Матушкин С.Е.1, Кирьякова А.В.2
Юренбургский государственный университет 2Челябинский государственный университет E-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УНИВЕРСИТЕТА
Представлены основные результаты деятельности диссертационного совета Д 212.181.01 при Оренбургском государственном университете с момента его создания ( 1999 г.) по настоящее время. Определены актуальные направления исследований, проводимых научными школами и творческими коллективами. Конкретизированы научные результаты, полученные научно-педагогическим сообществом ОГУ при изучении проблем аксиологии образования, развития ком-петентностного подхода в условиях университетского комплекса, воспитания и социализации личности, модернизации профессионального образования лингвокоммуникативной дидактики. Даны критерии экспертизы диссертационных исследований в аспекте их соответвия требованиям нового положения о совете по защите диссертаций.
Ключевые слова: диссертационный совет, экспертиза диссертационного исследования, актуальные научно-педагогические исследования.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации - один из основополагающих компонентов многогранной деятельности Оренбургского государственного университет. Только при условии единства научного, образовательного и инновационно - производственного процессов и их направленности на экономическое, социальное и духовное развитие общества возможна концентрация интеллектуальных и материальных ресурсов для подготовки научных кадров высшей квалификации. В настоящее время в университете сформировалась жизнеспособная система научно-исследовательской деятельности и подготовки научных кадров, динамичная по своему развитию и адаптивная к активным изменениям в духовно-нравственной, социальной, производственно-экономической сферах жизни общества. Наша общая задача сегодня
- повысить эффективность этой системы.
Диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций 212.181.01 действует в Оренбургском государственном университете с 1999 года, принимая к защите диссертации по специальностям 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. За истекшее десятилетие совет непрерывно и планомерно развивался, было проведено 255 защит, из которых 32 на соискание ученой степени доктора педагогических наук и 223 на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Эти количественные показатели свидетельствуют о продуктивности его работы.
За прошедший период в диссертационном совете сложились определенные традиции и направления научных исследований, которые соответствуют актуальным вопросам и задачам педагогической науки, а также научным интересам ведущих специалистов - докторов наук, работающих в ОГУ.
Все диссертационные исследования выполнялись в русле актуальных направлений развития педагогической науки. Они имеют значительную научно практическую ценность, а результаты исследований находят отражение в образовательном процессе высших и средних профессиональных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации специалистов.
Все диссертационные исследования выполнены в соответствии с планом научно- исследовательских работ университета. Тематика прошедших защиту работ включала использование новых подходов и методов к исследованию обозначенных проблем, процессов, происходящих в них, выработку соответствующего инструментария (технологий) управления этими процессами.
Анализ результатов внедрения рекомендаций и материалов диссертационных исследований в практику образовательных учреждений и факультетов повышения квалификации работников образования в разных регионах России свидетельствует о высоком научном потенциале представленных работ.
Наиболее существенными результатами проведенных исследований являются:
Исследование проблем аксиологии образования (научная школа А.В. Кирьяковой).
Состоялись защиты докторских диссертаций ГА Мелекесова, ТА Ольховой, А.А. Поляковой, Н.С. Сахаровой, Н.В. Янкиной; кандидатских диссертаций Л.В. Моисеевой, Г.Н. Левашовой,
А.Ю. Богомоловой, Л.Р. Малышевой, Е.В. Гривко, Н.Ф. Долгополова, Г.П. Ковалевской, Н.М. Киселева, Г.Г. Коломиец, Н.А. Кучуб, И.А. Куланта-евой, В.К. Воробьева, Н.Д. Кондрачук.
Получены гранты в рамках реализации:
- аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы), проект № 2.1.3/ 3479 «Реализация аксиологического подхода в университетском образовании»;
- федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Взаимосвязь аксиологии инноватики в университетском образовании» ГК № П 640.
Реализация концепции привела к созданию в ОГУ научно-образовательного центра «Аксиология и инноватика образования», а также научного электронного журнала «Аксиология и инноватика образования» (49292/поуу1-е1екгоппу1-7Ьигпа1). Результаты обобщены и опубликованы в монографиях статьях и учебных пособиях. Теория ориентации личности в мире ценностей, ак-тулизирующие ее модели, механизмы, фазы, стадии технологии развития аксиологического потенциала личности студента и преподавателя послужили основой программ повышения квалификации преподавателей региона.
Развитие компетентностного подхода в условиях университетского комплекса (научная школа И.Д. Белоновской) представлено кандидатскими исследованиями Н.А. Онищенко, А.Я. Мельниковой , М.А. Студянниковой, К.Е. Цветковой, А.В. Силкина, Л.В. Шабалиной, Е.М. Рузаевой, С.А. Чулюковой, А.В. Силина, Л.Г. Шабалиной. Исследования обеспечили:
- внедрение интеграционных моделей в региональном образовательном пространстве на уровне систем « колледж-вуз», эффективный переход образовательного процесса университета;
- концепции, модели и механизмы были апробированы в рамках проекта федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ «Интегрированная образвоательная система «колледж-вуз» в Оренбургской области».
Получены гранты в рамках реализации:
- аналитической ведомственной целевой программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект «Разработка содержания и научно-методического обеспечения профильной подготовки бакалавров в области информационных технологий на основе профессиональных стандартов» 3.1.1/2526;
- федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Конструирование непрерывных образовательных программ подготовки специалистов для инновационных отраслей экономики на основе системы обобщенных компетенций» ГК 16.740.11.0111;
- федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект «Методика проектирования и реализации образовательных программ технологического профиля на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности старшеклассников» ГК 14.740.11.0570.
Исследование проблем воспитания и социализации личности проводится в рамках деятельности Оренбургского университетского учебного округа, объединяющего более 300 субъектов образовательного пространства Оренбуржья и приграничных регионов (докторские исследования Е.И. Тихомировой, НА Каргаполь-цевой, С.Е. Беляева, Л.Б. Соколовой, Э.Э. Пурик; кандидатские диссертации Е.В. Калугиной, С.Б. Попцова, Т.М. Мальгиной, Ю.Н. Вязмина, Н.В. Бровко, С.Д. Якушевой, Г.В. Тереховой, П.Б. Тазекеновой, Л.А. Марченко). На базе ОГУ проведена II всероссийская конференция, издается информационно-методический журнал «Университетский округ» (http://okrug.osu.ru), где освещаются теоретические результаты исследований и обобщается инновационный педагогический опыт.
Подходы к модернизации профессионального образования - научная школа В.Г. Гладких и В.В. Кузнецова, докторские исследования
В.А. Анищенко, Н.К. Зотовой, М.А. Емельяновой, Л.В. Вершинина, Т.Н. Третьяковой, З.А. Ба-гишаева, О.К. Поздняковой; Э.Ш. Хамитова, Г.П. Животовской, В.И. Жернова; кандидатские диссертации А.В. Ковалева, Т.М. Толкачева, О.П. Керер, А.Р. Моршинина. Осуществлен научно-теоретического анализа проблемы совершенствования оценочной деятельности преподавателей; определены и обоснованы педаго-
гические условия совершенствования оценочной деятельности преподавателей на основе индикаторов качества; проведена опытно-поисковая работа совершенствования оценочной деятельности преподавателей на основе индикаторов качества; раскрыта педагогическая сущность оценочной деятельности преподавателя в контексте аксиологического аспекта системы оценок; разработаны уровневые индикаторы (когнитивный, деятельностный, ценностный). Результаты проведённого исследования могут быть использованы в учреждениях среднего профессионального образования при формировании системы менеджмента качества внутри образовательного учреждения.
Изучение проблем лингвокоммуникативной дидактики - докторские исследования А.Н. Ксенофонтовой, О.Ю. Искандаровой, Н.С. Сахаровой, В.Л. Темкиной, Л.В. Колобовой; кандидатские диссертации Н.В. Ереминой, О.В. Кабановой, В.В. Томина, Т.С. Бочкаревой, И.В. Переходько, С.Г. Ивановой, М.Ю. Крапивиной. Обоснованы принципы формирования лингвокоммуникативной культуры студентов; выделены основания классификации ситуаций общения, содержательно адекватных формированию лингвокоммуникативной культуры - содержание общения, степень спонтанности, степень креативности, целевые установки, вклад участников, стиль общения, степень управляемости, отношение к лингвокоммуникативному взаимодействию, способность к мотивированному «эмоциональному заражению»; выявлена совокупность педагогических условий формирования лингвокоммуникативной культуры студентов: отбор педагогически значимого в исследуемом процессе содержания обучения; реализация вариативного комплекса моделируемых ситуаций общения; актуализация рефлексивной деятельности студентов в формирующем взаимодействии; создан банк данных вариативных моделируемых ситуаций общения, являющийся образовательным и социализирующим ресурсом формирования коммуникативных компетенций студентов.
За последние годы в рамках обозначенных направлений наиболее яркими, раскрывающими актуальные тенденции, научные факты и педагогические условия, обеспечивающими развитие личности современного школьника и студента, были следующие диссертационные исследования.
Кучуб Наталья Анатольевна «Ценностное взаимодействие семьи и школы в преодолении асоциальности поведения подростков»
(13.00.01) . В ходе исследования выявлена сущность ценностного взаимодействия семьи и школы, заключающаяся в обеспечении ценностного единства мотивов, целей, ценностей в воспитании подростков, позволяющего преодолеть асоциальное поведение (субъекты ценностного взаимодействия - педагоги и родители, в центре отношений которых находятся личность ребенка); определены и экспериментально подтверждены педагогические условия семейного и школьного воспитания, нацеленные на развитие собственной активности ребенка с помощью родителей и педагогов в режиме ценностного взаимодействия; разработана процессуальная модель организации ценностного взаимодействия семьи и школы, отражающая логику и внутреннюю динамику развития исследуемого процесса. Результаты проведенного исследования и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при организации образовательного процесса в школе, взаимодействия педагогов и родителей, работы психологов, правоохранительных органов.
Геворкян Татьяна Валерьевна «Семья как фактор развития ценностных ориентаций подростков» (13.00.01).
Новые научные результаты: с позиций аксиологического подхода определены особенности современной семьи, негативно влияющие на развитие ценностных ориентаций подростков: осложнение психологических взаимоотношений в семье; при реализации ценностного взаимодействия семьи и школы, семья становится фактором развития ценностных ориентаций подростков на основе совместной деятельности и общения подростков и взрослых, общности переживаний и чувств, при оптимизации сферы межличностных контактов и степени эмоциональной общности интересов; разработана модель развития ценностных ориентаций подростка в семье в содержательно-смысловом контексте аксиологического подхода, выявлен круг ценностных ориентаций подростков и их родителей - Жизнь, Человек, Семья, Красота, Познание, Труд, Отечество, определяющих содержательную логику педагогической организации процесса ценностного взаимодействия семьи и школы и позволяющих повысить образо-
вательный статус родителей в воспитании подростков. Практическая значимость определяется широким характером внедрения полученных результатов в практику образовательных учреждений, их позитивным влиянием на учебный процесс.
Царькова Оксана Владимировна «Формирование готовности будущего техника к решению инновационных производственных задач» (13.00.08).
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана матрица знаний, умений и отношений, определяющих результативность технико-технологических действий, находящихся в компетенции техника инновационного производства; представлена классификация инновационных производственных задач, определяющая возможность освоения их в учебном процессе; выявлены средства и технологии моделирования производственных инновационных ситуаций, комплексно реализованные в учебнометодическом обеспечении; разработана структурно-динамическая модель формирования готовности будущих техников к решению инновационных производственных задач, определяющая цели, задачи, условия, этапы и результативность исследуемого процесса; даны методики повышения квалификации преподавателей колледжа.
Воробьев Вячеслав Константинович «Развитие профессиональной компетентности персонала газовых служб во внутрифирменном обучении» ( 13.00.08 ).
Новые научные результаты: установлена необходимость опережающего развития профессиональной компетентности персонала газовых служб как ресурса человеческого фактора безаварийной эксплуатации газораспределительных систем; определена педагогическая сущность особенности и развития профессиональной компетентности персонала газовых служб в условиях внутрифирменного обучения; разработана комплексная модель развития профессиональной компетентности производственного персонала газовых служб, основанная на внутрифирменном обучении производственного персонала в учебном центре газовой службы, повышении квалификации производ-ственников-преподавателей в корпоративной среде «университет-производство», реализации профессионально-развивающего методического обеспечения, достижении целей профессио-
нально-личностного развития персонала и безаварийной эксплуатации газораспределительных систем; определены структура учебно-методического комплекса внутрифирменного обучения производственного персонала газовых служб и ориентиры в отборе его содержания.
Ивлев Андрей Анатольевич «Формирование экранной культуры студентов университета» (13.00.01).
Новые научные результаты: уточнено содержание понятия «экранная культура студентов университета», которая понимается как характеризующая современный уровень информационного развития будущего специалиста интегративная совокупность информационных компетенций личности; выявлена специфика формирования экранной культуры студентов университета, содержательно обусловленная креативной составляющей будущей профессиональной деятельности и избираемой социальной ролью в культурно-образовательной парадигме «созидатель-потребитель»; разработана модель формирования экранной культуры студентов университета, логика построения и реализация которой заключается в педагогической идее усиления комплексного воздействия коммуникативно-образовательного потенциала вуза на личность будущего специалиста на основе актуализации развивающих возможностей интерактивного взаимодействия с современными массмедиа.
Митченкова Оксана Викторовна «Развитие креативности студентов в воспитательном пространстве вуза» (13.00.01).
Научная значимость исследования заключается в обогащении имеющихся научно-педагогических представлений о теории и практике развития креативности студентов в воспитательном пространстве вуза; реализация проектного подхода в исследовании позволяет расширить педагогические знания об этапах и механизмах развития креативности будущих специалистов в высшей профессиональной школе. Практическая значимость исследования: разработана программа поэтапного развития креативности студентов на основе компетентностного обогащения потенциала воспитательного пространства вуза; апробированы тренинги развития креативности студентов вуза; подготовлены методические рекомендации для преподавателей и кураторов по развитию креативности студентов в системе высшего профессионального образования.
Цветкова Кристина Евгеньевна «Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса» (13.00.08).
Научная значимость исследования: обоснован понятийно-терминологический аппарат исследования (вариативная образовательная программа и ее конструирование); модель конструирования вариативных образовательных программ в условиях университетского комплекса, содержащая целевой, факторный, этапный, структурный, функциональный, ресурсный, дефицитарный, оценочный, рискологический и результативный блоки. Практическая значимость исследования: результаты исследования способствуют внедрению ФГОС ВПО третьего поколения в части разработки и создания научно-методического обеспечения процесса подготовки инженеров по специальностям ВПО, а также направлениям бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 150000 «Металлургия, машиностроение и материало-обработка». Полученные в исследовании результаты могут стать основой модернизации учебного процесса подготовки инженеров в аспекте конструирования вариативных образовательных программ ФГОС ВПО третьего поколения. Разработанное автором методическое пособие рекомендуется к применению в учебно-воспитательном процессе вуза, при чтении лекций и проведении спецкурса в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы.
Тарасова Оксана Петровна «Развитие креативного потенциала будущего дизайнера» ( 13.00.08).
Новые научные результаты заключаются: в конкретизации сущности понятия «креативный потенциал будущего дизайнера» и уточнении его структурных компонентов; в разработке модели развития креативного потенциала будущего дизайнера в вузе, основанной на положениях целевого подхода; разработке векторной профессиограммы дизайнера; выявлении совокупности педагогических условий эффективной реализации модели развития исследуемого качества (насыщение содержания специальных дисциплин ценностно-смысловыми проблемно-проектными заданиями, активизирующими покомпонентное развитие креативного потенциала будущего дизайнера; внедрение индивидуальных образовательных марш-
рутов, актуализирующих субъектную позицию будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности; использование комплексного учебно-методического сопровождения исследуемого процесса).
Сафонова Галина Ивановна на тему «Формирование готовности старшеклассников к единому государственному экзамену» (13.00.01).
Новые научные результаты исследования: определен системообразующий фактор формирования готовности старшеклассников к ЕГЭ, в статусе которого выступает актуализация акме-ологической составляющей образовательной подготовки школьников; выделены этапы, критерии, уровни и показатели процесса формирования готовности старших школьников к ЕГЭ; разработана структурно-функциональная модель формирования готовности старшеклассников к ЕГЭ; обоснованы педагогические условия формирования готовности старшеклассников к ЕГЭ, в качестве которых выступают: повышение уровня системной организации процесса подготовки старших школьников к государственным экзаменационным испытаниям; утверждение педагогических приоритетов ситуации успеха и уверенности учащихся в своих силах; совершенствование методического сопровождения экзаменационно-аттестационной (подготовительной) деятельности учащихся, учителей и родителей.
Мясникова Татьяна Ивановна «Развитие медиакомпетентности студентов университета» (13.00.01).
Новые научные результаты: выявлены в русле аксиологического подхода сущностные характеристики понятия «медиакомпетентность», ориентированные на индивидуальную готовность личности к осознанному обращению с медиа; охарактеризованы на основе принципов сравнительной педагогики особенности образовательного пространства и медиасреды университета как образовательного пространства студентов; созданы классификация уровней развития медиакомпетентности студентов университета, критерии и показатели развития медиакомпетентности студентов университета; разработана модель развития медиакомпетентности студентов университета, коррелирующая компоненты (медиазнания, медиапотребление, медиакритика, медиаконструирование) исследуемого качества, ориентирующие студентов на осмысленное конструирование сво-
его медиапространства и методы его развития (медиабиографический, метод нравственных дилемм, нарративного анализа медиатекста, проектной и исследовательской деятельности).
Запорожко Вероника Вячеславовна «Формирование готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения» (13.00.08).
Новые научные результаты: раскрыта с позиции компетентностного подхода педагогическая сущность готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения как актуального компонента ИКТ-ком-петентности, представляющего собой интегративное качество личности, характеризующееся умениями эффективного решения педагогических задач разной сложности на базе ИКТ; разработана модель формирующего процесса, которая соотносит в рамках учебного процесса компоненты исследуемой готовности, этапы ее формирования, действенные условия, методы, средства, организационные формы обучения, педагогические и информационные технологии; определено диагностическое обеспечение исследуемого процесса, включающее показатели сформированности структурных компонентов исследуемой готовности.
Значительный научный интерес представляет докторская диссертация Миняевой Натальи Михайловны «Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента» (13.00.01), в которой обоснована идея и разработана педагогическая концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента как стержня подготовки профессионала в условиях культуросамообразовательной среды вуза; представлено в современном вузовском контексте терминологическое поле проблемы развития самообразовательной компетентности субъектов на основе сопоставления и дифференциации базовых понятий; установлен методологический статус деятельностно-компетент-ностного подхода в процессе актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента; определены механизмы, обнаружены закономерности и обоснована совокупность принципов актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента; создана структурносодержательная модель актуализации ресурса самообразовательной деятельности студент, которая является праксеологической проекцией ав-
торской концепции на исследуемый процесс и определяет стратегию эффективной деятельности преподавателя, устанавливая ее социально-образовательные ориентиры.
Научная значимость состоит в следующем: разработана деятельностно-компетентностная концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности; обоснована педагогическая сущность понятия «актуализация ресурса самообразовательной деятельности»; в контексте теории образования как ресурса развития личности раскрыт потенциал самообразовательной деятельности; дана интерпретация в контексте новой образовательной парадигмы актуализации ресурса деятельности; создана концептуальная модель процесса актуализации ресурса самообразовательной деятельности.
Во всех названных работах акцентируется сочетание фундаментальных и прикладных задач. Единой платформой исследований является теоретико экспериментальное подтверждение концептуальных идей акцентов на вузовское образование. Все диссертации, защищенные в совете, признаны ВАК актуальными, имеющими научную новизну, теоретическую и практическую значимость.
Дальнейшая работа диссертационного совета будет строиться в соответствии с требованиями нового Положения о совете по защите диссертаций (принято приказом Минобрнауки России от 12.12. 2011 г.).
Учитывая накопленный опыт и принципиальную позицию членов диссертационного совета, экспертиза диссертационного исследования ориентируется на то, чтобы педагогические исследования аспирантов и соискателей выходили за рамки изучения практической деятельности образовательных учреждений и устанавливали для исследовательского поля более широкие границы, определяли факторы влияния различных общественных процессов на образование. Принимая европейские традиции, совет считает важнейшими позициями исследования его актуальность, корректную интерпретацию источников, концептуальное и теоретическое обоснование выбора темы, исследовательских методов и инструментария, применение оригинальных исследовательских подходов, открытие новых научных фактов или выдвижение оригинальных критических суждений по исследуемой проблеме.
12.01.2012
Список литературы:
1. Аристер Н.И., Резник С.Д. Эффективность аттестации научных кадров: опыт, проблемы, перспективы // Экономическое возрождение России. - 2011. - Т. 28. - № 2. - С. 175-192.
2. Зеер Э.Ф., Новоселов С.А., Сыманюк Э.Э. Критериально-оценочная деятельность диссертационных советов в аспекте повышения качества педагогических инноваций // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - №6. - С. 3-10.
3. Т каченко, Е.В. О критериях оценки качества диссертационных исследований // Образование и наука. - 2008. - № 2(50). -С. 16-23.
4. Фельдштейн, Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Образование и наука. - 2008. - №2(50). - С. 3-19.
5. Фельдштейн, Д.И. Проблемы качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2011. - №5. - С. 3-27.
Сведения об авторах:
Кирьякова Аида Васильевна, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3319, тел. (3532) 372591, e-mail: [email protected] Матушкин Семен Егорович, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ 454001, Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, тел. (351) 7997267, e-mail: [email protected]
UDC 378. 2. 22
Matushkin S.E., Kirjakova A.V.
Е-mail: [email protected]
ACTIVITY OF DISSERTATIONAL COUNCIL AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY POTENTIAL
The basic results of activity of dissertational council D 212.181.01 are presented at the Orenburg state pedagogical university from the moment of its creation (1999г.) on the present. Actual directions of the researches spent by schools of thought and creative collectives are defined. The scientific results received by scientific and pedagogical community OGU at studying of problems of an axiology of formation, development the approach in the conditions of a university complex, education and socialization of the person, vocational training modernization are concretized. Criteria of examination of dissertational researches in aspect of their conformity are given requirements of new position about Council about protection of dissertations.
Key words: dissertational council, examination of dissertational research, actual scientific and pedagogical researches.
Bibliography:
1. Arister N.I., Reznik S.D. Efficiency of certification of scientific shots: experience, problems //Economic revival of Russia. -2011. - Т 28. - №2. - P 175-192.
2. Zeer E.F., Novoselov S.A., Symanjuk E.E. Kriterialno activity of dissertational councils in aspect of improvement of quality of pedagogical innovations // Science and education. News of the Ural branch of the Russian Academy of Education. -2008. - №6. - P. 3-10.
3. Tkachenko, E.V. About criteria of an estimation of quality of dissertational researches // Science and education. - 2008. -№2(50). - P. 16-23.
4. Feldshteyn, D.I. About a condition and ways of improvement of quality of dissertational researches on pedagogics and psychology // Science and education. - 2008. - №2(50). - P. 3-19.
5. Feldshteyn, D.I. Problem of quality of psihologo-pedagogical dissertational researches and their conformity to modern scientific knowledge and requirements of a society// Science and education. News of the Ural branch of the Russian Academy of Education. - 2011. - №5. - P. 3-27.