Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И НАДЗОРУ ЗА КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И НАДЗОРУ ЗА КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветкова А.А.

Статья посвящена практическому изучению взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора, а также оценке мер и последствий политики Центрального банка в отношении кредитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA ON REGULATION AND SUPERVISION FOR CREDIT ORGANIZATIONS IN MODERN CONDITIONS"

The article is devoted to the practical study of the relationship between the Central Bank of Russia and credit institutions from the point of view of banking regulation and supervision, as well as assessing the measures and consequences of the Central Bank's policy towards credit institutions.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И НАДЗОРУ ЗА КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 33.338

Цветкова А.А. студент магистратуры 2 курса факультет ИУФИС Ивановский Государственный Химико-Технологический

Университет научный руководитель: Бабаев Д.Б.,

доцент

кафедра финансов и кредита Россия, г. Иваново ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ И НАДЗОРУ ЗА КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация: Статья посвящена практическому изучению взаимоотношений Центрального Банка РФ и кредитных организаций с точки зрения банковского регулирования и надзора, а также оценке мер и последствий политики Центрального банка в отношении кредитных организаций.

Ключевые слова: ЦБ, кредитные организации, контроль, надзор, регулирование.

Tcvetkova A.A. graduate student 2 year, Faculty IFMIS Ivanovo State University of Chemistry and Technology

Russia, Ivanovo Supervisor: Babaev D.B.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department

of Finance and Credit "ACTIVITY OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA ON REGULATION AND SUPERVISION FOR CREDIT ORGANIZATIONS IN

MODERN CONDITIONS"

Annotation: The article is devoted to the practical study of the relationship between the Central Bank of Russia and credit institutions from the point of view of banking regulation and supervision, as well as assessing the measures and consequences of the Central Bank's policy towards credit institutions.

Keywords: Central Bank, credit organizations, control, supervision, regulation.

Большие проблемы в мировой финансовой системе, которые мы наблюдаем в настоящий момент, наглядно показывают хрупкость мировой экономики. Особое внимание кризис привлек к одному из ключевых институтов экономики, осуществляющему регулирование и стабилизацию финансового сектора — центральному банку.

Центральный банк регулирует условия, в которых работают кредитные организации, формирует среду банковского сектора. В настоящее время на работу банков только частично влияют объективные факторы, в остальных случаях деятельность банков зависит от политики ЦБ РФ. Так, ЦБ, путем установления нормативов для кредитных организаций, может улучшать или ухудшать положение банков, изменить их взаимосвязь со средой.

Особенности функционирования обуславливают наличие у Центрального банка колоссальных прав по регулированию банковских отношений и требуют от него высокого профессионализма и ответственности в принятии управленческих решений.

В 2016 и 2017 годах Банк России продолжает последовательно внедрять международные подходы к регулированию и надзору за кредитными организациями.

Учитывая сложность внедряемых международных стандартов, Банк России разработал концепцию пропорционального регулирования банковского сектора, в основе которой - разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. Ключевым критерием определения вида лицензии является минимальный размер собственных средств (капитала) банка. Так, для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией предлагается установить его в размере 1 млрд рублей, а для банка с базовой лицензией -300 млн рублей. Вид банковской лицензии определяет специфику деятельности банка и регуляторную нагрузку: на банки с универсальной лицензией будут распространяться требования в полном объеме, в то время как для банков с базовой лицензией планируется ввести упрощенное регулирование, и по общему правилу новые технически сложные стандарты к ним применяться не будут.

В 2016 году Банк России продолжил работу по совершенствованию регулирования обязательных нормативов банков.

В целях ограничения рисков на связанные с кредитной организацией лица (норматив максимального размера риска на связанное с банком лицо или группу связанных с банком лиц Н25) Банк России принял пакет документов, устанавливающий признаки возможной связанности в целях принятия Комитетом банковского надзора Банка России на основании мотивированного суждения решения о признании лиц связанными с кредитной организацией, а также порядок принятия соответствующего решения.

При этом установлена поэтапность расчета норматива Н25 в отношении связанных с кредитной организацией лиц, деятельность которых признается полностью "прозрачной" и подтверждается наличием кредитного рейтинга, величиной уплаченных налогов и так далее. Задолженность таких лиц перед банком будет включаться в расчет норматива Н25 с коэффициентом 20% в течение 2017 года и с коэффициентом 50% в течение 2018 года.

В 2016 году Банк России приступил к масштабной реформе банковского надзора на основе его централизации, целью которой является оптимизация бизнес-процессов и усиление проактивного характера надзорной работы, выявление рисков кредитных организаций на ранних стадиях и принятие превентивных мер по минимизации рисков.

Мы выяснили, что действовавшая ранее модель надзора себя исчерпала: зачастую ретроспективный анализ информации, получаемой в ходе инспекционных проверок, не позволял своевременно реализовывать меры надзорного реагирования. Создание Службы анализа рисков, в которой наращиваются компетенции по анализу кредитного и рыночного рисков кредитных организаций на регулярной поточной основе, позволит в перспективе идентифицировать возникающие риски в режиме реального времени. Централизация процесса и единые стандарты оценки активов, сделок, операций кредитных организаций позволят увеличить скорость и повысить качество анализа, а также обеспечат единую оценку финансового положения заемщиков на балансах различных кредитных организаций за счет внедрения современной единой ИТ-системы и хранилища данных, аккумулирующих информацию обо всех сделках и операциях банков.

Советом директоров Банка России 16.12.2016 принято решение о создании с 1.03.2017 в центральном аппарате Банка России Службы текущего банковского надзора с поэтапной передачей указанному подразделению в течение 2017-2018 годов функций надзора за кредитными организациями от территориальных учреждений Банка России.

В 2016 году Банк России продолжил активное применение практики консолидированного надзора за банками и банковскими группами, что позволяло в том числе выявлять и принимать меры по снижению ряда системных рисков. Совершенствование информационного обмена между структурными подразделениями Банка России, а также между Банком России и иными ведомствами и организациями (в том числе ФНС России, биржами, депозитариями) расширило инструментарий по выявлению схем, направленных на камуфлирование отдельных банковских рисков. Инициирован и реализуется ряд проектов с ИТ-составляющей по автоматизации аналитической надзорной работы и оптимизации взаимодействия подразделений Банка России.

В 2016 году отдельные банки допускали прием средств населения во вклады без оформления соответствующих документов и отчетности (так называемые "забалансовые вклады"). Банком России были разработаны методические рекомендации по выявлению и предотвращению подобной преступной деятельности. Банком России также принимались превентивные меры, направленные на предотвращение схем вывода активов перед отзывом банковских лицензий, в том числе связанных с выдачей "технических" кредитов, банковских гарантий и выводом ликвидной недвижимости с баланса.

В фокусе надзорного внимания находились сделки по импортным

аккредитивам и кредитованию компаний-нерезидентов с точки зрения реальности деятельности контрагентов и целевого использования средств. Получение Банком России этой информации затруднено в связи с юрисдикцией контрагента. По операциям с нерезидентами также выявлялись признаки вывода активов из кредитных организаций, в том числе с целью кредитования бизнеса собственников и фиктивного увеличения размера собственных средств (капитала) самих банков.

Значительные надзорные усилия были сосредоточены на рассмотрении источников капитала, имевших непрозрачный характер.

Таким образом, Банк России в последнее время еще более ужесточает надзорную и регулирующую политику по отношению к коммерческим банкам. Также это подтверждает следующая информация: в 2016 году Банком России в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 86-ФЗ и статьей 20 Федерального закона от 2.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" отозваны лицензии у 97 кредитных организаций (в 2015 году - 93).

Использованные источники:

1. Годовой отчет Банка России за 2016 год//^йр: //www.cbr.ru/publ/God/ar_2016.pdf (Дата обращения: 12.12.17).

2. Инструкция Банка России об обязательных нормативах банков // http://www.cbr.ru/publ/Vestnik/ves121221074.pdf (Дата обращения: 12.12.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.