Научная статья на тему 'Детство военных лет (1941-1945 гг. ): проблемы и перспективы изучения'

Детство военных лет (1941-1945 гг. ): проблемы и перспективы изучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детство военных лет (1941-1945 гг. ): проблемы и перспективы изучения»

культуры в Казани. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005. -500 с.

3. Кабирова А.Ш. Из истории военной повседневности: решение жилищной проблемы в Татарстане в 19411945 гг. // Уч. зап. Казанск. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 152. Кн. 3. Ч. 2. - С. 156-167.

4. Кропачев, С. А. Десять лет, изменившие страну. Проблемы отечественной истории и историографии середины 1930-1940-х годов. Сб. науч. ст. / С. А. Кропачев. - Краснодар: Изд-во «Экоинвест», 2006. - 132 с.

5. Ткачева Г.А. Общественное сознание дальневосточников в годы Великой Отечественной войны (19411945) // Гуманитарные и социально-экономические аспекты обучения и воспитания кадров ВМФ. Владивосток,2002. Вып. 6. - С. 95-103.

© Якупов А. М., 2018

УДК9

А. М. Якупов

Студент 2 курса магистратуры БГПУ им. Акмуллы

Г. Уфа, РФ E-mail: askar200@mail.ru Научный руководитель: Р. З. Алмаев Канд.истор. наук, доцент БГПУ им. Акмуллы

Г. Уфа, РФ E-mail: almaev_history@mail.ru

ДЕТСТВО ВОЕННЫХ ЛЕТ (1941-1945 ГГ.): ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Детские годы многих советских граждан прошли во время Великой Отечественной войны. Война оставила очень глубокий след в сердцах целого поколения и стала сильным ударом для каждого отдельного человека, поломав немало человеческих жизней. Хотя и предпринимались попытки комплексного и системного изучения детства военных лет, до сих пор эта проблема остается актуальной и нерешенной. В данной статье представляются неопровержимые доказательства этой проблемы в историографии Советского и Российского общества, а также предлагаются наиболее успешные направления будущего анализа.

В работах каждого второго автора особое место уделяется героизму и патриотизму детей и подростков в военные годы. Исследователями указываются готовность детей оказать свою помощь взрослому населению, огромное желание хоть каким-то образом помешать врагу делать победные шаги и тягу взять на свою маленькую долю большую участь. Дети военных лет стремились стать настоящими солдатами, разведчиками и партизанами. Именно поэтому так много работ рассказывают о незабываемых подвигах детей. Большое призвание получили Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, получившие, в последствие, посмертное звание Героя Советского Союза.

Помощь детей в годы войны заключалась не только в этом: они активно создавали тимуровские команды, собирали средства и ресурсы на форд нашей обороны, принимали участие в отправке теплых вещей солдатам, и, конечно же, всячески помогали семьям, оставшихся в трудных жизненным ситуациях, инвалидам и раненным солдатам. Также дети принимались на работу в колхозах, совхозах и предприятия. Таким образом, у детей воспитывался дух патриотизма, преданности своей стране и идеям коммунистической партии.

В работах многих авторов говорятся не только о помощи детей своей стране, но еще и о заботе советского государства о детях. Об этом первым заговорил А. М. Синицын, выделив эту проблему как

самостоятельное направление. Автор, заостряя внимание на заботу государства к детям, писал о нормах снабжения и поиска дополнительных средств для улучшения детского питания, создании новых детдомов, суворовских и ремесленных училищ, шефстве над детскими учреждениями, устройстве и усыновлении сирот, создании фонда помощи детям и сбор средств в него, другие мероприятия. Подчеркивал значительный размах оказываемой помощи, указывали, что для детей фронтовиков в годы войны в СССР было собрано 273 млн. руб., значительное количество обуви, одежды, белья, продовольствия. Количество детей, пользовавшихся услугами оздоровительных учреждений различного типа, выросло с 1,5 млн. в 1943 г. до 3,6 млн. чел. в 1945 г.6

Но несмотря на оказание подобных услуг, детские образовательные организации оставляли желать лучшего в связи с нехваткой питания и обеспечения жизненно необходимыми ресурсами. Достаточно показательны в данном отношении слова из письма воспитанников одного из детских домов Крыма, отправленного в самом конце войны, 20 января 1945 г., В. М. Молотову: «Нас не беспокоит то, что пока живем в малоприспособленных болгарских хатах, что мы еще пока недостаточно одеты и обуты, но нас беспокоит то, что весна не за горами, а работать у нас не на чем. Инвентаря у нас нет, а лошадь одна, и та -без зубов, так что ни наш тщательный уход, ни корм не возвращают ее к полной работоспособности»7.

Невозможно не упомянуть тот факт, что в годы Великой Отечественной войны возросло количество беспризорных и безнадзорных детей. Исследователи раскрыли основные решения советского руководства по данному вопросу, создание и деятельность республиканских, краевых и областных комиссий по устройству детей, чьи родители погибли или отстали во время эвакуации, трудности возвращения таких детей к нормальной жизни, обучению и труду. Только в Белоруссии после ее освобождения от оккупации насчитывалось свыше 70 тыс. сирот, на Украине в апреле 1944 г. на учете со- стояло 147 тыс. сирот. Для их устройства расширялась сеть детских учреждений, принимались меры по улучшению условий проживания в них. Всего в конце войны в СССР насчитывалось около 6 тыс. детских домов, не менее 350 тыс. детей воспитывалось в семьях советских граждан. При этом в советской историографии проведение мероприятий в отношении детей, оставшихся без надзора родителей, связывалось с общей политикой ВКП(б), основными принципами коммунистической идеологии, что сопровождалось недооценкой роли правоохранительных органов в решении данной проблемы. 8

Исследователями также изучался вопрос, касающийся социального обслуживания детей, включая медицинскую помощь и работу органов здравоохранения , которые были направлены на снижение детских болезней и смертности в целом. Согласно статистическим данным, в первый период войны количество инфекционных заболеваний выросло, в 1943 г. снизилось, а в 1944 г. вновь повысилось, особенно в освобожденных от оккупации регионах. Современные историки дают негативные оценки общего состояния детей тех времен, особое внимание, уделив младенческой смертности. Отметив факты широкого распространения дистрофии и роста детской смертности, В. С. Кожурин, например, утверждал, что в военные годы «нация находилась на грани физического вымирания».9 Особенно большие показатели ранней смертности были закреплены за Свердловской, Омской, Кировской и Горьковской областями.

Важно отметить, что учеными в этой области изучались не только вопросы, напрямую связанные с физическим состоянием, образованием и моральными устоями детей, но еще и внутренней составляющей детей, участвующих в войне. Наиболее полно раскрывались их глубокие переживания, недетские мысли и влияние войны на психику детей. В стране поддерживались стереотипы, касательно патриотизма и ненависти к врагу, но при этом не учитывались индивидуальные, физические и духовные особенности детей. Историки отмечают, что желание рисковать, побеги на фронт и стремление участвовать в кровавых боевых действиях связаны не только с чувством долга, но и присуще этому возрасту поведению.

6 Синицын А. М. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1969. №6; он же. Всенародная помощь фронту. - М.,1975.

7 Советская повседневность и массовое сознание .1939-1945. - М., 2003.- 147 с.

8 Синицын А. М. - Всенародная помощь фронту, 2-е издание. М., 1985. - С.391, 394.

9 Кожурин В. С. Народ и Власть (1941-1945гг. Новые документы) . М., 1995. - С. 5

~ 31 ~

Невозможно в полной мере раскрыть нравственную, эмоциональную, психологическую сторону советских детей только на основании представленных документов, в которых отсутствуют данные личного переживания и жизни на тот момент. Для взрослого населения выход из войны был тяжелым шоком, а для неокрепшей детской психики оставила глубокую рану в сердцах каждого до конца жизни. Весь этот посттравматический синдром позже вылился в виде психологических и нервных заболеваний, а также в общем физическом состоянии. Война в жизни этих детей навсегда поменяла их особенности, внутренние содержание, стиль поведения, выбор профессии, оставила глубокий и незабываемый отпечаток в детской памяти.

Список использованной литературы:

1. Кожурин В. С. Народ и Власть (1941-1945гг. Новые документы) . М., 1995. - С. 5

2. Синицын А. М. Всенародная помощь фронту, 2-е издание. М., 1985. - С.391, 394.

3. Синицын А. М. Забота о безнадзорных и беспризорных детях в СССР в годы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1969. №6; он же. Всенародная помощь фронту. - М.,1975.

4. Советская повседневность и массовое сознание .1939-1945. - М., 2003.- 147 с.

© Якупов А. М., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.