Научная статья на тему 'Деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений Нижегородской области в вопросах и ответах'

Деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений Нижегородской области в вопросах и ответах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / DISPENSARY HEALTH UNITS’ ACTIVITIES / PUBLIC HEALTH ORGANISATIONS / MANAGEMENT SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соколов Илья Валерьевич

Цель: проведение конструктивной оценки деятельности амбулаторнополиклинических учреждений Нижегородской области. Метод или методология проведения работы: анкетирование. Результаты: разработаны и внедрены рекомендации, способствующие, повышению деятельности АПУ. Область применения результатов: социология управления, социология медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соколов Илья Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS ABOUT SOCIAL-SAFE ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL1OOO VOLKSWAGEN Group Rus

Purpose: structural assessment of Nizhny Novgorod dispensary health units activities. Methodology: questionnaires. Results: recommendations, promoting boost of dispensary health units’ activities, were worked out and implemented. Practical implications: management sociology, medicine sociology.

Текст научной работы на тему «Деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений Нижегородской области в вопросах и ответах»

УДК 316.4

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Соколов И.В.

Цель: проведение конструктивной оценки деятельности амбулаторнополиклинических учреждений Нижегородской области.

Метод или методология проведения работы: анкетирование.

Результаты: разработаны и внедрены рекомендации, способствующие, повышению деятельности АПУ.

Область применения результатов: социология управления, социология медицины.

Ключевые слова: деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений; организация здравоохранения, социология управления.

STUDENTS ABOUT SOCIAL-SAFE ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

Sokolov I.V.

Purpose: structural assessment of Nizhny Novgorod dispensary health units activities.

Methodology: questionnaires.

Results: recommendations, promoting boost of dispensary health units’ activities, were worked out and implemented.

Practical implications: management sociology, medicine sociology.

Keywords: dispensary health units’ activities; public health organisations, management sociology.

Важную роль в современных условиях играет применение социологических методов для управления деятельностью амбулаторно-поликлинических учреждений, которые представляют собой соединительное звено между системой здравоохранения Российской Федерации и населением страны. Использование любых социологических методов позволяет подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, не совершая управленческих ошибок на практике, а лишь моделируя ту или иную ситуацию.

Являясь крупным промышленным центром, обладая мощным производственным, людским потенциалом и развитой инфраструктурой Нижний Новгород должен задавать уровень качества оказания медицинской помощи населению для многих городов. В связи с этим данное социологическое исследование проводилось именно Нижегородской области.

Базой исследования были выбраны несколько десятков поликлиник Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В анкетировании принимали участие все желающие заместители главных врачей (26%), заведующие отделением (24%), врачи (50%). Объем выборки составил - 100 человек, из них 70% женщин и 30% мужчин. Возраст респондентов от 34 до 72 лет, средний возраст по группе - 49,9 лет. Условия, в которых проводилось исследование, были одинаковы для всех респондентов, опрашиваемые врачи отвечали на вопросы анкеты в индивидуальном порядке.

Целью данного исследования была поставлена выработка ряда рекомендаций, которые могли бы способствовать повышению эффективности деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, в частности Нижегородских.

В качестве основных задач проведенного анкетирования были выделены следующие: разработка анкеты, проведение анкетирования для проведения в

дальнейшем комплексной оценки амбулаторно-поликлинических учреждений Нижегородской области.

Совершенствование организации работы медицинских учреждений и процессов внутрибольничного управления является сейчас основным стратегическим направлением реформирования системы здравоохранения в целом [6, 10]. Об этом свидетельствуют и данные полученные в ходе исследования: из общего числа опрошенных 20% довольны организацией труда в коллективе, 38% удовлетворены ей в большей степени, но 12% организация труда устраивает частично, а 30% выражают свое недовольство касательно данного вопроса (Рис. 1).

12%

38% 30% 22% 8%

20%

■ Устраивает ■ Устраивает в большей степени

Частично устраивает ■ Скорее не устраивает

Не устраивает

Рис. 1. Степень удовлетворенности организацией труда в коллективе

Для продвижения в этом направлении потребуется освоение наиболее передовых приемов и методов управления, известных из мирового опыта, которые были пригодны как для использования в государственном так и в частном

секторах здравоохранения. Они должны опираться преимущественно на экономические рычаги, а не на административные, и значит, в полной мере соответствовать социально-экономической реалиям страны [7, 8].

По данным опроса большая часть респондентов считает, что отношение работников в их амбулаторно-поликлиническом учреждении положительно относится к тем условиям, в которых они работают (25% - положительно, 40% -скорее положительно). Не уверены в своих сотрудниках 14% анкетируемых, и 21% считает, что отношение их сотрудников к условиям работы - отрицательное (15% - скорее отрицательное, 6% - отрицательное) (рис.2).

■ Положительное ■ Скорее положительное ■ Затрудняюсь ответить

■ Скорее отрицательное ■ Отрицательное

Рис. 2. Отношение сотрудников коллектива амбулаторно-поликлинических учреждений к условиям труда

Столь высокий процент недовольства можно легко объяснить тем фактом, что на вопрос о состоянии материально-технической базы учреждения, в котором работают респонденты, 21% опрошенных врачей отозвались негативно, 50% исследуемой группы считают, что в медицинских учреждениях, где они работают материально-техническая база приемлема, но не скрывают, что

многие виды оборудования требуют замены, 16% опрошенных считают МТБ удовлетворительной и лишь 8% твердо уверены в том, что база действительно хорошая (Рис.3).

■ Плохая ■ Неудовлетворительная ■ Приемлемая

■ Удовлетворительная ■ Хорошая

Рис. 3. Характеристика материально-технической базы учреждения

Для решения этих проблем необходимо грамотно организовать процесс управления амбулаторно-поликлиническим учреждением как на локальном, так и на государственном уровне. Управлять медицинским учреждением - значит анализировать, принимать эффективные решения, организовывать их выполнение, контролировать и стимулировать труд больших и малых медицинских коллективов по выполнению намеченных задач. Задачами управления могут быть инновации, научно-обоснованное решение возникающих проблем, четкая регламентация деятельности, социальное развитие коллектива и т.д.

Под управлением понимается процесс выработки и реализации целенаправленных воздействий на какой-либо объект в интересах достижения определенных результатов, то есть заранее намеченной и осознанной цели на основе информации об объекте управления и внешней среде [3, 9].

Воздействие внешней среды сложно переоценить, тем более что к ней можно отнести пациентов, которые непосредственно являются и частью системы «Пациенты-Поликлиника». По данным опроса 8% респондентов считают, что пациенты абсолютно удовлетворены качеством оказания услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях Нижегородской области, 37% уверены в том, что качество - приемлемо, около половины опрошенных специалистов, 44%, отметили, что качество оказания услуг находится на среднем уровне и лишь 11% исследуемой группы (7% - качество недостаточно, 4% - низкое) определили качество - как низкое.

Качество оказания медицинских услуг, несомненно, очень важный параметр, характеризующий амбулаторно-поликлиническое учреждение, но уровень качества должен соотноситься с условиями оказания медицинских услуг. Проведенное исследование демонстрирует эту взаимосвязь (Рис.4) и стоит отметить, что респонденты оценили уровень удовлетворенности пациентов условиями оказания услуг несколько выше, нежели качеством. Высокую степень удовлетворенности отметили 6% опрошенных, приемлемую - 27%, среднюю -46%, недостаточную - 15%, а низкую - лишь 6%.

Таким образом можно со 100% уверенностью сказать, что условия оказания услуг являются одной из характеристик качества оказания медицинских услуг населению.

Следующим не менее важным параметром работы амбулаторнополиклинического учреждения является наличие очередей для получения медицинских услуг. Ликвидация очередей - это непростая, но необходимая задача для значительного повышения качества оказания услуг медицинскими учреждениями всех профилей.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Высокая Приемлемая Средняя ■ Недостаточная ■ Низкая

Рис. 4. Соотношение оценки степени удовлетворенности пациентов качеством,

оказанных услуг с условиями их оказания

Одной из наибольших сложностей является нехватка талонов на прием к узким специалистам и пациентам приходится обращаться за талонами не один раз, простаивая большие очереди. Как показало проведенное анкетирование 14% респондентов отмечают постоянно наличие очередей и, в связи с этим, сложность получения медицинских услуг, 4% опрошенных напротив отмечают полное отсутствие очередей в амбулаторно-поликлинических учреждениях, где они трудоустроены. Ровно треть респондентов, 33%, утверждают, что очереди -частое явление, 30% - иногда и 19% - редко (Рис.5). Таким образом имеет место следующая ситуация: половина респондентов открыто заявляет о данной проблеме, которая, по мнению пациентов является одной из наиболее важных в системе организации оказания медицинских услуг.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Да, постоянно ■ Часто ■ Иногда ■ Редко ■ Нет, никогда

Рис. 5. Наличие очередей для получения медицинских услуг в амбулаторнополиклинических учреждениях здравоохранения

Результаты проведенного исследования показали, что в амбулаторнополиклиническом звене здравоохранения присутствует много нерешенных проблем, но руководители не остаются к ним равнодушными и ищут пути их решения. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в вопросах совершенствования управления в настоящее время все отчетливее проявляются новые тенденции, которые представляют значительный интерес для отечественного здравоохранения [1, 2, 4, 5]:

1. Рациональная организация производства медицинских услуг, соответствующая целям и задачам медицинского учреждения.

2. Формирование гибкой структуры управления учреждением здравоохранения с четким распределением полномочий между руководителями, выбором конкретной схемы управления и последовательностью процедур принятия решений, организацией сбора релевантной информации, руководством потоковым движением ресурсов посредством современной компьютерной техники.

3. Информационное обеспечение управления при принятии управленческих решений, основанное на логистике, теории вероятности, теории игр.

4. Изменение принципов управления в зависимости от стратегических приоритетов, усиления программно-целевого управления при консолидации ресурсов учреждения на наиболее приоритетных направлениях на основе периодического изменения соотношений между централизацией и децентрализацией.

5. Совершенствование аппарат управления, предполагающее перегруппировку подразделений, изменение взаимосвязей между ними, перераспределение полномочий и ответственности, реорганизация внутренних структур, создание новых подразделений, изменение характера межучрежденсечких связей, создание промежуточных управленческих подразделений, где возникают проблемы.

6. Расширение функций управления, в том числе усиление стратегического планирования, прогнозирования, контроля качества услуг, совершенствование учета и отчетности на базе информатики и экономического анализа, оптимизации управления персоналом с активным использованием социальнопсихологических методов управления, расширение хозяйственных связей.

7. Глубокая хозяйственная перестройка деятельности медицинского учреждения, предполагающая изменение технологического процесса, углубление делового и научного сотрудничества в отрасли.

Отечественная система здравоохранения должна перенимать зарубежный опыт в области организации как системы здравоохранения в целом, так и системы качества оказания услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях, адаптируя его для использования в России. В целях совершенствования качества, оказываемых услуг, необходимо разработать технологию построения и внедрения модели оперативного управления медицинским учреждениям, алгоритм работы каналов и этапы обслуживания пациентов, порядок мониторинга потокового движения в медицинских учреждениях, создавая ее гибкой, для быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Список литературы

1. Аткинсон Э.Б., Стингиц Дж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник. Пер. с англ. Под ред. Л.Л. Любимова. М.:Аспект Пресс, 1995. 832с.

2. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. 368с.

3. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 384с.

4. Гнеденко Б.Б., Коваленко И.Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1996. 255с.

5. Ивченко Г.И., Каштанов В.А., Коваленко И.Н. Теория массового обслуживания. М.: Высшая школа, 1982. 256с.

6. Ключников И.И. Перспективы развития больниц: аналитический обзор/ Информационные системы и технологии в здравоохранении: Научные труды Российской научно-практической конференции 28-29 мая 2003 г. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2003. С. 49-52.

7. Кучеренко В.З., Семёнов В.Ю., Гришин В.В., Сырцова Л.Е. Реформирование здравоохранения за рубежом. М., 2000. 96с.

8. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 520с.

9. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 248с.

10. Щепин В.О. Структурные преобразования в здравоохранении: Монография. М.: ТОО «Рарочъ», 1997. 224с.

References

1. Atkinson A. B., Stiglitz J. E. Lektsii po ekonomicheskoy teorii gosu-darstvennogo sektora [Lectures on Public Economics]. M.: Aspect Press, 1995. 832 p.

2. Anfilatov V. S., Emeljanov A. A., Kukushkin A. A. Sistemnyj analis v upravlenii [System Analysis in Management]. M.: Finansy I statistika, 2002. 368 p.

3. Arkhipova N. I., Kul’ba V. V., Kosjacehnko S. A., Tchankhieva F. J. Issle-dovanie system upravleniya [Research on Management Systems]. M.: Izdatel’stvo PRIOR, 2002. 384 p.

4. Gnedenko B. B., Kovalenko I. N. Vvedenie v teoriju massovogo obsluz-hivanija [Introduction to the Mass Service Theory]. M.: Nauka, 1996. 255 p.

5. Ivchenko G. I., Kashtanov V. A., Kovalenko I. N. Teorija massovogo obsluzhivanija [Mass Service Theory]. M.: Vysschaja shkola, 1982. 256 p.

6. Kljuchnikov I. I. Perspectivy razvitija bol’nic: analiticheskij ob-

zor/Informacionnye sistemy i technologii v zdravoochranenii: nauchnye Trudy Rossi-jskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 28-29 maja 2003 [Challenges in Hospitals Development: Analytic Survey/Health service Information and Technologies: Scientific work of Russian research-to-practice conference May 28-29, 2003]. M.: RIO CNIIOIS, 2003. pp. 49-52.

7. Kutsherenko V. Z., Semjonov V. J., Grishin V. V., Syrcova L. E. Reformi-rovanie zdravookhranenija za rubezhom [Health Service Reforming Abroad]. M., 2000. 96p.

8. Lisicyn J. P. Obshestvennoe zdorovje I zdravoohranenie [Social health and health service]. M.: GEOTAR-MED, 2002. 520 p.

9. Smirnov E. A. Teorija organizacii [Organisation theory]. M.: INFRA-M, 2002. 248 p.

10. Shjepin V. O. Strukturnye preobrasovanija v zdravookhranenii [Structural reforms in health Service]. M.: TOO Rarotsh, 1997. 224 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Соколов Илья Валерьевич, референт управления производством ООО «Фольксваген Г руп Рус», аспирант факультета социальных наук

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского пр. Гагарина, д.23, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603950, Россия

e-mail: unn@unn.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sokolov Ilya Valeryevich, referent for Production Management OOO VOLKSWAGEN Group Rus, candidate of social sciences faculty

Nizhegorodskiy Lobachevskiy State University

23 Gagarin Ave., Nizhny Novgorod, Nizhniy Novgorod Region, 603950, Russia e-mail: unn@unn.ru

Рецензент:

Доютова М.В., доцент, к.м.н., кафедра медицинской экспертизы, факультет повышения квалификации врачей института последипломного образования ГОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.