Научная статья на тему 'Деятельность администрации Западной Сибири в 1905 -1914 гг'

Деятельность администрации Западной Сибири в 1905 -1914 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГУБЕРНАТОР / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / LOCAL MANAGEMENT / GOVERNOR / WEST SIBERIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гермизеева Виктория Викторовна

В статье на основе архивных материалов и периодической печати анализируется деятельность губернаторов и губернских правлений Западной Сибири в 1905-1914 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of administrations of West Siberia in 1905-1914

In the article on the base of archive material and periodic there is analyzed activity of governor and administrations of West Siberia in 19051914.

Текст научной работы на тему «Деятельность администрации Западной Сибири в 1905 -1914 гг»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

уДК 947:353 (571.1) в. В. ГЕРМИЗЕЕВА

Омский государственный технический университет

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1905-1914 гг.

В статье на основе архивных материалов и периодической печати анализируется деятельность губернаторов и губернских правлений Западной Сибири в 1905-1914 гг. Ключевые слова: местное управление, губернатор, Западная Сибирь.

Деятельность западносибирской администрации была напрямую связана со всеми сторонами жизни края. От политики высшей местной власти зависело обеспечение продовольствием населения, состояние медицинской и ветеринарной помощи, положение уездных учреждений и должностных лиц и прочее. Каждое из перечисленных направлений может стать темой для самостоятельного исследования. Мы остановимся лишь на общей характеристике деятельности администрации по стабилизации общественнополитической ситуации в регионе, по надзору за работой уездных учреждений, городского самоуправления, по решению вопросов, связанных с обеспечением продовольствием населения.

В исследуемый период общественно-политическая ситуация была достаточно нестабильной. Период Первой русской революции 1905—1907 гг. стал своеобразным испытанием для центральных и местных органов власти. Высшая местная бюрократия стремилась выработать проекты улучшений, сохранить спокойствие среди населения, но, как отмечали современники, со временем «все заботы правительственных агентов в Сибири» стали выражаться только в одних репрессиях, что вело к росту оппозиционных настроений в отношении администрации.

Для подавления революции правительство использовало все свои силы. Губернии и области объявлялись на военном положении. Так, 23 декабря 1905 г. указом царя были объявлены на военном положении Томск и все уезды Томской губернии, прилегающие к Сибирской железной дороге (Каинский, Томский, Барнаульский и Мариинский), а также Тобольский, Тюменский, Курганский, Ишимский и Тюкалинский уезды Тобольской губернии, Петропавловский и Омский уезды Акмолинской области [1, с. 908].

В Тобольской губернии в конце 1905 г. в связи с болезнью губернатора А. П. Лаппа-Старженец-кого исполнение обязанностей начальника губернии было возложено на вице-губернатора А. Н. Трой-ницкого, который был известен как человек с «крутым нравом», считавший, что только наличие войск будет являться гарантией сохранения спокойствия в губернии. После введения военного положения он получил права временного генерал-губернатора, вскоре в Тобольск из Омска были присланы две роты солдат [2, с. 103]. Исполняющий обязанности томского временного генерал-губернатора К. С. Ноль-кен в начале января 1906 г. принял обязательное постановление о запрещении всех «сборищ в числе более трех человек», а также митингов и собраний [3]. Были усилены военные гарнизоны в городах.

Военное положение «превратилось в бесконечный процесс торможения обывателей, мелких приди-

рок, беспокойств и неприятностей». Престиж самой власти, ее идея, компрометировались и падали в глазах населения [4]. Со временем оно было заменено на положение чрезвычайной охраны, которое также было основано на расширении круга обязанностей и пределов власти существовавших административных учреждений по охране государственного порядка и общественной безопасности.

Поведение начальников губерний в этот период похоже на размышления мифического губернатора из фельетона: «В губернии должна быть крамола и губернатор должен с ней бороться. Тогда это губерния и губернатору идут и награды, и повышения, и суммы на экстренные расходы. Нет крамолы, должно быть в губернии какое-нибудь засилье и губернатор должен с этим засильем воевать. Но если нет ни крамолы, ни засилья, так что же это за губерния? В ней только заплесневеть можно губернатору» [5].

В ноябре 1905 г. был принят указ «О временных правилах о повременных изданиях», которым отменялись предварительная цензура и административные взыскания, устанавливался судебный порядок решения дел о печати. Губернаторы должны были осуществлять регистрацию открывающихся изданий. Согласно указу «О временных правилах об обществах и союзах», заявление о регистрации общества должно было подаваться губернатору, а затем в присутствие по делам об обществах, обязанности которого возлагались на общие присутствия губернского управления, в составе установленном для рассмотрения дел, касающихся городского общественного управления [6, с. 208].

Общество могло быть закрыто губернатором, если носило «антиобщественный характер». Это решение должно было утверждаться присутствием по делам об обществах и союзах. Одновременно был принят указ «О временных правилах о собраниях», по которому собрания под открытым небом могли проводиться только с разрешения полиции или губернатора [7].

По положению о выборах в Государственную думу 1907 г. общий надзор за правильным руководством выборов возлагался, под руководством министра внутренних дел, на губернаторов. В частности, им было предоставлено право требовать от подлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке выборов, давать указания к обеспечению правильного хода выборов. Они могли в порядке надзора выносить на обсуждение уездных и губернских по делам о выборах комиссий обнаруженные им недостатки. По окончании выборов выборное производство предоставлялось председателями избирательных собраний губернатору, который препровождал его в Государственную думу. Таким образом, на губернаторов

были возложены новые обязанности, требующие от них определенных знаний, умения разбираться в общественно-политической обстановке в стране.

В ситуации существования разных стадий чрезвычайного положения начальники губерний стремились посредством издания обязательных постановлений контролировать практически все стороны жизни населения. Так, согласно постановлению тобольского губернатора Д. Ф. Гагмана от 15 сентября 1909 г., был воспрещен созыв волостных и сельских сходов без разрешения крестьянских начальников, место жительство которых часто было удалено от селений участка более чем на 100 верст, что существенно затрудняло работу.

Деятельность томских администраторов по стабилизации общественно-политической ситуации часто негативно оценивалась в печати: «если вы заглянете в летописи работ губернской администрации», «то найдете беспрерывные кары, штрафы, наложенные и налагаемые на отдельных лиц, на учреждения и целые сельские общества» [8]. Подобные действия властей вели к падению их авторитета среди населения Западной Сибири.

Местные власти обязаны были следовать всей строгости закона и фиксировать любые изменения в настроении масс. Тем не менее при желании губернаторы могли представить положение губерний в необходимом для них свете. Например, томский губернатор П. К. Гран в секретном письме начальнику губернского жандармского управления И. П. Мазурину в марте 1913 г. просил подготовить политический обзор губернии за 1911 — 1912 гг. таким образом, чтобы «наилучшим образом осветить положение дела на местах» [9]. В целом деятельность администрации по стабилизации общественно-политической ситуации в регионе была направлена на усиление надзора и контроля, местные чиновники обязаны были фиксировать в отчетах состояние рабочего движения, деятельность профсоюзов, настроение интеллигенции и пр.

Уездное управление в Западной Сибири требовало внимания и поддержки губернской администрации. Губернаторы осуществляли контроль за деятельностью уездных учреждений, указывали на обнаруженные недостатки. Например, ревизия делопроизводства Омского уездного управления в 1905 г. выявила недочеты, которые являлись общими для всех уровней власти и были связаны в основном с организацией делопроизводства [10].

Одной из причин медленного решения вопросов в губернских управлений было ежегодное увеличения делопроизводства в подчиненных им структурах. Например, в канцелярии Омского уездного управления размер делопроизводства увеличился в 3,5 раза в за 1905— 1910 гг. В результате часто не было возможности отправить необходимые бумаги по требованию областного правления в установленные сроки, что в свою очередь замедляло сбор материала или вынесение определения в самом правлении. Поэтому решение какого-либо вопроса могло затянуться на несколько месяцев и более.

Имевшие место ревизии делопроизводства и деятельности уездных учреждений призваны были улучшить их работу, но многие проблемы оставались нерешенными. В частности, недостаточное кадровое и материальное обеспечение чинов в определенной степени влияло на эффективность деятельности этих органов. Кроме того, по сообщениям в печати можно судить, что проверка, проводимая губернаторами, могла быть довольно поверхностной. Например,

Д. Ф. Гагман в 1909 г. провел осмотр и ревизию всех учреждений Туринского уезда Тобольской губернии всего за один день, вряд ли за это время можно было сделать полноценный вывод о состоянии уездных органов [11].

По «Городовому положению» 1892 г. губернаторы осуществляли надзор за правильностью и законностью действий городского общественного управления, в том числе получили право судить о целесообразности деятельности дум и управ. Кроме того, они периодически контролировали их работу. Так, томский губернатор барон К. С. Нолькен проводил летом 1908 г. ревизии некоторых учреждений г. Кузнецка, Нарымского края, городского общественного управления Каинского уезда [12]. При этом губернатором было отмечено, что некоторые городские управления применяли «Городовое положение» 1892 г., не учитывая изменения и дополнения, принятые впоследствии.

В одном из номеров журнала «Сибирские вопросы» за 1910 г. описывался случай, связанный с деятельностью акмолинского губернатора: «Новый губернатор Неверов назначил день, в который просил гласных думы собраться, чтобы совместно побеседовать с ними о нуждах города. Гласные собрались. Губернатор приехал, целый час читал гласным нотации и прописные истины и, ни слова не выслушавши от гласных, уехал» [13]. В сентябре 1911 г. А. Н. Неверовым была назначена ревизия Омского городского самоуправления. Последняя проверка последнего проводилась около десяти лет назад [14]. По результатам ревизии комиссией во главе с акмолинским вице-губернатором П. П. Кандидовым был сделан целый ряд замечаний. Указывалось, что при представлении в областную администрацию постановлений думы допускалась неоправданная медлительность, уклонения гласных от посещения заседаний характеризовались как хронические. Кроме того, критическим замечаниям было подвергнуто состояние некоторых отраслей городского хозяйства [15]. Подобные ревизии помогали вскрыть злоупотребления должностных лиц, и сделать вывод о деятельности органов городского самоуправления при решении вопросов хозяйственной и социальной жизни. Но проводились они нерегулярно и поверхностно, поэтому их значение в целом было невелико.

Проблемы управления губерниями в исследуемый период были связаны не только с усложнением общественно-политической жизни, но и с политикой переселения. В журнале «Сибирские вопросы» отмечалось, что правительственные распоряжения, распространение популярных брошюр, обещание ссуд вызвали такой подъем переселенческого движения после 1906 г., что местная сибирская администрация серьезно встревожилась [16]. Так, управляющий Томской губернией Е. Е. Извеков отмечал в своем отчете за 1910 г., что большой прирост населения и заселение безлюдных ранее местностей, возникновение новых торгово-промышленных центров усилило и осложнило деятельность административных органов. Губернские учреждения, «благодаря громадной площади губернии, с народонаселением, превышающим своею численностью народонаселение некоторых крупнейших губерний Европейской России, лишены возможности быть всегда с достаточной полнотой осведомленными о росте экономической жизни губернии и о тесно связанных с последней изменениях быта населения, а равно надлежащим образом осуществлять надзор за деятельностью уездных учреждений» [17].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

Следствием большого потока переселенцев было увеличение объема работы местных учреждений, на что неоднократно в отчетах указывали начальники губерний и просили увеличить количество чинов губернского управления. Сибирская общественность видела выход из создавшегося положения в передаче переселенческого дела в руки земства, что позволило бы более последовательно решать возникающие вопросы.

Меры, принимаемые высшей администрацией, по обеспечению населения продовольствием законодательно были разделены на две категории: общие, связанные с текущими делами обеспечения благосостояния земледелия и организации торговли, и особенные, связанные с неурожаями, голодом и пр. Губернаторы вместе с вице-губернаторами, уездными исправниками и другими должностными лицами совершали поездки по уездам, обращали внимание на ход посевной кампании, на состояние урожая. Но насколько высшая администрация умела реально работать, показывают чрезвычайные обстоятельства.

В результате неурожая 1911 г., охватившего Тобольскую губернию и Акмолинскую область, для местной администрации первостепенными стали вопросы помощи населению. Крестьяне Тобольской губернии в связи с неурожаем хлебов и кормов оказались в тяжелом положении, что наиболее сильно ударило по южным уездам. Бедствие приняло широкие размеры, оказываемой помощи катастрофически не хватало. Соответственно, увеличился объем работ у крестьянских начальников, ежедневно осаждаемых голодающими старожилами и переселенцами. Но, не имея необходимых средств, они чаще всего отказывали в помощи нуждающимся крестьянам. В октябре 1911 г. тобольский губернатор Д. Ф. Гаг-ман отмечал, что единственной формой помощи правительством были признаны общественные работы и продажа хлеба по заготовительной цене. Но в исключительных случаях все же требовалась выдача ссуд на продовольствие. В частности, крестьянские начальники и уездные съезды должны были иметь в виду, что подобные ссуды могли выдаваться лицам, не имеющим заработков, лишнего скота или другого имущества, которое можно продать без последствий для хозяйства, не способных к труду. К тому же ссуды были возможны после истощения общественных хлебных запасов и только хлебом (пшеницей и рожью). Все собранные сведения о нуждающихся жителях крестьянские начальники должны были предоставить в уездные съезды, после рассмотрения в которых все материалы должны были отправить в губернское управление для проверки и утверждения [18].

Возникшие проблемы обсуждались губернским агрономическим совещанием и общим присутствием тобольского губернского управления в феврале 1912 г. В результате предпринятых действий было признано необходимым ввезти в пределы губернии уже в начале марта сено, заготовленное в Томской губернии казной, крестьянскими обществами, товариществами и частными торговцами для продажи по заготовительной цене. В свою очередь, общее присутствие предполагало выдать получившим ранее неполные ссуды, дополнительно до 10 руб. на голову наличного скота, а не получавшим ссуд — до 20 руб. на голову. Таким образом, предполагалось ослабить бедствие и сохранить большее количество молочного скота.

Тем не менее оказываемая помощь была недостаточной, бедствие принимало широкие масштабы. Из-за отсутствия корма гибли лошади и скот. В сложившейся ситуации реальная помощь напрямую

зависела от согласованности в действиях должностных лиц. С целью выяснения объема необходимой помощи еще летом 1911 г. губернатором А. Н. Неверовым было проведено обследование наиболее пострадавших от неурожая районов Акмолинской области. Было установлено, что в их числе оказалось 684 селения с общей численностью в 206 295 человек. Согласно циркуляру Совета министров помощь им, как и в Тобольской губернии, была оказана посредством организации общественных работ «для доставления заработков пострадавшему населению», а продовольственная помощь допускалась лишь на время зимних месяцев и больным и слабым семьям [19]. Кроме того, для того чтобы иметь реальное представление о проводимых общественных работах, оказании продовольственной помощи населению, а также о предварительных данных о будущем урожае, А. Н. Неверов регулярно совершал поездки по области.

В 1912 г. урожай оказался меньше ожидаемого. Губернаторы требовали от своих чиновников точных сведений о положении на местах. Согласно распоряжению томского губернатора П. К. Грана, крестьянские начальники, уездные исправники обязаны были в кратчайший срок предоставить проверенные данные об урожае трав и хлебов и наметить меры для помощи тем, кто в ней будет нуждаться. Как местные, так и центральные власти предпочитали решать большинство возникавших вопросов с помощью увеличения штатов. Тобольский губернатор во всеподданнейшем отчете за 1911 г. указывал на необходимость устранения некоторых затруднений, имевших место при выдаче продовольственных ссуд. В свою очередь министр внутренних дел отмечал, что для помощи по заведованию продовольственным делом крестьянским начальникам и уездным съездам Тобольской губернии были командированы четыре непременных члена и пять земских начальников, но увеличение управленческого аппарата не могло решить эти проблемы.

Важным показателем эффективности работы высшей администрации является решение задач по обеспечению общественного благоустройства, народного здравия, организации ветеринарного дела в крае. Эти проблемы решались под руководством губернаторов чиновниками отделений губернского управления.

Деятельность по обеспечению общественного благоустройства, то есть надзор за казенными зданиями, составление и утверждение проектов и смет на строительные и ремонтные работы в общественных зданиях была сосредоточена в строительном отделении губернского управления. На протяжении 1908 — 1912 гг. его чиновниками в Тобольской губернии была проделана следующая работа. Во-первых, регулярно проводился ежегодный ремонт зданий, занимаемых правительственными учреждениями и должностными лицами (их было 22). На эти нужды в 1908 г. было израсходовано 9 781 руб., в 1910 г. — 10 070 руб. (содержание зданий, занимаемых губернскими присутственными местами, губернатором и вице-губернатором — 4 030 руб., на капитальный ремонт казенного губернаторского дома — 5 800 руб., а на ремонт зданий в 10 городах губернии, занимаемых уездными присутственными местами, всего 240 руб.), в 1912 г. — 8 052 рубля. Во-вторых, чиновники строительного отделения составляли и утверждали проекты и сметы на разные работы в общественных зданиях, также на постройку новых и ремонт старых церквей, часовен, школ. Так, в 1908 г. было выполнено заказов на 987 432 руб., в 1910 г. — на 1 258 534 руб., в 1912 г. — на 687 350 рублей [20].

Таким образом, в отделении постоянно велась работа по содержанию казенных зданий, по разработке новых проектов. Объем ее не был постоянным и зависел от поступающих заказов. Обращает на себя внимание большой расход средств на ремонт казенного губернаторского дома, проводимый по распоряжению Д. Ф. Гагмана, затраты на который в несколько раз превысили отпущенные для этой цели средства, судя по сообщениям в журнале «Сибирские вопросы».

Губернаторы должны были следить за тем, чтобы во вверенной им губернии или области не возникало эпидемий, а в случае необходимости оказывать помощь населению. Общее управление врачебной частью губернии находилось в ведении врачебного отделения. В связи с нехваткой медицинского персонала (в среднем на одного городского врача в Тобольской губернии приходилось 3 119, а на сельского врача — 63 595 человек) и большими расстояниями, часть населения не имела возможности получить необходимую помощь. Тем не менее количество лечебных заведений и число обратившихся за помощью постепенно увеличивалось (в 1908 г. — 64 больницы и 450 276 человек соответственно, в 1910 — 68 и 512 832, в 1912 — 87 и 712 409). Параллельно шло увеличение персонала, что позволяло улучшить качество медицинского обслуживания в губернии и снизить вероятность эпидемий. Так, в Томской губернии в 1905— 1910 гг. численность медицинского и фармацевтического персонала возросла со 147 до 256 человек, в основном они работали в Томске и его уезде [21].

Губернаторы постоянно напоминали уездным начальникам о необходимости сообщения участковому фельдшеру и врачу о каждом заболевании заразной болезнью для оказания «немедленной помощи больным и принятия неотложных мер к ее нераспространению» [22]. Кроме того, начальники губерний должны были быть сами в курсе всех событий. Так, в январе 1911 г. акмолинский губернатор А. Н. Неверов совершил обозрение области с посещением пунктов, которые, по сведениям врачебного отделения, являлись неблагополучными по причине широкого распространения тифа и цинги [23].

Заведование ветеринарным делом в было возложено на ветеринарное отделение губернского управления. Его чиновники должны были разрабатывать программы проведения мероприятий, связанных с решением подведомственных им вопросов. Благодаря их деятельности существовавшее предубеждение против ветеринаров среди сельского населения постепенно уменьшалось. За 1906— 1910 гг. в Томской губернии количество ветеринарных врачей, подведомственных губернской администрации, увеличилось с 31 до 47, фельдшеров — с 58 до 66 человек [24]. В 1910 г. ветеринарами Тобольской губернии было принято 16 388 больных животных, в 1912 г. — 28 508, несмотря на значительные расстояния и невозможность многих крестьян обратиться за помощью. Кроме того, представителями ветеринарного отделения губернского правления проводились мероприятия по борьбе с эпизоотиями.

Работа строительного, врачебного, ветеринарного отделений осложнялась отсутствием необходимого количества лиц, имеющих специальное образование. Не хватало сельских врачей, фельдшеров. Делопроизводство этих отделений часто было запущено по причине частых изменений в составе делопроизводителей и их помощников. Но эти проблемы были общими для канцелярий губернских управлений и областного правления.

В целом, по рассмотренным направлениям деятельности администрации, имела место определенная положительная динамика. Контроль за работой уездных и городских учреждений помогал вскрыть злоупотребления должностных лиц, улучшить состояние делопроизводства. У населения появилось больше возможностей для получения медицинской и ветеринарной помощи, увеличивалось число учебных заведений. Но проводимых мероприятий было недостаточно в связи с обширными территориями и нехваткой квалифицированных кадров.

Библиографический список

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3. — СПб. : Государственная типография, 1908. — Т. 25. — № 27093.

2. Копылов, Д. И. Тобольск / Д. И. Копылов, Ю. П. При-быльский. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1975. — 224 с.

3. Коняев, А. Т. Томская организация РСДРП в период отступления Первой русской революции (1906 — 1907 гг.) / А. Т. Коняев // Томску — 375 лет. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1979. - С. 94-105.

4. Сибирские вопросы. — 1907. — № 23. — С. 3-4.

5. Омский вестник. — 1910. — 5 июня.

6. Российское законодательство Х — ХХ веков. В 9 т. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций / отв. ред. Б. В. Виленский ; под общ. ред. О. И. Чистякова. — М. : Юридическая литература, 1994.------ 352 с.

7. Законодательные акты переходного времени 1904—1908 / Под ред. Н. И. Лазаревского. — СПб. : Деятель, 1909. — 600 с.

8. Сибирские вопросы. — 1912. — № 3 — 4. — С. 41—43.

9. ОГКУ «Государственный архив Томской области». Ф. 3. Оп. 77. Д. 402. Л. 25.

10. КУ ОО «Исторический архив Омской области». Ф. 14. Оп. 1. Д. 1169. Л. 5.

11. Сибирские вопросы. — 1909. — № 15. — С. 35 — 37.

12. Сибирская жизнь. — 1908. — 4, 17, 28 мая.

13. Сибирские письма // Сибирские вопросы. — 1910. —

№ 45 — 46. — С. 71 — 72.

14. Омский вестник. — 1911. — 24 сентября.

15. КУ ОО «Исторический архив Омской области». Ф. 190. Оп. 1. Д. 206. Л. 190 — 263.

16. Сибирские вопросы. — 1907. — № 18. — С. 2.

17. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 194. Д. 98. Л. 6.

18. КУ ОО «Исторический архив Омской области». Ф. 20. Оп. 1. Д. 100. Л. 93.

19. Особые журналы Совета министров Российской империи 1909—1917 гг. / 1911 год. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2002. — 592 с.

20. Обзор Тобольской губернии за 1908 г. — Тобольск, 1909. — С. 14.

21. Обзор Томской губернии за 1905 год. — Томск : Губернская типография, 1906. — 40, [84] с.

22. КУ ОО «Исторический архив Омской области». Ф. 20. Оп. 1. Д. 168. Л. 204.

23. Омский вестник. — 1911. — 13 января.

24. Обзор Томской губернии за 1910 год. — Томск : Типография Губернского управления, 1912. — 55, [90] с.

ГЕРМИЗЕЕВА Виктория Викторовна, доцент кафедры отечественной истории, кандидат исторических наук.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.04.2012 г.

© В. В. Гермизеева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.