НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE
УДК 009+130.123
йй! 10.24147/1812-3996.2021.26(1).94-97
ЧЕТВЕРТАЯ МЕЖВУЗОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ФИЛОСОФИИ «МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА»
В. М. Шкарупа
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
THE FORTH INTERUNIVERSITY CONFERENCE
ON PHILOSOPHY "WORLDVIEW CHALLENGES OF THE 21st CENTURY" V. M. Shkarupa
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
На факультете теологии, философии и мировых культур (ФТФиМК) ОмГУ 21 декабря 2020 г. прошла очередная, четвертая по счету, конференция с участием преподавателей и студентов ведущих омских вузов, имеющая сквозное название - «Мировоззренческие вызовы XXI века», но варьирующая тему от года к году - на сей раз она была посвящена проблемам образования в силу невероятной актуальности темы, которая была сформулирована таким образом: «Время пост: от идеалов просвещения к новому средневековью, от образования к обучению».
И надо сказать, тема эта вызвала огромный интерес участников конференции, общее количество которых на пике достигло 78 человек; участники охотно отзывались на прозвучавшие по программе конференции1 доклады и обсуждали заинтересованно и эмоционально2.
Конференция показала приоритеты в современном образовании (обучении), примат консервативных методов и необходимость осторожного введения в образование интерактивных и цифровых средств и способов в образовательные стандарты и в системы обучения3. Преподаватели - участники конференции с большим удовлетворением отметили студенческую активность и готовность обсуждать тематику новых способов образования и необходимость изменения школьного и вузовского образования.
Кардинальное отличие четвертой конференции от предыдущих состояло в том, что в связи с пандемической обстановкой впервые она проводилась
полностью в режиме видеоконференцсвязи; для того чтобы принять участие в заседании секций, проводимых онлайн, в программе конференции вместо корпуса и аудитории была указана ссылка на платформу Google Meet. Выше было замечено, что все выступавшие, как докладчики, так и принявшие участие в дискуссии, при обсуждении докладов достаточно критически отнеслись к возможностям он-лайн-образования, то же с полным правом можно отнести к проведению данной конференции, т. е. живое общение, контактное, как теперь это принято говорить, противопоставляя его удаленному (которое, замечу в скобках, является псевдообщением или недообщением), иной умник может узреть в этом прямое противоречие, или иронию судьбы, - однако сразу поспешу возразить такому критику, что, во-первых, всё в истории развивается исключительно через противоречия и благодаря противоречиям, а, и это во-вторых, онлайн-модус общения (в самом широком смысле слова) отнюдь не отвергается, но призван дополнить, а кое-где, возможно, и заменить традиционные, консервативные методы.
На пленарном заседании, которое вела д-р фи-лос. наук, проф. кафедры теологии, философии и культурологии ОмГУ М. Д. Купарашвили, прозвучало пять докладов.
С первым из них выступила сама ведущая и организатор, живая душа4 всего мероприятия М. Д. Купарашвили с докладом «Культ незрелого человека и инновационный суррогат созидания», в котором вы-
Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 1. С. 94-97
ISSN 1812-3996-
ступающая отметила, что молодежные приоритеты современного общества весьма поверхностны и, по существу, не допускают формирования человека зрелого, глубокого, вдумчивого. И так как подобное состояние характерно для любого переходного периода, когда старые ценности девальвированы, а новых еще нет, то за последние три десятилетия в обществе развился культ незрелого человека, который обрел «сам-себе» ценность, который культивирует свою избалованность и беспечность, абсолютно демотивирован по отношению к учебе и работе. Самое печальное и отвратительное заключается в том, что индустрия развлечения полностью накрывает сущность человека. Как результат, мы столкнулись не только с непрофессионализмом, но и с дефицитом человечности. Указанное положение диктует возврат школам и университетам воспитательной функции и требует серьезного пересмотра методов образования.
Второй доклад, на тему «Зомбиленд и его обитатели: дисфункциональные, феноменальные, виртуальные зомби», сделал декан ФТФиМК д-р филос. наук, проф. П. Л. Зайцев, вызвавший живой интерес и активное обсуждение присутствовавших конфе-ренциантов. И действительно, неподдельный интерес аудитории был вызван необычностью как самой темы, так и содержания выступления. Докладчиком было отмечено, что тема зомбиапокалипсиса стала общим местом и в современном кинематографе, и в современной массовой культуре. Так, если монструозным двойником человека в эпоху романтизма становится вампир, то эпоха модерна вызвала к жизни зомби, олицетворяющих массовизацию и обезли-ченность.
Третий доклад был посвящен негативным тенденциям в современном российском образовании, усугубленным информационными вызовами человечеству со стороны цифровых технологий и появлению, как следствие этого, зависимости от них, принимающих в последнее время форму болезненной мании: «Убить зверя алк(лайк)ающего: постобразование как расчеловечивание». С ним выступил канд. филос. наук, доц. кафедры философии В. М. Шкарупа.
Четвертая выступающая, канд. филос. наук, доц. кафедры теологии, философии и культурологии ОмГУ С. Н. Оводова, в докладе «Метамодернистские установки в массовой культуре: ^ Ье ог not ^ Ье» утверждала, что в социально-гуманитарном дискурсе происходят поиски новой теории культуры, которая должна сменить постмодернизм, так как последний уже не описывает современную культурную
реальность, в качестве же одного из подвидов постпостмодернизма провозглашается метамодернизм, который, однако, не отменяет идеи модерна и постмодерна, но обращение к ним становится частью его дискурса.
Заключительный, пятый, доклад был посвящен образовательным технологиям в XXI в. Так назывался доклад канд. филос. наук, доцента той же кафедры А. А. Шеремет, имевший подзаголовок «имитационные и неимитационные направления». Свое эмоциональное выступление Анна Александровна начала с утверждения того, что наша современность характеризуется отсутствием стабильности, прочности и гарантированности существования человека и мира в целом, в настоящее время происходит тотальное размывание прошлого, настоящего и будущего, в том числе под воздействием когнитивной войны. Результатом же когнитивной войны является когнитивный диссонанс, разобщенность, рассогласованность сознания, дезориентация индивида и целой социальной общности в действительности. Это выражается в искусственно созданной ситуации шизофренизации, в которую погружают человека и общество. И наиболее тревожным аспектом когнитивной войны является воздействие на сознание детей и молодежи. Позиция ее по этому вопросу была категоричной - она предложила методами когнитивной войны в области образования считать: внедрение элементов дистанционного образования, подмену образования развлекательным материалом (обучение через развлечение), применение обучающих программ, дискредитирующих образование в целом. Поясняя, она отметила, что обучение детей с помощью цифровых технологий растворяет содержание в форме, как правило, развлекательной. В результате такого обучения в памяти остается интересная яркая картинка без глубины, т. е. форма без содержания. Даже если знаниевая компонента присутствовала, она была поглощена формой, растворилась в ней. В целом вовлечение в виртуальное быстроменяющееся пространство не оставляет времени ребенку на то, чтобы осмыслить увиденное. Соответственно, дети не научаются или слабо научаются думать. Для качественного интеллектуального развития необходимо формирование навыка не просто думать на отвлеченные темы, а концентрировать внимание и размышлять самостоятельно на сложные темы. Это возможно только при глубоком неспешном погружении в текст, осмыслении сложно организованного, сложно аргументированного высказывания, диалоге «с автором», учителем, форму- 95
Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 1. С. 94-97
лировании собственных суждений. В конце своего выступления А. А. Шеремет указала на выход из этой крайне сложной ситуации, в которую нас без остатка, с головой погружает цифровая постэпоха - он может быть найден в непрестанной работе личности (и обучении ребенка такой работе) над собственными когнитивными способностями и процессами, совершенствовании своего интеллектуального потенциала, выработке критического мышления, избирательной работе с информацией, в ограждении себя и ребенка от информационного шума в целом. Этим навыкам среди прочих призвана учить философия. На уровне общества она считает необходимым формирование здоровой идеологии, конструирование позитивных, нравственных смыслов как индивидуального, так и общественного существования, поддержание подлинно гуманистических, традиционных и высших ценностей, а также формирование концепта будущего, в котором есть место истине, добру и красоте в человеческом измерении.
Далее работа конференции продолжилась на двух секциях: «Образовательные технологии в XXI в.: имитационные и неимитационные направления» и «Представление о культуре в пространстве современного образования», - которые были объединены в одну (в результате чего конференция длилась шесть часов), в общей сложности было заслушано 11 докладов.
Аспирант Р. В. Стребков, который физически находился в Москве, в своем выступлении на тему «Интернет - "Да!", Интернет - "Нет!"» затронул актуальную проблему влияния Интернета на личность человека. Данная проблема давно уже волнует общественность. Чтобы исследовать этот вопрос, им было проведено анкетирование среди интернет-пользователей разных возрастов. После обработки полученных ответов, как отметил докладчик, результат получился следующий: Интернет оказывает как положительное, так и деструктивное информационное воздействие на человека. Всё зависит от того, для какой цели человек использует интернет-ресурсы.
-ISSN 1812-3996
Другой докладчик конференции, канд. филос. наук М. В. Колесник, выступая по теме «"Тэги" как тени образования», отметил, что его доклад представляет собой построения современного дискурса философской педагогики и критики современного способа познания в условиях цифрового образования. В его дискурсе это активное использование метаданных в процессе поиска знаний и противоречия, порождаемые данным процессом, где почти все люди теперь «прикованы» к Интернету как узники в платоновской «пещере». Интернет-потребление метаданных в современном образовании, с одной стороны, придает характер машинности в познавательных процессах, а с другой - переключает центр бессознательного внимания с развития Персоны на развитие и эмансипацию Тени в юнгианском смысле.
Аспирант О. В. Синяков, находившийся в Петропавловске (Казахстан), рассказал об организации своей научно-исследовательской работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, что очень актуально в период самоизоляции. Автор акцентировал особое внимание на том, что в современных условиях данные технологии значительно облегчили и упростили его труд, в частности позволили мобильно находить необходимые источники, проводить социологические опросы и взаимодействовать с научным руководителем.
Д. Ю. Пантелеев, студент ФТФиМК ОмГУ, подчеркнул в своем выступлении, что для того чтобы избежать примитивизации мышления, необходимо избегать информационной перегрузки, приобщаться к традиции понятийного мышления и регулярному чтению художественной литературы.
По итогам проведенного мероприятия издан сборник материалов конференции5; должен внести уточнения по изданию материалов предыдущей конференции6, которое было задержано, эти материалы вышли значительно позже (осенью прошлого года) и не в печатном, а в электронном виде7.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 На программу можно взглянуть, воспользовавшись электронным ресурсом: URL: https://yadi.sk/i/ GtEGmY7yS2RCTg.
2 Каждый желающий может в этом убедиться лично, обратившись к видеозаписи конференции: URL: https://youtu.be/GmH-OXZwijA.
3 И это несмотря на то, что данная конференция проводилась именно в таком, цифровом (электронном, т. е. дистанционно), формате! Да, такова печать современности - и эта печать фатально носит цифровой фор-
96 -
Herald of Omsk University 2021, vol. 26, no. 1, pp. 94-97
Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 1. С. 94-97
ISSN 1812-3996-
мат в силу объективных факторов сложившейся пандемической обстановки, и самым ярым противникам обучения онлайн пришлось покорно склонить свою голову перед неотвратимостью судьбы.
4 И здесь я не могу удержаться, чтобы не привести комментарий «варяга», который не принимал участия в самой конференции, но просматривал ее запись на вышеуказанном ресурсе (в силу чего я могу привести только его ник): «Мзия Джемаловна - само очарование, невозможно не влюбиться» (Orah Mudri).
5 Мировоззренческие вызовы XXI века : сб. науч. ст. по материалам IV межвуз. конф. по философии (Омск, 21 декабря 2020 г.) / [редкол. : В. М. Шкарупа (отв. ред.) и др.]. Омск : Шелудивченко А. В., 2020. 88 с.
6 См.: Шкарупа В. М. Третья межвузовская конференция по философии «Мировоззренческие вызовы XXI века» // Вестник Омского университета. 2020. Т. 25, № 1 (95). С. 78-79. DOI: 10.24147/1812-3996.2020. 25(1).78-79.
7 Мировоззренческие вызовы XXI века : сб. науч. ст. по материалам III межвуз. конф. по философии (Омск, 20 ноября 2019 г.) / [редкол.: В. М. Шкарупа (отв. ред.) и др.]. Электрон. текстовые дан. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Шкарупа Владимир Михайлович - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теологии, философии и культурологии, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: ShkarupaVM@ omsu.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Shkarupa Vladimir Mikhailovich - Candidate of Phylo-sophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theology, Philosophy and World Cultures, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: ShkarupaVM@ omsu.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Шкарупа В. М. Четвертая межвузовская конференция по философии «Мировоззренческие вызовы XXI века» // Вестн. Ом. ун-та. 2021. Т. 26, № 1. С. 9497. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(1).94-97.
FOR QTATIONS
Shkarupa V.M. The forth interuniversity conference on philosophy "Worldview challenges of the 21st century". Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2021, vol. 26, no. 1, pp. 94-97. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(1).94-97. (in Russ.).