Научная статья на тему 'ДЕВЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: УРАЛЬСКО-СИБИРСКИЕ ДИАЛОГИ (ЦВЕТ В КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ)»'

ДЕВЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: УРАЛЬСКО-СИБИРСКИЕ ДИАЛОГИ (ЦВЕТ В КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ)» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕВЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: УРАЛЬСКО-СИБИРСКИЕ ДИАЛОГИ (ЦВЕТ В КУЛЬТУРЕ И РЕЛИГИИ)»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 009+130.123

йй! 10.24147/1812-3996.2022.27(1).85-86

ДЕВЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: УРАЛЬСКО-СИБИРСКИЕ ДИАЛОГИ (Цвет в культуре и религии)»

В. М. Шкарупа

Омский государственный университета им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

THE NINETH ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE "VISUAL IMAGES OF CONTEMPORARY CULTURE: URAL-SIBERIAN DIALOGUES (Color in culture and religion)"

V. M. Shkarupa

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

На факультете теологии, философии и мировых культур ОмГУ 27 апреля 2021 г. прошла очередная, девятая по счету, конференция с участием преподавателей и студентов ведущих омских вузов, имеющая сквозное название - «Визуальные образы современной культуры», но варьирующая тему от года к году - на сей раз она касалась темы цвета в культуре и религии. Как и предыдущая, эта конференция также прошла на площадке Мультимедийного исторического парка «Россия - Моя история». По итогам проведенного мероприятия издан сборник материалов конференции1.

На пленарном заседании, которое вел д-р фи-лос. наук, заведующий кафедрой теологии, философии и культурологии ОмГУ П. Л. Зайцев, прозвучало пять докладов. С первым из них выступила д-р фи-лос. наук, проф. кафедры теологии, философии и культурологии ОмГУ М. Д. Купарашвили с основополагающим, т. е. философски фундированным, докладом «Онтология цвета», в котором выступающая предложила анализ следующих проблем: каким образом возможен цвет? что есть основание цвета -свет? насколько человек может обосновать объективность света и цвета? Среди онтологических проблем, по мнению докладчика, вопрос, связанный со светом, практически отсутствует. Имманентные свойства субстанции также не включают свет в атри-

буты материи, он принимается по умолчанию для анализа установленных атрибутов.

Вторым докладчиком выступил П. Л. Зайцев. В своем докладе с интригующим и неожиданным, как и на предыдущих конференциях, названием «"Каждый охотник желает знать...". Цветоразличение в культуре: насилие и ритуализация» он проанализировал возможности существующих в культурологии подходов к решению проблемы различения цветов в культуре. Автором доказывалось, что выделение в культуре доминантного цвета (как в случае с туркменскими коврами) имеющая место дихотомия, борьба цветов, а также наличие сложной системы цветовой дифференциации являются следствием церемониальной, ритуальной культурной деятельности. И каким бы ни было цветовое разнообразие конкретной культуры, его причины, подчеркнул докладчик, следует искать не в модусе свободы, а в модусе нормативности.

Третий доклад, на тему «Теология света, или "Какого цвета небеса"», был сделан канд. ист. наук, доц. Е. В. Кузьминой (ОмГУ), которая исходила из того, что взаимопонимание религии (теологии) и современности является главной задачей, стоящей перед обществом постмодерна. Сфера пересечения религии и искусства (эстетики) является наиболее творчески релевантной для построения такого диа-

Вестник Омского университета 2022. Т. 27, № 1. С. 85-86

-ISSN 1812-3996

лога. «Провинции воображения» (Ф. Б. Браун) различных религиозных традиций дают актуальные образы, указывающие на важные проблемы и векторы духовных поисков современного человека. Поэтому, утверждает докладчик, такие проекты, как теоэсте-тика, стремятся сочетать в себе теологическую классику и подходы постмодернистской философии. Она показала, что постсекуляризм получает положительное звучание как новое положение и динамика религии (теологии), стремящейся быть живой и отвечающей на вызовы современности.

Четвертым докладчиком выступил канд. фи-лос. наук М. В. Колесник (ОмГУ), его тема - «Транспарентность культуры современности». В докладе им рассматривались возможности современной культурной оптики, где транспарентность является инструментом управления социальным контекстом в сфере этики и политики, которые в условиях современной цифровой коммуникации технологически детерминированы.

Заключительный, пятый, доклад был сделан канд. ист. наук И. В. Шмидт (ОмГУ) по теме «Охра галек Мас д'Азиль: технический аспект исследований и интерпретация результатов. Материалы дрезденской коллекции». Ею было указано, что дрезденская коллекция раскрашенных галек из Мас д'Азиль была получена в дар Королевским геолого-минералогическим музеем от Э. Пьетта в 1899 г. Документы

и непосредственное участие этого уважаемого археолога в данном мероприятии говорят о том, что она состоит из подлинников. Но коллекции артефактов данного памятника содержат и подделки, которые, очевидно, были произведены и рассредоточились по запасникам музеев уже в ХХ в. В свете данной информации возникла необходимость проверки подлинности галек дрезденской коллекции. В 2016 г. красители всех галек были исследованы неразруша-ющими методами. Согласно данным, полученным с опорой на методы фотоспектроскопии, рентгенди-фрактометрии и раманспектроскопии, ключевым минеральным компонентом в красителе галек является гематит. Его производство и оттенок на данном памятнике обладают устойчивыми признаками, следовательно, и технологией производства, продолжительно сохранявшейся в культурной практике обитателей стоянки. Важно подчеркнуть, что сам доклад был написан совместно с представителями Германии - Иоганом Фридрихом Толксдорфом (Johann Friedrich Tolksdorf, Баварское государственное управление охраны природы, г. Тирхауптен) и Инго Крафтом (Ingo Kraft, Археологическое ведомство Саксонии, отдел археологии западной Саксонии, г. Дрезден).

Кроме пленарного заседания были проведены еще и два секционных.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Визуальные образы современной культуры: Цвет в культуре и религии : сб. науч. ст. по материалам IX Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием (Омск, 27 апр. 2021 г.) / отв. ред.: П. Л. Зайцев. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2021. и^: https://omsu.ru/science/materialy-konferentsiy/2021/ Визуальные образы современной культуры 2021-.pdf.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Шкарупа Владимир Михайлович - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теологии, философии и культурологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: ShkarupaVM@ omsu.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Shkarupa Vladimir Mikhailovich - Candidate of Phylo-sophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theology, Philosophy and Cultural Studies, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: ShkarupaVM@omsu.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Шкарупа В. М. Девятая всероссийская научно-практическая конференция «Визуальные образы современной культуры: Уральско-Сибирские диалоги (Цвет в культуре и религии)» // Вестн. Ом. ун-та. 2022. Т. 27, № 1. С. 85-86. Р01: 10.24147/1812-3996.2022.27(1).85-86.

FOR GTATIONS

Shkarupa V.M. The nineth all-Russian scientific-practical conference "Visual images of contemporary culture: Ural-Siberian dialogues (Color in culture and religion)". Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 85-86. DOI: 10.24147/ 1812-3996.2022.27(1).85-86. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.