Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №3. С. 52-61
УДК 271.2.-726.2 Вишняков А. П. (игумен Иоасаф) магистр богословия, аспирант
Деятельность архиепископа Михаила (Мудьюгина) на фоне трансформации церковно-государственных отношений в конце 1980-х-начале 1990-х гг.
Аннотация. В статье освещаются события заключительного периода пребывания архиепископа Михаила (Мудьюгина) на церковном послушании главы Вологодской и Великоустюгской епархии. Эти события рассматриваются в контексте социально-правовых перемен, имевших место в СССР-России в конце 1980 - начале 1990-х гг. Эмпирической базой исследования послужили документы, хранящиеся в фондах Архива Вологодского епархиального управления. Несмотря на солидный возраст, архиепископ Михаил (Мудьюгин) проявлял в непростой для государства и Церкви период высокие личностные качества и административные таланты. Он поддерживал инициативы, связанные с отрывшимися в начале 1990-х гг. возможностями в сфере просветительской и миссионерско-катехизической деятельности Церкви и призывал к ней священнослужителей Вологодской и Великоустюгской епархии.
Ключевые слова: архиепископ Михаил (Мудьюгин); Вологодская и Великоустюгская епархия; Русская Православная Церковь; 1000-летие Крещения Руси; государственно-церковные отношения
Прекращение существования СССР, окончательно зафиксированное документально в декабре 1991 г., означало для Русской Православной Церкви (РПЦ) и других религиозных организаций страны снятие запретов и ограничений, касающихся разных сторон их деятельности, а для населения -полноценную реализацию прав и свобод, связанных с принадлежностью к вероисповеданию. Заметные по сравнению с длительным периодом, где жестко проявлялась атеистическая борьба, послабления по отношению к Церкви со стороны государства стали появляться еще в 1980-е гг. Этому послужили либеральные и установки «перестройки» - нового общественно-политического курса, направленного на перемены в советском социуме и экономике, а также широкое торжественное празднование 1000-летия Крещения Руси.
В обозначенных обстоятельствах еще при СССР в некоторых епархиях стали открываться новые приходы (особенно начиная с осени 1987 г.1), Церкви передавались здания ликвидированных еще до 1940 г. монастырей, допускалось проведение культурно-массовых мероприятий, посвященных православной тематике и предполагавших участие в них представителей духовенства.
1 Кашеваров А.Н. Государственно-церковные отношения в период «Перестройки» 1985 - 1991 гг. // Terra Lingüistica. 2015. № 1 (215). С. 110.
Однако правовые изменения, снявшие ограничения, более семидесяти лет делавшие социальное и миссионерско-катехизическое служение невозможным, последовали только с принятием осенью 1990 г. Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», а также российского республиканского Закона «О свободе вероисповеданий»2. Положениями этих нормативно-правовых актов религиозные организации наделялись правами юридического лица. Кроме того легитимировалось их участие в общественной жизни, а также социально-каритативная, просветительская деятельность и деятельность церковных СМИ.
После краха СССР в 1991 г. эти законы стали воплощаться особенно активно . Учитывая позитивную значимость этого факта, нельзя забывать, что Церковь получила новые социальные возможности впервые за многие десятилетия. За это время были утрачены традиции, накопленные в дореволюционный период, а зарубежный опыт4, к которому можно обратиться в настоящее время, был недоступен.
Епископат и приходское духовенство РПЦ оказались перед лицом новых, ранее незнакомых им проблем, требовавших активного личного вовлечения, серьезных душевных и интеллектуальных усилий. Детальное рассмотрение на уровне отдельной епархии вопроса о том, как проходил процесс реорганизации Церкви в условиях открывшихся прав и свобод в конце 1980-х - начале 1990-х гг. - весьма актуальная задача для современных историко-богословских исследований.
В рамках данной статьи попытка ее решения на примере Вологодской епархии РПЦ, которую в тот период времени, возглавлял архиепископ Михаил (Мудьюгин). Его по праву называют одним из самых высоко образованных, интеллигентных и заметных по своим личностным качествам представителей отечественного епископата советского периода5. Приняв управление Вологодской и Великоустюгской епархией в конце 1979 г., владыка Михаил (Мудьюгин) ушел с этого поста на покой в 1993 г. Пребывание на Вологодской епископской кафедре особенно в последние годы было насыщено радостными для Церкви событиями. Одновременно оно было сопряжено с рядом трудностей, которые приходилось решать.
Объективным источником сведений, позволяющих выстраивать суждения о том, каковы были обстоятельства церковного служения владыки Михаила (Мудьюгина) на фоне трансформаций государственно-религиозных отношений, служит фонд Архива Вологодского епархиального управления. В ней
2 Джораева С.В. Особенности правового регулирования государственно-церковных отношений в 1990-е гг. -начало XXI в. // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 24.
3 Балабейкина О. Историко-географические аспекты территориальной организации Православной Церкви в России // Псковский регионологический журнал. 2014. №19. 2014. С. 68.
4 Балабейкина О. А., Янковская А.А. Православная Церковь Финляндии на современном этапе // Церковь. Богословие. История. 2024. № 5. С. 96.
5 Языкова И. Епископ-интеллигент: портрет на фоне эпохи. К столетию со дня рождения архиепископа Михаила Мудьюгина // Страницы: богословие, культура, образование. 2012. № 1. С. 124-135.
содержатся указы, циркуляры и иные документы за подписью правящего архиерея, изданные в указанный период.
Опубликованных трудов на тему, совпадающую с той, что заявлена в представленной статье, в научном обороте не имеется. Близка к ней по части содержания только размещенная в электронном виде на официальном интернет-сайте Московской Сретенской Духовной Академии статья Алексея Жамкова, посвященная состоянию Вологодской епископии в период, датируемый 1943-1991 гг.6.
Существенную опору для того, чтобы почерпнуть необходимые фактические сведения о личности архиепископа Михаила (Мудьюгина) и некоторых обстоятельствах его служения, можно также обнаружить в работах
7 8 910
прот. Константина Костромина , свящ. Андрея Игнатьева и Н.А. Тарнакина и др.11.
Позитивные изменения во взаимоотношениях Церкви и государства, упомянутые выше и пришедшиеся на последние годы епископства владыки Михаила (Мудьюгина), стали заметно проявляться на этапах подготовки к общегосударственному празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Причем, за несколько лет до него. К тому времени, когда на правительственном уровне было принято решение придать этому празднованию широкий формат, архиепископ Михаил (Мудьюгин) уже длительное время участвовал в представительстве Церкви на международным поле в рамках конференций и официальных делегаций высокого ранга. Поэтому неудивительно, что он был привлечен в качестве члена специально созданной Синодальной комиссии, разрабатывавшей и утверждавшей различные торжественные и знаковые мероприятия. Многие из них проходили и в Вологодской и Великоустюгской епархии. В ее пределах тоже была создана специальная комиссия, первое заседание которой состоялось в апреле 1987 г., а в августе этого же года владыка Михаил (Мудьюгин) уведомил настоятелей приходов об утвержденном перечне специальных мероприятий, сопровождавших празднование 1000-летия Крещения Руси. В их перечне значились «проведение епархиальной конференции, послания правящего Архиерея, благодарственные молебны с крестными ходами и водосвятием, организация выставки «Жизнь и деятельность Вологодской епархии в ее историческом прошлом и настоящем»12
6 Жамков Алексей История Вологодской епархии в 1943-1991 гг. // Официальный сайт Московской Сретенской Духовной Академии. Режим доступа: https://sdamp.ru/news/n2263/?ysclid=lxf25zr4p40538585
7 Костромин К.,прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) как студент, ректор и профессор Санкт-Петербургских (Ленинградских) духовных школ // Христианское чтение. 2012. № 2. С. 4-42.
8 Игнатьев А., свящ. Богословское наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 25-40.
9 Тарнакин Н.А. К вопросу об особенностях церковноправового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980-1992 гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(4). С. 177-191.
10 Тарнакин Н.А. Отдельные аспекты богословского наследия архиепископа Михаила (Мудьюгина) (1912-2000) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 2(4). С. 216-236.
11 Материалы круглого стола, посвященного 20-летию со дня кончины архиепископа Михаила (Мудьюгина) / К. А. Костромин, Д. Ю. Лушников, Е. В. Палюлин [и др.] // Труды кафедры богословия Санкт -Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(5). С. 86-108.
12 Архив Вологодского епархиального управления. Циркуляр №9/45 от 17.08.1987 г.
и др. Кроме того, настоятели храмов Вологодской епархии призывались архиереем к инициативной организации возможных в существовавших на тот момент условиях праздничных мероприятий в рамках каждого из приходов.
Празднование 1000-летия Крещения Руси включало также награждение почетными знаками особо отличившихся в трудах на благо Церкви представителей духовенства и мирян. В этой связи владыка Михаил (Мудьюгин) направил на приходы Вологодской епархии циркуляр, которым настоятелям приходов предписывалось срочно представить в епархиальное управление соответствующие сведения. В документе, обращенном к настоятелям храмов, говорится: «Прошу в пятидневный срок сообщить в Епархиальное управление фамилию, имя и отчество церковных тружеников (членов церковных советов и др.), которых Вы считаете возможным представить к награждению архиерейскому или патриаршему в связи с
13
предстоящим празднованием 1000-летия Крещения Руси» . Учитывая ограниченность технических возможностей для экстренного сбора и передачи информации, имевшую место в конце 1980-х гг., указанный для выполнения требований правящего архиепископа срок представляется крайне ограниченным. Однако следует принять во внимание обстоятельства внешнецерковного служения и очень высокой степени загруженности владыки Михаила (Мудьюгина), который с начала до середины февраля 1988 г. находился в Германии в качестве выступающего с докладом на Епископской конференции Римско-католической церкви14.
Само празднование 1000-летия Крещения Руси прошло в Вологодской епархии довольно ярко, особенно в контексте общественно-политических реалий того времени. В зале Вологодской областной государственной филармонии им. В.А. Гаврилина состоялся торжественный вечер с чтением историко-церковных просветительских лекций. Затем прошла епархиальная конференция. Все это можно назвать знаковыми событиями того времени.
Владыка Михаил (Мудьюгин) стал деятельным участником церковной канонизации праведного Николая Вологодского (Рынина). В 1988 г. Церкви была возвращена кладбищенская часовня, выстроенная над могилой почитаемого угодника Божия в 1914 г. В день его прославления 03 июля 1988 г. состоялся молитвенный крестный ход от кафедрального собора г. Вологды к восстановленной часовне.
Впервые за весь период прежнего архиерейского служения владыки последовала регистрация новой общины, образованной вокруг переданного Церкви поруганного в советское время здания храма в честь Святой Живоначальной Троицы г. Тотьма. Эта радостное событие сопровождалось трудностями, которые необходимо было преодолевать. Состояние того, что осталось от храмового сооружения, архиепископ Михаил (Мудьюгин) описывал как плачевное, указывая, что в нем «нет не только иконостаса, но
13 Архив Вологодского епархиального управления. Циркуляр №34 от 29.02.1988 г.
14 Жамков Алексей История Вологодской епархии в 1943-1991 гг. // Официальный сайт Московской Сретенской Духовной Академии. Режим доступа: https://sdamp.ru/news/n2263/?ysclid=lxf25zr4p40538585
даже ни одной иконы, не говоря уже о церковной утвари»15. Сам владыка, несмотря на острую нехватку денежных средств в бюджете Вологодской епархии, распорядился выделить на восстановительные работы 10 тыс. руб. В специально изданном циркуляре он призывает к целевым сборам духовенство и мирян Вологодской епархии, выражая надежду и пожелание, что «выделяемые суммы будут со стороны сравнительно крупных приходов составлять тысячи (а по возможности и десятки тысяч) рублей, а со стороны относительно небольших приходов - хотя бы сотни»16. Важно отметить, что, согласно тексту приведенного документа, владыка Михаил (Мудьюгин) сам являет пример оказания посильной денежной помощи, именно таковым призывая других оказывать ее.
Труды на поприще восстановления Свято-Троицкого храма в г. Тотьма принесли свои плоды. В условиях острого дефицита строительных и отделочных материалов того времени, еще не сформировавшихся традиций церковной благотворительности и в целом отсутствия крупных материальных возможностей, к 1990 г. у церковного здания был восстановлен купол, а в 1991 г. его увенчал крест. Вскоре была возведена кровля, вставлены окна, облагорожены стены. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) мог быть свидетелем этого возрождения.
В период управления владыкой Вологодской епархией произошли важные в ее истории события, связанные агиографическим потенциалом епископии. Весной 1988 г. из фондов Вологодского историко-краеведческого музея Церкви передали мощи св. прп. Феодосия Тотемского. В период управления епархией владыкой Михаилом (Мудьюгиным) они пребывали в Лазаревском храме Вологды, а в 1994 г. уже при его преемнике епископе Максимилиане (Лазаренко) перенесены в г. Тотьма.
В 1990 г. в запасниках археологического отдела историко-краеведческого музея г. Череповца были обнаружены святые мощи подвижника XVII в. Евфросина Синозерского. В июне 1991 г. они были возвращены Церкви, а местом пребывания святыни архиеписоп Михаил (Мудьюгин) определил храм в честь Казанской иконы Божией Матери г.Устюжна. Обретение мощей дало начало празднованию памяти св. Евфросина Синозерского еще и 14 июня. В 1991 г. оно сопровождалось крестным ходом из села Долоцкое Устюженского р-на в д. Пустынь Чадогощенского р-на - места, связанные с житием святого подвижника Божия.
Владыка Михаил (Мудьюгин) рапортовал об этих событиях в Московскую Патриархию 17 июня 1991 г. и получил Патриаршую
17
положительную резолюцию .
Вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси в стране последовали еще большие изменения церковно-государственных отношений. Существенные возможности для разнообразной церковной деятельности открылись в октябре 1990 г. в связи с принятием Верховным Советом СССР
15 Архив Вологодского епархиального управления. Циркуляр от 21.11. 1988 г.
16 Там же.
17 Архив Вологодского епархиального управления. Входящее письмо №1941 от 01.07. 1991 г.
закона «О свободе совести и религиозных организациях». Закрепленные в его положениях нормы повлекли за собой принципиальные нововведения в епархиальной жизни. Не в последнюю очередь они были связанны с просветительской и миссионерско-катехизической работой. Владыка Михаил (Мудьюгин) считал необходимым использовать легитимные теперь возможности для проведения катехизических бесед с лицами, желающими принять участие в церковных Таинствах Крещения и Венчания. Кроме того, последовали его указания об открытии приходских воскресных школ для детей и взрослых.
Учитывая исторический контекст, необходимо признать, что в тот период подобного рода деятельность была сопряжена с огромными сложностями. У подавляющей части священнослужителей не имелось богословского образования, не говоря уже о навыках проведения катехизических или преподавания Закона Божия. Ситуация усугублялась полным отсутствием опубликованных методических и содержательных разработок для организации
процесса обучения в воскресной школе, а публикации, дореволюционного
18
периода, к которым принято обращаться в качестве основы и сейчас , большинству были недоступны.
Однако внедрить это начинание в Вологодской епархии на фоне уже имевшегося опыта в других епископиях Русской Православной Церкви, было необходимо. Поэтому 15 марта 1991 г. архиепископ Михаил (Мудьюгин) подписал циркуляр19, в котором обращался к настоятелям приходов. В
документе говорится «...благословляю и настоятельно советую в кратчайшие
20
сроки начать обучение детей основам православного вероучения» . При этом владыка не ограничивает организационную инициативу духовенства в этом вопросе, выражая понимание к объективным трудностям, с которыми придется столкнуться священникам, поэтому он добавляет: «Занятия можно проводить в
любом удобном для этой цели помещении, в любое, свободное от школьных
21
занятий и праздничных богослужений время» . В документе говорится и о том, что в ближайшее время программа обучения в воскресной школе будет разработана на общеепархиальном уровне. Имея прекрасное личное образование и многолетний преподавательский опыт в Ленинградских духовных школах, владыка Михаил (Мудьюгин) понимал значимость серьезного подхода к обучению и методического обеспечения учебного процесса.
Но до принятия и внедрения образца программы для воскресных школ на приходах Вологодской епархии, священникам следовало разработать авторскую и руководствоваться ею. Некоторые общие рекомендации,
18 Быканов А. С. Изучение Священной истории Ветхого и Нового Заветов в рамках предмета «Закон Божий» в церковно-приходских школах в конце XIX - начале XX в. (по материалам отчетов Тамбовского епархиального училищного совета) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024. № 1(26). С. 124-142.
19 Архив Вологодского епархиального управления. Циркуляр от 15.03. 1991 г.
20 Там же.
21 Там же.
призванные помочь с этим, владыка Михаил (Мудьюгин) внес в
22
рассматриваемый циркуляр .
В начале 1990-х гг. на всей территории страны, и в Вологодской епархии в частности, начался процесс передачи Церкви национализированных в советский период храмовых зданий, используемых под различные государственные нужды. В связи с этим летом указанного года из Управления делами Московской Патриархии пришел телеграфный запрос, в котором значилось предписание представить список таких церквей, а также церковных зданий иного назначения в г. Вологде и Вологодской области. Владыка Михаил (Мудьюгин) вскоре переслал ответ, в котором обозначал такие объекты в Вологде и указал, что подобный список по всей области требует больших
23
затрат времени сил .
Однако отдельным документом им были перечислены: Спасо-Прилукский монастырь, используемый в качестве музея, храм в честь св. Антипы, занятый под гараж облздравотдела, Софийский собор (музейный комплекс), храм в честь свв. Равноап. Константина и Елены (мастерские ТЮЗа), Скулябинская богадельня, храм в честь Покрова Божией Матери «на Торгу» (склад пединститута), храм Сретения Господня (общежитие)24.
События в истории Церкви тогда развивались очень динамично. На фоне роста числа приходов в самом начале 1991 г. Спасо-Прилукский монастырь был частично передан Вологодской епархии. Это было знаковым событием, поскольку длительные десятилетия ни одной обители в пределах епископии не было. Вопрос об этом ставился в послевоенные годы, но менее благоприятных общественно-политических условиях был решен отрицательно.
Тогда же была предпринята попытка открыть пастырские курсы, также не
25
увенчавшаяся успехом . Зато в период управления Вологодской и Великоустюгской епархией владыкой Михаилом (Мудьюгиным) в ней было открыто епархиальное училище (1991 г.). В дальнейшем оно было преобразовано в Вологодскую духовную семинарию.
Позитивные изменения в государственно-религиозных отношениях заката советского и начального постсоветского периода совпали с последними годами пребывания архиепископа Михаила (Мудьюгина) на Вологодской кафедре. Однако его деятельность на благо Церкви в открывшихся тогда обстоятельствах была активной и разнообразной.
22 Там же.
23 Архив Вологодского епархиального управления. Исходящее письмо от 06.08. 1990 г.
24 Архив Вологодского епархиального управления. Ведомость зданий г. Вологды, перспективных в аспекте их возвращения в ведение Вологодского епархиального управления для возобновления их использования по прямому назначению.
25 Жамков Алексей История Вологодской епархии в 1943-1991 гг. // Официальный сайт Московской Сретенской Духовной Академии. Режим доступа: https://sdamp.ru/news/n2263/?ysclid=lxf25zr4p40538585
Источники
1. Архив Вологодского епархиального управления. Циркуляры 1980-1999. Машинопись.
Литература
1. 1.Балабейкина О.А. Историко-географические аспекты территориальной организации Православной Церкви в России // Псковский регионологический журнал.2014. №19. С. 64-73.
2. Балабейкина О.А., Янковская А.А. Православная Церковь Финляндии на современном этапе // Церковь. Богословие. История. 2024. № 5. С. 93-99.
3. Быканов А.С., свящ. Изучение Священной истории Ветхого и Нового Заветов в рамках предмета «Закон Божий» в церковно-приходских школах в конце XIX - начале XX в. (по материалам отчетов Тамбовского епархиального училищного совета) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2024. № 1(26). С. 124-142.
4. Джораева С.В. Особенности правового регулирования государственно-церковных отношений в 1990-е гг. - начало XXI в. // Право и государство: теория и практика. 2020. № 1 (181). С. 24-26.
5. Жамков Алексей. История Вологодской епархии в 1943-1991 гг. // Официальный сайт Московской Сретенской Духовной Академии. Режим доступа: https://sdamp.ru/news/n2263/7ysclidHxf25zr4p40538585
6. Игнатьев А., свящ. Богословское наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина) // Ипатьевский вестник. 2023. № 1. С. 25-40. DOI: 10.24412/2309-5164-2023-1-25-40
7. Кашеваров А.Н. Государственно-церковные отношения в период «Перестройки» 1985 -1991 гг. // Terra Lingüistica. 2015. № 1 (215). С. 109-115.
8. Костромин К.,прот. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) как студент, ректор и профессор Санкт-Петербургских (Ленинградских) духовных школ // Христианское чтение. 2012. № 2. С. 4-42.
9. Материалы круглого стола, посвященного 20-летию со дня кончины архиепископа Михаила (Мудьюгина) / К. А. Костромин, Д. Ю. Лушников, Е. В. Палюлин [и др.] // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(5). С. 86-108. DOI 10.47132/2541-9587_2020_1_86.
10. Тарнакин Н.А. К вопросу об особенностях церковноправового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980-1992 гг.) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(4). С.177-191. DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10014
11. Тарнакин Н.А. Отдельные аспекты богословского наследия архиепископа Михаила (Мудьюгина) (1912-2000) // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 2(4). С. 216-236. DOI 10.24411/2541-9587-2019-10022.
12. Языкова И. Епископ-интеллигент: портрет на фоне эпохи. К столетию со дня рождения архиепископа Михаила Мудьюгина // Страницы: богословие, культура, образование. 2012. № 1. С. 124-135.
Vishnyakov Andrey Pavlovich (Abbot Joasaph) Master of Theology, Postgraduate student
The activity of Archbishop Mikhail (Mudyugin) against the background of the transformation of church-state relations in the late 1980s and early 1990s.
Abstract: The article describes the events of the final period of Archbishop Mikhail (Mudyugin) at the church obedience as the head of the Vologda and Veliky Ustyug diocese. The events are considered in the context of social and legal changes that took place in the USSR-Russia in the late 1980s and early 1990s. The empirical basis of the study became the documents stored in the archives of the Vologda Diocesan Administration. Despite his advanced age, Archbishop Mikhail (Mudyugin) showed high personal qualities and administrative talents during a difficult period for the state and the Church. He supported initiatives related to the opportunities emerged in the early 1990s in the field of educational and missionary-catechetical activities of the Church and called upon the clergy of the Vologda and Veliky Ustyug diocese to participate in these activities.
Keywords: Archbishop Mikhail (Mudyugin); Vologda and Veliky Ustyug Diocese; Russian Orthodox Church; 1000th anniversary of the Baptism of Rus; state-church relations.
References
• Balabeikina O.A. Istoriko-geograficheskie aspekty' territorial'noj organizacii Pravoslavnoj Cerkvi v Rossii. [History of Territorial Dispersal of Orthodoxy in Russia]. Pskovskij regionologicheskij zhurnal, 2014, no 19, pp. 64-73.
• Balabejkina O. A., Yankovskaya A.A. Pravoslavnaya CerkoV Finlyandii na sovremennom e tape. [The Orthodox Church of Finland at the Present Time]. Cerkov\ Bogoslovie. Istoriya, 2024, no 5, pp. 93-99.
• By'kanov A. S. Izuchenie Svyashhennoj istorii Vetxogo i Novogo Zavetov v ramkax predmeta «Zakon Bozhij» v cerkovno-prixodskix shkolax v konce XIX - nachale XX v. (po materialam otchetov Tambovskogo eparxiafnogo uchilishhnogo soveta). [Studying of the Sacred History of the Old and New Testaments within the framework of "The Law of God" course in parish schools at the end of the 19th - beginning of the 20th centuries (based on reports from Tambov Diocesan School Council)]. Bogoslovskij sbornik Tambovskoj duxovnoj seminarii, 2024, no 1(26), pp. 124-142.
• Dzhoraeva S.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya gosudarstvenno-cerkovny'x otnoshenij v 1990-e gg. - nachalo XXI v. [Features of Legal Regulation of State-Church Relations in the 1990s. - The Beginning of the 21st]. Pravo i gosudarstvo: teoriya ipraktika, 2020, no 1 (181), pp. 24-26.
• Zhamkov Aleksej. Istoriya Vologodskoj eparkhii v 1943-1991 gg. // Oficial'nyj sajt Moskovskoj Sretenskoj Dukhovnoj Akademii. Rezhim dostupa: https://sdamp.ru/news/n2263/?ysclid=lxf25zr4p40538585
• Ignat'ev A., sviashch. Bogoslovskoe nasledie arkhiepiskopa Mikhaila (Mud'iugina). [The theological legacy of archbishop Mikhail (Mudyugin)]. Ipat'evskii vestnik, 2023, no 1, pp. 2540.
• Kashevarov A.N. Gosudarstvenno-cerkovnye otnosheniya v period «Perestrcjkl» 1985 - 1991 gg. [The relations between the state and the Church in the period of " Perestroika" 1985-1991]. TerraLinguistica, 2015. no 1 (215), pp. 109-115.
• Kostromin K., prot. Arkhiepiskop Mikhail (Mud'iugin) kak student, rektor i professor Sankt-Peterburgskikh (Leningradskikh) dukhovnykh shkol [Archbishop Mikhail (Mudyugin) as a student, rector and professor of St. Petersburg (Leningrad) Theological Academy]. Khristianskoe chtenie, 2012, no 2, pp. 4-42.
• Materialy kruglogo stola, posviashchennogo 20-letiiu so dnia konchiny arkhiepiskopa Mikhaila (Mud'iugina) / K. A. Kostromin, D. Iu. Lushnikov, E. V. Paliulin [i dr.]. [Materials of the Round Table Dedicated to the 20th Anniversary since the Repose of Archbishop Michael (Mudyugin)]. Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii, 2020, no 1(5), pp. 86-108.
• Tarnakin N.A. K voprosu ob osobennostiakh tserkovnopravovogo myshleniia arkhiepiskopa Mikhaila (Mud'iugina) (na materialakh ukazov o kanonicheskikh preshcheniiakh 1980-1992 gg.). [To the issue of the peculiarities of church legal thinking archbishop Michael (Mudyugin) (based on the decrees on the canonical penalties of 1980-1992)] Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii, 2020, no 1(4), pp.177-191.
• Tarnakin N.A. Otdel'nye aspekty bogoslovskogo naslediia arkhiepiskopa Mikhaila (Mud'iugina) (1912-2000). [Selected aspects of theological heritage archbishop Michael (Mudyugin) (1912-2000)]. Trudy kafedry bogosloviia Sankt-Peterburgskoi Dukhovnoi Akademii. 2019, no 2(4), pp.216-236.
• Iazykova I. Episkop-intelligent: portret na fone epokhi. K stoletiiu so dnia rozhdeniia arkhiepiskopa Mikhaila Mud'iugina.[The bishop is an intellectual: a portrait against the background of an epoch. On the centenary of the birth of Archbishop Mikhail Mudyugin]. Stranitsy: bogoslovie, kul'tura, obrazovanie. 2012, no 1. pp. 124-135.