Научная статья на тему 'Девятая Всероссийская школа молодого социолога «Факторы стабильности и динамики российского социума в кризисных условиях»: главные итоги'

Девятая Всероссийская школа молодого социолога «Факторы стабильности и динамики российского социума в кризисных условиях»: главные итоги Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атоян Ш.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Девятая Всероссийская школа молодого социолога «Факторы стабильности и динамики российского социума в кризисных условиях»: главные итоги»

Девятая Всероссийская школа молодого социолога «Факторы стабильности и динамики российского социума в кризисных условиях»: главные итоги

В научной среде существует множество форматов мероприятий, где исследователи не только встречаются друг с другом, но и делятся опытом и новой информацией, налаживают личные и рабочие контакты, формируя таким образом научное профессиональное сообщество. Чаще всего такие встречи имеют форму конференций и круглых столов, но можно с легкостью перечислить и другие - семинары, конгрессы, чтения и т. д. В последнее десятилетие все более популярным становится новый вид - школы молодых ученых, которые, не изменяя классическим традициям отечественной науки и в то же время позволяя не избегать новаторских путей, помогают исследователям включаться в научный процесс.

Не является исключением и проведенная с 22 по 27 мая 2016 г. в Республике Адыгея, уже ставшая традиционной Девятая Всероссийская школа молодого социолога. В этом году она прошла под темой «Факторы стабильности и динамики российского социума в кризисных условиях».

Проведенная школа молодых ученых стала площадкой для обмена научными знаниями между молодыми и состоявшимися учеными, аспирантами, магистрантами и студентами. Перед участниками школы выступили известные ученые Института социологии Российской академии наук (г. Москва), Института социально-политических исследований Российской академии наук (г. Москва), Адыгейского государственного университета (г. Майкоп), а также Института социологии и регионоведения Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону).

Традиционно организаторами школы выступили Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета и Институт социологии Российской академии наук.

Вот уже на протяжении 10 лет подряд руководителями школы выступают директор Института социологии РАН академик М.К. Горшков и научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета заслуженный деятель науки РФ, профессор Ю.Г. Волков.

В этом году школа проходила на базе Адыгейского государственного университета. К слову сказать, чтобы стать слушателем этого научно-образовательного мероприятия, нужно было пройти отбор, выслать научную работу и написать мотивационное письмо. По результатам конкурсного отбора общее количество участников школы составило 70 че-

ловек, в том числе из Южного федерального университета и других вузов Юга России.

Торжественное открытие Девятой школы молодого социолога посетил ректор Адыгейского государственного университета доктор социологических наук, профессор Р.Д. Хунагов. Он выступил с докладом на тему «Управленческий потенциал региона в регулировании этносоциальных процессов», его выступление вызвало живой интерес и обсуждение, в котором активно приняли участие все слушатели.

Открытие Девятой школы молодого социолога

Первый день работы по традиции организовывали социологи из московских академических институтов. Ведущий специалист в области социологии образования, руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН доктор философских наук, профессор Г.А. Ключарев выступил с темой «Индикаторы образования: кластерно-дисперсионный подход».

Далее руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН доктор социологических наук, профессор В. И. Мукомель рассказал о «Миграционных процессах в современной России», большое количество слушателей заинтересовались этой актуальной темой в связи с миграционным коллапсом в Евро-

пе, миграционными трендами в России, в связи с чем дискуссия после выступления продлилась достаточно долго.

Заключительным выступлением в этот день стала лекция заведующей отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН доктора социологических наук, профессора Ю.А. Зубок. Свое выступление она посветила современным проблемам российской молодежи и взаимодействию власти и молодежи в России.

Организацию второго дня на себя взяла ростовская делегация Южного федерального университета, пленарный доклад на тему «Солидарная активность как ресурс межнационального согласия» сделал научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков. Вопросы и обсуждения, которые возникли после этого выступления, переросли в круглый стол «Модели национальной интеграции в регионах Юга России». На нем коллектив Института социологии и регионове-дения Южного федерального университета под руководством профессора Ю.Г. Волкова презентовал результаты работы над грантом РНФ «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях». Слушатели школы не только выслушали результаты исследования, но и сами стали участниками обсуждения и создателями инструментария проекта, обсудив проблемы в сфере межнациональных отношений на Юге России и путей их решения. Модераторами этой групповой дискуссии выступили профессор А.В. Лубский, доценты Н.А. Вялых и А.В. Сериков.

С докладом от делегации Института социологии и регионоведения Южного федерального университета выступила специалист по социологии семьи, доктор социологических наук, профессор А.В. Верещагина по теме «Семья в условиях вызовов современной эпохи: парадоксы российской реальности».

Третий день стал самым насыщенным в интеллектуальном плане, ведущий социолог России, директор Института социологии РАН академик Российской академии наук М.К. Горшков подготовил всем участникам серию своих мастер-классов, которыми был заполнен весь день. Они прошли под общим названием «Социальная реальность и повседневная реальность в условиях кризиса как объекты социологического исследования». Слушатели примерили на себя множество ролей, они были и респондентами, которые собирают данные, и аналитиками, и заказчика-

ми проектов, предлагали свои интерпретации данных и формировали новые инструментарии исследований.

Выступление академика М.К. Горшкова

Общая фотография

Последний день школы социолога прошел под общей темой «Профессиональная культура молодого исследователя». Аспиранты и магистранты вузов Юга России смогли получить индивидуальные научные консультации по своим диссертационным исследованиям у ведущих ученых страны в области социологии, а ростовская делегация провела несколько мастер-классов на темы «Как правильно проводить научные исследования», «Как правильно писать научные статьи» и «Как правильно составлять и использовать социологический инструментарий», модераторами стали профессор А.В. Лубский, профессор А.В. Верещагина и ученый секретарь Южнороссийского филиала Института социологии РАН доцент Ш.М. Атоян.

Ещё одной особенностью Девятой школы молодого социолога стала ее неформальная образовательная программа, в рамках которой в перерыве между занятиями был проведен не только футбольный матч между профессорским клубом и слушателями, но и деловая игра «Интеллектуальный футбол», организованная доцентом А.В. Сериковым, которая с большим интересом была принята участниками.

В ходе работы школы молодых ученых были также заслушаны и обсуждены другие содержательные выступления, состоялся плодотворный диалог между авторитетными учеными, специалистами и молодежью, принявшей участие в мероприятии.

Выступление молодых социологов Ю. Панфиловой и А. Терещенко

Кроме того, были заслушаны и обсуждены доклады молодых исследователей социологов (Ю. Панфилова, А. Терещенко), которые, в свою очередь, презентовали аудитории результаты своих исследований.

По итогам работы школы всем ее участникам были вручены соответствующие сертификаты, подарки от Института социологии РАН, Института социологии и регионоведения ЮФУ и Адыгейского государственного университета.

В целом основная задача школы была достигнута, а заключалась она в том, чтобы придать новый импульс развитию движения молодых ученых Юга России, привлечь внимание к возникающим проблемам в области социологии в России и регионах, поделиться научными идеями и результатами проведенных социологических исследований. Это стало возможным за счет реализации подхода, предусматривающего при проведении данного мероприятия учет фундаментальных, прикладных и инновационных аспектов в функционировании современной российской социологии.

Ш.М. Атоян,

кандидат политических наук, ученый секретарь Южнороссийского филиала

Института социологии РАН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.