УДК 159.99 © Назаркина Д.М., 2015
© Nazarkina D.M., 2015
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.Р. ЛУРИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ACTIVITIES OF A.R. LURIA IN THE GREAT PATRIOTIC WAR
Аннотация. Александр Романович Лурия - профессор, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии.
Ключевые слова: Лурия А. Р., Великая Отечественная война, нейропсихология, нарушения мозговой деятельности, восстановление высших психических функций, реабилитация.
Abstract. Aleksandr Romanovich Luria - Professor, Doctor of Education, MD, member of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR , member of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR , one of the outstanding Russian psychologists who have received wide recognition of its scientific, educational and social activities. For more than 50 years of scientific work Aleksandr Romanovich made an important contribution to the development of different areas of psychology.
Key words: Luria A.R., The Great Patriotic War, neuropsychology, brain damage, the recovery of higher mental functions, rehabilitation.
Великая Отечественная война является одним из самых серьёзных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Для победы над могущественным и
беспощадным врагом понадобилось мобилизовать все ресурсы, имеющиеся в наличии, как материальные, так и людские. Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности советского государства и общества.
Наука и научная интеллигенция не остались в стороне от этого процесса.
Не остались в стороне от общего дела и психологи. Многие из них внесли свою лепту для достижения победы. Говоря вообще о психологах, следует отметить, что основными задачами, которые были поставлены перед психологией, являлись:
1. активное, масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени;
2. изучение негативных психологических феноменов, вызванных войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации;
3. осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем с использованием психологических знаний и др. [1]
Одним из тех, кто должен был претворять эти задачи в жизнь, являлся и Александр Романович Лурия - советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии.
Профессор, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы он внес важный вклад в развитие различных областей психологии.
Основными качествами Александра Романовича по описанию знавших его людей, были энтузиазм, редкая работоспособность, доброта и др. Его ответственность, отзывчивость, пунктуальность служили прекрасным примером для окружающих. К сожалению, не так уж многие из них следовали этому образцу. Об А.Р. Лурия нельзя даже сказать, что он ничего не забывал - у него просто не было времени на забывание, потому что он ничего не откладывал на завтра, тем более в долгий ящик, объясняя это стремлением разгрузить память для более важных дел. [2]
В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт - психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трех лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины, но реализации этих планов помешало начало Второй мировой вой-ны.[1]
Начавшаяся Великая Отечественная война остро поставила вопрос о задачах психологов в обеспечении победы над врагом. Вспоминая о первых днях войны, известный советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых". [3]
Существенным образом изменялись и задачи психологов, работавших в области практического здравоохранения и посттравматической реабилитации. Если в мирное время основная задача состояла в том, чтобы в ходе всестороннего изучения больного установить "малейшие функциональные и органические изменения в организме" для проведения профилактики, то в военных
условиях, когда речь идет по существу о здоровом, но получившем травму человеке, задача заключается в установлении того, "насколько раненый или больной боец может, вернувшись в ряды армии, в строй или на нестроевую работу, выполнять свой долг перед страной в грозные годы Великой Отечественной войны". [4]
В первые месяцы войны А.Р. Лурия было поручено организовать и обеспечить деятельность тылового восстановительного госпиталя нейрохирургического профиля. Возглавив группу из 30 научных сотрудников, он выехал на Южный Урал. А.Р. Лурия вспоминал: "Я выбрал для этой цели (создания госпиталя - примеч. авторов) недавно открытый санаторий на 400 мест в маленькой деревне Кисегач близ Челябинска. Все помещения санатория были переоборудованы для терапевтического лечения и восстановительной работы и уже через месяц я с группой моих бывших московских сотрудников начал работать в госпитале... Госпиталь был скромно оборудован нейрофизиологическими приборами, нейрохирургической аппаратурой и аппаратурой гистологической лаборатории. В таких условиях нам приходилось ставить диагнозы и лечить самые разнообразные нарушения психических функций, начиная с дефектов ощущений, восприятия и движения до нарушений интеллектуальных процессов. Выручала наша преданность делу". Коллектив самоотверженно трудился. В первую зиму, как вспоминает Е.А. Лурия, было очень трудно с продуктами, потом они завели огород, собирали грибы. Спустя три года госпиталь был переведен в Москву, где А.Р. Лурия и его коллеги продолжили работу по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых. [2] Основная цель усилий психологов по возвращению раненых бойцов в ряды Красной Армии или к трудовой деятельности в значительной мере состояла в восстановлении утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической нервной системы как следствия военных травм. Надо отметить, что работа по восстановлению функций всегда
была одной из важнейших задач медицинской практики в условиях военного времени. Великая Отечественная война в этом отношении не являлась исключением. Благодаря колоссальным усилиям советских медиков, учитывая огромное число раненых (как известно, Великая Отечественная война была самой кровопролитной из всех войн на Земле) и тяжелейшие условия работы врачей (особенно во фронтовой и прифронтовой местности), на основе мероприятий, связанных с медикаментозным лечением и хирургическим вмешательством, удавалось возвращать в действующую армию или к трудовой деятельности значительное число раненых. Однако психологи нашли свое, очень важное место в этой работе.[5]
Определяя роль и задачи психологов в клинической работе по восстановлению нарушенных функций, А.Р. Лурия выделил следующие взаимосвязанные исследовательские задачи: установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов; выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций; системное описание проявлений различных нарушений мозга. Изучая общую клиническую картину и динамику психической деятельности человека, ее отклонения от нормы, психологи, по его мнению, "должны были оказать нейрохирургу и невропаталогу помощь в определении места и распространенности поражения". [4]
Соответствующие же практические задачи включали: разработку методов диагностики локальных мозговых поражений или осложнений, вызванных ранениями, и разработку рациональных, психологически обоснованных методик, приемов и упражнений восстановления нарушенных психических функций . [6] Можно сказать, что фактически не осталось ни одного более или менее серьезного нарушения мозговой деятельности, применительно к которым не были бы выработаны соответствующие лечебно-восстановительные методики и процедуры. Доказательством этого является перечисление этих нарушений (с описанием лечебных и восстановительных приемов) в обобщающей фундамен-
тальной книге, подготовленной основоположником отечественной нейропсихологии А.Р. Лурией. [5]
В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно - практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
С конца 1944 — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.[2]
С 1945 г. Лурия начал работать в МГУ им. М. В. Ломоносова на кафедре психологии философского факультета, где он начал (совместно с А. Н. Леонтьевым) читать курс по общей психологии, а позднее (с 1950 г.) также курс по нейропсихологии. С 1945 года - профессор МГУ, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). [1]
Итак, оценивая значение научного творчества А.Р. Лурия, следует признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки -общей, исторической, детской психологии, дефектологии, психофизиологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Деятельность психологов в годы Великой Отечественной войны // Психол. журн. 1990. Т.11. №3. С. 16-24.
2. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Работа советских психологов в годы Великой Отечественной войны // Психол. журнал. 1995. Т.16. № 3. С. 3-12.
3. Лурия А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. М.: 1948, 235 с.
4. Лурия А.Р. Советские психологи в годы Великой Отечественной войны // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова . 1975. № 5. С.757-759.
5. Лурия А.Р. Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия. М.: 1947, 367 с.
6. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути: Научная библиография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, 181 с.