреба;
3) внушать прихожанам необходимость усиления борьбы с лицами, занимающимися торговлей «самогонкой» и занимающимися производством таковой включительно до оштрафо-вания означенных лиц в пользу нужд войны и в крайнем случае, побуждения ходатайств об удалении таковых из селений; 4) признать полезным и необходимым совершение по приходам соборовых богослужений; 5) в целях оживления воскресных чтений признать необходимым приобретение волшебных фонарей, где возможно пользоваться граммофоном, привлекать учащихся к этим чтениям для декламации и пения; 6) признать необходимым введение при богослужении, чтениях и собеседовании общенародного пения; 7) признать полезным, где это возможно, открывать библиотеки-читальни; 8) признать полезным для доставления народу здорового эстетического удовольствия, устройство народных увеселений в виде организации литературно-школьных вечеров, спектаклей, пения. С этой целью привлечь, помимо сельской интеллигенции, акцизных чиновников [12, с. 33-34].
Для просветительных антиалкогольных мероприятий требовались вместительные помещения. Более всего этому соответствовали
школьные здания. Но использование школьных зданий создавало массу последующих неприятностей и хлопот. Необходимо было выносить классную мебель на улицу, доставать стулья и скамьи, экстренно строить эстраду. И это все в комнате площадью в 9-10 саженей. При большом скоплении народа гасли лампы от недостатка кислорода. Зрители толкались, бранились. После спектакля в школьном помещении обычно были разбиты стекла, поломана мебель, загрязнены полы. Организаторы подобных устройств, таким образом, быстро охладевали к такого рода мероприятиям. Протоиерей Леонид Смирнов считал, что одними запретительными мерами нельзя искоренить привычку к алкоголю, поскольку «хмельное возбуждение было основой всех народных развлечений» [14, с. 14]. Необходимы меры положительного характера, то есть организация внутренней жизни общества трезвости и разумных народных развлечений. Он предлагал устроить залы для народных развлечений при школьных зданиях, поскольку постройка особых народных домов приведет к огромным расходам. Нужно образовать один центральный и несколько районных складов книг, брошюр, картин и других пособий для рассылки местным деятелям по борьбе с алкоголизмом [14, с. 16]. Кроме того, протоиерей Смирнов предложил для организации обществ трезвости и внешкольных просветительных учреждений для взрослых открыть две должности епархиальных проповедников-инструкторов трезвости с двумя помощниками по устройству чтений и спектаклей и по рассылке противоалкогольных пособий [14, с. 16].
Несмотря на разнообразие методов борьбы с пьянством и алкоголизмом среди населения, дискуссию среди священников вызвал вопрос о создании школьных союзов трезвости. 2 ноября 1915 г. состоялось учительское совещание в г. Канске по вопросу проекта школьных союзов трезвости, на котором присутствовали, кроме священников о. епархиального наблю-
дателя, Председателя Канского отделения, протоиерея Иннокентия Орфеева, о. уездного наблюдателя, свящ. Г. Пальмина, членов Отделения св. Л. Тыжлова и В. Никифорова, св. Николаевской церкви П. Вознесенского и В. Иоакимовского врач П. Виноградов и учащие Канской и близлежащих к Канску церков-но-приходских школ [22, с. 39]. По вопросу о необходимости создания в школах Обществ трезвости врач Виноградов высказался против учреждения таких союзов в деревенских школах. Он считал, что «школа должна быть единой и неделимой в деле воспитания в детях нравственных начал и уроки трезвости в школе должны быть также обязательны для всех, как и другие понятия общественной нравственности» [22, с. 39]. Он считал необходимым такой школьный союз трезвости, когда центр, то есть Правление, находится в городе, а школы деревни вступают в союз, как отдельные единицы, и обязанности членов исполняют руководящие силы школы, то есть законоучители и учащие». И все-таки было принято предложение о. протоиерея Смирнова «кому-нибудь из учащих начать работу по созданию в школе союза трезвости, предложенному о. протоиереем В.Кузьминым» [22, с. 39].
В борьбе против алкоголизма принимал участие губернатор Я. Г. Гололобов [23, с. 44]. Он неоднократно собирал совещания по вопросу борьбы с пьянством и алкоголизмом. Так, в середине декабря 1915 г. состоялось совещание под его председательством с приглашением его Преосвященства, Преосвящен-нейшего Никона и представителей почти всех ведомств и учреждений губернии, то есть начальников акцизных управлений, крестьянских начальников, уездных начальников, уездных исправников, городских голов, начальников жандармской полиции, председателя окружного суда, управляющего земледелием и землеустройством и полицмейстера [23, с. 44]. Значительный вред для населения губернии и беженцев во время Первой мировой войны
приносила торговля самогонкой. В связи с этим на одном из губернских совещаний (1916 г.) состоялось экстренное губернское совещание с приглашением уполномоченного латышского центрального Комитета по оказанию помощи беженцам. В повестке дня стоял вопрос «О борьбе с самогонкой». Из докладов представителей с мест выяснилась картина производства и распространения самогонки в очень широких размерах. Способы перевозки самогонки по железной дороге были разные: заделывание бутылок в различные предметы и чучела и т.д. На совещании было отмечено широкое распространение самогонки в Красноярске. Первое место по ее производству занимал Канский уезд. На совещании был рассмотрен и принят ряд мер по усилению борьбы с распространением самогонки: ходатайство об увеличении наказания за изготовление самогонки, усилении акцизного и полицейского надзора и т.п. Губернатор призвал всех членов совещания помочь ему в борьбе с «возрастающим преступным промыслом самогончества». Он заявил, что не остановится ни перед необходимостью увольнения того или иного чи-
новника, если «не встретит должностного содействия мероприятиям по борьбе с указанным злом» [23, с. 44].
В годы Первой мировой войны остро стоял вопрос о пьянстве и алкоголизме среди населения страны, в том числе Енисейской губернии. Несмотря на то, что с началом войны существовали меры запретительного характера на водочные изделия, народное пьянство не прекратилось. Большая роль в борьбе с пьянством и алкоголизмом принадлежит РПЦ. За активную антиалкогольную борьбу в своих благочиниях и приходах решительно выступило духовенство Енисейской епархии. Эта борьба выражалась в ходатайствах о прекращении торговли вином, в публикации журнальных и газетных статей о вреде пьянства и алкоголизма, в распространении противоалкогольных брошюр и листков, различных культурно-просветительных мероприятий. Несмотря на активность и полную отдачу этой борьбе отдельных священников, такая деятельность не давала значительных результатов в искоренении пьянства среди населения.
Библиографический список
1. Шилина А. С. Борьба с самогоноварением в Енисейской губернии во время Первой мировой войны // Вестник КрасГАУ. 2012. № 9 (72). С. 259-261.
2. Белошапкин В. М., Терскова А. А. Деятельность Красноярского общества трезвости в годы Первой мировой войны // Эпоха науки. 2017. №11. С.129-133. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30043184_54372079.pdf (дата обращения 12.09.2023).
3. Терскова А. А. Борьба с самогонщиками в Енисейской губернии в годы первой мировой войны // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2018. № 1 (7). С. 193-203.
4. Шиловский Д. М., Шиловский М. В. Алкогольный вопрос в Сибири накануне и во время Первой мировой войны 19141918 гг. и отношение к нему местных чиновников // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 75. C. 89-95.
5. Журнал заседания Пастырско-миссионерского собрания духовенства Минусинского уезда Енисейской епархии, в г. Минусинске 12 января 1915 г. с резолюциями Архипастыря // ЕЕВ. 1915. № 6. С.13-20.
6. Слово, произнесенное Его Преосвященством, Преосвященнейшим Никоном, Епископом Енисейским и Красноярским в Кафедральном соборе 8 сентября // ЕЕВ. 1914. № 19. С. 7-9.
7. Щербаков М., св. Салбинской Михаило-Архангельской церкви. О борьбе с пьянством, расколо-сектантством и другими отрицательными сторонами приходской жизни // ЕЕВ. 1915. № 13/14. С. 33-38.
8. Св. Николай Пикановский. Село Назимовское Енисейского уезда // ЕЕВ. 1915. № 11. С. 20-23.
9. Рапорт миссионера-проповедника трезвости священника Григория Климовского Его Преосвященству, Преосвященней-шему Никону, Епископу Енисейскому и Красноярскому // ЕЕВ. 1915. № 11. С. 15-19.
10. Хроника трезвости // ЕЕВ. 1915. № 13/14. С. 86-87.
11. Хроника трезвости // ЕЕВ. 1915. № 16. С.38-41.
12. Хроника трезвости // ЕЕВ. 1915. № 22. С. 31-34.
13. Мокеев В. Учреждение Народных домов и очередные задачи культурно-просветительной работы в деревне Сибири //ЕЕВ. 1916. № 12. С.32-42.
14. Смирнов Л. Положительные меры в борьбе с пьянством // ЕЕВ. 1915. № 12. С. 10-16.
15. Копосов М. Странички трезвости № 4-й. На старую, но больную тему (О борьбе с пьянством) // ЕЕВ. 1915. № 20. С. 3841.
16. Письмо в редакцию // ЕЕВ. 1904. №24. С. 655.
17. Афанасьев А. Л. Опыт Аскызского сельского общества трезвости Минусинского уезда Енисейской губернии в 19051910 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 86-90.
18. Кузьмин В. Роль школы в борьбе с алкоголизмом // ЕЕВ. 1915.№ 20. С. 42-46.
19. См. об этом: Терскова А. А. Общественная и просветительская деятельность священнослужителей в приходах во второй половине XIX - начале ХХ в. (на примере Енисейской губернии) // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-2. С. 215-219.
20. Епархиальная хроника. Бесплатный кабинет для чтения в г. Минусинске // ЕЕВ. 1915. № 9. С.34-35.
21. Праздник трезвости // ЕЕВ. 1915. № 16. С. 31-33.
22. Виноградов, врач. По поводу проекта школьных союзов трезвости // ЕЕВ. 1916. № 2. С. 37-39.
23. Губернское совещание по вопросу о борьбе с самогонкой // ЕЕВ. 1916. № 2. С. 44.
Исследование выполнено за счет chtlcnd гранта Российского научного фонда проект № 23-28-10111, https://rscf.ru/project/23-28-10111/ при паритетной финансовой поддержке Правительства Республики Хакасия/
© Артамонова Н. Я., 2023
УДК 94(571.513)"1993/1996":351.749
СТАНОВЛЕНИЕ ОМОН МВД ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (1993-1996 ГГ.)
Юданов Сергей Георгиевич,
студент
Научный руководитель — М. Г. Степанов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В настоящей статье изложено краткое описание первых трёх лет истории ОМОН МВД по Республике Хакасия. Охарактеризован процесс становления подразделения, подготовка к командировкам в зону боевых действий, участие ОМОН МВД по Республике Хакасия в событиях Первой чеченской кампании (1994-1996 гг.).
Ключевые слова: милиция, ОМОН, МВД, отряд, Хакасия, правоохранительные органы, Чечня.
FORMATION OF THE RIOT POLICE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA (1993-1996)
Yudanov Sergey Georgievich,
student
Scientific supervisor—M. G. Stepanov, Ph.D. in History, Associate Professor of the History Department Katanov Khakass State University (Abakan)
This article provides a brief description of the first three years of the history of the riot police of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Khakassia. The process of formation of the unit, preparation for business trips to the combat zone and the participation of the riot police of the Ministry of Internal Affairs in the Republic of Khakassia in the events of the First Chechen campaign (1994—1996) are characterized.
Key words: militia, riot police, Ministry of Internal Affairs, detachment, Khakassia, law enforcement agencies, Chechnya.
Хакасия в начале 1990-х гг. стала не только самостоятельным субъектом РФ, она стала регионом с динамичным ростом преступности.
Если в случае с Виктором Колесниковым и его стрельбой в аэропорту «Абакан» удалось противостоять ещё обычным нарядом БППС, то в