Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ РУСИНОВ ГАЛИЦИИ И ИМПЕРАТОР ФРАНЦ ИОСИФ I'

ДЕЯТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ РУСИНОВ ГАЛИЦИИ И ИМПЕРАТОР ФРАНЦ ИОСИФ I Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Славянский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
RUSYNS / POLES / NATIONAL MOVEMENTS / GALICIA / AUSTRIA-HUNGARY / EMPEROR / IMPERIAL CENTER / РУСИНЫ / ПОЛЯКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ГАЛИЦИЯ / ИМПЕРАТОР / ИМПЕРСКИЙ ЦЕНТР / АВСТРО-ВЕНГРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клопова Мария Эдуардовна

«Здесь я между моими русинами…» Франц Иосиф I. В статье рассматривается становление и развитие отношений между представителями восточнославянского населения (русинами) Галиции и имперской властью Австрийской монархии, и особенно с императором Францем Иосифом I. Официальная Вена после разделов Польши и создания Королевства Галиции и Лодомерии традиционно выступала в роли защитника Русинов от польского гнета. Такая политика привела к возникновению системы взаимоотношений между имперской властью, Греко-Католической Церковью и русским населением империи. Эта система отношений достигла своего расцвета в царствование Франца-Иосифа I. образ "доброго императора“,” отца" прочно утвердился в сознании русинов в годы революции 1848-1849 гг. и оставался актуальным вплоть до смерти императора, несмотря на все изменения официальной политики Вены в отношении Галиции. Постепенно в рядах национального движения восточнославянского населения Галиции, как среди сторонников украинской, так и среди сторонников русофильской ориентации, наметилось определенное разочарование в политике Вены как защитника интересов Русинов. Тем не менее император Франц Иосиф I сохранил свою высокую репутацию как среди лидеров национального движения восточнославянского населения Империи, так и среди простых Русинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEADERS OF THE NATIONAL MOVEMENT OF THE RUSYNS OF GALICIA AND EMPEROR FRANZ JOSEPH I

The article considers the formation and development of relations between representatives of the East Slavic population (Rusyns) of Galicia and the Imperial power of the Austrian monarchy, and especially with Emperor Franz Joseph I. Official Vienna after the partitions of Poland and the creation of the Kingdom of Galicia and Lodomeria traditionally acted as a defender of the Rusyns from Polish oppression. Such a policy has led to the emergence of the the system of relationships between Imperial authorities, the Greek Catholic Church and the Ruthenian population of the Empire. This system of relations reached its heyday during the reign of Franz Joseph I. The image of the “good Emperor”, of the “father” is firmly established in the consciousness of the Rusyns in the years of revolution, 1848-1849, and remained relevant until the death of the Emperor, despite all the changes in the official policy of Vienna with respect to Galicia. Gradually, in the ranks of the national movement of the East Slavic population of Galicia, both among supporters of the Ukrainian and among supporters of Russophile orientation, there was a certain disappointment in the policy of Vienna as a defender of the interests of the Rusyns. Nevertheless, Emperor Franz Joseph I has maintained his high reputation both among the leaders of the national movement of the East Slavic population of the Empire, and among ordinary Rusyns.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ РУСИНОВ ГАЛИЦИИ И ИМПЕРАТОР ФРАНЦ ИОСИФ I»

УДК 9 94 ББК 63.3 (0)53

М. Э. Клопова Институт славяноведения РАН (Москва, Россия)

Деятели национального движения русинов Галиции и император Франц Иосиф I

«Здесь я между моими русинами... » Франц Иосиф I

DOI: 10.31168/2073-5731.2019.3-4.1.08

Франц Иосиф I заслуженно занимает место в ряду наиболее выдающихся государственных деятелей XIX в. Он не только провел на престоле Габсбургской монархии рекордные 68 лет, но и сумел установить особые, почти «личные» отношения с многочисленными народами, населявшими его империю. Подобные отношения выстроились у монарха и с населявшими Галицию поляками и русинами. И как в сознании поляков «галицийский миф» тесно связан с образом «старого доброго императора»1, так же и среди восточнославянского населения Галиции, официально называвшегося русинами, образ «доброго отца» был тесно связан непосредственно с личностью Франца Иосифа.

При этом преданность русинов престолу Габсбургов имела более давние корни. Габсбурги стали восприниматься русинами в качестве защитников от польского давления непосредственно в период разделов Речи Посполитой. Это представление основывалось на том, что включение ее бывших частей, составивших королевство Галиции и Лодо-мерии, в состав Габсбургской монархии послужило толчком к началу «национального возрождения» русинов. Большинство исследователей отмечает, что реформы Марии Терезии и Иосифа II, проводившиеся под влиянием идей Просвещения, позитивно повлияли на положение восточнославянского населения. Произошли важные изменения: была создана система школьного образования, причем предполагалось, что преподавание должно вестись на преобладающем в данной местности языке. В составе Львовского университета был создан «Studium rutheno-rum» — первая ступень обучения для студентов-русинов философского

1 ШимчакД. «Мы друг друга понимаем...». Франц Иосиф и поляки в Галиции // Славяноведение. 2017. № 5. С. 3-13.

и богословского факультетов2. По сути, именно тогда официальная Вена начала выступать как основная защитница интересов русинов, прежде всего от польского притеснения. В первую очередь это было обусловлено желанием имперских властей создать определенный противовес польскому доминированию в крае. В результате уже в начале XIX в. сформировался тот особый тип австрийской лояльности, т. н. «австро-русинство», который был присущ галицийским русинам на протяжении всего XIX столетия. Современный украинский историк М. Мудрый характеризует австрорусинство как «систему взглядов [...] в соответствии с которой австрийский императорский двор через посредничество грекокатолической церкви мог играть роль опекуна галицийских русинов, а церковь в свою очередь была единственным представителем их интересов»3. Также он подчеркивает, что «в широком значении синонимом австрорусинства есть австрофильство, т. е. представление о Вене как о тактическом союзнике в их борьбе за национальные интересы украинцев»4. И тем не менее именно с правлением Франца Иосифа I связан тот период «австрорусинства», когда императорская власть полностью отождествлялась с личностью самого императора.

Непосредственным началом этого периода стали революционные события 1848—1849 гг. Несмотря на то, что русины не обладали никаким политическим опытом, именно «Весна народов» стала важнейшим рубежом в формировании национального сознания восточнославянского населения Галиции. В эти годы сформировались и основные политические требования представителей «руського» населения Галиции, и та политическая линия, которая сохранилась, пускай и в модернизированном виде, вплоть до Первой мировой войны и распада Габсбургской монархии. Одним из важнейших элементов этой политики и стала личная преданность не только Габсбургам, но и конкретно императору Францу Иосифу, которая принесла русинам репутацию «тирольцев Востока».

Известия о революционных событиях в Вене быстро достигли Галиции. И если в Кракове, еще не полностью оправившемся от по-

2 Сухий О. Ввд русофшьства до москвофшьства. Росшський чинник у громадськш думщ та суспшьно-полггичному жита галицьких укра1щв у XIX столгта. Львiв, 2003. С. 17.

3 Мудрий М. Австрорусинство в Галичиш: спроба окреслення про-блеми // Вюник Львiвського университету. Серiя вторична. Львiв, 2000. Вип. 35-36. С. 571-605.

4 Там же. С. 573.

следствий страшной «галицийской резни» 1846 г., новости эти были встречены сдержанно5, то во Львове на них отреагировали с энтузиазмом. Во главе революционного движения встала польская «Рада Народова» (Национальный совет, Rada Narodowa) во Львове, под руководством которой в городах и местечках провинции была создана целая сеть революционных органов управления и отделения национальной гвардии, насчитывавшей около 20 тыс. человек. Уже 18 марта 1848 г. представители галицийских поляков направили обращение на имя императора Фердинанда I, в котором содержались основные требования польского национального движения в Галиции: отмена цензуры, отмена крепостного права, реформа избирательной системы и т.д. Чуть позднее, 6 апреля 1848 г., была составлена новая, еще более радикальная по своим требованиям петиция6.

В эти же дни закончилась неудачей попытка поляков привлечь русинов к созданию единого галицийского представительства. Причиной стало категорическое нежелание поляков признавать существование самостоятельных требований русинов. Убежденность поляков в том, что Галиция является исключительно польской землей, а русинская речь — не более чем наречием польского7, похоронила всякую возможность совместного выступления поляков и русинов в ходе революции 1848 г. При этом и в среде простых крестьян-русинов существовало стойкое недоверие к возможности совместной борьбы8.

Таким образом, именно весной 1848 г. началось формирование самостоятельного национального движения русинов, с одной стороны, противопоставляющего себя польскому, а с другой, основным своим союзником считающего императорскую власть. 2 мая 1848 г. была создана «Головна руська рада» (Главный русский, т. е. русинский совет), председателем которой стал грекокатолический митрополит Григорий Яхимович. Первым публичным выступлением Совета стала декларация восточнославянского населения Галиции, в которой, помимо признания существования самостоятельного народа, прямо указывалось на то, что именно император, даровавший народу кон-

5 Fras Z. Galicja. Wydawnictwo dolnosl^skie. Wroclaw, 1999. S. 145.

6 Magosci P. R. The Shaping of a National Identity Subcarpatian Rus'. 1848-1948. London, 1972. P. 42.

7 Wendland A. V. Die Russophilen in Galizien. Ukrainische Konservative zwishen Österreich und Russland, 1848-1915. Wien, 2000. S. 48.

8 Пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. Имперская традиция. М., 2007. С. 31.

ституцию, является гарантом свободного развития для русинов9. Тактика, выбранная руководителями Рады, привела к тому, что русины Галиции решение основных своих национальных и социальных задач связывали не революцией, а, напротив, с противодействием революционным тенденциям10.

Генерал-губернатор Галиции граф Франц Стадион также был склонен поддержать русинов в качестве реальной альтернативы стремительно революционизирующемуся польскому движению. Стадион не только способствовал созданию Главного русского совета, что позволило его недоброжелателям впоследствии утверждать, что «Стадион выдумал русинов»11, но и оказывал им определенную материальную поддержку, в частности, оказал финансовую помощь первому периодическому изданию русинов — «Зоре Галицкой», которая начала выходить в мае 1848 г. Усилиями графа Стадиона императорский указ об отмене «панщины», крепостной зависимости, от 15 мая 1848 г. стал известен русинам ранее, нежели подобная инициатива польской «Рады Народовой».

В 1848 г. в соответствии с Мартовской конституцией прошли первые выборы в Рейхсрат, по результатам которых от восточнославянского населения было избрано 35 депутатов, что стало первым и важным опытом парламентской работы для русинов12. В июле того же года представители русинов приняли участие в славянском съезде в Праге, немного позднее, в октябре того же года, состоялся съезд русинских ученых во Львове, одним из важнейших результатов работы которого стало создание культурно-просветительского общества «Галицко-русская матица». Все эти события имели большое значение для национального движения русинов, еще недавно находившегося в крайне плачевном состоянии, и достижения эти ассоциировались его представителями не с революционными силами, но с центральной властью.

В итоге русины сохранили лояльность по отношению к Габсбургам и не поддержали восстание во Львове в ноябре 1848 г., инициированное польской национальной гвардией. Напротив, Рада приветствовала восстановление порядка13. Позднее, 6 ноября 1848 г., члены

9 Левицький К. Iсторiя пол^ично! думки галицьких украшщв. 1848-1914. На шдст^ спомишв. Львiв, 1926. С. 21.

10 МудрийМ. Австрорусинство в Галичиш... С. 580.

11 Fras I. Galicja... S. 153.

12 Левицький К. Iсторiя полпично! думки. С. 33.

13 Там же. С. 43.

Рады получили аудиенцию у императора Фердинанда, который в это время находился в Оломоуце. В петиции, поданной русинами императору, высказывались предложения о разделе Галиции на «руськую» и польскую части, введении преподавания в школах на своем языке, создании национальной гвардии русинов и ряд других. Император благосклонно выслушал членов депутации и выразил надежду на то, что их чаяниям суждено сбыться14. Несмотря на то, что императора Фердинанда вскоре сменил на престоле его молодой племянник Франц Иосиф, встреча с императором произвела на членов «Головной руськой рады» глубокое впечатление и усилила их лояльность по отношению к Вене.

После вступления на престол молодого императора деятели «Рады» направили к нему делегацию во главе с митрополитом Г. Яхимовичем. 28 января 1849 г. состоялась аудиенция, в ходе которой участники делегации высказали «твердую веру в то, что неотъемлемой частью свободной, неделимой и сильной Австрии, которую создаст молодой император, будет и «красна Руська Галичина»15. В ответной речи Франц Иосиф, который «с радостью принял проявления привязанности, верности и благодарности»16 со стороны членов делегации, заверил их, что русины займут надлежащее место среди других народов империи. После официальной беседы участники делегации были приглашены на обед к императору, где с ними также беседовали родители императора: эрцгерцогиня София и эрцгерцог Франц Карл. В ходе беседы члены императорской семьи несколько раз выразили одобрение действиям русинов, не принявших участие в революционных событиях во Львове. Позднее Франц Иосиф разрешил создание батальона русинских стрельцов, несомненно в качестве противовеса революционной польской национальной гвардии, а эрцгерцогиня София лично вышила на ленте, украшавшей знамя батальона, слова «Верность ведет к победе»17. Рядовые священники также призывали селян к верности молодому императору, говорили о необходимости «объединиться с властями и войском, помочь императору против всякого врага, не слушать никаких бунтовщиков и остаться верными императору»18.

14 Там же. С. 46.

15 Там же. С. 49.

16 Там же.

17 Там же. С. 55.

18 МудрийМ. Австрорусинство в Галичиш... С. 581.

Однако связывать рост австрофильских настроений в годы революции исключительно с деятельностью «Головной руськой рады» и настроениями ее руководителей было бы неправильно. Подобные настроения были присущи деятелям национального движения русинов и в других провинциях Габсбургской монархии. Ярким примером этого может служить деятельность А. И. Добрянского, одного из русинских лидеров Венгерского королевства. Добрянский негативно воспринял революционное движение в Венгрии и в июне 1849 г. получил назначение гражданским комиссаром в корпус генерала Ф. В. Ридигера, направленного императором Николаем I для подавления венгерского восстания. За свою деятельность в этом качестве Добрянский был награжден российскими орденами и оружием19. На протяжении долгих лет Добрянский занимал значимые государственные должности и окончательно отошел от дел лишь в 1867 г. при заключении дуалистического соглашения. При этом Добрянский, еще в молодости увлекшийся идеями национального возрождения русинов, в 1848-1849 гг. поддерживал тесные контакты со своими единомышленниками в Галиции, в том числе и с руководителями «Головной руськой рады». По примеру руководителей «Рады» Добрянский в октябре 1849 г. вместе с группой своих единомышленников отправился с депутацией в Вену, где они подали молодому императору меморандум о создании единой провинции, которая бы объединяла русинов всей империи. Аудиенция у императора, несмотря на общее благожелательное отношение Франца Иосифа к просителям, практических результатов не дала20. Вопрос о создании единой провинции был отложен на неопределенный срок, однако назначение Добрянского и других членов делегации на серьезные административные должности в Венгерском королевстве свидетельствовало о том. что лояльность русинов произвела на молодого императора благоприятное впечатление. Франц Иосиф больше был склонен доверять консервативным и лояльным русинам, нежели революционно настроенным полякам или венграм.

Образ дома Габсбургов как основной защиты русинов против польской гегемонии и гаранта национального развития в период «Весны народов» окончательно закрепился в сознании значительной части восточнославянского населения Галиции. Этой убежденности не помешали ни роспуск стрелецкого батальона, ни фактическая приостановка деятельности «Головной руськой рады» в 1849 г., ни отказ

19 Аристов Ф. Ф. Карпато-русские писатели. М., 1916. Т. 1. С. 149.

20 Там же.

венской администрации от проекта создания единой провинции, ни крах других надежд периода «Весны народов»21.

Первый визит во Львов Франц Иосиф совершил в октябре 1851 г. Молодой император, которому едва исполнился 21 год, долго добирался до Львова, и по пути крестьяне, и польские, и русинские, приветствовали его гораздо теплее, чем шляхта. Поляки холодно встретили императора как в Кракове, так и во Львове, да и сам он все еще был более благосклонен к лояльным русинам, чем к мятежным полякам22. Русины же, напротив, сердечно приветствовали императора. «Зоря Галицка» поместила на своих страницах торжественную оду, воспевавшую в самых возвышенных выражениях визит Франца Иосифа23. Молодой император, поддерживая образ «доброго отца», что, возможно, ему было непросто в силу собственного возраста, заложил 18 октября 1851 г. первый камень в фундамент строящегося Народного дома, произнеся при этом фразу, вселившую многие надежды в присутствующих при этом событии деятелей национального движения: «Здесь я между моими русинами!»24 Второй раз Франц Иосиф посетил Львов в июне 1855 г., этот визит также был призван укрепить образ «доброго императора» в глазах подданных. В целом Франц Иосиф, посещая Галицию, показал себя милым и приятным человеком, но при этом жестким и неуступчивым государственным деятелем, который вовсе не стремился ни «загладить вину» перед поляками, ни потворствовать чаяниям русинов. Интересно, что столь же прохладно, как и самого императора, поляки встретили и назначенного наместником Галиции Агенора Голуховского25, человека, сделавшего для полонизации провинции более, чем кто бы то ни было.

В следующий раз император Франц Иосиф I посетил Львов в 1880 г. За это время многое изменилось как во внутренней и внешней политике Габсбургской монархии, так и в положении Галиции. Империю преследовали военные неудачи, она потеряла надежду на гегемонию в германском мире. В 1867 г. Австрийская монархия стала Австро-Венгрией.

21 WendlandA. V. Die Russophilen in Galizien. S. 55.

22 ШимчакД. «Мы друг друга понимаем...». С. 4.

23 Маценко Г. Славетш rocTi Львова. Львiв, 2010.

24 ОсередчукМ. А. Львiв — Ввдень у кшщ Х1Х — початку ХХ сто-лггтя: вiзити представниыв габсбурзько! династп до Львова та !х ввдо-браження у преС // Архiви Украши. 2013. № 4. С. 93-110.

25 Шимчак Д. «Мы друг друга понимаем.». С. 4.

Изменилось и положение Галиции. Усилия А. Голуховского не прошли даром, провинция становилась все более польской. Внутри национального движения русинов наметились, а затем стали усиливаться расхождения между сторонниками русской (русофильской) и украинской ориентации. К началу 1880-х гг. противоречия между этими направлениями приняли принципиальный характер26. Важно отметить, что именно в среде молодых украинцев (в украинской историографии их часто называют народовцами) начал формироваться новый вариант австрийской лояльности, когда успех национального украинского движения напрямую связывался с поддержкой со стороны Габсбургов27.

В такой обстановке проходил визит императора Франца Иосифа I во Львов в сентябре 1880 г. Польская сторона стремилась придать визиту императора особо торжественный характер, для чего была сооружена триумфальная арка, украшенная императорской короной, а также гербами города и провинции. Около арки стояла трибуна, где императору были вручены символические ключи от города28.

Однако русины не теряли надежды привлечь имперскую власть на свою сторону и заявить о нуждах своего народа. Так, во время визита Франца Иосифа в 1880 г. серьезный вызов польской программе пребывания императора бросили русинские общества, сформировавшие отдельный приветственный комитет. Комитет призвал русинов украсить свои дома сине-желтыми цветами и приветствовать императора восклицаниями «Многая лета!» и «Слава!», а крестьян — прибыть во Львов в народных костюмах, чтобы не позволить полякам представить край как исключительно польский29. Тем не менее при визите императора «первую скрипку» играли представители польских кругов.

В ходе визита императора во дворце наместника состоялась аудиенция, где монарх принял прежде всего представителей польской аристократии и духовенства, затем представителей офицерского корпуса. После завершения аудиенции император посетил основные

26 Клопова М. Э. Русины, русские, украинцы. Национальные движения восточнославянского населения Галиции в XIX— начале ХХ в. М., 2016. 280 с.

27 Середа О. Нацюнальна свщомють i полггачна програма раншх народовщв у Сх1днш Галичиш (1861-1867) // Вюник Льв1вського университету. Серiя iсторична. Львiв, 1999. Вип. 34. С. 199-214.

28 ОсередчукМ. А. Львiв — Вщень... С. 96.

29 Там же.

достопримечательности города: собор св. Юра, армянскую церковь, кафедральный собор Успения Девы Марии, городской театр, библиотеку им. Оссолинских. Посетил он и Народный дом, первый камень в фундамент которого он лично заложил 30 лет назад. Здесь Франца Иосифа встретили девушки-русинки, которые произвели на него столь приятное впечатление, что он поблагодарил их «по-руськи» («Дякую!»), затем немного поговорил с ними, что произвело сильное

30

впечатление на присутствующих30.

Очевидно, что деятели русинского движения, и прежде всего «на-родовцы», стремились использовать визит императора во Львов для того, чтобы убедить его не только в лояльности русинов, но и в том, что содействие их национальным интересам соответствует интересам Габсбургской империи, причем как внутри-, так и внешнеполитическим. В Вене также осознавали все возможные выгоды от использования лояльности русинов. С одной стороны, русинские движения (прежде всего украинское движение) могли послужить определенным противовесом растущему польскому доминированию в провинции. С другой, по мере роста напряженности в австро-российских отношениях Вена все больше интересовалась возможностью использовать украинское движение против России. Его центр в 1870-1880-х гг. сместился во Львов благодаря принятым Санкт-Петербургом антиукраинским мерам31. Соответственно, усилилась и антироссийская направленность в украинском движении. Таким образом, сотрудничество с лояльно настроенными представителями украинского направления становилось весьма выгодным для имперского правительства. Именно официальная Вена приложила немалые усилия для достижения польско-русинского, а вернее польско-украинского, компромисса, состоявшегося в 1890 г.32 Формально это было соглашение между наместником Галиции Казимиром Бадени и Юлианом Романчуком, одним из лидеров украинского политического движения.

Еще один визит Франца Иосифа во Львов, который проходил с 11 по 15 сентября 1894 г., пришелся на период действия соглашения. Официальной целью визита императора было посещение галицийской

30 Чорновол I. Цисар Франц Йосиф I во Львовi // Львiвська газета. 2005. № 138. 5 серпня.

31 Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении. СПб., 2000.

32 Partacz Cz. Od Badeniego do Potockiego. Stosunki рокко-икга^Ые w Galicji w ЫаЛ 1888-1908. Тогип, 1996.

Краевой выставки. Несмотря на то, что к моменту визита императора обе стороны, и польская, и украинская, уже разочаровались в идее польско-русинского соглашения, на выставке демонстрировалось единство народов Галиции. Сама выставка проводилась с 5 июня по 10 октября 1894 г. и посвящена была 100-летнему юбилею восстания под руководством Т. Костюшко. Основной задачей выставки было знакомство ее посетителей с культурными достижениями провинции, разнообразием быта ее населения. Выставка и сама стала важным событием в истории провинции. Ее посетил почти 1 млн чел., проводились многочисленные мероприятия, в том числе и первый на территории Галиции футбольный матч.

«Руський» организационный комитет возглавлял видный этнограф Владимир Шухевич. Он же был куратором Этнографического отдела выставки. Стоит отметить, что, несмотря на усиливающиеся противоречия, украинские и русофильские организации при подготовке к выставке выступали консолидированно.

Главным посетителем выставки был, несомненно, император Франц Иосиф I. Он прибыл во Львов 7 сентября, вновь, как и в 1880 г., под сводами триумфальной арки, принял символические ключи от города, вновь осмотрел основные достопримечательности города. Он несколько раз посетил Краевую выставку, а также ежедневно принимал многочисленные делегации. Среди них были и представительства Ставропигий-ского института, Общества им. Т. Шевченко, общества «Днестр» и многих других33. От имени всех обществ к императору обратился Юлиан Ро-манчук, один из инициаторов польско-русинского соглашения. В своем выступлении он, в соответствии с устоявшейся традицией, подчеркнул преданность русинов императору, на что Франц Иосиф ответил столь же традиционными словами о том, что русины — прекрасный народ, на который всегда можно положиться, и их благоденствие так же важно для него, как и благоденствие других народов империи34. Подводя итоги своего визита во Львов и осмотра выставки, император сказал: «Меня охватила полная радость за те всесторонние достижения, которые получил мой край в областях творчества, развития образования и искусства. Совместная работа двух народов дает мне большую надежду на то, что экономическое благосостояние людей выросло и продолжит расти»35. Однако эти пожелания уже не соответствовали существующему поло-

33 ОсередчукМ. А. Львiв — Ввдень... С. 100.

34 Левицький К. Iсторiя полггично! думки. С. 273.

35 Черновол I. Цисар Франц Йосиф I во Львова..

жению вещей. Польско-украинский компромисс не принес желаемых результатов. Наместник Галиции К. Бадени уже в том же 1894 г. заявил о том, что соглашение было лишь частной инициативой и правительство будет дальше проводить ту политику, какую сочтет нужной, — с украинцами или же без них36.

Постепенно изменилось и отношение галицийских русинов к Францу Иосифу. Все реже звучали ноты преданности «доброму отцу». Новые реалии, политизация национальных движений — все это привносило заметные изменения в отношения имперского центра и населения окраин империи. Своеобразным рубежом в восприятии русинами Франца Иосифа I как единственного покровителя и защитника «тирольцев Востока» стали выборы в галицийский Сейм 1895 г/, которые сопровождались многочисленными нарушениями со стороны администрации провинции37. Представители русинов Галиции предприняли попытку добиться справедливости лично у императора. Делегация в составе 221 человека, среди которых были представители разных социальных слоев, выехала в Вену 12 декабря 1895 г. К императору были допущены 6 членов делегации, которые передали Францу Иосифу памятную записку с указанием всех злоупотреблений на выборах. Император ответил любезно, но формально, заверив присутствующих в том, что русины близки его сердцу так же, как и другие народы империи. Он высказал неудовольствие массовостью делегации, увидев в этом неуместную демонстрацию, после чего попрощался с присутствующими. По окончании аудиенции участники допущенной группы сообщили остальным о результатах беседы. На глазах многих стояли слезы38. По словам украинского историка М. Мудрого, эта встреча стала концом галицийского австрорусинства и Вена с тех пор стала восприниматься как объект давления, как элемент политической тактики39.

Тем не менее позиция императора в том или ином вопросе была весьма значима, а аудиенция у него не менее желанна, нежели в предыдущие годы. Так, в начале 1905 г. от имени русинов Галиции к императору Францу Иосифу направилась депутация во главе с митрополитом А. Шептицким, которая, в частности, выдвинула и требования избирательной реформы как пути к разрешению национального

36 Partacz Cz. Od Badeniego ^ Potockiego... S. 58.

37 Аркуша О. Галицький сейм. Виборчi кампани 1889 i 1895 рр. Львiв, 1996. С. 133-135.

38 Левицький К. Iсторiя полпично! думки. С. 283.

39МудрийМ. Австрорусинство в Галичиш... С. 589.

конфликта в крае. Император подтвердил намерения приступить к подготовке проекта закона40.

Личного одобрения императора активно добивались украинские представители в Рейхсрате, сумевшие после принятия нового избирательного закона 1907 г. создать «Украинский клуб» («Украшський Клюб»)/ Парламентарии в борьбе за реализацию своих задач не раз прибегали к одному из своих излюбленных средств — парламентской обструкции. Ее же они использовали весной 1912 г., когда она грозила сорвать принятие важнейших для государства законопроектов, в том числе военных, что в условиях роста международной напряженности было крайне нежелательно. Именно с целью вынудить «Украинский клуб» прервать обструкцию 18 июня 1912 г. Франц Иосиф обратился с письмом к украинским парламентариям. В письме император указывал на их патриотизм и выражал огорчение, что они тормозят ход военной реформы. При этом император впервые употребил термин «украинский» (Ukrainische) вместо более привычного «рутенский» (Ruthenishe), что многими наблюдателями было расценено как официальное признание нового этнонима.

Позднее, в ноябре 1912 г., в Будапеште состоялась встреча императора Франца Иосифа с представителями парламентских групп, в ходе которой не раз были затронуты вопросы внешней политики. Лидер «Украинского клуба» Константин Левицкий был удостоен личной аудиенции императора. В ходе беседы Франц Иосиф подчеркнул необходимость скорейшего примирения обоих народов Галиции. Левицкий в свою очередь подчеркнул, что позиция императора в вопросе создания украинского университета произвела сильное впечатление на русинов Галиции и сделала их «нечувствительными к русофильским махинациям» русского правительства41. Франц Иосиф ответил, что правительство стремится к урегулированию сложных вопросов в отношениях народов Галиции и что успехи на данном попроще производят на него весьма положительное впечатление.

Однако Франц Иосиф вполне трезво оценивал реальные возможности украинских политиков. Так, на личной встрече с наместником Галиции М. Бобжинским, который стремился убедить Франца Иосифа в том, что горстка украинских политиков в Киеве, и тем более во Львове, не имеет значительного влияния на многомиллионное население, которое хранит верность царю и православию. Император подтвердил,

40 Partacz Cz. Od Badeniego do Potockiego... S. 189.

41 Левицький К. Iсторiя полггично! думки. С. 633.

что никогда не рассчитывал на поддержку населения малороссийских губерний Российской империи42. Таким образом, правящие круги Габсбургской монархии не рассматривали идею привлечь на свою сторону малороссов Российской империи в случае войны в качестве реального плана. Скорее, благожелательное отношение вызывала постоянно подчеркиваемая лояльность австрийских украинцев, которая была в определенном смысле гарантией того, что в регионе в случае войны не возобладают пророссийские настроения.

Подводя итоги, можно сказать, что император Франц Иосиф I за всю свою долгую жизнь на престоле не изменил своего отношения к «своим русинам», которых он ценил за консерватизм, приверженность трону, однако нередко жертвовал их интересами ради интересов государства. Позднее он, явно осуждавший резкий национализм украинских политиков, все же отдавал им предпочтение перед гораздо более умеренными в своих требованиях русофилами. Отношение же самих русинов Галиции к императору также претерпело изменения: от наивной веры в «доброго отца» они постепенно перешли к умеренной лояльности, которая, в свою очередь, в значительной мере основывалась на понимании того, что именно имперский центр, Вена, и его живое олицетворение — император Франц Иосиф I, являются самыми важными союзниками в их борьбе за национальные права.

Источники и литература

Аристов Ф. Ф. Карпато-русские писатели. М., 1916. Т. 1. XVI+304 с.

Аркуша О. Галицький сейм. Виборчi кампанп 1889 i 1895 рр. Львiв, 1996. 173 с.

Левицький К. Iсторiя политично! думки галицьких украшщв. 18481914. На шдст^ спомиш. Львiв, 1926. 736 с.

Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении. СПб., 2000. 260 с.

Мудрий М. Австрорусинство в Галичиш: спроба окреслення про-блеми // Вюник Львiвського университету. Серiя вторична. Вип. 35-36. Львiв, 2000. С. 571-605.

Маценко Г. Славетш госп Львова. Львiв: Апорюр^ 2010. 320 с.

Пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв. М., 2007. 192 с.

42 ВоЬпутШ М. Ъ moich ратфткбге Wгodaw; Кгако^ 1957. S. 297-298.

Осередчук М. А. Львiв — Вщень у кшщ Х1Х — початку ХХ столптя: вiзити представникiв габсбурзько! династп до Львова та !х вщображення у npeci // ApxibH Укра!ни. 2013. № 4. С. 93-110.

Сухий О. Вщ pуcофiльcтва до москвофшьства. Роciйcький чинник у громадськой думщ та cуcпiльно-полiтичному життi галицьких укра!щв у XIX cтолiттi. Львiв, 2003. 498 с.

Чорновол I. Цисар Франц Йосиф I во Львов1 // Льв1вська газета. 2005. № 138. 5 серпня.

ШимчакД. «Мы друг друга понимаем.» Франц Иосиф и поляки в Галиции // Славяноведение. 2017. № 5. С. 3-13.

Magosci P. R. The Shaping of a National Identity Subcarpatian Rus'. 1848-1948. London, 1972. 640 p.

Partacz Cz. Od Badeniego do Potockiego. Stosunki polsko-ukrainskie w Galicji w latach 1888-1908. Torun, 1996. 282 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fras Z. Galicja. Wydawnictwo dolnosl^skie. Wroclaw, 1999. 299 s.

Wendland A. V. Die Russophilen in Galizien. Ukrainische Konservative zwishen Österreich und Russland, 1848-1915. Wien, 2000. 644 s.

References

Aristov, F. F. Karpato-russkie pisateli. T. 1. Moscow, 1916, XVI+304 s.

Arkusha, O. Halits'kii seim. Viborchi kampanii 1889 i 1895 rr. L'viv, 1996, 173 s.

Levitskii, K. Istoriiapolitichnoi dumky halits'kikh ukraintsiv. 1848-1914. Napid-stavi spominiv. L'viv, 1926, 736 s.

Miller, A. I. «Ukrainskii vopros» vpolitike vlastei i russkom obshchestvennom mnenii. SPb., 2000, 260 s.

Mudrii, M. Avstrorusinstvo v Halichini: sproba okreslennia problemy. Visnik L'vivs'kogo universitetu. Seriia istorichna. Vyp. 35-36. L'viv, 2000, s. 571-605.

Matsenko, G. Slavetni hosti L'vova. L'viv: Aporiori, 2010, 320 s.

Oseredchuk, M. A. L'viv — Viden' u kintsiХ1Х — pochatkuХХstolittia: viziti predstavnikiv habsburz'koi dinastii do L'vova ta ikh vidobrazhennia u presi. Arkhivi Ukraini. 2013, 4, s. 93-110.

Pashaeva, N. M. Ocherki istorii russkogo dvizheniia v Galichine XIX-XX vv. M., 2007, 192 s.

Sukhyi, O. Vidrusofil'stva do moskvofil'stva. Rosiis'kiichinnik u hromad'skoidumtsi ta suspil'no-politychnomu zhitti halits'kykh ukraitsiv uXIXstolitti. L'viv, 2003, 498 s.

Chornovol, I. TSisarFrantslosifIvoL'vovi. L'vivs'ka gazeta. 2005. no. 138. 5 serpnia.

Shimchak, D. «My drug drugaponimaem...». Frants Iosif ipoliaki v Galitsii. Slavianovedenie, 2017, № 5, s. 3-13.

Maria E. Klopova

Institute of Slavic Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

The leaders of the national movement of the Rusyns of Galicia and Emperor Franz Joseph I

The article considers the formation and development of relations between representatives of the East Slavic population (Rusyns) of Galicia and the Imperial power of the Austrian monarchy, and especially with Emperor Franz Joseph I. Official Vienna after the partitions of Poland and the creation of the Kingdom of Galicia and Lodomeria traditionally acted as a defender of the Rusyns from Polish oppression. Such a policy has led to the emergence of the the system of relationships between Imperial authorities, the Greek Catholic Church and the Ruthenian population of the Empire. This system of relations reached its heyday during the reign of Franz Joseph I. The image of the "good Emperor", of the "father" is firmly established in the consciousness of the Rusyns in the years of revolution, 1848-1849, and remained relevant until the death of the Emperor, despite all the changes in the official policy of Vienna with respect to Galicia. Gradually, in the ranks of the national movement of the East Slavic population of Galicia, both among supporters of the Ukrainian and among supporters of Russophile orientation, there was a certain disappointment in the policy of Vienna as a defender of the interests of the Rusyns. Nevertheless, Emperor Franz Joseph I has maintained his high reputation both among the leaders of the national movement of the East Slavic population of the Empire, and among ordinary Rusyns.

Keywords: Rusyns, Poles, national movements, Galicia, Austria-Hungary, Emperor, Imperial center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.