Научная статья на тему 'Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности'

Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9543
1080
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / ДЕВИАНТ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS / IMPULSIVITY / DEVIANT / DECISION MAKING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коробанова Жанна Владимировна, Полевая Марина Владимировна

В статье представлена характеристика нескольких теоретических подходов к пониманию девиантного поведения личности с точки зрения психологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deviant personality behavior: social and psychological characteristics

The article presents the characteristic of several theoretical approaches to understanding the deviant behavior of an individual from the point of view of a psychological approach.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности»

УДК 316.62

DOI10.34823/SGZ.2020.1.51298

Ж.В. КОРОБАНОВА кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве РФ*

М.В. ПОЛЕВАЯ доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве РФ**

Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности1

В статье представлена характеристика нескольких теоретических подходов к пониманию девиантного поведения личности с точки зрения психологического подхода.

Ключевые слова: девиантное поведение, социально-психологические детерминанты, импульсивность, девиант, принятие решений.

Zh.V. KOROBANOVA Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Personnel Management and Psychology at the Financial University under the Government of the Russian

Federation

M.M. POLEVAYA Ph.D. Economics, Chair of Personnel Management and Psychology at the Financial University under the Government of the Russian Federation

* Коробанова Жанна Владимировна, e-mail: zhkorobanova@fa.ru.

** Полевая Марина Владимировна, e-mail: mvpolevaya@fa.ru. 1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Deviant personality behavior: social and psychological characteristics

The article presents the ch aracteristic of several theoretical approaches to understanding the deviant behavior of an individual from the point of view of a psychological approach.

Keywords: deviant behavior, socio-psychological determinants, impulsivity, deviant, decision making.

Девиантное (ненормальное, аномальное, отклоняющееся) поведение представляет собой систему поступков, противоречащую принятым в обществе нормам и проявляющуюся в качестве несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над своим поведением.

Девиантное/дисфункциональное поведение определяется как поведение, которое намеренно нарушает общие нормы действий в ситуации потребления1. Более конкретно причины, по которым некоторые виды поведения классифицируются как «отклоняющиеся», заключаются в том, что они оказывают негативное влияние на заинтересованные стороны и могут нанести им вред.

Девиантное поведение, с точки зрения В.Д. Менделе-вича, может разделяться на пять видов: деликвентное, ад-диктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, поведение на базе гиперспособностей.

Различие делинквентного и криминального поведения определяется не возрастом, с которого наступает уголовная ответственность (совершение деликтов может происходить и во взрослом, и даже в пожилом возрасте), а степенью осознания личностью собственных противоправных

поступков и действий, их социальной значимости и вредных

2

последствий для окружающих .

Патохарактерологический тип девиантного поведения представляет поведение, детерминированное патологическими изменениями характера, которые сформировались в

1 Schaefers T, Wittkowski K, Benoit S., Ferraro R. Contagious effects of customer misbehavior in access-based services // Journal of Service Research, 2016, 19 (1), p. 3-21.

2 Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. СПб., 2010. 256 с.

процессе воспитания. К ним следует отнести психопатии и выраженные акцентуации характера (личности)1.

Психопатологический тип девиантного поведения характеризуется психопатологическими симптомами и синдромами - проявлениями различных психических расстройств и заболеваний. При этом обычно мотивы поведения психически больного могут быть непонятны до тех пор, пока не будут выявлены основные признаки психических расстройств.

В реальности не существует типов поведения «нормальных» или же «девиантных» по своей природе и по содержанию. Различные виды и образцы поведения могут быть «нормальны» или «девиантны» только с точки зрения сложившихся социальных норм в обществе в актуальный период его существования.

Девианты - это люди или группы, чьи взгляды и действия расходятся с общепринятыми социальными стандартами. Здесь важно подчеркнуть три момента. Во-первых, понятия девиантности и девиантов имеют негативную коннотацию и чаще всего связаны с вредным или социально неприемлемым отклонением от существующих норм. Однако отклонения могут быть конструктивными и приводить к позитивным изменениям в поведении2. Во-вторых, девиация не является простым статусом или ярлыком. Девиации являются социальными конструкциями и могут быть приписаны отдельным лицам, группам или поведению для ряда социальных или политических целей3. Отдельные лица или группы могут также принимать отклоняющиеся статусы и идентичности, чтобы отличать себя от других, особенно если их ценности противоречат ценностям других. В-третьих, поскольку понятия девиации являются социально выстроенными, поведение, которое может быть признано девиантным в одно время одним набором людей, другим может не считаться девиантным. Поэтому попытки использовать маркировку отклонений уничижительно, чтобы различать, маргинализировать или контролировать людей или выделять их в качестве агентов позитивных изменений, должны рассматриваться как попытки осуществлять

1 Там же, с. 82.

2 Boukis A. Achieving favourable customer outcomes through employee deviance // Service Industries Journal, 2016, 36 (7-8) p. 319-338.

3 Adler P.A., Adler P. Constructions of deviance. Social power, context, and interaction. (8th ed.), Wadsworth, Belmont, CA , 2015.

власть над другими людьми в определенное время и в оп-

1

ределенном месте .

Социальные девиации и девиантное поведение могут иметь для общества двойственное значение: позитивные будут служить средством развития системы, повышения уровня ее организованности, устранения устаревших стандартов поведения (социальное творчество во всех его проявлениях); негативные будут дисфункциональными. Они способствуют дезорганизации системы (преступность, наркотизм, коррупция, терроризм и др.). Между позитивным и отрицательным девиантным поведением отсутствуют постоянные границы,

они характеризуются подвижностью во времени и прост-

2

ранстве социумов .

В литературе указывают ряд социальных и психологических особенностей девиантного поведения личности3:

• негативная оценка со стороны социального окружения девиантного поведения и личности, его проявляющей;

• деструктивный или аутодеструктивный характер девиантного поведения (реальный ущерб личности, его проявляющей, или окружающим людям);

• стойкость проявления девиантного поведения (многократно или длительно);

• для определения поведения как девиантного оно должно согласовываться с общей направленностью личности;

• сопровождение девиантного поведения разнообразными проявлениями социальной дезадаптации;

• выраженность девиантного поведения индивидуальным и половозрастным своеобразием.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Существует множество различных теорий, объясняющих, что побуждает человека к девиантному поведению с биоло-

1 Dotter D. Creating deviance: Scenarios of stigmatization in postmodern media culture // Deviant Behavior, 2002, 23 (5),p. 419-448

2 Гилинский Я.И. Российская социология девиантности и социального контроля (девиантология) в 60-90-е гг ХХ столетия // Вестник Казанского юридического института МВД России, 2010, № 1, с. 7-19.

3 Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: Учеб.-метод. комплекс. Минск, 2009, с. 32.

гической, социологической, а также психологической точек зрения. Так, например, социологические объяснения девиант-ного поведения сосредоточены на том, как социальные отношения способствуют появлению девиаций.

Психологические подходы к объяснению девиантного поведения различны и происходят в основном из трех теорий: психоаналитической теории, теории когнитивного развития и теории обучения.

Однако у всех психологических подходов к девиациям есть некоторые общие черты. Во-первых, в каждом из них основной единицей анализа является индивид. То есть с точки зрения психологии, отдельные люди несут исключительную ответственность за свои преступные или девиантные действия. Во-вторых, личность человека является основным мотива-ционным элементом, который управляет поведением людей. В-третьих, девианты считаются страдающими от личностных недостатков, что означает, что девиантные поступки являются результатом ненормальных, дисфункциональных или неадекватных психических процессов в личности человека. Наконец, эти дефектные или ненормальные психические процессы могут быть вызваны различными причинами, в том числе интеллектуальными проблемами, недостатками обучения и воспитания, отсутствием подходящих образцов для подражания или, напротив, сильным влиянием неподходящих образцов для подражания.

Психоаналитическая теория утверждает, что у всех людей есть естественные побуждения, желания, влечения, которые подавляются в бессознательном. Согласно классическим идеям психоанализа у всех людей есть влечение к разрушению, агрессии, самоагрессии. Антисоциальные импульсы человека могут быть направлены как внутрь, так и наружу. Направляя эти импульсы вовне, люди проявляют девиантное поведение.

Согласно теории когнитивного развития преступное и де-виантное поведение является результатом того, как люди воспринимают, понимают, оценивают мораль и закон. Например, Л. Колберг в своей теории нравственного развития выделил три уровня моральных рассуждений. На первом уровне доконвенциональной морали моральные рассуждения основаны на послушании и избегании наказания. На уровне конвенциональной морали моральные рассуждения основаны на ожиданиях, которые семья ребенка и другие важные для

него люди возлагают на него. Третий уровень моральных рассуждений, постконвенциональный, характеризуется тем, что человек может выйти за рамки социальных соглашений и руководствоваться собственными моральными принципами. Люди, которые не проходят через эти стадии, могут застрять в своем моральном развитии и, как следствие, вести себя девиантно.

Теория обучения основана на принципах бихевиоризма. Согласно этому подходу люди учатся девиантному поведению, наблюдая за другими людьми и за последствиями, которые имеет такое поведение.

Все вышесказанное может быть отнесено и к девиантному экономическому поведению.

Экономическое поведение представляет собой различные проявляющиеся вовне формы активности субъекта по отношению к различным экономическим объектам: выбор формы экономической активности, сама экономическая активность, различные формы экономического поведения (потребительского, сберегающего, инвестиционного и т.п.), «монетарное поведение»1. Единицами анализа экономического поведения могут быть когнитивные (познавательные), аффективные и конативные (действенно-динамические) компоненты2.

Если говорить о девиантном экономическом поведении, то здесь уместно рассматривать область поведения на рабочем месте, потребительское, инвестиционное и заемное поведение (список может быть продолжен, но пока остановимся на этих вариантах). Нежелательное поведение на рабочем месте было по-разному осмыслено разными авторами, например, (речь может идти об антисоциальном поведении (месть сотрудников, агрессия, ложь, воровство и саботаж), «коварное» (шутки, пинки, сплетни), «контрпродуктивное» (поведение, которое ставит человека и организацию под угрозу) и «дисфункциональное поведение», «организационное нарушение» (когда работники делают то, чего не должны делать)3 и «невежливость на рабочем месте».

1 Журавлев А.Л., Позняков В.П. Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004, № 3, с.. 46-64.

2 Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. СПб., 2000.

3 Richards J. The many approaches to organisational misbehaviour: A review, map and research agenda // Employee Relations, 2008, 30 (6), p. 653-678.

Различия в терминологии отражают различия в направленности и объеме концептуализации авторов.

В работе Боссут показана связь между импульсивной покупкой и девиантным поведением (а именно неэтичным поведением потребителей)1.

Импульсивная покупка (impulsive buying) является общим термином для различных импульсивных покупательских поведений (impulsive buying behaviors). Стерн2 описал четыре типа импульсивных покупок: чисто импульсивные покупки, импульсивные покупки с напоминанием, импульсивные покупки с предложением и запланированные импульсные покупки. Эти четыре типа различаются в зависимости от времени (до или после входа в магазин) и эмоционального характера решения о покупке3. Импульсивная покупка происходит, когда потребитель испытывает внезапное, часто сильное и постоянное побуждение купить что-то немедленно. Импульс к покупке гедонистически сложен и может стимулировать эмоциональный конфликт. Кроме того, импульсивные покупки имеют тенденцию происходить с уменьшенным вниманием к его последст-виям4. Если импульсивное решение о покупке принимается после входа в магазин, это делает его очень восприимчивым к стимулам в магазине, которые вызывают эмоциональную привлекательность.

Потребители, совершающие импульсивные покупки, ощущают необходимость покупать продукт, который, как они знают, им не следует покупать, по разным причинам: ограничения в питании, финансовые ограничения, нехватка свободного места для хранения продукта и / или мнение других. Несмотря на знание того, что эта покупка может помешать достижению долгосрочных целей (например, здорового веса тела, здорового сберегательного счета, чистого дома и хороших отношений), потребителям иногда кажется, что им не

1 Bossuyt S. et al. The compelling urge to misbehave: Do impulse purchases instigate unethical consumer behavior? // |Journal of Economic Psychology, 2017, 58, p. 60-76.

2 Stern H. The significance of impulse buying today // Journal of Marketing, 1962, 26, p. 59-62.

3 Bellenger D.N., Robertson D.H., Hirschman E.C. Impulse buying varies by product // Journal of Advertising Research, 1978, 18, p. 15-18.

4 Rook D. The buying impulse // Journal of Consumer Research, 1987, 14, p. 189199.

хватает самоконтроля, чтобы противостоять желанию купить1. Этот эмоциональный конфликт между желанием и силой воли был определен разными авторами как один из ключевых элементов процесса импульсивной покупки. Источник эмоционального конфликта, присущего процессу импульсивных покупок, заключается во взаимодействии двух систем, которые управляют поведением человека.

Импульсивность, или склонность действовать спонтанно, не задумываясь, является существенным предиктором прес-тупности2. Идея заключается в том, что люди с импульсивной личностью движимы потворством своим желаниям, лишены самоконтроля, имеют проблемы с отсрочкой удовлетворения и, желая обеспечить себе быструю прибыль, не учитывают последствия своего поведения, что повышает вероятность их участия в преступной деятельности3. Исследования в области нейропсихологии показывают, что эти импульсивные тенденции могут быть вызваны дисфункциями лобных долей головного мозга. Это объясняет, почему участие в преступной деятельности часто связано с участием в других видах поведения, которые характеризуются потворством своим желаниям и стремлением к немедленному удовлетворению, таким как курение, употребление алкоголя и азартные игры4.

В работе Боссут было проведено три серии исследований, которые показали, что клиенты, совершившие импульсивные покупки, с большей вероятностью, чем клиенты, совершившие обычные покупки, пассивно получают выгоду от ошибки кассира в их пользу; покупатели в условиях лабораторного эксперимента, совершившие импульсивные покупки, с большей вероятностью, чем покупатели, совершившие обычные покупки, нарушали свои бюджетные нормы и брали более дорогие продукты; наконец, участники с большей вероятностью обманывают, чтобы увеличить свои шансы на выигрыш продуктов,

1 Baumeister R.F. Yielding to temptation: Self-control failure, impulsive purchasing, and consumer behavior // Journal of Consumer Research, 2002, 28, p. 670-676.

2 Gottfredson M.R., Hirschi T. A general theory of crime. Stanford University Press, 1990.

3 Enticott P.G., Ogloff J.R.P., Bradshaw J.L. Associations between laboratory measures of executive inhibitory control and self-reported impulsivity. Personality and Individual Differences, 2006, p. 41.

4 Pratt T., Cullen F. The empirical status of Gottfredson and Hirschi's general theory of crime: A meta-analysis // Criminology, 2000, 38, p. 931-964.

провоцирующих возбуждение импульсивной системы, а не рефлексивной, по сравнению с контрольными условиями1.

Психолог Дж. Мерсер2 утверждает, что теории рационального выбора объясняют, как человек должен рассуждать, а не как он на самом деле рассуждает, и они недостаточно объясняют, как люди принимают решения для достижения результата.

Вопреки убеждениям традиционной экономики, что люди ведут себя рационально, сознательно взвешивая риски и выгоды в принятии решений, растущий объем исследований в области социальной психологии и поведенческой экономики показывает, что на принятие решений влияет интуитивное принятие решений, которое часто опирается на когнитивные эвристики, «встроенные» в поведение человека, и реже на обдуманное и контролируемое принятие решений. Как показывают работы Д. Канемана3, когнитивные предубеждения формируют принятие решений и поведение людей таким образом, что они не соответствуют прогнозам теории рационального выбора.

На сегодняшний день исследователи, работающие в области психологии коррупции, уделяют основное внимание социально-психологическим детерминантам неэтичного поведения, таким как влияние групповых норм, общение и взаимодействие людей4. Это вполне оправдано, учитывая социальную, интерактивную природу коррупции. Однако социально-психологический подход не учитывает когнитивные процессы, такие как принятие решений и обработка информации, которые побуждают людей действовать неэтично, или психологические детерминанты девиантного поведения.

Девиантное экономическое поведение не всегда имеет негативную коннотацию, оно может иметь и просоциальную направленность, например, может быть ориентированным на интересы клиента. Актуальность этой проблемы растет, поскольку по мере усиления конкуренции на рынке взаи-

1 Bossuyt S. et al. The compelling urge to misbehave: Do impulse purchases instigate unethical consumer behavior? // Journal of Economic Psychology, 2017, 58, p. 60-76.

2 Mercer J. Rationality and Psychology in International Politics. International Organization, 1959, p. 77-106.

3 Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. L.: Penguin Books, 2011.

4 The cognitive psychology of corruption. Micro-level explanations for unethical behavior. By Kendra Dupuy and Siri Neset https://www.u4.no/publications/the-cognitive-psychology-of-corruption

модействие между клиентами и сотрудниками в сфере услуг становится все более важным для успеха организаций1. Построение прочных отношений с клиентами является жизненно важной стратегией, которую используют организации, предоставляющие различные услуги, для поддержания конкурентного преимущества.

1 Yoo J. Customer power and frontline employee voice behavior: mediating roles of psychological empowerment // European Journal of Marketing, 2017, 51(1), p. 238-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.