Научная статья на тему 'Детство как объект социальной защиты'

Детство как объект социальной защиты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
987
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ / ДЕТСТВО / ПРОБЛЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коршунова Кристина Николаевна

Статья посвящена проблеме выделения объекта социальной защиты детства в Российской Федерации. Проведен анализ понятий детства и социальной защиты. Обозначение четких критериев объекта создает возможность для полноценного функционирования современной системы социальной защиты детства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детство как объект социальной защиты»

УДК 364.42-053.2

ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ CHILDHOOD AS AN OBJECT OF SOCIAL PROTECTION К. Н. Коршунова K. N. Korshunova

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Аннотация. Статья посвящена проблеме выделения объекта социальной защиты детства в Российской Федерации. Проведен анализ понятий детства и социальной защиты. Обозначение четких критериев объекта создает возможность для полноценного функционирования современной системы социальной защиты детства в России.

Abstract. The article is devoted to the problem of sorting out the object of the childhood social protection in the Russian Federation. The author analyses the concepts of childhood and social protection. Sorting out precise criteria of the object gives an opportunity for adequate functioning of the modern system of childhood social protection in Russia.

Ключевые слова: объект, детство, проблема, социальная защита.

Keywords: object, childhood, problem, social protection.

Актуальность исследуемой проблемы. Отсутствие четкого объекта социальной защиты детства является актуальной проблемой современной системы защиты в Российской Федерации. В современной науке нет единого мнения о том, что считать детством, каковы особенности этого возрастного этапа и его временные границы. В зависимости от сферы изучения детства существуют различные подходы к определению данного понятия. Детство в широком смысле представляет собой особое социальное явление, требующее научного осмысления, системного подхода и междисциплинарного изучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблемы детства невозможно вне связи с обществом, с государством.

Одно из главных достижений науки о детстве конца 1980-1990 годов - появление социологии детства. Безусловно, социологи всегда интересовались проблемами детства, но чаще всего делали это параллельно с какими-то другими направлениями, например, в рамках социологии воспитания или социологии семьи. «Субъектные» аспекты и специфические социальные трудности детства нередко оставались при этом в тени.

В 1998 г. в рамках Международной социологической ассоциации создан специальный Исследовательский комитет по социологии детства. Сегодня социология детства существует и в России. Статистические данные собирают многочисленные неправительственные организации. НИИ детства Российского детского фонда с 1990 г. регулярно публикует доклады и исследовательские материалы о положении детей в России. Социальные пробле-

мы детства исследуются в рамках социологии семьи, образования и молодежи. Особое внимание при этом уделяется наиболее болезненным проблемам, таким как социальное сиротство, беспризорность, детская преступность, проституция и т. д. Однако в целом российские исследования по социологии детства остаются разрозненными и атеоретическими.

Материал и методика исследований. Объектом изучения являются дети, нуждающиеся в социальной защите. В качестве предмета изучения выступают государственные доклады о положении детей и основанные на них государственные программы.

Основными методами исследования являются структурно-функциональный, сравнительный и методы выборочного обследования (такие как интервью, наблюдение, анализ документов).

Результаты исследований и их обсуждение. Понятие детства рассматривается многоаспектными подходами к его определению в разных областях знаний, что, в свою очередь, затрудняет и четкое определение объекта социальной защиты. Социальное благополучие (неблагополучие) детства связывается по преимуществу с такими явлениями, как самочувствие детей, степень благополучия и удовлетворенности в качестве и количестве потребляемых ими благ и услуг и прежде всего в пище, одежде, поддержании здоровья, удовлетворении образовательных, духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем функционирующей системы подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. По содержанию социальное неблагополучие детей зависит прежде всего от окружающей среды ребенка и непосредственно связано с его уровнем жизни.

Решение данных проблем возложено на институт социальной защиты детства, который имеет богатую историю своего становления и развития. В течение многих веков становления российского государства он видоизменялся и приобретал новое значение как проявление сострадания (содействия) к детям. На протяжении всей истории явно прослеживалось расширение субъектов социальной защиты детства и функциональное перераспределение ролей относительно социальной защиты. Учитывая, что первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, можно с уверенностью сказать, что прообразом современной социальной защиты является составленный князем Ярославом свод законов под заглавием «Русская правда». Согласно этому документу «отец провозглашается основным защитником детей; определяются некие условия опекунства: вступление в опекунство в присутствии общины, обязательность заботы об опекаемых, обязанность опекуна сохранить в целостности положенное опекаемому наследство и др.» [4]. Здесь излагаются права детей при разделе домашнего имущества и указывается их социальное положение после гибели родителей. Следует отметить, что из 37 статей «Русской правды» 8 посвящены социальной защите детства. Для того времени это был очень гуманный документ в области защиты прав и интересов детей. Современной законодательной базой социальной защиты детства в России выступают: Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. (например, ст. 20 «Каждый имеет право на жизнь»; ст. 38 «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей») [3]; Семейный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 г. (ст. 56. «Право ребенка на защиту») [2]; а также постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:

- Федеральное собрание РФ, принимающее и одобряющее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

- Президент РФ, подписывающий федеральные законы и издающий соответствующие указы;

- Правительство РФ, принимающее постановления по вопросам социальной защиты детства;

- суды РФ, рассматривающие спорные и проблемные ситуации в области социальной защиты детства;

- министерства и ведомства РФ, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

- руководители учреждений и предприятий, издающие правовые акты по вопросам социальной защиты детей.

Другая форма социальной защиты детства - программы. Она характерна для органов государственной власти, занимающихся социальной защитой детства. Известна феде -ральная целевая программа «Дети России», излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства.

Существуют планы мероприятий по социальной защите детства, например, план действий по улучшению положения детей в РФ на 2001-2002 гг. и, наконец, создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства.

Итак, социальная защита детства как в современном мире, так и в России является одним из важнейших факторов экономического, социального, культурного развития общества и представляет основу социальной политики государства. Право на получение со -циальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка.

Система социальной защиты детства сегодня представляет собой систему осуществляемых обществом и его официальными структурами различных мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Несмотря на вышеизложенные формы социальной защиты детства, в данной области, безусловно, присутствуют проблемы. Помимо юридических мер, регулирующих отношения относительно социальной защиты детства, необходим комплекс мер по изменению положения детей как особой маргинальной группы. Отсутствие данных мер ведет к специфическому положению, называемому депривацией [1]. Этот термин заимствован из психологии, где он обозначает психическое состояние, возникшее как следствие жизненных ситуаций, где субъект лишен возможности удовлетворять основные потребности в достаточной мере и в течение длительного времени.

Под социальной депривацией понимается лишение, ограничение либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития ребенка. До определенного возраста ребенок оценивается со стороны взрослых как несамостоятельный субъект деятельности, т. е. общество берет на себя обязательства по обеспечению условий его жизнедеятельности, осуществляя заботу либо непосредственно через институты образования и воспитания, назначая различные льготы и пособия, либо опосредованно через семью, которая также является общественным институтом. Главнейшим субъектом социальной защиты детства была и будет семья как важнейший институт социализации ребенка. Существует мнение, что семья, эволюционируя во времени, перестает являться полноценным социальным институтом, однако

предназначенные ей функции относительно воспроизводства населения и воспитания де -тей до сих пор очевидны. Общество зачастую создает новые институты социализации, финансирует перспективные социальные программы, направленные на заботу о детях. При этом следует отметить, что не все дети находятся в равном положении или имеют одинаково благоприятные условия для выживания. Поэтому, классифицируя источники социальной депривации, выделим три основные группы. К первой относятся нарушения в функционировании социальной системы в целом, обострение существующих и возникно -вение новых противоречий на макросоциальном уровне. Сегодня обостряется ряд проблем, вызванных переходом к рыночной экономике, повышением цен, дефицитом товаров, общей нестабильностью и т. д. Все это приводит к нарушению сложившихся условий жизни у детей, создавая реальную опасность для их жизни. Второй тип депривирую-щих факторов - нарушение функционирования институтов, связанных с социализацией, воспитанием и обучением детей. К сожалению, дети не всегда осваивают целые пласты социальных связей и отношений, необходимых им для полноценного развития своей лич -ности. К третьей группе причин возникновения социальной депривации следует отнести особенности физического, психического, интеллектуального развития ребенка, учитывая состояние его здоровья либо специфические особенности жизненного пути ребенка. Все эти обстоятельства способны значительно обострить проблемы, сделать их трудноразре -шимыми.

Преодоление социальной депривации детей, связанной с недостатками функционирования социальных институтов, а также с особенностями индивидуального развития ребенка, возможно через целый комплекс экономических, юридических и социальных мер.

Социальная защита ребенка - это не только опека, забота о нем, но и совокупность мероприятий, помогающих ему стать уверенным в своих силах, пробуждающих активность личности. Такой подход должен лечь в основу разработки целостной системы социальной политики государства в области детства, исходящей из оценки реального положе -ния детей в обществе на сегодняшний день.

Объектом социальной защиты детства в широкой трактовке являются все дети, т. е. несовершеннолетние, которые нуждаются в специальной охране и заботе. Но, к сожалению, у разных детей различные потребности и учесть их все очень сложно.

Резюме. Для того чтобы современная система социальной защиты детства была эффективной, необходимо соблюдать главное условие - правильное применение методов и форм социальной защиты детства при четком определении объекта социальной защиты детства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еникеев, М. И. Общая, социальная и юридическая психология : краткий энцикл. слов. / М. И. Енике-ев, О. Л. Кочетков. - М. : Юрид. лит., 1997. - 112 с.

2. Кодексы и Законы Российской Федерации. - СПб. : Весь, 2007. - 703 с.

3. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. - 8 с.

4. «Русская правда» (пространная редакция). Текст «Русской правды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.okpravo. info/pam/12.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.