Научная статья на тему 'Девятый международный форум бухгалтеров и аудиторов (резолюция от 27 мая 2008 г. ,Москва,государственный Кремлевский дворец]'

Девятый международный форум бухгалтеров и аудиторов (резолюция от 27 мая 2008 г. ,Москва,государственный Кремлевский дворец] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девятый международный форум бухгалтеров и аудиторов (резолюция от 27 мая 2008 г. ,Москва,государственный Кремлевский дворец]»

7(1631 -2001

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ

ДЕВЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ И АУДИТОРОВ

(Резолюция от 27 мая 2008г.)Москва)Государственный Кремлевский Дворец)

Анализ реализации рекомендаций и поручений Восьмого Международного форума бухгалтеров и аудиторов отражает положительные тенденции, наметившиеся в законотворческой, организационной и информационных сферах деятельности. В частности, следует отметить положительную тенденцию, которая наметилась в реализации предложений в законотворческой сфере. Сегодня в Резолюции отмечены наиболее конструктивные моменты этого процесса, которые позволят с позитивных позиций решать многие насущные вопросы дальнейшего развития бухгалтерского учета, аудита и бухгалтерского образования в Российской Федерации.

В сфере предварительного этапа адаптации МСФО в России удалось, наконец, перейти от общих слов к конкретным действиям. В образовательной сфере подготовлены и на практике реализуются различные обучающие программы по МСФО, начиная с так называемых общедемократических курсов и заканчивая новыми программами по подготовке специалистов по сертификации АССА, включая относительно новый диплом «ДипифРус». В консультационной сфере создана методика трансформации отчетности российских предприятий в отчетность, подготавливаемую в соответствии с МСФО. Здесь Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» удалось быть в числе первых.

Существенной причиной затянувшегося перехода к более действенной системе адаптации и внедрения МСФО в России является, с одной стороны, задержка с принятием окончательного варианта закона «О консолидированной финансовой отчетности», а, с другой стороны, — отсутствие постоянно действующей системы перевода (с комментариями) международных стандартов финансовой отчетности у нас в стране, на что мы постоянно указываем в резолюциях всех наших форумов, включая сегодняшний.

Следует подчеркнуть, что некоторые наши предыдущие рекомендации и предложения достаточно конструктивно повлияли на позитивное завершение программы ТА818 II «Осуществление реформы аудита в России». Они нашли свое отражение и в основных положениях так называемой «Белой книги», и в «Дорожной карте» соответствия отечественных Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) международным стандартам аудита, а также в появлении 7-й очереди отечественных правил (стандартов) аудита.

Фактором, препятствующим реформе аудита в нашей стране, является непринятие до сих пор изменений и дополнений к Федеральному закону от 07.07.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», о чем мы также упоминаем во всех наших резолюциях. И, наконец, наиболее позитивным моментом в реализации наших рекомендаций является то, что профессиональному бухгалтерскому сообществу, в том числе и через наши форумы, во многом удалось принять самое непосредственное участие в синхронизации выполнения плана мероприятий на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу.

В течение последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и международными стандартами аудита. Минфином России совместно с профессиональным сообществом разработана и реализуется Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, предусматривающая формирование базовой инфраструктуры применения МСФО и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности с более широким привлечением к этому процессу профессиональной общественности.

10161711

План мероприятий Минфина России на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности включал в себя задачи повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, изменение системы их регулирования, создание инфраструктуры применения МСФО, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров.

В 2008 г. исполняется 12 лет со дня принятия первого в истории нашего государства закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете», заложившего новый правовой фундамент качественных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов и организаций в ходе экономических реформ в России.

Именно Минфин России совместно с профессиональным сообществом подготовило новый законопроект «Об официальном бухгалтерском учете», который является новым масштабным подходом к решению проблем регулирования бухгалтерского учета в нашей стране.

Законопроект является результатом напряженной работы профессионального сообщества и государственных органов, который обеспечивает, с одной стороны, формирование нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета, а, с другой стороны, гарантии получения достоверной, обоснованной и прозрачной информации всеми заинтересованными организациями и лицами.

В данном законопроекте впервые достаточно подробно отражены объекты бухгалтерского учета, учетная политика экономического субъекта, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, инвентаризация активов и обязательств, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, общие требования к финансовой отчетности и ее составу, а также ее особенности при реорганизации и ликвидации юридического лица.

Достаточно обоснованно определены принципы регулирования бухгалтерского учета, документы в области его организации и ведения, органы регулирования и деятельность органов как государственного, так и негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

В проекте закона впервые вводится понятие «экспертный орган по стандартам бухгалтерского учета» и определяются его основные задачи, предлагается программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, порядок их разработки и утверждения, в том числе органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Не остались без внимания в проекте и такие вопросы, как хранение документов бухгалтерского учета; внутренний контроль в экономическом

субъекте; понятия «обязательный экземпляр» (финансовой отчетности), «отчетный период», «отчетная дата», «обязанность ведения бухгалтерского учета» и ряд других вопросов, в частности сферы действия и цели закона, основные термины, используемые в настоящем законе, их определения, а также законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Законопроект хорошо структурирован, последовательность его основных статей — начиная с традиционных общих положений и общих требований к бухгалтерскому учету и заканчивая регулированием бухгалтерского учета и заключительными положениями — имеет внутреннюю логику и взаимосвязь с другими законодательными актами в хозяйственной сфере.

В законопроекте справедливо предлагается перевести разработку проектов отечественных стандартов на уровень негосударственного регулирования. В соответствии с законопроектом их смогут разрабатывать саморегулируемые объединения. В документе справедливо также отражено положение о формировании цельного механизма, направленного на обеспечение единства понятийного аппарата стандартов, разрабатываемых различными органами негосударственного регулирования, т. е. требования об их соответствии международным стандартам.

Законопроект существенно расширяет значение и задачи саморегулируемых объединений бухгалтеров и аудиторов, повышает роль профессионального суждения членов сообщества, приближает всю систему регулирования бухгалтерского учета в России к требованиям МСФО. Именно по всей совокупности основных положений законопроекта его необходимо поддержать всем участникам форума и членам нашего профессионального сообщества.

Участники Девятого Международного форума, представляющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров и в целом директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых вузов и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, поддерживают масштабные цели развития российской экономики и приложат все силы, знания и умения для их достижения.

Как никогда ранее, хозяйствующие субъекты, их руководители — финансовые директоры и главные бухгалтеры — стали главными действующими лицами реформ, всех социально-экономических преобразо-

ваний. Главными ресурсами развития экономики все в большей степени становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.

Форум обсудил последние законопроекты и нормативные акты по реформированию учета, аудита и отчетности в России на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями международных стандартов финансовой отчетности, аудита, бухгалтерского образования и по результатам обсуждения отмечает следующее.

Несмотря на положительные сдвиги в реформировании бухгалтерского учета и аудита, все еще имеются некоторые проблемы, которые сдерживают эффективность данного процесса.

Одной из таких проблем является недостаточный уровень обучения бухгалтеров и аудиторов МСФО. Повышение уровня квалификации бухгалтеров является одной из первоочередных задач, решение которой будет способствовать достижению целей перехода на МСФО в обозначенные сроки.

Процесс перехода на МСФО должен сопровождаться формированием новой модели взаимоотношения государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации оказывают существенную роль, повышая эффективность реформы.

Ближайшие годы потребуют от бухгалтерского и аудиторского сообщества в качестве приоритетных решения новых для них задач:

— выстраивание в практике хозяйствования стратегических ориентиров, несмотря на возрастание уровня сложности текущих процессов;

— расширение стимулов деятельности персонала и его постепенная переориентация на модель партнерских отношений;

— перестройка структуры предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, замедляющих внедрение инноваций на предприятии;

— дальнейшее движение от модели выживания предприятия к модели его развития;

— управление интеллектуальной собственностью, содействующее продвижению в высокотехнологичные сферы.

Ключевым моментом является решение проблем согласования действий различных ведомств и законодательных органов. В настоящее время российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.

Высокая степень координации необходима также и для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом участники Девятого Международного форума отмечают целесообразность, в первую очередь, обеспечения перехода на МСФО тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок в целях привлечения капитала, т. е. проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно они нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рискованности возможных вложений.

В контексте инновационного развития не менее важным является реформирование деятельности методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, имея в виду (как это записано в плане мероприятий по реализации Концепции) «превращение его в орган для обсуждения вопросов государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности представителями государственных органов, бухгалтерской и аудиторской профессии, предпринимательских и научных кругов». Тем более, что целый ряд вопросов концептуального характера, содержащихся в принципах МСФО, требуют именно такого согласования применительно к условиям России.

Целый ряд принципов МСФО инновационного характера, связанных с такими основными понятиями, как «метод начисления» и «непрерывность деятельности», с такими качественными характеристиками финансовой отчетности, как «понятность», «уместность», «существенность», «надежность», «преобладание сущности над формой», «нейтральность», «осмотрительность», «сопоставимость» и др., а также с такими понятиями, как «оценка и признание элементов финансовой отчетности» и, наконец, собственно концепции капитала, его поддержания и определения прибыли требуют методологического и методического согласования в процессе адаптации МСФО в российских условиях.

В целом участники форума подчеркивают, что в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО, проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Минэкономразвития и торговли, Минфин, Банк России.

В связи с этим участники форума в том же контексте ускоренного развития инновационной составляющей экономики страны заявляют о необходимости:

— ускорения принятия новых законов «Об официальном бухгалтерском учете», «О консолидированной финансовой отчетности»;

— внесения необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и другие законы и нормативные акты для устранения возможных противоречий и несоответствий в законодательстве. Причем принятие этих изменений и самих законопроектов следует осуществить единым пакетом;

— модернизации всей системы финансовой отчетности российских предприятий и внедрения МСФО в организациях, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций;

— устранения существенных различий в национальной и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятствующего сопоставлению информации о российских предприятиях с их зарубежными аналогами;

— методологического и методического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;

— обеспечения правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в процессе организации перехода на МСФО;

— внедрения международных стандартов финансовой отчетности и аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику;

— осуществления работ в рамках Национального фонда по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования, мер для скорейшего опубликования официального текста последнего издания МСФО, а также к созданию системы оперативного отслеживания и публикаций изменений в МСФО;

— организации и проведения широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с новыми требованиями;

— выработки единой государственной политики по отражению учета в нормативных документах деятельности хозяйствующих субъектов;

— продолжения реформирования российской налоговой системы, основанного на принципах справедливости, всеобщности налогообложения и эффективности, координации действий по сближению систем налогового и бухгалтерского учета;

— обратиться в Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания РФ с просьбой при доработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» учесть поступившие предложения в части недопущения увеличения сроков проведения выездной налоговой проверки

налогоплательщиков, а также уточнения полномочий налоговых органов по истребованию первичных учетных и прочих документов при проведении камеральной налоговой проверки;

— обратиться в Минфин и ФНС России с просьбой пересмотреть существующую методику отбора налогоплательщиков для проведения углубленной камеральной проверки. Углубленному анализу должны подвергаться организации, представляющие ту или иную отрасль, финансовоэкономические показатели которых превышают установленный предел отклонения от средних по отрасли показателей. При этом рекомендовать возложить функции по осуществлению углубленного анализа на отдел выездных налоговых проверок. Кроме того, целесообразно ограничить права должностных лиц налоговых органов по истребованию дополнительных документов при проведении камеральных проверок, за исключением случаев истребования документов, относящихся исключительно к выявленной ошибке;

— разработки новых и уточнения ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету;

— формирования по-настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, системы учета и отчетности. В этой связи в обсуждаемом законопроекте «Об официальном бухгалтерском учете» следовало бы четче прописать принципы упрощенной системы учета для субъектов малого предпринимательства, освобождающие их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления специальной годовой, хотя и упрощенной, бухгалтерской отчетности, так как необходимость готовить еще одну отчетность повысит издержки и снизит привлекательность «упрощенки»;

— ранжирования экономических субъектов в зависимости от объемов продаж и по численности работников, занятых на этих предприятиях, так как при всей привлекательности организации жесткого внутреннего контроля для всех хозяйствующих субъектов, а для экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту, и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, (ст. 28 законопроекта), следует учитывать дороговизну данных процедур;

— постепенного перехода учреждений и организаций бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры) на единые правила бухгалтерского учета, принятые для других сфер и отраслей национальной экономики;

— обеспечения высокого качества независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;

— усиления всей аналитической работы и работы по методическому и нормативному доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственнохозяйственной и коммерческой деятельности с широким привлечением общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов России;

— разработки индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории;

— проведения в регионах совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления, профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

— разработки и внедрения эффективных систем контроля за качеством аудиторской деятельности, соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;

— поддержки проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности последующих очередей, а также «Дорожной карты» (приведения ФПСАД в соответствие с MCA), разработанной по результатам Проекта TACIS II «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации»;

— развития системы поощрения для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за систематическое качественное осуществление аудиторской деятельности;

— развертывания действенной системы контроля качества аудиторской деятельности;

— разработки концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности;

— осуществления комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности с дифференцированным подходом к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций.

Форум призывает всех бухгалтеров и аудиторов России продолжить активное участие в выполнении Плана мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

— просить федеральные законодательные и исполнительные органы власти в своей деятельности

по регулированию бухгалтерского учета и аудита учитывать решения Девятого Международного форума бухгалтеров и аудиторов;

— активизировать работу по информированию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;

— всемерно поддержать инициативы Президента РФ Д. А. Медведева о формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в части использования единой общероссийской упрощенной и действенной системы учета, отчетности и налогообложения малого бизнеса;

— продолжить практику проведения конкурса название «Лучший бухгалтер России», расширив его сферу на проведение подобных конкурсов среди студентов, выпускников высших учебных заведений;

— Аудиторской палате России совместно с Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» организовать определение рейтинга аудиторских организаций России;

— продолжить проведение Конкурса на звание «Лучший аудитор России»;

— поддержать предложение Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» по подготовке, переподготовке и повышению квалификации бухгалтеров различных уровней, в том числе в соответствии с требованиями МСФО;

— просить Минобразования России и Учебно-методическое объединение при Финансовой академии при Правительстве РФ разработать соответствующие государственные образовательные стандарты;

— обратиться к СМИ с просьбой об освещении решений Собрания и публикации настоящей резолюции.

Девятый Международный форум бухгалтеров и аудиторов обращается к Президенту РФ с предложением утвердить своим указом ежегодный профессиональный праздник «День работника бухгалтерского учета и аудита».

Форум поручает оргкомитету обобщить все предложения и критические замечания участников пленарного заседания и заседания круглого стола и направить их соответствующим министерствам и организациям для рассмотрения и ответа о принятых мерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.