Научная статья на тему 'Деятельность аспирантуры по подготовке научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего поволжьяв 1970-1980-е гг'

Деятельность аспирантуры по подготовке научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего поволжьяв 1970-1980-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HISTORICAL EDUCATION / ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / HISTORICAL SCIENCE / ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ СССР / HISTORY OF THE USSR / POST-GRADUATE STUDIES / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хорошенкова Анна Валерьевна

В статье проведен анализ государственной политики в области высшего исторического образования в 1970-1980-х гг. в СССР. Рассматривается организация системы управления образованием и механизмы реализации государственной политики в области высшего образования. Названы нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную политику советского государства в анализируемый период. Анализируется характер подготовки научнопедагогических кадров историков в вузах Нижнего Поволжья через аспирантуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Post-Graduate School Activities on Training the Teaching Staffof Historians at Universities of Lower Volga Region in 1970-1980s

The article analyzes the state policy in the field of higher historical education in 1970-1980s in the USSR. The organization of the education management system and the mechanisms of implementation of state policy in the field of higher education are considered. Laws and statutory instruments regulating education policy of the Soviet state in the analyzed period are also given in the article. The nature of training the teaching staff of historians at universities of Lower Volga region through post-graduate school is examined as well.

Текст научной работы на тему «Деятельность аспирантуры по подготовке научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего поволжьяв 1970-1980-е гг»

1УДК 94 (47+57) «1917/1991» ББК 63.3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИСТОРИКОВ В ВУЗАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1970-1980-е гг.

А. В. Хорошенкова

В статье проведен анализ государственной политики в области высшего исторического образования в 1970-1980-х гг. в СССР. Рассматривается организация системы управления образованием и механизмы реализации государственной политики в области высшего образования. Названы нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную политику советского государства в анализируемый период. Анализируется характер подготовки научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего Поволжья через аспирантуру.

Ключевые слова: аспирантура, высшие учебные заведения, историческая наука, историческое образование, история СССР.

POST-GRADUATE SCHOOL ACTIVITIES ON TRAINING THE TEACHING STAFF OF HISTORIANS AT UNIVERSITIES OF LOWER VOLGA REGION IN 1970-1980s.

A. V. Khoroshenkova

The article analyzes the state policy in the field of higher historical education in 1970-1980s in the USSR. The organization of the education management system and the mechanisms of implementation of state policy in the field of higher education are considered. Laws and statutory instruments regulating education policy of the Soviet state in the analyzed period are also given in the article. The nature of training the teaching staff of historians at universities of Lower Volga region through post-graduate school is examined as well.

Keywords: post-graduate studies, universities, historical science, historical education, history of the USSR.

В рассматриваемый период аспирантура оставалась одной из главных форм подготовки научно-педагогических кадров высшей школы. Как и в предыдущие периоды, эта работа контролировалась партийно-государственными органами СССР. Доминировал централизм в планировании научно-методической подготовки аспирантов. Общее руководство научно-методической работой с аспирантами в вузах и отраслевых научно-исследовательских учреждениях поручалось Минвузу СССР, а в академических научных учреждениях - АН СССР [1, с. 182].

В постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» 1972 г. отмеча-

лось, что «местные партийные органы не всегда оказывают необходимое влияние на подбор и расстановку преподавательских кадров», обращалось внимание Минвуза СССР и Госплана СССР на необходимость совместно «осуществить меры по расширению и совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров для гуманитарных высших учебных заведений» [2, с. 131].

В последующие годы руководство страны продолжило эту работу. 18 октября 1974 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров» [2, с. 131]. В нем был признан факт широкого разрастания сети советов по

присуждению ученых степеней, что ослабило требовательность к качеству диссертаций и повышению их теоретической и практической значимости.

Из общего количества ежегодно утверждаемых кандидатов наук 45-50% прошли обучение в аспирантуре. Широкое распространение получила целевая аспирантура. Это означало, что крупнейшие вузы страны ежегодно выделяли значительное число мест в аспирантуре для молодежи, которую рекомендовали учебные заведения других регионов. После окончания целевой аспирантуры специалисты возвращались на работу в высшие учебные заведения, которые их направляли для подготовки диссертаций. Это способствовало подготовке квалифицированных научно-педагогических кадров для вузов, отдаленных от научных центров [3, с. 90]. Подобная практика осуществлялась и в вузах Нижнего Поволжья.

Направления исторических исследований, как и в предыдущие периоды, во многом определялись уровнем развития исторической науки. Последний, в свою очередь, в условиях советской тоталитарной системы характеризовал не только результаты научной деятельности ученых-историков, но и задавался директивами партии и правительства.

Положительным изменением в постдипломной подготовке отечественных историков являлось то, что в 1970-1980-е гг. наблюдается количественный и качественный рост исследований по всеобщей истории. В большинстве пединститутов страны вопросы всеобщей истории до конца 1960-х гг. исследовались лишь единичными историками [4, с. 371].

Отдаленность архивов и библиотек, ограниченный выезд за рубеж исследователей, слабая языковая подготовка - все это затрудняло подготовку диссертаций по данному направлению [4, с. 372].

В вузах Нижнего Поволжья эта проблема решалась достаточно успешно. В Саратовском государственном университете сложилась школа медиевистов, в Волгоградском педагогическом институте также проводились исследования по всеобщей истории.

Важным событием в жизни волгоградских ученых-историков, безусловно, стало открытие диссертационного совета. Председателем со-

вета стал Д. П. Журавлев. Одним из направлений диссертационных исследований стало краеведение (например, диссертация на тему «Печать Нижнего Поволжья в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. [5, д. 349, л. 1], «Идеологическая работа партийных организаций Нижнего Поволжья на завершающем этапе социалистического строительства (1953-1958 гг.)» [5, д. 424, л. 1-38, 66-92], «Борьба большевиков Среднего Поволжья против меньшевиков накануне и в период первой русской революции (1903-1907 гг.)» [5, д. 514, л. 122-162], «Создание и организационно-политическое укрепление комсомольских организаций Нижнего Поволжья (1918-1925 гг.)». «Создание и организационно-политическое укрепление комсомольских организаций Нижнего Поволжья (1918-1925 гг.)», «Создание и организационно-политическое укрепление комсомольских организаций Нижнего Поволжья (19181925 гг.)» и др.).

Ведущим направлением, безусловно, оставалась история КПСС. В рамках данного направления защищалось значительное количество работ: «Деятельность КПСС по развитию цветной металлургии в годы первых пятилеток (на материалах Урала)» [5, д. 349, л. 21], «Деятельность партийных организаций предприятий химической и нефтеперерабатывающей промышленности по повышению культурно-технического уровня рабочих (1959-1965 гг.)», «КПСС - организатор помощи города селу в укреплении отстающих колхозов руководящими кадрами (1953-1958 гг.)» [5, д. 424, л. 127], «Деятельность коммунистической партии в деревне в период перехода к социалистической реконструкции народного хозяйства (19261928 гг.)» [5, д. 476, л. 52-77].

В 1974 г. в состав Ученого совета ВГПИ входили такие ученые-историки, как В. С. Красавин, Б. С. Абалихин, П. А. Бутылкин, В. Я. Бондарь, В. И. Бабкин, В. А. Козюченко, И. А. Олейников, И. С. Шепелев. Председателем совета был М. М. Загорулько [5, д. 550, л. 2-6].

Диссертаций по изучению проблем отечественной и всеобщей истории крайне мало. Это подтверждается и тем, что в аспирантуре работают аспиранты по истории КПСС, а аспирантов по историческим дисциплинам в ВГПИ в данный период нет [5, д. 429, л. 1].

Работа совета активизировала и научную деятельность преподавателей-историков Волгоградского государственного педагогического института.

Появляются диссертационные исследования по всеобщей истории - В. Н. Попова «Развитие химической промышленности в ГДР» [5, д. 313, л. 11], Е. Г. Блосфельд «Борьба в лейбористской партии Великобритании по внутриполитическим проблемам в 1931-1937 гг.» [6, д. 328, л. 6], Т. В. Евдокимовой «Движение «зеленых» в ФРГ в 1978-1983 гг.», И. К. Кима «Политические отношения в Польше в период режима "санации" (1926-1939 гг.)» [7, д. 1020, л. 2], В. А. Летяева «В. И. Модестов и некоторые проблемы ранней истории Рима» [7, д. 914, л. 4].

Активно развивается и региональная тематика в таких диссертациях, как «Промышленность Нижнего Поволжья в начале XX в.» А. П. Сергеева [5, д. 393, л. 2-6], «Массово-политическая работа партийных организаций Нижнего Поволжья среди крестьянства в период между XV и XVI съездами ВКП(б)» А. И. Буха-рева [5, д. 514, л. 164-209], «Борьба трудящегося крестьянства и казачества северных округов Дона за Советскую власть» Ю. Ф. Болдырева [5, д. 587, л. 3], «Казачество юго-восточной России во второй половине XVII в.» С. И. Рябова [7, д. 689, л. 5], «Сельскохозяйственный пролетариат Поволжья в период первой русской революции» С. Е. Прошечкина [7, д. 1017б, л. 13].

Новым направлением становится методика преподавания истории (Л. П. Разбегаевой защищена диссертация на тему «Методика формирования единства нравственных знаний и оценочных суждений в курсе истории СССР 7-х классов»).

Значимым направлением остаются и археологические исследования (например, А. В. Ки-яшко «Культура бронзы. Погребальный обряд катакомбной культуры»).

В 1980-е гг. активно проводили исторические исследования историки Волгоградского государственного университета. Их работа по подготовке кандидатских диссертаций осуществлялась в разных направлениях: археологическом (В. А. Кригера «Кочевники Южного Приуралья и Заволжья в средние века (^^У вв.); в области всеобщей истории (Н. Д. Бара-банова «Идейно-политическая борьба в Ви-

зантии на рубеже XNI-XIV вв.» [8, д. 87, л. 1-2]); в области отечественной истории досоветского периода («И. Д. Якушкин в русском освободительном движении» В. И. Пороха; «Внешнеторговая политика российского правительства после Венского конгресса (1815-1822 гг.)» Н. П. Страховой; «Хозяйственно-промысловая деятельность русского населения на Нижней Волге в XIX - начале XX вв.» В. В. Когитина [8, д. 481, л. 6].

В университете проводятся исследования и по истории КПСС [8, д. 100, л. 1].

Под руководством А. И. Польской в Саратовском государственном университете защитила кандидатскую диссертацию по истории народного образования Нижнего Поволжья в послевоенный период Т. В. Шарикова.

В вузах Астрахани в этот период работает выпускник Саратовского государственного университета В. М. Викторин. Тема его диссертации - «Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - нач. XX вв.)».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность аспирантуры в вузах Нижнего Поволжья по подготовке научно-педагогических кадров историков в рассматриваемый период была достаточно плодотворной. Унификация и регламентация постдипломной подготовки историков в высшей школе, сохранение ученых степеней и званий, восстановленных в довоенный период, партийно-государственный контроль над управлением вузами, расширение системы аспирантуры по истории и распределения специалистов по стране позволили организовать эффективный механизм подготовки квалифицированных преподавателей. Проведенный анализ свидетельствует о значительном продвижении в решении этой комплексной проблемы и в вузах Нижнего Поволжья. Увеличивается количество аспирантов по всеобщей и отечественной истории, часть из них проходит обучение в целевой аспирантуре ведущих вузов страны, что положительно сказывается на качестве исследовательской работы и повышает уровень диссертационных исследований. Расширяется тематика исторических исследований, хотя преимущество, безусловно, имеет региональная история.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кононенко, В. М. Высшая школа юга России (20-е - 90-е годы ХХ в.) [Текст] / В. М. Кононенко. - Ставрополь, 2005.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК [Текст]. - Изд. 8-е, доп. и испр. - М., 1970-1972. - Т. 11.

3. Галкин, К. Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР [Текст] / К. Т. Галкин. - М., 1958.

4. Ушмаева, К. А. Основные этапы и особенности развития исторического образования в вузах России (20-90-е гг. ХХ в.) [Текст]: дис. ... д-ра ист. наук / К. Ф. Ушмаева. - Пятигорск, 2011.

5. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 6056. Оп. 2.

6. ГАВО. Ф. 6056. Оп. 5.

7. ГАВО Ф. 6056. Оп. 6.

8. ГАВО Ф. 603. Оп. 1.

9. История Саратовского университета. 19092009 [Текст]. - Т. 1. - Саратов, 2009.

REFERENCES

1. Kononenko V. M. Vysshaya shkola yuga Rossii (20-e - 90-e gody XX v.) [Higher education institutions of the South of Russia (20-90s years of the XX century)]. Stavropol, 2005.

2. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh syezdov, konferentsiy i plenumov TsK (The Communist Party of the Soviet Union in resolutions and decrees of congresses, conferences and Central Committee plenums). 8th ed. Moscow, 19701972. Vol. 11.

3. Galkin K. T. Vysshee obrazovanie i podgotovka nauchnykh kadrov v SSSR (Higher education and training of scientific personnel in the USSR). Moscow, 1958.

4. Ushmaeva K. A. Osnovnye etapy i osobennosti razvitiya istoricheskogo obrazovaniya v vuzakh Rossii (20-90-e gg. XX v.) [Main phases and features of the development of historical education at Russian universities (20-90s years of the XX century)]. Pyatigorsk, 2011.

5. Gosudarstvennyy arkhiv Volgogradskoy oblasti (GAVO). F. 6056. Op. 2. (State Archive of the Volgograd Region. F. 6056. L. 2).

6. GAVO. F. 6056. Op. 5. (State Archive of the Volgograd Region. F. 6056. L. 5).

7. GAVO. F. 6056. Op. 6. (State Archive of the Volgograd Region. F. 6056. L.6).

8. GAVO F. 603. Op. 1. (State Archive of the Volgograd Region. F. 603. L. 1).

9. Istoriya Saratovskogo universiteta. 1909-2009 (History of the University of Saratov. 19092009). Vol. 1. Saratov, 2009.

Хорошенкова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права Волгоградского государственного социально-педагогического университета e-mail: Horav73@mail.ru

Khoroshenkova Anna V., PhD in Education, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Teaching History, Social Science and Social Rights, Volgograd State Pedagogical University e-mail: Horav73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.